Вторая причина, приведенная св. Златоустом в свое оправдание, напоминает нам ревность его, с какою он возбуждал народ к слушанию слова Божия. Число слушателей его не всегда было одинаково, но изменялось по разным обстоятельствам. Он часто жаловался на малочисленность своих слушателей, из которых большая часть были отвлекаемы общественными играми, народными празднествами или театром. Он сильно скорбел тогда, и горько жаловался на их равнодушие к делу спасения, и ободрял и воодушевлял ревность присутствовавших 232 . Если же правоверные не пользовались надлежащим образом его беседами и учением св. Писания, он вразумлял их с большею кротостию. Земледелец неохотно возделывал поле, которое не приносит плодов соответственно его трудам, говорил он; врач оставляет больного, когда он перестает следовать его наставлениям. Но один из них обрабатывает землю, другой лечит тело; но я должен возделывать ваши души и трудиться над их излечением, и на сколько душа превосходит тело, на столько мой труд превосходнее врача. И поэтому я стараюсь усиливать свою ревность, чтоб не ослабеть, тем более что моя награда не погибнет, если б слушатели и не захотели воспользоваться моим советом 233 . Св. Златоуст говорил с таким красноречием, что слушатели его проливали обильные слезы и иногда, проникнутые сильным чувством сокрушения, ударяли себя в голову; иногда приходили в страх при мысли о великих истинах, им возвещаемых, иногда же проникались чувством удивления, слушая его поучение, с такою силою им произносимое. Нередко случалось, что они вдруг его прерывали, и храм оглашался рукоплесканиями и многочисленными возгласами: Златоуст! уста золотые, уста золотые! Смиренный проповедник сильно огорчался этим, и умолял их слушать в молчании и не расточать без нужды своих рукоплесканий; говорил, что ни истины, возвещаемые им, ни он сам нисколько не нуждается в их шумных рукоплесканиях; но если хотят его восхвалить и надлежащим образом вознаградить за попечительность о их спасении, то пусть с надлежащим вниманием размышляют о сих истинах и соображают с ним свое поведение 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Однако св. изгнанник не попал в руки Исаврян, и путь его после сего совершался покойно: сила его мужественной души возрастала по мере ослабления сил телесных; его крепко поддерживала та утешительная мысль, что каждый шаг его в ссылку, среди таких неудобств, страха, скорбей и озлоблений, дает ему новые мученические венцы. Он мог сказать вместе с Ап. Павлом: в путных шествиих множицею: беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды в лжебратии; в труде и подвизе, во бдениих множицею, во алчбе и жажди, в пощениих многащи, в зиме и наготе ( 2Кор. 11, 26  27 ). Такие мысли, порождаемые живою верою в Божественный Промысл, поддерживали его мужество, радовали в страданиях и помогали переносить все неприятности. Наконец знаменитый изгнанник, прошед Вифинию, Фригию, Галатию, Каппадокию, прибыл в Кукуз в сентябре месяце того же 404 года. Это многотрудное путешествие продолжалось 70 дней. Но как бы оно ни было многотрудно, оно служило скорее торжеством для него, чем уничижением; на всем пути его, народ и клир оказывали ему знаки самого искреннего усердия и уважения 390 . В Кукуз давно уже пришла весть о прибытии его туда, и его там ожидали с нетерпением; и, когда прибыл, приняли со всеми знаками искреннейшей любви и уважения, которых заслуживали его добродетели и его достоинства 391 . Люди, самые почетные в городе, с соревнованием старались услужить ему, и все с искренним усердием предлагали ему свои домы, считая для себя особенною честию его пребывание. Но св. Златоуст избрал дом Диоскора, человека известного по своей благотворительности и особенному благочестию. Сей почтенный муж, узнав о назначении св. Златоуста в Кукуз, еще в Кесарию посылал своего слугу просить его, чтобы он ничей дом не предпочитал его дому 392 . Диоскор так был внимателен ко всем нуждам св. Златоуста, и с таким усердием заботился о доставлении всех средств к его успокоению, что сам св. Златоуст часто вступал в спор с ним за большую роскошь и щедрость, с какою он хотел содержать его. Благочестивый хозяин простер наконец свое усердие к досточтимому гостю до того, что предоставил в его распоряжение весь дом свой, а сам уехал в другое селение; сверх того он выстроил вскоре для него особый дом, более удобный для зимы. Но кроме Диоскора, было еще много и других владельцев, которые со всем усердием предлагали ему свои услуги, готовые всеми способами доставить ему успокоение 393 . Не смотря на пустынность и бедность места, не взирая на то, что город, по скудости своей, не имел ни площади, ни торжища, св. Златоуст, окруженный дружественным участием и искренним усердием многих лиц, все потребное имел с избытком; к нему, по его словам, все лилось, как из источника 394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Аркадий, управлявший восточною частию империи, хотя наследовал от отца склонность к благочестию, но не наследовал от него дарований душевных, необходимых для государя. При всем старании Феодосия, ни прилежное обучение, ни примеры великих мужей, окружавших отрочество Аркадия, не сильны были вдохнуть в него качества, необходимые для управления великою империею. Он не имел ни светлого ума, ни способности правильно рассуждать, ни твердости в воле, ни сам не мог благоразумно действовать, ни воспользоваться советами других, чтобы следовать им с постоянством. Но и внешность его была такова, что не могла закрыть сколько-нибудь внутренних недостатков. Ростом он был мал, телом сухощав, лице имел исхудалое и смуглое, дрожащий голос, глаза полусонные и едва открытые, вообще все в нем изобличало слабость души. История приписывает ему только сии добродетели: кротость и ревность о благе Церкви; но и эти качества, столь драгоценные в государе, министры и евнухи придворные нередко у него извращали, направляя их часто ко вреду Церкви. Но особенно Аркадием управлял один из евнухов, самых приближенных к царю, человек, который служил с рабскою покорностью корыстолюбию и честолюбию, употребляя средствами к удовлетворению их лесть и кощунство. Этот человек был Евтропий. Он, родившись в Армении, много раз был продаваем и перепродаваем, как раб, но наконец, по ходатайству одного военного сановника, занял место между последними евнухами двора. Своею услужливостию и оборотливостию он привлек к себе внимание императора Феодосия и удостоен был от него некоторого доверия. По смерти Феодосия он сильно овладел расположением Аркадия, и часто направлял его действия по своим расчетам. Руфин, бывший тогда министр, предполагал выдать свою дочь за императора. Но Евтропий уничтожил это предположение, и, согласно своим расчетам, склонил Аркадия к супружеству с Евдоксиею, дочерью одного знаменитого консула. По смерти Руфина, Евтропий, при содействии Евдоксии, приобрел почести, постепенно и в скором времени приобрел звания камергера, министра и наконец, консула и патриция, звания, которых прежде никто не удостаивался из евнухов 298 . Но для достижения этой высоты почестей, Евтропий не пренебрегал ни какими средствами, как бы они ни были низки и противозаконны. Сделавшись чрез свои ласкательства главным двигателем воли слабого императора, он, пользуясь приобретенною властию, отдалял от государя всех, которые своими достоинствами могли навести, хотя слабую тень на его честолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если не чувствуешь других побуждений, то за это одно должен подать ему милостыню. Ибо крайняя бедность его заставляет делать сие. Ты не имеешь к нему жалости, потому что он, слыша таковыя твои слова, не стыдится, но нужда сильнее стыда. Но ты не только не имеешь к нему жалости, а еще издеваешься над ним, и тогда как Бог повелел творить милостыню тайно, всенародно поносишь пришедшаго, которому надлежало бы оказать сострадание. Если не хочешь подать, то для чего еще укоряешь беднаго и сокрушаешь его огорченное сердце? Он пришел к тебе, как в пристань и просит руку помощи; для чего же ты воздвигаешь волны, и бурю делаешь свирепее? для чего гнушаешься нищетою его? Пришел ли бы он к тебе, если бы знал, что услышит от тебя такия слова? Если же и наперед зная это, пришел к тебе; то посему-то и надо тебе сжалиться над ним, и ужаснуться своей жестокости, по которой ты, при виде самой крайней нужды, не делаешься сострадательнее. Не представишь себе, что один страх голода служит для него достаточным оправданием в безстыдстве, но укоряешь его за безстыдство, а сам ты часто бывал безстыднее его и в важнейших делах». «Они просят у нас врачевства, а мы прибавляем им раны. Если не хочешь дать, то для чего бьешь? Если не хочешь оказать милость, то для чего обижаешь? Но он без того не отойдет? Так поступи, как повелел премудрый: отвещай ему мирная в кротости ( Сир. 4, 8 ). Он поневоле поступает так безстыдно. Нет человека, который бы без всякой нужды захотел сделаться безстыдным; и хотя бы представляли тысячи доказательств, никогда не поверю, чтобы человек, живущий в изобилии, решился просить милостыни. Итак, никто не уверяй нас в противном, но хотя Павел и говорит: аще кто не хощет делами, ниже да яст, впрочем, говорит сие нищим, а не нам; напротив нам говорит так: доброе творяще не стужайте (не унывайте)» ( 2Сол. 3, 13 ). «Итак, будем подавать милостыню, но не укорять, не бить, не бранить; нищий, приходя к тебе, надеется получить врачевство, а не раны, милостыню, а не побои. Скажи мне, пожалуй, если в кого бросят камнем, и он с раною на голове, весь в крови, мимо всех других побежит под твою защиту, ужели ты кинешь в него другим камнем, и нанесешь ему другую рану? Не думаю, чтоб так ты поступил; напротив верно постараешься и нанесенную ему рану излечить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Такая похвала кресту и его всемогущей силе для доказательства божественного достоинства христианства, встречается во многих поучениях св. пресвитера антиохийской церкви. «Никто не стыдись», говорит он в 54 беседе на Евангелие от Матфея, «достопокланяемых знаков нашего спасения, коими мы живем, и начала всех благ, коими существуем... Ибо крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки» 158 . Все поучения св. Златоуста против Иудеев произнесены были в первые годы его священства (в 386 и 387 год.). Он начал было свои беседы против аномеев еретиков; но наступившие праздники и посты иудейские, в которых многие из христиан принимали участие, заставили его обратить свою обличительную речь против Иудеев. В четвертом веке некоторые входили в безрассудные исследования о природе Божества, троичности Лиц и единстве Божеской сущности. Находясь еще под влиянием идей языческих и философских, умы колебались, и человек усиливался изъяснить истины, которым нужно верить по слову Божию, но которых нет возможности понять при слабом свете естественного разума. Природа Божественная, говорили аномеи, проста, несложна; а в природе простой нельзя предположить двух различных начал, одно рождающее, а другое рождаемое; и отсюда заключали, что Сын не единосущен Отцу, но только Ему подобен. Но следовавшие кафолическому православному учению утверждали, что для того, чтоб сделать безошибочное заключение о сем, нужно также хорошо видеть и понимать существо Божественное, как его видит и понимает Сам Бог; и что простая сущность не может содержать в себе двух начал, как бы они ни казались нам противоложными, мы не можем сделать об этом предмете верного заключения, ибо мы не знаем, что такое сама в себе сущность Божественная. Св. Златоуст, желая исторгнуть это зло с корнем, написал пять слов о непостижимости Божественного существа. Видя, что аномеи не убегают от него и слушают его поучения со вниманием, сначала он не делал им никаких оскорбительных обличений, боясь удалить их от себя; но ожидал для этого благоприятного случая, который не замедлил представиться; ибо аномеи, увлеченные силою его красноречия, сами вопрошали его о предметах их недоумений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Блаженны узы, блаженны темницы, вас вмещающия, восклицает он, но в тысячу раз счастливее вы сами, знаменитые пленники Господа! Вы привлекли к себе расположение со всех концев земли; вас любят даже те, которые вас никогда не видали. Да, вас восхваляют небо и земля, прославляют вас повсюду, куда только достигает слух о вашем постоянстве, о вашей непоколебимой твердости, непреклонной решимости и величии души вашей, которыя вы показали в ваших скорбях. Какую удивительную борьбу вы выдержали, какое непобедимое мужество показали! Нет, вас не могли победить ни страшное зрелище суда, ни угрозы, ни даже самыя разнообразныя казни, темница, самыя безстыдныя клеветы, бешенство обвинителей, жестокия оскорбления, зрелище и страх тысячи смертей, безсильны были для того, чтоб вас поколебать. Вы восторжествовали, и ваши доблестные подвиги прославляются повсюду, не только вашими друзьями, но даже вашими врагами, их безсилием воспрепятствовать вам удивляться в душе. Радуйтесь тому, что ваши имена написаны на небесах в числе св. мучеников. Если Господь повелевает радоваться, когда только клевещут и поносят; яко мзда многа на небесех уготовляется терпящим все это ради Бога, то как не радоваться, как не ожидать великой награды тогда, когда с злословием и клеветою, соединяются узы, темницы, мечи, мучения, раны, изгнания и все роды страданий и озлоблений». «Итак, радуйтесь, мои, возлюбленные братья, радуйтесь и торжествуйте, будьте тверды, вооружайтесь силою и постоянством, помышляйте о спасительных действиях вашего примера: изчислите, если можете, множество тех, которых вы поддержали, ободрили и утвердили в добре не только между вашими согражданами, но жителями и других мест. Размышляйте чаще о словах св. Апостола: не достойны страсти нынешняго века, к хотящей славе явитися в нас ( Римл. 8, 18 ). Также прошу, молитесь непрестанно о мне; хотя я уже давно разстался с вами, и великое разстояние разделяет нас: однако же, я ежедневно ношусь мыслию среди вас. Мне кажется, что я вас вижу, вас слышу, что я лобызаю вас святым лобзанием, и радуюсь венцам, украшающим ваши главы. Я жду награды от Господа за любовь, которую я всегда имел к вам, славные узники ради Господа. Пишите ко мне, сколько возможно чаще, опишите мне подробнее ваши страдания, вот одна милость, которой я у вас прошу. Ваши письма составляют для меня величайшее утешение в месте моего изгнания».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

У кого, в то время как тело лежит на земле и уста безмысленно произносят слова, душа блуждает везде дома и на площади: такой может ли сказать о себе, что молится пред Богом? Пред Господом молится тот, кто вполне собрал душу свою и не имеет ничего общаго с землею, но переселился на самое небо и изгнал из души всякий человеческий помысл, как сделала тогда и эта жена. Ибо она, всю себя собрав и напрягши ум, призывала Бога скорбною душею... и молитва ея была краткая, ибо она не распространялась в словах и не долго продолжала молитву... но постоянно продолжала одну и ту же молитву, и непреставала в течение долгаго времени произносить одни и те же слова. Так молиться повелел и Христос в Евангелии, сказав ученикам Своим, чтобы они не молились и не говорили лишняго, как язычники, внушая, что молящийся может быть услышан Богом не за множество слов, но за бдительность души» (Матф. гл. 6). «И Павел увещевает, говоря непрестанно молитеся ( 1Сол. 5, 18 ). Итак, Христос и Павел заповедали творить краткия, но частыя молитвы, с небольшими промежутками. Если ты будешь распространяться в словах, то нередко станешь делать это без внимания и дашь диаволу большую свободу подойти к тебе, низложить и отвлечь мысль твою от того, что говоришь. Но если будешь творить молитвы частыя, таким учащением молитв занимая всякое время, легко можешь быть бдительным и самыя молитвы станешь творить с полным вниманием» 218 . «Люди слышат только внешний голос, но Бог, прежде этого голоса слышит внутренний вопль. Поэтому можно быть услышану, не говоря ни слова; можно и ходя по площади, молиться мысленно с великим усердием; и сидя с друзьями, и делая, чтобы то ни было, можно призывать Бога с великим воплем, т. е. воплем внутренним, не слышным ни для кого из присутствующих» 219 . И молитву должно соединять с благодарением. «Ибо, где молитва и благодарение, туда приходит благодать Св. Духа, оттуда прогоняются демоны и все вражеския силы отступают и обращаются в бегство» 220 . Многие из правоверных приходили в такое расслабление, что сообщались св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Благословен Бог ! сколь велики силы мучеников! Вчера привлекли они весь город к нам и императрицу, а ныне императора с воинством и с великим благочестием, не оковами, но узами любви, никогда не расторгаемыми. Ибо, по истине, удивительно не то, что император пришел, но то, что он пришел с великим усердием, не по нужде, но по расположению, не для раздаяния милостей, но для получения оных. Тот, кто благодетельствует всем в государстве, пришел, желая сам принять благодеяния от сих святых и получить великую себе пользу. Посему и сам он, отложив диадиму, и все спутники его, бросив щиты и копья, оставив всю пышность, пришли с смиренным духом, как бы пришли с земли на небо, где нет места, ни почестям, ни знаменитости, ни всему множеству достоинств, и где сияют одни только примеры жизни и плоды добродетели» 288 . После сего вступления и похвалы императору, св. Златоуст, показав превосходство славы и блаженство св. мучеников, которым они наслаждаются на небеси, в сравнении с страданиями, претерпенными ими на земле, убеждает слушателей не унывать при встрече с скорбями в сей жизни, тем более что они всегда служат средством к отторжению нашего сердца от привязанности к земному и возвышению мыслей к небесному. «Поскольку многие, говорит он, служа плоти и находясь под владычеством житейских попечений, охотно предаются оным, то Бог, прекращая их привязанность к ним, соединил с удовольствиями много огорчений, опасений, забот, безпокойств, скорбей, опасностей, страхов, телесных болезней, искушение плоти и многое другое, чего нельзя выразить никаким словом; дабы, по крайней мере, устрашась множества таких зол, они возжелали поспешить к безмятежному пристанищу и насладиться постоянным спокойствием, в котором зло не примешано к добру» 289 . В заключение говорит, что и теперь есть возможность достигнуть одинаковой славы с мучениками. «Ибо, хотя теперь нет пылающих костров, но есть похоти, сильнейшия пламени. Хотя нет зубов зверей, но есть злоба, страшнейшая зверя. Хотя не окружают нас палачи и не терзают наших тел; но есть зависть, терзающая душу сильнее всякаго палача. Посему мы должны провождать настоящую жизнь, вооружаясь против сих страстей и противопоставляя им силу любомудрых помышлений, должны всегда быть готовы к борьбе с ними, дабы за кратковременные подвиги получить неувядаемый венец и насладиться благами вечными, быть некогда с Господом» 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

По отъезде Епифания пустынники нитрийские, доведенные до изнеможения преследованиями Феофила, принуждены были искать правосудия и защиты у самого императора. Они подали ему жалобу, в которой, изложив все козни и злодеяния Феофила, а так же и злословия и клеветы монахов, действовавших в Константинополе по его внушению, просили его, вызвав Феофила, отдать это дело на суд и рассмотрение константинопольского архиепископа. Император согласился на их требование, и послал одного чиновника за Феофилом. Между тем судьи рассматривали обвинения, составленные против его поверенных. Сии, не имея сил оправдать своих неправых действий, признались, что они действовали по внушению патриарха александрийского. Вследствие такого признания они объявлены были злонамеренными клеветниками, и заключены в темницу. Некоторые из них там и умерли, а некоторых сослали в ссылку. Но этот справедливый суд над преступниками не прекратил злонамеренных действий против самого святого архиепископа константинопольского, а, можно сказать, только послужил началом враждебных преследований против него, окончившихся, наконец, его изгнанием и смертию. Феофил, услыхав об участи, постигшей монахов, посланных им в Константинополь, пришел в сильное негодование. Призываемый в столицу указом царя для оправданий, он спешил туда, но не с тем, чтоб быть подсудимым, а судить. Убежденный в слабости характера императора Аркадия, поддерживаемый императрицею Евдоксиею, которая, в поучении, сказанном св. Златоустом вообще против женщин, видя личное оскорбление для себя, писала ему, чтобы он поспешил освободить ее от ненавистного епископа; уверенный в содействии епископов, клира и разных лиц придворных, негодовавших на св. Златоуста за его строгость и сильные обличения, он отправлялся в Константинополь с уверенностию обвинить, наконец, и низложить казавшегося непримиримым врагом св. Златоуста. Поэтому Феофил созвал многих епископов из разных городов и прибыл с ними в Константинополь. На собор съехались большею частию такие, которые по каким либо причинам питали вражду против св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Св. мученики, показавши себя мужественными, непобедимыми героями св. веры при жизни, остаются крепкими защитниками от врагов видимых и невидимых и по смерти. «Тела святых ограждают города лучше всякой твердыни, и подобно высоким скалам, зримым отвсюду, не только отражают нападения видимых врагов, но и все козни, и наветы демонов. Все человеческия средства, употребляемыя для охранения жителей, как то: стены, рвы, оружия, войска и проч. враг может преодолеть другими, еще сильнейшими средствами. Но если город защищен телами святых, то, сколько бы ни ухищрялись неприятели, не могут противоставить им ничего равносильнаго. И не только в борьбе с людьми и демонами полезно нам это драгоценное сокровище: но и в очах прогневаннаго Бога оно искупает множество наших грехов. Если в прежнее время люди, совершившие чудныя дела, призывали в помощь имена святых мужей, Авраама, Исаака и Иакова, и от одного воспоминания сих имен получали великую для себя пользу, умилостивляя ими Бога: то тем паче можем умилостивить Его мы, которые прибегаем не только к воспоминанию имен, но и к самым телам подвизавшихся за имя Божие 225 . «Взирая на сих святых мучеников, мужественных и терпеливых подвижников, которые даны нам вместо светил, станем сообразовать жизнь свою с их терпением, дабы по переселении от земли, молитвами их сподобились мы узреть их, приветствовать, и перейдти в небесныя их жилища 226 . Доказывая непобедимую силу святых над демонами, св. Златоуст указывает на некоторые опыты, совершившиеся при гробе св. мученика Иулиана, когда демоны, лишь только бесноватые приводимы были к св. останкам мученика, тотчас оставляли их 227 . «Что язвы мученика блистательнее небесных звезд, говорит он, это вы увидите из следующаго. На небо и на звезды его смотрят и люди и демоны: но на язвы мученика взирают только верующие, а демоны не смеют поднять на них глаз, когда же усиливаются взирать на них, то не могут сносить исходящаго оттуда блеска, тотчас поражаются слепотою. Я докажу это не только древними произшествиями, но и настоящими событиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010