Что Церковь Христова не ограничивается никаким временем, – это ясно можно видеть из слов Иисуса Христа: созижду Церковь Мою, и врата адовы (силы ада) не одолеют ей ( Мф.16:18 ). Сам Господь обещал пребыть в ней до скончания века ( Мф.28:20 ). Следовательно, она будет существовать до скончания века, и никакая сила не может прекратить существования ее. « Церковь пребудет на сей земле», говорит блаж. Августин, «не на краткое время, но до конца века; Церковь не будет побеждена, не искоренится, не уступит никаким искушениям, доколе не настанет конец мира» (Догм. Богосл. М. М. 243 ст. 2 т.). Как во времена после Апостолов при распространении Церкви Христовой были воздвигнуты на верующих со стороны язычников тяжелые гонения, и не смотря на это она не поколебалась в своем основании, так точно и теперь она стоит твердо, несмотря на то, что у нее есть много врагов внутренних, которые волнуют ее своими лжемудрствованиями. Будет существовать Церковь Христова, как мы с вами говорили, и во времена антихриста, когда особенно сильно распространится нечестие и неверие между людьми, – будут законные пастыри и будет совершаться таинство св. причащения ( 1Кор.11:26 ). Не ограничиваясь местом и временем, Церковь Христова не ограничивается также и народом. В Церкви Христовой, говорит Ап. Павел, нестъ Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свобод: но всяческая и во всех Христос ( Кол.3:11 ), то есть в число членов Церкви Христовой безразлично может вступать и грек, и иудей, принявший обряд обрезания и не принявший, варвар и Скиф, раб и свободный; короче сказать, всякий, к какому бы то народу ни принадлежал, какого бы звания и состояния не был. Тот же Апостол говорил против евреев, которые думали, что одни они только в силу своего происхождения от Авраама будут наследниками царства Христова: сущие от веры благословятся с верным Авраамом ( Гал.3:9 ), т. е. вообще все правоверующие во Христа, без различия происхождения, получат благословение и участие в Царстве Христовом вместе с верным Авраамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Какие выводы из этого он делает? Апостол не предлагает никакой апокалиптической картины гибели настоящего лукавого века (Гал 1:4), никакого апокалиптического счета времен и сроков. Напротив, он отвергает подобные спекуляции (1 Фес 5:1–11). Выводы, которые он предлагает, носят этический характер: День приблизился: итак отвергнем дела тьмы (Рим 13:12). Эсхатология не отделена от представления о времени. Но время принимается во внимание только как время Церкви, как некое промежуточное время между Воскресением Христовым и Его парусией. Это и называется “последние времена”. Этот промежуток времени определяется исключительно как время, когда Церковь возвещает смерть Господа, доколе Он придет (1 Кор 11:26), то есть совершает свое дело веры (1 Фес 1:3), заповеданную Евангельскую миссию. Возвещая Евангелие Креста и Воскресения, Церковь тем самым характеризует этот мир как преходящий, быстро движущийся к своему концу, к эсхатону. В Церкви мир обретает не только свой но и данную Богом цель. Поэтому только в Церкви люди становятся совершенными (1 Кор 2:6). Страдания этого века оЩк ‘недостойны’, ничего не стоят в сравнении с будущей славой (Рим 8:18). Отсюда и призыв к терпению упования. Настоящее время — время господства или царствования Господа Иисуса Христа через Слово Евангелия Царствия. Царство присутствует уже сейчас, в Церкви. Правда, для ранних посланий Апостола еще не характерно говорить о Царствии Христовом (позже это выражение появляется в Кол 1:13 и Еф 5:5). Господство Христа в настоящее время означает у апостола Павла постепенное осуществление дела спасения через постепенное низложение властей века сего. Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор 15:25–28). Но как практически, видимым образом может существовать общество, которое понимает себя как эсхатологическое, то есть как общество не от мира сего? Разве не есть всякая видимая организация уже обмирщение? С другой стороны, как возможно вообще историческое существование без порядка, без организации?

http://pravmir.ru/tserkov-hristova-v-pos...

Когда мы слышим в церкви — «братья и сестры»! — чаще всего для нас это тоже метафора. Ведь кто такой мой родной брат и сестра, отец, мать? Нас объединяет кровное родство, родство по крови, вполне осязаемое и доказуемое. От своих родителей я получаю набор генов, наследую родовые качества и роковые признаки. Это — единство крови. Вполне реальное единство. Единство и общность христиан вокруг Чаши Евхаристии — это тоже единство по крови, не спиритуальное, не по убежденности и тождеству религиозных воззрений. Мы единокровны и единотелесны Христу, Его Кровь течет в наших жилах, Его Жизнью мы живем, родившись от Нового Адама «водою, кровию и Духом» (1Ин 5:6). Но это также означает, что мой брат во Христе и сестра — единотелесны и единокровны мне во Христе, реально и осязаемо, а не символически, мы — одной крови, а значит, братья и сестры воистину в силу кровного родства — у нас один Родитель, и в жилах наших течет одна кровь — Его кровь. Мой брат во Христе — мой брат по крови. Пусть он другой расы — китаец, например, или индус — и вырос в другой культуре, и много старше меня, и образованнее, и богаче — «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28) — эта известная фраза ап. Павла родилась из опыта Евхаристии. И в другом послании: «Нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:11). Это откровение, перевернувшее мир. Евхаристия — опыт преодоления многовековой болезни, тысячелетней распри между народами, племенами, семьями и сословиями, дерзновенная попытка собрать всех в одну семью и «все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф 1:10). И если мы примем это откровение с последней серьезностью, в каждом брате и сестре будем видеть и переживать своего родненького братишку и сестричку, то дар Евхаристии не будет в нас напрасен. Однако это еще не влечет за собой взаимной любви. И в обычных семьях единокровные родственники очень часто — чужие люди и даже враждебные. Господь одарил нас возможностью не только «называть, но и быть детьми Божиими» (1Ин 3:1), не по убеждению или ради идеи только, но единокровно и единотелесно причащаться жизни Христа и жизни своих братьев и сестер, и наши жизни взаимно пронизывают друг друга, и вовсе не в спиритуальном только значении, их жизни — моя жизнь, проникает в меня, и моя жизнь — в них жительствует.

http://pravmir.ru/dejstvitelnoe-prichast...

КРОТОСТЬ ХРИСТА Евангелисты подчеркивают, что Иисус Христос проповедует как власть имеющий. Но Его власть является полной противоположностью авторитету тех, кто упивается своей праведностью, познаниями, богатством, властью. Это книжники и фарисеи, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23, 4). Всех, кто «труждается» и всех, кто склоняется под тяжестью ига Закона, Христос зовёт в свою «школу». «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30). В Его школе жизни кротость является одним из проявлений милосердной любви, через которую Святой Дух изливает в сердце человека любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Он требователен, но никого не унизит! Его кротость не имеет ничего общего с ложной кротостью, пугливостью или пассивным отношением к жизни. Подлинная кротость происходит от крепкой любви к Богу и ближнему. Блаженны для Бога те, кто не гневается на других, кто не пытается во что бы то ни стало отомстить врагам, кто не стремится к господству над другими, кто не судит брата. Блажен, кто не привязывается к своим суждениям, но ищет правды Божией. Христиане не из тех, кто навязывают свои религиозные убеждения кнутом и гордыней. В один из самых тяжёлых моментов своего служения апостол Павел как школьный учитель приходит к коринфянам с длинной «указкой». Но увещевать их станет иными средствами: «любовью и духом кротости» (1 Кор. 4, 21). Легко ли научиться поступать именно так? Бог освящает верующих и подаёт силу Своей любви: «Итак облекитесь, - увещевает апостол Павел, - как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 12-14).

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

Поэтому многие ветхозаветные прообразы, особенно связанные с храмом и жертвами, могут быть правильно поняты лишь в свете первосвященнического служения Спасителя. Так, свт. Григорий Нисский называет образом Христа всю ветхозаветную скинию: «Нерукотворная по своей природе, эта скиния становится тварной, когда ей нужно быть воздвигнутой посреди нас. Поэтому она одновременно и нетварна, и тварна: несотворенная в предсуществовании, она становится сотворенной, когда принимает материальное устроение» . Итак, земная и небесная скиния для свт. Григория показывают два естества Христа — божественное и человеческое. Такое толкование подтверждает и послание к Евреям, где сказано, что Христос пришел с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною (Евр. 9:11). Конечно, это была Его нерукотворенная плоть, с которой Он пришел . Именно в Своей плоти Он совершал священнодействие, принеся Себя в жертву, почему и назван священнодействователем святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр. 8:2). Нисский святитель подчеркивает, что Слово стало плотью (Ин. 1:14), устроив среди нас Свою скинию, в которой обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9) . Прообразовательное значение ветхозаветного священства и жертв объясняется тем, что невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр.10:4). Поэтому-то законные жертвоприношения лишь напоминают о грехах (Евр. 10:3). Будучи единственным, Его Приношение не может ни повториться, ни как-то улучшиться или увеличиться, потому что Он тем самым уже освятил нас, навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 7:27; 9:12, 26, 28; 10:10, 12, 14). С самого начала Он отдал Себя Самого за грехи наши (Гал. 1:4). Мы должны были понести наказание, но произошло невероятное: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53:5), вместе с тем удовлетворив и божественному правосудию . Первосвященство Христа связано с переменой закона (Евр. 7:12), что опровергает идею адвентистов о вечном Декалоге . Новый Завет заключен в Крови Христа, Который принес в жертву Себя Самого (Евр. 7:28), возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф.5:2).

http://bogoslov.ru/article/5350843

1:3–13 Благодарение и молитвы Древние письма обычно открывались благодарением Богу или богам. В посланиях Павла они часто предваряют и вводят главные темы, которые он намеревался раскрыть. Таким образом, они играют роль exordia, предваряя последующие тексты и начиная послание с установления отношений с читателями. 1:3 . В постоянные ежедневные молитвы иудеи включают много благословений; Павел также в своих регулярных молитвах возносит благодарность Богу, а потому это не просто стандартная формула выражения благодарности в письме. 1:4 . О духовном климате в Колоссах Павел узнал от Епафраса, очевидно, его ученика, который работал среди колоссян (1:7; ср.: Деян. 19:10 ) и сам был родом из этого города ( Кол. 4:12 ). 1:5 . В еврейских текстах говорится о грядущей награде, предназначенной праведным, следовательно, раннехристианским читателям была известна эта идея. 1:6. Образ вестника Божьего, приносящего плод свой, восходит к учению Иисуса ( Лк. 8:11 ); в Ветхом Завете Израиль часто сравнивается с виноградной лозой или другим растением и призывается принести плод свой для Господа (напр.: Ос. 10:1; 14:7,8 ; ср.: Быт. 1:28 ). 1:7,8. «Епафрас» – обычное имя; возможно, речь идет о том же Епафрасе, который упоминается в Флм. 23 . «Епафрас» может быть уменьшительной формой имени Епафродит, но Филиппы и Колоссы расположены достаточно далеко друг от друга, поэтому трудно представить себе, что речь идет о Епафродите из Флп. 2:25 . 1:9 .О непрестанной молитве см. в Исх. 28:30 и 1Цар. 12:23 . Философы ищут «мудрости» и «знания», но Павел здесь подчеркивает нравственный аспект значения этих терминов в Ветхом Завете (см., напр.: Прит. 1:2–7 ). 1:10,11. О приношении плодов и возрастании см. в Быт. 1 (термин «возрастание» особенно связан с текстом LXX); см. также коммент. к Кол. 1:6 . О термине «поступать» см. в коммент. к Гал. 5:16 . В греческиххрамах священнослужители выполняли свои функции достойно, надлежащим образом, т. е. «достойно бога» – того божества, в храме которого они служили. В иудейском предании слово «достойно» может означать «должным образом» ( 2Мак. 6:23,24,27 ), заслуживая награды ( 2Мак. 15:21 ); Премудрость ищет тех, кто ее достоин ( Прем. 6:16 ), и праведный, претерпевший до конца, будет «достоин Бога», как достойное приношение ( Прем. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Человеку невозможно устранить страстные воспоминания, если он не приложит попечения о желательном и яростном [началах своей души]: первое ему следует истощать постом, бдением и сном на голой земле, а второе умерять долготерпением, прощением обид и милостыней. Из этих двух страстей образуются почти все бесовские помыслы, которые ввергают ум " в бедствие и пагубу " (1Тим.6:9). Никто не может одолеть эти страсти, если не пренебрежет он яствами, богатством и славой [мирской], а также если не пренебрежет он телом, ибо бесы часто пытаются нанести [свои] удары по нему. Необходимо подражать тем, которые, подвергаясь опасности на море от сильных ветров и вздымающихся волн, выбрасывают [за борт лишние] вещи. Однако, делая это, следует бдить, чтобы не быть на виду у людей, ибо иначе можно потерпеть более страшное, чем прежнее, кораблекрушение, попав под встречный ветер тщеславия. Поэтому и Господь наш, воспитывая ум - кормчего [нашего], говорит: " Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного " (Мф.6:1). Также: " Когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою " (Мф.6:5). И еще: " Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою " (Мф.6:16). Но здесь следует внимать Врачу душ: как он посредством милостыни исцеляет яростное [начало души], посредством молитвы очищает ум, а желательное [начало души] изнуряет постом. Из этого и образуется новый человек, " который обновляется... по образу Создавшего его " (Кол.3:10), в котором, вследствие бесстрастия, " нет мужеского пола, ни женского " (Гал.3:28) и в котором, благодаря единой вере и любви, " нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос " (Кол.3:11). 4. Значение памяти в сновидениях

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/735/...

Ибо ум, вследствие возмущения сими двумя силами, мысленно прелюбодействует и бывает ими борим, будучи не в состоянии воспринять в себя представления о положившем ему законы Боге 1 , и светозарность сия появляется во владычественном уме только во время молитвы, по устранении всех представлений о вещах. Невозможно же человеку отложить страстных воспоминаний, если в рассуждении вожделения и раздражения не приложит попечения, чтобы первое истребить постом, бдением, возлежанием на голой земле, а последнее укротить долготерпением, непамятозлобием, милостынями, потому что от сих двух страстей составляются все почти демонские помыслы, ввергающие ум в пагубу и гибель. Глава 3 Невозможно человеку преодолеть эти страсти, если не презрит он совершенно и снеди, и деньги, и славу, даже и собственное свое тело, чем страсти часто предпринимают наносить ему удары. Поэтому весьма необходимо подражать бедствующим в море, которые, по причине стремительных ветров и восстающих волн, начинают выбрасывать из корабля все, чем он снабжен. Но при сем должно обращать строгое внимание, чтобы, выбрасывая, чем снабжен корабль, делать это не напоказ людям, потому что, так поступая, восприемлем «мзду свою» (ср. Мф. 6:2 ) и с нами последует иное, опаснейшее первого, крушение от сопротивных дуновений демона тщеславия. Почему и Господь наш в Евангелии, поучая нашего кормчего – ум, говорит: «Внемлите милостыни вашея не творити пред человеки, да видими будете ими: аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, Иже есть на Небесех» ( Мф. 6:1 ). И еще: " Егда молитесь, не будьте якоже лицемери, яко любят в сонмищах и в стогнах путий стояще молитися, яко да явятся человеком. Аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою» ( Мф. 6:5 ). И еще сказует: «Егда же поститеся, не будите якоже лицемери сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся. Аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою» ( Мф. 6:16 ). Напротив того, должно при сем внимательно взирать на Врача душ, как Он раздражительность врачует милостынею, вожделение приводит в бессилие постом и также очищает молитвою ум, и из сего созидается новый человек, обновленный «по образу Создавшаго его» ( Кол. 3:10 ), в котором, по причине святого бесстрастия, «несть мужеский пол, ни женский» ( Гал. 3:28 ), а по причине единой веры и любви, «несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свобод, но всяческая и во всех Христос» ( Кол. 3:11 ). Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

(1) Первый аспект состоит в той единственности каждой личности , которая, в конечном счете, заключает в себе глубину тайны отражения человеком непостижимости Бога. Эта единственность не может быть описана при помощи неповторимого для данного человека перечня его способностей, его слабых сторон, особенностей его характера и жизненного опыта. Это, скорее, некоторая реальность, лежащая в основании этих свойств человека и выходящая за их пределы. Человеку дано воспринимать эти свойства в том, кого он любит. Они раскрываются в великих произведениях искусства, науки и, свыше этого, в духовных деланиях. Современными православными богословами это измерение индивидуальности личности прекрасно исследовано. (2) Каждая личность наделена особенным набором способностей, слабостей, особенностей характера, индивидуальным жизненным опытом. Какие-то из этих свойств уникальны, а какие-то свойственны общности людей. Свойства общности людей могут быть связаны с совместной деятельностью или интересами, например, занятиями правом или медициной, способами рыбной ловли или вышивания. Есть и широкие категории свойств, которые принято считать важнейшими для человеческой личности – культурная, этническая, гендерная, социальная принадлежности. Эти категории для какой-то части людей могут служить объединяющим фактором, но с остальными они становятся разъединяющими, а это может быть опасно и разрушительно. Как говорит апостол Павел (Кол 3:11, Гал 3:28) и как указывали многие греческие отцы Церкви, ошибочно связывать эти категории с сущностными аспектами личности. Причина этой ошибочности в том, что они неизменно приводят к формированию частичных объединений, а значит разделений, если рассматривать человечество в целом. Под их воздействием подавляются личностная единственность, выражающая свободу, и всеобщее единство, выражающее любовь, которые в значительно большей мере определяют сущность каждой личности. Тем не менее все эти личные и общественные свойства , отражающие человеческую природу, чрезвычайно важны для исполнения и раскрытия человеческой личности. Будучи правильно примененными, они служат необходимой творческой средой, посредством которой личность выражает свое неповторимое существование, предлагая себя другим как дар.

http://bogoslov.ru/article/1259567

Вторым первоверховным апостолом оказался апостол Павел. Чудесным в жизни апостола Павла было то, что он познал Христа, отдал себя Ему, слился с Ним, не имея до этого внутреннего переворота личного общения с ним, а заглазно даже ненавидел Его и гнал последователей Его, будучи ярым, фанатичным фарисеем. Он терзал Церковь .., влача мужчин и женщин в темницу ( Деян. 8:3 ). Только сила Божия, только Сам Христос мог переродить его и из ветхого сделать новым человеком. Это и произошло с Ним, когда он шёл из Иерусалима в Дамаск ( Деян. 3–6 главы). С этого момента не стало Савла, а появился Павел, этот избранный сосуд Божий ( Деян. 9:15 ) и второй первоверховный апостол. Что, кратко, говоря, отличает и венчает этого апостола? Отличает его такая же, как у апостола Петра, пламенная ревность и любовь к Богу, полнота жизни во Христе. Он сораспялся Христу и говорил: живу уже не я, но живёт во мне Христос ( Гал. 2:19–20 ). Отличает его и такая же ревность и жертвенность в апостольском служении, в служении своим ближним, постоянно был в муках рождения детей своих, доколе не изображался в них Христос ( Гал. 4:18 ). Для детей этих у него были уста открыты, сердце расширено ( 2Кор. 6:11 ). Ради них он постоянно в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти ( 2Кор. 11:28–29 ). Вы в сердцах наших, чтобы вместе умереть и жить ( 2Кор. 7:3 ), – говорил он коринфянам. Дивными словами святой апостол выразил свою любовь к чадам своим возлюбленным в послании к тем же коринфянам ( 1Кор. 13 глава), раскрыв нам внутренне содержание Христовой любви. За свою ревность и любовь к Христу и ближним апостол Павел был усечён мечом в том же году (в 67 лет), в который был повешен головой вниз и апостол Пётр. Братия и сестры! Жизнь апостолов Петра и Павла, как мы видели, была и есть жизнь подлинных христиан и подлинных апостолов, достойная удивления и подражания. Вы спросите, откуда взять силы для подражания этим великим апостолам? Тайна от века, – отвечает апостол Павел, – в том, что Христос в нас ( Кол. 1:26–27 ), в нашем духе, сердце, совести. Т. е. в том «образе Божием», с которым мы рождаемся, и который облекается во Христа в таинстве крещения. В этом таинстве даруется благодать Распятого для нашего сораспятия Ему, – для крестоношения и сострадательной любви к ближним. Эта-то благодать и даёт силы христианину подражать Христу и апостолам. При нашей готовности следовать Христу благодать Божия даётся в преизобильной, преизбыточествующей степени, неизмеримо усиливается наши слабые человеческие силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010