“ Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас ” (ст.14). Апостол Павел так уверен в своем воскресении и будущей славе, что не называет даже этого верой, а просто знанием, как бы желаемое и ожидаемое было для него уже настоящим: зная, говорит он… (ср. 2 Кор.5:1 ). 1. Надежда истинных христиан на блаженную вечность есть надежда несомненная, покоящаяся на добром основании. а) Потому, что они не сами навязали ее себе , не праздная это мысль у них, но оживляется в их сердце силой и действием Божьим, следовательно, эта надежда — живая (1 Петр. 1:3 ), ясная и сознаваемая, сильная и укрепляющая. Соответственно с этими свойствами она и называется совершенной надеждой (1 Петр. 1:13 ). б) Потому, что она опирается на заслуги Иисуса Христа , Который есть основание их надежды (1 Тим. 1:1; Кол. 1:27 ). в) Потому, что Слово Божье, в которое они верят и которому следуют, дает им право на такую надежду. Неразумно было бы надеяться на то, к чему Слово Божие не дает никакого повода (Иов. 8:13; Притч. 11:7; 25:13 ). Но Божье Слово и Божьи обетования дают истинным христианам полное право на такую надежду (Исаии 50:10; Осии 12:6 ). г) Потому, что они, живя на земле, имеют продолжение своей жизни на небесах, куда они непрестанно стремятся (Фил. 3:20; Лук. 12:34; Евр. 12:22; Ефес. 2:6 ). Посему всякий “ имеющий сию надежду на Него, очищает себя ” и т. д. (1 Иоан. 3:3–4 ). 2. Поскольку надежда истинных христиан на блаженную вечность так несомненна, то она и не посрамит их (Псал. 39:5; Рим. 8:24 ). Бог поругаем не бывает: Он исполнит Свои обетования (Евр. 4:1 ). Слава истинных христиан “ Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах ” (ст.7). “В сих словах святой апостол Павел под сокровищем понимает неизреченную славу верующих, а под глиняным сосудом — слабость нашего естества и немощь нашей плоти.” Каждый возрожденный Божьей благодатью христианин носит в сердце своем славу Царства Небесного, эта внутренняя слава совершенно скрыта, пока человек находится здесь на земле, но некогда откроется во всем свете.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Ему слава во веки веков! Аминь. Беседа 7 (3, 9) Одр сотвори себе Царь Соломон от древес ливанских. (10) Столпы его сотвори сребряны, и восклонение его злато, восход его багрян, внутр его камение постлано, любовь от дщерей иерусалимских. (11) Дщери Сиони, изыдите и видите в Царе Соломоне, в венце, имже венча Его мати Его, в день обручения Его, и в ден веселия сердца Его. (4, 1) Се еси добра, ближняя Моя, се еси добра: очи твои голубине, кроме замолчания твоего: власи твои, яко стада козиц, яже открышася от Галаада. (2) Зубы твои, яко стада остриженых, яже изыдоша из купели, вся двоеплодны, и неродящия нест в них. (3) Яко вервь червлена устне твои, и беседа твоя красна; яко оброщения шипка ланиты твои, кроме замолчания твоего. (4) Яко столп Давидов выя твоя, создан в Фалпиофе: тысяща щитов висит на нем, вся стрелы сильных. (5) Два сосца твоя яко два млада близнца серны, пасомая в кринах, дондеже дхнет день, и подвигнутся сени. (6) Пойду себе к горе смирней, и к холму Ливанску. (7) Вся добра еси, ближняя Моя, и порока несть в тебе. Царь Соломон по многому приемлется в образе истиннаго Царя — разумею же многое, во Святом Писании повествуемое о нем в лучшую сторону. Ибо называется мирным, имеет безмерную мудрость, созидает храм, царствует во Израиле и судит народ в правде, и происходит от семени Давидова, да и царица Ефиоплян приходит к нему. Все сие и подобное сему сказуется о нем прообразовательно, преднаписует же силу Евангелия. Ибо кто столько мирен, как yбubшiй вражду (Ефес. 2, 16), пригвоздивший на кресте врагов Своих (Кол. 2, 14), нас, лучше же сказать, мир примиривший Себе (2 Кор. 5, 19), и средостение ограды разоривый, да оба созиждет Собою во единая нового человека, творя мир (Ефес. 2, 14–15), проповедавший мир дальним и ближним (Ефес. 2, 17) чрез благовествующих благая (Рим. 10, 15)? Кто таковый здатель храма, как положивший основания его на горах святых (Псал. 86, 2), то есть, на Пророках и Апостолах, назидающий же, как говорит Павел, на основании Апостол и Пророк (Ефес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

4) Мы должны почитать крест Христов как жертвенник, на котором Христос добровольно принес Себя в жертву для удовлетворения правде Божией за грехи людей, для примирения человека с Богом: Колос. 1:20 ; Ефес. 2:16 . 5) Если ветхозав. жертвенники, на которых приносились в жертву Богу животные, – были в почитании и назывались святыми ( Исх. 27:28–30 ; Мф. 23:19–20 ), то несравненно большего почитания достоин Св. крест Господень, как жертвенник, на котором как непорочного Агнца, Сам Сын Божий принес Себя в жертву Богу Отцу: Евр. 9:28 . 6) Если меч, которым Давид избавил евреев от власти филистимлян, хранился в драгоценных одеждах при скинии свидения: 1Цар. 21:9 , то не тем ли более мы должны чтить крест, как орудие победы над диаволом для освобождения людей от его власти? ( Кол. 2:15 ). Крест надо почитать еще и как знамение Самого Иисуса Христа: Числ. 21:8–9 ; Иоан. 3:14–15 . На древе крестном стояли пречистые ноги Господа, ( Мф. 27:40 ), а св. Давид приглашает верных поклониться подножию Господа: Псал. 98:5;131:7 . 7) Спаситель примирил с Богом весь мир, все небесное и земное ( Кол. 1:20 ) и чем? «Посредством креста», говорит св. Апостол Павел: Ефес. 2:16 . Так не должно ли всему миру хвалиться этим крестом, благословлять его, как хвалился и благословлял св. Апост. Павел: Гал. 6:14 . 8) Из всех христианских святынь св. крест с апостольского времени и до ныне служит предметом самого глубокого почитания и религиозного поклонения для всех истинных последователей Христовых; ибо крест хранитель всея вселенныя... красота Церкви... 9) Медный змей, взирая на который израильтяне исцелялись, был прообразом Сына Человеческого, вознесшегося на крест за грехи людей ( Иоан. 3:14 ). Также и теперь крест Христов служит спасением от сетей диавола, с верою взирающих на крест и осеняющихся крестным знамением. 10) Взглянем беспристрастно: кто почитатели и кто враги креста Христова? а) В момент распятия Господа у креста стояла Божия Матерь и ученик его же любляше Иисус, далее взирали на крест жены мироносицы. В это же время толпа иудеев, поджигаемая фарисеями и книжниками, кричала: «Если Ты Сын Божий, сойди со креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пусть покажут нам, кто подобен Ему, чтобы пересмотрев всех, Бог избрал его. Если Он есть Сын единородный, то никто не равен Ему и не может быть поставлен на ряду с Ним, будучи подобен Сыну «в сынех Божиих» ( Псал. 88, 7 ). Явно, откуда избран Он, и откуда избрание; потому что многия тмы были на земле, а одна Мария «обрела благодать» ( Лук. 1, 30 ), и в ней избрал Он святую плоть, для того, чтобы на ней почило Его благоволение, как и Давид говорит от лица апостолов, уверовавших в Господа и с радостию возвещавших благодать Его народам, потому что «покори люди нам, и языки под ноги наша, доброту Иаковлю, юже возлюби» ( Псал. 46, 4–5 ), то есть, вершину красоты Его, красоту всего Иакова, плоть избранную от Марии чрез Духа Святаго. Событие домостроительства плоти Отец показал свыше Иоанну Крестителю; ибо благоволил Отец о пришествии Христа во плоти; а Божество безпредельно по естеству. 50. Называет Апостол Его также и Сыном любви: «Иже избави нас, – говорит он, – от власти темныя, и престави в царство Сына любве Своея» ( Кол. 1:13 ). А неразумеющие смысла этих слов говорят, что Он есть Сын любви Божией по преспеянию. И не знают невежды противоположения этого слова другим словам. Ибо в другом месте Апостол говорит, что Бог «возлюби нас» во Христе ( Ефес. 2, 4 ). Истинно Единородный есть Сын возлюбленный; поскольку Отец есть любовь, и Сын есть любовь, так как любовь происходит от любви. Итак, Он есть Сын любви ради нас и ради Его, потому что в Нем Он «возлюби нас» и «Сына Своего Единороднаго предал за нас» (сн. Еф. 2, 4 и Ин. 3, 16 ). Посему не утруждается делающий и не страждет раждающий. И да не собирают напрасно хулы на свою погибель. Если Сын есть созданный, то Он не есть покланяемый, по их учению, потому что безумно покланяться твари и отвергать первую заповедь, говорящую: «слыши Израилю: Господь Бог твой Господь един есть» ( Втор. 6, 4 ). Итак, Святое Слово не есть созданное, потому что есть покланяемое. Поклонились Ему ученики; покланяются Ему Ангелы на небе: «и да поклонятся Ему вси Ангелы Божии» ( Втор. 32:43 ); и: да поклонится Тебе, Господи, крепость моя.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

140:5). Если же Он называется Помазанным чрез помазание, то есть Христом, то смотри, какого преуспеяния достиг Иерусалим, так что и он, помазанный духовным елеем, получил имя Христа, соответственно чему и об Аврааме к Псалмах читаем: не прикасайтеся помазанным (christos) Моим и во пророцех Моих не лукавнуйте (Псал. 104:15).    Ст. 10. И одел тебя в разноцветные [одежды]. LXX: И одел тебя в испещренные [одежды]: в обряды закона, чтобы, ревностно исполняя их, ты оставила идолов. Это те разноцветные одежды, в которые был одет Иосиф, и не могли братья продать его, не сняв с него наперед разноцветную нижнюю одежду (Быт гл. 37). И о невесте говорится в 44 псалме (ст. 10): предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Это та одежда, о которой и апостол говорить: „облекитесь в нового человека, обновляющегося для познания по образу Творца» (Ефес. гл. 4). Хотим ли мы знать, что это за разноцветная одежды? Тот же апостол пусть научить нас, пища верующим: облецытеся убо во утробы щедрот, благости, смиренномудрия, кротости, долготерпения (Кол. 3:12). Что прекраснее этой испещренности? О ней и Иов говорил: кто дал женам ткания мудрость или испещрения хитрость (Иов. 38. 36)? И первосвященник раз в год, когда возжигал курение, входя во святое святых, употреблял испещренные одежды (Исх. гл. 39; Евр. гл. 9). Без сомнения, если бы чрез богатство, а не чрез святость и разнообразные добродетели приобреталось испещрение одежд, то было бы написано о Фараоне и Навуходоносоре, что они имели эти одежды, а не об Иосифе, который, имея отцом чужестранца и пастуха, не мог иметь разноцветных и царских одежд.     И обул тебя в фиолетовый цвет (janmhino). LXX: И обул тебя в гиацинт (hyacintho).    Акила и Симмах перевели: janthina, LXX и Феодотион: hyacinthina. Вместо этого в еврейском написано thas. И так как речь прекрасно направлена к Иерусалиму и, под образом женщины, изображается все украшение его, то повествуется о гиацинтной или Фиолетовой обуви, которая не свойственна мужчинам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ефес. 45:24. 2Тим. 3:15 . 2Тим. 1:13 . 2Тим. 2:25 . 2Тим. 2:22 . 1Тим. 3:9 . 2Тим. 3:10 . 2Тим. 4:2 . Флп. 2:5 . Иер. 1:5 . Кол. 1:1 . 2Тим. 1:1 . 1Тим.4:12 . 2Тим. 2:15 . 1Макк. 5:56–62. 2Тим. 2:3 . Фил. 2:9 . Псал. 118:6 . 1Тим. 4:16 . Тим. 2:15. 1Петр. 1:10 . Ныне Высокопреосвященнейший митрополит Киевский и Галицкий. Ныне Высокопреосвященнейший Митрополит Новгородский и С.-Петербургский. Ныне Высокопреосвященнейший Митрополит Московский и Коломенский. Григ. Богосл. 1е слово защит. Выражение это заимствовано у св. Иоанна Лествичника . Слово 28, глава 51 по Московскому изданию 1851 года. Исаака Сирского слово 55, пр. Варсонофия Великого ответы 2. 108, 311, 342 и другие; пр. Иоанна Лествичника слово 4, гл. 35, 36, 74, слово 27, гл. 1, пр. Нила Сорского слово 11. Пр. Аввы Дорофея поучение 5. В Казанской Д. Академии 7 лет был наставником по классу св. Писания. Сын священника. В 1857 году, когда нареченный находился на чреде священнослужения и проповеди слова Божия в Санктпетербург; то был опасно болезни, и лучшие столичные врачи исчисляли жизнь его только несколькими днями. Но сверх чаяния, по милости Божией, выздоровел. Особенная настроенность чувств и мыслей в этой речи объясняется теми обстоятельствами, при которых она была произнесена. Наречение происходило в Четверток св. Пасхи, и нареченный Архипастырь, будучи глубоко проникнут мыслями и чувствами, внушенными ему, с одной стороны, предшествовавшими днями Страстной недели, с другой — недавно празднованным событием Благовещения Пресвятой Богородицы, а с третьей — праздником св. Пасхи, излил в своей речи все это разнообразие своих священных чувств и мыслей. — Наречение и посвящение Высокопреосвященнейшего Антония совершено в Киеве, после смерти Митрополита киевского Филарета, — преосвящен. Евсевием Епископом Подольским и Брацлавским и Стефаном Епископом Болгарским. Слова Григория Богослова. См. Твор. его в русск. пер. ч. 1, стр. 80. Деян. 20:28 . Григ. Бог. См. Твор. его в русск. пер. ч. I, стр. 81. 2Тим. 2:15 . Государь Император утвердил доклад св. Синода о назначении архимандрита Виталия во Епископа Томского и Семипалатинского — именно 27 Ноября, когда православная Церковь торжествует праздник знамения Божией Матери.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

2, 20) камение живо (1 Петр. 2, 5), камни одушевленные, которые, по слову пророческому (Зах. 9, 16)  , сами собою катятся, чтобы сложиться в стены, и чтобы, когда ни единством веры и союзом любви прилажены будут один к другому, возросла чрез них Церковь Святая, и совершилось жилище Божие Духом (Ефес. 2, 21–22)? А что мудростию своею Соломон означает истинную Премудрость, тому, принимая во внимание историю и действительность, не станет противоречить никто; ибо история свидетельствует о Соломоне, что он преступил за пределы человеческой мудрости, вместив на широте сердца ведение всего, так что и предшественников превзошел и для потомков стал недостижим, И Господь по естеству Своему, по тому самому, что такое Он, есть Сущность истины, премудрости и силы. Посему, так как сказано Давидом: вся премудростию сотворил еси (Псал. 103, 24), Божественный Апостол, толкуя Пророка, говорит, что Тем создана быша всяческая (Кол. 1, 16), и сим дает знать, что словом: Премудрость Пророк означает Господа. А что Господь есть Царь Израилев, это засвидетельствовано и врагами Его, надписавшими на кресте признание Его царскаго сана: Сей есть Царь Иудейск (Лук. 23, 38). Ибо принимаем сие свидетельство, хотя думают иные, что оно умаляет величие державы, ограничивая владычество Господа царством Израильским. Но на деле выходить не так; напротив того, сие надписание на кресте, упоминая о части, восписует начальство над всем уже тем, что не прибавляет: Сей есть Царь одних иудеев. Ибо надпись без ограничений, засвидетельствовав начальство Его над иудеями, в признании сем не сказав того ясно, подразумевала и державу над всеми; потому что Царь всей земли, конечно, имеет владычество и над частию ея. И заботливость Соломона о правдивом суде означает истиннаго Судию всего мира, Который говорить: Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови (Иоан. 5, 22), и: не могу о Себе творити ничесоже, но, якоже слышу, сужду: и суд Мой праведен есть (Иоан. 5, 30). Ибо вот самый крайний предел правдиваго суда — не от себя, по какому–либо пристрастию, давать решение подсудимым, но сперва выслушивать подлежащих суду, а потом уже делать о них приговор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

2:20) «камение живо» (1 Петр. 2:5), камни одушевленные, которые, по слову пророческому (Зах. 9:16), сами собою катятся, чтобы сложиться в стены, и чтобы, когда ни единством веры и союзом любви прилажены будут один к другому, возросла чрез них «Церковь Святая», и совершилось «жилище Божие Духом» (Ефес. 2:21—22)? А что мудростию своею Соломон означает истинную Премудрость, тому, принимая во внимание историю и действительность, не станет противоречить никто; ибо история свидетельствует о Соломоне, что он преступил за пределы человеческой мудрости, вместив на «широте сердца» ведение всего, так что и предшественников превзошел и для потомков стал недостижим, И Господь по естеству Своему, по тому самому, что такое Он, есть Сущность истины, премудрости и силы. Посему, так как сказано Давидом: «вся премудростию сотворил еси» (Псал. 103:24), Божественный Апостол, толкуя Пророка, говорит, что «Тем создана быша всяческая» (Кол. 1:16), и сим дает знать, что словом: «Премудрость» Пророк означает Господа. А что Господь есть Царь Израилев, это засвидетельствовано и врагами Его, надписавшими на кресте признание Его царского сана: «Сей есть Царь Иудейск» (Лук. 23:38). Ибо принимаем сие свидетельство, хотя думают иные, что оно умаляет величие державы, ограничивая владычество Господа царством Израильским. Но на деле выходить не так; напротив того, сие надписание на кресте, упоминая о части, восписует начальство над всем уже тем, что не прибавляет: Сей есть Царь «одних» иудеев. Ибо надпись без ограничений, засвидетельствовав начальство Его над иудеями, в признании сем не сказав того ясно, подразумевала и державу над всеми; потому что Царь всей земли, конечно, имеет владычество и над частию ее. И заботливость Соломона о правдивом суде означает истинного Судию всего мира, Который говорить: «Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови» (Иоан. 5:22), и: «не могу о Себе творити ничесоже, но, якоже слышу, сужду: и суд Мой праведен есть» (Иоан. 5:30). Ибо вот самый крайний предел правдивого суда — не от себя, по какому-либо пристрастию, давать решение подсудимым, но сперва выслушивать подлежащих суду, а потом уже делать о них приговор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

2, 14. 15), и сокрушивъ врата медная и вереи железныя сломивъ (Псал. 106, 16), показалъ потомъ светъ жизни, простирая руки, путеводя, указуя на лествицу къ небесамъ и удостоивая опять въ раю. Итакъ Онъ вселися въ ны 1, 6) и далъ намъ закономъ Духа, дабы мы познали Его, или о Немъ, что есть начало и конецъ жизни. У насъ явился законъ правды, законъ веры, законъ духа, свободный отъ закона плоти греховной. Посему соуслаждаюся закону по внутреннему человеку (Рим. 7, 22); внутри же насъ Христосъ, если обитаетъ въ насъ. Но умерши, Онъ соделался для насъ путемъ жизни, да не ктому себе живутъ, но умершему за насъ и воскресшему (2 Кор. 5, 15) виновнику жизни. Онъ воспомянулъ клятву, которою клялся за много летъ, по словамъ Давида (Псал. 88, 4). Богъ бе во Христе, примиряя себе, не вменяя имъ ихъ (2 Кор. 5, 19), яко въ немъ благоизволи всему вселитися и темъ примирити всляческая себе, умиротворивъ креста (Кол. 1, 19). Итакъ Онъ пришелъ въ временъ, какъ возвещено Аврааму и прочимъ святымъ, возглавити всяческая въ Немъ, яже на небесехъ и яже на земли (Ефес. 1, 10). При существовали раздоръ и вражда, но Онъ примири въ теле плоти его (Кол. 1, 22), сотворивый обоя едино (Ефес. 2, 14). Ибо пришелъ миръ нашъ ограды разоривый, вражду своею, законъ заповедей ученми упразднивъ, да оба созиждетъ собою во единаго новаго человека (Ефес. 2, 15); Онъ повелелъ быти языкомъ снаследникомъ, стелесникомъ и спричастникомъ (Ефес. 3, 6), сказавъ: ко Мне вси и и Азъ упокою вы (Матф. 11, 18). И такъ, когда я немоществовалъ посланъ былъ мне Спаситель въ плоти греха (Рим. 8, 3), исполняя таковое домостроительство, дабы искупить меня отъ рабства, и смерти. И бысть мне правда и и (1 Кор. 1, 30): правда, потому что силою веры разрушилъ грехъ; потому что освободилъ меня водою и Духомъ и словомъ Своимъ; потому что предалъ себя и свою истинно агнчую кровь въ за меня, въ въ всего на небе и на земле (Кол. 1, 20), исполняя въ определенное время тайну, сокровенную отъ векъ и отъ родовъ (Кол. 1, 26). Онъ же преобразитъ тело нашего, яко быти ему сообразну славе его, по действу, еже возмогати и покорити ему всяческая (Флп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Пусть покажут нам, кто подобен Ему, чтобы пересмотрев всех, Бог избрал его. Если Он есть Сын единородный, то никто не равен Ему и не может быть поставлен на ряду с Ним, будучи подобен Сыну в сынех Божиих (Псал. 88, 7). Явно, откуда избран Он, и откуда избрание; потому что многие тмы были на земле, а одна Мария обрела благодать (Лук. 1, 30), и в ней избрал Он святую плоть, для того, чтобы на ней почило Его благоволение, как и Давид говорит от лица апостолов, уверовавших в Господа и с радостью возвещавших благодать Его народам, потому что покори люди нам, и языки под ноги наша, доброту Иаковлю, юже возлюби (Псал. 46, 4–5), то есть, вершину красоты Его, красоту всего Иакова, плоть избранную от Марии чрез Духа Святого. Событие домостроительства плоти Отец показал свыше Иоанну Крестителю; ибо благоволил Отец о пришествии Христа во плоти; а Божество беспредельно по естеству. 50. Называет Апостол Его также и Сыном любви: Иже избави нас, говорит он, от власти темные, и престави в царство Сына любви Своея (Кол. 1, 13). А неразумеющие смысла этих слов говорят, что Он есть Сын любви Божией по преспеянию. И не знают невежды противоположения этого слова другим словам. Ибо в другом месте Апостол говорит, что Бог возлюби нас во Христе (Ефес. 2, 4). Истинно Единородный есть Сын возлюбленный; поскольку Отец есть любовь, и Сын есть любовь, так как любовь происходит от любви. Итак, Он есть Сын любви ради нас и ради Его, потому что в Нем Он возлюби нас и Сына Своего Единородного предал за нас (сн. Ефес. 2, 4 и Иоан. 3, 16). Посему не утруждается делающий и не страждет раждающий. И да не собирают напрасно хулы на свою погибель. Если Сын есть созданный, то Он не есть покланяемый, по их учению, потому что безумно покланяться твари и отвергать первую заповедь, говорящую: слыши Израилю: Господь Бог твой Господь един есть (Втор. 6, 4). Итак, Святое Слово не есть созданное, потому что есть покланяемое. Поклонились Ему ученики; покланяются Ему Ангелы на небе: и да поклонятся Ему вси Ангелы Божии (Втор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010