Ты, к несчастью, высоко ценишь самые раковины с жемчугом, в коих он находится; а люди Христовы, искусно вскрывши их, действительно извлекают оттуда блистающий свет истины. Ты долго и упорно сидел возле брачного чертога, но не принял Жениха, когда Он явился, и предался любви блудной. Поистине, сии люди буии и не мудри (Второзак. 32:6): будучи поставлены во главе законоположения, они однако не были записаны и на последнем месте Богопознания. Разве ты не слышал, как воспел боговдохновенный царь Давид, говоря: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника ( Псал. 8:3 )? Ты не веришь ему, как пророку? – поверь, по крайней мере, как родному тебе, если ты только признаешь это родство хотя бы на словах, потому что на деле, как мы знаем, ты уже давно отказался от него. Ты не чтишь его, как пастыря? – побойся, как царя: ибо он умел угрожать по-царски, когда замечал нерадивых или упрямых; он имел оружие свое блестящим ( Псал. 7:13 ), пас жезлом железным и сокрушал яко сосуды скуделничи ( Псал. 2:9 ) тех, которые сопротивлялись ему по своему неразумию. Скажи с ним велегласно: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Для твоего наказания явился Спаситель и для твоего осуждения совершил хвалу из уст младенец. Зачем ты завидуешь себе в собственном своем спасении? почему ты являешься таким злым в воздаянии за милость? Конечно, это порочно, однако же лучше твоей злобы. Ты не веришь тому, что слышал? – поверь же тому, что видел. Неужели ты не веришь и пророку Исаии, который восклицал, говоря: языцы немотствующии скоро научатся глаголати мир ( Ис. 32:4 )? Разве не языцы немот- ствующии ясно говорят истину? Разве младенцы не научились воспевать мир? Ибо Христос есть мир наш, средостение огради разоривый ( Ефес. 2:14 ), и чрез Него мы, некогда отступив вследствие греха, примирились с Отцем и Создателем ( Римл. 5:10 ). Не Захария ли по вдохновению пророчествовал радость Сиону: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля, се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток и всед на подъяремника и жребца юна ( Захар. 9:9 )? Не были ли глаза твои свидетелями предсказанного? Не слышал ли ты этого пророчества и не видел ли его осуществления? Не согласны ли дела со словами? Разве Он не кроток? разве не праведен и спасаяй? Разве Он не воссел на подъяремника? Разве немотствующии языцы громко не возвещают мир? Разве дети благоразумные не приносят Ему хвалу? Дети приносят в дар хвалу – дабы разум доказал всю неосновательность злонамеренного мнения, которое кто-нибудь, желая исказить смысл повествования, может высказать, говоря, что славословящие воспевали хвалу Господу по какому-то хитрому намерению и под влиянием своего пристрастия, – потому что природа детей не знает коварной изобретательности, не служит страсти лести, но, как благодать Святого Духа внушит им, так они и возглашают чудодеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

LXX: Приблизьтесь к горам вечным. Под вечными горами мы можем понимать или ангелов, или пророков, о которых и в псалме написано: «Основания его на горах святых» (Псал.86:2), и в другом месте: «Я возвел глаза мои на горы, откуда придет помощь мне» (Псал. 120:1). К вечным же горам приблизится тот, кто во грехах своих не отделяется от сожительства святых, подобно тому как и Моисей приближался к Богу не по пространству, а по своим заслугам. А тем, которые приблизились к горам вечным, Сам Бог сказал: «Я Бог приближающийся, и не Бог издали» (Иерем. 23:23). Горы же сии называются вечными для отличия от тех, которые не вечны, именно: от темных гор князей века сего, которые, хотя и воздвигнутся, как кедр Ливанский, во мимоидут вместе с миром, так что и место их не будет найдено. LXX: Встань и пойди, потому что нет тебе здесь покоя. Здесь мы получаем повеление не считать для себя успокоением никакие вещи мира сего, но как бы по восстании от смерти, стремиться в высоту, ходить по Господе Боге нашем и говорить: «К Тебе прилепилась душа моя» (Псал. 62:9). Посему если мы будем небрежны и не захотим послушать говорящего: «Восстань спящей, и подымись, и просветит тебя Христос» (Ефес. 5:14), то будем как будто в усыплении; но мы обманемся, ибо не найдем покоя, потому что там, где Христос не просвещает восстающего, кажущийся повой есть только мучение. LXX: По причине нечистоты вы уничтожены тлением. Вместо слов: «уничтожены» (истреблены) согласно греческому значению на латинском языке можно сказать: «растлены», так что порядок речи будет такой: но причине скверны вы в конец истлели. Это говорится о тех, которые, служа похотям тела и страстей, растлили не только душу, но и тело, так как предпочитали любить похоть, а не Бога. Можно сказать: вы истлели по причине нечистоты, и смысл будет полным даже без слова тления. Но так как он говорит: «истлели в конец» (истлели тлением), то мне кажется, что это для отличия от тления спасительного, относительно которого и Апостол говорит: «Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день» (2 Кор. 4:16). Кто всегда носит в себе умерщвление Христово и растлевает внешнего человека и подчиняет плоть власти души, тот хотя и истлевает, но не тлением (в конец), потому что тление его спасительно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3155...

I:24), теперь же, превратив речь, сказал: Мой разум и Моя крепость; так, говоря: Мой совет, Сам есть живый Отчий совет, как научены мы и пророком, что Он делается Ангелом велика совета (Исаия IX, 6), и Он же наречен Отчею волею (Исаия LXII, 4). Так надобно обличать еретиков, которые о Боге представляют человеческое. Итак, если создания произошли по хотению и благоволению, и вся тварь получила бытие по воле, и Павел волею Божиею наречен посланник (Ефес. I:1), и звание наше было по благоволению и воле (Ефес. I:9), все же получило бытие Словом,-то Слово состоит вне получивших бытие по хотению, лучше же сказать, Само Оно есть тот живый Отчий Совет, Которым вся быша, Которым и святый Давид, благодаря, сказал в семьдесят втором псалме: удержал ecu руку десную мою, и советом Твоим наставил мя ecu (Псал. LXXII, 23—24). Как же Слово, будучи советом и волею Отца, может и Само, подобно каждой твари, прийти в бытие по воле и хотению? Разве еретики, по сказанному прежде, в безумии своем скажут опять, что Слово произведено Само Собою, или другим каким словом. Поэтому, кем же получило Оно бытие? Пусть измыслят иное слово, и, соревнуя Валентинову учению, наименуют инаго Христа. В Писании нет сего. Но если и измыслят иное слово, то, без сомнения, и оно приходит в бытие кем-либо. И наконец, когда разсуждаем таким образом и доискиваемся следствий, открывается пред нами многоглавая ересь безбожников, впадающая в многобожие и безмерное безумие, по которой еретики, желая, чтобы Сын был тварию и из не-сущих, то же самое выражают иначе, прикрывая себя словами: хотение и изволение, которые всего более с основательностию можно употреблять о вещах созданных и о тварях.    Не нечестиво ли же свойственное существам созданным относить к Создателю? Не богохульно ли говорить, что во Отце есть хотение прежде Слова? Если хотение во Отце предшествует, то не истину говорит Сын: Аз во Отце (Иоан. XIV, 10). Или, если и Он во Отце, но будет считаться вторым, то неприлично было Ему сказать о Себе: Аз во Отце, когда прежде Него было хотение, которым, по словам вашим, вся быша, и состоялся Сам Сын.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Но дабы нам в снискании помянутых духовных дарований, скудость телесных благих не наносила какого помешательства, и могли бы мы временную жизнь провожать под кровом благости Божия благоденственно: то при прошении оных дарований означено: 4) Просить временных благих: хлеб наш насущный даждь нам днесь: В сем прошении под именем хлеба, вся нужная и благопотребная, без коих человеческое общество, и самая жизнь пробыть не могут, разуметь подобает. И потому все науки, художества, промыслы и самые правительства, благосостоянию общества человеческого служащие, зде включаются. Хотя же Господь по своему милосердию и без прошения нашего всем подает дыхание и жизнь. И пищу во благо время. Псал.144:15–16 . И устрояет в людях высокия правительства. Римл.13:1 , и чрез них науки и художества насаждает: Даниила.2:21. Притч.8:14 , но он же сам по своим праведным судьбам, наказуя люди за неблагодарность и умножение неправды, иногда отчасти, а иногда вся упомянутая благая отемлет. Исаии. 3:2–3. Того ради мы сим прошением просим, чтоб на всяк день подавал нам вся благопотребная к жизни сей, то есть, даровал бы благорастворение воздуха, умножал бы плоды земные, благословил бы наши труды и промыслы. И укреплял бы тела нашего здравие, и тем бы благосостояние всего общества было непоколебимо. И не токмо же о сем Его просим, но чтоб мы вся Его реченная подаяния сходственно с волею Его могли употреблять во благо, к славе и освящению имени Его, то тем же прошением и о сем благость Его молим. А понеже к приобретению не токмо духовных благих, но и телесных, великое есть препятствие, грехи наши: грех бо ради наших часто лишаемся всех благ: то дабы сего не страдать, повелено нам: 5) Просит у Бога прощения и оставления грехов: остави нам долги наша, якоже и мы оставим должникам нашим. Сие прошение приводит нас к покаянию о содеянных нами злых. И понеже Господь наш зело благ есть, и любить нас, потому хощет, чтоб и мы ему в том подражали: то дает знать, что оставление долгов наших тогда бывает, когда и мы оставляем должникам нашим. Мф.6:14–15 . Чего для должны мы по апостольскому наставлению подражательными быть Богу, яко чада возлюбленная. Ефес.5:1 . И так милосердии сущее прощати друг другу, как и сами хощем получить прощение от Бога. Ефес.4:32 . Сим образом и молением научил нас Христос первое и величайшее препятствие отвращать от себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

О, человеколюбивый и божественный глас! Мне, говорит, ты постилаешь одежды, когда одеваешь ими бедных, Меня согреваешь, когда избавляешь их от жестокого страдания от холода. Станем же постилать Ему одежды, дабы у нас явилось дерзновение восклицать вместе с детьми: «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» ( Матф. 21, 9 ). Благословен грядущий простереть на кресте руки Свои и собрать к Себе все народы ( 1Тим. 3, 16 ). Благословен грядущий показать ад связанным, разрешить Адама от уз и поднять от падения ( Евр. 2, 15 ). Благословен грядущий погубить державу мучителя и даровать свободу переносившим величайшие страдания. Благословен грядущий упразднить адовы жилища и наполнить небесные обители многочисленным сонмом спасаемых. Благословен грядущий принести Себя в жертву за нас ( Ефес. 5, 2 ), очистить все грехи ( Евр. 2, 17 ) и примирить с Отцом ( 2Кор. 5, 18 ). Благословен грядущий разрушить смерть ( 2Тим. 1, 10 ), возродить нам воскресение ( 1Петр. 1, 3 ), избавить от рабства ( Евр. 2, 15 ) и даровать в наследие усыновление ( Ефес. 1, 5 ). Ибо Тебе, Создатель, принадлежит – сотворить нас из небытия и создать и в Твоей власти – восстановить и воссоздать нас, падших и сокрушенных. Твоему человеколюбию свойственно искать заблудившегося ( Матф. 18, 12 ), обратить от ложного пути ( Иак. 5, 20 ) и удостоить древнего наследия. Ибо «мы же людие Твои и овцы пажити Твоея» ( Псал. 78, 13 ) и все находимся под Твоею властью и Тебе славу и благодарение возсылаем вместе с Отцом и Святым Духом, единосущной и животворящей и вседержавной Троице, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 1 Беседа предлагается в русском переложении с греческого текста, изданного г. С. Аристархисом в официальном органе Константинопольской патриархии за 1883 г. 34, стр. 528–531). По мнению издателя, настоящая беседа была произнесена патриархом Фотием 27-го марта 880 года. Г. Аристархис основывается в своем предположении на том, что в беседе нет обычного упоминания со стороны оратора об императоре; значит, в данное время императора не было в столице, а это как раз относится к весне 880 года, когда византийский император Василий Македонянин (867–886 г.) отправился военным походом в Сирию. Читать далее Источник: Источник: Беседа в неделю Ваий. Святейшаго Фотия, патриарха Константинопольского./Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1899. Первое полугодие. - СПб.: Синодальная Типография, 1899. - С. 609-614. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

5) Понеже двояко человек себе может вещи представлять, представлениям сим следует воля, следовательно может ту же вещь хотеть и не хотеть: предклонение сие и отвращение от той же вещи зовётся брань плоти и духа (Рим. гл. 7, ст. 23), которая находится во всех. 6) Хотя человек из двух только частей естественных состоит, однако можешь ты теперь уразуметь, что значат оная речения, плотской человек, душевной и духовной, или дух, душа и тело (I Сол. гл. 5, ст. 23). Плотской называется человек, поскольку рождается, питается и умирает, как и другие нечувственные твари, деревья, например, и травы; душевным зовётся, поскольку ему приличествуют чувства, как зверям и скотам; духовный наконец именуется, поскольку имеет разум и волю, как духи все и Ангелы. Натуральное сие изъяснение есть: плотским называется тот, кто страстей держится; душевным, кто разума; духовным, кто благодати. Сей духовной, или иначе отрожденнойа человек ещё именуется дух (Иоан. гл. 3, ст. 6), новым (Ефес. гл. 4, ст. 24), внутренним (Рим. гл. 7, ст. 22), а неотрожденный плоть, ветхий, внешний. § 39. В шестый день (§ 34), когда Бог благоизволил создать человека, то прежде посоветовал Сам с Собою. Сотворим, рече, человека (Быт. гл. 1, ст. 26) то есть, Отец сказал Сыну и Святому Духу. Кто бо может иной Божиим пособником и советником быть (Рим. гл. 11, ст. 34). А потом руками своими ( Псал. 11, 8, 73 ) персть от земли взем, человека создал и вдохнул в него душу (Быт. гл. 2, ст. 7). Сие же все затем описывается так, дабы показать особливый божий промысл о человеке (§ 36, 2). Человеческое превосходство и достоинство пред прочими тварьми ( Псал. 8 , ст. 6) и имевшее быть человеческое падение, искупление и освящение и прочее, что знать надлежит о первом человеке, в следующих предложениях содержится, 1) Первого человека тело только от земли создано, а душа особливо извне дана (Еккл. гл. 12, ст. 7), почему человек стался животное разумное (I Кор. гл. 15, ст. 4) и назван Адамом , то есть красным, или потому, что из красной глины создан, или что он красивее всех вещей был.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Надобно так себя приобучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь должно устроить жизнь свою. Когда же человек снабдит душу свою словом Божиим; тогда исполняется разумением того, что есть добро, и что есть зло. Чтение слова Божия должно быть производимо в уединении для того, чтобы весь ум чтущего углублен был в истины священного писания, и принимать от Бога в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от них человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякаго слова. О мире душевном Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души. Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой ( Псал. 65 , и 12). Хотящим угодить Богу надлежит пройти сквозь многия скорби. Как будем ублажать Святых мучеников за страдания, которые претерпели они ради Бога, когда мы не можем стерпеть и огневицы? Ни что так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, краткая беседа с иными, а с собою непрестанная. Ничто же лучше есть во Христе мира, в нем же разрешается всякая брань воздушных и земных духов. Ибо несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителям тьмы века сего, к духовом злобы, поднебесным ( Ефес. 6 , I2). Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своем. Тогда благодать Божия приосеняет его и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестию благою; в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святаго Духа, по слову Божию: в мире место Его ( Псал. 75, 3 ). О хранении мира душевного Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев, и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений. Потому оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касались.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

А оно бывает, конечно, у тех, у которых нет слова во устах их и истины в речи их (Псал. 5:10), как это мы и видим в народе иудейском, который не хочет исповедывать Бога Христа Иисуса Сыном Божиим. Вот таковые и ищут земли и стремятся к наследию подобнаго рода, дабы проливать над ним пот во все время своей жизни, и вместо плодов пожинать терния забот и волнений.    38. Итак, вы, дочери, которыя веруете в вечный свет, просвещающий всякаго человека, которыя исповедуете Христа не как бы в тени, но во свете, избегайте (указаннаго) помрачения уст. Вот народ, который ходил в сени смертной, и свет явился для них (Ис. 9:2). Итак мы, исповедующие Христа, были (некогда) в сени, но теперь уже свободны от нея. И хотя таким образом вместе с вами мне да позволено будет сказать, что мы исповедуем Христа; но однако будем исповедывать еще: я — вдовство, а вы — девство. Да совершится в нас исповедание устами во спасение.    39. Итак, дадите Левию, этому Спасителю нашему, жребий его. Жребий его — это левитское служение, жребий его — девство, жребий его — вдовство; действительно, не только дева, но и незамужняя женщина печется о Господнем. Поэтому апостол и сказал: В Нем и по жребию мы утвердились (Ефес. 1:11). В самом деле, как в Ветхом Завете земля была разделена по жребию, так и в Новом Завете (in Evangelio) мы посвящаемся Господу как бы по некоему жребию. Посему и написано евангелистами: «разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий» (Псал. 21:19; Иоан 19:24). И апостолы, когда нужно было избрать двенадцатаго апостола на место Иуды, постановили дар (munus) апостольскаго служения предоставить по жребию. И вот, по совершении молитвы о том, чтобы Господь избрал из двоих, кого Он желает, жребий пал на Матфия (Деян. 1:26).    40. Итак, то древнее разделение по жребию было земным, а это духовным. Там — приобретение материальных благ мира сего, а здесь — приобретение личнаго служения; там — наследие забот, здесь — разделение дарований (gratiarum); там мы обладаем полями, исполненными трудом и печалью, а здесь нами обладает Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

CXV:6). Также Иов: «смерть... мужу покой» (Иов. III:23). И не только смертью она называлась, но и адом. Послушай Давида, который говорит: «обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя» (Псал. XLVIII:16); и Иаков: «сведете старость мою с печалию во ад» (Быт. XLII:38). Такие названия имела наша кончина прежде; но когда пришел Христос и умер за жизнь мира, то смерть уже не называется смертью, а сном и успением. А что она действительно называется успением, видно из того, что Христос сказал: «Лазарь друг наш успе» (Иоан. XI:11). Не сказал «умер», хотя тот уже был умершим. И дабы тебе знать, что это название смерти успением не было обычным, посмотри, как ученики, услышав это, смущаются и говорят: «Господи, аще успе, спасен будет» (Иоан. XI:12); так они еще не знали, что значили эти слова. Также Павел говорит к некоторым: «убо усопшие погибоша» (1 Кор. XV:18)? И еще в другом месте он говорит об умерших: «мы живущии... не имамы предварити усопших» (1 Сол. IV:15); и еще в ином месте: «востани, спяй» (Ефес. V:14); и, дабы показать, что он говорит это о мертвом, прибавляет: «и воскресни от мертвых». Видишь, как везде смерть называется сном; посему и это место названо усыпальницею, так как и самое это название полезно для нас и исполнено великого любомудрия. Итак, когда ты провожаешь сюда мертвого, не сокрушайся, потому что провожаешь его не к смерти, а ко сну. Этого названия достаточно тебе для утешения в несчастии. Знай же куда провожаешь его, — в усыпальницу; и когда провожаешь, — после смерти Христа, когда узы смерти уже расторгнуты. Таким образом и от места и от времени вы можете получить великое утешение. В особенности же слова наши относятся к женщинам, так как этот пол преимущественно чувствителен и склонен к унынию. У тебя есть достаточное врачевство против уныния — название места. Поэтому мы и собираемся здесь.    2. Сегодня Господь наш обошел все места ада; сегодня он «сокруши[т] врата медная и вереи железныя сломи[т]» (Псал. CVI:16, Иса. XLV:2). Заметь точность выражения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3338...

Что значит одежда для полунагаго бедняка? То, что срам его прикрыт, наготы его не видно, ему уже более не стыдно людей. Полунагой, бедный грешник, но грешник кающийся, точно так же получает одежду, т. е. оправдание; срамота грехов его прикрывается милостию Божиею (Псал. 84, 3), нечестие сердца его предается забвению (Псал. 31, 5), и он без стыда может явиться в сонме ангелов. Любовавшемуся собою ангелу лаодикийской церкви Господь говорит в откровении: совещаю тебе купити от Мене одеяние бело, да облечешися и да не явится срамота наготы твоея (Апок. 3, 18). Вот объяснение нечеловеческое одежды, которую получает кающийся грешник! Кающемуся сыну дается перстень на руку. Перстень у древних носили только благородные и не смели носить рабы (Иак. 2, 2). Так Иосиф получил от Фараона перстень, как самое высокое отличие (Быт. 41, 42; 38, 18). Итак, если кающемуся грешнику дается в награду за раскаяние перстень: это значит, что он получает свободу, дух всыновления, что он уже не раб греха, не сын грешной земли, а сын неба, сын царства небеснаго, что он уж не томится страхами казней, как невольник и невольник преступный. И сапоги на ногу его. Быть обуту в сапоги означает на языке писания иметь готовность и силу служить евангелию мира (Ефес. 6, 15). Грешник сам по себе слаб, разстроенный грехом, он не умеет свободно ходить по путям заповедей. Кающемуся грешнику дается сила для шествия по заповедям Божиим. Отец небесный говорит ему: «я озабочен и тем, чтобы ты в родительском дому ходил не как рабы, без сапог, — будь покоен, все готово для тебя, ты будешь ходить как сын неба, твердою, свободною, стопою». И приведше телец упитанный заколите и ядше веселимся, яко сын мой сей мертв бе и оживе, изгиб бе и обретеся, и начаша веселитися (ст. 23). Сын пришел к отцу голодный. Отец не только поспешил утолить голод его но устроил великолепное торжество. К кому это обращается Отец небесный, призывая делить радость Его о кающемся грешнике? Откровение говорит нам, что радость бывает на небеси, пред ангелы Божии, о едином грешнике кающемся (Лук. 15, 7. 10). Тоже без сомнения должно разуметь и о святых Божиих, переселившихся с земли на небо. И так видите, какое торжество о грешнике кающемся! Радуется грешник, радуются ангелы и святые, радуется Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010