Ибо «Бог , — сказано, — гордым противится» (Иак.4:6). Если же Сам Бог противится им, то кто в состоянии ока­зать им помощь? Позволяя себе пред святейшими взо­рами Вседержителя такие и столь тяжкие преступления, мы не должны удивляться и смущаться по причине постигших нас бесчисленных приключений. Ведь не напрасно божественный пророк и царь сказал о некоторых беззаконновавших: «услышит Бог, и смирит я Сый прежде век: несть бо им изменения» , то есть избавления. И почему? — «яко не убояшася Бога» . Поэтому «и простре руку Свою на воздаяние» беззаконным зла и скорбей. Но по какой причине, о пророче? Потому, говорит, что «оскверниша завет Его» (Пс. 54:20—21), то есть, попрали святые Его заповеди; «яко лукавство в жилищах их, ...и не оскуде от стогн их лихва и лесть» (Пс. 54:16, 12); «суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивые в сердце, и в сердце глаголаша злая» . Поэтому, говорит, «потребит Господь вся устны льстивыя» (Пс. 11:3—4), Ибо они, говорит, правду «праведного» вземлют «от него» , то есть, достойного помилования осудили, а нечестивого оправдывают «даров ради» (Ис. 5:23). По причине всего этого, говоря словами Апостола, «грядет гнев Божий на сыны противления» (Кол. 3:6), ибо всех таких дел «мститель есть Бог», — взывает божественный Павел (1 Сол.4:6). Нечто подоб­ное и худшее сего в древности долгое время позволяли себе цари и властители иерусалимские и самарянские, за что Бог, враждуя против них, предал десять колен израильских в плен ниневитянам и страну их разорил, а два колена, составлявшие царство иерусалимское (иудейское), поработил Навуходоносору, царю вавилон­скому, и страну их ниспроверг. Впоследствии тоже самое дозволили себе и в нашем греческом царстве, также и у болгар и у сербов, за что в недавнее время и нас соделал пленниками, попустив на нас праведным Своим судом жезл и оружие неверных измаильтян. И праведен суд Твой, Владыко Боже! Ты Сам наперед засвидетельствовал нам и предупредил нас чрез божественного Твоего пророка Исаию, говоря ясно так: «аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст» , то есть, нашествие иноплеменников и частые войны истребят вас, по Моему праведному на вас негодованию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3612...

Мудрые и всеславные мученики, явив себя победителями заблуждения, оказались непоколебимыми башнями нашей веры, столпами и утверждением церкви, опорою и неподвижным основанием веры, великою славою и украшением нас верующих. Как блестящие духовные светильники, они освещают концы мира, блистая лучами подвигов и веры. О, необоримая вера, неизреченная любовь, непреложное упование! О, ангельское дерзновение мужественной души! О, возвышенные и небесные мысли, усердие и ревность, препобедившая естество и превысившая творение! Чему прежде дивиться нам, повергнутым в изумление? Подателю ли силы Богу или решимости избранных, необычайности божественных даров или величию духа святых? И то и другое побеждает естество и слово. С пророком взываем: святым, иже суть на земли его, удиви Господь вся хотения своя в них ( Пс.15:3 ), потому что и Он дивен в них, потому что, превзошедши всю тварь, они соединились с единым Творцом и Создателем. Так они соделались светлым, чистым, прозрачным зерцалом Божиим; чисто восприняв божественный луч в свои чистейшие души, они стяжали богоподобие. To, что Бог есть по естеству, они унаследовали приобщением и благодатью, со делались жилищем Бога, божественными и блестящими храмами, согласно пророческому изречению: вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие ( Лев.26:12 ; 2Кор.6:16 ). —211— Славно выдержав славное состязание, сохранив веру, течение совершив, победив и поправ мир и миродержителя, совершив выгодную куплю, переменив непрочное и преходящее на всегда пребывающее, достопобедные свидетели истины за эти мужественные деяния и подвиги раздаятелем наград Богом удостаиваются неувядаемых венцов и во век со царствуют со Христом. Они сонаследовали со Христом и, получив жребий бессмертия, живут в нем жизнью непрестанною и вечною, озаряемые бессмертным светом, украшаемые божественною красотою, увеселяясь вместе с вышними силами. И что может быть выше, как пребывать с Богом, наслаждаться блаженством, удостаиваясь высшей славы и блеска? И хотя теперь, по-видимому, сокрыта жизнь их, но егда Христос явится, живот вам, тогда и вы с ним явитеся в славе ( Кол.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

об Израиле сказано: «оставил Бога (Eloah) Создателя своего» (Втор 32:14. слич. Пс 49:22). По вероятному мнению некоторых множественным именем Бога выража­ется отчасти соединение в едином Боге высочайших свой­ственных Ему совершенств, отчасти особенная почтитель­ность к Нему. В знак почтительности иногда и о человеке говорится во множественном числе: так братья Иосифа, рассказывая отцу своему о своем свидании с Иосифом в Египте, называют его «господами земли» (в подлинном текс­те Библии) (Быт 42:30). К сему можно присовокупить, что указанным сочетанием слов намекается также на единство Творящего по существу, и на множественность лиц, т. е. на таинство Пресвятыя Троицы. И действительно, творение мира есть дело всех Лиц Святой Троицы. О Боге Отце в Писании сказано: «нам един Бог Отец, из Негоже вся» (1 Кор 8:6). О Сыне: «Тем создана быша всяческая, яже на небеси и на земли» (Кол 1:16). Об участии Св. Духа в творении сказано, как увидим, в следующем стихе.     «Небо и землю». Имена сии, вместе взятые, знаменуют всю вселенную (Быт 24:3. 2 Пар 2:12. Пс 68:35. Мф 5:18, 24:35). Правда, в составе вселенной земля составляет самую незначительную по своим размерам часть, но свя­щенные писатели, когда вселенную называют небом и зем­лею, применяются к обычному словоупотреблению, и в то же время дают внимательным разуметь, что пред величием Творца одинаково ничтожны огромные и бесчисленные небесные тела и едва приметная в сравнении с ними земля. Должно полагать, что бытописатель, сказав, что Бог сотво­рил небо и землю, — имел также в виду весь мир, и в частности имел в виду наполняющие все небесное про­странство неподвижные, сначала темные, звезды, к числу которых относится земля. И звезды, и планеты, по манию Творца, вдруг получили бытие, хотя еще не были разгра­ничены резкими очертаниями и не получили надлежащей плотности в своем устройстве. То и другое, как увидим, последовало во второй день творения. Кроме того, говоря о сотворении неба, бытописатель, вероятно, имел в виду не одно вещественное небо, но и так называемое небо небес (3 Цар 8:2), т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

“В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении” ( Кол.2:11-12 ). (В Ветхом Завете обрезание совершилось и над взрослыми и над младенцами; и в Новом завете должны креститься и взрослые и младенцы. Там обрезывалась ножом крайняя плоть; в крещении Духом Святым (нерукотворенное обрезание) совлекаются грехи). “Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море… А это были образы для нас” ( 1Кор.10:1-6 ). (Евреи не оставили своих младенцев на берегу дожидаться совершенного возраста, а перенесли их на руках; и в Новом завете все должны креститься: “… если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” ( Ин.3:5 ). По обетованиям: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет … И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь …” ( Иер.31:31,34 ). “Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого призовет Господь Бог” ( Деян.2:38-39 ). (В Ветхом завете младенцы вступали в завет с Богом через обрезание; в Новом они должны вступать через крещение, потому что в церковь Свою Господь зовет и взрослых и младенцев): “пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное” ( Мф.19:14 ). “Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие” ( Лк.18:15,16 ). Не допуская младенцев до крещения, сектанты уподобляются ученикам, возбранявшим детям приходить ко Христу. У сектантов свои человеческие побуждения: они считают только одних себя достойными вступить в Церковь Христову. Младенцы же по их мнению ничего не понимают, ни во что не веруют и не могут получить Святаго Духа.

http://azbyka.ru/o-kreshhenii-mladencev-...

Во всяком случае, несомненно, что это “Послание” представляет замечательный памятник древнецерковной духовной письменности. Оно приоткрывает завесу, скрывающую от нас внутреннюю духовную жизнь древних подвижников, их видение смысла христианского бытия и их великие труды, позволяющие им обрести “нового по Христу человека”. Русскому православному читателю этот памятник практически неизвестен. Имеется, правда, старый перевод на русский язык[ 8 ], но он содержит множество ошибок и неточностей, объясняемых, вероятно, тем, что греческий оригинал, с которого он был осуществлен, был очень некорректным. Новый перевод осуществлен с последнего критического издания Д. Гёринга, на которое была ссылка выше.   А. Сидоров 1. Пролог Поскольку ты, любя святых служителей Христовых, стараешься быть подражателем их чистоты[ 9 ], то, услышав от многих о человеке Божием Феодоре Освященном, принадлежащем к тем монахам, которых жители Фиваидские называют тавеннисиотами , пришел в изумление. Проведав же, что я три года провел в их монастыре[ 10 ], ты повелел мне описать твоему преподобию все то, что я узнал об этом [подвижнике] от живших с ним святых мужей, что слышал или что сам удостоился видеть. Поэтому, помолившись Богу о том, чтобы Он даровал мне точную и чистую память об этих [событиях], я спешу исполнить повеление твоей святости и изложить все это[ 11 ]. 2. После того, как мне миновало семнадцать лет и я стал христианином, услышал я [однажды] в церкви [речь] блаженного папы Афанасия, описывавшего житие монашествующих и приснодевствующих[ 12 ] и удивлявшегося [их] надежде на уготованное на небесах (см. Кол 1:5) [ 13 ]. И возлюбив эту блаженную жизнь, я решил избрать ее. Омывшись банею возрождения (Тит 3:5) [ 14 ], я встретил в городе некоего фиваидского монаха и вознамерился последовать за ним. О своем намерении я поведал блаженной памяти Павлу, пресвитеру церкви, называемой церковью Пиерия[ 15 ]. Он же, разузнав, что тот монах является еретиком, послал меня к святому Феодору в Фиваиду вместе с Феофилом и Копром — мужами, преданными Богу, которые были отправлены Феодором с письмами к блаженному папе Афанасию[ 16 ].

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Если вы, мои дорогие, вчитаетесь в те места Нового Завета, где говорится о взаимоотношении Христова Евангелия и мира, то вы без труда усмотрите их коренную противоположность во всех областях жизни. Эту противоположность непрестанно и неустанно подчеркивают ближайшие ученики Господа, первые провозвестники Его Евангелия. Прислушайтесь к их голосам: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), – возвещает великий тайнозритель ап. Иоанн. «Не любите мира, ни того, что в мире, – увещевает тот же Апостол любви, – кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:15–16 ). «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу», – пишет «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», праведный Иаков, брат Господень ( Иак.4:4 ). «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго», – так противопоставляет в своем послании к Коринфянам ап. Павел мудрость Христову мудрости века сего ( 1Кор.2:12–13 ). «Никто не обольщай самого себя, – продолжает назидать Коринфян Апостол языков. – Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор.3:18–19 ). «Смотрите, братия, – предостерегает Колоссян тот же Апостол, – чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:8–9 ). Как движущей и вдохновенной силой для христиан является «полнота истины» – Христос Господь, владычествующий над Царством не от мира сего Духом Истины, так двигателем и вдохновителем жизни мира сего является «лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 .), князь этого мира – диавол, окутывающий мраком лжи область своего царства. Ап. Иаков, возвестив, что «дружба с миром есть вражда против Бога», делает отсюда вывод, вскрывающий внутреннюю сторону этого мира: " Итак, – говорит он, – покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак.4:4, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Но если бы имел он попечение о богопочитании, то никак не потерпел бы, чтоб дети столько вредили оному, то есть, нарушали богослужение; но постарался бы тотчас искоренить беззаконие в собственном своем доме; потому что стражами закона были и сии священники, вознамерившиеся нарушать закон. И он или вразумил бы их законно, в случае послушания, или, в случае непокорности, отрешил, по преданию закона; потому что был и священником и судиею, и слову его внимал весь народ. Тогда совершенно избежал бы он Божия гнева; но, снизошедши к худым поступкам детей, справедливо и сам на себе испытал постигший гнев. Посему не Бог виновен: яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем (Пс.91:16). А что законное вразумление состоит в наказании, сие видно из следующего слова. У праведного Иова сказано: блажен человек, его же обличи Бог, наказания же Вседержителева не отвращайся. Той бо болети творит, и паки возставляет (Иов.5:17.18). Так и Апостол советует отцам воспитывать чад в наказании и учении Господни (Еф.6:4). Итак божественное Писание справедливо говорит об Илии, что злословиста Бога сынов его, и не наказа их; ибо Илий не имел той ревности по Боге, какую приобрели святые, но угодливость детям предпочел чаянию лучшего. Всякий здравомыслящий знает, кокою сострадательностью облечен был породивший нас благовествованием; имел он в себе утробы щедрот, благость, долготерпение (Кол.3:12); но как скоро слышал, что кто-нибудь из живущих в другой стране согрешил, не терпел сего и не молчал, но тотчас поручал предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господи нашего Иисуса Христа (1Кор.5:5). А блаженный Апостол Петр, не одобряя пренебрежения к божественному, признал недостойными и жизни отважившихся искусить Духа Святаго. Сыны же Израилевы, когда стали отступниками от Бога, сынов и дщерей своих закалали в угождение бесам. А Илий, будучи иереем, когда мог действовать, не обращал внимания на такое беззаконие. К уцеломудрению их не употребил ни наставления, ни телесного наказания, ни жестокого слова за осквернение священных жертв, когда в угождение бесам, собственными своими руками убивали они детей своих пред всяким сеннолиственным деревом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/827/...

Подобно этому поступает и св.ап. Павел,когда произносит речь в афинском ареопаге. Основываясь на том, что афиняне поклоняются многим богами даже имеют жертвенник в честь «неведомого бога», апостол хвалит их за набожность и начинает проповедовать им именно этого Бога, о Котором они не ведали. В сообщении евангельских истин свв.апостолы соблюдали последовательность, начиная с простого и переходя к более сложному. Так, св.ап. Петр говорит: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко» ( 1Пет. 2, 2 ), то есть самые простые и первоначальные уроки. Другим же, достаточно обучившим чувства к различению истинного и ложного, «бывает нужда», пословам св.ап. Павла, «в премудрости, проповедуемой между совершенными» ( 1Кор. 2,6 , Евр. 5,12–14 ). И это необходимо для того, чтобы люди постепенно возрастали «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова». В своей пастырской деятельности св.апостолы отличались чувством высшей правды и всегда руководствовались правилом: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян. 5, 29 ). Они знали о бывшем св.ап. Петру видении сосуда, наполненного различными животными ( Деян. 10,11–16 ), которое означало, что все вообще люди имеют право, если захотят, на все плоды искупительной жертвы Христовой, они знали также, что «прейде сень законная, благодати пришедшей» ( Деян. 15, 28 ). Поэтому св. апостолы были свободны от национальных, сословных, профессиональных и других, несовместимых с высшей правдой взглядов, предрассудков, склонностейи антипатий. Это видно, например, в словах ап. Павла: «В Церкви Христовой несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос» ( Кол.3,11 ). В своей деятельности апостолы были бескорыстны. Когда Симон Волхв, «увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святый, (то он) принес им деньги, говоря, дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» ( Деян. 8,18–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Хотя деление животных и продуктов, годных к употреблению в пищу, на «чистое» и «нечистое» существовало еще на заре Священной Библейской истории (животные, взятые Ноем в ковчег; пункты Синайского законодательства и т.д.), Иисус Христос перенес основной смысл подобного деления на новый уровень человеческой ответственности: «Слушайте и разумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека… Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека» ( Мф. 15:10-11, 17-19 ). Апостол Петр в видении услышал предписание Господне, которое имело как образный, прообразовательный, так и вполне конкретный, буквальный смысл. На слова апостола: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного и нечистого», – Господь ответил: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян. 10:10-23 ). В этом предписании состоит ответ на вопрос, почему в христианстве нет абсолютных и постоянных запретов на какие-либо отдельные пищевые продукты, кроме единственного условия: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» ( Деян. 15:28-29 ). О запрете употребления в пищу крови говорится многократно в Божественном законе, данном Моисею на горе Синай: «Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» ( Втор. 12:16 ; 23; 15:23; Лев. 3:17; 7: 26; 17:14 ). В подходе Православной Церкви к питанию прослеживается принцип разумной умеренности с отказом от крайностей: чревоугодия и небрежения о насыщении плоти ( Кол. 2:23 ). Древние источники донесли до нас благословения опытных духовников, церковных писателей и проповедников: «…потреблять пищу и питие, не причиняющие мятежа телесного и духовного»; «вина горячего не держати и не пити»; «обжорство с пиянством – наипачий грех». Святой Максим Исповедник подчеркивает: «Не пища зло, а чревоугодие». Эти простые слова найдут полное согласие любого здравомыслящего профессионального врача-диетолога, гастроэнтеролога, аллерголога.

http://azbyka.ru/post-s-tochki-zreniya-v...

Церковь являет собою тайну единения Спасителя с Его Церковью («Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5:32 )). Апостол Павел изображает это единение в традиционном и наглядном образе Церкви как Тела Христова (Рим.; 1 Кор.; Еф.; Кол.). Спасительные замыслы, или «тайны» Божии в Новом Завете реализуются в Церкви, которая, таким образом, сама становится «видимым таинством» Божиим. В этом «видимом таинстве», в Церкви, происходит «наше освящение» во Христе ( 1Кор. 1:30 ). Христом, воплощенной «тайной Божией» ( 1Кор 2:1 , см. критич. греч. текст), определяется вся жизнь христианина, как «таинство веры», «великая благочестия тайна» ( 1Тим. 3:9,16 ). Но если освящающий Христос невидимо, тайно присутствует в Церкви и, более того, составляет с Церковью единое целое(«Тело»), то и ей, Церкви, тем самым принадлежит действие освящения, совершаемое через церковные священнодействия, названные впоследствии «таинствами» (sacramenta и sacramentalia). Это освящение человека и природных элементов (воды, хлеба, вина и, в принципе, любого вещества, используемого в священнодействии) предваряет эсхатологическое преображение всего мира. Разумеется, ограничение «таинств» числом «семь», принятое в 12-м веке, имеет к библейскому богословию косвенное, формальное отношение. Такое ограничение исходит просто из библейской символики числа «семь» как числа, указывающего на совершенство и полноту. Поэтому, с точки зрения библейского богословия, давний межконфессиональный спор о том, какое церковное священнодействие считать таинством, а какое не считать таковым, представляется малосодержательным. Это проблема не библейского богословия, а каноники и верности церковному Преданию. 3. Семь таинств По сути дела вся харизматическая жизнь Церкви как Тела Христова есть таинство в библейском смысле. Если все же говорить о традиционных церковных таинствах, то они находят себе формальное обоснование в следующих наиболее примечательных с этой точки зрения текстах Нового Завета: Таинство Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:19–20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010