Феодор Продром (между 1070 и 1075ок. 1153 или ок. 1100ок. 1170) – уроженец Константинополя, крупный поэт, обращавшийся почти ко всем жанрам литературы своего времени. В ряде стихотворений содержались сведения о деде поэта, его отце, любителе книг и путешествий, о дяде, который был известен под именем Uoahha II , митрополита Киевского (10771088), и о жене, представительнице средних городских кругов, презиравшей ученые занятия своего высокообразованного мужа. Феодор Продром входил в состав кружка во главе с севастократиссой Ириной, члены которого (Иоанн Цец, Евстафий Солунский , Михаил Хониат , Константин Манасси) находились в оппозиции императору Иоанну II Комнину (11181143). Предполагают, что поэт занимался также педагогической деятельностью. В конце своей жизни он оказался в монастыре, но неизвестно, принял ли он постриг. Творчество Феодора Продрома во многом имело новаторский характер. Он ввел в византийскую литературу различные бытовые мотивы, создав своеобразный стихотворный или прозаический рассказ-зарисовку, окрашенный юмором (небольшие поэмы «Против бородатого лжемудреца», «Против похотливой старухи», «Невежда, или Считающий себя грамматиком», «Амарант, или Любовь старика» о дочери садовника Мирилле, вынужденной выйти замуж за богатого похотливого старика, рассказ «Палач или Врач» о лжевраче, который взялся вырвать поэту больной зуб, разрезал ему десну, но отломал лишь крохотный кусок). В одной из поэм, посвященной характеристике 12 месяцев, подробно описано заболевание оспой, даны медицинские советы о том, как принимать пищу, необходимую организму, в различные месяцы года. С именем Продрома связывают появление образа поэта-попрошайки, который не в состоянии прокормить себя своей ученостью и вынужден выслушивать бесконечные попреки жены, завидовавшей благополучию безграмотного соседа-ремесленника. Феодор Продром отдал дань панегирической поэзии славословиям императору, которые исполнялись во время празднования рождества или крещения, при возвращении василевса в столицу из очередного военного похода или при его появлении на ипподроме. Уподобляя императора Христу, поэт называл крещение «двойной радостью ромеев», так как «Христос крещен в потоке воды», а возвратившийся с поля боя «василевс крещен в потоке пота». Продром не скупился на красочные эпитеты и сравнения в описании правителя, несущего ромеям свет, а врагам империи – грозу. Восхваления по адресу императора сливаются с призывом уничтожать варваров-«персов», не щадить их жен и детей, чтобы продемонстрировать всей ойкумене, что «бог с нами и с василевсом». Славословия написаны торжественным пятнадцатисложником, имеющим характер хорового пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Относительно следующей генерации писателей следует упомянуть о двух чертах: 1) о страхе перед бездной премудрости, заключавшейся в трудах предшественников, который выразился в их стремлении сократить труды и без того краткие (Михаил Глика, ХПв., Константин Манасси, XII в., Иоиль, XIII в., Ефрем, XIV в.), и 2) об их византийской слабости к цветословию, сказавшейся в своеобразной форме трудов трех последних историков, передававших исторические события в политических стихах (тонического размера). Несмотря, однако, на столь своеобразную форму их трудов, они в изложении содержания замечательно строго держатся буквы трудов своих предшественников и более всего Зонары. Последним церковным историком в Византии был Ники–Фор Каллист, константинопольский монах (около 1333 г.), намеревавшийся написать церковную историю в 23 книгах; но до нас дошло только 18 книг (доведена история до 610 г.), а от следующих книг сохранились только заглавия (до 911 г.). Его историю издал по единственной венской рукописи в 1630 году Fronton le Due. С этого издания она перепечатана в «Патрологии» Миня (тт. 145—147) ). Латинская церковная историография     Латинская литература по церковной истории в древний период отражала на себе сильное влияние литературы греческой. Мы знаем, что крупные труды греческой литературы были почти все переведены на латинский язык. Так, например, была переведена церковная история Евсевия, потом — труды трех его продолжателей — Сократа, Созомена и Феодорита. Труд Евсевия был переведен Руфином в 410 году, а сочинения Сократа, Созомена и Феодорита — схоластиком Епифанием (historia tripartita), который занялся этим делом по желанию сенатора Кассиодора (t ок. 562 г.). Следующая серия греческих трудов по нашему предмету ускользает от внимания латинских ученых, но труды Георгия Синкелла, Никифора и Феофана были переведены (отчасти обработаны) на латинский язык Анастасием, римским библиотекарем (f ок. 886 г.). Хроника Евсевия, именно вторая часть — каноны, переведена, обработана и продолжена Иеронимом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Анна Комнина Приложения Библиография периодика ВВ – Византийский временник. ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения. ИРАИК – Известия Русского археологического института в Констан- стантинополе. МП – Македонски преглед. Сп БАН – Списание на Българската академия на науките. ТКДА – Труды киевской духовной академии. АА – Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. AB – Analecta Bollandiana. AHR – Americal Historical Review. AIPhHOS – Annuaire de Institut de philologie et histoire orientales et slaves. ARBSH – Akademie Roumaine, Bulletin de la section historique. BCH – Bulletin de correspondance hellenique. BSl – Byzantinoslavica. Byz. – Byzantion. BZ – Byzantinische Zeitschrift. ΕΕΒΣ – πετηρ ς ταιρεας Βυξαντιν ν Σποδ ν. EO – Echos Orient. Or. Chr. Per. – Orientalia Christiana Periodica. RE – Pauly-Wissowa, Real-Encyclopädie der Klassischen Altertum- wissenschaft hrsg. von W. Kroll. REB – Revue des études byzantines. REG – Revue des études grecques. ROL – Revue Orient latin. SK – Seminarium Kondakovianum. ИСТОЧНИКИ И ПЕРЕВОДЫ ИСТОЧНИКОВ 1 (сокращения) Анна Комнина, Сокращенное сказание... – Анна Комнина, Сокращенное сказание о делах царя Алексея Комнина (1087–1118), пер. под ред. Карпова, СПб., 1859. Безобразов, Документы... – Безобразов П., Документы по истории византийской империи, – ЖМНП, 265, 1889. Безобразов, Хрисовул... – Безобразов П., Хрисовул императора Михаила VII Дуки, – ВВ, 6, 1899. Васильевский, Житие св. Мелетия... – Васильевский В., Житие св. Мелетия Μиупольского, – «Православный палестинский сборник», VI, 2, СПб., 1886. Васильевский, Советы и рассказы... – Васильевский В., Советы и рассказы византийского боярина XI/ в. – ЖМНП, 215, 216, 1881. «Византийская сатира „Тимарион“» – «Византийская сатира „Тимарион“», пер. С. Поляковой и И. Феленковской, предисл. Е. Липшиц, – ВВ, 6, 1953. «Две византийские хроники» – «Две византийские хроники Χ века. Псамафийская хроника. Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники», М., 1959. Курц, Евстафия Фессалоникийского... – Курц Э., Евстафия Фессалоникийского и Константина Манасси монодии на кончину Никифора Комнина, – ВВ, 17, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все источники можно разделить на несколько групп. К первой следует отнести источники чисто исторического характера – хроники, летописи, истории, записки и т. п. В состав ее входят: 1) История Иосифа Генесия о константинопольских делах, 127 излагающая события от воцарения Льва Армянина (813) до смерти Василия I Македонянина (886). 2) Продолжатели Феофана, 128 хронография которых начинается с 813 г. и доведена до смерти императора Романа II (963). 3) Летопись Симеона Магистра и Логофета, 129 охватывающая тот же период времени (813–963). 4) Хронография Льва Грамматика, 130 законченная годом смерти императора Романа Старшего (948). 5) Рассказ Иоанна Камениата о взятии Фессалоники сарацинами в 904 г. 131 6) История Льва Диакона в X книгах, 132 излагающая события от воцарения Романа II (959) до смерти Иоанна Цимисхия (976). 7) Византийская история Михаила Пселла, 133 охватывающая период с 976 по 1077 г., т. е. с Василия II до Никифора III. 8) История Михаила Атталиота, 134 начинающаяся с 1034 и оканчивающаяся 1079 г. 9) История Иоанна Скилицы, 135 доведенная до 1080 г. (с 811). 10) Хроника Георгия Кедрина, 136 излагающая события от сотворения мира до Исаака Комнина включительно (1057). 11) Анналы Иоанна Зонары, 137 охватывающие период от сотворения мира до Алексея Комнина включительно (1081). 12) Исторические записки Никифора Вриенния, 138 рассматривающие события между 976 и 1081 гг. 13) Алексиада Анны Комниной, 139 где описывается царствование Алексея Комнина (1081–1118). 14) Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118–1180) – труд Иоанна Киннама. 140 15) История Никиты Хониата, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина и заканчивающаяся рассказами о событиях после завоевания Константинополя латинянами (1118–1206). 141 16) Анналы Михаила Глики, 142 оканчивающаяся годом смерти императора Алексея I Комнина (1118). 17) Рифмованная хроника Константина Манасси, 143 начинающаяся с сотворения мира и заканчивающаяся царствованием Никифора Вотаниата. 18) Хронография Иоила, 144 доведенная до завоевания Константинополя латинянами в 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

К. М. принадлежит множество произведений разных жанров: стихотворная «Хроника» (Σνοψις χρονικ), «Путевые заметки» (Οδοιπορικν), «Моральные стихи» (Ηθικν ποημα), сохранившийся во фрагментах роман «Аристандр и Каллифея» (Τ κατ Αρστανδρον κα Καλλιθαν), монодии, утешительные слова, похвальные речи и экфрасисы. «Хроника» «Хроника» содержит 6620 пятнадцатисложников (по критическому изданию О. Лампсидиса), повествование начинается с сотворения мира и доводится до конца правления имп. Никифора Вотаниата (1081). Ряд исследователей считают, что «Хроника» написана между воцарением Мануила (1143) и смертью севастократориссы Ирины (1153), поскольку она содержит посвящение Ирине (l. 1-17) и похвалу Мануилу с пожеланием, чтобы его царствование продлилось много лет (l. 2507-2512). Однако издатель «Хроники» Лампсидис указывает на то, что в посвящении упомянута не только Ирина, но и ее муж Андроник, который умер в 1142 г. В таком случае «Хронику» следует датировать временем до 1142 г., а похвалу Мануилу считать более поздним добавлением. Рукописная традиция «Хроники» очень богата, в критическом издании использовано 13 самых авторитетных списков более чем из 100 известных, хотя первоначально К. М. ориентировался на узкую аудиторию и писал «Хронику», только чтобы развлечь взыскательного придворного читателя. Как и большинство авторов всемирных хроник после Иоанна Малалы , К. М. излагал историю как череду сменяющих друг друга правителей. Он сформулировал этот принцип в начале «Хроники», пояснив, что намерен рассказать, кто, кем и на какой территории правил и сколько лет длилось каждое правление. После описания дней творения (l. 27-341) К. М. излагает историю от Адама до Авраама (l. 283-534), историю вост. правителей - от полулегендарных Бела и Сарданапала до персид. царей, Александра Македонского и эллинистических правителей (l. 535-966), обращается к иудейской истории и доходит до вавилонского пленения (l. 967-1107), хронологически возвращаясь назад, но уже к греч. истории, подробно рассказывает о Троянской войне (l. 1108-1470), повествует об истории Рима - от Энея до равноап. Константина I Великого (l. 1471-2290), после чего переходит к самому объемному визант. разделу (l. 2291-6620). Т. о., из повествования выпадает период полисной Греции и республиканского Рима. К. М. сосредоточен на светской истории: ни церковные Соборы, ни борьба с ересями его не интересуют, история Боговоплощения занимает всего неск. строк, а святые почти не упоминаются. Современная К. М. политическая действительность не нашла отражения в «Хронике»; правящий имп. Мануил упомянут лишь однажды, при противопоставлении Ветхого Рима Новому (l. 2506-2512). Нередко К. М. выступает в роли морализатора, при этом объектом его поучений являются не только конкретные исторические фигуры, но и имперсональные силы - Зависть, Судьба, Эрос, поскольку, согласно его видению истории, именно они, а не Провидение, к-рое упомянуто лишь дважды, играют главенствующую роль в истории человечества.

http://pravenc.ru/text/Константина ...

Эксоф17;рий – приусадебный участок, который располагался на периферии территории хориона. Экстраордин – законный вид обложения; включал в себя все, что правительство налагало на налогоплательщиков в качестве дополнительного обязательства, помимо регулярных налогов и повинностей. Законным основание для Э. считались такие дополнительные расходы государства, которые признавались обязательными (армия, управление, социальная помощь). Податному населению было проще объяснять необходимость применения Э., чем дополнительных налогов – «сверх объявленного» (лат. superindictum), которые обычно представляли собой превышение основного налога – канона. От дополнительного обложения налогами и повинностями нужно отличать «сверхвзимание» (лат. superexactio) и «свехтребование» (лат. superpostulatio), которые приравнивались законом к вымогательству. Коллаторам разрешалось подавать в суд иски против таких сборщиков. Обычно ими оказывались актуарии и примипиларии. Эксцерпты – извлечения, отрывки из произведений древних авторов. См.: историки Византии. Эктаги – взнос, взимавшийся с лиц, которые представали перед судом. Э. уплачивались судьям, его размеры не были четко определены и на практике могли быть сколь угодно значительными. Экфрасис – литературный жанр, одна из форм прогимнасмата, «речь» или поэма, посвященная напыщенному, риторическому описанию одушевленных и особенно неодушевленных предметов – произведений искусства, архитектуры, отдельного здания, города, построек, событий с ними связанных. Выразительными поэтическими примерами могут служить поэма Константина Родосского (900 г ) о храме Св. Апостолов, поэма на строительство бани василевсом Львом VI Мудрым (886–912 гг.), многословная поэма Константина Стилбеса о большом пожаре в Константинополе. Также см.: Прокопий Кесарийский, Павел Силенциарий, Константин Манасси, Иоанн Евгеник, Трапезунд. Элатикон – дополнительная денежная подать; см.: параколутемата. Элевтер – дословно с греч. «свободный», неимущий крестьянин, колон, который не имел земли и поэтому не был записан в государственные кадастры. По этой причине он был свободен от уплаты податей государству. См.: левтер (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

достигает своего небесного предназначения. Михаилу Пселлу принадлежит неск. трактатов частично или целиком психологического содержания: «Commentarius in psychogoniam Platonicam» (Толкования на сочинения Платона о душе), «De anima celebres opiniones» (Распространенные мнения о душе), «De omnifaria doctrina» (О всяком знании), «Quod animae motus coelestibus motibus similes sint» (О том, что движение души подобно движению небесных тел). В них Михаил Пселл выступает в большей степени как эрудит и доксограф, чем как самостоятельный мыслитель и богослов. Его учение о Д. примыкает к психологической доктрине платонизма, в к-рой Д. понимается как элемент мироздания, встроенный в космическую иерархию. Иоанн Итал продолжил разработку платонической концепции Д. (реконструкцию учения о Д. Иоанна Итала см.: Успенский. 2001. С. 127-135, 152-156). Отчасти этим он спровоцировал соборное разбирательство при имп. Михаиле VII Дуке в 1077-1078 гг., на к-ром были подвергнуты осуждению его психологические концепции ( Gouillard. Synodikon. P. 57): учение о переселении душ (Ibid. P. 57-59), учение о предсуществовании душ (Ibid. P. 61). Доксографическая философская и богословская подборка о Д. представлена в соч. «Диоптра» (кон. XI в.). Константин Манасси , митр. Навпактский, написал поэтическое соч. «Ad animam meam» (К своей душе; см.: Krumbacher. Geschichte. S. 380. Anm. 9). Историк Михаил Глика размышлял о происхождении и природе Д. ( Mich. Glyc. Annales. I//PG. 158. Col. 145-156), о 3 ее частях (λοϒικν, πιθυμητικν, θυμικν - Ibid. Col. 224-232). Никифору Влеммиду принадлежит соч. «Περ ψυχς» (О душе, 1263), в к-ром он воспроизводит воззрения о Д. Аристотеля, рассматривает способности Д. ( Niceph. Blemm. Epitom. logic. 3). Никифор Хумн написал небольшое соч. «Antitheticus in Plotinum de anima» (Против трактата Плотина «О душе»), в к-ром с христ. позиций опровергаются неоплатонические взгляды на природу Д. Симеон , архиеп. Фессалоникийский, разъясняет отдельные вопросы происхождения и существования Д.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Титутльный лист «Краткой хроники» Иоанна Зонары (Базель, 1557) (РГБ) Титутльный лист «Краткой хроники» Иоанна Зонары (Базель, 1557) (РГБ) Хроника И. З. оказала существенное влияние на развитие визант. хронистики и историографии. Ею уже с сер. XII в. пользовались все визант. авторы, составлявшие всемирные хроники: Константин Манасси , Михаил Глика , Ефрем . В работе И. З. присутствует новая для Византии тенденция к преодолению сложившейся традиции историописания в форме хроники. Расширив круг источников, И. З. в ряде случаев уже с трудом мог излагать свой материал в традиц. форме хроники. Он был вынужден либо отказываться от упоминания мн. подробностей, о к-рых знал по источникам, либо чрезмерно упрощать их, искажая смысл. Вместе с тем новые для визант. хронистики черты работы И. З. позволили ему сделать первые шаги в поиске научного жанра собственно «всемирной истории», к-рый получил развитие в эпоху Ренессанса и Нового времени. Хроника была частично переведена на церковнослав. язык в Сербии, вероятно, ок. 1344 г. (древнейший серб. список представлен отрывком в сборнике 2-й пол. XIV в.- РНБ. Гильф. 94. Л. 1). Ок. 1408 г. серб. мон. Григорием на Афоне была составлена сокращенная редакция Хроники («Паралипомен») для сербского деспота Стефана Лазаревича, сохранившаяся в единственном рус. списке нач. XVI в. (РГБ. Волок. собр. 655). Известна также особая редакция слав. текста Хроники в серб. списке ок. 1433 г. (Ath. Zogr. N 151; см.: Лавров П. Югославянская переделка Зонары//ВВ. СПб., 1897. Т. 4. Вып. 3-4. С. 452-460). На Руси в нач. XVI в. получил известность только «Паралипомен», к-рый между 1516 и 1522 гг. был использован в Иосифо-Волоколамском мон-ре при составлении Русского хронографа (см. ст. Досифей (Топорков) ). По слав. рукописям полностью реконструируются лишь первые 6 книг перевода (до разрушения Иерусалима Навуходоносором); остальные разделы перевода известны в рукописях лишь фрагментарно ( Jacobs. 1970). Исследовательница слав. перевода А. Якобс использовала 5 рукописей, содержащих значительные части перевода: БАН. 24.4.34, 1-я пол. XVI в.; РГБ. 1191; Vindob. slav. 126, XVI в.; Београд АН. микр. 15/3, 16/3, 17/3, 1508 г., Б-ка Карловацкой митрополии. 47, XV в.

http://pravenc.ru/text/471214.html

Иоанн Хартофилак (первая половина XIII в.) уроженец Фессалоники, автор агиографического сочинения «Житие, страдания и чудеса св. великомученика Димитрия Мироточивого, Солунского чудотворца», покровителя города с IV в. В житии нашли отражение такие исторические события, как осада города арабами, славянскими племенами, крестоносцами в 1204 г. и болгарским царем Иваном II Асенем. Враги не смогли овладеть городом только благодаря помощи Димитрия, который являлся в образе вооруженного воина с многочисленным войском и одолевал противника. Как и в других житиях, святой совершает различные чудеса: избавляет от голода жителей Фессалии, исцеляет святых в Константинополе и Адрианополе, спасает от разбойников эфиопского епископа. По словам агиографа, Димитрий «поспевал и помогал всем призывающим его не только в Фессалонике и ее окрестностях, но и в других странах». Иоанн Цец (ок. 1110ок. 1180) уроженец Константинополя, поэт, входивший в кружок известных литераторов (Феодор Продром, Константин Манасси и др.), которому покровительствовала севастократорисса Ирина, жена Андроника Комнина. Он служил секретарём в канцелярии, преподавал в светских и монастырских школах, выполнял заказы знатных покровителей: императора Мануила, императрицы Ирины, Исаака Комнина (брата Uoahha II ) и др. Болезненно переживая свою бедность, стремясь к самоутверждению, Иоанн Цец хвастался знатностью своих родителей, гордился своим талантом и образованностью: по его словам, бог не создавал человека с лучшей памятью, чем у него. Литературное творчество Иоанна Цеца разнообразно. Он автор многочисленных схолий (пояснений к тексту) к Гесиоду, Аристофану, Ликофрону; «Аллегорий к «Илиаде» и «Одиссее» Гомера», «Экзегезы к «Илиаде» Гомера»; стихотворных трактатов («О различиях между поэтами», «О комедии», «О стихотворных размерах», «О трагической поэзии») и др. Цецу приписывают также комментарии к сочинению Аристотеля «О частях животных». В комментариях он использовал различные методы толкования текста: прагматическо-исторический (боги бывшие цари), психологический (боги персонификации различных человеческих свойств: Зевс разум, Арес гнев, Гермес речение и т.д.), физический (боги персонификации явлений природы: Зевс воздух и эфир, Афродита ясная погода и т.д.). Аллегорическое осмысление древнегреческой мифологии свойственно также поэме Иоанна Цеца «Хилиады» («Книга историй» догомеровского, гомеровского и послегомеровского времени в 12674 строках), написанной дактилическим гекзаметром. Это своеобразный историко-филологический комментарий с обилием различных вариантов одних и тех же сцен. Мифологический материал использовался и в письмах поэта (107) с прозаическими сюжетами, адресованных реальным и вымышленным лицам. Ценность произведений Иоанна Цеца заключается в том, что он использовал сведения из утерянных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ ГЛИКА [Греч. Μιχαλ Γλυκς] (XII в.), визант. писатель. Предположительно М. Г. род. на о-ве Керкира (Корфу) ( Pernot. 1924; Eideneier. 1968), служил секретарем при Мануиле I Комнине до 1159 г., когда был заключен в тюрьму. Оттуда он послал императору 2 стихотворения, содержащих просьбы об освобождении (Ες τς πορας. 1906. Σ. ρνζ " - ρξα " ; Στχοι. 1959), и поэтическое разъяснение 20 пословиц (Ες τς πορας. 1906. Σ. ρξβ " - ρπγ " ). Существует версия о том, что стихи не отражают реальных биографических обстоятельств, а являются поэтическим вымыслом ( Bourbouhakis. 2007). Мнения о причинах заключения М. Г. в тюрьму среди ученых разделились. По одной версии, он участвовал в заговоре Феодора Стиппиота зимой 1158/59 г. ( Kresten. 1978), по другой - поплатился за критику астрологических увлечений имп. Мануила ( Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 564-565; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 423). В 1164 г. М. Г. был отпущен на свободу. Предположению о том, что он был перед этим ослеплен, противоречит то обстоятельство, что его основные произведения написаны после тюремного заключения, поскольку в них использованы исторические сочинения Иоанна Зонары и Константина Манасси , законченные в 50-х гг. XII в. ( Καρπζηλος. 2009. Σ. 586). После заточения М. Г. принял монашеский постриг. Возможно, М. Г. является одним лицом с Михаилом Сикидитом, который, согласно историку Никите Хониату ( Nicet. Chon. Hist. P. 147-150; Ες τς πορας. 1906. Σ. κ " - μ " ), был ослеплен за занятия магией, а в самом кон. XII в. развивал еретическое учение о тленности Св. Даров, осужденное К-польским Собором 1199/1200 г. (см. в ст. Евхаристия ). Исследователи высказывали мнения как за, так и против отождествления 2 Михаилов ( Μαυρομτη-Κουτσογιαννοπολου. 1994. Σ. 17-18, 23-24; Авилушкина. 1996. С. 18-24; Magdalino. 1993. P. 380; Kiapidou. 2011. P. 188-191). Помета в рукописи Marc. gr. 402 позволяет предположить, что М. Г. дожил до падения К-поля в 1204 г. «Хроника»

http://pravenc.ru/text/2563738.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010