5:1), воткнутая ловцами душ человеческих, и угрожает пожать непотребных пророков (5:6), истребить огнем судей их (7:7), удержаться на время, еже помазати царя и князя (8:10), потому что они царствовали сами собой, а не Богом (8:4); а с другой стороны, божественный Михей, который не терпит, чтобы Сион созидаем был кровьми, чьими бы то ни было, и Иерусалим неправдами, чтобы старейшины его на дарех судили, жерцы на мзде отвещавали, и пророцы на сребре волхвовали (Мих. 3:10, 11). И чем угрожает за сие? Сион яко нива изорется, Иерусалим яко овощное хранилище будет, и гора дому якоже луг дубравный вменится (3:12). Оплакивая же такое оскудение добрых правителей, что едва остается где колос или стебель, когда и князь просит, и судия говорит из угождения, и восклицая почти следующими словами великого Давида: спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный (Пс. 11:1), — пророк возвещает, что за сие оскудеют у них блага, как бы поядаемые молию (Мих. 7:4). А Иоиль заповедует нам плач; он хочет, чтобы служащии жертвеннику бились (Иоил. 1:13) в тяж–кое время голода; он вовсе далек от того, чтобы дозволить нам роскошь среди бедствия других, не только повелевает освятить пост, проповедать цельбу, собрать старцев и младенцев (2:15, 16) — сии жалкие возрасты, но требует, чтобы священники шли в храм в пепле и вретищах, с глубоким смирением поверглись на землю, яко опустеша поля (1:10) от бесплодия, извержеся жертва и возлияние из дому Господня (1:9), и таким уничижением привлекли милость. А что скажет Аввакум? Его речь пламеннее, он с негодованием обращается к Самому Богу и как бы вопиет на Владыку Христа за неправду судей, говоря: Доколе, Господи, воззову, и не услышиши? возопию к Тебе обидимь, и не избавиши? Вскую мне показал еси труды и болезни, смотрити страсть и нечестие? противу мне бысть суд, и судия вземлет. Сего ради разорися закон, и не производится в совершение суд (Авв. 1:2–4). За сим у пророка угроза и следующие слова: видите презорливии, и смотрите, и чудитеся чудесем, и изчезните: понеже дело Аз делаю (1:5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Она взывает ко всем людям с высоких и многолюдных мест (8, 1–3) и, заметив, что уроки ее полны истины и важности, изображает (4–11) свои божественные свойства и действия, как Премудрости ипостасной; она дает последователям своим власть и богатство, и благополучие (12–21); она совечна Богу Творцу (22–26)». 53 О толковании важного в богословском смысле 22 стиха 8 главы «Господь созда (стяжа) мя начало путей своих в дела своя» епископ Ириней отмечает, что еврейский текст имеет здесь «канани» – приобрел, следовательно, вместо стоящего в греческом тексте «эктисе» – создал, правильнее будет, как заметили еще святые отцы в спорах с арианами, «эктисато» – стяжал, как в переводе Акилы и др. и в Вульгате (possedit). 54 Характеризуя ипостасную Премудрость, епископ Ириней также отмечает, что она является соучастницей в творении и промышлении мира (27–31); и теперь она приглашает всех к слушанию своих уроков, обещая делать их мудрыми и счастливыми (32–36). Вот она устроила себе величественный дом о семи столбах и приготовила в нем обильную трапезу для всех желающих вкусить мудрости, приглашая особенно безумных и неопытных (9, 1–10) и прибавляя, что только таким образом можно прожить долго (11–12). Напротив, как замечено у LXX, следующий лживым обещаниям обманщиков лишается всего. И потому, хотя безумие приглашает на подобную же вечерю слабоумных (13–18), но мудрость удерживает своих чад от последования сему приглашению. Епископ Ириней говорит, что в изображаемой в 8 и 9 главах премудрости нельзя не узнать ту Божию Премудрость ( 1Кор. 1, 24 ), о которой евангелист Иоанн говорит в начале своего Евангелия: «В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово; Сей бе искони у Бога. Вся тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин. 1, 1–3 , ср. Колос. 1, 16 ), и в которой «вся сокровища премудрости и разума сокровена» ( Кол.2:3 ). Здесь не олицетворение только одного из свойств Божиих, но указание на действительное личное существование Бога-Слова, вечной Премудрости, как это подтверждается и указанием новозаветных писателей и верованием Отцев Церкви и всею речью Премудрости о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Богоневеста была Богу Слову как бы избранной одеждой, так как Он из Нея принял порфиру Божества — плоть [ 2 ]. Непостижим образ Христова рождения. Но где хочет Бог, там побеждается естественный порядок [ 3 ]. Даже бесплотные ангелы не уразумели, как Господь воплотился от Богородицы [ 4 ]. Все народы, признавая Богочеловеком Сына Божия, называют и Божию Матерь Богородицею [ 5 ], отверзшей людям двери света для зрения пресветлых лучей Божества [ 6 ]. Пресвятая Дева Мария — истинная и сущая Богородица. Ее зачатие бессеменно, рождение нетленно, так как родившийся от Нее явно Бог [ 7 ], Сын Божий, определивший Еве родить детей в печалях, показался миру Сыном Богородицы [ 8 ]. Чрез Нее Он, Солнце правды, явился омраченным страстями и безблагодатным людям, созданным по Его образу, чтобы их просветить и спасти [ 9 ]. Сын Божий возлюбил Пресв. Деву, как добрую, непорочную и запечатленную девством [ 10 ] и вследствии Ее премногой чистоты удостоил Ее быть Богосыновним жилищем [ 11 ]. О рождении Господа Иисуса Христа Пресвятой Девой еще в ветхозаветное время существовали многочисленные предсказания в прообразах и пророчествах. Церковно-литургическая письменность отразила все главные библейские свидетельства о Боговоплощении. Так как они рассыпаны по страницам богослужебных книг бессистемно, то мы приведем их в порядке следования библейских книг и с соответствующими толкованиями церковных песнопевцев. Из книги Бытия известно, что Неизменное Божие Слово сотворило землю бессеменно живым садом, не бывшим прежде на земле. Подобно этому Божия Матерь, как райская св. земля, без семени рождает и возращает прекрасный колос — Христа [ 12 ], Деву Марию мы знаем как невозделанное поле, прекрасный рай [ 13 ] и древо жизни. Она уморила Своим плодом льстивого змия [ 14 ]. Родившая Примирителя грешных с Небесным Отцом поистине может быть названа " Голубицей в руке Ноя, носящей масличную ветвь " [ 15 ]. Сошествие Сына Божия во чрево Божией Матери прообразовано лествицей Иакова (Быт. 28.17). Некогда Патриарх Иаков ночью видел эту таинственную лествицу, боголепно простертую от земли до высот неба. На верху ее стоял Бог. И Пречистая Дева Мария есть мысленная, одушевленная лествица. Она низвела свыше во светлости воплощенного Бога и возводит из глубины зла к небесной высоте и Богу верующих во Христа людей [ 16 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

подобно Ангелу Господа Вседержителя. Связан язык златотекущий , истолкователь божественных догматов. Скована рука прекраснопишущая, обогатившая мир посланиями, и многих обратившая к познанию истины Остановились прекрасные ноги, пребывавшие во всенощных стояниях, и многим благовествовавшие мир и блага . Упокоился ум разсудительнейший, исследовавший глубины Духа и прозревавший и провидевший будущее . Скрылось под землю тело, утружденное аскетическими подвигами и многими изгнаниями и измученное темницами, ударами и пытками. Таковым был, о блаженнейшие, наш отец. Таков был, следует сказать, отец многих и учитель, его же благословение у Бога избранное и семя его превыше (всякого) числа. Подражатель Предтечи, ревнитель Илии, в ревности — Финеес, «избранный от десятков тысяч» (Песнь песней. 5, 10), чью добродетель воспевают многие города, земли и острова и чью же жизнь и подвиги достойно воспевают концы (земли). Кто же так возлюбил добродетель или возненавидел зло? Кто же так, апостольски говоря, умертвил «уды своя, сущие на земли» (Колос. 3, 5) и очистил себя и соделал храм Бога живаго (Кор. 6, 19)? Кто же был таким доблестным военачальником и и предводительствовал против противников, и стоя во главе строя доблестно низлагал врагов? Кто острее его провидел будущее? Кто таким устойчивым и постоянным обычаем души был способен быстрее молнии вникать в дела? И откуда мне взять время, чтобы сказать большее, то, что ясно для всех, хотя мы и не будем этого говорить, чтобы не делать письмо чрезмерно длинным? Увы, увы, братья мои драгоценнейшие! Ведь вы уже были объяты многими скорбями и страданиями. И ни о ком другом вы не были в эти времена столь ранены душой. Ныне увяло для нас лучшее украшение мира. Скорбит Церковь и сетуют народы, ибо ушел от нас поборник и отлетел защитник и чудный советник (Исаия 9, 6). Посему взыскует священное собрание главу, а исповедники — споборника, пребывающие в подвиге — помощника , болящие — врача, скорбящие — утешителя, пребывающие в бедах — спасителя, сироты — отца, вдовы — защитника, бедные — кормильца, оскорбляемые — предстателя и заступника: все от своих имен призываемые к своему страданию, каждый из них сотворяет о нем подобающий плач соответствующий себе и подобающий ему, сему блаженному, увенчанному многими и безчисленными дарованиями и добродетелями, и подобающе получившему свыше наименование.

http://pravoslavie.ru/57666.html

услышь молитву нашу, внемли» ( Псал. 62:2, 4, 7; 83:9 ). Поэтому мученицы с радостию устремлялись на страдальчество за имя Христа, видя в этом страдальчестве счастливый исход своему нетерпеливому исканию Христа, ближайшую стезю к вечному соединению с Ним. И сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему. Какому это крещению Господа сраспялись и спогреблись святой мученицы? Тому крещению, которым, за вечное спасение людей, нетерпеливо хотел креститься сам Господь Иисус Христос, во дни земной Своей жизни ( Лк. 12:50 ) и которым крестились святые Его Апостолы ( Марк. 10:39 ). Это – Крещение крестных страданий и смерти Господа, это – погружение в них, как бы в водах ( Рим. 6:3–4 ; Колос. 2:11–12 ). Сему-то спасительному для всех людей крещению Господа и святой мученицы, также, как и святые Апостолы, сраспялись и спогреблись. Каким образом? Как Господь Иисус Христос, для избавления нас от вечного осуждения за грехи, вознес их на теле Своем на древо крестное ( 1Петр. 2:24 ), так и святой мученицы, облекшись верою и любовию во Христа ( Гал. 3:27 ), пригвоздили ко кресту или умертвили греховные страсти и похоти ( Гал. 5:24 ). Как распятый на кресте Господь Иисус Христос умер и погребен был, так и сраспятые Ему, носившие на теле своем живоносные язвы Его ( Гал. 6:17 ), святой мученицы в отношении к тленному миру и благам его были как бы мертвые и погребенные ( Гал. 6:14 ). То, что дорого было для язычников, миролюбцев и плотоугодников, для них, «носивших на теле своем мертвость Господа Иисуса» ( 2Кор. 4:10 ), как бы не существовало. Один Господь Иисус Христос, Которого возлюбили они от всего сердца своего, жил и в их мыслях, и в их словах и делах, так что по всему праву вместе с св. Апостолом Павлом могли они взывать о себе: «Христови сраспялись, живем же не к тому мы, но живет в нас Христос, а еже ныне живем во плоти, верою живем Сына Божия, возлюбившего нас и предавшего Себе по нас» ( Гал. 2:19–20 ). Отсюда понятно, почему ни дары, ни почести мирские, ни усердные просьбы близких сердцу людей, ни остающиеся иногда в малолетстве дети, ничто не могло заставить святых мучениц отречься, иногда хотя бы для одного только вида и на время, от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Более тысячи четырехсот лет протекло с той поры, как написано это рассуждение; но и теперь нет особенной надобности прибавлять к нему что-нибудь. Как после, так и прежде его появления, взгляд православных на предметы, составляющие его содержание, всегда был одинаков. Основная мысль его та, что догматическое учение веры, как божественное откровение по своему происхождению, данное однажды навсегда ( Иуд. 1:3 ), как непогрешимое учение Церкви по месту своего хранения, как священное предание по способу своего распространения, неизменно и всегда одно и тоже. «Ни самый многословесный из предстоятелей Церкви», по прекрасному выражении св. Иринея еп. лионского, «не может изменить в нем ничего, ибо никто не выше Учителя; ни самый слабый в слове не может убавить предания ибо так как вера всегда одна и та же; то ни тот, кто в состоянии сказать о ней много, ничего в ней не прибавляет, – ни тот, кто говорит мало, ничего в ней не уменьшает» 200 . Никакой истории веры, религии, христианства или истории догматов в собственном смысле, у православных поэтому нет и быть не может. Напротив, изложения догматов веры, или вероизложения, догматики и вообще догматические руководства, в следствие появления с течением времени разного рода новых уклонений и заблуждений, равно как вообще в следствие развития церковного образования, или, употребляя выражение апостола Павла, в следствие возрастания верующих в разум Божии ( Колос. 1:9 и 10), неизбежно видоизменяются по мере развития церковной жизни православных христианских обществ. Понятно, что при неизменности веры развитие вероизложений не прибавляет ничего нового для верования; но оно облегчает разумное усвоение учения веры, разрешая постепенно возникающие и в каждое время более или менее своеобразные недоумения касательно той или другой его части. Таким образом с течением времени вероизложения по необходимости становятся полнее, обстоятельнее и определение. Как плод исторического развития в познании веры, они, разумеется, имеют свою историю, с которою мы, по мере надобности, и будем знакомиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/d...

Не всякому человеку дается жребий создать или возобновить храм Богу, каменный или деревянный: но каждый из нас имеет одушевленный храм Божий, более или менее ветхий, который может и должен возобновить. Сотворением человека Бог создал Себе одушевленный храм, и поставил в нем Свой образ. Человек, прельщенный духом лестчим, не удовольствуясь честию быть храмом Божиим, захотел сам быть богом: и затмил в себе образ Божий, и храм Божий привел в запустение и ветхость. Всеблагий Бог Отец, не уступая своего дела злу, послал Единороднаго Сына Своего, Которым «создана Быша всяческая» ( Колос. 1:16 ), пересоздать храм Свой в человеке; и чтобы возобновить в нем Свой образ, ввел посредством воплощения в человечество единосущный «образ Ипостаси Своея» ( Евр. 1:3 ). Богочеловек, Иисус Христос, по собственному Его предназначению и предречению, «разоренный» крестною смертию «храм Своего тела воздвигнул» ( Mamф. XXVII. 40 ) воскресением, дабы, по подобию сего и силою сего, мог воздвигнуться новый храм Божий, или Церковь , и во всем человечестве, и в каждом человеке. Христос сам есть и основание сего храма, по слову Апостольскому: «основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3:11 ); сам и зиждитель, по Его собственному слову: «созижду церковь Мою» ( Mamф. XVI. 18 ). Есть и вспомогательные здатели, зиждущие орудиями слова и таинств, как о сем говорит Апостол: «Богу есмы споспешницы; яко премудр Архитектон основание положих; ин же назидает» ( 1Кор. 3:9–10 ). Но поелику зиждутся не мертвые, а живые храмы: то и мы, зиждемые, не должны быть без дела, которое и дает нам Апостол, когда говорит: ко Христу «приходяще, камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избрану, честну, и сами, яко камение живо, зиждитеся в храм духовен» ( 1Петр. 2:4–5 ). Созидай себя в духовный храм: не трудное ли это требование? – Подлинно, братия, трудное, – скажу больше: даже невозможное к исполнению, если вздумаем созидать себя только своим умом, только своею силою. Когда первый из Апостолов, нареченный Петром, то есть, «камнем» ( Мк. 3:16 ), без сомнения, по особенной твердости, хотел утвердиться на собственных своих помышлениях и на своей силе, и сказал: «аще и вси соблазнятся, аз никогда же соблажнюся» ( Mamф. XXVI. 33 ): вскоре оказалось, что он строил на песке: от легкаго ветра из уст празднословящей рабыни пала его духовная храмина отречением от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

слово Его» (Иер. 23:18)? И немного ниже: «и аще бы стали в совете (ν τ ποστασει) Моем, и слышали... словеса Моя» (Иер. 23:22). Ипостась есть сущность, и не иное что означает, как самое существо. Это Иеремия называет бытием (παρξις), говоря: «не слышаша гласа бытия» (Иер. 9:10). Ибо Ипостась и сущность есть бытие. Бог есть и имеет бытие. Сие разумея и Павел написал к евреям: «Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3). Эти же, думающие о себе, что знают Писания, и именующие себя мудрыми, поскольку не хотят употребить о Боге слово: «ипостась» (а это написали они на Соборе Ариминском и на других своих Соборах), не справедливо ли низложены, когда и сами, подобно безумному, говорят в сердце: «несть Бог» (Псал. 13:1)? Еще же Отцы в Никее учили, что Сын Слово не тварь или произведение, потому что читали: «вся Тем быша» (Иоан. 1:3), и: «Тем... создана быша... всяческая, и в Нем состоятся» (Колос. 1:16, 17). Но эти, более ариане, нежели христиане, на других своих Соборах осмелились Сына назвать тварью, одним из тех созданий, которых Зиждителем и Творцом есть само Слово. Ибо если «вся Тем быша», а сам Сын есть тварь, то сотворил Он и самого Себя. Но как творимое может творить? Или как Творящий творится?    5) Так, не стыдятся они утверждать подобное сему, за что и ненавидимы всеми, выставляют просто на вид Ариминский Собор, когда доказано, что на этом Соборе они низложены. И если взять это выражение, написанное в Никее, что «Сын единосущен Отцу», за которое они, как показывают, препираются с Собором и о котором всюду жужжат, как комары, то или по неведению претыкаются о него, как претыкающиеся о положенный в Сионе камень преткновения (Рим. 9:33), или хотя и знают, но потому именно спорят и непрестанно вопиют, что оно служит подлинно самым строгим приговором их ереси. И оскорбляет их не выражение, но заключающееся в выражении их осуждение. И в этом опять виновны сами они. Если же хотят они скрыть это, хотя и знают, то нам следует сказать, чтобы и из сего явствовала совершенная точность великого Собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2566...

Человек, завидующий чужому богатству или удобству жизни, сам обнаруживает свое к нему пристрастие и ложное направление ума и сердца своего и от Бога отступает сердцем и идолопоклонником становится. Посмотри лучше на крестьянина: там напиток - вода, чай иногда, и не у всех, лишь по достатку каждого, имение - две-три скотинки, лошадь и несколько овец для еды и одежды. А если взять во внимание непрестанные пожары, дотла все сжигающие в деревне, то приходишь в удивление, как только еще живут бедные крестьяне. Горожане утопают в богатстве, деревня утопает в огне и бедности. Деревенские жители - это мученики, скорбные вечно люди. Эти последние многие будут первыми в будущем веке. Не завидуй скупым и жестокосердым богачам, неправильно разбогатевшим за счет бедного народа. Они погибают в суете и обогащении своем и Бога не имеют и совсем от Него отпали. Помни, что земля и все на ней дела сгорят (2 Пет. 3, 10). Не ревнуй же обогащающимся телом, а о душе бессмертной не радеющим, и молись за них, погибающих, омраченных душами своими, и имей всегда Бога в сердце - истинное богатство человека верующего. Ей, аминь. Завидующий богатству других обнаруживает тем самым скрытое желание самому завладеть их промыслом и богатством и вместе пустоту своего ума и сердца и недостаток веры в Бога, Коим живет всякий человек, и любви к немощному ближнему. Если бы Бог был богатством сердца его, никогда он не позавидовал бы богатству земному и тленному ближних своих, считая его суетным и весьма препятствующим спасению души его. Ибо богатому крайне трудно войти в Царствие Божие, а погибнуть легко, как евангельскому богачу-весельчаку или человеку-богачу, у которого был хороший урожай в поле, и он размышлял сам с собою: что мне делать, некуда мне собрать плодов моих (Лк. 12, 16-17). Читай Евангелие и ищи, в чем мудрость христианина истинного: не в нищете ли духа и самоотвержении? Мы ничего не имеем, но всем обладаем, говорит апостол (11 Кор. 6, 10). Возсияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоея. Церковь молит Господа от лица всякого православного, чтобы Он научил нас совершенно правде Божией, чтобы она как солнце озаряла сердце, и душу нашу, и мысли наши, чтобы в нас не осталось ни одной темной страсти греха, ни одного лукавого помышления, никакого неприязненного чувства к кому-либо, чтобы человек был одет по чреслам и истиною по ребрам своим, чтобы возлюбил правду и возненавидел беззаконие (Евр. 1, 9). Вот что значит: возсияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоея, Господи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О выборном начале пастырей Тит.1:7 . Словами «Божий домостроитель» указывается на начальственное положение епископа или пресвитера в отношении к приходу и на зависимость его не от изменчивой воли прихожан или общины, но от воли Бога, Которому принадлежит дом Церкви и Которому пресвитер некогда воздаст отчет в управлении своем: Лк.16:2 ; Деян.20:28 . О Свящ. Предании О посте О равенстве Тит.2:9 . Этими словами доказывается то, что христианство не предписывает всеобщего равенства и не уничтожает различия между властителями и подвластными, рабами и господами, высшими и низшими. Оно вводит равенство только о Христе Иисусе: Гал.3:28 , т. е. равенство в отношении обязанностей ко Христу, в Которого все должны одинаково веровать, и в отношении надежды на спасение, которое всем одинаково от Христа подается. В Церкви же, как и гражданском общежитии, должны быть разные степени служения: 2Тим.2:20–21 ; Рим.13:1–8 . Об оправдании и возрождении Тит.2:11–14 . В этом месте Апостол касается того, что соделано для нашего спасения Богом, и того, что требуется для той же цели от нас самих. Под благодатию здесь разумеются не только дары Святого Духа, возрождающие нас и утверждающие в жизни духовной, но и все вообще домостроительство нашего спасения: вочеловечение Сына Божия, дарование евангельского закона, искупительная смерть, спасительное воскресение: Ин.3:16 ; 1Кор.15:3–5 . Христианство есть также искупление от греха жертвою Христовою, затем таинственное соединение с Христом, Который есть Глава, а мы – члены тела Его: Еф.5:23, 30 ; Колос.1:18; 2:19 . Об этом и говорится в ст.14. Не одним только учением совершает Христос наше избавление от греха, но и тем, что приносит Себя в жертву за нас и дает питаться нам Телом и Кровию Его: Ин.6:53–55 ; 1Кор.10:16; 11:26 . И при этом нельзя думать, что для нас и за нас сделано все и что нам остается только покоиться, веруя в свое спасение, как несомненное и неотъемлемое, нет, Апостол отсекает эту мысль, когда говорит: «ревностный (народ) к добрым делам»: ст.14, – показывая этим, что, научившись от Христа, получив искупление от Него, возлагая на Него, как на своего Царя и Главу «блаженное упование»: ст.13, мы должны ревностно заниматься совершением добрых дел: Иак.2:24–26 . По учению Евангелия, Царство Небесное усилием берется: Мф.7:12; 11:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010