III. Рождественский Коневский монастырь Местонахождение обители  Рождественский Коневский общежительный монастырь находится в Великом Княжестве Финляндском, Выборгской губернии, Кексгольмского уезда, на острове Ладожского озера Коневце, близ западного его берега, отделяясь от материка глубоким проливом, которого наименьшая ширина равняется пяти верстам. Расстояние его от Санкт-Петербурга сухим путем – 120, водой – озером и рекой Невой – 180, от губернского г. Выборга – 140, а от уездного Кексгольма – 35 верст. Когда и кем основана обитель. Основание обители  Основателем обители и первым поселенцем на острове Коневец, по свидетельству Новгородских летописей и местного предания 80 , был уроженец Великого Новгорода, инок Арсений, прибывший из св. горы Афонской в 1393 году, в княжение Василия Димитриевича, при святительстве новгородского архиепископа – Uoahha II . Это были родители пр. Арсения, и когда он родился – неизвестно, известно только то, что воспитанный в страхе Божием и благочестии, Арсений с юных лет всем сердцем прилепился к св. Церкви, услаждаясь слушанием Божественных словес. Вместе с ревностью к слушанию слова Божьего, он соединял в себе кротость, смирение, послушание и другие добродетели. Родители блаженного Арсения, для приучения его к трудам, отдали его в научение ремеслу, и старательный юноша научился искусно ковать медные сосуды. Трудясь неутомимо, Арсений не только доставлял все потребное домашним, но и помогал бедным, делясь с ними щедрой рукой плодами трудов своих. Среди трудов блаженный юноша непрестанно помышлял о Боге, а Божественное писание и примеры подвижников благочестия, о которых случалось ему читать и слышать, воспламеняли сердце его все более и более любовью к Богу и побудили, для спасения души своей, оставить суету мирскую.  Оставив дом свой, родственников и имущество, он удалился в находящуюся в соседстве с Великим Новгородом обитель на Лисьей горе. Посвятив себя на служение Богу, Арсений в 1379 году принял равноангельский образ жизни, и сделался совершенным иноком. Примерные труды, несенные им в обители, кротость, смирение и строгая иноческая жизнь, обратили на него внимание всей братии обители и они смотрели на него, как на образец жития иноческого. В таких неутомимых трудах, посте и молитве преп. Арсений провел в этой обители одиннадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Маштафаров А. В. Синодик Коневского Богородицкого Рождественского монастыря XVI в. Коневский или Коневецкий Богородицкий Рождественский мужской монастырь, по мнению историков, основан в 1393 г. иноком Арсением на острове Коневец, в 4-х верстах от берега в северо-западной части Ладожского озера. В церковном отношении территория, где располагалась обитель, относилась к Новгородской епархии, в административном первоначально, скорее всего, к Водской пятине Новгородской земли, с 1-й половины XVI в. – к пограничному с Шведским королевством Корельскому уезду. В 1577 г. уезд был захвачен шведами, а монастырь полностью разорен. Его насельники покинули остров и перебрались в Деревяницкий Воскресенский монастырь близ Новгорода Великого. В 1594 г. среди отошедших к Русскому государству исконных новгородских земель был и остров Коневец. Иноки возвратились на старое место и восстановили обитель. В Смутное время начала XVII в. остров вновь перешел к Швеции и почти до конца Северной войны, до 1718 г., находился в составе ее владений. Монахи вновь переселились в Деревяницкий монастырь, и только с 1760 г. монастырская община обосновалась на месте основания монастыря. В 1764 г. монастырь стал заштатным, после 1825 г. – третьеклассным. Комплекс негативных исторических событий, безусловно, повлиял на сохранность архива и библиотеки обители. С XIX в. началась не только безвозвратная утрата рукописей и документов – часть из них, в основном через антикварный рынок попала в руки коллекционеров. Видимо, именно так публикуемый ниже синодик Коневского монастыря оказался у известного собирателя документов по истории России и русской литературы, археографа, члена-корреспондента Академии наук И. А. Шляпкина (1858–1918 гг.) и к настоящему времени сохранился в московской части этой некогда обширной и пестрой по составу коллекции в Российском государственном архиве литературы и искусства (ф. 1296, собр. Шляпкина, оп. 2, 58, л. 1–23 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Археологическое описание древностей, найденных в 1853 году Археологическое описание древностей, найденных в 1853 году в монастырях Санкт-Петербургской Епархии: в первоклассном Спасо-Преображенском Валаамском, в третьеклассном Троицком Зеленецком, Рождественском Коневском и Успенском Старо-Ладожском женском, в заштатных Введенском Островском и Николаевском Старо-Ладожском, составленное архимандритами Сергиевой ПустыниИгнатием и Зеленецкого монастыря Иннокентием. I. По Валаамскому монастырю Отдел первый. Вообще о древних зданиях Валаамского монастыря. Оставшиеся в нем памятники древности. Валаамский монастырь в начале XVII столетия был совершенно опустошен шведами, которые владели им около ста лет и изгладили самые следы существования обители. По восстановлении монастыря в начале XVIII столетия все здания воздвигнуты в нем деревянные, которые вскоре, а именно в 1754 году, истреблены пожаром. Монастырь снова выстроен из дерева, и это-то строение заменено в конце того же столетия каменным. Оно составляло правильный четыреугольник, в средине которого стояли соборный храм с колокольнею. Единственными памятниками древности остались: Пещера преподобного Александра Свирского . На Святом острове – так называется один из малых островов, раскиданных вокруг главного острова, на котором находится монастырь, – показывают валаамские иноки пещеру, называя ее по местному преданию пещерою преподобного Александра Свирского . Этот угодник Божий, как известно, начал иноческую жизнь свою в Валаамском монастыре. Пещера выдолблена в каменной скале, почти на средине ее высоты, достигающей 20 саженей над уровнем озера. В нее входят чрез отверстие, имеющее в ширину и вышину не более аршина; внутреннее пространство ее менее кубической сажени. Могила на вершине острова, оканчивающегося небольшою площадкою. То же местное предание приписывает устроение этой могилы преподобному Александру Свирскому . Могила выложена внутри камнем; на дне ее лежит булыжник, своими формою и величиною напоминающий череп человеческий. Темные пятна на этом камне, как бы означающие места глаз, носа и рта, умножают упомянутое сходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Ууси-Валамо. Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Спасо-Преображенский собор построен к 800-летию Православия в Финляндии. Собор выполнен в новгородском стиле по проекту финского архитектора русского происхождения И.Н. Кудрявцева на средства общества друзей Нового Валаама и при поддержке государства. Освящение собора состоялось 5 июня 1977 года архиепископом Карельским и всей Финляндии Павлом. На колокольне храма находятся 14 колоколов, вывезенных с Валаама. Над главным входом помещено мозаичное изображение Преображения Господня. В 1991 году на наружной стене апсиды размещена мозаичная икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. Слева, перед алтарем, находится чудотворная Валаамская икона Божией Матери, в которую вставлена частица хитона Пресвятой Богородицы. Справа – чудотворная Коневская икона Божией Матери. Храм освещает позолоченное бронзовое паникадило из главного храма Валаамского монастыря на Ладоге. Стоящее в притворе напольные часы, также раньше находились в алтаре Преображенского собора. По статье в «Журнале Московской патриархии» 8 2006г. 8 марта 1940 над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Эти удары возвестили о прекращении тысячелетней жизни обители. По древней монастырской традиции, когда умирает монах, в колокол ударяют один раз, когда умирает игумен – три раза, 12 ударами возвещают о кончине монастыря. По условиям договора, закончившего «зимнюю войну», Валаамский архипелаг вместе с монастырем отходил к СССР, где атеизм был официальной идеологией. Так как в Советском Союзе монастырь могло ждать только разорение, а иноков – ГУЛАГ, то обитель спешно эвакуировали вглубь Финляндии. Братия, увезшая с собой архив, библиотеку и много икон, нашла приют в Папинниеми, в волости Хейнявеси. Там была приобретена усадьба, где разместились 160 монахов и послушников Валаамского монастыря. Многие из них находились в преклонном возрасте. Здесь же получили убежище монахи Рождественского Коневского и Трифонова-Печенгского монастырей, тоже оказавшихся на территории СССР. В здании скотного двора были оборудованы трапезная и небольшая церковь, украшенная иконами и утварью из прежней обители. Новое иноческое местожительство получило название «Новый Валаам».

http://sobory.ru/article/?object=07557

Санкт-Петербург. Церковь Василия Великого и Успения Пресвятой Богородицы при подворье Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церкви свт. Василия Великого, Успения Пресвятой Богородицы и часовня Божией Матери Коневской Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря Финляндской епархии. Монастырь основал в конце XIV века прп. Арсений на небольшом острове Коневце, в 35 верстах от Кексгольма (ныне Приозерск), в северо-западной части Ладожского озера. Он был возобновлен в 1719 г. после освобождения края от шведов. Главными святынями в обители были: чудотворная икона Коневской Божией Матери „Акафистная“ (или „Голубица“), привезенная прп. Арсением с Афона, и его мощи в серебряной раке. В 1811 г. начались попытки выстроить в столице на Сенной или Знаменской площади часовню с кельями, чтобы перенести в нее чудотворную икону Коневской Божией Матери. Игумен монастыря согласился, однако, передать лишь список этой иконы. В 1817 г. Л. Руска составил проект постройки часовни на Зимней конной площади, а В.П. Стасов в 1819 г. – в Каретной части, на Невском, „между лавками“. Эти проекты остались на бумаге. Наконец, после того как купец Николай Козулин подарил монастырю место на Загородном проспекте, 8 сентября 1821 г., в престольный праздник обители, архимандрит Товия, наместник Александро-Невской лавры, заложил там небольшую ампирную часовню с плоским куполом. Ее освящение последовало летом следующего года. Иноки поселились в прилегающем деревянном флигеле. В 1849 г. архимандрит Игнатий (Брянчанинов) освятил в часовне небольшой придел во имя прп. Арсения. Во время страшного пожара 28 мая 1862 г., который истребил Апраксин, Щукин дворы и толкучий рынок, огонь перекинулся через Фонтанку и, достигнув деревянных келий, внезапно остановился. Иконы и утварь из часовни успели вынести на паперть Владимирской церкви. По просьбе купцов иноки с пением обнесли список Коневской Божией Матери и икону прп. Арсения вокруг Гостиного двора, который после этого чудом уцелел от огня. Благодарные купцы и окрестные жители пожертвовали значительные средства на постройку по проекту И.Б. Слупского новой двухэтажной шатровой часовни с дворовым флигелем для келий. Она была начата весной 1864 г., 15 декабря 1866 г. ее освятил игумен монастыря Израиль.

http://sobory.ru/article/?object=36056

Публикуется впервые по единственному источнику — рукописи, хранящейся в Российской государственной библиотеке: Отдел рукописей, ф. 213, картон 98, 15, лл. 1—5 (в составе подборки текстов на 8-ми листах; далее, на лл. 5 об. – 8 об., следуют написанные тем же почерком выписки («Из книги Кормчей 6-го Собора правило 67», «Молитва на брань блуда», «Молитва, бываемая прежде еже уснути и о искушающемся во сне», «Молитва иная подобна», «Молитва на студныя помыслы»). Рукопись значится как труд и как автограф монаха Оптиной пустыни Порфирия (Григорова; 1803–1851), занимавшегося издательской деятельностью, и датируется приблизительно — (1830-е–1850-е гг.) — временем, к которому относится его пребывание в обители. Атрибуция, однако, нуждается в уточнении. Возможно, что указанная подборка текстов и в самом деле была переписана рукою отца Порфирия, но протограф рукописи «О действиях, бываемых от сердечныя молитвы» никак не мог принадлежать ему, так как должен быть датирован временем до его рождения — последним десятилетием XVIII в., когда преподобные Василиск и Зосима жили в отшельничестве близ Коневского Рождественского монастыря. В кратком вступлении к тексту, написанном от лица неназвавшегося подвижника, этот последний сообщает, что в бытность свою «на Коневском острову» он переписал из «малой книжицы» старца Зосимы повествование о действиях непрестанной молитвы старца Василиска. Кто же был этот безымянный «списатель»? Коневский иеромонах Сильвестр (Петров), по благословению настоятеля старца Адриана присоединившийся «на безмолвие» к отшельникам Василиску и Зосиме, архитектор и строитель нового монастырского собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы [Рождественский Коневский монастырь. Описание. Сост. архим. Пимен. СПб., 1892. С. 73.]? Иеромонах Иона, келейник старца Адриана, в схиме Алексия, оставивший свои записки о жизни старца, изданные позднее кн. Димитрием Урусовым [См.: журнал «Странник». 1861 (март). С. 145—171.]? Неизвестный подвижник из числа коневской братии или из приезжих, стекавшихся к святым пустынникам? Предположения эти гадательны и к тому же не согласуются с тем, что рассказал сам преподобный Зосима об истории своих записей: ведь с самого начала он обещал старцу Василиску хранить втайне записи о «чудных чувствах и действиях» сердечной молитвы старца, пока тот «в житии сем пребудет», и только с этим условием старец «согласился и не возбраняше написывати» всё, что чистосердечно вверял своему духовному другу (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4136...

Коневец, остров. Рождества Пресвятой Богородицы Коневский монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:1766. Адрес: Россия, Ленинградская область, Приозерский район, поселок Владимировка, остров Коневец Координаты: 60.847984, 30.583105 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первое, при самом входе в монастырь, представляющееся здание - колоссальная, снизу многосторонняя, колокольня. Она устроена в три этажа над святыми воротами обители вместе с ними в 1810 году строителем Иларионом. В вышину с куполом и крестом колокольня около 17 сажень;. всех колоколов на ней, приобретенных в разное время, больших и малых десять. Самый большой из них в 204 пуда вылит при игумене Никоне в 1829 году в Москве, на заводе Самгина, другой в 100 пуд. - в 1815 г. при строителе Иларионе и третий, самый древний, в 45 пуд. существует с 1766 года. На правой половине святых ворот изображен первый основатель сей обители, преподобный Арсений, а над главою его - Коневская Божия Матерь с парящим вокруг ее сонмом ангелов; на левой половине изображен Святитель Евфимий II, архиепископ Новгородский, первый Владыка, посетивший преподобного Арсения по вселении его на острове Коневце; над главою его нерукотворенный образ Христа Спасителя в сонме ангелов; в самом же верху, в полуциркуле, Господь Бог Саваоф нисходящим от него Духом Святым в виде голубя. В основании колокольни и святых ворот направо помещается кладовая с погребом внизу для хранения огородных продуктов, налево - общая келья для звонаря и привратника. Вся же с этой стороны постройка: колокольня, Святые ворота и от них два корпуса правый и левый - вместе взятые составляет западную сторону всего монастырского здания. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 1, Санкт-Петербург, 1869 г. Печатня В.И. Головина, Владимирская, д. 15, кв. 3. Тридцатипятиметровая трёхъярусная колокольня над Святыми вратами возводилась в 1812 году, одновременно с прилегающими к ней зданиями монастырского каре. Строилась она, по-видимому, по проекту иеромонаха Сильвестра, того самого, который составил проект и Богородице-Рождественского собора. До революции на звоннице насчитывалось до десяти колоколов. Самый старый из них, весом в 264,5 килограмма, был отлит в 1766 году, а самый большой весил десять с половиной тонн. Если верить воспоминаниям современников, звон коневских колоколов был слышен в хорошую погоду в Кексгольме (Приозёрске) и даже дальше. В советскую эпоху все колокола были утрачены, и после возобновления обители пришлось отливать новые.

http://sobory.ru/article/?object=32610

Ууси-Валамо. Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения (старый). Старая церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:приблизительно не ранее 1945. Адрес: Финляндия, Южное Саво, Ууси-Валамо Координаты: 62.563246, 28.790457 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Здание старой церкви состоит из двух старых амбаров, соединённых вместе. До постройки нового собора вся братия Ново-Валаамского монастыря молилась в этом деревянном храме - с 1940-х по 1970-е гг. Кроме того, храм использовался в качестве трапезной. Сейчас в храме в летнее время служатся молебны, в зимнее время богослужения не проводятся. 8 марта 1940 над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Эти удары возвестили о прекращении тысячелетней жизни обители. По древней монастырской традиции, когда умирает монах, в колокол ударяют один раз, когда умирает игумен – три раза, 12 ударами возвещают о кончине монастыря. По условиям договора, закончившего «зимнюю войну», Валаамский архипелаг вместе с монастырем отходил к СССР, где атеизм был официальной идеологией. Так как в Советском Союзе монастырь могло ждать только разорение, а иноков – ГУЛАГ, то обитель спешно эвакуировали вглубь Финляндии. Братия, увезшая с собой архив, библиотеку и много икон, нашла приют в Папинниеми, в волости Хейнявеси. Там была приобретена усадьба, где разместились 160 монахов и послушников Валаамского монастыря. Многие из них находились в преклонном возрасте. Здесь же получили убежище монахи Рождественского Коневского и Трифонова-Печенгского монастырей, тоже оказавшихся на территории СССР. В здании скотного двора были оборудованы трапезная и небольшая церковь, украшенная иконами и утварью из прежней обители. Новое иноческое местожительство получило название «Новый Валаам». Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07574

Аттестат же его по должности учителя, приложенный при сем представлении, хранить при деле, впредь до рассмотрения». В аттестате он значится «поведения порядочного». – В 1821 г. возникло дело о растрате в 1819 г. смотрителем ладожского уездного училища свящ. А. С–вым 609 р. 64 к. Из них взыскано к 1826 г. 249 р. 7 к., а остальные прощены на основании манифеста, от 1 янв. L826 г. – В 1822 г. производилось дело о пропаже в ладожском училище 1565 руб., о чем доведено было до сведения Комиссии дух. уч, которая предписала уволить от должности ректора с инспектором за нерадение о хранении казенных сумм и произвести следствие чрез консисторию, после чего положено было взыскать с них означенную сумму. При этом привлечен к ответственности и учитель свящ. Вещезеров, вследствие подозрения училищного начальства, но признан после (в 1830 г.) сем. правлением к делу неприкосновенным. В авг. 1823 г. правление представляло академии, что при всех мерах с бывшего смотрителя училища остались невзысканными 1242 руб. 97 кои. Учитель же Вещезеров просил Комиссию дух. учи. о выдаче ему удержанного жалованья. Дело это тянулось до 1834 г., и семинария дала отзыв на прошение Вещезерова, что остаточных сумм для выдачи ему удержанного жалованья не имеется. – В 1837 г. инсп. ал. -невского училища протоиерей Пав. С–ов, по донесению училищного ректора, инсп. сем. Антония, уволен от должности за безвременные отлучки, неисправность, нетрезвость и времяпровождение «с особами сомнительного поведения». Отослан был в Рождественский Коневский монастырь. В том же году смотритель ямбургского училища, протоиерей С. Р–ский был под судом за неисправность и противозаконные действия, по доносу инспектора училища И. В–ева; в свою очередь смотритель рекомендовал инспектора, как человека безнравственного поведения и потом доносил, что он не подчиняется приказаниям смотрителя, уехал без его ведома в Петербург (между тем сам смотритель выдал ему билет и знал, что инспектор находится в с-петербургской семинарии, при производстве экзамена ученикам, поступавшим из ямбургского училища в семинарию); доносил также, что инспектор употребляет в услужение себе учеников, (хотя, при расследовании, смотритель не мог доказать этого документально).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значительнейшая параллель! В последней мы застаём уже не Дмитрия, а Игнатия – здесь он рачительный игумен. Митрополит Филарет обращает на него внимание. Принимается решение: поставить Игнатия во главе Николо-Угрешского монастыря – это Москва. Начинаются сборы. И вдруг – судьбоносное вмешательство Николая Ï поручить Игнатию восстановить пришедшую в упадок Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом. Начинается самый плодотворный период в жизни святителя. Как благочинный, он опекает следующие киновии: 1. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь 2. Введенский Островский монастырь 3. Коневский Рождественский монастырь 4. Староладожский Николаевский монастырь 5. Староладожский Успенский монастырь 6. Троицкий Зеленецкий монастырь 7. Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь   Соединим два списка. Мы видим: одна личность осеняет огромное пространство – задаёт Северной Фиваиде новый масштаб. Расширяет её! Сегодня это понятие – помимо исконной Вологодчины – охватывает и Поморье, и Колу, и Карелию, и Обонежье, и Приладожье. Перед нами – в аспекте монастырской жизни – единый ареал: духовно однородная территория, где в качестве интегрирующего начала выступает исихастская практика. В России нет аналогий этого феномена. Особый ореол над Русским Севером зажгли ученики Сергия Радонежского. Игнатий Брянчанинов поддержал и усилил неглаголемое сияние. 4 . Вот принципиальное – для нас главенствующее: в исихазме для Игнатия Брянчанинова очень и очень важен эстетический момент – выход через умную молитву к предвечным основам прекрасного. В «Слове о молитве Иисусовой» читаем: «Художественное делание умной молитвы изложено с особенной ясностью и полнотой блаженным Никифором, иноком, безмолвствовавшим в святой Афонской горе. Справедливо называет он молитвенное делание художеством из художеств» 4 . Речь идёт о Никифоре Уединённике, прямом предшественнике Григория Паламы – преподобный подвизался на Афоне во времена  императора Михаила  VIII. Составленное им «Слово о трезвении и хранении сердца многополезное» ставит перед безмолвником задачу «восприять сердечно в чувстве пренебесный огнь» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008