“Собр. узакон. и расп. правит.”, 1865 г., 110, ст. 708; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 253. 255. Коневский или КоневецкийРождественский – Богородицкий , мужской, 3-го класса, в Финляндии, Выборгской губ., а по делам духовным С.-Петербургской епархии, на острове Ладожского озера, в сев.-зап. его части, в 4 вер. от берега и в 100 вер. от Шлиссельбурга. Об основании монастыря под 6906 (1398 г.) говорится: „Поставлена бысть церковь каменна пресв. Богородицы, на Ладожском езере, на Коневом острове, и монастырь устроиша, при архиеп. Иоанне Великого Новаграда и Пскова». Основателем был преп. Арсений, принесший сюда с Афона икону Бож. Матери в 1393 г., и находился первоначально на Святой горе, где ныне скит; отсюда был перенесен к заливу Владычной лахты, названной преп. Арсением в память посещения его архиеп. Новгород. Евфимием, и уже позднее им же была поставлена церковь Рожд. Богородицы на настоящем месте. В 1577 г. обитель была разорена шведами и иноки перешли в Воскр.-Деревяницкий мон.; в 1594 г. по возвращении страны от шведов монастырь восстановлен, но в 1610 г. шведы снова завладели этими местами и иноки снова переселились в тот же Деревяницкий мон.; по обратном возвращении Ладожского озера, в 1718 г. остров Коневский был приписан к Деревяницкому мон., который и восстановил его; в 1760 г. начал жизнь независимую; в 1764 г. оставлен заштатом и 1825 г. возведен на степень 3-го класса. Все постройки принадлежат к началу XIX ст. Собор в 2 этажа: вверху Рожд. Богород., внизу покоятся мощи преп. Арсения в серебр. раке; тут же находится и храмовая икона Божией Матери, современная преподобному. Икона эта до 1798 г. была в Деревяницком мон. Память преп. Арсения чтится 12 июня, празднество же иконе Божией Матери совершается 10 июля. На Святой горе находится скит. Около скита лежит „Конь камень», представляющий громадный отрывок серого гранита; по преданию, здесь до появления преп. Арсения приносилась жертва духам лошадью для их умилостивления. “Полн. собр. лет.”, III, 233; IV, 102; “Историч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

III. Рождественский Коневский монастырь Местонахождение обители  Рождественский Коневский общежительный монастырь находится в Великом Княжестве Финляндском, Выборгской губернии, Кексгольмского уезда, на острове Ладожского озера Коневце, близ западного его берега, отделяясь от материка глубоким проливом, которого наименьшая ширина равняется пяти верстам. Расстояние его от Санкт-Петербурга сухим путем – 120, водой – озером и рекой Невой – 180, от губернского г. Выборга – 140, а от уездного Кексгольма – 35 верст. Когда и кем основана обитель. Основание обители  Основателем обители и первым поселенцем на острове Коневец, по свидетельству Новгородских летописей и местного предания 80 , был уроженец Великого Новгорода, инок Арсений, прибывший из св. горы Афонской в 1393 году, в княжение Василия Димитриевича, при святительстве новгородского архиепископа – Uoahha II . Это были родители пр. Арсения, и когда он родился – неизвестно, известно только то, что воспитанный в страхе Божием и благочестии, Арсений с юных лет всем сердцем прилепился к св. Церкви, услаждаясь слушанием Божественных словес. Вместе с ревностью к слушанию слова Божьего, он соединял в себе кротость, смирение, послушание и другие добродетели. Родители блаженного Арсения, для приучения его к трудам, отдали его в научение ремеслу, и старательный юноша научился искусно ковать медные сосуды. Трудясь неутомимо, Арсений не только доставлял все потребное домашним, но и помогал бедным, делясь с ними щедрой рукой плодами трудов своих. Среди трудов блаженный юноша непрестанно помышлял о Боге, а Божественное писание и примеры подвижников благочестия, о которых случалось ему читать и слышать, воспламеняли сердце его все более и более любовью к Богу и побудили, для спасения души своей, оставить суету мирскую.  Оставив дом свой, родственников и имущество, он удалился в находящуюся в соседстве с Великим Новгородом обитель на Лисьей горе. Посвятив себя на служение Богу, Арсений в 1379 году принял равноангельский образ жизни, и сделался совершенным иноком. Примерные труды, несенные им в обители, кротость, смирение и строгая иноческая жизнь, обратили на него внимание всей братии обители и они смотрели на него, как на образец жития иноческого. В таких неутомимых трудах, посте и молитве преп. Арсений провел в этой обители одиннадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Желающие вписать имена своего рода в синодик этого поминовения, одновременно вносит сумму за каждое имя 3) В этом же храме во время совершения поздней литургии, вечерни и утрени, поминаются за клиросом имена благотворителей, внесших за каждое имя 4) В соборном же храме, сверх поминовения на ранней литургии и во время поздней, каждодневно на проскомидии и ектеньи поминаются имена, особенно памятных для обители благотворителей, внесших за каждое имя не менее  300 р.  Кроме этих поминовений, каждое воскресение, после литургии, отправляется соборный молебен перед чудотворной иконой Коневской Божьей Матери, причем возносятся молитвы о здравии усерднейших благотворителей обители.  Примечание: 1) имена лиц, записанных в синодик для поминовения о здравии, с условием по смерти их поминать вечно о упокоении, будут перенесены тотчас в вечный заупокойный синодик, если только при уведомлении о кончине, обитель обратно получит выданную от нее квитанцию или точное сведение: когда именно внесена была на поминовение сумма.  2) Деньги за поминовение благотворители могут сами записывать в шнуровую книгу, учрежденную при часовне Коневского монастыря, состоящей в Санкт-Петербурге, по Загородному проспекту близ Пяти углов и вручать управляющему этой часовней или отсылать прямо от себя в монастырь по адресу: «Настоятелю Рождественского Коневского монастыря, в городе Кексгольм Выборгской губернии». В том и другом случае, по получении денег немедленно высылается квитанция за подписью настоятеля и приложением монастырской печати. Посещения обители Архипастырями и Августейшими особами  Несмотря на свое уединенное местоположение на острове бурного озера, Коневская обитель нередко удостаивалась принимать у себя высоких посетителей, как из своих архипастырей, так и из августейших особ и даже самого, ныне благополучно царствующего, Государя императора Александра Николаевича и всем августейшим семейством.         Кроме св. Евфимия, архиепископа Новгородского, посетившего Преподобного Арсения, в наши времена Коневская обитель удостоилась следующих посещений:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Источники агиографии. Стб. 58-59; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 65-70; Пимен (Гаврилов), архим. Рождественский Коневский монастырь. СПб., 1892; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. (по житиям святых). М., 1966. С. 120-126; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Дмитриева Р. П. Варлаам//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 105-107; Бобров А. Г. Книгописная мастерская Лисицкого монастыря (кон. XIV - 1-я пол. XV в.)//Книжные центры Древней Руси XIV-XVI вв. СПб., 1991. С. 79, 82; Комаров Е. Обитель преподобного Арсения//ЖМП. 1991. 11. С. 20-24; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 35, 59, 89, 106-108; Степанова И. Остров вдохновений//АиФ. 2000. Сент. 36 (1037); Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 198, 227; Т. 2. С. 60, 61. А. А. Романова Иконография. Наиболее ранним сохранившимся изображением является шитый покров 1551 г. на гроб преподобного, пожертвованный Бровцыным и Щетининым (Музей правосл. искусства г. Куопио); А. К. представлен в полный рост, прямолично, в монашеском одеянии, с непокрытой головой и широкой окладистой бородой, правой рукой указывает на свиток в левой; вверху надпись: «Преподобный Арсений старец Коневского монастыря». На крышке серебряной раки, созданной в 1842-1843 гг. в С.-Петербурге Ф. А. Верховцевым (Музей правосл. искусства г. Куопио), святой изображен с закрытыми глазами, в схиме, с куколем на голове и крестообразно сложенными на груди руками; на барельефах боковых граней раки помещались клейма с сюжетами его жития: игум. Иоанн на Афоне благословляет святого иконой Божией Матери на путь в Россию; прибытие А. К. на Коневец и моление пред чудотворным образом, указавшим место для мон-ря; избавление иноков от потопления по молитве святого; успение преподобного; надгробная служба свт. Евфимия II, архиеп. Новгородского, держащего в руках Коневскую икону Божией Матери. Рака с мощами прп. Арсения Коневского в Коневском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/76296.html

изображение о начале Конев. обители”, СПб., изд. 1817 г.; “Житие преп. Арсения”, СПб, 1820 г.; “Историч. описание Коневской обит.”, СПб., изд. 1822 г.; “Остров Коневец и тамошнвй монастырь”, СПб., изд. 1852 г.; “Устав Коневского общежит. м-ря”, 1853 г.; “Новая часовня Коневского м-ря и речь при ее освящении”, СПб., 1867 г., с видом; “Ист. стат. опис. Конев. Рождеств. м-ря”, СПб., 1869 г.; Архим. Пимен, “Рождественский Коневский монастырь”, СПб., 1886 г.; “Очерк жизни быв. Коневского строителя и Тихвин. архим. отца Иллариона, с его портрет.”, СПб., 1861 г.; “Ист. Росс. Иер.”, IV, 616; Ратшин, 474; “Словарь ист. о свят. в России”, 42; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Ногр.”, 230; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. VI, 140; “Остров Валаам и тамошний мон.”, 26; “Полн. собр. Закон.”, 1825 г., XL, 30279; “Ист. статист. свед. о СПбург. епархии”, вып. I, Отд. III, 1–79 (Рождественский Коневский монастырь); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1844 г., 10 (посещ. В. Кн. Конст. Ник. и его дар – крест); Ключевский, “Жит. свят.”, 357; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.”, 1848 г., 40; Толстой, “Книга глагоо. опис. о Росс. свят.”, 43, 129; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 285, 17; Проценко, “М-ри в России”, 32; “Дополн. к Акт. истор.”, I, 48 (Несудим. гр. 1554 г. игум. Матвею; 1585 г. игум. Геннадию; 1598 г. игум. Леонтию), 122 (Несудим. гр. 1578 г. игум. Варлааму на волость Гарбалу), 143 (Ж. гр. 1597 г. игум. Леонтию о возобновл. м-ря, разоренн. шведами); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, I, 207; IV, 206; ‘Временник Общ. ист.”, 1851 г., XI, 11, 142, 193, 234, 251 (перепис. кн. Вотск. пят. 1500 г.); 1852 г., XII, 32, 69, 114, 141 (продолж. перепис. кн. Вотск. пят. 1500 г.); Озерецковский, “Путеш. по оз. Ладож. и Онеж.”, 40 (с грамотою 1718 г., видами острова с м-рем и коня камня); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1869 г., IV, смесь, 10 (Грам. 1673 г. воев. Шереметева к швед. генер. Грундельгельмфелту о выдаче мощей преп. Арсения); “Русск. истор. Библиот.”, II, 327, 104 (цар. грам. 1610 г. о невзимании пошлин с монаст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

54 Пустынники в Рославльских лесах//Отечественные подвижники благочестия. Оптина пустынь, 1997. Март. С. 133. Также: РГИА. Ф. 796, оп. 83, д. 56 (1802 г.) «Прошение помещика Повало-Швейковского построить деревянную церковь в сельце Екимовичи» и оп. 88, д. 178 (1807 г.) «О разрешении помещику Повало-Швейковскому построить каменную церковь в сельце Якимовичи Рославльского уезда». На карте специального межевания 1857 года это село названо Воздвиженским, Екимовичи тож. Теперешний поселок Екимовичи не имеет отношения к тому сельцу, где С. Ф. Повало-Швейковский построил храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. В настоящее время это селение – деревня Старые Екимовичи, в четырех километрах к юго-востоку от одноименного поселка, по дороге на Ивановское. 56 О. Мисаил. Историческое изображение о начале Коневской обители, о запустении, возобновлении и о настоящем оной положении. СПб., 1817. С. 13–20. 57 Озерецковский Н. Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. СПб., 1792 (переиздана в Петрозаводске, 1989). Экспедиция по Ладожскому и Онежскому озерам в 1785 году была осуществлена на сойме, примитивном парусном судне, традиционно использовавшемся как средство передвижения и промысла ладожских рыбаков. 58 Валаамский монах Патермуфий [Берташ А., Бурсон А. Коневский монастырь. В кн.: Православные обители России. Путеводитель. М., 2001. С. 406. (Ссылка на источник информации о монахе Патермуфии отсутствует.)]. 60 О. Мисаил. Указ. соч. С. 20. Знаменский Ф. Рождественский Коневский монастырь. СПб., 1900. С. 17. 61 Из записок преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского. М., 1907. С. 273. Владыка Гавриил (Петр Петрович Шапошников) – архиепископ Петербургский с 1770 года, митрополит с 1783 года (Новгородский и Петербургский, а с 1799 – Новгородский и Олонецкий); уволен на покой 19 декабря 1800 г. и 26 января 1801 г. скончался. Он был первым из духовных лиц, награжденных орденом Св. Андрея Первозванного 8 ноября 1796 года [Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721 – 1895).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Публикуется впервые по единственному источнику — рукописи, хранящейся в Российской государственной библиотеке: Отдел рукописей, ф. 213, картон 98, 15, лл. 1—5 (в составе подборки текстов на 8-ми листах; далее, на лл. 5 об. – 8 об., следуют написанные тем же почерком выписки («Из книги Кормчей 6-го Собора правило 67», «Молитва на брань блуда», «Молитва, бываемая прежде еже уснути и о искушающемся во сне», «Молитва иная подобна», «Молитва на студныя помыслы»). Рукопись значится как труд и как автограф монаха Оптиной пустыни Порфирия (Григорова; 1803–1851), занимавшегося издательской деятельностью, и датируется приблизительно — (1830-е–1850-е гг.) — временем, к которому относится его пребывание в обители. Атрибуция, однако, нуждается в уточнении. Возможно, что указанная подборка текстов и в самом деле была переписана рукою отца Порфирия, но протограф рукописи «О действиях, бываемых от сердечныя молитвы» никак не мог принадлежать ему, так как должен быть датирован временем до его рождения — последним десятилетием XVIII в., когда преподобные Василиск и Зосима жили в отшельничестве близ Коневского Рождественского монастыря. В кратком вступлении к тексту, написанном от лица неназвавшегося подвижника, этот последний сообщает, что в бытность свою «на Коневском острову» он переписал из «малой книжицы» старца Зосимы повествование о действиях непрестанной молитвы старца Василиска. Кто же был этот безымянный «списатель»? Коневский иеромонах Сильвестр (Петров), по благословению настоятеля старца Адриана присоединившийся «на безмолвие» к отшельникам Василиску и Зосиме, архитектор и строитель нового монастырского собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы [Рождественский Коневский монастырь. Описание. Сост. архим. Пимен. СПб., 1892. С. 73.]? Иеромонах Иона, келейник старца Адриана, в схиме Алексия, оставивший свои записки о жизни старца, изданные позднее кн. Димитрием Урусовым [См.: журнал «Странник». 1861 (март). С. 145—171.]? Неизвестный подвижник из числа коневской братии или из приезжих, стекавшихся к святым пустынникам? Предположения эти гадательны и к тому же не согласуются с тем, что рассказал сам преподобный Зосима об истории своих записей: ведь с самого начала он обещал старцу Василиску хранить втайне записи о «чудных чувствах и действиях» сердечной молитвы старца, пока тот «в житии сем пребудет», и только с этим условием старец «согласился и не возбраняше написывати» всё, что чистосердечно вверял своему духовному другу (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4136...

Вероятно ли, после сего, чтобы в женский монастырь был обращен самый древний мужской монастырь в городе? Вероятнее всего, что Успенский женский монастырь явился не на месте древнейшего ладожского мужского монастыря, а с самого основания своего был обителью женской: был основан не позже, а, вероятно, раньше XV-ro века, для удовлетворения благочестивому стремлению женщин к подвижничеству. От конца XV-ro и от XVI-ro века до нашего времени сохранились сведения о том, что Успенский монастырь, или по тогдашнему названию «Пречистые монастырь из Ладоги», «Богородицкий монастырь из Ладоги», в XV и XVI веках был монастырем, достаточно обеспеченным и владел землями и деревнями в двух пятинах – Вотской и Обонежской. В Вотской пятине у него находились деревни в погостах: Пречистенском Городенском, Федоровском Песоцком и Егорьевском Теребужском. 154 В Обонежской пятине монастырь владел землями в погостах: Климетцком на Волхове и Рождественском на Сяси. 155 Сверх того в Вотской же пятине, в самой Ладоге у него было земли под огородами четверть десятины и тридцать четыре с половиной сажени под 12-ю амбарами или лавками, в которых, в два монастырских праздника – Успение и Рождество Пресвятой Богородицы, торговали новгородские посадские люди. 156 В начале XVII столетия (в 1611 г.), когда шведские войска, под предводительством Понтуса Делагарди, опустошили многие города и селения Новгородской области, Ладожский Успенский монастырь испытал одинаковую участь с другими северо-русскими монастырями: Валаамским, Коневским и Ладожскими – Васильевским и Николаевским: монастырь был разорен, сестры рассеялись, хозяйство монастырское пришло в совершенное расстройство. Но, по милости Божией, св. обитель недолго оставалась в запустении, после разрушительных действий шведов в Ладоге. Старица Успенского монастыря Акилина, собравши около себя несколько рассеявшихся сестер Успенского монастыря, вскоре после разорения монастыря начала воссозидать его. По возвращении Ладоги Швецией России, она просила царя Михаила Феодоровича о возобновлении обители, и челобитие её имело полный успех. «По челобитной Успенского монастыря строителя-старицы Акилины с сестрами», говорилось в царской грамоте 7129 года, «Его царское величество, поскольку де по разорению шведами великого Новагорода и с прочими, к нему принадлежащими городами, разорена и сия обитель, а в прошлом де 7125 (1617 г.) Новагород с пригороды от шведов обратно отданы, приказал, по просьбе означенной старицы, монастырь возобновить, сестер собрать, прежние вотчины и угодья отдать для содержания монахинь». 157

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Коневец: остров для тех, кто ищет настоящую тишину 4 мин., 20.08.2018 Коневец – небольшой остров на Ладожском озере, ещё тридцать лет назад отсутствовавший на гражданских картах из-за расположенных на нём советских военных объектов. Упоминания о Коневце нет даже в Большой Советской энциклопедии. В 1991 году Коневский монастырь вернули Русской Православной Церкви, и с тех пор туда ездят самые разные люди, несмотря на отсутствие регулярного транспортного сообщения с материком. Сам по себе остров не кажется каким-то особенным – в отличие от того же Валаама. Он сравнительно небольшой, от пристани его можно пройти насквозь приблизительно за полчаса, при этом увидеть большую часть его достопримечательностей – часовню в честь Святителя Николая на пристани, Рождественско-Богородичный монастырь, ещё несколько построек, имеющих отношение к монастырю, в том числе скит во имя Казанской иконы Божией Матери и часовню на Конь-камне, давшем острову название. На Коневце нет каких-то ландшафтов, необычных для всех здешних мест, не редких видов животных или растений – остров как-то нарочито антиэкзотичен. Особенность Коневца в его спокойной неброской строгости. Все эти обстоятельства располагают к малой посещаемости острова. Тем не менее, даже у туристов Коневец пользуется популярностью.   Молитва Рождественско-Богородичный монастырь, основанный в 1393 году преподобным Арсением Коневским – это центр острова, не географический, но духовный и социальный. В советское время он был осквернён и разорён, как и многие другие храмы и монастыри бывшей Российской империи. Первый игумен обители в 1991, ныне епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко), называет тот период «эпохой игуменов-мусорщиков». Сравнительно недавно началась очередная волна восстановительных работ, но это не мешает молитве. В монастыре сейчас около пятнадцати человек братии и приблизительно столько же трудников, ежедневно совершается Божественная литургия. Особо почитаемые местные святыни: точный список с Коневской иконы Божьей Матери, сделанный в расположенном на территории Финляндии Ново-Валаамском монастыре в 1993 году по случаю празднования 600-летия Коневецкого монастыря, и, конечно, рака с мощами преподобного Арсения. Молиться можно и в часовнях вне стен монастыря, и в лесах, и на пустынных берегах Ладоги.

http://foma.ru/konevets-ostrov-dlya-teh-...

Преп. Кирилл Челмогорский основал в районе Каргополя Челмогорский монастырь и в течение 50 лет просвещал жившую в округе чудь. Таким образом, православие коснулось этих финских племен уже к концу XIII в. В XIV в. на пустынном острове Онежского озера подвизался преп. Лазарь Нуромский († 1391 г.), который проповедовал лопарям. Много лет лопари его притесняли, угрожали и даже били. И только после исцеления слепорожденного ребенка они приняли его проповедь, многие крестились, а некоторые по его примеру стали подвизаться в монашестве. Так, по северному берегу Онежского озера начало распространяться христианство. В начале XV в. на берега Белого моря пришел монах Кирилло-Белозерского монастыря Савватий вместе с иноками Германом и Зосимой. В 1429 г. ими был основан Соловецкий монастырь, который стал центром духовного просвещения всего севера России. Святым житием и проповедью они привлекли многих из соседних народов: «Ижора, чудь, лопье, каяне и мурмане приходили в обитель Преподобных и, принимая крещение, делались монахами» С. 42]. Со временем Соловецкий монастырь получил от государей многие угодья рядом с поселениями корелов и лопарей. Постепенно под влиянием монастыря и монахов все побережье Белого моря знакомилось с православием и входило в ограду Церкви. Чуть раньше на Валаамских островах и на о. Коневец поселились и стали подвизаться монахи. Новгородский инок Арсений († 1447) на Коневце, где ранее было место языческих поклонений окрестных жителей, основал Коневский Рождественский монастырь. Точное время первых монашеских подвигов на Валааме неизвестно. По монастырскому преданию, св. ап. Андрей Первозванный водрузил здесь крест. Впоследствии новгородские монахи неоднократно стремились в это уединенное и святое место, но суровый климат не способствовал возникновению здесь обители. Основанный преподобными Сергием и Германом монастырь неоднократно разрушался местными жителями-язычниками и завоевателями-скандинавами, но образ жизни святых монахов, их общение с язычниками-корелами постепенно приводили местное население ко Христу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010