@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #63de4b830c Закрыть День памяти князя Петра Горчакова Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова 04:28 19.03.2024 36 Время на чтение 6 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память мч. 42-х во Амморее Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720). Прмчч. Конона и сына его Конона (270-275). Обретение Честного креста и гвоздей св. равноапостольной царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прп. Аркадия Кипрского (IV). Прп. Фридолина Зекингенского (V-VI). Икон Божией Матери: Ченстоховской (I) «Благодатное Небо» (XIV) и Шестоковской (XVIII). Сегодня мы вспоминаем генерала от инфантерии, члена Госсовета князя Петра Дмитриевича Горчакова (1789-1868). Он родился в 1785 г. Поступил на службу юнкером в 1807 г. и в том же году произведен в прапорщики гвардейской артиллерии. Участвуя в кампании 1808-1809 гг. в Финляндии, в 1810-1811 гг. - в Турции, в Отечественной войне 1812 г. и в кампании 1813-1815 гг., Горчаков получил все чины до полковника включительно. В 1820 г. он был произведен в генерал-майоры и назначен управляющим Имеретией. Занимая этот пост, Горчаков принял участие в ряде экспедиций против горцев, проявляя при этом смелость и решительность. Генерал Ермолов остался очень доволен действиями Горчакова и в 1825 г. представил Горчакова к назначению командующим 22-й пехотной дивизией и исполняющим дела Кавказского областного начальника. В кампанию 1828-1829 гг. против Турции он командовал 18-й пехотной дивизией и за участие в штурме Силистрии был награжден орденом св. Владимира 2-й степени. В 1829 г. Петр Дмитриевич получил орден св. Георгия 4-й степени за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах. Произведенный в 1829 г. в генерал-лейтенанты, Горчаков командовал последовательно 19-й, 15-й и 12-й пехотными дивизиями, а с 1836 по 1851 гг. был генерал-губернатором Западной Сибири и командиром отдельного Сибирского корпуса. В 1851 г. Горчаков был назначен в распоряжение главнокомандующего Крымской армией князя Меншикова. Здесь он принял участие в сражении на р. Альме и, командуя войсками правого фланга, лично водил в атаку батальоны Владимирского пехотного полка. Назначенный командующим 6-м пехотным корпусом, Горчаков оставался в рядах Крымской армии до июня 1855 г., когда в связи с преклонным возрастом, он был назначен членом Государственного совета. П.Д.Горчаков умер в 1868 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/de...

2. Святаго священномученика Феодота, епископа Киринейскаго (ок. 320). Преставление святителя Арсения, епископа Тверскаго (1409). Мученицы Евфалии (257). Мученика Троадия (III). Преподобнаго Агафона Египетскаго (V). 440 мучеников Италийских (579). Иконы Божия Матери, именуемыя «Державная» (1917). 3. Святых мученик Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308). Преподобныя Пиамы девы (337). Святых Зинона и Зоила. Иконы Божия Матери Волоколамския. 4. Преподобнаго Герасима, иже на Иордане (475). Преподобнаго Герасима Вологодскаго (1178). Преподобнаго Иоасафа Снетногорскаго, Псковскаго (1299). Благоверного князя Василия (Василько) Ростовскаго (1238). Благовернаго князя Даниила Московскаго (1303). Мучеников Павла и Иулиании (ок. 273). Преподобнаго Иакова постника (VI). Князя Вячеслава Чешскаго (перенесение мощей, 938). Святителя Григория, епископа Констанции Кипрския. 5. Благовернаго князя Феодора Смоленскаго и чад его Давида и Константина Ярославских (обретение мощей, 1463). Преподобномученика Адриана Пошехонскаго, Ярославскаго (1550). Мученика Онисия (I). Мученика Конона Исаврийскаго (I). Мученика Конона градаря (огородника) (III). Мученицы Ираиды. Мученика Евлогия, иже в Палестине. Мученика Евлампия. Преподобнаго Марка (V). Преподобнаго Исихия (ок. 790). Иконы Божия Матери, именуемыя «Воспитание». 6. Святых мучеников 42-х, иже во Аммории: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Обретение Честнаго Креста и гвоздей святою царицею Еленою во Иерусалиме (326). Преподобномученика Конона и сына его Конона (270–275). Преподобнаго Аркадия Кипрскаго (IV). Икон Божия Матери: Ченстоховския, Шестоковския и «Благодатное Небо». 7. Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV). Преподобнаго Павла Препростаго (IV). Святителя Павла исповедника, епископа Прусиадскаго (IX). Преподобнаго Емилиана Италийскаго. Икон Божия Матери, именуемыя «Споручница грешных» в Одрине (Орловск.) (1843) и в Москве (1848).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

20 февраля Святителя Льва, епископа Катанскаго († ок. 780) Святых преподобномученик Корнилия, игумена Псково-Печерскаго, и ученика его Вассиана-муромца Преподобнаго Агафона, в Дальних пещерах noчubaющaro (XII–XIV). 21 февраля Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея «Козельщанския» (1881) Преподобнаго Тимофея, иже в Символех (†795), и святителя Евстафия, архиепископа Антиохийскаго (†337) 23 февраля Святаго священномученика Поликарпа, епископа Смирнскаго (†167) Преподобнаго Поликарпа Брянскаго (†1620 или 1621) 24 февраля Святаго пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (nepboe [IV] обретение честной главы) Преподобнаго Еразма, в Ближних пещерах почивающаго († ок. 1160) 27 февраля Преподобнаго Прокопия Декаполита, Исповедника († ок. 750) Преподобнаго Тита пресвитера, в Ближних пещерах почивающаго (†1190) Преподобнаго Тита, бывшаго воина, в Дальних пещерах noчubaющaro (XIV) 28 февраля Преподобнаго Василия Исповедника († ок. 750) Святаго блаженнаго Николая Саллоса, Христа ради юродиваго, Псковскаго (†1576) 2 марта Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Державная» (1917) Святаго священномученика Феодота, епископа Киринейскаго († ок. 326) Святителя Арсения, епископа Тверскаго (†1409) 4 марта Преподобнаго Герасима, иже на Иордане (†475) Святаго благовернаго князя Даниила Московскаго (†1303) Преподобнаго Герасима Вологодскаго (†1178) Святаго благовернаго князя Вячеслава Чешскаго (пренесение мощей, 938) (службу зри 28 сентября) 5 марта Святаго мученика Конона Исаврийскаго (I) Святаго преподобномученика Адриана Пошехонскаго, Ярославскаго (†1550) Святых благоверных князей Феодора Смоленскаго и чад его, Давида и Константина Ярославских (обретение мощей, 1463) (службу зри 19 сентября) 6 марта Святых мученик 42х амморийских: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Васоя, Каллиста и прочих с ними († ок. 845) Икон Божия Матере, именуемых: «Благодатное Небо» (XIV), Ченстоховская (I), Шестоковская (XVIII)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Пренесение мощей благоверного князя Феодора смоленского и чад его Давида и Константина , в 1464 г. Белоз. М. XVI в. 328. Служба. 1610. 1639. (Белоз. св. 493. обретение мощей их 24 марта, 51 и 201 пренесение мощей их 23 марта. Сн. 19 сент. и 24 авг.). II. Архелая и 152 мучч. мечем. 1370. Шиф. (Маз. 20 мар. сн. 4 мар. IV. М. Р. 4 марта. В Греч. 364 соединен с Ироидою и Кириллом 5 марта со сказанием, см. 23 сентяб.) Муч. Иоанна болгарина, пострадавшего от турок в Царьграде в 1784 году. Афон. Патер. (Филар. 4 марта). III. Страдание пр. Адриана пошехонского, убитого разбойниками в 1550 г. на р. Вотхе в основанной им обители в 5 верстах от Пошехонья, и память сподвижника его Леонида , † 1549 г. Мощи Адриана перенесены в его обитель при патриархе Филарете 17 декабря. ( Филим. 17 марта). Иконы Божией Матери Воспитание . IV. Исихия пресвитера иерусалимского, † 432 г. Иер. Муз. 13 (Вас. 28 марта). Преп. Михаила . Филим. Малх? Пр. Георгия в монастыре Анфимия иерусалинского. Моск. V. Муч. Василиска . Супр. ДоМак. (3 марта). Пр. Герасима . Неап. 1370. М. 1345 и др. (4 мар.). Григория , еп. Констанции кипрской. Вас. (имя). Гр. 364 и др. (4 мар.). Кирилла . Гр. 364 с Ироидою и Архелаем (4 и 5 марта). Пр. Марка афинского. Мил. (5 апр.). Св. Ипатия гангрского. ЧГр. XI в. (31 марта). Аввы Малха подвижника. Син. 1 (26 марта). 6 1 . Свв. 42 мучеников амморийских: Феодора, Константина, Аетия, Феофила, Мелиссена, Васоя, Каллиста и прочих, † ок. 847 года в Сирии после семилетнего заключения. Вас. Иер. Кал. Флор. 1. Готф. Мст. Служба. МКр. М. 1345 и 1369. М. 451. Канон Игнатия. В греч. печ. канон Иосифа другой, стихиры Мефодия, Симеона, а не Сикеота. (См. Долоцкого. Христ. Чтение 1860, стр. 150. Супр. ДоМак. 7 мар. Сирл. 8 марта). Преп. Аркадия кипрского, наставника свв. мучч. Иулиана и Еввула , пострадавших при Иулиане ок. 361 г.; он пережил их. Пролог. У. 80. (Неап. Син. 1. Вас. (имя), 240. Охр. МГр. 7 марта. Вас. 8 марта). Св. преподобномуч. Конона и сына его Конона при Аврелиане (270–275).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

—135— и подписали постановления сердикского собора, в числе их оказался и Аетий лиддский: имя τιος занимает 2-е место в числе 16-ти присутствовавших на этом Иерусалимском соборе епископов 356 . Что этот православный τιος– ни кто иной, как Аетий лиддский, доказывает то обстоятельство, что о переходе Аетия палестинского на сторону Афанасия В. при возвращении его из (2-го) изгнания при императоре Константе 357 знает и Филосторгий 358 . Передаваемый этим арианским историком грязный рассказ о мотивах, побудивших Аетия к этому переходу в ряды защитников никейского символа, и об его смерти, говорит о том, что евсевиане были очень опечалены изменой Аетия, и что Аетий так и умер, оставаясь никейцем. Очевидно, Аетий лиддский был епископ слабохарактерный, из числа тех, которые идут туда, «куда ветер подует», и что удивительного, если он и в 321 году на антиохийском соборе, когда стало ясно, что большинство членов этого собора настроено против Ария и защищавших его епископов, стал и сам на сторону этого большинства, хотя раньше высказывался так, что Арий считал его своим единомышленником? А об Алфии, Македонии, даже о Таркондиманте мы даже и не знаем, заявили ли они себя сторонниками Ария раньше никейского собора, и вообще, как далеко простирались их симпатии к арианству 359 . —136— Придавая этим 5-ти именам «друзей Ария или Евсевия» такое преувеличенное значение, Гарнакк представляет дело в совершенно неверном освещении, если по его словам выходит, будто из 16-ти известных нам в отношении к своему догматическому направлению епископов, только один Евстафий «не мог быть ложно определён» в этом отношении, т. е. как будто он один был несомненно православным членом этого собора, 5 известны как ариане, а относительно остальных 10-ти «известных по догматическому направлению» епископов он не говорит ничего ясно. Он не даёт даже себе труда назвать по именам этих 10 епископов. Получается, что, если делать естественное заключение от известного к неизвестному, судить о богословских воззрениях тех епископов, о которых мы ничего не знаем, кроме имён, по тем епископам, догматический цвет которых нам хорошо известен, то настроение большинства членов этого антиохийского собора из 56-ти епископов, должно бы было быть в пользу Ария и Евсевия кесарийского , и результат, к которому пришёл этот собор, по его посланию, представлялся бы непонятным и даже «сомнительным». Ведь, если из 56-ти, вернее 59-ти, членов этого собора только один Евстафий был несомненным антиарианином, а 5 или даже 8 епископов (считая и 3-х отлучённых) были друзьями Ария и Евсевия, то выходит, что у Ария и Евсевия на этом соборе было в 5 или даже 8 раз больше сторонников, чем у Александра александрийского . Можно ли допустить, чтобы при таком соотношении партий победа на этом соборе оказалась на стороне Александра и Евстафия, а друзья Ария и Евсевия должны были или отказаться от их защиты, или быть отлучёнными?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1128 Как замечает С.Н. Говорун, «Севир кажется не столь категоричным в отношении единственности воли, сколь в отношении энергии. Он допускает в воле некоторую более явственную двойственность» (Севир о единой энергии и воле Христа// Церковь и время. 2005. 3 (32). С. 198–199). 1130 Epistola ad Prosdocium medicum//Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi... P. 310; Mai A. Scriptorum veterum nova collectio. R., 1837. T. V. VII, 1. P. 71. 1131 В действительности произведение «De Incarnatione et contra Arianos» принадлежит Маркеллу Анкирскому (см.: Tetz M. Zur Theologie des Markell von Ankyra//Zeitschrift fur Kirchengeschichte. 1964. Bd. 75. S. 217–270). 1132 См.: De incarnatione Dei Verbi, et contra Arianos 21//PG 26. Col. 1021BC. Цитацию у Севира см.: Contra impium Grammaticum. Oratio 3. 2. 33. P. 132; Сир. текст см.: Р. 181. 1137 От полемического произведения Олимпиодора, написанного против Севира, сохранился лишь незначительный фрагмент. Именно в нем упоминается о том, что последний держался учения об одной воле во Христе (см.: Olympiodorus diaconus. Contra Severum Antiochenum//PG 89. Col. 1189В). 1140 А. Каллис в своем исследовании, посвященном проблеме воли в творениях прп. Иоанна Дамаскина , приходит к выводу, что выбор не возможен без участия в нем разума. Хотя выбор (proairesis) и имеет признаки намеренного действия, поскольку совершается с участием воли, в основе его лежат обдуманность и сводобное решение. Последние являются условием выбора. Поэтому маленькие дети и неразумные животные способны совершать намеренные действия, но не способны к выбору, поскольку не могут обдумать свой поступок (см.: Kallis A. Der Menschliche Wille in seinem Grund und Ausdruck nach der Lehre des Johannes Damaskenos: Inaugural Dissertation zur Erlangung des Doctorgrades. Westfaliche Wilhelms-Universitat zu Mnster (Westf.), Philosophiche Fakultat. Mnster, 1965. S. 179). При том, что в выборе различаются два фактора – разум и воля, совершается он прежде всего на рациональном основании, поскольку и сама γνμη для своего формирования предполагает акты интеллектА.А. Каллис считает, что, согласно прп. Иоанну Дамаскину , в формировании выбора руководящая роль принадлежит именно разуму (см.: Ibid. S. 185–186).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

26 . Свт. Порфирия, архиеп. Газского, мч. Севастиана. 27 . Прпп. Прокопия Декаполита исповедника, Тита, пресвитера Печерского, и Фалалея. 28 . Прп. Василия исповедника, спостника св. Прокопия; прпп. жен Марины и Киры, сщмчч. Протерия, патр. Александрийского, и Нестора, еп. Магиддийского. 29 . Прпп. Кассиана, Иоанна, нареч. Варсанофием, мч. Феоктириста. Март 1 . Прмц. Евдокии, мчч. Нестора, Тривимия, Маркелла и Антония, мц. Антонины, прп. девицы Домнины Сирийской. 2 . Сщмч. Феодота. еп. Киринейского; преставление свт. Арсения, еп. Тверского, прп. Агафона, мч. Троадия, мц. Евфалии девы, 440 мучеников, в Италии убиенных лангобардами. 3 . Мчч. Евтрония и дружины его: Клеоника и Василиска, св. Зинона и Зоила, прп. Пиамы девы. 4 . Прп. Герасима, иже на Иордане; мчч.: Павла и сестры его Иулиании и с ними: Кодрата, Акакия и Стратоника; свт. Григория, Констанции, града Кипрского; прп. Иакова постника, св. Даниила, блгв. кн. Московского; св. Вячеслава, кн. Чешского; блаж. кн. Василия Ростовского, иже и Василько. 5 . Мчч. Конона Исаврийского, Конона градаря (огородника), Ироиды, Евлогия Палестинского, Евлампия и Онисия; прпп. Исихия постника, Марка, постника Египетского; перенесение мощей св. блгв. кн. Феодора Смоленского и Ярославского и чад его Давида и Константина (от мест погребения их в соборную церковь Спасо-Преображенского Ярославского монастыря). Пример мч. Канона градаря († в: III в.) ясно показывает, что можно спастись и в мир, занимаясь самым обычным и простым делом, а не в пустыне только, как думают странники-бегуны. 6 . Свв. 42 мученик, иже во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Милиссена, Каллиста, Васоя и проч.; прп. Аркадия Кипрского, прпмчч. Конопа и сына его Конона. Обретение Честного Креста и честных его гвоздей св. Еленою. 7 . Сщмчч.: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора; свт. Павла исповедника, прпп.: Павла Препростого и Емилиана монаха. 8 . Прп. Феофилакта, еп. Никомидийского; прп. Дометия, сщмч. Феодорита, ап. Емра. 9 . 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия или Екдита, Лиспмаха, Александра, Илии, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Аглая; мч. Урпасиана, св. Кесария.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Пример муч. Конона градаря († в III в.) ясно показывает, что можно спастись и в мире, занимаясь самым обычным и простым делом, а не в пустыне только, как думают странники-бегуны. 6. Св. 42 муч. иже во Аммории: Константина, Аетия, Феофила, Милиссена, Каллиста, Васоя и проч.; пр. Аркадия кипрского, Феодора, преподобномуч. Конона и сына его Конона; пер. мощ. Авраамия болгар. (1230 г.), ик. Б. М.: «Что тя наречем», Шестоковской и Ченстоховской. Обретение честного Креста и честных его гвоздей св. Еленой. 7. Свм. еп. херс. Василия, Ефрема, Евгения, Агаводора, Еверия, Капитона, Елпидия; св. Павла исп. пелусиадск., п. Павла препростого и Емилиана монаха; ик. Б. М. «Споручницы грешных». 8. Пр. Феофилакта, еп. никомидийского; пр. Дометия, свящмч. Феодорита, ап. Ерма , п. Лазаря, Афанасия мурманск. 9.      40 муч. в севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанвия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия или Екдита, Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия; муч. Урпасиана, св. Кесария, Авраамия болг.; ик. Б. М. «Слово плоть бысть». 10. Муч. Кодрата, Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другого), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида, Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и пр., муч. Кодрата николидийского и с ним Саторина и Руфина; пр. Анастасии патрикии. 11. Св. Софрония патр. иерус.; св. Евфимия, арх. новг.; свмч. Пиония и иже с ним; перен. мощ. м. Епимаха. 12. Пр. Феофана, исповедника сигрианского; св. прав. Финееса, св. Григория Двоеслова , папы римск.; ик. Б. М. Римской (Лиддской). 13. Перен. мощ. св. Никифора, патр. царегр., мч.: Савина, Африкана, Пуплия, Терентия, Александра; мц. Христины; п. Анина; ик. Б. М. Молдавской. Св. Никифор († 826 г.) был ревностным защитником иконопочитания. Когда император Лев Армянин старался склонить его к отступлению от православной веры, то он ответил: «Напрасны твои труды, государь! Мы не можем изменить древнего предания, – мы чтим изображения святых, как крест и евангелие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В предисловии к комментариям на Евангелие Матфея бл. Иероним пишет: „Признаюсь, много лет назад я читал XXV томов комментарий Оригена на Матфея.... и комментарии Феофила, епископа города Антиохии, а также Ипполита Мученика и Феофила Гераклеота и Аполлинария..., из которых взял хотя не многое, но достойное памятования» 324 . В третий раз о Евангельском комментарии Феофила Антиохийского бл. Иероним упоминает в письме к Алгазии: „Феофил, после апостола Петра шестой епископ Антиохийской церкви, оставивший нам памятник ума сведением в одно творение изречений всех четырех евангелистов, так говорил об этой притче» 325 . Далее следует длинная выписка из недошедшего до нас комментария Феофила, еп. Антиохийского. Самое интересное и важное в сведениях бл. Иеронима о Феофиле Антиохийском – это известие, что Феофил „оставил памятник ума сведением в одно творение изречений всех четырех евангелистов”, – другими словами: составил Гармонию Евангелий, которая и послужила основанием для его Евангельского комментария, как можно догадываться из письма к Алгазии. Впрочем, возможное дело, что Евангельский комментарий и Гармония Евангелий Феофила Антиохийского – сочинения отдельные. – Вообще вопрос об этих сочинениях Феофила – самый трудный и спорный в истории предания об Антиохийском апологете. Дело в том, что о существовании „Комментария» и „Гармонии» Феофила не упоминает ни один писатель, кроме бл. Иеронима. Правда, в ватиканской, написанной на латинском языке, рукописи мы имеем сочинение с именем Феофила, носящее заглавие: „Commentariorum in sacra quatuor evangelia libri quatuor». В этой рукописи находится то толкование притчи о несправедливом хозяине, которое цитовал бл. Иероним в письме к Алгазии. Это говорит в пользу подлинности „Комментария». Но тщательный анализ его убеждает, что здесь в лучшем случае мы имеем латинскую переработку сочинения Феофила, сделанную не ранее V в. 326 . Поэтому, по ватиканской рукописи рискованно было бы составлять понятие о „Комментарии» на Евангелие, принадлежащем Феофилу, еп. Антиохийскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

а) В книгах к Автолику Феофил несколько раз ссылается на прежде опубликованное произведение, в котором он говорил о змие или диаволе (II, 28), о родословиях первых людей (II, 30), об истории Ноя и его сыновей (И, 30–31; III, 19) и, может быть, о сказаниях относительно языческих богов (III, 3). Заглавие этого произведения Феофил не указывает. Оно состояло по крайней мере из двух книг и первая носила особое название «об истории», об этом можно заключать из слов Феофила, которыми он указывает на родословия первых людей: ν τ πρτ βιβλ τ περì στοριιω ν (II, 30). Это произведение Феофила не сохранилось. В Хронике Иоанна Малалы находится девять цитат из «весьма мудрого хронографа Феофила»; но нет возможности определить, извлек ли он эти цитаты из названного произведения Феофила Антиохийского , или же смешал с ним другого позднейшего писателя. б) Евсевий (Hist. eccl., 4:24) упоминает о книге Феофила с надписанием: «против ереси Гермогена» ( Πρòς τν α ρεσιν ρμογνους), в которой он приводит свидетельства из Откровения Иоанна. в) Евсевий знал «превосходную» книгу Феофила против Маркиона (Hist. eccl., 4:24). г) Евсевий указывает еще на «некоторые катехизические произведения» Феофила ( τινà κατηχητικà βιβλα), которые Иероним (De vir. ill., 25) называет «краткими и превосходными трактатами, относящимися к созиданию Церкви» (breves elegantesque tractatus ad aedificationem ecclesiae pertinentes). Обо всех этих произведениях (6, в, г) больше ничего не известно. д) Как сказано было, Иероним несколько раз упоминает комментарий Феофила на Евангелия и на Притчи Соломона, причем тексты Евангелий он соединил в одно целое и изъяснял собственно эту Евангельскую гармонию, а не текст четырех Евангелий. Сам Иероним высказывает сомнение в принадлежности комментариев Антиохийскому епископу Феофилу на основании разности в языке и строе речи. Но этим комментариям в недавнее время суждено было сделаться предметом оживленного спора. В 1575-м году M. de la Bigne издал под именем Феофила Антиохийского Латинский комментарий на Евангелия, который состоит из четырех книг и заключает в себе краткие и пространные схолии к избранным местам, с преобладающим аллегорическим характером.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010