ЖМП 9 сентябрь 2019 /  20 сентября 2019 г. 09:59 Райский сад на земле ПРИНЦИПЫ ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СПОСОБЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ПРИХРАМОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ Прихрамовая территория — словно церковная сень, которая приглашает молящихся в храм и помогает им на пороге храма оставить повседневную житейскую суету. Талантливая организация прилегающего к храму зеленого участка зачастую не только настраивает на молитву, но и способствует первому общению со священнослужителем — ведь желание просто погулять, отдохнуть в монастырском или приходском саду со временем может перерасти в стремление к воцерковлению. Тем не менее единых подходов к ландшафтному озеленению в Церкви, как ни странно, до сих пор нет, и это направление продолжает оставаться полем для экспериментов архитекторов и садовников. «Журнал Московской Патриархии» представляет несколько удачных проектных и уже реализованных на практике решений, которые можно рассматривать в качестве ориентиров при благоустройстве прихрамовых земельных участков.  PDF-bepcuя, часть 2 (окончание) . Как утверждают историки архитектуры, ландшафтный дизайн появился в России именно в монастырях 1 . Увы, эта первая страница отечественного системного подхода к озеленению со временем оказалась основательно забыта. С формированием научного подхода в архитектуре ландшафта основное внимание в изучении русского садово-паркового искусства уделяется прежде всего светско-гражданским комплексам: царским садам, великолепным ансамблям Пет­ровского времени и блистательным приусадебным паркам расцвета Российской империи. Так, даже в обширных работах церковного историка позапрошлого столетия Ивана Забелина, уделявшего большое внимание храмовому зодчеству и его эволюции, о монастырских садах не удается найти ни строчки 2 . Как правило, в ориентированной на паломников литературе того времени можно встретить лишь указания на существование сада, цветника, рощи. Редкие исключения доносят до нас рассказы о преобразовании территорий Валаамского и Соловецкого Спасо-Преображенских, Кирилло-Белозерского, Коневского Богородице-Рождественского монастырей, а также Толгской и Николо-Угрешской обителей и Нило-Столобенской пустыни.

http://e-vestnik.ru/examination/landshaf...

Санкт-Петербург. Церковь Коневской иконы Божией Матери. Подворье Коневского мужского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Церковь. Действует.   Престолы: Коневской иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 1863. Архитектор:И.Б. Слупский Адрес: Санкт-Петербург, Загородный проспект, д. 7 Координаты: 59.92713, 30.34463 Проезд:ст. м. " Достоевская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1798 году митрополит С.-Петербургский Гавриил благословил вернуть обители на острове Коневец на Ладоге Коневскую икону Божией Матери. Из новгородского Деревяницкого монастыря, где спасенная святыня пребывала долгие годы, она была привезена в столицу и два месяца находилась в городе, пока для неё чеканили серебряную ризу. Многие верующие просили оставить ее в столице. Однако по распоряжению Священного Синода святыня должна была отплыть на Коневец, но с неё дозволено было сделать список для столицы, который решили поместить на петербургском подворье Коневского монастыря. Выбор места для его постройки пал на участок по Загородному проспекту, 7, и в 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников отдали принадлежавшие им участки земли для подворья, которое было заложено настоятелем Коневского Рождественского монастыря игуменом Израилем 28 сентября 1821 года после Высочайшего разрешения Государя. Каменная часовня на гранитном фундаменте и монашеские кельи простояли до 1862 года, когда 28 мая страшный пожар уничтожил все от Гостиного и Апраксина дворов до Загородного проспекта. Вскоре насельники монастыря стали собирать пожертвования на строительство новой часовни с келиями. 28 марта 1863 года новый проект часовни с шатровой звонницей на месте сгоревшей был Высочайше утвержден, а 15 декабря она была освящена игуменом Израилем во имя Коневской иконы Божией Матери. Автор проекта И. Б. Слупский (1826 – 1891) был уже известен как создатель других сооружений для Коневского монастыря. Во дворе было выстроено каменное трехэтажное здание, которое служило для жилья.

http://sobory.ru/article/?object=01531

Событие это описано в келейных записках его следующими словами: «17 Августа в три часа пополудни Государь Император изволил принимать в Зимнем дворце Высокопреосвященнейшего митрополита Серафима, прибывшего из Москвы на Новгородскую и Санкт-Петербургскую епархии и Преосвященного неофита епископа Архангелогородского. В те же часы угодно было Его Величеству и меня удостоить своей аудиенции. Я благодарил Государя за всемилостивейшее позволение устроить часовню в Санкт-Петербурге, а он изволил благодарить меня за устроение монастыря и введенный порядок. Потом спрашивал о пребывании моем в монастыре и должности настоятельской, о числе братии вообще и особенно о числе иеромонахов, иеродиаконов и монахов; о количестве церквей, о ските, о древности монастыря, о начатии обновления или возобновления его, о расстоянии острова от материка и от Валаамского монастыря и о прочем подробно изволил благосклонно спрашивать и выслушивать мои ответы. Благодарение Великому Монарху, обратившему свое внимание на малые труды мои!»  Шестнадцатилетние труды о. Иллариона по управлению Коневской обителью, которые он, по смирению называл «малыми», по справедливости могут назваться великим и незабвенным подвигом для Коневской обители, которая обязана ему своим и внешним и внутренним благоустройством. Занимаясь внешним устройством вверенной ему обители, о. Илларион давно скорбел, видя в ней многих желающих и достойных принять иноческий сан, но неудостоивавшихся иночества потому, что по штату 1764 года, определено было содержать в Коневской обители не более семи монашествующих и с настоятелем. Посоветовавшись с братией, о. Илларион решился утруждать высокопреосвященнейшего митрополита Серафима ходатайством о разрешении увеличить штат обители. Ходатайство это увенчалось успехом. 25 октября 1816 года государь император, на докладе ему синодальным обер-прокурором князем Александром Николаевичем Голицыным, состоявшегося определения Св. Синода о прибавке шести монашествующих к штатному положению в некоторых семибратских заштатных обителях, в числе их и в Коневской, собственноручно изволил написать: «Во уважение представленных Синодом причин, повелеваю: в следующих четырех мужских монастырях, состоящих на собственном содержании, а именно: по Новгородской епархии – в Савиновишерском; по Санкт-Петербургской – в Коневском Рождественском и Островском Введенском; по Пензенской – в Наровчатском Троицком Сканове, из которых в каждом положено быть по шести монашествующих и одному настоятелю, прибавить: в первых трех еще по шести монахов, а в последнем десять, оставляя, впрочем, все оные монастыри по-прежнему на собственном их содержании».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Рукопись – подлинник, размером 150х195 мм, представляет собой расшитую, порой на отдельные листы, книгу. Верхняя часть листов осыпается. Внизу имеются загрязнения. На л. 1. чернильный штамп с надписью: «Библиотека И. А. Шляпкина Л. 1 об., 17 об., 22 об. Без текста. На л. 1, 3, 4, 6, 7, 11–16, 20, 21 – фрагменты водяного знака Перчатка. Для сохранности документ помещен в плотный конверт конца XIX — начала XX в. На конверте надпись: «Синодик Коневского монастыря, писанный около 1578 г.», ниже чернильный штамп: «Библиотека И. А. Шляпкина»; слева вверху чернилами: 424/175». Часть последней записи написана по карандашному тексту: 175». Анализ содержания ряда поминаний позволяет датировать основной сегмент синодика 2-й половиной 50-х — началом 60-х гг. XVI в., дополнения сделаны преимущественно до 90-х гг. того же века. © Маштафаров А. В., 2014   Сенаник Рождества Пречистей Богородицы Коневского монастыря домовной   (Л. 2) Книга, глаголемая За упокой помяни, Господи, архиепископов Ноугородцкых. Акима. Луку. Стефана. Феодора. Германа. Никиту. Нифонта. Аркадиа. Ивана. Григориа. Мантириа. Митрофана. Антониа. Спиридона. Далмата. Климента. Феоктиста. Давыда. Василиа. Моисеа. Алексиа. Ивана. Симеона. Еуфимиа. Симона митрополита. Еуфимиа. Иону. Феофила. Сергиа. Генадиа. (Л. 2 об.) Князей рускых. Ярослава. Владимера. Всеволода. Всеволода. Владимера. Георгиа. Всеволода. Дмитреа. Андреа. Констянтина. Георгиа. Михаила. Ярослава. Александра. Данила. Ивана. Бориса. Георгиа. Семиона. Ивана. Дмитреа. Василиа. Василиа. Георгиа. Андреа. Василиа. Александра. Констянтина. Андреа. Ивана. Дмитреа. Ярослава. Михаила. Александра. Михаила. Ивана. Александра. Бориса. Василиа. Бориса. Симеона. Данила. Василиа. Василиа. Дмитриа. Иоана. Георгиа. (Л. 3) Ивана. Констянтина. Романа. Феодора. Патрекиа. Ивана. Александра. Иоана. Иоана. Ярослава. Федора. Андреа. Петра. Констянтина. Владимера. Симеона. Иоана. Иоана. Василиа. Дмитреа. Василиа. Бориса. Ивана. Георгиа. Симеона. Михаила. Бориса. Александра. Федора. Георгиа. Федора. Данила. Иоана. Александра. Александра. Андреа. Александра. Георгиа. Семиона. Дмитреа. Ондреа. Георгиа. Михаила. Иоана. Симеона. Иоана. Констянтина. Дмитреа. Федора. Иоана. Михаила. Ивана. Дмитреа. Федора. Иоана. Михаила. (Л. 3 об.) Федора. Иоана. Иоана. Семиона. Иоана. Федора.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Монастырские крестные ходы совершаются 1 авг. и 29 июня – вокруг мон., а в неделю Всех Святых – в скит Всех Святых. В мон. введено старчество. В монастырской библиотеке хранится синодик Иоанна Грозного с именами убиенных в опричнину и среди многих старопечатных книг XVII в. рифмованная псалтирь Симеона Полоцкого . При мон. школа, больница, амбулатория, гостиница для богомольцев и разного рода мастерские. Мон. имеет свои пароходы, на которых командиры и матросы – монахи. Во владении мон. в Ладожском озере находится около 40 островов, которые занимают до 3100 десятин земли. Мон. принадлежит в Москве (на 2-й Тверской-Ямской) подворье и часовня. Коневский Рождественский , 3 кл., общ., на о. Коневце, в сев.-зап. части Ладожского озера. Основан пр. Арсением (см. 12 июня), который, прибыв в 1393 г. на остров, для уединенной жизни, первоначально поселился на горе в дремучем лесу, водрузил здесь крест и при нем создал келию; через год преподобный перешел на юго-зап. берег к бухте, называемой „Владычная лахта“, и с несколькими учениками около 3 лет проводил здесь скитскую жизнь, а затем построил небольшую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь теперь находится Коневский скит (см. выше). В 1421 г., вследствие наводнения, вода достигла самого храма, и это побудило преподобного перенести обитель на более возвышенное место, где она находится и ныне. В 1577 г. мон. подвергся разорению от шведов, и иноки его переселились в Деревяницкий мон. (см. Новгор. еп.); возвратившись обратно, по восстановлении мон. в 1549 г., иноки в 1610 г. снова должны были, вследствие передачи Карельского края шведам, переселиться в Деревяницкий мон. С тех пор остров Коневец находился в запустении более 100 лет, пока имп. Петр I не возвратил России Карелию; тогда, по просьбе Деревяницкого архим. Иоанникия, в 1718 г., остров Коневец был приписан к Деревяницкому мон. и последний восстановил Коневский мон., который с 1760 г. был признан самостоятельным, а в 1825 г. возведен на степень 3 класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Далмат, архиепископ Новгородский с 1251 г., † 21 октября 1274 г.— Л. 2 Даниил Александрович, св., князь Московский с 1280-х гг., † 4/5 марта 1303 г.— Л. 2 об. Дмитрий Иванович, Донской, князь Московский с 1359 г., великий князь Владимирский с 1362 г., † 19 мая 1389 г. — Л. 2 об. Добрыня Ядрейкович – см. Антоний   Евфимий (Еуфимий) Брадатый, в монашестве Емельян, архиепископ Новгородский с 1424 г., † 1 января 1429 г.— Л. 2 Евфимий (Еуфимий) II Вяжицкий, архиепископ Новгородский с 1434 г., † 10 марта 1458 г.— Л. 2 Елецкие князья, служилые землевладельцы – Л. 16 Феодосия, инокиня Фотиния, инокиня, в миру супруга И. И. Елецкого Иван Иванов, Селезень, новгородский помещик, поминание рода Иван Иванов, сын И. И. Елецкого Климент Иванов Михаил Иванов Михаил Петров, внук И. И. Елецкого Петр Иванов, в монашестве Панфилий Емельян – см. Евфимий Брадатый Еуфимий – см. Евфимий Ефрем, возможно, епископ Новгородский, † около 1035 г. – Л. 2   Жданские, служилые землевладельцы – Л. 20. Иван Северин, поминание рода   Забелины, служилые землевладельцы – Л. 23 Иван Семенов, вкладчик Троице-Сергиева монастыря Одолей Семенов, вкладчик Троице-Сергиева монастыря Симеон (Семен), в монашестве Сергий, поминание рода   Иоанн–Илья, архиепископ Новгородский с 1165 г., св., † 7 сентября 1186 г.— Л. 2 Иоанн, архиепископ Новгородский с 1389 г., † 24 июня 1417 г.— Л. 2 Иоанн, игумен Коневского монастыря в середине XV в.— Л. 3 об. Иоанн II, игумен Коневского монастыря в 1550–1560-х гг. — Л. 3 об. Иван Данилович, Калита, в монашестве Ананий, князь Московский с 1325 г., великий князь Владимирский с 1328 г., † 31 марта 1340 г.— Л. 2 об. Иван II Иванович, Красный, князь Московский, великий князь Владимирский с 1353 г., † 13 ноября 1359 г.— Л. 2 об. Иван Михайлович, великий князь Тверской, † 1425 г. — Л. 2 об. Илия – см. Иоанн Иоаким (Аким) Корсунянин, епископ Новгородский с 989 г.(?), † около 1030 г.— Л. 2 Иоаким (Аким) Чортов (Чертов, Чертовых), старец, поминание рода — Л. 9 Иоанн — см. Иван Иоанн Попьян, епископ Новгородский около 1110–1130 гг.— Л. 2

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Через посредство лиц, близко стоявших к приснопамятному протоиерею о. Иоанну Ильичу Сергиеву (Кронштадтскому) он, В. Степанов, получил возможность побеседовать наедине с батюшкой, которому открыл о своем благом намерении, просил совета и благословения на новый избранный им путь. Блаженной памяти батюшка о. Иоанн объяснил брату нашему Владимиру о трудных обязанностях и ответственности духовных пастырей, особенно в наступившее тяжелое время и, подавая ему благословение на этот подвиг, произнес: «ну, хорошо, ты будешь священником, а рукоположение приемлешь от Преосвященного Серафима». Это случилось в 1907 году. В. Степанов, получив благословение, с знаменательным к нему добавлением, продолжал службу по почтово-телеграфному ведомству в Петербурге, а во время Великой войны с Германией (1914 г.), будучи прикомандированным в одно из полевых телеграфных учреждений Северо-Западного фронта. Протекло немало лет, когда, совершенно неожиданно, мы получили от брата Владимира из с. Спасского, близ Томска, закрытое письмо с извещением о том, что: ... " слова дорогого батюшки, сказанные в 1907 году, сбылись ныне надо мною, и где же? – в незнаемой мною Сибири, в г. Томске. В марте месяце 1919 г. я сподобился принять благодать Иерейства через святительское рукоположение от Преосвященного Серафима». Брат наш, священник Владимир Васильевич Степанов исполнял должность Настоятеля прихода в разных местах, а именно: в с. Спасском, близ Томска, в с. Червышеве, Уральской области и в селе Романовском, Ялуторовского района. Последнее закрытое, очень краткое по содержанию, письмо было отправлено им из Армавира (Сев. Кавказ), 16 июля 1930 г., полученное на Коневце 24 июня 1938 года и, по независящим с обеих сторон причинам, дальнейшая переписка наша приостановилась и участь брата и его семьи (жена и дочь невеста), нам неизвестна. Рождественского Коневского монастыря Духовник, Иеромонах Геннадий (в мире Григорий Васильевич Степанов). Коневского монастыря послушник Николай Васильевич Степанов. Подлинность подписей удостоверена Настоятелем

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Плавковский Сумбул, служилый землевладелец, поминание рода.– Л. 14, 14 об. Яков Фомин Путятины князья, служилые землевладельцы – Л. 11 Александра, супруга Давыда Никитина Анисья, супруга Григория Давыдова Марфа инокиня, в миру супруга Ивана Давыдова(?) Прасковья, инокиня Соломонида, супруга Матвея Давыдова Ульяна Фотинья, младшая дочь Григория Давыдова Григорий Давыдов, в монашестве Герасим, князь, поминание рода Давыд Никитин Иван Давыдов, Матвей Давыдов, Матвей Никитин Неклюд Давыдов Пятой – см. Савин Максим, Пятой   Ростовские-Хохолковы, князья, служилые землевладельцы – Л. 9 об. Марфа, супруга И. Д. Ростовского(?), в монашестве Мавра, † 16 марта 1596 г. Василий Иванович, Почуй, в монашестве Варлаам, поминание рода Иван Дмитриевич Петр Дмитриевич Большой Петр Дмитриевич Меньшой   Сабуров Афанасий Юрьев, поминание рода — Л. 19, 19 об. Сабуровы, служилые землевладельцы – Л. 22 Андрей Иванович, Кривой Григорий Иванович (?) Иван Иванович Иван Константинович, Сверчков Иван Федорович Иван Юрьевич Константин Федорович, Сверчок Симеон (Семен) Федорович, поминание рода Тимофей Константинович Федор Иванович, Поп Федот Федорович (?) Яков Иванович Анисья, инокиня, в миру супруга Андрея Ивановича Сабурова (?) Ксения, супруга Григория Сабурова Маремьяна инокиня, в миру Марфа, супруга С. Ф. Сабурова(?) Савин Максим, Пятой, иерей, поминание рода — Л. 21 Сампсон – см. Симеон Серапион, св., архиепископ Новгородский с 1506 г., отрешен от кафедры в 1509 г., † 16 мая 1516 г. на покое в Троице-Сергиевом монастыре — Л. 2 Серапион, игумен Коневского монастыря в начале 1-й четверти XVI в. — Л. 3 об. Сергий, в миру Симеон, архиепископ Новгородский с 1483 г., † 1504 г. на покое в Троице-Сергиевом монастыре — Л. 2 Симеон (Сампсон), архиепископ Новгородский с 1416 г., † 15 июня 1417 г.— Л. 2 Симеон–Созонт Иванович, Гордый, князь Московский, великий князь Владимирский с 1340 г., † 27 апреля 1353 г.— Л. 2 об. Симон, митрополит Московский и всея Руси с 1495 г., † 28 января 1511 г.— Л. 2 Спиридон, архиепископ Новгородский с 1229 г., † 1249 г.— Л. 2

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Прп. Арсений Коневский. Литография. Сер.— 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Прп. Арсений Коневский. Литография. Сер.— 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Пимен, архим. коневский и валаамский († 22 дек. 1910), автор описания мон-ря, сообщает, что мощи А. К. были обретены в XVI в., но во время Ливонской войны (1558-1583) их снова погребли близ зап. стены Рождественского храма, с левой стороны от дверей, где мощи оставались до возобновления обители в 1718 г. (С. 22). В 1577 г., после захвата Коневского мон-ря шведами, братия вместе с игум. Леонтием перешла в Деревяницкий мон-рь, взяв с собой чудотворный Коневский образ Пресв. Богородицы, покров на раку святого 1551 г., деревянный ковш, оправленный в серебро, к-рый, по преданию, принадлежал преподобному. В 1595 г., после заключения мира со Швецией, иноки вернулись в мон-рь. Однако вслед за подписанием в 1610 г. русско-швед. договора, по к-рому Россия уступила шведам г. Корелу и всю Корельскую землю, коневские иноки вновь были вынуждены уйти в Деревяницкий мон-рь. Шведы разрушили Рождественский собор Коневского мон-ря, кирпичи были использованы на постройку крепости в Кореле. В 1672-1673 гг. Россия вела переговоры со Швецией о передаче мощей А. К. в Деревяницкий мон-рь. Патриарх Московский и Всея Руси Питирим в грамоте от 14 дек. 1672 г. велел игум. Деревяницкого мон-ря Иоасафу ехать «для приему тех святых мощей... где те святые мощи ныне лежат» и принять их с подобающей честью (ЛЗАК. Т. 1. С. 28-29). Неизвестно, чем завершились эти переговоры и состоялось ли перенесение мощей. Архиеп. Филарет (Гумилевский) упоминает о переносе мощей А. К. 9 сент.; это упоминание заслуживает внимания, поскольку в месяцесловах XVII в. кроме дня преставления встречается еще сентябрьская память святого. В 1760 г. Коневская обитель, бывшая до этого приписной к Деревяницкому мон-рю, была признана самостоятельной, коневский строитель Игнатий вернул вывезенные ранее в Деревяницкий мон-рь святыни; Коневская икона Пресв. Богородицы была возвращена в мон-рь 3 сент.

http://pravenc.ru/text/76296.html

Сабуровы — московский старобоярский род, к началу XVI в. разделившийся на ряд ветвей. В синодике поминается род Семена (Семиона) Федоровича Сабурова. Три имени в начале, вероятно: Иван Юрьевич Сабуров († 1549 г.), его сын Иван Иванович (середина XVI в.) и внук Семен (Семион) Федорович — заказчик поминания. Федот — неизвестное генеалогам лицо, возможно, его отец Федор Иванович, Поп, дядя – Андрей Иванович, Кривой, в 1550 г. тысячник, сын боярский 3-й статьи по Торжку, дворовый сын боярский (ТКДТ. С. 80, 198), Григорий и его супруга Ксения. Инокиня Маремьяна и инокиня Анисья, вероятно, супруги Федора Ивановича и Андрея Ивановича. К третьему поминанию относятся: Иван и Яков, Иван Константинович, Сверчков Сабуров (упоминается в 1501–1528 гг.) и его сын Яков Иванович, Тимофей — Тимофей Константинович Сабуров († 1530 г.), Константин — его отец Константин Федорович, Сверчок (1468–1472 гг.). ( Веселовский С. Б. Исследования по истории класса…. С. 190–193; Зимин А. А. Формирование… С. 191–195). В рукописи текст абзаца хотя и написан почерком, отличным от основного, тем не менее является, видимо, поминанием вкладчика и его супруги. В рукописи текст записан на поле напротив имен Семиона и Марфы. К середине XVI в. Хвостовы имели земельные владения и служили по Суздальскому уезду. А. А. Зимин считает, что переселение представителей рода из Суздаля не связано с переходом города и уезда в опричнину, а произошло в результате опалы, мотивы которой неизвестны. Во 2-й половине XVI в. поместья разных ветвей рода Хвостовых появились в Казанском, Муромском уездах, а также в Новгороде, Пскове и Торжке, Водской и Деревской пятинах Новгородской земли. Некий Василий Яковлев Хвостов – не исключено, что вкладчик Коневского монастыря – числился в середине XVI в. сыном боярским по Пскову. В Тысячной книге записан, очевидно, и его брат, Борис, Бухара, Яковлев, служивший по Острову, псковскому пригороду. Возможно, Василий ранее, в 1533/34 г. упоминался как кредитор князя Андрея Васильевича Ногтева (Акты Спасо-Евфимьева монастыря 1506–1608 гг. М., 1998. 34. С. 87), а позднее был казнен опричниками по делу боярина Василия Дмитриевича Данилова? ( Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 534). У Якова Хвостова по источникам известны 3 сына: Василий, Никита, убитый в 1570 г. опричниками при погроме Пскова (Там же. С. 540) и Борис, Бухара. Поминальная запись показывает иной состав семьи Якова Хвостова. Первым поминается Яков, затем, вероятно, его дети: Иван, Василий, Давыд, Никита и Степан Яковлевы. Возможно, инокиня Евгения — супруга Василия Яковлева, Ульяна — супруга Никиты Яковлева, убитая вместе с ним (Десятня новиков… С. 193, 197; Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950. С. 125–127; Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964. С. 315; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса… С. 244–246).

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010