Прошла онлайн-встреча участников программы " Семейный диалог " февраля 2022 Отец Александр подчеркнул, что выезды " Супружеских встреч " - лишь начало выстраивани диалога в семье, основанного на библейских принципах " Слушать, прежде чем говорить " (Иак. 1:19; Притч. 18:13-14); " Делиться, а не спорить " (Ос. 4:4); " Понимать, а не оценивать " (1 Цар. 2:3); " Прежде всего - прощать " (Кол. 3:13). Часто люди, крестившись, не делают дальнейших шагов к Богу, - так и участники встреч, бывает, вдохновляются программой, но не следуют этим принципам в повседневной жизни. Продолжением работы над отношениями становятся ежемесячные встречи в малых группах.  Такие встречи проводились в историческом здании СПбДА при поддержке Союза православных предпринимателей и в приходском доме храма праведного Симеона Богоприимца в Скачках . С 2020 года из-за действующих ограничений проходят онлайн-встречи как направление деятельности. Первая из них была посвящена теме " Прямое и косвенное выражение чувств " .  " Чувства возникают помимо нашей воли, желания, и то, что человек испытывает какое-то чувство, не является грехом, - сказал отец Александр. - Но в том, что мы делаем с этим чувством, как себя ведем под его действием, может скрываться грех. Чувства важно выражать. Правильный способ их выражения - прямой, когда честно называешь это чувство, даже неприятное. Но часто мы выражаем чувства иначе. Обычно это относится к неприятным чувствам: вместо того, чтобы прямо сказать, что он чувствует, человек повышает голос, может прибегать к угрозам, оскорблениям, сквернословию либо отпускает иронические, язвительные замечания. Бывает, грозно молчит со сверкающими от гнева глазами, упрекает домашних, обвиняет их в чем-либо, навешивает ярлыки, изображает из себя жертву. Нередко косвенный способ выражения чувств является греховным. Обучение правильному выражению чувств позволяет избегать семейных конфликтов и важно для духовной жизни. Соблюдение правил диалога возможно в семье, с другими людьми, с Богом " .  

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Тимофей Тимофей («чти Бога!»), один из верных сотрудников ⇒ Павла. Т. выполнял многие ответств. поручения апостола. Он родился в Листре Ликаонской. Отец Т. был греком, а мать – еврейкой. В юности Т. был наставлен в Свящ. Писании матерью Евникой и бабкой Лоидой ( 2Тим. 1:5 ; 2Тим. 3:15 ), а впоследствии, вероятно, духовно сформировался под влиянием Павла, с которым впервые встретился в Листре во время второго миссионерского путешествия апостола ( Деян. 16:1 ). По воззрениям иудеев, Т., как сын иудейки, подлежал обрезанию. Павел, желая взять Т. с собой в путешествие в качестве спутника и соратника, подверг его обрезанию, чтобы избежать нападок со стороны иудеев ( Деян. 16:3 ). Павел, ⇒ Сила и Т. отправились через Малую Азию в Македонию. Когда апостол направился в Афины, он оставил Т. и Силу в Македонии ( Деян. 17:14 ). После встречи апостола и его помощников в Афинах ( Деян. 18:5 ), Т. был направлен в Фессалонику ( 1Фес. 3:1 ), после чего он вернулся к Павлу в Коринф с радостными вестями «о вере и любви» фессалоникийцев ( 1Фес. 3:6 ). В Коринфе Т. проповедовал Евангелие вместе с Павлом ( 2Кор. 1:19 ). Т. упоминается в начале первого и второго ⇒ посланий к фессалоникийцам. Он сопровождал Павла и во время его третьего миссионерского путешествия, а когда апостол написал из Эфеса Первое послание к Коринфянам, Т. – вероятно, по более длинному пути, чем тот, по которому шло письмо – добирался в Коринф ( 1Кор. 4:17 ; 1Кор. 16:10 ; ср. Деян. 19:22 ). Неизвестно, добрался ли он туда, во всяком случае, о результатах его деятельности там ничего не известно. Из 2Кор. 1:1 видно, что Т. вновь находился с Павлом. В Деян. 20:4 Т. назван среди тех, кто сопровождал апостола на обратном пути в Иерусалим, но, вероятно, туда он не прибыл. Возможно, что он остался в Эфесе, где позднее трудился по поручению Павла ( 1Тим. 1:3 ). Т. не было с апостолом, когда тот был арестован и отправлен в Рим ( Деян. 27:2 ), но позднее он находился вместе с Павлом в Риме, как это следует из Кол. 1:1 ; Флм. 1 (а отчасти и из Флп. 1:1 ; Флп. 2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Добрые речи происходят из доброго сокровища сердца ( Мф. 12:35 ). Если же не очистит кто-либо свое сердце от недобрых речей, бодрствовать не может. Ибо если он думает, что говорит слушателям, то не приемлются его слова и отвергаются, не имея капли благодати Святого Духа. Желающий же принести некую пользу словом пусть попросит от Бога Слова слово во отверзение уст его, как и Исаия заповедует: Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово ( Ис. 50:4 ). И продолжает:послушайте мене, и жива будет во благих душа ваша ( Ис. 55:3 ). Приточник же говорит: Сотове медовии словеса добрая, сладость же их изцеление души ( Притч. 16:24 ). Ибо те [речи], которые для спасения говорятся, приносят сладость и исцеление душе.Разумный же в вещех изобретатель благих ( Притч. 16:20 ). И: устне облобызают отвещающие словеса благая ( Притч. 24:26 ). И:устне гладки сердце покрывают прискорбно ( Притч. 26:23 ). И опять-таки: Слово жестоко воздвизает гневы, язык мудрых добрая свесть ( Притч. 15:1–2 ), ибо исцеление языка есть древо жизни. И вновь: Уста праведного каплют премудрость, и устне мужей праведных каплют благодати ( Притч. 10:31–32 ), уста же смиренных поучаются премудрости ( Притч. 11:2 ). И вновь: От плодов уст душа мужа наполнится благих, воздаяние же устен его воздастся ему ( Притч. 12:14 ). И тотчас: Устне льстивые исправляют свидетельство. Лесть в сердцы кующаго злая: хотящии же мира возвеселятся ( Притч. 12:19–20 ). Песнопевец же: Отрыгну сердце мое слово благо ( Пс. 44:2 ) и: Господь даст глагол благовествующим силою многою ( Пс. 67:12 ). И: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою ( Пс. 50:17 ). Пишет же и Павел, говоря: Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому ( Кол. 4:6 ). И к римлянам: Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею ( Рим. 1:11–12 ). И вновь: каждого из вас… мы просили… и умоляли поступать достойно Бога ( 1Фес. 2:12 ). Посему если кто-то считает, что он получил дарование учительства от Бога, то пусть говорит со смиренномудрием, чтобы и других назидать, чтобы не быть обвиненным как скрывший талант ( Мф. 25:18, 25–30 ). Тот же, кто еще не получил дарования этого, тот пусть молчит и не произносит речей праздных от сердца своего, чтобы не услышать: Грешнику же рече Бог: Вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими; Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси [ Col. 1621 ] словеса Моя вспять ( Пс. 49:16–17 ). Ибо добрый человек, говорит Господь, из доброго сокровища сердца своего, то есть благодати Святого Духа, выносит доброе ( Лк. 6:45 ). Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Любостяжание Любостяжание а) запрещено: Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего ( Исх.20:17 ; Втор.5:21 ). Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк.12:15 ). Воля Божия есть, чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим корыстолюбиво ( 1Фес.4:6 ). Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть ( Евр.13:5 ); б) есть идолопоклонство и корень всякого зла: Любостяжатель есть идолослужитель ( Еф.5:5 ). Любостяжание есть идолослужение ( Кол.3:5 ). Корень всех зол есть сребролюбие ( 1Тим.6:10 ); в) ненасытимо: Человек одинокий, а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. И это суета и не доброе дело ( Еккл.4:8 ). Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами. И это суета ( Еккл.5:9–10 ); г) исходит из сердца и оным овладевает: Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, кража, лихоимство, завистливое око, безумство ( Мк.7:21–22 ). Твои глаза и твое сердце обращены только твоей корысти, к тому, чтобы делать притеснение и насилие ( Иер.22:17 ). Сердце беззаконников приучено к любостяжанию; это – сыны проклятия ( 2Петр.2:14 ). Корыстолюбие ведет а) к безумным желаниям и неверию: Желающие обогащаться впадают во многие безрассудные и вредные похоти. Предавшись сребролюбию, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим.6:9–10 ); б) ко лжи и обману: Сердце корыстолюбца помышляет о беззаконном, чтобы голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего; он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав ( Ис.32:7–8 ). Ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог ( Иез.22:12 ); в) к несправедливости и притеснению: Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни ( Притч.28:16 ). Пожелают полей и берут их силою, домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие ( Мих.2:2 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сегодняшнее наше собрание носит особо-торжественный юбилейный характер, ибо мы закончили 25-ый по счету учебный год, а это – как раз половина законного библейского юбилея. Слава Богу за все. Скорблю только о том, что тяжкий недуг надолго оторвал меня от вверенного мне нашими старейшими иерархами Митрополитом Анастасием и Архиепископом Виталием, – Царство им Небесное, – и святого дела воспитания и образования новых пастырей Церкви, в которых она все более и более остро нуждается, ибо старые пастыри один за другим уходят в иной, лучший мир. А картина всего происходящего ныне в этом, земном мире, не может нас радовать. Только пастыри, которые по слову Пастыреначальника – Христа, должны быть «светом миру» ( Мф.5,14 ) , могли бы еще задержать или отсрочить стремительно совершающийся в последнее время процесс «отступления» ( 2Фес.2,3 ) , но истинных пастырей, готовых «положить душу свою за овцы своя» ( Ин.10,11 ) , становится все меньше и меньше, да и современные условия жизни и вся обстановка теперь таковы, что все труднее и труднее таковых воспитывать. Да и настоящих школ духовных, способных воспитать таких пастырей, почти нет. Наша Семинария старается восполнить этот пробел, но ей одной это не под силу. Слишком велика задача, и слишком скромны наши возможности. Но мы все же вот уже 25 лет стараемся сделать, что можно, что в наших силах. Пусть мы немощны, но мы хотим быть честными и искренними и стремимся воспитывать в нашей Семинарии истинных пастырей, а не «наемников» или «волков в овечьих шкурах», расхищающих стадо. За эту истекшую четверть века наша Семинария подготовила немногим меньше сотни пастырей, из которых, на нашу радость, многие показали себя с самой лучшей стороны. Будем молить Пастыреначальника-Христа, чтобы Он и впредь не оставлял нас Своею благодатной помощью, посылал нам достойных кандидатов для поступления в нашу Семинарию и умудрял бы нас в деле их воспитания и образования, чтобы во все время обучения шли они прямым путем подготовки себя к пастырскому служению – Самому великому и святому служению в мире, не увлекаясьфилософией или пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу  ( Кол.2,8 )  и чтобы совсем чужды были безумных увлечений современной молодежи, которые особенно не к лицу будущим пастырям Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Разделы портала «Азбука веры» Монахи Послу­шники Мона­хини Послу­шницы РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.   Из каких сословий выходило монашество (на примере 1843 г.) Развернуть таблицу Сословия и социаль­ные группы Мужское попол­нение (кол-во чел.) Женское попол­нение (кол-во чел.) Духовенство 133 (51%) 19 (20%) Дворянство 19 (7,3%) 15 (15,7%) Отставные нижние чины 2 (0,7%) Разночинцы 34 (13,1%) 25 (26,3%) Купечество и мещанство 54 (20,6%) 19 (20%) Лица солдатского звания Вольноотпущенные 3 (1,1%) 8 (2,1%) Крестьяне 14 (5,4%) 14 человек (14,7%) Всего монашествующих Извлечение из отчета обер–прокурора Св. Синода за 1843 г. СПб., 1844. С. 19–20.   Количество образованных монахов (на примере Донского монастыря, данные за 1907–1908 и 1910–1911 гг.) Развернуть таблицу Образо­вание Кол-во чел. Высшее образование Среднее образование (в том числе незаконченное) Духовная училище Сельская школа Городское приходское училище Домашнее образование и неграмотность Всего монашествующих П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX-haчaлe XX века (из книги «Монашество и монастыри в России XI-XX века»), М., 2002.   Количество монастырских больниц в 1841–1914 гг. Развернуть таблицу Год Число больниц Количество мест Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.   Количество монастырских богаделен в 1841–1914 гг. Развернуть таблицу Год Число богаделен Количество мест Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.   Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914–2000 гг. Развернуть таблицу

http://azbyka.ru/shemy/chislennost-monas...

§ 35. Сотворение невидимого мира. Учение об ангелах. Служение добрых ангелов Богу и людям. Ангелы-хранители Бог ест Творец мира невидимого и видимого. Под миром невидимым, который создан Богом ранее мира видимого, разумеется мир ангелов. Имя ангел, значит «вестник». Названы они так потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою людям. Так, напр., арх. Гавриил послан быль возвестить Деве Марии зачатие от Неё Спасителя. По природе своей ангелы суть духи бесплотные, более совершенные, чем люди, но ограниченные. Постоянное лицезрение ими Бога, исполнение ими воли Его, содействие благодати Божий служит средством для их совершенствования. При помощи благодати Божией ангелы настолько уже утвердились в добре, что не могут пасть. Число ангелов, по Божественному откровенно, весьма велико. Пр. Датил и Иоанн Богослов свидетельствуют, что тысячи тысяч ангелов окружают престол Вседержителя, и тьмы тем предстоят Ему ( Дан. 7:10 , Ап. 5:11). Имена и служения ангелов св. писание указывает различный. На этом основании св. Дионисий Ареопагит изобразил св. ангелов в трех ликах, разделив каждый на три чина или степени служения Богу. В первом, высшем лике, ближайшем к пресв. Троице, первый чин составляют серафимы ( Ис.6:2 ). Имя их значить: пламенный, огненный. Они горят любовью к Богу, и этот огонь любви воспламеняют и в других ( Ис.6:6–7 ). Второй чин – херувимы ( Быт.3:24 ), что значит: разумение или ведение. Созерцая славу Божию и обладая высшим ведением и мудростью, они наблюдают все творения Божие и изливают на людей премудрость Божию. Третий – престолы ( Кол.1:16 ), на которых Бог благодатно и непостижимо почивает ( Пс 79: 2 ). Во втором, среднем лике, к первому чину принадлежать: господства ( Кол.1:16 ), которые господствуют над низшими ангелами. Ко второму – силы ( 1Пет.3:22 ), чрез который Бог творит знамения и чудеса для славы Божией, для помощи и укрепления труждающихся и обремененных. К третьему – власти ( 1Пет. 3:22 ; Кол. 1:16 ), которые имеют большую власть над диаволом, побеждают его, охраняют человека от искушения и укрепляют в подвигах благочестия ( Дан.6:20–27:10:14 ; Мф.1:20 ; Деян.12:6–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

ПАСХАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ Настоятеля Свято-Троицкого монастыря и Архипастырское Послание ко дню Святой Пасхи – 5 (18) апреля 1971 года. «Егда же идясте … се, Иисус срете я глаголя: радуйтеся!» ( Мф.28,9 ) . Так повествует Божественное Евангелие о явлении Воскресшего Господа женам-мироносицам. Можно себе представить, сколь велика была радость жен-мироносиц, а затем и всех учеников Господа, когда великая истина Его преславного Воскресения стала для них очевидной и несомненной. И вспомнили они тогда слова Его, сказанные на Тайной Вечери им в утешение «паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» ( Ин.16,22 ) . Эта радость о Воскресшем Господе озаряла весь жизненный путь первых христиан. Во имя этой святой и светлой радости, они отрекались добровольно от личной собственности, от высокого положения в обществе, от земной славы и почета, от всех благ и удовольствий мирской жизни. Эта радость побуждала их идти с ликованием и победными песньми на страшные мучения за Имя Христово, на сожжение, на растерзание львам, на колесование и распятие. Эта же чистая и святая радость побуждала затем весьма многих богобоязненных мужей и жен отрекаться во имя ее от всех земных радостей, презирать все земное, оставлять свои обычные жилища и водворяться «в горах, и в вертепах, в пропастех земных» ( Евр.11,38 ) , чтобы быть ближе ко Христу и приискреннее соединиться с Ним еще здесь в земной жизни. Для этого они «распинали плоть свою со страстьми и похотьми» ( Гал.5,24 ) , «срасраспинались Христу» , чтобы и «воскреснуть с Ним» ( Гал.2,19   ; Кол.3,1 ; Рим.6,3–11 ) . И самым употребительным приветствием у христиан долгое время было: «радуйтеся!» Нет религии более радостной, чем христианство – конечно, христианство истинное, православное, ибо христианство это есть светлое и радостное благовестие о Христе, распятом «нас ради человек и нашего ради спасения» и тридневно воскресшем из мертвых. В основе христианства лежит радость пасхальная. В наше тяжкое, полное скорбей, поистине апокалиптическое время ни в чем другом мы так не нуждаемся, как именно в этой чистой светлой пасхальной радости. Она одна только может дать нам духовные силы и необходимую бодрость духа к перенесению всех постигающих нас в современной жизни безчисленных испытаний; она одна только может помочь нам отрешиться от всего тягостного земного и возноситься духом горе на небеса, «идеже есть Христос одесную Бога сидя» ( Кол.3,1 )  и куда мы сами, в свое время сподобимся взойти к Нему, в уготованные Им нам небесные обители ( Ин.14,2–3 ) , если до конца здесь на земле, несмотря ни на какие скорби, испытания и соблазны, пребудем верными Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Твердость Увещания к твердости: Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа ( Пс.30:25 ). Будьте тверды, непоколебимы ( 1Кор.15:58 ). Верующие должны пребывать твердыми а) в вере: Бодрствуйте, стойте в вере ( 1Кор.16:13 ). Ходите в Господе, будучи утверждены в Нем и укреплены в вере ( Кол.2:6–7 ); б) в деле исповедания нашей надежды: Упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца ( Евр.3:6 ). Будем держаться исповедания упования неуклонно ( Евр.10:23 ); в) в благих наставлениях и здравом учении: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. Сам же Господь да утвердит вас во всяком слове и деле благом ( 2Фес.2:15–17 ). Пребывай в том, чему научен, зная, кем ты научен ( 2Тим.3:14 ); г) в христианской свободе: Стойте в свободе, которую даровал нам Христос ( Гал.5:1 ). д) в борьбе с искушением: Укрепляйтесь Господом, облекитесь во всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять ( Еф.6:10–13 ); е) в борьбе за веру и евангелие: Живите достойно благовествования Христова, чтобы мне слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую ( Флп.1:27 ); ж) в скорби: Мы послали Тимофея, чтобы утвердить вас в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях ( 1Фес.3:2–3 ); з) даже до конца: Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца ( Евр.3:14 ). Верные должны утверждаться а) в своем звании и избрании: Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь ( 2Петр.1:10 ); б) в святости: Мы исполнены любовью к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными в святыне пред Богом ( 1Фес.3:13 ). Бог силен и верен, чтобы утвердить верующих: Бог всякой благодати да утвердит вас, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Петр.5:10 ). Верен Господь, Который утвердит вас ( 2Фес.3:3 ). Верующие бывают тверды а) по благодати: Хорошо благодатью укреплять сердца ( Евр.13:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Г.С. Битбунов Воздвижение Креста Господня Поначалу в западной традиции Воздвижение не имело статуса самостоятельного праздника и отмечалось лишь как поклонение Кресту, дополняющее традиционную римскую память сщмч. Корнилия Римского и Киприана Карфагенского , приходящуюся на 14 сентября 105 . Постепенно празднование становилось более торжественным. Понтификальное богослужение праздника предполагало показ народу и поклонение реликвии Креста. Уже в VII-VIII вв. обряд, независимо от папского, сложился в римских титульных церквах. Праздник со временем был включен в литургический календарь, а поклонение реликвии сменилось поклонением изображению Креста. В Сакраментариях и Миссалах приводится ряд молитв для мессы на Воздвижение. В качестве ее чтений избираются Флп. 2: 5, 11 или Флп. 2: 8, 11 или Кол. 1: 26–29 и Мф. 13: 44 либо Ин. 3: 15 (или Ин. 3: 16 ), либо Ин. 12: 31–36 . Чтения Тридентского Миссала следующие: Флп. 2: 5, 8–11 и Ин. 12: 31–36 ; а новейшего – Флп. 2: 6–11 и Ин. 3: 13–17 . В день Воздвижения совершалось поклонение Кресту, состоявшее из молитвы и целования Креста, аналогичное поклонению Кресту в Великий Пяток (см. выше). В галликанском и испано-мосарабском обрядах вместо праздника Воздвижения был известен праздник Обретения Креста 3 мая, о чем существует самое раннее в латинских источниках упоминание в Силосском Лекционарии, возникшем около 650 года. Сакраментарий Геласианский имеет в некоторых своих списках указания на праздники Святого Креста и Обретения Святого Креста – так же, как и Григорианский Требник. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к середине VII столетия, где этих праздников то нет вовсе, то они наличествуют оба, то в более поздней редакции сохранено только 3 мая (как и в месяцеслове Беды VIII века и в Падуанском Сакраментарии IX века). Таким образом, когда как праздник возвращения Креста при Ираклии на Западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII веке, 14 сентября становится впервые известно под именем «Воздвижения Креста» (exaltatio Crucis) лишь в VIII столетии, причем локально. Вместе с тем есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII веке 106 . Ср.: «Праздник 3 мая имеет римское происхождение и старше праздника 14 сентября» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010