Общество Сторожевой Башни, и вслед за ним все иеговисты, настаивает, что выражение «первородный всякой твари» обозначает, что Сын Божий Иисус Христос – первый из всего сотворенного. А потом уже Он создал всё остальное. Иначе говоря, на основе предвзятых соображений они считают, что слово «первородный» значит «первый созданный» или «первосотворенный». Но? если бы это было так, Ап. Павел употребил бы другое слово в сочетании со словом «первый». Вместо слова tiktw (тикто), что значит родить, он употребил бы слово ktizw (ктизо), которое значит творить. В таком случае он употребил бы слово prwtoktismatoV (протоктиоматос), означающее «первосотворенный». Однако он употребил слово prwtotokoV (прототокос), означающее «первородный», а это показывает, что Ап. Павел не верил в сотворение Христа. Поэтому свидетели Иеговы не имеют права толковать это слово, как им хочется. Слово «первородный» имеет ещё одно особое значение в Библии. Оно обозначает не только первого из рожденных в семье, но вообще главенствующее положение. Например, о царе Давиде в Ветхом Завете Бог говорит: «Я сделаю его первенцем, превыше царей земли» ( Пс. 88:28 ). «Первенец» – то же самое, что «первородный». Мы знаем, что Давид родился последним сыном у своих родителей. Бог не собирался этот факт изменить. Бог сделал его «первенцем» или «первородным» в том смысле, что Он сделал его могущественнее всех соседних царей. Поэтому слово «первородный» в отношении Христа в Кол. 1:15  обозначает главенство Его положения. Это подтверждается в 18-м стихе: «И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». Если бы Ап. Павел назвал Христа первосотворенным, то и в таком случае Он имел бы первенство. Но, так как он назвал Его первородным, то это утверждение, находясь в соответствии со всем, что сказано о Христе в Ветхом и Новом Завете, указывает на Его Божественное первенство во всем. Кроме того, что вожди Сторожевой Башни неправильно толкуют слово «первородный», как «первосотворенный» в Кол. 1:15 , они идут далее и искажают значение двух последующих стихов. В их английском переводе Библии они, хотя и в скобках, включают слово other (другое), чтобы читатели превратно понимали эти стихи, как хочет Сторожевая Башня. Согласно переводу культа иеговистов, стихи 16 и 17 выглядят так: «Ибо им создано всё (другое), что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё (другое) им и для него создано; и он есть прежде всего (другого), и всё (другое) им стоит».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Пусть выскажет это Апостол язычников, бывший их предводителем. Хощу вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть ( 1Кор.11:3 ). И затем: да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам духа премудрости и откровения, в познание его: просвещаема очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания его, и кое богатство славы достояния его во святых, и кое преспеющее величество силы его в нас верующих по действу державы крепости его, юже содея о Христе, воскресив его от мертвых, и посадив одесную себе на небесных, превыше всякаго начальства и власти и силы и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем. И вся покори под нозе его: и того даде главу выше всех церкви, еже есть тело —261— его, исполнение исполняющаго всяческая во всех ( Еф.1:17–23 ). И: тем же и Бог его првознесе и дарова ему имя, еже паче всякаго имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных, земных и преисподних ( Флп.2:9 ). И: в том живет всяко исполнение божества телесне. И да будете в нем исполнени, иже есть глава всякому началу и власти ( Кол.2:9–10 ). И еще: истинствующе же в любви, да возрастим в него всяческая, иже есть глава Христос: из него же все тело составляемо и счиневаемо приличне, всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единения коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию ( Еф.4:15–16 ). И: зане муж глава есть жены и Христос глава церкве ( Еф.5:23 ). Показав, что Христос есть глава и власть над всеми, святой Апостол выставляет Его царем и представляет раздаятелем царства уверовавшим в Него, когда говорит: тем же царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом ( Евр.12:28 ). И: благодаряще Бога и Отца призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете, иже избави нас от власти темныя, и престави в царство Сына любве своея, о нем же имамы избавление кровию его и оставление грхов ( Кол.1:12–13 ). А как сыны, собратья и сонаследники, сами мы должны иметь в виду, яко ныне открыся святым его апостолам и пророкам Духом: яко быти языком снаследником и стелесником и спричастником обетования его о Христе благовествованием, емуже бых служитель ( Еф.3:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Претыкание третье Апостол говорит в главе 2 Послания к Колоссянам: Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постанов­лений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» (что все истлевает от упо­требления), по заповедям и учению человеческому ( Кол. 2, 20–22 )? Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Апостол Павел говорит не о законах Церкви, что можно видеть и понять из пред­шествующих и последующих слов, а о ветхозаветном чине левитов. Поэтому слова «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» Златоуст, как и другие святые Отцы, тол­кует следующим образом: «не прикасайся», то есть, к трупу умершего человека и к жен­щине в месячной немощи, «не вкушай», то есть свиного или заячьего мяса, и так далее, ибо все это было запрещено в Книге Левит. Это же можно понять и из предшествующих слов Апостола: Итак да никто не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего (Кол. 2, 16–17). Из этого вам, противники, должно стать ясно, что все это относится к закону Моисея. Если вы ВОЗРАЖАЕТЕ, что в Книге Левит написано о том, что установлено Законом Божиим, а Павел говорит о человеческих заповедях и учении, вам ОТВЕЧАЕТ Златоуст в Беседе 7 на Послание к Колоссянам: «Павел говорит о человеческих заповедях и учении после, а закон (левитов) прежде воссиявшей Новой Благодати». ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Вероятно, Апостол обличает тех, кто запрещал при­нимать ту или иную пищу на основании якобы ее нечистого естества и говорит: «не при­касайся», «не вкушай», «не дотрагивайся». Все это далеко от учения нашей Православ­ной Восточной Церкви, которая исповедует, что все, созданное Богом, чистое и хорошее. В пище же, запрещенной в разное время, Апостол осуждает не нечистоту пищи как тако­вой, а нечистоту похоти, о чем пространно говорится в следующем претыкании. Претыкание четвертое Апостол говорит в Первом Послании к Тимофею в главе 4: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры. Внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, за­прещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы вер­ные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, но ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освяща­ется словом Божиим и молитвою ( 1Тим. 4, 1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Внутреннее, глубокое общение любви со Христом положительно невозможно без тожества нравственного настроения, без действительного единства существенного направление и основного содержания жизни. « Кто говорит, что пребывает в Нем (т. е. в Иисусе Христе), тот должен поступать так, как Он поступал» 367 . Здесь свобода христианина не нарушается и не подавляется, а, напротив, проявляется самым полным, совершенным образом, поскольку переработка наличного состояния жизни верующего по началам правды Христовой является удовлетворением самых насущных запросов и потребностей его собственной личности, проникнутой любовью ко Христу. По требованиям этой любви, христианин живет вместе со Христом ( ’μα σν ατ), имея Его пред своим духовным взором, сообразуя свою жизнедеятельность решительно во всех событиях и обстоятельствах своего личного бытия с отличительными особенностями жизни Христовой 368 . Побуждаемый «любовию ко Христу, он в своей жизни и деятельности воспроизводит все то, что созерцает в образе Его... Ум верующего преобразуется в ум Христа ( 1Кор.2:16 ), чувствования Христовы становятся чувствованиями верующего ( Флп.2:5 ). Предмет желаний христианина – то, что, во Христе ( Флп.2:21 ), цель всех поступков его – Христос ( Кол.3:17 ). Во Христе вся его жизнь ( Флп.1:21 ; Кол.3:4 ). Перенося в себя таким образом все содержание жизни Христа, верующий представляет в самом себе образ Спасителя ( Гал.4:19 ), становится Его отражением» 369 . Такое нравственное уподобление Христу представляет собою собственно отражение в сознательно свободной области личной жизни христианина того, что мистически совершается в его природе. Если природа человека воссозидается по образу Христа Спасителя 370 , то и его сознательно свободная нравственная жизнедеятельность отпечетлевает на себе тот же образ Христов. « Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» 371 , – носить и в своей природе, и в своей сознательной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Святой Тит также трудился вместе со святым апостолом Павлом в деле благовестия. Святой апостол Павел упоминает о нем в своих посланиях (2 Кор. 2: 12–13; 12:18; 2 Тим. 4: 10), а также написал и к нему послание. Святой Тит был епископом Гортины, на острове Крит. Скончался в глубокой старости в мире. [ 27 ] Святой Филимон, к которому святой апостол Павел написал особое послание, был епископом в Газе [ 28 ]. Скончался мученически в царствование Нерона. [ 29 ] Святой Онисим, о котором пишет святой апостол Павел в своем посланий к Филимону (Флм.1:10–19), проповедовал христианство в Испании, Греции и Малой Азии. Скончался мученически вскоре после кончины святого Игнатия Богоносца, будучи побит камнями в Риме. [ 30 ] Святой Епафрас, о котором также святой апостол Павел упоминает в том же послании к Филимону, говоря: «Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса» (Флм.1:23), был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя [ 31 ]. Вместе со святым апостолом Павлом он содержался в узах в Риме, откуда Павел писал Колоссянам: «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе» (Кол.4:12–13). Святой Архипп, упоминаемый в том же послании к Филимону, был после святого Епафраса (заключенного в узы в Риме), епископом в городе Колоссах [ 32 ]; о чем святой апостол Павел пишет Колоссянам: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол.4:17). Там святой Архипп и скончался мучинической смертью. [ 33 ] Святой Сила был учеником и ближайшим сотрудником святого апостола Павла, вместе с которым проповедовал слово Божие и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение (Деян.16:13–24). О нем упоминается в Деяниях Апостольских: «Павел, избрав себе Силу, утверждал церкви» (Деян.15:40–41). Впоследствии он был епископом в Коринфе [ 34 ]и, немало потрудившись в деле проповедования слова Божия и сотворивши знамения и чудеса, отошел к Господу. [ 35 ] Святой Силуан проповедовал слово Божие вместе со святыми апостолами Петром и Павлом.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Спросите: Архангел Михаил не имел власти запрещать диаволу, а Иисус имел (и запрещал) – разве это не означает, что Михаил и Иисус не могут быть одной и той же личностью? Обратите внимание, что в 9-м стихе Послания Иуды архангел Михаил говорит: «Да запретит тебе Господь» (курсив автора). В Новом Завете словом «Господь» переводится греческое слово kurios. Это слово соответствует ветхозаветному Яхве или Иегова. И очень важно, что в Новом Завете Иисуса называют kurios («Господом») много раз, а Михаила – никогда. Например, из Послания к Фил.2:9–11 мы узнаем, что Иисус – kurios («Господь») и перед Его именем преклонится всякое колено на небесах и на земле, и всякий язык исповедует Его Господом. Будучи прекрасным знатоком Ветхого Завета, апостол Павел намекает на слова пророка Исаии: «...ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» ( Ис.45:22–23 ). Павел воспользовался своими глубокими познаниями в Ветхом Завете, чтобы показать, что Иисус Христос – kurios и Яхве, Господь всего человечества. Сказав: «Да запретит тебе Господь», Михаил воззвал к власти Господа Вселенной. А всевышним Господом Вселенной, без сомнения, является Иисус. Христос сотворил ангелов. Христос – Творец, а ангелы – часть творения. В Кол.1:16–17 о Христе сказано: «...им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит». Заметьте, что именно Христос создал «престолы», «господства» и «власти». В I веке иудейские раввины использовали эти понятия для описания различных ангельских чинов (см. Рим.8:38 ; Еф.1:21; 3:10; 6:12 ; Кол.2:10, 15 ; Тит.3:1 ). Очевидно, в городе Колоссы (его жителям Павел адресовал свое послание) процветала ересь, последователи которой поклонялись ангелам. Соответственно, Христос оказался в унижении. Желая исправить это страшное заблуждение, Павел подчеркивал, что все сущее – в том числе и ангелы – сотворено Христом, значит, Он обладает верховной властью, и только Он достоин поклонения. А Михаил – это ангел, который, таким образом, принадлежит к числу творений Христа. Поэтому Христос не может быть архангелом Михаилом. «Воскресение» Христа как архангела Михаила

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Сама Божественная Любовь , о Которой сказано: «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ), не есть только себялюбие. Тогда Бог являлся бы источником эгоизма. Напротив! Бог есть Любовь – Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и Отец и Сын пребывают в Любви Духа Святаго. Все Три Лица Святой Троицы – пребывают в Любви. Разве не к этой Любви мы призываемся словами: «да будут едино, как Мы едино» ( Ин.17:22 ). Блаженный Августин писал: «Если любовь, которою Отец любит Сына, а Сын любит Отца, невыразимо являет общность Обоих, то разве не уместнее всего назвать Духа Святого, общего для Обоих, самою Любовью » . Через Духа Святого и мы являемся причастниками сей Божественной Любви, по слову апостола Павла: «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ). Сущность Бога Одна, а Лиц именно несколько... хотя в Них нет счета, как учат святые Отцы. Обратите внимание на следующий библейский стих: «…дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» ( Кол.2:2 ). Некоторые считают, что счет в Лицах есть, так как сказано: «…Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» ( Ин.4:28 ). Подобный текст надо сопоставлять с другими и путем смысловых совмещений находить золотую середину. Давайте проведем подобное сравнение: «Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ), и другие тексты: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), и следующий стих: «Я не один, но Я и Отец» ( Ин.8:16 ). Здесь явно говорится о двух природах во Христе – Божественной и Человеческой. То, что Божественная и Человеческая природа Христа (при соблюдении неслиянности) реально существует, подтверждают и показывают два следующих текста: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» ( Ин.14:9 ); и другой текст: «…ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Об отсутствии счета в Лицах Святой Троицы (111) святой Иларий пишет: «Если мы допустим сотоварищество – то есть множественность, – мы исключим идею единичности и одиночества» . Святитель Амвросий добавляет: «Когда мы говорим, что Бог один, то единство исключает множественность богов и не предполагает количества в Боге» . То есть схема: 111 – недопустима; схема: 1-й, 2-й, 3-й – еще более недопустима. Приемлемо только: 1=3 или 3=1.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

3-я Ездры. Данная книга относится к разделу апокалиптики. В ней содержится много сильных пророчеств и весьма важных и точных откровений: выше (абз. 187–309) были показаны многие из них. И эти пророчества должны быть для скептиков-протестантов 679 главным признаком истинности и святости этой книги. Выше (абз. 322–325) уже было сказано о тайных книгах. 3-я Ездры – это полутайная книга: ранее она была тайная 680 (по этой причине она и не была помещена евреями в Септуагинту), но со временем Господь сделал её открытой. Так Господь поступает нередко, и сами протестанты используют термин «прогрессивное откровение», который говорит как раз о том, что Господь открывал Себя и догматы веры людям не сразу, а постепенно, поэтапно. Так, Бог открыл людям Себя как Троицу только в Новом Завете. До этого Он говорил о Себе как Боге Триедином лишь намёками. Причём это учение, тринитарное Богословие, было развито и открыто для всех Церковью не сразу, а лишь в IV-V веках. То же нужно сказать и о Божьем замысле соединить в Церкви все народы, а не только народ еврейский. До времени Господь скрывал эту тайну, и открывал её лишь в туманных изречениях – открыто же Он говорил о спасении и избранности лишь Израиля. Но потом Бог вполне открыл эту тайну язычников ап. Павлу, о чём он неоднократно упоминает в своих посланиях: «...мне через откровение возвещена тайна...» ( Еф.3:3 ); «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его» ( Кол.1:26 ); «по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано» ( Рим.16:25 ; ср. 11:25; 1Кор.2:7 ; Еф.1:9; 3:3–4,9; 6:19 ; Кол.1:27; 4:3 ). И этой тайны до времени не понимали даже Апостолы 681 . Есть и другие случаи, когда Господь открывает нечто постепенно, и что становится ясным только со временем. Например, многие пророчества, такие как приведенные в абз. 289, 349 и 350, становятся понятными только со временем. Также и пророчество из Откровения о том, что «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (13:17) для всех предыдущих поколений было не понятно – нам же, дожившим до электронных денег, видящим, как объединяется мир в глобализации; как уже открыто говорят о чипах, которые планируют помещать человеку под кожу для его отождествления и хранения о нём всех данных; что вся эта система пронизана числом зверя 666, становится намного понятнее, о чём говорит данное пророчество. И всё касающееся последнего времени, то есть эсхатологии, Церковь будет всё больше понимать по мере приближения к последним временам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Если закон следует понимать только в буквальном смысле, то, несомненно, окажется, что в соответствии с обещанным сыны Израилевы обретают меньше, чем у них было, – ведь они получали манну с небес. Когда они оставили пищу, взятую из Египта, то обрели лучшую – небесную манну. Выходит, что, когда иссякла лучшая пища, им дали худшую, если не принять более верное и возвышенное, духовное, а не буквальное понимание. Пока же, после того, как Иисус привел свой народ в святую землю и все очистились 9 , он совершает Пасху. 2 . Сказано: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел» ( Нав.5:13–14 ). Итак, подняв глаза, Иисус видит вождя воинства Господня, словно он не видел вовсе, прежде чем не взглянул на вождя воинства Господня. И когда Иисус посмотрел на него, то узрел в нем не простого человека, но облеченного определенной властью. Иисус, не уверенный в том, принадлежит ли стоящий перед ним Божественным или враждебным силам, вопрошает: «Наш ли ты или из неприятелей наших?». Тот отвечает: «Нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел». Услышав это, Иисус «поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав.5:14 ). Чему через это Иисус научает нас? Всему тому, что и Апостол говорит: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин.4:1 ). Таким образом, Иисус узнает не только то, что от Бога, но и Самого Бога. Ибо если бы он не узнал Бога, то не поклонился бы. Ибо кто еще может быть вождем воинства Господня, если не Господь наш Иисус Христос ? Ведь всякое воинство небесное, будь то ангелы или архангелы, «престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» ( Кол.1:16 ; ср. Кол.2:10 ), все, что Им создано, ведет войну под командованием Самого Вождя, Который есть Вождь вождей и Кто раздает царства царям. Ибо Сам Он говорит в Евангелии: «Возьми в управление десять городов» ( Лк.19:17 ), и другому говорит: «Ты будь над пятью городами» ( Лк.19:19 ). Он – Тот, Кто «возвратился, получив царство» ( Лк.19:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   Для верующего человека нет ничего дороже Сладчайшего Имени Иисус. Оно – дивное и превеликое. Сам Спаситель свидетельствует: «Если чего попросите у Отца во Имя Мое, то сделаю» (Ин. 14:14). «Всё делайте во Имя Господа Иисуса Христа», – призывает апостол Павел (Кол. 3:17). «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», – говорит апостол Петр (Деян. 4:12).    Празднованием обрезания Спасителя и наречения Ему имени Церковь утверждает веру в непреложную истину, что Он есть Богочеловек, «и да не рекут еретицы, яко мечтанием воплотися, но яко воистину имеяше плоть и не противен закону, но исполнитель».    Этим примером Спасителя, Который, «не возгнушася плотскаго обрезания», «плотию днесь волею обрезуется», и, «закон исполняя закона Творец», «даде Самого Себе образ и начертание всем во спасение», Церковь научает чад своих послушанию закону Божию.    Обрезание, которое Господь принял как знамение завета Бога с человеком, и Имя – как печать Своего служения спасению мира (Мф. 1:21; Мк. 16:17; 9, 38—39; Лк. 10:17; Деян. 3:6-16; 19, 13; Флп. 2:9-10), внушают нам, что и вступившие в Новый Завет с Богом должны быть обрезаны «обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). Христианское имя должно быть не мертвым звуком, а живым свидетельством, что христианин посвящает себя служению Богу и находится в благодатном союзе с Ним во имя Его славы и своего спасения.    «Обрезание мановением явльшагося Христа преста (прекратилось), и возсия благодати весна» (в восьмой день по Его рождении). Этот восьмой день «будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает». И дверь в эту будущую жизнь для верующих одна: чрез таинство Крещения – духовное обрезание, освобождение от грехов. Ибо ничто нечистое не может войти в Царство Небесное (Откр. 21:27). Крещение Господне    Церковь с этого дня начинает готовить верующих к великому празднику Крещения Господня, Просвещения, Богоявления – 6 января. Она свидетельствует о явлении нового таинства – Крещения. Уже с этого дня поются ирмосы канона празднику Крещения – «Глубины открыл есть дно». А с 2 января начинается предпразднство Просвещения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010