прот. Константин Буфеев Часть II. Трактаты в жанре «псевдо-шестоднев» Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиам а не по Христе. Святой апостол Павел ( Кол.2:8 ) Нет несогласия между знанием о творении, содержащимся в книге Бытия, как она толкуется нам Святыми Отцами, и правдивыми знаниями о твари, приобретаемыми современной наукой через наблюдения; но, конечно, существует неразрешимый конфликт между знанием, содержащимся в книге Бытия, и пустыми философскими спекуляциями современных учёных, непросвещённых верой о состоянии в течение Шести Дней Творения. Иеромонах Серафим (Роуз) . «Православный взгляд на эволюцию» 800 Вступление к части II Лектор : Библейские дни творения могли иметь любую длительность. Мы вправе предположить, что это были миллиарды лет, а можем допустить, что они промелькнули быстрее тысячной доли секунды... Вопрос из зала : Скажите, пожалуйста, а нельзя ли их считать обычными днями? Лектор : Нет!!! (Из выступления одного «православного эволюциониста») В нашей книге 801 мы привели свидетельства в пользу Сотворения и против эволюционной гипотезы из Священного Писания, Святых Отцов, богослужебных текстов из Октоиха, Минеи и Триоди. Таким образом, можно считать вполне убедительно доказанным наличие полного согласного мнения Церкви ( consensus patrum ) по этому вопросу. Практически все церковные учителя, как мы отмечали 802 , воспринимали однозначно библейский Шестоднев как последовательность шести обычных суток. Этому учит и богослужебная православная традиция. Со времён ветхозаветных первый день творения отождествлялся с воскресеньем, а седьмой – с субботой. Так же буквально восприняла дни творения православная литургическая традиция. Представители русской дореволюционной богословской школы практически единодушно разделяли мнение учителей древней Церкви. Исключение составляла немногочисленная группа богословов, представителей библейско-критической школы во главе с Александром Павловичем Лопухиным . Они пытались, причём весьма неискусно, примирить вошедшие в научный обиход

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

священник Владимир Зноско Скачать epub pdf Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11     К читателю Памяти святых совершати Апостольская заповедь есть. Жития же их и подвиги списовати и во общую чтущим и послушающим предлагати пользу воистину хвально есть и спасительно. (Из жития святых). Имя блаженного старца иеросхимонаха Феофила настолько популярно среди киевлян и многих чад Православной Церкви, что, несмотря на пятидесятитрехлетнюю давность со дня его кончины, свято и благоговейно чтится в памяти всех близко знавших его. Правда, немного уже осталось свидетелей его иноческих подвигов, Христа ради юродства и духовной славы. Но и среди потомков этих людей сохраняется немало изустных преданий о Богоугодной жизни и даре прозорливости блаженного, слышанных ими из уст своих отцов и матерей. С лишним тридцать лет служил старец ярким светильником правды и Евангельской истины для всех православных христиан, и целое десятилетие являлся лучшим украшением иночества Киево-Печерской Лавры. Как великий учитель благочестия трудился он над улучшением нравов ближнего своего,  вразумляя и научая премудрости всякого человека, чтобы представить совершенным во Христе.  ( Кол.1, 28 ). Духовным оком, проникая в тайники человеческого сердца, блаженный Феофил видел многое. Видел, как бушует во мраке нашего невежества гордость, самообольщение, ненависть и кровавое насилие. Видел, как, погружаясь в этот страшный хаос бушующих страстей, в который не проникает ни один луч божественного света, люди забыли Бога и, пресыщаясь грехами, только по имени нарицаются христианами, делами же далеко отстоят от того... Да, многое видел старец Феофил и втайне болел за всех душой. И чтобы поддержать в нас упавший дух веры и любви к ближнему, он воспринял на себя высший подвиг христианского благочестия – Христа ради юродство и целую жизнь посвятил врачеванию нравственных недугов, грозно обличая своими притчами людей жестоких, несправедливых, забывающих Бога, и кротким внушением и лаской утешая и поощряя людей верующих и богобоязненных. Так  благоугодно Богу юродством, проповеди спасти верующих.  ( 1Кор. 1, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Предисловие «Самый опасный вид лжи – это правдоподобная ложь, которая, на самом деле, оказывается приманкой для того, чтобы человек принял вместе с лекарством яд», – говорит о. Рафаил. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол.2,8 ), – предостерегает христиан апостол Павел. Человек, подверженный страстям (а это, увы, большинство из нас), не всегда может дать правильную оценку происходящим событиям и лицам, увлекается ложными авторитетами, особенно если такой автор талантлив и популярен. Гипнотическая сила печатного слова плюс личное обаяние автора иногда настолько очаровывают, что слушатель или читатель оказывается не в состоянии трезво оценить слышимое или читаемое. А как часто нам не хватает для правильной оценки нужных знаний или элементарного духовного образования, хотя бы в объеме воскресной школы! В такой ситуации опасность подпасть под влияние ложных идей весьма велика. В духовной жизни весьма велика и цена этой ошибки – вечная участь собственной души. Сегодня, когда ложные мнения вовсю тиражируются средствами массовой информации, печатью, сея соблазн среди верующего народа, крайне важно непоколебимо держаться истины, заключенной в Священном Писании и Священном Предании Церкви. В первой части книги, помимо ответов на разнообразные вопросы верующих, о. Рафаил высказывает и свое отношение к различным современным авторам, к их сочинениям и взглядам. Одному из своих оппонентов о. Рафаил отвечает так: «Я стараюсь по мере сил мыслить так, как мыслит Церковь : что она принимает – принимать, что она отвергает – отвергать, и стараюсь не своим разумом, а на основании учения Церкви говорить и писать. Учение Церкви ведь – не тайна и не секрет, – оно содержится в Священном Писании , оно хранится в Священном Предании, оно раскрыто святыми отцами – необходимо только отдать свой разум послушанию православной вере, хранимой в Церкви. Что касается напоминания о моем недостоинстве, то, пожалуй, в этом недостатка нет. Зайдите на сайты модернистов, и вы увидите, что там не только напоминание, но и крепкая брань».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Скачать epub pdf Провозвестник кары Божией русскому народу В нынешнем 1964 году на самый праздник Богоявления исполнилось ровно 70 лет со дня блаженной кончины приснопамятного епископа Феофана, известного верующим русским людям под именем «Вышенского Затворника». Замечательна жизнь этого великого светильника Российской Церкви, перед наступлением столь грозных времен для нее и для всей России, как замечательно и то огромное духовное богатство, которое оставил он нам в виде своих, поистине драгоценных, письменных творений, могущих составить целую библиотеку. Эти письменные творения представляют собою ценнейшее руководство подлинной духовной жизни – той жизни во Христе, которой жили на протяжении вот уже почти двадцати веков все истинные подвижники и ревнители православно-христианского благочестия. Они, эти творения святителя Феофана, раскрывают перед нами всю глубину и ни с чем не сравнимую возвышенную красоту духовной жизни, а потому всякий стремящийся жить подлинной духовной жизнью, не может не знать и не ценить их, а кто еще с ними не знаком, тот должен познакомиться. Это – как бы пробный камень правильного подхода к духовной жизни, истинно православной ее оценки и понимания в наше лукавое время, когда столь многие «влаются» всякими ветрами всевозможных лжеучений ( Еф.4:14 ) и увлекаются «философией и пустым обольщением, по преданиям человеческим, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол.2:8 ). Сама жизнь святителя Феофана говорит за себя и служит лучшей рекомендацией всего вышесказанного, внушая к нему и к его письменным творениям полное доверие и высокое уважение. В мире Георгий Васильевич Говоров, святитель Феофан был сыном священника св. Владимирской церкви села Чернавска Елецкого уезда Орловской губернии. Родился он 10 января 1815 года. Получив первоначальное обучение в родительском доме, он прошел затем курс Ливенского духовного училища и Орловской духовной семинарии (1831 – 1837). Здесь несомненно и получил он ту цельность направления и серьезный закал мысли, которые давала наша старая духовная школа своим лучшим питомцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Слово в день Вознесения Господня Г осподь же по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога ( Марк. 16:19 ). После того, как Совершитель нашего спасения совершил дело, еже дал есть Ему Отец небесный, да сотворит, – оградив учеников Своих Божественною силою, оставил Он их на земле и возшел на небеса к Отцу Своему. Господь же, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога. Поспешил Божественный Страдалец из юдоли мрака, бедствий и страданий в страну света и блаженства. Бывший верен даже до смерти, восприял ныне венец живота; увенчался славою, юже имел у Отца, прежде мир не бысть; восприял имя паче всякого имени, да о имени Его всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Фил. 2:10 ); почил от трудов второго творения, подобно как почил некогда по окончании первого: вознесеся на небо, и седе одесную Бога. Казалось бы, ученикам Спасителя, соединенным союзом крепчайшей любви с своим небесным Учителем, надлежало скорбеть о видимом Его с ними разлучении; а они, напротив, возвратились во Иерусалим с радостию великою, хваляще и благословяще Бога ( Лук. 24:53 ). И нам, слушатели, собранным ныне Церковию для воспоминания видимого от земли вознесения Спасителя нашего, нет причины к скорби и печали: Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки ( Евр. 13:8 ): Он обещался пребыть с нами до скончания века, и пребывает. Церковь в настоящем прославлении Иисуса Христа наипаче указует на прославление Его последователей, и преподает нам урок устами Апостола: искать вышних, идеже есть Христос одесную Бога седя; мудрствовать горняя, а не земная ( Кол. 3, 1–2 ). Приклоним убо сердца и помышления наши к наставлениям небесной матери. В ышних ищите, взывает нам Апостол. Не нужно бы было искать нам вышних – небесных благ, если бы образ Божий в человеке, коим украшен он был в начале, сиял в нем доселе первозданным светом и чистотою. Тогда небо было в человеке: Господь беседовал с ним внутренно и внешно; а где Господь, там и небо; самая земля, возращавшая плоды благословения, была у него небом. Но когда человек сокрушил в себе образ Божий непокорением ума и воли своей законам Творца своего; тогда в душе своей увидел он ад, и девственная земля – жилище его – подверглась проклятию; тогда затворил законопреступный для себя и потомства своего врата земного и благодатного неба; ниспал с высоты блаженства и славы в бездну горестей и страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю 27-ю по Пятидесятнице. О борьбе со страстями блуда и гнева и о достижении, при помощи благодати Божией, целомудрия и кротости 2 Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение... Ныне же отложите и вы та вся: гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших... совлекшеся ветхого человека с деяньми его и облекшеся в нового, обновляемого в разум по образу Создавшаго его ( Кол. 3:5:8–10 ). Такия слова Ап. Павла св. Церковь предложила нашему вниманию сегодня за литургией на апостольском чтении. Здесь св. Апостол увещевает нас, чтобы мы умертвили, т.е. совершенно уничтожили свои страсти, перечисляя их в разнообразных видах. Но главным образом в данных апостольских словах имеются в виду две основные страсти: блуд и гнев. По учению св. отцов, от них мы более всего страдаем и губим себя. Они искажают в нас образ Божий и делают людей подобными неразумным тварям. Зато победивший эти страсти уподобляется Самому Богу, совлекаясь ветхого человека и облекаясь в нового, по образу своего Создателя. Великого подвига требует от нас Ап. Павел. Трудность его поймет тот, кто добросовестно боролся с этими страстями. О борьбе с первой из них св. Иоанн Златоуст говорит, что здесь нужно выступать против меча и не быть раненым, идти по раскаленным угольям и не обжечься. Но не менее тягостна и борьба со страстью гнева. Мы можем даже сказать, что здесь требуется от нас бóльший подвиг, ибо многие подвижники, сохранившие девство и достигшие целомудрия, не могли победить в себе страсти гнева. На это именно обстоятельство Господь указывает в притче о десяти девах. По словам св. Иоанна Златоуста , пять из них названы Господом неразумными не потому, что оне не сумели сохранить своего девства. Нет, они его сохранили, почему Господь и называет их девами. Свое неразумие они проявили в том, что оказались без елея, т.е. без любви, в силу своего самолюбия и его прямого порождения – гнева и злобы. И если подвиг девства является для всех поразительным, то еще более поразительным является подвиг стяжания кротости, которая совершенно уничтожает гнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Тайноводственные поучения → Аудио Содержание Предисловие Поучение предогласительное, или Предисловие к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского Огласительное поучение первое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, вводящее приступающих ко крещению, на слова Исаии пророка: омойтесь, очиститесь и проч. (Ис.1:16).] Огласительное поучение второе. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления о покаянии, отпущении грехов и о противнике, на слова Иезекииля: Правда праведного при нем и остается (Иез.18:20).] Огласительное поучение третье. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о крещении, на слова из Послания к Римлянам: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть и проч. (Рим.6:3–4).] Огласительное поучение четвертое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о десяти догматах, на слова из Послания к Колоссянам: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира и проч. (Кол.2:8)]. Огласительное поучение пятое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о вере, на слова из Послания к Евреям: Вера же есть осуществление ожидаемого и проч. (Евр.11:1).] Огласительное поучение шестое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о единовластительстве Божием, на слова: Верую во единого Бога, и о ересях; также на слова Исаии: Умолкните предо Мною, острова; Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков и проч. (Ис.41:1; 45:16–17).] Огласительное поучение седьмое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова из Послания к Ефесянам: Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа и проч. (Еф.3:14).] Огласительное поучение восьмое.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 21 ноября, 2018. Новостная служба Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил 21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных — праздник Православной церкви в честь почитаемых небесных бесплотных сил во главе с архангелом Михаилом. Празднование совершается 21 ноября (8 ноября по юлианскому календарю). Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» ( Мф. 25, 31 ). 9 ангельских чинов Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) ( Ис. 6, 2 ). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы ( Быт. 3, 24 ). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы ( Кол. 1, 16 ), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию. Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-sobo...

Глава II Увещание к читателям (1–7). Разбор учения Колосских еретиков (8–23). Кол.2:1 .  Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, Ап. любит и заботится о Колоссянах и их соседях – Лаодикийцах и Иерапольцах. Он очень доволен тем, что они ведут добрую жизнь, но внушает им, чтобы они твердо держались преподанного им учения, так как иначе их могут соблазнить лжеучители. Кол.2:2 .  дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, Кол.2:3 .  в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Ап. хочет, чтобы Колоссяне и другие, не знающие его лично, христиане тех мест знали, как много он заботится о них ( «какой подвиг имею я»). В самом деле, он находился далеко в узах и не мог помочь Колоссянам, которым в то время угрожали еретики. Предмет его забот – утешить, успокоить смятенные этим появлением лжеучителей сердца Колоссян. Ап. хочет, чтобы они, скрепив между собою союз любви христианской, достигали столь необходимой им полноты христианских убеждений ( «для всякого богатства совершенного разумения»), в том, что касается познания тайны Бога и Отца и Христа (т. е. познания плана божественного домостроительства о человеческом спасении). – «В котором» – правильнее: в которой, т. е. в тайне ( ν φ – относится не к слову Χριστο, потому что тогда останется без определения предыдущее выражение τ. Θεο, а к слову το μυστηρου). Ап. желает, чтобы Колоссяне постигли эту тайну, потому что в ней именно сокрыты все сокровища «премудрости», т. е. высшей божественной премудрости ( σοφα) и человеческого ведения ( γνσις): только на познание этой тайны, следов., и стоит употребить все свои усилия. Кол.2:4 .  Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; Кол.2:5 .  ибо, хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Содержание 1. Писатель Евангелия 2. Первоначальное назначение этого Евангелия 3. Повод к написанию этого Евангелия 4. Общий характер этого Евангелия 5. Время и место написания этого Евангелия 6. Содержание Евангелия от Луки Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24     1. Писатель Евангелия Писатель Евангелия, которое занимает третье место в составе канонических Евангелий, – тот же, что и писатель книги Деяний Апостольских ( Деян.1:1 . ср. Лк.1:3 ). Писатель этой последней книги представляет себя в самой книге почти постоянным спутником Ап. Павла, часто употребляя выражение при описании путешествий этого апостола: «мы положили отправиться в Македонию», «мы прибыли в Самофракию» и т. под. ( Деян.16:10–17, 20:5–15, 21:1–17, 27:1, 28:16 ). Всеобщее и единодушное предание христианской древности 1 свидетельствует, что этот спутник Апостола Павла, описавший в книге Деяний его и свои путешествия, а значит и писатель третьего Евангелия – Апостол Лука, о котором как своем спутнике и сотруднике сам Апостол Павел нередко упоминает в своих посланиях ( Кол.4:13, 14 ; 2Тим.4:11 ; Флм.1:24 и др.). Этот спутник Павлов, Апостол Лука, по происхождению был не иудей, ибо Ап. Павел отличает его, кажется, от христиан из иудеев, которых он называет сущими от обрезания ( Кол.4:14 , ср. ст. Кол.4и Кол.4:11 ). О том, что по происхождению он грек, говорит, кажется, и внешний слог его Евангелия, более чистый и правильный, чем у других новозаветных писателей, происходивших из евреев. – По свидетельству Евсевия Кесарийского , подтверждаемому и другими 2 , ев. Лука был родом из Антиохии Сирийской. Предполагают, что до обращения своего в христианство Лука был прозелитом (принявшим еврейскую веру иноплеменником), основывая это предположение на хорошем знакомстве его с тогдашним положением иудейского народа и со всем тем, что имело к нему тогда отношение. Он был врач, как говорит об этом Ап. Павел в посланий к Колоссянам ( Кол.4:14 ), и живописец, как свидетельствуют Филосторгий (извлеч из 1 кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010