ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах Международной Богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», состоявшейся в Москве 6-9 июня 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить результаты Международной Богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», особо отметив необходимость дальнейшего развития диалога православного богословия с важнейшими направлениями современной научной мысли. 2. Считать полезной публикацию трудов означенной конференции. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (п. 14 Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена: от Астанайской епархии: от Кировоградской епархии: от Латвийской Православной Церкви: от Московской епархии: от Орловской епархии: от Самарской епархии: от Тульской епархии: от Чебоксарский епархии: от Ярославской епархии: 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о замене настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в городе Коломна Московской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Кирилла (Федотова) от должности настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря в городе Коломна Московской области и назначить на эту должность насельника этой обители иеромонаха Григория (Щелкунова) с возведением в сан игумена.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4896109...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава вторая. Семинарист Василий Дроздов 1791–1803 Еще одним излюбленным местом игр и прогулок коломенской детворы был, без сомнения, величественный кремль, свидетель того, что в древности Коломна была вторым городом Московского княжества. Наименования башен нарочито подчеркивали преемственность от Московского Кремля: Свиблова, Тайницкая, Грановитая, Спасская. Но были названия башен и на свой лад: Сандыревская, Застеночная, Погорелая, а всех знаменитее – Маринкина, по имени Марины Мнишек. В самом сердце кремля располагался архиерейский дом – резиденция главы Коломенской епархии, отдельной от Московской. Епархия ведет свою историю с середины XIV века, и на протяжении четырех столетий она считалась весьма значимой. Потом наступила екатерининская секуляризация 1764 года. Тогда все русские епархии и монастыри распределили на классы, с установлением для каждого класса своих условий содержания. Коломенской епархии присвоили третий, то бишь низший класс. Раньше епархиальный штат и владычный двор содержались с получаемых доходов. Теперь государство платило оклад в 4332 рубля, из них лично епископу причиталось 1800 рублей. Деньги, казалось бы большие, если учесть, что пуд хлеба стоил от трех до десяти копеек, сотня яиц – шестьдесят копеек, а фунт говядины – пять-шесть копеек. Но при этом купец первой гильдии, а их в Коломне было несколько, имел капитал в десять тысяч рублей, то есть в два с половиной раза больше, чем годовое содержание всей епархии. Государственных денег едва хватало епархии, чтобы сводить концы с концами, и она стала стремительно хиреть. Жизнь священников с каждым годом становилась все более скудной. Ухудшалось и положение духовной семинарии, в которую 20 декабря 1791 года в возрасте неполных девяти лет поступил новый семинарист – Василий Дроздов. Духовный регламент, составленный епископом Феофаном Прокоповичем после отмены на Руси в 1703 году патриаршества, предписывал при каждой епархии иметь архиерейскую школу «для детей священнических или прочих, в надежде священства определенных». Так и в Коломне появилась в 1723 году семинария. Она разместилась в здании, построенном прямо рядом с архиерейским домом. В наше время это келейный корпус Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Поначалу в ней обучалось всего тридцать человек, но очень скоро количество возросло до семи сотен. Однако в год поступления туда Василия Дроздова училось уже только три сотни семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Коломенская Основана ок. 1350 г. (встречающиеся в литературе варианты даты основания маловероятны: 1328 г., 1340 г., 1353 г.) Выделена из Рязанской епархии по присоединении Коломны к Москве. Местопребывание – в г. Коломна (ныне – Московская область). В 1657 г. присоединена к Патриаршей Области, но в 1667 г. возобновлена как самостоятельная. Архиепископия с 1672 г. С 1731 г. замещалась епископами. С 1727 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена 16.10.1799. Возобновлена 16.01.1918. Московское викариатство. Упразднена в 1934 г. Именовалась: Коломенская; в 1565 г. – Коломенская и Каширская; 06 .05.1788 – Коломенская и Тульская (указом имп. Екатерины от 06.05.1788 намечающаяся к ближайшему открытию Тульская епархия временно причисляется к епархии Коломенской, отсюда епископы последней титулуются отныне Коломенскими и Тульскими); Коломенская; с 16.01.1918 – Коломенская и Можайская. Ныне о кафедре сохранилось историческое воспоминание в титуле митрополитов «Крутицких и Коломенских». 1350 11.04.1389 13.02.1405 26.08.1406 09.03.1408 Иоаким (Иоанн, Иов) Филимон II 04.06.1473 25.07.1473 05.1480 29.07.1481 16.05.1489 18.11.1490 09.1501 Авраамий II 01.05.1502 01.1504 07.02.1507 01.07.1518 28.02.1520 (Василий) 02.04.1525 06.1542 02.07.1542 Евфимий Герасим IV 21.10.1564 Варлаам II 18.03.1565 11.1569 Иосиф II Савватий 16.04.1581 09.01.1586 27.01.1615 Иосиф III 17.12.1617(1618?) Рафаил Журавлев 17.10.1652 Павел II 03.06.1655 05.12.1657 09.06.1658 09.06.1667 14.09.1671 Мисаил Иосиф IV 02.04.1676 06.09.1681 Павел III Моравский 24.12.1681 07.1704 Никита II Тотемский 18.03.1705 01.06.1716 Антоний Одинович 24.03.1724 19.04.1724 22.05.1727 22.05.1727 02.12.1730 25.07.1731 18.05.1739 Вениамин Сахновский Серб 18.05.1739 16.06.1740 30.06.1740 29.07.1749 17.09.1749 08.10.1755 09.10.1755 29.10.1763 Порфирий Крайский 28.12.1763 30.01.1787 06.05.1788 12.09.1788 12.11.1788 10.04.1799 Афанасий III Иванов 10.04.1799 31.12.1799 Мефодий Смирнов 16.01.1918 28.09(11.10).1919 05(18)05.1920 12(25)09.1929

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коломенская епархия открыта в половине XIV столетия и самостоятельно существовала до 1799 г., когда при учреждении губерний одна, большая часть, приходов ее вошла в состав епархии тульской, другая – московской и наименьшая часть приписана к епархии рязанской 2 . В половине XVII в. в состав коломенской епархии входило несколько городов: Коломна, Кашира. Можайск, Тула, Епифань, Гремячей, Орел и другие. Не смотря па частые перемены в составе этой епархии 3 , не смотря на то, что многие города и приходы были приписаны от ней к патриаршей области еще при патриархе Никоне и при епископах коломенских Павле и Александре (после вятском), коломенская епархия была обширною и по богатству занимала далеко не последнее место между тогдашними епархиями. В 1702 г. в ней считалось до 500 церквей 4 . Крестьян на архиерейских вотчинах, по расчету средней цифры, указанной Котошихиным, считалось около 1,500 душ 5 . О богатстве коломенской епархии Павел Алепский считает нужным заметить: «нам говорили, что коломенская епископия самая бедная из всех московских епископий; однакож под управлением ее находится более 15 городов, таких, как Коломна: в них посажены воеводы, под управлением которых более 20,000 деревень с таким числом жителей, о котором можно скорее догадываться, чем счесть. И это у них бедная! тогда как три патриарха антиохийский, александрийский и иерусалимский вместе не имеют столько». Город Коломна, где была епископская кафедра, отличался многочисленностью населения и богатством жителей; в нем происходили ярмарки по понедельникам и четвергам, потому что город находился на двойном торговом пути–сухопутном из Москвы в Грузию и Персию и водном на Казань и Астрахань. В Коломне были 25 деревянных церквей, каменный собор в кремле Покровский, и по обеим сторонам реки монастыри – Преображенский и Богородицкий-Рождественский. Архиерейский дом помещался в кремле, был обнесен деревянным забором и отличался простором и отделкою; с одной стороны от церкви вела в него высокая лестница, с другой – устроен балкон со спуском в великолепный фруктовый сад. Самый дом состоял из двух отделений: одно назначалось для лета; к нему приделан коридор, из которого открывался великолепный вид на далекое расстояние, на подгородные поля, луга, деревни; другое отделение назначалось для зимы; здесь двери обиты были сукном и кожей; в окна днем вставлялись выдвижные рамы со слюдяными стеклами, а на ночь окна запирались ставнями. Для архиерейской свиты и служек на дворе устроено большое каменное здание со сводами, внизу которого помещалась крепкая тюрьма, снабженная в обилии железными цепями, колодами и замками» 6 . Эта тюрьма будет часто встречаться в нашем рассказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Содержание Предисловие Археографическое предисловие Раздел 1. Документы церкви 1. Обращение митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви 2. Обращение церковной общины Князь-Владимирского собора в Ленинградский Совет депутатов трудящихся (Ленсовет) о желании открыть на средства общины лазарет для раненых и больных воинов 3. Список священнослужителей и действующих храмов Русской Православной Церкви в г. Ленинграде, I составленный митрополитом Алексием (Симанским) 4. Объявление Епархиального управления о проведении богослужения в церквях г. Могилева 5. Послание Патриаршего местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского к верующим г. Москвы 6. Телеграмма митрополита Ленинградского Алексия И. В. Сталину о внесении Ленинградской епархией 500 000 руб. на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского 7. Обращение Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия к верующим в связи с поддержкой фашистов православными епископами Прибалтики 8. Определение Патриаршего местоблюстителя, главы Православной Церкви в СССР Сергия митрополита Московского и Коломенского «По делу митрополита Сергия Воскресенского с другими» 9. Рапорт священника Димитриевской церкви Г. Бенигсена начальнику Псковской Православной миссии освобожденных областей России протоиерею Кириллу Зайцу об открытии приюта для сирот, детского сада, церковной школы и ведении им радиопередач на религиозные темы и обращение протоиерея Кирилла Зайца к экзарху Сергию (Воскресенскому) с просьбой передать благословление прихожанам и священнику Димитриевского прихода за их начинания 10. Письмо митрополита Ленинградского и Псковского Алексия председателю исполкома Ленсовета П. С. Попкову с просьбой разрешить издание документального сборника по истории Ленинградской епархии в годы войны 11. Письмо председателя церковного совета Хомутовской церкви Щелковского района Московской области А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии скоро был присоединён к новой епархии г. Клин, а некоторые из приписанных сёл сделались городами, например, Киржач и Покров. Таким образом, Переславскую епархию составляли: епархиальный главный город Переславль и ещё 3 города владимирской губернии, Александров, Киржач, Покров, 5 городов московской: Дмитров, Клин, Руза, Верея, Волоколамск и 1 смоленской – Гжатск, всего 10 городов. Таков состав городов переславской епархии, как видно из представленной выше карты, очень ясно показывает, что при формировании епархии не обращалось внимания ни на этнографическое отношение, ни тем более на административно-политическое. Нужно было облегчить трудность управления московского архиерея, отделить несколько городов от московской епархии и поставить епископов в тех городах, в которых они прежде были; Переславль оказался таким городом, и вот учреждается переславская епархия и Переславль делается кафедральным городом на самом краю епархии. Неудобство выбора Переславля в кафедральный город, впрочем, скоро было замечено. В 1753 году назначен был на переславскую кафедру архимандрит ставропигиального монастыря «Новый Иерусалим» Амвросий, и ему велено иметь пребывание в том монастыре и консисторию перевесть туда же: «потому что, – сказано в указе, – оный монастырь по положению своему в самой средине переславской епархии состоит, так и разстоянием ко всей оной епархии городам пред Переславлем поближе обретается». Из документов архива переславского Даниловского монастыря усматривается, что и другие епархии учреждались, не имея отношения к административному делению губерний, и состав епархий часто изменялся. Например, указом святейшего Синода от 28 мая 1788 года постановлено: «Крутицкой епархии не быть, калужскую присоединить к московской, переславской епархии не быть же, епископа переславскаго перевесть в коломенскую, именуя его Коломенским и Тульским, состоящие в оной епархии монастыри и церкви разделить по другим; Владимирскому епископу именоваться Суздальским и Владимирским», и «епархиею его», замечено в указе, «будет составлять уже вся Владимирская губерния»: вот когда ясно и точно обращено было внимание на соответствие епархиального деления городов с делением их по губерниям. Состав переславской консистории

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Немало перемен произошло в этот период и в состоянии наших епархий. Вследствие нашествия монголов, которые на пути своем истребляли все — и города, и села, и жителей, закрылись четыре древние епархии: Черниговская, Переяславская, Белгородская и Юрьевская; первая — только на время, а последние — навсегда . Другие епархии, подвергшиеся таким же опустошениям, может быть, и не были закрываемы даже на время, но более или менее долго оставались без архипастырей, хотя по имени существовали: о епископе Владимиро-Волынском упоминается только с 1260 г., о Перемышльском — с 1271 г., о Рязанском — с 1284 г., о Галицком — с 1331 г., о Туровском — с 1345 г. Епархия Владимирская на Клязьме не имела своего епископа до 1250 г., потом в продолжение четырнадцати лет управляема была митрополитом, с 1274 г. имела своих епископов, которые назывались Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими, а с 1299 г. окончательно перешла в ведение Русских митрополитов . Между тем одна за другою возникали новые епархии. Около 1250 г. открыта епархия Холмская по воле галицкого князя Даниила, который, украсив Холм после нашествия Батыева, переместил в него епископскую кафедру из Угровеска. В 1261 г. открыта епархия в Сарае — самой столице татарских ханов; около 1271 г.— в Твери; около 1347 г.— в Суздале; около 1360 г.— в Брянске, куда собственно перенесена кафедра епархии Черниговской; в 1383 г.— в Перми. С 1288 г. упоминается епархия Луцкая, с 1353 г.— Коломенская, с 1389 г.— Звенигородская, которая, впрочем, открыта была только на короткое время. Жители Пскова, издавна находившиеся под властию Новгородского владыки, желали иметь у себя особую епархию и в 1331 г. просили митрополита поставить им епископом избранного ими Арсения, но получили отказ. Таким образом, к концу XIV и в начале XV в. число епархий в Русской Церкви возросло до восьмнадцати, если не считать Звенигородской. Девять из них, со включением епархии митрополичьей, находилось в Руси Северо-Восточной: Владимиро-Московская, заключавшая в себе Владимир, Москву, а иногда Нижний Новгород и Городец, Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская. А девять — в Руси Юго-Западной, кроме Киева, принадлежавшего с некоторыми другими городами к епархии митрополичьей: Черниговская, или Брянская, Полоцкая, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Холмская, Туровская и Луцкая .

http://sedmitza.ru/lib/text/435873/

Доклад Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского на пленарном заседании XVIII Рождественских чтений. " Состояние духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_72210.html 27 января 2010 Доклад Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского на пленарном заседании XVIII Рождественских чтений. " Состояние духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области " Источник:  религиозного образования РПЦ МП Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Международные Рождественские чтения – это, пожалуй, самый представительный форум в нашей стране, где с точки зрения Православия обсуждаются проблемы образования и воспитания. Поэтому я очень рад возможности поделиться сегодня с участниками чтений опытом просветительской деятельности Московской епархии в последние годы. На протяжении почти всего ХХ века наша Церковь была лишена возможности осуществлять многие традиционные для нее формы общественного служения. Когда же в жизни общества произошли перемены, мы все оказались несколько неподготовленными к той свободе деятельности, перед лицом которой оказались. Каждый из нас в своей епархии стремился прежде всего развернуть реставрацию возвращенных поруганных святынь и строительство новых храмов. И оказалось, что это гораздо быстрее можно было сделать, чем вернуть народу веру и возродить благочестие. В этой связи можно вспомнить сорокалетнее странствование в пустыне иудеев, ведомых пророком Моисеем, в ожидании, что народ за это время изживет психологию рабства. Поскольку проблемы современной просветительской деятельности Церкви интересны всем, хочу поделиться с вами опытом Московской епархии. Сразу оговорюсь, что, если бы мы в своей работе ограничивались лишь возможностями духовенства и не опирались на благожелательную поддержку властей, педагогической и родительской общественности, нам многого бы не удалось достичь.

http://religare.ru/2_72210_1_21.html

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил торжества, посвященные 15-летию освящения храма в честь Рождества Христова в подмосковном Домодедове 3 апреля 2017 г. 15:24 2 апреля 2017 года, в Неделю 5-ю Великого поста, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Христорождественском храме г. Домодедово. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Домодедовского церковного округа Московской областной епархии протоиерей Владислав Гусар, настоятель храма протоиерей Александр Васильев, регент хора духовенства Московской епархии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» деревни Чурилково священник Сергий Голев и духовенство благочиния. За богослужением молились глава городского округа Домодедово А.В. Двойных и Л.П. Ковалевский, бывший глава городского округа, при котором началось строительство храма. За Литургией митрополит Ювеналий совершил две хиротонии: священническую диакона Олега Боброва и диаконскую чтеца Алексия Лунева. По окончании Литургии с приветственным словом к архипастырю обратился настоятель храма протоиерей Александр Васильев, поблагодаривший владыку за праздничную службу, приуроченную к 15-летию храма Рождества Христова. Митрополиту Ювеналию была преподнесена икона преподобной Марии Египетской. Затем архиерей обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом: «Дорогой Александр Владимирович, дорогой Леонид Павлович, дорогой отец Александр! Всечестные отцы, дорогие и возлюбленные братья и сестры! С сердечной радостью я пребываю сегодня в этом святом храме в те дни, когда мы уже идем к завершению Великого поста. В конце этой недели в церковных стенах запоют о том, что мы совершили спасительную Четыредесятницу, и после этого будем воспоминать страдания Господа нашего Иисуса Христа, которые Он ради нас и ради нашего спасения принял на Себя. Сегодняшнее Евангельское чтение как раз повествует о том, что говорил Господь Своим ученикам, чтобы подготовить их заранее, какие нечеловеческие страдания Он примет ради нашего спасения.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил восстановленный храм Входа Господня в Иерусалим в подмосковной Верее 18 ноября 2013 г. 18:40 17 ноября 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения храма Входа Господня в Иерусалим г. Вереи Наро-Фоминского района Московской области. Его Высокопреосвященству сослужили почетный настоятель Никольского собора г. Наро-Фоминска епископ Илиан (Востряков) , благочинный монастырей Московской областной епархии епископ Серпуховский Роман , благочинный церквей Наро-Фоминского округа протоиерей Олег Митров, а также духовенство благочиния. Перед богослужением у входа в храм митрополита Ювеналия приветствовал глава Наро-Фоминского муниципального района А.Н. Баранов. По окончании Литургии митрополит Ювеналий обратился к верующим с архипастырским словом: «Возлюбленные о Господе владыки, отцы, братия и сестры! Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о том, как Господь помогал людям, совершая сверхъестественные дела, называемые чудесами. Женщина, которая всю жизнь страдала, и ей не помогали врачи, по своей вере, лишь прикоснувшись к одежде Спасителя, получила тотчас исцеление. А начальник синагоги Иаир ждал Господа в свое жилище. Христос туда и направлялся по его просьбе, потому что, как он сказал, его двенадцатилетняя дочь была очень больна. По дороге же он получил известие, что она скончалась, и пришедшие его близкие говорили: " Не утруждай Учителя, потому что скончалась дочь твоя " . А Христос ему сказал: " Не бойся, только веруй " (Лк. 8:50). И вот, по его вере Господь воскресил умершую двенадцатилетнюю девочку. В Евангелии много описано чудес Христовых, которые являются для нас назиданием. Так совпало, что сегодняшнее Евангелие своими описаниями дает нам возможность сравнить и то, что свершилось с этим древним святым храмом. Он тоже был мертв перед лицом жителей города и тех, которые когда-то в 1929 году закрыли его. И он по существу в глазах людей был уже мертвецом: ограды не было, пострадал он и во время войны, и место это было в запустении.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010