Иногда на пол посыпали жерству (крупный песок). Более провинившиеся должны были поднять штанишки и стать на песок голыми коленками. А однажды рассвирепевший диакон за невыученные молитвы схватил мальчика по фамилии Жук за голову и так бросил его, что весь класс вскрикнул, после чего наступила гнетущая тишина. Сам диакон почувствовал, что он перебрал и пытался было утешить пуганного страдальца, но обстановка в классе продолжала оставаться напряжённой вплоть до окончания урока... Диакон спустя некоторое время был освобождён от преподавания, но рукоположен во священники. При советской власти (1939–1941) он отошёл от служения, и хотя не хулил Святой Церкви, но, владея великолепным голосом, распевал по клубам «Катюшу». Во время немецкой оккупации он снова вернулся к церковному служению и больше уже никуда не сворачивал... Когда я учился в Минской Духовной Семинарии и, приезжая домой на каникулы, посещал храм, где служил Старикевич, он брал меня за плечи и громовым голосом пред лицом причта и гостей докладывал: «Это мой ученик. Смотрите!» Ох, как мне хотелось напомнить ему, как он нас муштровал, но решимости не хватило – не хотелось портить настроение... К тому же в это время, пройдя через горнило военных испытаний, он стал уже совсем другим человеком... Военные годы на время прервали моё обучение 16 . Но я, приученный с детства к труду, продолжал заниматься самостоятельно: изучал математику, физику, химию, историю, литературу... За время самообучения я всего-навсего получил не более пяти консультаций по математике. Всё прочее изучал по учебникам – и сразу поступил в 10-ый класс одной из московских вечерних школ. – Я не оговорился, сказав, что поступил в московскую школу (недалеко от Богоявленского Елоховского собора). Да, это было тогда, когда я уже пребывал в Московской Духовной Академии. Заниматься в 10-м классе было нелегко: чувствовались кое-где пробелы, но самая большая трудность была в ином. О том, что я учился, в Академии никто не знал, а в школе не знали, кто я. Если бы в Академии узнали, то, во-первых, неизвестно как отнеслись бы к этому, а, во-вторых, сведения о сем могли просочиться и в школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Наступали немцы парадно: с пением, махали «ручками», торжественно, улыбаясь. А отступали совсем другие — узнать их было невозможно: злые, свирепые, жестокие. Попадаться на глаза им было очень опасно. Во время оккупации, когда у нас было двоевластие — уже активно действовало партизанское движение — мы даже не знали, кто лучше, немцы или партизаны. Потому что и одни, и другие нам грозили только одним: «Расстреляем, расстреляем!» Хотя мы не служили ни тем, ни другим. 19 декабря 2004 года. Благословение Святейшего Патриарха Алексия II в Богоявленском Елоховском кафедральном соборе Мы жили в сельской местности, мы знали свой труд. В конце концов, сельский житель о чем думает? О том, чтобы спокойно работать, возделывать свою земельку, спокойно собирать урожай, спокойно сходить в храм Божий, помолиться, отдохнуть душой, вот что ему нужно. А когда к тебе приходят и говорят: «Если будешь сотрудничать с партизанами (с немцами) — расстреляем!» — ты постоянно живешь в страшном напряжении. Тяжело это было. Война приучила меня к терпению. К тому, что надо быть готовым к любым обстоятельствам, которые могут происходить в жизни. А труднее того, что происходит во время войны, на земле, вероятно, и не бывает, потому что тогда рушится абсолютно все. И ты каждый день живешь под страхом смерти. Если тебя партизаны пожалеют, так немцы придут, расстреляют. То есть ни днем, ни ночью не было никакого покоя, особенно последние (1943 — 1944) годы оккупации, когда немцы стали терпеть поражение и начали отступать. Они уже в каждом видели врага, видели партизана и могли расстрелять, безо всякого суда. Закрытая школа «Невольно я вспомнил сейчас военный 1942 год. Первого сентября этого года я пошёл в школу, чтобы продолжить обучение. Прихожу, двери все открыты, никого нет. Обошёл все классы — ни души. Сел за стол и жду. Слышу шаги, открывается дверь — и на пороге появляется старушка с ключами в руке. „Ты зачем пришёл, сынок, учиться?“ — спросила она. „Да“, — ответил я. „Занятий не будет, я пришла запереть дверь“. Тут я всё понял. Собрал свой небогатый школьный скарб, заплакал и ушёл. Растроганная старушка пыталась было меня успокоить, но от этого я ещё сильнее заплакал… И, тем не менее, я продолжал учиться самостоятельно.

http://pravmir.ru/konstantin-efimovich-s...

Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться гор е , в Царствие Божие . А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством. 16 января 2017 г. Рейтинг: 9.5 Голосов: 5882 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игорь 5 октября 2023, 06:00 Благодарю за полезную информацию. Слава Богу за ваше служение помолитесь и за меня Игоря пусть Бог благословит вас. Ирина 18 августа 2022, 09:06 На днях прочитала на Азбуке веры в интервью протоиерея Константина Островского что если читать Иисусову молитву с закрытым сердцем можно навлечь на себя непосильные искушения. Как же определить состояние своего сердца? вячеслав 23 апреля 2017, 21:12 При молитве Иисусовой держать внимание в сердце ни в коем случае нельзя! Это верный способ разбудить свои страсти! Наживете себе такие проблемы, что взвоете! Я знаю о чем пишу, уже полгода я каждый день борюсь за свою жизнь!!! и за свой рассудок, - и все из-за неправильной Иисусовой молитвы. Советую всем прочитать максимум литературы об Иисусовой молитве, а потом уже начинать ею молиться, - и то только с благословения духовника и под его постоянным контролем. Спаси Господи! Наталья 4 апреля 2017, 13:46 Самое важное, то что данные о. Андреем советы возможно применить практически. Спасибо Нина Ковчавцева 26 января 2017, 09:22 Наталье Богоявленской. А какими святыми отцами вы можете подтвердить, что человек не имеет своего личного мнения, которое является ни греховным, ни Божьим, а нечто среднее. Например, девушка хочет пойти на дискотеку, но внутр.чувство говорит ей - лучше помоги маме. Однако она в итоге решает идти к подруге в гости и там они занимаются своим хобби - сочиняют стихи о природе. Светлана 22 января 2017, 22:35 Практические советы Отца Андрея очень важны для нас мирян, живущих в современном житейском мире ежедневных забот о хлебе насущном. Слово пастыря, имеющего опыт общения с духовными чадами мегаполиса, помноженное на его аналитический склад ума, неравнодушное сердце, знания святоотеческой литературы, большого стоит. Спасибо. Олег Вячеславович 18 января 2017, 09:03 Благославен Бог наш в Троице прославляемый! Очень хорошо, очень! Спаси нас всех Христос! Сайт разместил то, то нужно, Слава Богу!

http://pravoslavie.ru/100126.html

Послание к митрополиту Мцхетскому Николаю и всему Освященному Собору Иверския земли (апрель 1589 г.)//Христианское чтение. – СПб., 1869. – Ч. 2. – С. 867–893. Грамота константинопольскому патриарху Иеремие (март 1592 г.)//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791. – Т. 12. – С. 388–401. Утешительное послание царице Ирине по поводу смерти царевны Феодосии (1592 г.)// Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 29 т. – М., 1851–1879. – Т. 7. – С. 449–450, примеч. 133. Грамота в Казань митрополиту Гермогену о трехдневном молебне по поводу избрания на царство Бориса Годунова (15 марта 1598 г.)//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791. Окружная грамота о трехдневном молебне по случаю восшествия на престол царя Бориса Федоровича (15 марта 1598 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2. Послание к царю Борису Федоровичу в ответ на царскую известительную грамоту о походе против крымского хана (2 июня 1598 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2. Приветственная речь царю Борису Федоровичу по возвращении его из серпуховского похода (июль 1598 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2. Речь во время венчания на царство Бориса Годунова (3 сентября 1588 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2. Благословенная грамота земскому старосте города Слободской об устроении Богоявленского монастыря (4 января 1599 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Калитва, Калитва (город). Сапренкино (?), Семейки. В Павловском уезде: Шестакова, В. Кисляй, Рвазда, Клеповка, Пузево, Воронцовка, Петровка, Елисаветовка, Шляхово (?), Ерышевка, Лосево, Бабки, Михайловка, Буйволово, Желтоково (?), Рнилуша, Козинка, Мамон, Гороховатка. В Бирюченском уезде: Верхососенск, Верхнее Покровское, Усерд, Алексеевка, Вислое, Грединка, (вероятно Гредякино), Раздорное, Иловское, Ильинка, Новое (пригородная близ г. Бирюча сл. Новенькая), Николаевна, Варваровка, Шелякина, – в бывшем Ольшанском уезде: Ольшанск и Марьевка. В Валуйском уезде: Валуйский уезд составился из Ливенскаго и Валуйскаго. В упомяпутом атласе Ливенский уезде показан следующими селами: Коровино, Афанасьино, Шеншино, Салтановка, Рожественная, Покровское, Вер. Любинка (д. б. Лубянка), Ниж. Любинка, Старопузино, Грушевка, Голофеево, Сторожевое, Арнаутова, Никитовка, Полатова; Мандорова, Алексеевка, Нагольное, Ураево, Венделевка. В Валуйском: Борисовка, Яблонова, Троицкое, Княжое, Вознесенское, Путкарное, Кочергино, Борки, Богоявленское, Ураево, Долгое, Двулучное, Богородицкое, Киселеве, Большой Колодец, Березовое (2-е), Киселево (2-е). Где эти села Киселевы? В настоящее время не только в Валуйском, но и в других уездах неизвестны села с таким наименовашем. В Богучарском уезде: Новая Белая, Михайловка, Константиновна, Талы, (все эти слободы были прежде в Калитвянском уезде), Осиновка, Писаревка, Обросимова, Толучеева, Бычок, Журавка, Прогорелая, Краспоселевка, Криуша, Ширяева, Старое и Новое Меловое, Подгородное (Подгорная), Манина, Воробьенка, Березовка, Никольское, Калачь. Нынешний Новохоперский уезд в конце прошлого стотия составлял часть Саратовскаго наместничества. В Новохоперском уезде были следующие села с церквами: Еланское, Пыховка. Знаменское, Красное, Троицкое, Подгорное, Артюшкино, Алферово, Тихвинское, Макарово, Нов. Гальское, Кирсановка, Верхний, Средний и Нижний Карачан, Калмык, Рожавенское, Пески, Третьяки, Воскресенское, Макашевка и Тюховка. Нужно заметить, что Атлас 1792 г. составлен далеко не полный; в нем не упомянуты старинным слободы и села, несомненно существовавшие не только в XVII, но даже в XVI веке напр. Подклетное, близ г. Воронежа, Костенки, Смердящая Девица, также Черкасская Тростянка Острог, уезда и многие другие. В других же слободах и селах хотя и показанных в Атласе не обозначено, что там в конце прошлого столетия были церкви, например в Белогорье (Острогского уезда) и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Ни тот, ни другая сами по себе не заключают никаких следов суеверия и двоеверия и имеют в виду освятить обыкновенные житейские отношения». 174 В некоторых деревнях Перехтонского уезда (Костромской губернии), как скоро снимут венец невесты (а его снимали в тогда свахи голову у нея покрывали наметкою, потом крутили, т. е. совершали такие обряды – прилепляли к стене венчальные зажженные свечи, подле них сажали новобрачных на овчину, сваха женихова заплетала косу с одной, а невестина с другой стороны; косы же в то время плели вниз под руку; наконец, заплетали волосы в две косы, после благословения кокошника священником, надевали его на молодую (Снегирев. Русские простонарод. праздники. М. 1838 г. Ч. IV, стр. 153, 148). Венцы снимаются в дому и затем там покрывают невесту. В Богоявленской слободе Мстера (Владимирской губернии, Вязниковского уезда) по совершении бракосочетания, священник с крестом, дружка и подружье с иконами, певчие и весь поезд сопровождают сочетавшихся в венцах и с горящими свечами, у ворот дома встречают их родители и родные, отец берет жениха, а мать невесту под руку, вводят в комнату, в комнате священник снимает венцы, родители жениха благословляют новобрачных иконами и садятся все за стол. После приличного угощения духовенство и поезжане удаляются. Новобрачную свахи уводят в особую комнату крутить голову, т. е. заплетают в две косы. Девицы до дня брака здесь заплетают в одну косу, а по замужестве в две косы и уже не ходят с раскрытой головой. Надевают на голову кокуй (кичку) и повойник (повойоик в роде головного убора закрывающий косы) сверх повойника перевязывают шелковой косынкой и т. д. (Голышев, Богоявленская слобода Мстера. Владимир. 1865 г. стр. 70). 175 К участию в братчином пире приглашались и князья. В летописи под 1159 годом, говорится, что жители Полоцка начаша Ростислава князя звати у братьцину во святой Богородице к старей на Петров день. Он же еха к ним (Пол. Собр. Лет. Т. II, стр. 83). И так, братчины бывали в праздники. В грамотах XV и XVI столетий часто встречаются приказания монастырским крестьянам, чтобы они на пиры и братчины не званые не ездили (Акты Арх. Эксп. Т. I, 72, стр. 52, 113 стр. 215 в др. Иванова опис. госуд. арх. 1850 г. стр. 210). Причиною запрещения не званым ездить на братчины, были безпорядки и даже преступления, бывшие там (Арх. Истор.-Юрид. свед. кн. 2, пол. 2, Попова Пиры и братчины).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В отличие от Русской Зарубежной Церкви митрополит Евлогий (Георгиевский) согласился дать подписку о прекращении антисоветской деятельности, оговорив свое понимание этого обязательства – не превращать амвон в политическую трибуну. Московскую Патриархию это устроило. С 1927 по 1930 г. митрополит Евлогий пребывал в подчинении митрополиту Сергию, хотя довольно скоро убедился в сложности своего положения. Любое осуждение атеистической политики большевиков становилось известно в Москве и приводило к нареканиям со стороны заместителя. Из ектений пропали поминовения о смерти «за царя», а жертв советского режима нельзя было именовать «невинно убиенными». Вскоре митрополит Сергий написал митрополиту Евлогию, чтобы он в печати осудил убийство русскими эмигрантами Войкова, известного своим участием в цареубийстве, и Воровского, прославившегося своей борьбой с Церковью. В 1930 г. терпению митрополита Евлогия пришел конец. Иерарх посетил Англию, где принял участие в молитве о страждущей Русской Церкви. Из Московской Патриархии поступило требование к митрополиту Евлогию осудить свои действия и подтвердить обещание не вмешиваться в политику. Архипастырь выполнять эти требования отказался и в декабре 1930 г. был уволен Московской Патриархией со своего поста. Власть над западноевропейскими приходами была передана митрополиту Литовскому Елевферию (Богоявленскому). Сам митрополит Евлогий обратился в Константинополь и 17 февраля 1931 г. был принят в подчинение патриархом Фотием II в качестве экзарха. 30 апреля 1931 г. Московская Патриархия вынесла решение о запрещении митрополита Евлогия в священнослужении. Однако прещения были проигнорированы Константинопольской Патриархией, а также другими Поместными Церквами, которые продолжали сослужение с клиром Западноевропейского экзархата. Из викариев митрополита Евлогия на все требования Москвы согласился лишь епископ Вениамин (Федченков) . Он остался в подчинении Патриархии и создал в Париже Трехсвятительское подворье, где и стал настоятелем. Однако последователей Московской Патриархии в Европе было немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недостатками сочинения являются: довольно растянутая речь, частые обсуждения одного и того же вопроса, хотя в различных комбинациях, и главным образом неправильные суждения о юридическом значении некоторых узаконений императоров касательно язычества, которые поражают своей неосновательностью и неожиданностью. Обсуждая Миланский эдикт Константина и Лициния 312 г., автор совершенно правильно утверждает, что здесь объявлено равноправие всех религии, полная религиозная свобода. На стр. 132 видим: «древняя национальная религия отменена была Миланским эдиктом, язычество потеряло свое государственное значение». 151 стр.: «язычество считается им позорным заблуждением, его обряды ничто иное, как суеверие». Это или намеренная подделка или сознательная ложь. В цитируемом им месте кодекса Феодосия речь идет о тайных дивинациях, последовательно запрещаемых всеми императорами, 4204 и не заключает в себе ни малейшей мысли о запрещении всего языческого культа, к чему насильственно стремится автор, искажая подлинный текст эдикта (вместо sacrificiis domestica abstinentur, – religio domestica). И это в применении к Константину Великому , который особыми законами дозволял общественные гаруспиции, накануне своей смерти издал закон, предоставляя каждому свободно верить в то, чего хочет душа (Eus. V. С. 56, ср. 60) и особым эдиктом подтвердил привилегии жрецов Африки, где христианское многочисленное население сделало, по-видимому, —203— попытку лишить их законных прав, при чем закон этот утверждался навечно (perpetua observatione), для чего и повелевалось вырезать его на медных досках (Cod. Theod. XII, 1. 2). Было бы очень долго воспроизводить все эти недочеты сочинения г. Богоявленского в оценке юридических узаконений, издаваемых римскими императорами против язычества. Достаточно двух-трех примеров. Оценивая законодательство императора Констанция, автор, опираясь на Буасье, так характеризует положение язычества в империи Констанция: язычники занимают при его управлении то же юридическое положение, какое занимали в римской империи христиане (т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иоанн гонителям иночествующих: «хотел бы и я не меньше, и даже гораздо больше вашего, да и часто молил, чтобы миновалась надобность в монастырях, и столько было благочестия и в городах, чтобы никому никогда ненужно было убегать в пустыню, Но так как все пришло в безпорядок, и города, где судилища и законы, полны стали беззакония и неправды, напротив пустыня произращает плод обильный любомудрия: то справедливость требует, чтобы вы винили не тех, которые желающих спастись исторгают из этой бури и волнения и ведут в тихую пристань, но тех, которые каждый город делают так неудобным и негодным для любомудрия, что ищущие спасения принуждены, бывают убегать в пустыни» 84 ... Так я желал, и желаю, чтобы мы наслаждались таким спокойствием, и тиранство этих зол так сокрушилось, чтобы не только живущим в городах не было нужды удаляться в горы, но и обитающие в пустынях опять возвратились в свой город. Но что мне делать? Боюсь, чтобы стараясь возвратить их отчизне, вместо этого не отдать их в руки злых демонов, и желая освободить от пустыни и бегства, не лишить совсем любомудрия и спокойствия» 85 . Некоторые, желая оправдать свои действия и привычки, неразлучные с жизнию в городе, возражали: если пустыня так необходима для достижения высшего духовного любомудрия и сохранения чистоты сердца, то неужели все живущие в городе, а, следовательно, и большая часть вселенной должна погибнуть, как не вмещающая в себе высшей нравственной жизни? На это св. Златоуст отвечает так: «если укажут мне на многочисленность живущих в городе, и этим подумают смутить и испугать меня, как бы, то есть, мне не осудить на погибель всю вселенную, то я возьму изречение Христово, и с ним стану против этого возражения. Не решится, думаю, никто на такой дерзкий поступок, чтобы противоречить определению Того, Кто будет судить нас. Что же Он говорит? Узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его ( Мф. 7, 14 ). Если же мало обретающих, то тем менее могущих пройти этот путь до конца. Ведь не все же, кто только вступил в начало, успели достигнуть и конца онаго: нет, одни в самом начале, другие в средине пути, а многие даже у самой пристани, потонули.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Во второй своей беседе, показав сначала в примере св. Захарии, как опасно слишком вдаваться в исследование вещей божественных, которые нужно воспринимать одною верою, оплакивает заблуждение аномеев, думавших, что человек, будучи не больше как пыль и прах, возгнетаемый ветром, слабый и удобопреклонный, как полевая трава, может познать совершенно Того, Который вечен, неизменяем, бестелесен, вездесущ, Который будучи выше всего, смотрит на землю и заставляет ее трястися, Который сотворил всю вселенную по Своей благости, пред которым все народы, все люди от начала мира, даже и самые Ангелы, не более, как капля воды. Не составляет ли величайшую глупость желать проникнуть то, что св. Павел, чрез которого говорил Сам Иисус Христос, признал непостижимым 159 . В следующих своих беседах св. Златоуст показывает, что природа божественная непостижима не только для простых людей, но и для Пророков, Апостолов, Ангелов, Архангелов и для всех сил небесных. Он превосходно раскрывает эту истину из слов св. Писания: един имеяй безсмертие, и во свете живый непреступнем, Его же никто же видел есть от человек, ниже видети может ( 1Тим. 6, 16 ), и потом переносится к возвышеннейшим мыслям о величии, всемогуществе, премудрости и других непостижимых совершенствах Божиих. Но так как аномеи говорили, что если Бог непостижим, значит мы почитаем Бога, которого не знаем, то св. Златоуст в ответ на это говорит: «на это возражение не следовало бы давать и ответа, когда доказано уже из Писания, что не возможно знать, что такое Бог в сущности. Но поскольку беседуем с вами не для вражды, а чтобы вас исправить; то покажем, что не незнание того, что такое Бог в сущности Своей, но усилие узнать это есть подлинное незнание Бога. Скажи мне, если из двоих, которые спорят о том, что знают величину неба, один говорит, что человеческий глаз не в состоянии обнять се, а другой утверждает, что можно измерить ее пядию руки; то кого из них назовешь знающим величину неба, того ли, кто утверждает, будто бы знает, сколько в небе пядей, или того, кто сознается в незнании? А если тот, кто не берется определить величину неба, будет лучше знающим: то ужели не окажешь сего благоговения пред Богом? А что от нас требуется знать только, что есть Бог, но не любопытствовать о Божией сущности, послушай, что говорит о сем Павел: веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть ( Евр. 11, 6 ). Посему для благочестия достаточно знать, что Бог существует» 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010