Противопоставляя Церковь и Израиль, диспенсационализм требует, чтобы в будущем тысячелетнем царстве был возобновлен закон Моисеев с храмом, подзаконным священством, кровавыми жертвами и прочими законными обычаями 10 . В целом Церковь предстает в диспенсационализме лишь текущей временной диспенсацией, которая оказалась как бы вставным эпизодом во взаимоотношениях Бога и Израиля 11 . Миссия Христа к Израилю оказалась неудачной, и Бог как бы временно согласился принять в Свой народ язычников. Однако когда Израиль все-таки примет Христа, необходимость в Церкви отпадет и она будет изъята («восхищена») с земли на небо. Однако, будучи по крови евреями, апостолы надеялись не на плотское происхождение, но на веру во Христа Иисуса (ср. Флп. 3:4–11 ), и настойчиво учили о единстве Церкви. Особенно подробно говорит об этом ап. Павел в послании к Ефесянам. Тайна воли Божией заключается «в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф. 1:10 ), так что Церковь «есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:23 ). Именно в Церкви Христос соединил вместе язычников и евреев, соделав «из обоих одно», чтобы «в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» ( Еф. 2:14–16 ). Тем самым бывшие язычники в Церкви стали согражданами святым и своими Богу, составляя с евреями единый святой храм в Господе и одинаково имея к Нему доступ ( Еф. 2:17–22 ), будучи «сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе» ( Еф. 3:6 ). В отличие от диспенсационалистов, ап. Павел учит не о разделении народа Божия, а о единстве духа в союзе мира ( Еф. 4:3 ), единстве веры и народа Божия ( Еф. 4:4–16 ). Вместе с тем, Священное Писание учит и о вечности Церкви, воздающей славу Богу: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» ( Еф. 3:21 ). Церковь есть тело Христово, а Христос – Глава этого тела ( Кол. 1:18 , Еф. 1:22–23, 5:23 ), оживляющий Церковь божественной благодатью ( Еф. 4:15–16 ). Именно с верными в Церкви Господь обещал пребывать «во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ), и в Церкви же вовек пребывает другой Утешитель – Дух Божий ( Ин. 14:16–17 ), так что ее не одолеют врата ада ( Мф. 16:18 ). Таким образом, если Церковь будет устранена с земли, то ее одолеют врата ада, Христос лишится на земле Своего тела, а Утешитель уже не сможет пребывать навсегда с верными.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

( Гал. 1:15–17 ; сн. 1Пет. 5:10 ). В другом месте тот же апостол говорит, что вера дается человеку Духом Святым ( 1Кор. 12:9 ). Под влиянием призыва благодати в человеке, если он не хочет погибнуть или ожесточиться во зле, появляется раскаяние в грехах в вера в истинность и спасительность христианства, а вместе с тем «отвращение ко греху, сильное желание святости и неудержимее стремление к единению с Христом – источником святости. Это единение и вместе духовное возрождение и обновление человека совершается в крещении, где верующий силой Св. Духа очищается от всех грехов, рождается для новой – святой жизни, сочетается Христу ( 1Пет. 3:21 ; Рим. 6:3–6 ; Кол. 2:11–12 ) и делается членом Его тела или Церкви ( 1Кор. 12:13 , ср. Ин. 3:5 ; Деян. 2:38; 22:16 ). Со вступлением в Церковь Христову для человека открывается путь спасения, по которому он и должен идти, следуя за Христом (Мф. 10:38; 16:24), через исполнение Его воли, выраженной в законе Божием ( Ин. 14:21 – 23 )», или, что то же, через добрые дела 525 . Необходимость добрых дел для спасения человека ясно указывается в слове Божием. На вопрос богатого юноши: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Спаситель ответил: «если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди... если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за мной» (Мф. 19:16, 17, 21; ср. Мр. 8:34 ; Мф. 16:24 ). В другой раз Он сказал: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь... Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» ( Мф. 7:14, 21 ). Говоря о страшном суде, Иисус Христос заметил, что Сын человеческий «тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27; 25:34–36). То же учение о необходимости добрых дел для спасения человека и наследия вечной жизни раскрывали и апостолы. Так, ап. Павел говорит, что «мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф. 2:10 ); что в будущей жизни «каждый получит свою награду по своему труду» ( 1Кор. 3:8 ), так как «не слушатели закона праведны перед Богом, а исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:6,13 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Определение Церкви как «Тела Христова» весьма важно в том отношении, что оно дает представление о самом характере внутренней жизни Церкви. «Как обыкновенное тело растет, увеличивается, так и Тело Христово созидается ( Еф.4:12 ), творит возвращение ( Еф.4:16 ). Как в теле каждый член имеет свое особое назначение, служа целому, так и Тело Церкви составляется и совокупляется «при действии в меру каждого члена» ( Еф.4:16 ).«Как в теле нет распри, а все члены образуют единое целое, так и в Церкви Христовой мы все примирились в едином теле» ( Еф.1:23 ), образуем едино тело, одушевляемое единым духом ( Еф.4:4 ). «Как в теле есть свои связи, своя система питания, так существуют они и в Церкви Христовой» ( Еф.4:16 ; срав. Кол.2:19 ) (проф. Д. Богдашевский. Послание св. апостола Павла к Ефесянам, Киев, 1904, стр. 151). III глава Отличаясь от других человеческих обществ личностью своего Основателя Христа, Церковь отличается от них и своими границами или пространством. Всякое человеческое общество имеет определенные границы, намеченные в самом характере заданной цели или пространстве. Христианское общество, Церковь , не знает таких границ; она охватывает всю жизнь человека и распространяется на весь мир. Эту истину Господь открывал всему роду человеческому еще в обетованиях патриархам ( Быт.22:17, 28:14 ), потом всему народу иудейскому в многочисленных пророчествах ( Пс.2:7–8, 71:8–11 ; Ис. 2:2–3, 9:6–7, 49:6 ); наконец, со всею ясностью сказал Сам непосредственно, когда заповедал ученикам Своим: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ); «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ). Следовательно, членами Церкви Христовой обязаны быть все люди, слуха которых когда-либо достигнет евангельская проповедь . Обязаны быть все: ибо все равно призваны, по самой природе своей, в религиозный союз с Богом. И значит, когда этот союз ими нарушен и когда, для восстановления его, Сам Господь предлагает людям единственное средство в вере христианской, – они и самой своей природой и властью Бога обязываются принять предлагаемое средство, чтобы им пользоваться. Вот почему Спаситель к заповеди Своей апостолам о проповеди Евангелия всей твари присоединил и следующие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк 16:16 ); «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, оттрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» ( Мф.10:14–15 ). Пределы Церкви не ограничиваются даже пределами видимой вселенной: и умершие христиане продолжают быть живыми членами Церкви. Вселенское христианское общество, носящее название Церкви, осуществляет в себе идею единства всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Приветствия от Асийских Церквей, и в частности от Акиллы и Прискиллы, подтверждают, что 1Кор. Писалось в Ефесе (16:19). с. 16:21–24 «Мое, Павлово, приветствие собственноручно» (16:21: та же приписка в 2Фес. 3:17 и Кол. 4:18). Апостол Павел доверял записывать свои послания помощникам. 1Кор., вероятно, было записано Сосфеном, имя которого фигурирует рядом с именем Павла в начале послания. Арамейское выражение «маран-афа» (16:22) означает «Господи, гряди». Второе Послание к Коринфянам Введение а. Вопрос подлинности Подлинность 2Кор. Не представляет собой проблему: авторство апостола Павла единодушно признается древней традицией и не оспаривается большинством современных критиков текста. б. Разделы Послания В 2Кор. Очень четко выделяются три части. В первой части (1:1–7:16) апостол пишет об одном оскорблении, которое, вероятно, было нанесено ему или кому-то из его представителей в Коринфе; он напоминает, что находясь в печали, написал по этому поводу письмо: «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами… (2:4). Вспоминая об этом, апостол, тем не менее, исполнен прощения: «вам лучше уже простить его (обидчика) и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью (2:7; см. 2:10); прощение связано с обнадеживающими известиями, которые принес ему Тит (7:5–7). Во второй части Послания апостол Павел резко меняет тон (10–1:13:13). Если в первой части он говорил о прощении, то теперь угрожает приехать в третий раз (12:14; 13:1): «Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти (10:2); и дальше: «Я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, так же, чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете» (12:20). с. Оспариваемое единство Послания Разумеется, нашлись многочисленные исследователи, которые усмотрели в трех частях 2Кор. Три разных письма, объединенных позже в одно послание. В частности, некий протестантский экзегет Адольф Хаусрат выдвинул ок. 1870 г. гипотезу, которая нашла своих сторонников. По его мнению, вторая часть 2Кор. На самом деле, якобы, является тем самым суровым письмом, которое было написано «со многими слезами» (2:4) и так огорчило коринфян (7:8) о нем апостол упоминает в первой части послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

О верности Богу 2Тим.2:13 . «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может». Объясн. Спаситель предсказывал и угрожал, что те, которые отрекутся от Него, не будут признаны за христиан в день суда: Мф.10:33:7:23 . За это отречение Господь, как верный исполнитель Своего слова, накажет тех, которые будут неверны данному в крещении обету: Евр.6:4–6 . Искание Бога Деян.17:27 . «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас». Объясн. В Писании говорится, что Бог от нас далече отстоит, конечно, по грехам нашим: Пс.9:25–26 , но бывает близок к человеку: Пс.33:19:144:18 ; в этом смысле и нужно понимать искание Бога, т.е. в смысле исправления своей греховной жизни: Иак.4:8–9 , а не в том смысле, чтобы вечно скитаться по разным вероисповеданиям, ибо для всех и на все времена сказано: «Один Господь, одна вера, одно крещение»: Еф.4:5 . Флп.3:8 . «Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобресть Христа». Объясн. Все преимущества, даваемые человеку рождением или приобретаемые собственными его усилиями, апостол считает ничтожными и поставляет их ниже познания Христа. Ибо истинное познание Христа даёт жизнь вечную: Ин.17:3 , и в этом познании сокрыты все сокровища премудрости и ведения: Кол.2:3 . Евр.2:12–13 . «Возвещу имя Твоё братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» ( Пс.21:23 ). И ещё: «Я буду уповать на Него». И ещё: «вот, Я и дети, которых дал Мне Бог» ( Ис.8:17–18 ). Объясн. Сын Божий сказал это через прор. Давида и Исаию в доказательство своей близости к нам, родства с нами: Ин.17:12 . Иисус Христос, по своей человеческой природе, есть брат верующим в Него и исполняющим волю Отца Его: Мф.12:48–49 ; Лк.10:16 . О любви Божией к людям 1Ин.4:9–10 . «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Почему? Потому-что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильский не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх.19:12–16,20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх.20:12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср. – ст. 7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1 ст. ср. 1Ин.2:13 и 1Кор.7:14 ). Это, во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол.2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт. гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно восьмидневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещённые благодатью Божией, должны крестить своих новорождённых младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служить внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без неё Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, говорит Господь Никодиму, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные небыли в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещёные не входят в единение с Господом ( Гал.3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим.8:9 ср Деян.2:37,38,8:12,10:47,48 и др.) и по необходимости гибнут в отчуждении от Источника всякой жизни и добра (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

16 . Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. Последнее выражение напоминает слова Господа Бога пред потопом 1733 . Если бы Господь по любви Своей не послал Сына Своего искупить мир, то тогда мир нравственно и материально должен бы был погибнуть. Другими словами, вместо суда, милость; „вечною милостию помилую тебя, говорит Искупитель твой Господь“ ( Ис. 54:8 ) 1734 . 17 . За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца. 18 . Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его. Пророчество ст. 17 повидимому особенно относится к Израилю, хотя Апостол находил нужным предупреждать и Христиан, что „любостяжание есть идолослужение“ ( Кол. 3:5 ) и что „корень всех зол есть сребролюбие“ ( 1Тим. 6:10 ). Мы полагаем, что корыстолюбие упомянуто в пророчестве Исаии, потому что оно составляло и доныне составляет характеристическую черту всего племени Израильского, а с этой жаждой наживы неразрывно связана приверженность к материальным благам мира, которая мешает оторваться от него и подняться духом к Богу и вечности. В стихе 18 Господь глаголет, что Он, хотя скрывал лице Свое и негодовал (ст. 17), но (ст. 18) следил за путями народа избранного. Пророчество обещает Израилю исцеление и утешение его сетующим. Но когда же Израиль исцелился? или, лучше сказать, кто среди Израиля исцелился от корня всех зол, сребролюбия? На это отвечает нам книга Деяний Апост., указующая ( Деян. 4:32 ), что среди многочисленных уверовавших в Господа Иудеев: „никто ничего не называл своим. И так, племенная черта народа исчезает, когда коснулась верующего благодать Божия. Но кто же, надо прибавить, уверовал из Иудеев в Господа? Богатые ли саддукеи и книжники? Нет, уверовали смиренные и сетующие, и Господь утешил их. 19 . Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его. Заметим, что „дальний“ упомянут у Исаии ранее „ближнего“ чем, как бы предрекается то, что Господь сказал „первосвященникам и старейшинам“ народа Иудейского (Мф. 21но ср. с ст. 31): „истинно говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в царство Божие“. Вспомним еще, что в Мф. 8:11–12 указано по поводу веры сотника римлянина, что Господь сказал.... „Говорю вам, что многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом.... в царстве небесном, а сыны царства извержены будут во тьму....“ Ср. еще главу XI посл. к Римлянам о призвании язычников ко спасению ранее Израиля вследствие его ожесточения. Но тем не менее ко всем, ко всем Господь взывает: „Мир! „Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам“, глаголал Господь, уходя на страдание 1735 . Об этом говорит Апостол и в Еф. 2:14–17 : „Господь Христос Иисус есть мир наш.... пришедши Он благовествовал мир вам, дальним и близким“ 1736 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010