В новом томе можно ознакомиться с публикациями, рассказывающими о таких видных иерархах Русской Церкви, как Иоанникий (Горский, 1810-1811 – 1877 гг.), архиепископ Херсонский и Одесский; Иоанникий (Ефремов, 1863-1914 гг.), епископ Белгородский, викарий Курской епархии; Иоанникий (Казанский, 1839-1919 гг.), архиепископ Архангельский и Холмогорский; Иоанникий (Никифорович-Полонский, 1742-1819 гг.), архиепископ Подольский и Брацлавский; Иоанникий (Образцов, 1792-1793 – 1880 гг.), епископ Кавказский и Черноморский; Иоанникий (Сперанский,1885-1969 гг.), епископ Красноярский, викарий Новосибирской епархии. Из ныне здравствующих иерархов Московского Патриархата в новом томе отмечен Иоанникий (Кобозев, род. 1938 г.), митрополит Луганский и Алчевский. В 25-м томе нашла отражение в отдельных публикациях жизнь и деятельность Патриархов Константинопольских: Иоанникия I (Патриарх в 1524-1525 гг.), Иоанникия II Линдиос (сер. XVII в.), Иоанникия III Караджа (Патриарх в 1761-1763 гг.), а также Иоанникия, Патриарха Александрийского (1657 г.). Здесь же присутствуют статьи, посвященные Архиепископам Сербским: Иоанникию I (1279 г.), св. Иоанникию II (1354 г.) и Иоанникию II, болгарскому Патриарху Тырновскому (ок. 1375 г.). Следует отметить и материал об Иоанникии, Архиепископе Кипрском (Предстоятель в 1840-1849 гг.). Особого внимания заслуживает размещенная в 25-м томе обширная статья, которая рассказывает о жизненном пути, церковной и просветительской деятельности выдающегося западнорусского духовного писателя, полемиста и проповедника Иоанникия (Галятовского), архимандрита Черниговского Елецкого монастыря и одного из ректоров Киево-Могилянской академии, внесшего большой вклад в развитие богословия и образования в Киевской митрополии в XVII в. Большой интерес представляют материалы, который знакомят читателя с деятельностью видных грузинских церковных деятелей Иоанна-Зосима, гимнографа Х в., и прп. Иоанна-Торникия, подвижника монашеской жизни, также совершавшего свое служение в Х в. Исключительно интересна статья, повествующая об Иоанне-Нектарии (Евграфе Ковалевском, 1905-1970), бывшем епископе Сен-Денийском (РПЦЗ), который явился основателем и первоиерархом Французской Православной Церкви галликанского обряда — православной церковной структуры, основанной на латинской богослужебной традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Кобозев Василий. На вершину Афона Кобозев Василий. На вершину Афона     Паломники не без основания говорят, что когда приезжаешь в главный порт Афона Дафни, то над тобой руководство берет сама Богородица. Все что, было запланировано не сбывается, а получается даже лучше. Я был осведомлен на счет этого, однако, никак не предполагал, что мои планы начнут меняться уже в аэропорту Домодедово. Надо сказать, что я очень хотел подняться на вершину Святой Горы, но все мои советчики говорили, что одному лучше этого не делать – легко заблудиться, надо обязательно кого-нибудь найти в попутчики. Поэтому, я изначально был настроен найти на Афоне провожатых на вершину. Но так получилось, что я их нашел уже в аэропорту… Стою в очереди на регистрацию и вижу группу людей с рюкзаками и во главе группы батюшка с афонской скуфейкой на голове, худощавый аскет – в общем, иеромонах, думаю. Сразу появилась уверенность, что они тоже едут на Афон, и что мне нужно непременно с ними поговорить. Но вот, они прошли регистрацию и затерялись в огромном зале аэропорта. Брожу я туда-сюда по магазинам, жду рейса, который еще и задержали на 1,5 часа, и вдруг вижу среди сидячих мест в зале ожидания знакомую скуфью. Подошел, по соседству с батюшкой обнаружилось свободное место, сел рядом, собрался с духом и спросил: «Батюшка, вы на Афон?». Выясняется, что да, действительно туда, и не просто, а в первый день планируют подниматься на вершину. Эта встреча была видимо настолько гладко «запланированной», что я тогда принял этот факт, как сам собой разумеющийся. Таким образом, я ощутимо для себя встал на тропу, которой Игуменья Святой Горы Афонской проводит паломников, сподобившихся этого удивительного путешествия. Ведь то, что я нашел эту группу людей, не постеснялся попроситься с ними, то, что они так дружелюбно приняли меня и с ними я 10 дней пребывал на Афоне – все это я считаю для себя явным чудом, свидетельствующим, что о каждом из нас с любовью заботятся там, на небесах!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1826

В основу наших рассуждений необходимо положить тезис, что нация сама по себе не может пониматься как некая самодостаточная чисто этническая, или политико-этническая, или гражданско-политическая общность того или иного народа или народов. В миростроительном плане нация не есть источник самой себя; нация есть следствие общего духа, следствие духовной идеи, объединившей души народа в единое мировоззренческое целое, а именно – в понимание смысла жизни и цели своего существования и, соответственно, определившей национальный образ жизни. Поэтому нация есть не столько этническая и социальная категория, сколько духовная, а ещё точнее – духовно-религиозная категория. Предметная сущность нации характеризуется через понятие национальности. По мнению докладчика, национальность имеет две составляющие – материальную и идеальную. Материальным содержанием национальности является история народа. История триединого Русского народа – великороссов, малороссов и белорусов - есть основное материальное содержание нашей национальности, есть видимое, овеществлённое проявление национального Русского духа. Вспоминая Н.А.Бердяева, можно сказать, что история народа есть «объективация» его национальности. Отсюда вывод: какая у народа история, такая же и характеристика его национальности; верно и наоборот: каков национальный характер, такая и история. А нет у народа истории – нет у него и национальности. Поэтому чтобы лишить народ его национальности, надо лишить его национальной истории. Вывод: если забудем о нашей русской истории – забудем и о своей русской национальности. Кроме материальной сущности в виде истории, национальность имеет и идеальную сущность. По мнению присутствующего здесь Игоря Николаевича Острецова в сущности человека, как структурной единицы, поля как формы материи больше всех других её форм. Советский учёный Николай Иванович. Кобозев профессор физикохимии МГУ в своём исследовании в области термодинамики процессов информации и мышления доказал, что энергия мышления человека, энергия его сознания не может обеспечиваться и быть объяснена только физико-химическими процессами. За процессы мышления и памяти не могут быть ответственными ни биологические клетки, ни молекулы, ни даже атомы и другие элементарные частицы. Источник энергии сознания человека находится вне его материального мира.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/25/...

Томского техн. инст. Михайленко, представленная 21 августа от имени томского Комитета партии к.-д. Сибирскому правительству. Автор записки набрасывает план организации Восточного фронта при участии союзников. Попутно в ней характеризуется военная активность немцев. «Во второй половине февраля н.г., большевистский комиссар для Сибири, Кобозев, представил в Совет народных комиссаров обширный доклад о неустойчивости советской власти в Сибири. Этот доклад вызвал тревогу в германо-большевицких кругах и был яблоком раздора между комиссарами – Лениным, Троцким, Подвойским и Раскольниковым, с одной стороны, Дыбенко, Бонч-Бруевичем и комиссарами Балтийского флота – Забелло, Мясоедовым и Измайловым – с другой. Германский штаб, по ознакомлении с упомянутым докладом, поручил своему отделению в Петрограде командировать для проверки тезисов доклада Кобозева опытных агентов… По их представлению были осуществлены следующие мероприятия: 1 . В Перми, Самаре, Саратове, Казани, Царицыне и Астрахани учреждены отделения германского генерального штаба для подготовки Приволжского фронта на случай наступления сибирских войск и союзников с востока, причём по разработанному уже германскими офицерами плану главные бои должны произойти между Уральским хребтом и Волгой, западный берег которой должен служить последней укреплённой позицией. 2 . В Казань, где находятся большие запасы готовых и сырых артиллерийских материалов, усиленные вывезенными с Мурмана и из Архангельска военными грузами, командированы германские химики и артиллеристы для организации вблизи фронта снабжения. 3 . В Сибири вооружено до 23 марта 62.800 военнопленных, которым было предложено принять русское подданство; во главе этих вооружённых сил находился австрийский полковник Байер, а с мая месяца военный агент при графе Мирбахе – ф. Ульрих и майор Бах». Большевицкий историк называет записку «очевидным шерлокхолмским шедевром буржуазной клеветы и дикой инсинуации, лженамеренно оттеняющими германофильство советской власти». Можно допустить, что в записке имеются преувеличения, но ведь нам важна сущность дела – общее его направление, а не детали. Рисуя план антигерманского выступления, записка говорила: «Наступление сибирск[ой] армии потребует от германского верховного командования переброски значительных сил с запада на восток, так как, кроме сибиряков, наступление немедленно начнётся и в других местах: на Украине – армии ген. Скоропадского, северо-кавказских отрядов ген. Алексеева, Деникина, Эрдели; отрядов Дутова, Семёнова и других, которые вне зависимости от их политической идеологии могут быть объединены на общей платформе – войны с Германией; несомненно, усилится финская федеративная партия, возглавляемая Маннергеймом. Германскому командованию придётся поэтому бросить на русские фронты большие силы и затратить огромную энергию на войну на Приволжском фронте, где продовольственный вопрос обострён и где железные дороги немногочисленны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Архив Пн Вышел в свет очередной номер журнала «Вопросы теологии» 2 октября 2023 г. 11:35 Вышел в свет третий номер журнала «Вопросы теологии» за 2023 год. Журнал издается с 2018 года Санкт-Петербургским государственным университетом. Основателями «Вопросов теологии» выступили СПбГУ и Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия . Задача журнала — представление актуальных научных исследований по всему спектру конфессиональных исследовательских направлений и специальностей группы 5.11 — теология. Номер, размещенный в открытом доступе на сайте Издательства СПбГУ , открывается рубрикой «Теология и горизонты естествознания», в которой помещены две статьи: «Принцип простоты в богословии Ньютона и социниан» и «Теология и термодинамика жизни и сознания в научном наследии Н.И. Кобозева (1903-1974)». Автор первой статьи, исследователь из НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) И.Т. Регульский, описывает, как доктринальный принцип простоты приводит ученых Польских братьев (социниан) и Исаака Ньютона к сходным решениям ряда теологических вопросов библейской герменевтики, полемики с учением о Троице, устройства христианской общины, границ адиафоры, условий спасения и веротерпимости, а также его значение в формирования «антиметафизического» подхода к построению богословия. В следующей далее статье академик РАН, кандидат богословия священник Сергий Кривовичев (Кольский научный центр РАН, Апатиты) рассматривает труды профессора Московского университета Н.И. Кобозева (1903-1974), видя в них образец «теологических естественно-научных построений». Размышляя о несовместимости закона тождества в мышлении и закона энтропии для атомно-молекулярных множеств, Н.И. Кобозев пришел к идее невозможности эволюционного перерождения функций информации в функцию мышления. В статье анализируется вывод Н.И. Кобозева о том, что изначальной данностью человеку мышления связывается понимание Бога как источника антиэнтропии в мире. Эти две работы продолжают публикацию в журнале междисциплинарных статей, работ «на стыке», которые нацелены на раскрытие взаимодополнительности теологического мировоззрения и естественнонаучного горизонта научно-познавательной деятельности человека.

http://patriarchia.ru/db/text/6064212.ht...

Профессор Московского университета, философ А.И. Введенский в 1914 г сформулировал закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Смысл этого закона в том, что роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения абсолютно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических или душевных явлений, включая Сознание. Крупнейшие специалисты по нейрофизиологии, лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел признавали, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, нужно понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. Ученые признали, что это сделать невозможно. Великий ученый, профессор МГУ Николай Кобозев в своей монографии показал, что ответственными за процессы мышления и памяти не могут быть ни клетки, ни молекулы ни даже атомы 2 Существует доказательство отсутствия связи между Сознанием и работой мозга, понятное даже людям, далеким от науки. Вот оно. Предположим, что «Я» (Сознание) является результатом работы мозга. Как точно известно нейрофизиологам, человек может жить даже с одним полушарием мозга. При этом он имеет Сознание. У человека, который живет только с правым полушарием мозга, безусловно присутствует «Я» (Сознание). Соответственно можно сделать вывод, что «Я» не находится в левом, отсутствующем, полушарии. У человека с единственным функционирующим левым полушарием тоже есть «Я», следовательно «Я» не находится в правом полушарии, отсутствующем у данного человека. Сознание остаётся вне зависимости от того, какое полушарие удаляется. Значит, у человека нет области мозга, отвечающей за Сознание, ни в левом, ни в правом полушарии головного мозга. Приходится делать вывод, что присутствие сознания у человека не связано с определенными областями мозга. Может быть, Сознание делимо и с потерей части мозга оно не умирает, а только повреждается? Научные факты и не подтверждают и это предположение. Профессор, д.м.н. Войно-Ясенецкий описывает: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который, несомненно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить» 3 .

http://azbyka.ru/smogu-li-ya-ubit-ya-ili...

И уже через год Хошутова было не узнать. Шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов, длинными лентами окружили Хошутово со стороны ветров пустыни и зауютили неприветливые усадьбы. Около школы Мария Никифоровна задумала устроить сосновый питомник, чтобы перейти уже к решительной борьбе с пустыней. У нее было много друзей в селе, особенно двое — Никита Гавкин и Ермолай Кобозев, — настоящие пророки новой веры в пустыне. Мария Никифоровна вычитала, что посевы, заключенные меж полосами сосновых насаждений, дают удвоенные и утроенные урожаи, потому что дерево бережет снежную влагу и хранит растение от истощения горячим ветром. Даже шелюговые посадки увеличили намного урожай трав, а сосна — дерево попрочней. Хошутово извека страдало от недостатка топлива. Топили почти одними смрадными кизяками и коровьими лепешками. Теперь шелюга дала жителям топливо. Крестьяне не имели никакого побочного заработка и страдали от вечного безденежья. Та же шелюга дала жителям прут, из которого они научились делать корзины, ящички, а особо искусные — даже стулья, столы и прочую мебель. Это дало деревне в первую зиму две тысячи рублей приработка. Поселенцы в Хошутове стали жить спокойнее и сытее, а пустыня помалости зеленела и становилась приветливей. Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи. Мария Никифоровна пополнела, несмотря на заботы, и еще больше заневестилась лицом. 5 На третий год жизни Марии Никифоровны в Хошутове, когда стоял август, когда вся степь выгорела и зеленели только сосновые и шелюговые посадки, случилась беда. В Хошутове старики знали, что в этом году должны близ села пройти кочевники со своими стадами: через каждые пятнадцать лет они проходили здесь по своему кочевому кольцу в пустыне. Эти пятнадцать лет хошутовская степь паровала, и вот кочевники завершили свой круг и должны явиться здесь снова, чтобы подобрать то, что отдохнувшая степь вымогла из себя.

http://azbyka.ru/fiction/peschanaja-uchi...

В период формирования фамилий люди искусства, музыканты, певцы, танцоры не составляли отдельной профессиональной группы – они или состояли в дворне магнатов, или были любителями, играли и пели на потеху одностаничникам в свободное от работы время. Бродячие музыканты и певцы, «шпыни», наиболее близкие к профессионалам, подвергались гонениям со стороны властей наряду с нищими и бродягами. О музыкальности населения Подонья и о вечной тяге народа к искусству говорят многочисленные фамилии, происходящие от прозвищ бандуристов, кобзарей, скрипачей, плясунов, сказочников: Бандурин (Грушевская, Кундрюченская); Бандуристов (Кочетовская), от бандура; Гудков (Багаевская и др.), от гудок, старинная трехструнная скрипка; Дудаль (Трехостровская); Дударев (Вешенская); Дудочкин (Кременская); Дудниченков (Аксайская), от дудка или волынка; Бирюлин (Вешенская, Есауловская), от бирюля – во владимирском говоре дудочка, свирель, сопелка; Гуселыциков (Старочеркасская), от гусли; Кобозев, Кобызев (5 станиц), от кобза, род бандуры, восьмиструнная балалайка; Кувичкин (Чернышевская), от кувички, свирель; Скрипкин (Заполянская, 1744 г.); Скрипачев (Золотовекая, Семикаракорская), Скрыпников (Грушевская), от скрипка; Рылыциков (Кундрюченская, Константиновская), от рыле, лира, трехструнный музыкальный инструмент; Роговщиков (Есауловская), от рог – духовой инструмент, труба, издающая только один звук; Пищиков (Мечетинская, Ольгинская); Свистунов (Атаманская, Вешенская); Плясиков (Кременская); Плясов (Велико-Княжеская, Нижнекурмоярская); Щпынев (Вешенская), от шпынь, нищий, слепой музыкант, шут, балагур; Штукарев (Новогригорьевская, 1745 г.), от штукарь, фокусник, фигляр, скоморох; Шутов (Велико-Княжеская); Шутько, Шутьков (Старочеркасская), от шут, скоморох, балагур, весельчак; Сказоватой, Сказоватов (Березовская); Баев (Филипповская); Байков (Богоявленская); Рассказов (Вешенская), от прозвища умелого рассказчика, сказочника, сказителя. Прозвища военных музыкантов легли в основу фамилий Барабанщиков (Старочеркасская) и Литаврщиков (Старочеркасская), от литавры, парные барабаны в виде медных полушарий, затянутых кожей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Причем Сознание сохраняет свои качества, память, и его послесмертная жизнь является естественным продолжением земной жизни. А значит, если здесь, в земной жизни, Сознание было поражено какой-то болью, болезнью, горем, освобождение от тела не будет освобождением от этой болезни. В послесмертной жизни участь больного сознания еще более печальна, чем в земной жизни, потому что в земной жизни мы можем всё или почти всё изменить — с участием своей воли, помощи других людей, новых знаний, изменения жизненной ситуации, — в ином мире такие возможности отсутствуют, и поэтому состояние Сознания более стабильно. То есть самоубийство — это консервация болезненного, невыносимого состояния своего Сознания на неопределенный срок. Вполне возможно — навечно. А отсутствие надежды на улучшение своего состояния многократно повышает болезненность любых мучений. Если же мы действительно хотим отдыха и приятного мирного покоя, то наше Сознание должно достичь такого состояния ещё в земной жизни, тогда после естественной смерти оно сохранит его. Автор хотел бы, чтобы после прочтения материала Вы самостоятельно попытались найти истину, перепроверить данные, изложенные в этой статье, прочитать соответствующую литературу из области медицины, психологии и нейрофизиологии. Надеюсь, что, узнав об этой области больше, Вы откажетесь от попытки суицида или совершите её только в том случае, если будете уверены в том, что с помощью нее Вы действительно сможете избавиться от Сознания. Примечания: 1 Плотин. «О бессмертии души». 2 Н.И. Кобозев. Исследования в области термодинамики процессов информации и мышления. 3 В.Ф. Войно-Ясенецкий. «О духе, душе и теле». 4 В.Ф. Войно-Ясенецкий. «О духе, душе и теле». 5 Дж. Экклз, У. Пенфилд. «Тайна человека». 6 W. Penfield. The mystery of the mind. 7 В.Ф. Войно-Ясенецкий. «О духе, душе и теле». 8 Меня благословили на изучение «Зазеркалья». Интервью Н.П. Бехтеревой газете «Волжская правда», 19 марта 2005 года. 9 Н.П. Бехтерев. «Магия мозга и лабиринты жизни». 10 O. Lodge. Raymond or life and death. O. Lodge. The survival of man. 11 W. Crookes. Researches in the phenomena of spiritualism. 12 Myers. Human personality and its survival of bodily death. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/smogu-li-ya-ubit-ya-ili...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОБОЗЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Михаил Кобозев с семьей Михаил Иванович Кобозев (Кобзев) ( 1874 - 1937 ), протоиерей , священномученик Память 10 декабря , в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 25 января 1874 года в селе Спас-Леоновщина Егорьевского уезда Московской губернии в семье диакона церкви Преображения Иоанна Львовича и Марии Гавриловны Кобозевы. Крещён он был 5 февраля в той же церкви, воспреемниками были брат и сестра отца - Дмитрий и Мария Кобозевы. В 1892 году окончил Скопинское духовное училище с правом поступления в Рязанскую духовную семинарию. Однако учёбе Михаил предпочёл практическую деятельность. Два года он был практикантом при церковноприходской школе села Дымова Скопинского уезда. В 1894 году получил свидетельство о звании учителя начальной школы. Свою самостоятельную педагогическую деятельность Михаил начал в приходской школе села Мурзинка Скопинского уезда Рязанской губернии. В 1897 году он обучался на церковно-учительских певческих курсах, которые закончил очень успешно, о чём имел соответствующее свидетельство. Женился на Софии Николаевне. Дети: Николай, Иван, Вера, Антонина, Анна, Михаил (1915 г.р.). В 1898 году был рукоположен во диакона епископом Рязанским и Зарайским Мелетием (Якимовым) и определен к Духовской церкви села Благие Раненбургского уезда Рязанской губернии. Одновременно с пастырским служением преподавал детям Закон Божий в Бахметьевско-Благовской церковноприходской школе. В 1910 году был перемещён диаконом в раненбургскую Вознесенскую церковь . В то время у Михаила Ивановича и Софии Николаевны было шесть детей, уже в Раненбурге в 1915 году в семье Кобозевых родился ещё один сын – Михаил. Они поселились в небольшом доме на Площадной улице (ныне это улица Калинина). В " Ведомости о Вознесенской церкви… " в графе " Сведения о поведении священнослужителей с их семействами " об отце Михаиле сделана краткая запись: " Весьма прехорошего " .

http://drevo-info.ru/articles/13677820.h...

  001     002    003