LV, 9). И кротчайший Давид, разсуждая о человеколюбии Его, говорит: по высоте небесней от земли утвердил есть Господь милость свою на боящихся Его: елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Псал. CII, 11-13), и даже еще более, чем отец, но мы не знаем другого лучшаго примера высочайшей любви. Выше этого пример представил Исаия, указав на мать, которая гораздо больше отца бывает привязана к детям. Он говорит так: еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (Ис. XLIX, 15), показывая этим, что милосердие Божие выше естественной привязанности. Так говорили пророки; а Христос, беседуя с Иудеями, сказал: аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: колми паче Отец ваш небесный даст блага просящым у Него (Матф. VII, 11), выражая этими словами не что иное, как то, что насколько отличается добро от зла, настолько Божия попечительность отличается от родительской. Но не останавливайся на этом, а проникай умом еще далее. Это сказано применительно к твоему пониманию; между тем, у Кого премудрость и благость безпредельны, у Того и человеколюбие таково же. Если же мы не замечаем Его человеколюбия в каждом событии, то и это знак его безпредельности. Бог ежедневно устрояет для нашего спасения много такого, что известно Ему одному. Он благодетельствует роду нашему по благости Своей, не нуждаясь ни в прославлении от нас, ни в каком-нибудь другом возмездии, и посему очень многое оставляет сокрытым от нас; а если иногда и открывает, то и это делает для нас, чтобы мы, проникнувшись чувством благодарности, сподобились еще большей помощи Его. Будем же благодарить Его не только за то, что знаем, но и за то, чего не знаем; потому что Он благодетельствует нам, не только когда мы желаем того, но и когда не желаем. Зная это, и Павел внушал благодарить всегда и за все (Ефес. V, 20). А, что Бог печется не только о всех вообще, но и о каждом в отдельности, это можно слышать от Него самого, когда Он говорит так: несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых сих (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Ст. 18. И заключу в тот день для них союз с зверем полевым, и с птицею небесною, и с пресмыкающимся по земле, и лук, и меч, и войну истреблю от земли, и дам им спать безопасно. LXX: И заключу в тот день для них завет с зверями полевыми, и с птицами небесными и пресмыкающимися по земле, и лук, и меч и войну истреблю от земли и дам им жить с упованием.    Когда все наименования противной религии будут удалены от народа, исповедующего Господа, и он будет звать Меня, говорит, муж мой, а не ваали, то есть идол мой, тогда заключу завет и мир с зверями полевыми и птицами небесными и пресмыкающимися по земле. Об этом времени и Исаия говорит: пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем. Телец и лев, и овца вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я. И вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев, аки вол, ясти будет плевы (Исаии 11, 6—7), нисколько не желая мяса и крови, но питаясь чистою и простою пищею. Когда Петру было открыто, чтобы он принял Корнилия из язычников, то повелено было ему ничего не считать нечистым, что принимается с благодарностию и относительно чего он впоследствии услышал: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10:9). Таким образом по пришествии Господа, после торжественного воскресения Его и вознесения к Отцу, две стены соединены посредством краеугольного камня чрез Того, Кто из обоих соделал одно (Ефес. гл. 2). И ту, которая называлась непомилованною, он назвал помилованною, и того, кто назывался не Моим народом, [назвал] Своим народом, и, по примирении всего, будут истреблены лук и меч и война. Ибо не будет нужды в орудиях для воюющих, когда не будет воюющих. Израиль соединится с язычниками, и исполнятся слова Второзакония: возвеселитеся языцы с людьми Его (Второз. 82:48). Ибо ведом во Иудеи Бог, во Исраили велие имя Его, гл бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе (Псал. 75. 2—3), то есть в Церкви, в которой Он сокрушил силу луков, щит, меч и войну, и по сокрушении и истреблении их верующие будут спать безопасно и покоиться при одном пастыре или ожидать того, ихже око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

   Вопрос 127. Иные говорят, что невозможно человеку не гневаться? Ответ. Если бы воину можно было гневаться перед очами царя; то и в таком случае сказанное не имело бы основания. Ибо если взор человека, по природе равночестного, по превосходству его сана удерживает от страсти; то не тем ли паче удержится тот, кто несомненно уверен, что Бога имеет зрителем собственных своих движений, поскольку Бог, испытующий сердца и утробы, душевные движения видит гораздо лучше, нежели человек-наружный?    Вопрос 134. Если кто, разгневавшись, отказывается взять что либо из потребного? Ответ. Таковой достоин ничего не получить, если и попросит, пока настоятель не усмотрит, что исцелен его недуг, лучше же сказать, недуги.    Вопрос 243. Чего требует Апостол, говоря: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем», сказав впрочем в другом месте: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» ( Ефес.4, 26, 31 )?    Ответ. Думаю, что Апостол ведет здесь слово в подражание Господу. Ибо как Господь в евангелии, сказав прежде: «что сказано древним» то-то, потом присовокупляет: «А Я говорю вам» вот что ( Матф.5,21, 22 ): так и Апостол здесь, сперва упомянув о древнем изречении, сказанном тогда жившим: «Гневаясь, не согрешайте» ( Псал.4, 5 ), вскоре потом и от себя присовокупляет, что нам прилично, сказав: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас».    Вопрос 244. Что значит: «дайте место гневу» ( Рим. 12, 19 )? Ответ. Или «не противься злому», как написано, но ударяющему «в правую щеку» обращать и другую и пр. ( Матф.5, 39 – 41 ) или же: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ( Матф.10, 23 ). Вопросы о посте и чревоугодии    Вопрос 17. Если кто мысленно вспомнит о вкушении пищи, потом сам себя осудит, то ужели и он будет осужден, как заботившийся о пище?    Ответ. Если вспоминание сие бывает прежде голода, когда природа не беспокоит еще, то ясно видна в этом рассеянность души, обличающая ее в пристрастии к настоящему и в нерадении об угодном Богу. Однако же и в этом случае готово Божие милосердие; ибо осудивши сам себя свободен от обвинения, по причине покаяния, особливо если и в прочем соблюдает себя от поползновения, памятуя, что сказал Господь: «ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Иоан.5, 14 ). Если же, когда понуждает природа и одолевает голод, хотя чувство приводит в действие память, однако же рассудок побеждает тщанием о лучшем и упражнением в этом, то память не заслуживает осуждения, а победа достойна похвалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   Вопрос 149. Какой суд домоправителю, если станет что делать по лицеприятию или соперничеству?    Ответ. Поскольку Апостол в одном месте повелевает ничего не делать «по уклонению» ( 1Тим. 5, 21 ), а в другом подтверждает: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ( 1Кор. 11, 16 ); то да будет признан таковой чуждым Церкви Божией, пока не исправится. Впрочем, с большою осмотрительностью должно испытывать, к чему каждый способен, и тогда уже поручать ему какое бы то ни было дело, чтобы и делающие кому либо поручение не по силам не подпали суду, как худые домостроители душ и заповедей Господних, и принимающие поручение не думали находить для себя в этом оправдание греху.    Вопрос 150 . А если по нерадению не даст брату потребного? Ответ. Известен суд сей из слов Господа, сказавшего: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» ( Матф.25, 41–42 ), и проч. И: «проклят» всяк «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» ( Иер.48, 10 ).    Вопрос 151. Позволительно ли служащему говорить громким голосом? Ответ. Меру голоса определяет потребность слушающих. Поэтому, если голос слабее надлежащего, то, как невнятный, приближается к шепоту и достоин осуждения; а если усилен сверх нужды, когда слушающий может расслушать и говорящего тихо, то делается «кличем», который также осужден ( Ефес.4,31 ), разве только тупость слушателя доводить нас до необходимости употребить «кличь» и тем как бы пробудить его от сна. Ибо и о Господе повествуется, что говорил громко, как сказывает Евангелист: «Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня» ( Иоан.12, 44 ).    Вопрос 152. Если кто, исправляя очередную службу в поварне, утомляется не по силам, так что на несколько дней делается неспособным к обычному для него рукоделию; то должно ли возлагать на него подобную службу? Ответ. Сказано было, что получивший власть распределять работы должен давать приказы, соображаясь с способностью и силами употребляемого в работу, чтобы самому о себе не услышать: «созидаяй труд на повеление» ( Псал.93, 20 ). Впрочем получивши приказ не должен прекословить, потому что предел послушания-послушание до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

б)  К чувствам слуха. Бдительный отец семейства не допускает в свой дом ничего такого, что могло бы уменьшить его имущество, похитить невинность у детей и т. д. He дозволим и мы проникнуть через слух в нашу душу чему-либо такому, через что могла бы ослабиться или даже разрушиться наша вера, благоговение к Богу, любовь к ближним, привязанность к родителям и начальникам, невинность сердца и проч. “ Смотри, огради владение твое (уши) терновником ” (Сир. 28:27). в)  К пожеланиям плоти. Перед домом и в доме ничего не терпят, что нарушает покой, сон, домашний мир. Но иной совершенно овладевается плотскими пожеланиями и претерпевает самое мучительное беспокойство. “ Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу ” (Рим. 7:18). “ Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью ” (Иак. 1:14). Так и в отношении невоздержания, чревоугодия, ленности и проч. 2. К нашему сердцу. Особенно нужно быть внимательным к собственному сердцу и ко всем его движениям. “ Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни ” (Прит. 4:23). Сердце бывает часто: а)  Так надменно, враждолюбиво, недоброжелательно, раздражительно. Если кипящая вода поднимается вверх, то отставляют ее от огня. Так нужно поступать с взволнованным, рассвирепевшим сердцем. При неудаче работы надо в другой раз приняться за нее спокойно. Нужно другим прощать, уступать, иначе испытывают только огорчение и досаду. “ Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою ” (Прич. 11:17). “ Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло ” (Псал. 36:8). “ Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем ” (Ефес. 4:26). б)  Так жаждно, сребролюбиво, завистливо. Если дитя капризничает, что его братьям и сестрам дали столько же, сколько и ему, то мудрый отец и мать говорят ему, чтобы оно было довольно своей долей. A если твое сердце желает более имущества и чести, чем сколько дано тебе по праву и предназначено Богом?!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В то время и славная обитель святого Харитона была так сильно разорена, что потом уже не могла оправиться, но пришла в окончательное запустение; и лавра преподобного Саввы также претерпела много горя; в нее из разных мест собрались святые отцы и при игумене Василии преподобном угождали Богу постническим житием. Во время агарянского междоусобия и разбойнических нападений они не выходили никуда из своей обители. Хотя они и могли бы, оставив лавру, спастись от варваров в Иерусалим, но не хотели покинуть того святого места, где первоначально приняли на себя иго Христово; раз умерев для мира, они не страшились смерти, но, положившись на Христа, говорили: — Владыка наш, если захочет, может спасти нас от рук варварских, — если же будет угодно Его праведной воле отдать нас варварам на убиение, то пусть Господь поскорее пошлет нам мучение, полезное для души. Примем — говорили они друг другу, — полезное от руки Владыки нашего, не возвратимся от страха из безмолвной пустыни в суету мирскую, чтобы не осудили нас все, как робких, не соблюдающих повелений Господа нашего, говорящего: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Хорошо видеть удаляющихся от мира в пустыню и идущих по Христовым стопам; но как плохо видеть, если они, немного пожив в пустыне, бегут оттуда из страха перед людьми и возвращаются в мир; пусть не посмеется над нами общий всех враг диавол, боязнью варваров изгоняющий нас из безмолвной пустыни в город; он много раз был побеждаем нами с помощью Христа, Царя нашего и бежал от нас как пёс, позорно прогнанный. Нам не надо каменных стен для защиты: вместо стены необоримой — защитник наш Христос, Которому мы у святого Давида научились петь: «Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня» (Псал. 30:3). Не имеем мы броней и шлемов, не имеем щитов, чтобы отразить вражеские стрелы, но у нас есть духовное оружие любви, броня надежды, «щит веры и шлем спасения» (Ефес.6:16) которыми вооружимся. Нет у нас полков воинских, которые защищали бы нас от врагов: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет» (Пс.33:8) нас; «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп.1:21). Ведь не любовь и пристрастие к временной жизни убедило нас войти в эту пустыню! Зачем мы поселились в этом пустынном месте? разве не из любви ко Христу? Если мы здесь будем убиты, то будем убиты за Христа, ради Которого живем здесь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Вопрос 250. Как иной дает «святыни псам», или повергает бисеры пред свиньями, и как бывает присовокупленное: «чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф.7,6)? Ответ. Сие объясняет нам Апостол, когда к сказанному им иудеям присовокуплять: «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога»(Рим.2, 23). Посему Господь запретил здесь то бесчестие, какое святым словам Господним наносим преступлением оных. Следствием сего преступления бывает, что находящиеся вне веры также почитают Господни наставления удобопренебрегаемыми, и потому же самому с большею смелостью восстают и на нас, и преступающего как бы расторгают своими укоризнами и обличениями. Вопрос 251. Почему Господь иногда запрещает носить с собою в дороге «ни мешка, ни сумы» (Лук.10, 4), а иногда говорит: «но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Лук. 22, 36)? Ответ. Сие объясняет сам Господь, говоря: «должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен» (37). Ибо тотчас по исполнении пророчества о ноже говорит Петру: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф.26, 52). Посему слова: «но теперь, кто имеет мешок, тот возьми (αρατω)», или: (αρει, ибо и так читается во многих списках), суть не повеление, а пророчество предрекающего Господа, что Апостолы, забыв Господни дары и закон, осмелятся взяться и за мечи. А что Писание часто повелительный образ речи употребляет вместо пророчественного, сие видно из многих мест, как например: «да будут сынове его сири» (Псал.108, 9), и: «диавол да станеть одесную его» (6), и тому подобное. Вопрос 252. Что такое «хлеб насущный», о ежедневном подаянии нам которого научены мы молиться? Ответ. Когда трудящийся, помня слова Господа, Который говорит: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить» (Матф.6, 25), и слова Апостола, который повелевает делать, «чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Ефес.4,28), трудится не ради собственной своей потребности, но ради Господней заповеди (потому что «трудящийся достоин пропитания» (Матф.10, 10)): тогда насущный хлеб, то есть, способствующее природе нашей к ежедневному поддержанию жизни, он не себе самому предоставляет, но испрашивает сего у Бога, и Ему открыв необходимость нужды, таким образом вкушает уделяемое ему тем, кто, по испытании, приставлен на каждый день исполнять сказанное: «каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4, 35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

гл. 17). Нужно также знать, что иное пасть на лицо, и иное навзничь. Авраам, услышав о рождении Исаака, пал на лицо и засмеялся. Илий же, который согрешил, упал навзничь (1 Цар. 4:18). И о Дане в Бытии написано: да будет Дан змии на пути, угрызая пяту конску; и падет конник вспять, спасения ждый Господня (Быт. 49:17-18). Так как от укушения змия он упал с коня, поэтому и ожидает пришествия Спасителя. И по Евангелию Иоанна, пришедшие взять Господа, после того, как Он сказал им: Аз есмь: идоша вспять и надоша на земли (18, 6), не будучи в состоянии выдержать слово Того, Кто сказал Моисею: иди, скажи сыном Исраилевым: Сын посла мя к вам (Исх. 3:14).     И сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить тебе (вульг. с тобою).    Лежащий не может слушать слово Божие, но слышит с Моисеем: „ты же стань здесь со Мною“ (Исх. гл. 34). Об этом и Даниил говорит, как о случившемся с ним (гл. 10).    Ст. 2. И вошел в меня дух после того, как Он говорил мне, и поставил меня на ноги мои. И я услышал говорящего мне словами: сын человеческий! LXX: И пришел ко мне дух, и взял меня, и поднял, и поставил меня на ноги мои. И я услышал Его, говорящего ко мне, и сказал Он мне: сын человеческий!    Божественное слово заповедало пророку и повелело: стань на ноги твои; но без помощи Божией и сошествия Духа Святого он не мог стоять; поэтому Он входит в него или берет и воздвигает, чтобы он твердо ступал и мог сказать: постави на камени нозе мои (Псал. 39:3). И ни о каком грешнике мы не читаем, как о стоящем, но святым говорится: станите убо препоясани чресла ваша (Ефес. 6:14). Грешник же достоин слышать оное из Второзакония (28, 63): ниже будет стояния стопе ноги твоея. Часто Иезекиилю говорится: сын человеческий и иногда Даниилу: оба они в лице Того, Кто сказал: Сын же человеческий не имать, где главы подклонити (Матф. 8:20), утешают плененный народ и приводят к покаянию.    Ст. 3. Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к народам отступническим, которые отступили от Меня. Они и отцы их противились завету Моему до сего дня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Диавол всегда старается о том, чтобы усыплять бодрствующие души. Поэтому при страдании Господнем он наводит глубокий сон на апостолов, которых пробуждает Спаситель, говоря им: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мк. 14:38), и: «яже вам глаголю, всем глаголю: бдите» (Мк. 13:37). Так как он не перестает беспрестанно усыплять бодрствующих, то слово Божие пробуждает всех тех, коих он обольстил и как бы посредством приятного, но пагубного пения сирен заманил ко сну, и говорит: «востани спяй и поднимись, и осветит тя Христос» (Ефес. 5:14). Таким образом, когда придет Христос и будет господствовать слово Божие и учение Церкви, и когда погибнет Ниневия, бывшая некогда весьма красивою блудницею, тогда быстро поднимается народ, который прежде был усыплен учителями, и пойдет к горам Писаний, и найдет там горы — Моисея и Иисуса, сына Навина, горы — пророков, горы Нового завета — апостолов и евангелистов, и когда он убежит к этим горам и займется чтением этого рода гор, то, если не найдет такого, кто учил бы его, — ибо «жатва... многа делателей же мало» (Матф. 9:37), — в таком случае будет одобрено то рвение его, с которым он бежал к горам, и изобличено нерадение учителей, ибо добавлено: «и некому было принять его». Далее следует: «нет врачевства для сокрушения твоего; опухла язва твоя». Смесник Ниневии не может исцелиться, потому что он не оставляет высокомерия, и рана постоянно остается свежею вследствие ударов, ежедневно наносимых диаволом. После всего этого не может быть врачевства для сокрушения его, и хотя он считает себя здоровым, однако душа его разбита и сокрушена ударами молота всей земли и не исцеляется, потому что всегда остается высокомерною. Но если она смирится и покорится Христу, то «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», и: «жертва Богу дух сокрушен» (Псал. 50:19). Наконец говорится: «все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе. Ибо на кого не устремлялась беспрестанно злоба твоя?» Когда ты, смесник ( σμμιχτε), подвергнешься наказаниям, то все те, которые услышат весть, будут общим стуком, и звуками Голоса и, так сказать, гармониею дел выражать радость и ликование о тебе; потому что или совсем никого нет, или очень мало есть таких, на которых не устремлялась или не нападала беспрестанно злоба твоя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею то я... – ничто» ( 1Кор. 13:1–2 ); то есть, любовь важнее всякого благодатного дарования. 3 . Но возвратимся к подлежащему обсуждению вопросу. Опять выступает Исайя: ведь один и тот же Дух говорит устами всех. Поэтому, как Павел сказал о духе жизни, духе любви, духе силы, духе целомудрия, духе обетования, духе веры, духе кротости, духе сыноположения, так и блаженный Исайя: «И произойдет отрасль от корня Иессеева» ( «изыдет жезл из корене Иессеова») ( Ис. 11:1 ), то есть царский – Спасителя. Жезлом называет царский знак, как говорит и Давид: «Жезл правоты – жезл царства Твоего» ( Псал. 44:7 ). «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень» ( Ис. 11:1–2 ). Здесь – имя естества Самого Духа. Затем следуют Его благодатные дарования: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения, дух благочестия,... дух страха Божия» ( Ис. 11:2–3 ). Например, кто-либо изъясняет Писание: или ты, верный, или другой христианин. Хотя бы смысл был темен и неясен, однако, Дух Святой даст кому-либо силу разъяснить даже и сокровенные мысли. Такой человек получил духа откровения, то есть, благодатный дар, открывающий непостижимое. Поэтому и апостол, желая, чтобы ученики благочестия понимали смысл Писаний, говорит: «Молюсь Богу, чтобы… дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего» ( Ефес. 1:17–18 ). Ты видел духа откровения? Но возвратимся к предположенной речи. В том случае, где надлежит постигнуть глубины, он называется духом откровения. Где должно иметь любовь, называется духом любви. Где потребно, чтобы учитель говорил ясно, называется духом мудрости. Где надлежит, чтобы слушатель ясно понял, что говорится ему, называется духом разумения. Дух мудрости дается учащим, дух разумения – слушателям. Я проповедую, а ты в состоянии уразуметь меня, но не можешь учить других. Это называется даром премудрости для научения кого-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010