Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Разновидность ордера в Древней Греции Ордер в Древнем Риме Основные архитектурные ордера получили названия от греческих племён и областей: дорический ордер , ионический ордер , коринфский ордер . Членение архитектурного ордера на несущие и несомые части, связанные системой выразительных архитектурных обломов, сделало ордерную систему к середине V в. до н. э. гибким художественным приёмом архитектуры греческой классики. Ордерные принципы помогли создать тектонически ясный архитектурный образ, выработать соразмерные человеку архитектурные масштабы. Возможности различного (иногда даже условного) применения архитектурного ордера для характеристики других архитектонических систем (напр., стены) во многом обусловливают индивидуальность древне-греческих построек в эпоху классики, а также широкое применение архитектурного ордера в более поздние исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима , Возрождения, барокко , классицизма ). В Древнем Риме возникли разновидность дорического ордера – тосканский ордер , коринфского и ионического – композитный ордер . В древне-римскую эпоху и позднее получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр ; применялись также архитектурный ордер или отдельные его элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (ордерными аркадами). Мало использовавшийся в средние века архитектурный ордер вызвал большой интерес архитекторов Ренессанса; античная трактовка архитектурного ордера возродилась в творчестве Ф. Брунеллески и Л. Б. Альберти в XV b. Сравнительно свободное употребление архитектурного ордера в XV в. сменяется более строгим их применением в XVI в. В русской архитектуре ордерные формы широко используются с XVIII в. В XX-XXI bb. архитектурный ордер характерен для архитектуры, связанной с тенденциями неоклассицизма. Использованные материалы Редакция текста от: 08.12.2020 07:09:31 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680044.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОРИНФСКИЙ ОРДЕР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Коринфский ордер. Схема Коринфский ордер - один из трёх основных греческих архитектурных ордеров . Впервые встречается в интерьере храма Аполлона в Бассах (ок. 430 до н. э.) как оформление отдельно стоящей колонны . Согласно Витрувию, коринфский ордер изобрёл афинский скульптор Каллимах. Среди ранних примеров – полуколонны памятника Лисикрата в Афинах (ок. 335 до н. э.). Широкое распространение коринфский ордер получил в эпоху эллинизма . В архитектуре Древнего Рима периода империи он применялся очень часто, импонируя пышностью и торжественностью форм. По своей сути коринфский ордер представляет собой вариацию ионического ордера : в древнегреческих постройках коринфская колонна отличалась от ионической только рисунком капители ; лишь ко времени императора Августа в древнеримской архитектуре складывается характерная для коринфского ордера форма антаблемента . Коринфская база представляет собой аттический вариант базы ионической колонны (скоция, лежащая между двумя торусами); иногда она может быть украшена рельефным орнаментом. Каннелюры (как правило, их 24) ствола колонны разделены дорожками. Шейки у коринфской колонны нет. Колоколообразная капитель покрыта двумя рядами листьев аканта, из которых вырастают стилизованные стебли этого растения, заканчивающиеся небольшими волютами . Её завершает профилированный абак; его слегка вогнутые стороны могут быть украшены по центру розетками или цветами аканта. Антаблемент коринфского ордера состоит из архитрава , фриза и карниза . Архитрав разделён на три фасции; фриз может быть гладким или представлять собой непрерывную декорированную полосу. Карниз украшен дентикулами, а часто и модульонами, поддерживающими выносную плиту. На основе системы коринфского ордера сформировался композитный ордер . Использованные материалы Редакция текста от: 31.12.2020 11:40:57 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680132.h...

ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера Апсида (от гр. apsidos - дуга, полукруг) - алтарный выступ церковного здания, полукруглый или прямоугольный, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом, а также аналогичная по форме часть внутреннего пространства здания, в которой находится алтарь. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида ориентирована на восток. Храм имеет обычно нечетное число апсид. Арабески (фр. arabesque от ит. arabesco - арабский) - вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов и т.п., иногда включает арабские надписи; разнообразные фантастические и причудливые сочетания животных, фигур людей, архитектурных композиций Аркада (от франц. arcade) - непрерывный ряд арок, опирающихся на колонны или столбы Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных глухих арок на фасаде здания или в интерьере помещений. Популярный мотив в романской архитектуре; см. Аркатурно-колончатый пояс Аркатурно-колончатый пояс ритмический пояс из ложных арок на стене здания, дополненный колонками на кронштейнах, часто украшался резьбой. Характерен для Владимиро-Суздальского зодчества XII-XIII веков и Романского стиля Аркбутаны перекрестные подпружные арки, в русской архитектуре как правило парные, в готике и романской архитектуре наружные контрфорсы Архивольт (от итал. archivolto) - обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены Архитектурный ордер система Колонн (или Пилястр) и верхних горизонтальных частей, которые поддерживаются Колоннами (или Пилястрами), то есть Антаблемента; А.о. сложился пяти классических типов: дорический, ионический и коринфский (географически их родина древняя Греция), тосканский и композитный (древний Рим); одним из основополагающих признаков принадлежности к тому или иному А.о. является форма Капители, оформляющей верх Колонны Архитрав или эпистелион (итал. architrave, от греч. «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - всякая перекладина, например над оконным/дверным проемом или над капителями, венчающими колонны; А. как декоративный элемент часто имеет лепные, резные орнаментальные или сюжетные мотивы Аттик

http://sobory.ru/lib/slovar.html

Трехсветная купольная ротонда храма, увенчанная восьмигранным световым барабаном и луковичной главкой, составляет ядро продольно-осевой композиции церкви. К храму примыкают апсида, в плане имеющая три четверти окружности, и более широкая прямоугольная в плане трапезная со скругленными и раскрепованными восточными углами. Трехъярусная колокольня состоит из четвериков почти одинаковых размеров, создающих стройную столпообразную вертикальную композицию, завершенную «вспученной» кровлей с восьмигранным барабаном и шпилем. Стены ротонды разделены на два яруса массивным антаблементом, продолжающимся также в завершении фасадов апсиды и трапезной. С юга и севера нижний ярус ротонды прорезан тремя прямоугольными проемами (в центре входным), над которыми подняты сандрики-полочки. Простенки расчленены парами трехчетвертных колонн (отдаленно напоминающих композитный ордер) с капителями, украшенными лепными волютами и растительными гирляндами. Опирающийся на них неполный антаблемент включает гладкий фриз и профилированный карниз с сухариками. Второй ярус ротонды расчленен сдвоенными пилястрами тосканского ордера на 12 прясел; четыре из них, расположенные по главным осям, шире остальных. В каждом прясле в два света размещено по одному прямоугольному и одному круглому окну. Над нижними проемами выложены сандрики-полочки. В завершении стены проходит полный антаблемент со ступенчатыми консолями в профилированном карнизе. Барабан по странам света прорезан прямоугольными окнами, а узкие диагональные грани обработаны сдвоенными пилястрами. Стены апсиды и трапезной равномерно расчленены тосканскими пилястрами, чередующимися с прямоугольными окнами (тремя в апсиде и шестью на южном и на северном фасадах трапезной, в том числе по одному ложному). Как и в ротонде, проемы здесь акцентированы сандриками-полочками. Нижний ярус колокольни имеет на западном фасаде прямоугольный входной проем и полукруглое окно над ним, а выше расположена прямоугольная ниша, в которую вписано ложное полукруглое окно с трехчастным клинчатым замком. Выступающие по краям фасада трехчетвертные колонны, аналогичные ордеру нижнего яруса храма, несут треугольный фронтон с двухступенчатыми консолями в профилированном карнизе. Такой же композицией обладают северный и южный фасады первого яруса колокольни, но вместо входа там выложена ниша. Два верхних яруса со всех сторон прорезаны высокими арочными проемами. Во втором ярусе их фланкируют трехчетвертные колонны, несущие треугольный фронтон, в третьем – полуколонны, на которые опирается неполный антаблемент. В кровле с четырех сторон устроены круглые люкарны.

http://sobory.ru/article/?object=39046

25, ч. 1 Построена по проекту профессора Харьковского университета Е. А. Васильева как монумент в честь победы России в Отечественной войне 1812-1814 гг. Проект был рассмотрен и одобрен акад. архитектуры В. П. Стасовым и утвержден в 1820 г. Заложена в 1821 г. Строительство вел автор проекта, после его смерти с 1837 г. - профессор Харьковского университета архит. А. А. Тон. Колокольня в стиле классицизма, возведена из кирпича, декоративные детали и карнизы из бетона, покрыта цементной штукатуркой с искристым декоративным терразитовым верхним слоем, выполненным на основе крошки доломита белого цвета. Пятиярусная, высотой 88,9 м. Основанием служит каменный фундамент шириной 6,5 м. Первый ярус решен в виде прямоугольного в плане двухэтажного объема с пилястрами тосканского ордера с трех сторон. Второй ярус квадратный в плане, с четырехколонными портиками, размещенными по осям. Верхние три яруса - круглые. Третий - с двухколонными портиками, четвертый - расчленен полуколоннами, поддерживающими антаблемент. Ордер колонн композитный. На пятом ярусе в 1862 г. установлены четыре циферблата часов с боем. Завершает колокольню крытая под чешую луковичной формы позолоченная глава с высокой главкой. Колокольня переходом соединена с собором. Памятник отреставрирован в 1972-1975 гг. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог, 4 том. Харьковская область. Александровская колокольня Успенского собора Надвратная 4-ярусная каменная колокольня, 1821—1841. Высота 89,5 м. Архитекторы: Е. Васильев, А. Тон. 12 ноября 1818 года и 13 февраля 1819 года состоялись собрания прихожан и граждан Харькова, на которых по предложению протоиерея Стефана Антоновского обсуждалось предложение воздвигнуть новую очень высокую колокольню в честь Александра I и победы российской армии над войсками Наполеона Бонапарта в Отечественной войне 1812 года. Колокольню было решено назвать Александровской, а её проектирование поручено профессору архитектуры Харьковского Императорского университета Евгению Васильеву.

http://sobory.ru/article/?object=03885

В целом постройка - крупный храм " соборного типа " , с мощной купольной ротондой и относительно небольшой колокольней. Колокольня - трёхъярусная, во втором ярусе по углам парные тосканские колонны, несколько идущие вразрез с композитными пилястрами ротонды. Архитектор, скорее всего, намеренно противопоставлял колокольню (прежде стоявшую отдельно) основному храму. Она значительно легче основного объёма и этой своей ажурной лёгкостью компенсирует монументальность, заданную ротондой. Если бы не это архитектоническое решение зодчего, и без того крупная Архангельская церковь получилась бы избыточно тяжёлой. Колокольне противопоставлена массивная купольная ротонда собора. Ротонда - это непременный атрибут храма в стиле классицизма. Ротонды пришли на смену характерным для барокко восьмерикам. Вместо колонн в данном случае применены сгруппированные ордера (коринфский с ионическими " завитками " ). В простенках - крупные окна с полуовальным завершением, над антаблементом и карнизом - ещё один ярус с небольшими циркульными окнами. Маленький изящный фонарик завершён миниатюрной главкой- " рюмочкой " . Купол золочёный (до недавнего времени железный, выкрашеный в зелёный цвет). Нынче идёт реставрация покрытия, тянущаяся не один год. Основное помещение храма с колокольней соединяет трапезная, пристроенная позднее. Здесь стоит обратить внимание на форму её окон, которые повторяют форму окон ротонды, то есть всё вроде бы " по науке " , то есть по канонам классицизма, но откуда взялись эти стрельчатые орнаментальные завершения, характерные - ни много ни мало - для псевдоготики? Что ж, признаем: при общем следовании традициям классицизма Архангельский храм вовсе не так прост, как могло показаться. В 1858 году епархиальный архитектор Н. Ефимов разработал проект расширения церкви за счёт увеличения трапезной и придания окнам стрельчатых завершений. Стоит обратить и на входной портал. Ионический ордер колонн на входе (а если приглядеться, там сбоку ещё и пилястры!) окончательно путает стилистические карты, заставляя адептов " строгого классицизма " хвататься за голову - так какой всё-таки ордер? В полуциркульной нише над входом - изображение Успения Пресвятой Богородицы: не будем забывать, что по основному престолу храм - всё-таки Успенский. Интерьеры Архангельской церкви недавно подверглись полной тщательной реставрации. После советского времени, когда в храме находились то музей, то склад, восстанавливать пришлось всё. Однако результат превзошёл ожидания. Нынешнее внутреннее убранство церкви поражает своим великолепием, высоким художественным вкусом, воплощённым достоинством.

http://sobory.ru/article/?object=07376

инструмент для исполнения мелодий на колоколах. До сер. XIX в. шпиль К. Петропавловского собора (переделан в металле в 1857-1858; инженер Д. И. Журавский) с флюгером в виде ангела был самым высоким в России (более 122 м). В провинции при строительстве К. соединяли древнерус. традиции с петербургскими новациями. Напр., в Соликамске возвели соборную К. (1713) в виде стройного восьмерика с горкой кокошников и высоким шпилем, водруженного на мощный куб основания. К. Сампсониевского собора в С.-Петербурге (1725-1740; архит. Трезини) совмещает ордерную поярусную декорацию с шатровым завершением. В XVIII-XIX вв. ярусные башнеобразные К. стали доминирующим типом. В мон-рях часто возводили надвратные К., а при больших городских соборах обычно строили отдельно стоящие. В стиле барокко представлены наиболее яркие образцы К. с поярусной ордерной декорацией (дорический или тосканский ордер внизу, затем - ионический, коринфский и композитный). Выразительна в своей монументальности 8-гранная 4-ярусная К. в Киево-Печерской лавре (1731-1745; архит. Г. И. Шедель), окруженная множеством колонн. В надвратной К. Донского мон-ря (1730-1733; архит. П. А. Трезини; 1750-1753; архит. А. П. Евлашев) применили традиц. форму восьмерика на четверике. Исаакиевская церковь «под звоном» в подмосковном с. Степановском (1-я треть XVIII в.) имеет необычайно широкое основание, на к-рое поставлены четверик верхнего храма и восьмерик звона. С сер. XVIII в. стали популярны квадратные К. с массивным основанием и резко сокращающимися кверху ярусами. В основе этого образа лежал проект К. Троице-Сергиевой лавры (1741-1747; архитекторы И. Я. Шумахер, И. Ф. Мичурин). Первоначально она планировалась как 3-ярусная, однако в 1753-1770 гг. архит. Д. В. Ухтомский надстроил еще 2 яруса, увенчанные короной. Влияние К. Троице-Сергиевой лавры заметно в К. ц. Петра и Павла на Нов. Басманной ул. в Москве (1745), Преображенского собора в Тверском кремле (1747; архитекторы Шумахер, Ухтомский; не сохр.), а также в отдельно стоящей К. при храме в Спас-Косицах (Наро-Фоминский р-н Московской обл.) в имении гр. А. И. Шувалова (1750-1761). На массивных основаниях были возведены Введенская церковь-К. в Ахтырке на Украине (1783; архит. П. А. Ярославский), К. Мгарского (1785) и Крестовоздвиженского мон-ря в Полтаве (1786). Украинские К. имеют в основании квадрат со скругленными углами и 2 цилиндрических верхних яруса со сдвоенными колоннами по образцу К. Киево-Печерской лавры.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

В состав комплекса входят Успенский и Троицкий соборы, кельи, колокольня, надвратный корпус (въезд на территорию), бывший архиерейский дом. Здание бывшей лаврской типографии расположено за пределами монастырской территории. Территория ограждена каменной стеной (первая четверть XIX в.), укрепленной в южной части контрфорсами. Собор Успения Пресвятой Богородицы (1771-1783) Проект сооружения в общих чертах подготовил архитектор Г. Гофман. Всю дальнейшую работу по строительству вёл архитектор Петр Полеевский. Расположен на самом высоком плато Почаевской горы над пещерами, существовавшими здесь с давних времен. Поставлен на искусственной площадке, покоящейся на многоярусных субструкциях. Перед главным фасадом устроена просторная верхняя терраса с лестницей. Собор - трехнефная центральнокупольная базилика с удлиненным прямоугольным алтарным объемом. Соотношение ширины среднего и боковых нефов характерно для эпохи позднего барокко. Нефы перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, в шелыгах сводов устроены фонари, выходящие на хоры. Главный северный фасад подчеркнут высокими повернутыми под углом 45° к продольной оси здания угловыми башнями, образующими в сочетании с эллиптической формой и архитектурным оформлением притвора (четыре полуколонны) плавную изогнутую линию фасада, характерную для построек позднего барокко. Внешний облик здания в целом отличается насыщенностью рокайлевого декора - композитный ордер полуколонн, спаренные и одиночные пилястры, лучковые сандрики, сегментные изломы раскрепованных карнизов над люнетами, люкарны крыш, декоративные вазы, лепная орнаментика растительного характера. Им противопоставлен мощный барочный купол с развитым фонарем. Интерьер отмечен классицистической архитектоникой. Существующее декоративное убранство сложилось в конце XIX в. при участии петербургских академиков и художников: С. Комарова, Г.А. Боссе, И.М. Горбунова, Н.А. Лаврова, Е.Я. Васильева, М.В. Нестерова, С.Ф. Верховцева. Настенная масляная живопись выполнена лаврскими мастерами в 1876 г. Некоторые композиции помещены в пышные лепные картуши. Сохранились работы, выполненные в 1807 г. талантливым живописцем Лукой Долинским. В 1980 г. завершена реставрация живописи в интерьере.

http://sobory.ru/article/?object=07437

Собор имел множество подражаний и оказал влияние на формирование важного типа соборного храма рус. ампира (вплоть до собора во имя св. Исаакия Далматского в С.-Петербурге (архит. О. Монферран). Софийский собор был местом, где заседал капитул ордена св. кн. Владимира, утвержденного императрицей. Его сходство с Софией к-польской видели и в том, что там было устроено отдельное помещение для крещения оглашенных ( Пыляев. 1889, 1994р. С. 494), что было характерно для раннехристианской и ранневизантийской традиции. Важным для развития рус. церковной архитектуры был первоначальный (неосуществленный) вариант Софийского собора работы К. Он известен благодаря подробному цветному чертежу разреза, обнаруженному и опубликованному Д. О. Швидковским ( Shvidkovsky. 1996. P. 111; Швидковский. 2001. Ил. 39). Проект не был принят императрицей из-за сложности исполнения, а также потому, что она хотела видеть рус. вариант Софии, похожий на храмы Св. Софии Киева и Новгорода. Уникальными элементами неосуществленного проекта К. были симметричные экседры алтаря и притвора (с запада и востока здания), полукруглые окна во фронтонах портиков, служившие дополнительным источником освещения интерьера и напоминавшие об окнах, размещенных под несущими купол арками в Св. Софии К-польской. К. предполагал внутри построить обширные 2-ярусные хоры с многочисленными колоннами дорического и ионического ордера в нижнем и среднем ярусах. Здесь впервые с домонг. времен был запроектирован низкий иконостас по типу визант. темплона, за к-рым была видна круглая купольная сень над престолом, напоминавшая о ротонде Гроба Господня в Иерусалиме (такой же тип иконостаса и сени проектировал в соборе в Могилёве архит. Львов). Роскошная модель, сделанная по первоначальному проекту, по распоряжению императрицы была передана в АХ для использования в учебных целях ( Швидковский. 2001. С. 123); с этим, очевидно, связано распространение в рус. архитектуре, прежде всего усадебной, типа храма с 2 экседрами в зап. (притвор) и вост. (алтарь) частях. После строительства Софийского собора в Царском селе и собора в Могилёве ионический ордер получил распространение в убранстве иконостасов, к-рые ранее, как правило, украшались коринфскими или композитными колоннами. После смерти имп. Екатерины II К. утратил статус придворного архитектора. Продолжить поиски решения дворцового ансамбля ему помог заказ гр. К. Г. Разумовского, для него К. построил дворец и парк в Батурине (Черниговская губ.) (1799-1803). Тип палладианской виллы приобрел грандиозные размеры, но сохранил связь с парком и цельность композиционного решения при разнообразии фасадных композиций (Архитектура Украинской ССР: [Альбом]/Авт. ввод. ст.: Ю. С. Асеев, Г. Н. Логвин. М., 1954. Т. 1. С. 20. Ил. 166, 167). В кон. XVIII в. К. вновь работал в Павловске, строил павильон Холодная баня, мостик со статуями кентавров через р. Славянка (1799).

http://pravenc.ru/text/1470115.html

Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. УСПЕНСКИИ СОБОР, 1771-1783 гг. Проект сооружения в общих чертах подготовил архит. Г. Гофман. Всю дальнейшую работу по строительству вел архит. Петр Полеевский. Расположен на самом высоком плато Почаев-ской горы над пещерами, существовавшими здесь с давних времен. Поставлен на искусственной площадке, покоящейся на многоярусных субструкциях. Перед главным фасадом устроена просторная верхняя терраса с лестницей. Собор — трехнефная центральнокупольная базилика с удлиненным прямоугольным алтарным объемом. Соотношение ширины среднего и боковых нефов характерно для эпохи позднего барокко. Нефы перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, в шелыгах сводов устроены фонари, выходящие на хоры. Главный северный фасад подчеркнут высокими повернутыми под углом 45° к продольной оси здания угловыми башнями, образующими в сочетании с эллиптической формой и архитектурным оформлением притвора (четыре полуколонны) плавную изогнутую линию фасада, характерную для построек позднего барокко. Внешний облик здания в целом отличается насыщенностью рокайлевого декора — композитный ордер полуколонн, спаренные и одиночные пилястры, лучковые сандрики, сегментные изломы раскрепованных карнизов над люнетами, люкарны крыш, декоративные вазы, лепная орнаментика растительного характера. Им противопоставлен мощный барочный купол с развитым фонарем. Интерьер отмечен классицистической архитектоникой. Существующее декоративное убранство сложилось в конце XIX в. при участии петербургских академиков и художников: С. Комарова, Г. А. Боссе, И. М. Горбунова, Н. А. Лаврова, Е. Я. Васильева, М. В. Нестерова, С. Ф. Верховцева. Настенная масляная живопись выполнена лаврскими мастерами в 1876 г. Некоторые композиции помещены в пышные лепные картуши. Сохранились работы, выполненные в 1807 г. талантливым живописцем Лукой Долинским. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 78, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год

http://sobory.ru/article/?object=09021

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010