Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Богоуподобление — 1) духовное преображение человеческой личности ; раскрытие черт образа Божьего в человеке в соответствии с его высшим призванием и предназначением, осуществляемое при содействии Божественной благодати ; 2) подражание Богу, основанное на совершении дел добра, стяжании, приумножении и развитии добродетелей . Чем богоуподобление отличается от обожения? Термины «богоуподобление» и « обожение » нередко используются как близкие по значению слова. Однако они не являются совершенно тождественными. Обожение человека подразумевает его уподобление Богу . Богоуподобление рассматривается в этом контексте как один из аспектов. Помимо уподобления Богу обожение подразумевает теснейшее духовно-благодатное единение человека и Бога. Уподобляясь Господу и вступая в единение с Ним, человек становится богом по благодати. Этот процесс и называется обожением. Возможно ли совершенное богоуподобление человека при его земной жизни? Человек не может уподобиться Богу в абсолютной степени, так как это означало бы стать равным Богу. Но это невозможно в принципе: Бог безграничен, а человек ограничен по естеству, индивидуальным особенностям и пр. В полноте, максимально возможной для человека, был обожен Господь Иисус Христос : «В Нём обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). В процессе земной жизни человек может обожиться лишь в некоторой мере (степень обожения зависит от его веры, стремлений, усердия в области христианского делания и пр.). Более высокая степень будет достижима праведниками после всеобщего воскресения . Процесс их обожения не прекратится и в Царстве Славы, Царстве святых. Когда человек уподобляется Богу? «Мы уподобляемся Богу, — пишет свт. Иоанн Златоуст , — тогда, когда делаем правду , показываем человеколюбие, бываем добрыми и кроткими, оказываем милосердие к ближним, упражняемся во всякой добродетели». Почему прощение обидчиков иногда относят к одной из форм уподобления Богу? Яркий пример прощения обидчиков явил нам Сам Господь Иисус Христос: когда Он находился на Кресте , Он молил Отца о том, чтобы люди, желавшие Его смерти и грубо оскорблявшие Его, были прощены: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Связан ли процесс богоуподобления человека с проявлением свободы его воли, или этот процесс целиком обусловлен лишь действием Божьим?

http://azbyka.ru/bogoupodoblenie

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Могущество I. М. – особый признак бытия Бога и Его власти. Бог, будучи всемогущим, проявляет Свое владычество над всем сотворенным как на земле, так и во вселенной. М. Божье неотделимо от Его славы и вечности. Как могучий Владыка, являет Он Себя человеку в творении, спасении и откровении, в подчинении Себе всех других сил. В свящ. истории избавление Израиля от егип. ига рассматривается как откровение М. Божьего: «Ты явил могущество Свое среди народов» ( Пс. 76:15 ). Библия призывает каждого человека и все народы признать М. Того, Кому оно единств. и принадлежит: «Воздайте Господу славу и честь» ( Пс. 95:7 ; в др.-евр. оригинале слово оз, переведенное как «честь», означает М.). Если человек присваивает себе М., принадлежащее Богу, и поклоняется этому М., он становится идолопоклонником: «Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует. Сила его – бог его» ( Авв. 1:11 ). II. 1) благовестие и сила Иисуса Христа, Сына Божьего, – выражение особого М., власти [греч. exousia]: «Он со властию и силою повелевает нечистым духам» ( Лк. 4:36 ). Отсюда вопрос, обращенный к Нему: «Какою властью Ты это делаешь?» ( Мф. 21:23 ). Как через Евангелия, так и через послания апостолов красной нитью проходит свидетельство о получении М. через Иисуса Христа. Бог посадил Его одесную Себя, «превыше всякого начальства и власти, и силы» ( Еф. 1:21 ). Благодаря этому Он лишил М. всех других властителей, в т.ч. дьявола (см. Лк. 4:6 ; Рим. 16:20 ) и смерть ( 2Тим. 1:10 ). Наконец, Он дал верующим возможность укрепляться «всякою силою по могуществу славы Его» ( Кол. 1:11 ); 2) особым образом проявляется М. Иисуса в прощении грехов: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф. 9:6 ). Тем, кто в Него верует, Иисус дает «власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ), Он защищает их от демонических сил: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» ( Лк. 10:19 ). Откровение Иоанна свидетельствует о том, что в конце времен спасенные народы провозгласят: «Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его» ( Откр. 12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

4-го числа Собор св. Семидесяти апостолов Собор св. Семидесяти Апостолов Кроме 12, Господь Иисус Христос избрал ещё 70 и посылал их пред Собою по городам и весям проповедовать Евангелие Царствия Божия ( Лк.10 ). По сошествии Св. Духа они проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали Апостолам из 12, как например Марк и Лука Евангелисты. В церковном праздновании в лике семидесяти прославляются и некоторые из неизбранных Господом непосредственно, но потрудившихся апостольски. День собора в честь 70 Апостолов установлено без сомнения с тем же благочестивым намерением, с каким и день в честь собора 12, т. е. ради равночестия каждого из 70 Апостолов и для предохранения верующих от разногласия – в почитании их. Всех их вместе и равночестно прославляет Сам Господь, говоря: радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех, и всех их назвал блаженными ( Лк.10:20, 23 ). Апостолы из лика 70 прославляются Православной Церковью в следующем порядке: 1) Иаков брат Господень (23 октября). 2) Марк Евангелист (25 апреля). 3) Лука Евангелист (18 октября). 4) Клеопа, младший брат Иосифа обручника, с Лукой путешествовал в Еммаус и увидел Господа по воскресении Его из мёртвых ( Лк.24:18, 35 ). За проповедь Евангелия он убит был Иудеями в том самом доме, где познал воскресшего Иисуса, в преломлении хлеба. 5) Симеон, сын Клеопы – сродник Господень, после Иакова был вторым епископом в Иерусалиме, и там за проповедание распятого Иисуса Христа сам распят был на кресте (27 апреля). 6) Варнава (11 июня). 7) Иосиф или Иосий, называемый также в книге Деяний Иустом или Варсавой ( Деян.1:23 ; Кол.4:11 ), поставлен был Апостолами вместе с Матфием при избрании в число двенадцати Апостолов на место Иуды. Некоторые считают Иосия сыном Иосифа обручника. Он был епископом в Иудейском городе Елевферополе, и там страдальчески кончил жизнь (30 октября). 8) Фаддей из ученика св. Иоанна Предтечи сделался учеником Иисуса Христа: крестил и исцелил от проказы Эдесского князя Авгаря, и после многих трудов апостольского служения скончался в Берите (Бейруте) (21 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пн Московського з питання про у 26 грудня 2013 р. 19:15 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года ( журнал ). Вопрос о первенстве во Вселенской Церкви неоднократно поднимался в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. 27 марта 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной богословской комиссии изучить этот вопрос и подготовить официальную позицию Московского Патриархата ( журнал 26 ). Между тем, 13 октября 2007 года на заседании Смешанной комиссии в Равенне — в отсутствии делегации Русской Церкви и без учета ее мнения — был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Изучив Равеннский документ, Русская Православная Церковь не согласилась с ним в той части, где речь идет о соборности и примате на уровне Вселенской Церкви. Поскольку в Равеннском документе различаются три уровня церковной администрации — местный, региональный и вселенский — в нижеследующей позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви эта тема также рассматривается на трех уровнях. 1. В Святой Христовой Церкви первенство во всем принадлежит ее Главе — Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Сыну Божию и Сыну Человеческому. По словам святого апостола Павла, Господь Иисус Христос есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол 1:18). Согласно апостольскому учению, Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, воскресив Его из мертвых , посадил одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем… и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф 1:17-23). Церковь, пребывающая на земле, есть не только сообщество верующих во Христа, но и Богочеловеческий организм: Вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12:27).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3481091...

Содержание     Опубликовано в «Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», 1, 1950, на русском (с. 16—21) и французском языках (с. 21—28).    Есть два основных соблазна о Церкви, к которым можно применить имена двух христологических ересей: монофизитства и несторианства.    Экклезиологические монофизиты желают только хранить Истину и умерщвляют церковную икономию, ту многообразную и всегда различную в зависимости от времени и места деятельность Церкви, посредством которой Она питает мир. Экклезиологические несториане ради икономии готовы забыть о неизменной полноте Истины, обитающей в Церкви, и, вместо того чтобы оплодотворять ею мир, начинают искать вовне, в человеческом творчестве (философском, художественном, социальном и т. д.) питания для Церкви. Первые забывают, что Церковь хранит божественные сокровища ради спасения мира; вторые перестают видеть, что источник жизни и ведения Церкви — не мир, а Дух Святой.    Церковные монофизиты, смешивая существенное с несущественным, неизменное с изменяемым, видят во всём равно божественное, неподвижно-сакральное значение: вопрос «старого стиля», например, приобретает для них характер церковного догмата. Церковь отделяется от жизни мира и противопоставляется ей как мумифицированный, мертвенный организм. Церковные несториане, сознательно или бессознательно, рассекают Церковь на «небесную» и «земную» («историческую»): с одной стороны, обесплочивают Тело Христово, превращая его в отвлеченное «духовное начало», с другой — неразличимо смешивают его с миром. Хилиастическое стремление к Царствию Божию на земле, осуществление социальной правды становится целью учеников Христа, которые снова призывают Его делить их мирское наследство. Церковь начинает жить жизнью мира, как одна из его стихий, и уже не может дать ему то, чего ждет от Нее мир, ибо Она ничем больше по существу не отличается от мира, ища вместе с ним в потемках, так же безысходно, новых философских, социальных, политических и иных путей.    И церковные монофизиты, и церковные несториане имеют множество разновидностей и оттенков. Ни те, ни другие не вмещают Халкидонского догмата экклезиологии о нераздельном, но и неслиянном единстве в Церкви двух начал: божественной неизменной полноты и человеческой изменяемой неполноты, которую восполняет благодать «немощная врачующая и оскудевающая исполняющая». Как в Богочеловеке Иисусе Христе полнота Божества обитает телесно (Кол. 2:9), так и в Теле Христовом Церкви — Дух Святой осуществляет «полноту Наполняющего всё во всём» (Еф. 1:23). И нельзя ни разделять, ни сливать этих двух начал: ни полагать с церковными монофизитами, что Тело Христово сошло с небес в своей законченной телесности, ни рассекать с церковными несторианами единство Церкви на два аспекта, «небесный» и «земной».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Архив Пн Слово архимандрита Сергия (Копылова) при наречении во епископа Семилукского, викария Воронежской епархии 3 декабря 2015 г. 21:06 3 декабря 2015 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение  архимандрита Сергия (Копылова) , клирика Воронежской епархии , во епископа Семилукского, викария Воронежской епархии. При наречении архимандрит Сергий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри! Ныне я, грешный и недостойный, в священном трепете предстою пред вами, размышляя о предстоящем мне высоком, страшном и ответственном служении епископа Церкви Христовой. Окидывая мысленным взором свою жизнь, с любовью вспоминаю о трудном, но радостном времени, проведенном в стенах Воронежской православной духовной семинарии, в Успенском храме которой я принял монашеский постриг и возведен в священный сан. Став в дальнейшем преподавателем и заведующим иконописным отделением, исполняя послушание старшего помощника проректора по воспитательной работе, я стремился возгревать чувство личной ответственности за всякое порученное Церковью дело, которое должно совершать «как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23). Ныне, вступая на высокий путь архипастырского служения и осознавая свое недостоинство, вспоминаю слова первоверховного апостола «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13) с твердой решимостью приложить, Богу содействующу, все свои силы, чтобы стать добрым и надежным помощником правящему архиерею в просветительской, миссионерской, молодежной работе, с полной самоотдачей исполняя все порученное мне священноначалием. В эти священные минуты с сугубой молитвой обращаюсь к святителю Митрофану, первому епископу Воронежскому, прося его о благодатной помощи и благословении. Труды угодника Божия, который строил новые храмы, основывал монастыри, был участливым архипастырем, заботящимся о духовных нуждах священников и мирян, да будут мне назиданием «поступать достойно звания, в которое призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4:1-2).

http://patriarchia.ru/db/text/4285848.ht...

Назначение Великого поста для православных христиан, говоря простым языком, – возобновить созерцание Христа, которое было нам даровано, когда мы впервые стали Его сынами и дочерьми. Это с самого начала было существенной частью жизни во Христе, и вот две причины тому. Цель Великого поста – возобновить созерцание Христа, которое было нам даровано, когда мы впервые стали Его сынами и дочерьми Во-первых, крестившись во Христа и уверовав в Него как в единого Спасителя всех нас, мы обнаружили, что живем в мире, стандарты и цели которого несовместимы с нашим призванием учеников Христовых. Мы часто живем подобно язычникам, с соответствующими целями и заботами, а значит, пытаемся услужить двум господам: Богу и маммоне. Во-вторых, на Пасху мы празднуем Христово Воскресение и нашу собственную смерть, погребение и воскресение, ибо «мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 4). «В Нем» мы «и совоскресли» (Кол. 2: 12). Таинство Крещения с первых дней Церкви совершалось накануне Пасхи. Всё, за что мы стали ответственны как чада Христова Царствия, мы тщательно вспоминаем и обдумываем во время подготовки к посту. За всё, что в нашей жизни осталось от блудного сына, мы должны покаяться, ибо мы не были «особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2: 1). И каяться мы должны с уверенностью, что, когда вернемся к любящему Отцу, Он встретит нас с распростертыми объятиями. Церковь впервые предвещает, что Великий пост приближается, в пятое воскресенье до его начала. Вниманию верных предлагается тема возобновления созерцания Христа в истории о мытаре Закхее в 19-й главе Евангелия от Луки. В центре размышлений этого дня – желание «видеть Христа, как Он есть», а не какого-то другого «Христа», измышленного нами самими. Мы слышим, как Закхей преодолел все препятствия, чтобы видеть Его, и как он решился преобразить свою жизнь, побывав вблизи Христа. Вот созерцание, которое христиане должны возобновить, и Церковь нам напоминает, что, если мы приобрели его, мы должны и сохранить его. «Кто любит Меня, – говорит Иисус, – тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14: 23). Только одного Христа мы должны видеть, и не должно быть у нас иных господ. Когда апостол говорит: «…взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12: 2), – он учит нас не видеть никого иного, если мы хотим преодолеть течение этой жизни и достигнуть цели нашего призвания, жизни с Ним в Царстве Небесном.

http://pravoslavie.ru/151178.html

ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Алексия архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию честной главы апостола и евангелиста Луки 4 июня 2007 г. 17:54 ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию честной главы святого апостола и евангелиста Луки Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры! Господь наш Иисус Христос, непрестанно изливающий Свою Божественную благодать на Святую Православную Церковь и на весь наш народ, вновь являет нам Свою милость, к нам прибывает великая святыня христианского мира — честная глава святого апостола и евангелиста Луки. Уроженец Антиохии Сирийской, святой Лука, услышав о проповеди Иисуса Христа, становится усердным последователем учения Спасителя, и за верность свою призывается в лик семидесяти апостолов, которых «избрал Господь... и послал их по два пред лицем Своим» , сказав им: «Жатвы много, а делателей мало. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк. 10:1-3). Во время распятия Господа нашего Иисуса Христа апостол Лука среди немногих верных «стоял вдали и смотрел на это» (Лк. 23:49). За эту свою преданность он одним из первых был сподоблен лицезрения Воскресшего Спасителя, явившегося ему и Клеопе по пути «в селение, называемое Еммаус» (Лк. 24:13). После сошествия Святого Духа апостол Лука, подобно и прочим апостолам, «Проповедник был еси всемирного спасения Евангельским проповеданием» (тропарь 9 песни канона Святого). В числе полученных благодатных даров обрел святой Лука дар исцеления болезней и изгнания бесов. Благовествуя о Воскресшем Спасителе, апостол становится спутником первоверховного апостола Павла, служа ему не только делами проповеди, но и как врач, делами милосердия, за что получил от апостола Павла название «врача возлюбленного» (Кол. 4:14). Когда же первоверховный апостол в оковах был отправлен в Рим на суд кесаря и находился в римской тюрьме, святой Лука непрестанно был рядом со своим наставником. «Один Лука со мной» (2 Тим. 4:10), — писал апостол Павел из темницы.

http://patriarchia.ru/db/text/253114.htm...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Почему Христос, запрещая нам называть друг друга «безумными», Сам называл так фарисеев? Как понять слова Иисуса? Он называл фарисеев безумными (Матфей 23:17,19), несмотря на то, что сам проповедовал: «кто скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный» - подлежит геенне огненной» (Матфей 5,22). Получается противоречие. Или получается Ему можно, а нам нельзя? Ведь своим поведением Он подавал пример людям. Растолкуйте. Анна. Отвечает священник Филипп Парфенов: Дорогая Анна, Получается в самом деле именно так: «Ему можно, а нам нельзя». Вернее, нам можно, но не всегда. Христиане любой церкви исповедуют Христа как безгрешного, в Котором «обитает вся полнота божества телесно» (Кол. 2, 9). Соответственно, только Ему были до конца ведомы человеческие сердца и их состояние; только Он мог обличить по существу, не празднословя, и только Его гнев был всегда праведным, бесстрастным. Наш же гнев чаще всего рискует быть страстным и разрушительным и для самих себя, и для других. Вот еще комментарий на эту тему свят. Иоанна Златоуста: “Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду”, — говорит Христос. Этими словами Он не устраняет гнев совершенно: во-первых, потому, что человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен; во-вторых, потому, что страсть гнева может быть и полезна, если только мы умеем пользоваться ею в надлежащее время. Посмотри, например, сколько добра произвел гнев Павла против коринфян. Он избавил их от великого вреда. Равным образом, посредством гнева же обратил он и отпадший народ галатийский, и многих других. Когда же бывает приличное время для гнева? Тогда, когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких, и обращаем на прямой путь беспечных. А когда гнев неуместен? Тогда, когда мы гневаемся, чтобы отмстить за самих себя, что запрещает и апостол Павел, говоря: “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]” (Рим. 12:19); когда ссоримся из-за денег, чего тоже апостол не позволяет, говоря: “Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?” (1 Кор. 6:7)? Как этот последний гнев излишен, так первый нужен и полезен. Но многие поступают наоборот. Они приходят в ярость, когда обижают их самих, но остаются холодны и малодушествуют, когда видят, как подвергается обиде другой. То и другое противно законам евангельским. Итак, не гнев собственно есть нарушение закона, но гнев неблаговременный, почему и пророк сказал: “Гневаясь, не согрешайте” (Пс. 4:5)

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pochemu-x...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Порфирию (Шутову), епископу Одинцовскому 8 сентября 2019 г. 21:10 8 сентября 2019 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, за Божественной литургией в храме великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Порфирия (Шутова) во епископа Одинцовского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Порфирия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Порфирий!  Дух Святый — свет и живот, и живый источник умный, Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный (стихиры в Неделю Пятидесятницы на утрене) ныне почил на тебе чрез возложение рук архипастырей и по молитвам Церкви, дабы соделать тебя причастником святости, и света невечернего, и божественной жизни, и благоуханнейшего раздаяния (канон в Неделю Пятидесятницы на повечерии).  О дивные дары Божии! Кто из человек, плоть носящих и в мире живущих , достоин видеть эти щедроты Божественные, кто своей жизнью, своими поступками заслужил хоть малую толику их! Но Человеколюбец Господь, яко Царь Державный и Всесильный (трипеснцы в четверток 2-й недели по Пасхе), отверзает сокровищницу божественной благодати и по Своей неизреченной милости удостаивает сих дивных дарований не только ближайших учеников, с которыми ходил по земле, разделял труды и вкушал пищу, но и тех, кто был избран апостолами и последовал Господу.  Господь послал апостолов в мир не для того, чтобы они просто донесли народу некую информацию о Нем. « Проповедь моя , —говорит апостол Павел, — не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы »(1 Кор. 2:4). Недостаточно дать людям сумму знаний о Спасителе, но необходимо явить им плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23), нужно уметь самому и научать пасомых снисходить друг другу и прощать взаимно (Кол. 3:13). 

http://patriarchia.ru/db/text/5497144.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010