у того же автора: «Пессимизм в яз. Риме» (ibid., стр. 615 сл.). 3915 Проф. Б.М. Мелоранский, Из лекций по ист. и вероучению древн. христ. Церкви, 1910, стр. 100. Пессимистический характер гностицизма признает и проф. Болотов, полагая, что именно этим гностическое учение особенно резко отличается от «здорового оптимизма христианства» (См. Лекц. по ист. древн. Церкви, т. II, 1910. стр. 182). 3916 Такое же подразделение еврейской эсхатологии на «мессианизм» и «апокалиптику» проводит Буссе в своем сочинении: Die Religion des Judentums im neutestamentlichen Zeitalter (III, 4). Показателем исторической данности мессианизма может служить явно мессианическое место пророчества Осии (VIII в.), именно 3, 5, не говоря уже об известном пророчестве XI гл. Исаии, где между прочим особенно ярко подчеркивается грубо-материалистическая надежда иудеев «ограбить всех детей Востока» при содействии их националистического Мессии... Что касается апокалиптики, то ее исходным пунктом приходится считать книгу пр. Даниила, не восходящую по своей давности дальше II в. до Р. X. Здесь же впервые и мессианическая идея приобретает универсальный характер (7, 13–15). 3917 Все еврейские апокалипсисы относятся к разряду апокрифов и появились в промежуток времени между 159 г. до Р. X. и 100 по Р. X (См. хорошее издание их немецких переводов: Е. Kautzsch. Die Арокгурнеп und Pseudepigraphen des Alten Testaments). О воскресении мертвых упоминается в следующих из них: Дан.: 12 2; Кн. Еноха: XII 11–13, LI, XCI 10, XCII 3; I кн. Варуха: XXX, XLII 7, L 2–3; IV кн. Ездры: VII 31–32, XIV 35; Завещ. Иуды:: XXV; Завещ. Вениамина: X: Жизнь Адама: 28 39; Псалм. Соломона: III 12; IV кн. Сивилл: 181. Указываю по Кауцшу, за исключением мест смысл которых относится лишь косвенно к идеи воскресения. 3918 См. Р. Volz, Jüdieche Eschatologie von Daniel bis Akiba, 1913, S. 7 u. 129–130. Фольц полагаете, что учение о воскресении, впервые твердо воспринятое фарисеями в узко-пиетических и национальных формах, было плодом еврейского религиозного творчества, и лишь универсализация этого учения в смысле распространения его на все человечество могла быть навеяна извне, путем восприятия чуждых иудейству космологических спекуляций. Буссе (Die Rei. d. Judentums, III, 4) тоже это молчаливо предполагает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Hagae, 1851. Также Arens – de evangelior apocryphor. usu. 1835; Hoffmann – Das Leben Jesu nash den Apocryphen – Leipz. 1851. Об отдельных апокрифах много статей в немецких журналах и особых исследований Эвальда, Кестлина, Дилльмана, Нича, Фолькмара, Гильгенфельда (его же отдельное издание вновь исследованных апокрифов ветхозаветных „Messias iudaeorum“. Lipsiae 1869). На францусском языке: Pons Recherches sur les apocryphes de Nouveau Testament. Montoban. 1850. M. Nicolas-Etude sur les evangiles apocryphes. Paris. 1865. Из общих статей о псевдоэпиграфах В. и Н. Зав. см. статьи Гофмана и Дилльмана в Real-encyclopedie v. Herzog. Т. XII. Моверса об апокриф. лит. в Κirchen-Lexicon Wetzer und Welte. На русск. языке об апокрифах касающихся ветхозаветных лиц и событий исследование Порфирьева. Казань. 1873, и архим. Михаила в „Чтениях Общ. Люб. Дух. Просв.“ 1872, кн. I. Об апокрифических евангелиях свящ. Альбова, в „Христ. Чтении“ 1871 г. 1 и 7 и 1872 г. 6, 7 и 8 и в „Трудах Киев. Дух. Акад. 1861 г., перевод из Фреппеля, об апокрифах касающихся Успения Божией Матери, свящ. Смирнова и Ф. Эмина в „Правосл. Обозрении“ 1873 г. 4, 1874 1 и 1876 г. 1. Из общих статей в Энциклопед. словаре изд. русск. учеными в 1862 г. Т. V. 28 См. Иринея против ересей, кн. I, гл. XX, 1; кн. III, гл. XI, 9. Епифан. Панарий ер. XXVI, 2, 8, 12; ер. XXX, 13, 15, 23. Ориген Homil. 1 in Luc. Иероним Praefat. in Math, и много других мест у писателей церковных, которые по местам будут указываемы ниже. 29 Вопрос о происхождении древних апокрифов весьма сложный и недостаточно разъясненный. Мы не можем входить здесь в подробное рассмотрение его, но лишь коснемся в нем тех сторон, которые имеют отношение к нашему предмету. Большая часть исследователей, занимавшихся древними апокрифами, слишком сильно, нам кажется, настаивают на сектантском происхождении их. Напр. главный авторитет в этом деле Тишендорф склонен видеть сектантское происхождение и сектантский характер не только в таких апокрифах, как Евангелие Фомы, но и в таких как первоевнгелие Иакова и евангелие Никодима (особенно во второй его части – descensus ad inferos); но вопрос о происхождении апокрифических сказаний и отношении их к древнему сектантству у Тишендорфа, по нашему мнению, самая слабая часть как в его рассуждении de origine et usu apocryphorum, так и в его Prolegomena-x к изданиям апокр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

По другим источникам (не знаем впрочем, насколько достоверным) известно, что Иларион скончался в 1191 г., пробыв на своей кафедре 30 лет (см. у Мартынова в Annus. Eccles. р. 956, col. 1). Следовательно, его посвящение архиепископом Евстафием должно быть относимо к 1134 г. 22) Иоанн Комнен, в мире Адриан, сына Исаака Комнена, старшего брата императора Алексея Комнена (который 1081–1118; в каталоге Дюканжа, который на сем архиепископе кончается). Когда именно был поставлен и умер, неизвестно; присутствовал на константинопольских соборах 1143 и 1156 годов (деяния первого собора, бывшего против зараженных богомильскою ересию двух епископов и одного монаха, у Алляция в De perpetuaconsensione Eccles. Lib. II, сар. XII, р. 671 sqq, и у Ралли и Потли V, 83 sqq, – здесь архиепископ, вероятно, не задолго перед тем посвященный, еще с своими мирскими чинами и титулами – πανσε’ βαστος σεβαστς κα με’ γας Δργγα’ ριος; деяния второго собора, бывшего против Пантевгена Сотериха, в издании Анжело Майо Spicilegium Romanum, t. X, рр. 61, 85 и 89. Палаузов, в статье о синодике Бориса, в 91 кн. Временника стр. 7, утверждает, что архиепископ Иоанн присутствовал еще на константинопольском соборе 1140 года; но на сем последнем соборе архиепископа болгарского не было, см. его деяния у Алляция ibid. р. 644, и у Ралли и Потли V, 76). 23) Константин I-й. Поставлен неизвестно когда до 1160 г.; по участию в происходившем тогда у греков одном богословском споре, за сопротивление голосу большинства осужден вместе с другими упорными и низведен с престола константинопольским собором 1166 г. (см. Алляция De perpetua consensione Eccles. Lib. II, cap. XIV, р. 689, cfr синодик в Древн. Росс. Вивлиофике ч. VI, стр. 430; о самом споре, который велся о словах Писания: Отец мой болий Мене есть ( Ин.14:28 ), см. Киннама кн. 6, гл. 2, Хониата кн. 7, гл. 5, у Hefele в Conciliengeschichte 13, 55, 604, а самые деяния соборные в издании Анжело Майо Scriptorum veterum nova collection, t. IV сначала). 24) Неизвестный по имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

626 «Слово Божие, – говорит свт. Тихон Задонский , – нужно с молитвою начинать, с молитвою читать или слушать, с молитвою и благодарением кончать» (Творения. Изд. 5-е. Том II. С. 8) «Когда садишься читать или слушать читающего (слово Божие), – говорит преп. Ефрем Сирин , – помолись прежде Богу, говоря: “Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне слова Твои и исполнить волю Твою. Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс.118:18 ). Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое”. Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на свое разумение, впали в заблуждение» (Добротолюбие. М., 1895. Т. II. Изд. 1-е. С. 468 (ср. С. 465–468). 629 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блажен. отец. Изреч. Аввы Пимена, § 59, еп. Игнатий Брянчанинов . Отечник. Изд. 3-е. СПб., 1891. § 61. С. 309. Общие причины или поводы ко грехам, по мнению преп. Исаака Сирина , суть: женщины, вино, имущество, власть, телесное здоровье и т. п. Это, говорит св. Исаак, не суть собственно грехи, но они приводят ко грехам по нашей удобопреклонности к греховным страстям (Добротолюбие. Т. II, § 176. С. 706–707). 669 Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 9. О хранении чувства зрения. С. 35. Ср. Древний Патерик. Гл. 4, § 65. 676 Древний Патерик. Гл. 10, § 11; Достопамятные сказания о подвижничестве свв. и блаженных отцов. М., 1845, С. 27–28. 681 Преп. Феодор Студит . Огласительные поучения. Изд. 2-е Калуга, 1896. Поучение 30. С. 118–119; ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Слово 15, § 30. О хранении чувств. См. также наставление преп. Антония Римлянина, Новгородского чуд. (XII в.) об охранении чувств, помещенное в его житии//Архиеп. Филарет. Русские святые, чтимые всей Церковью или местно. Изд. 3-е. СПб., 1882. С. 467–468. 687 Св. Климент Александрийский . Педагог. Кн. 2, гл. 10 (О сквернословии); гл. 7 (О многословии). Ср.: Душеполезный собеседник. 1894. С. 253–255 (статья «Бойся греха сквернословия»). См. также: Еп. Виссарион. Душеполезное чтение. 1902. Ч. III. О сквернословии. С. 586–591.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   Образец сгущения райского вещества совершился при успении Божией Матери. За несколько дней до сего святого успения предстал Пресвятой Деве Архангел Гавриил с сияющею финиковою ветвию из рая и возвестил Ей блаженное преселение в горние обители. При погребении Девы райская ветвь несена была святым апостолом Иоанном пред гробом Богоматери. Таковы понятия, таковы, так сказать, намеки, доставляемые Божественным Откровением человечеству, странствующему и страждущему на земле, о стране упокоения и вечного блаженства, уготованной ему от сложения мира. По причине греховности нашей, по причине омрачения нашего, по причине падения нашего мы знаем и созерцаем только самую малую частицу чудес Божиих: горячайшими молитвами от сердца сокрушенного и смиренного и жизнью по евангельским заповедям умолим Господа нашего, чтоб Он явил нам славу Свою, которую узрят и всегда будут видеть избранные его, которой никогда не узрит ни один служитель греха.    Очевидно, что при атмосферных наблюдениях человек-наблюдатель служит центром наблюдений, а центр наблюдений всего человечества — земля. Область наблюдений всего человечества имеет вид шара. Пространства, чем ближе к центру, тем более стесняются и умаляются, а чем более удаляются от него, тем более расширяются и увеличиваются.    Точное изложение Православной веры, кн. IV, гл. XII.    Там же.    Четьи Минеи 24 мая.    Определение места на земле для земного рая поставляет защитников этого мнения в такое затруднение, что они принуждены прибегать к другой ложной мысли, именно, что земной рай уничтожен всемирным потопом, Distionnaire Theologique par Bergier, Paradis.    Изложение Православной Веры, кн. II, гл. VI.    Четьи Минеи 2 октября.    Сочинения прп. Григория Синайского по рукописи Молдавского Нямецкаго монастыря. См. прим. 12 к Слову о смерти.    Толкование на 23 главу, 43 стих Евангелия от Луки.    Рукопись Нямецкого монастыря, гл. 10.    Vita 3anctorum Barlaam Eremitae et losaphat Indiae Redis, caput XXX. Partologia tomus LXXIII.    Пролог, декабря 7-го дня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Все же они не могут посвятить в епископа, а если бы и посвятили кого, то рукоположение такового не будет признано законным, как долженствующее совершаться только в Эчмиадзине, от тамошнего католикоса. Шопен. Истор. памятн. состоян. армян. области и проч. стр. 671, 672. Спб. 1852 г. Муравьев. Грузия и Армения ч. 2, стр. 57–58, 73, 76, 77. Спб. 1848 г. 211 Известно сказание о посольстве Авгаря, одного из царей Армении, и о нерукотворенном образе воплотившегося Сына Божия, известном под именем Убруса. Евсев. Церк. истор. кн. 1, гл. 13, стр. 49–56 Спб. 1848 г. 212 Евсев. Церк. истор. кн. 1, гл. 13, стр. 50. Спб. 1848 г. Никифор. Каллист. Церк. истор. кв. 2, гл. 44). Четьи–Мин. под 16 и 19 июня в под 21 августа. 213 Иннокент. Начерт. церк. истор. от. 1, стр. 136. Москва, 1842 г. По имени св. Григория и в память его, община армян называется еще григорианскою церковию. 214 Кто именно разсеевал эту мысль подлинно неизвестно. Патриарх Фотий указывает на какого-то Петра, Евфимий Зигабен – на Евканиоса Мандакунеса, Абул Фарадж – на Самуила Барсума. Полагают, что все эти лица, а не одно какое-либо, распространяли означенную мысль. Христ. чтен. 1845 г. ч. 2, стр. 116. 215 Так было на соборах армянских: каривском (в 629 г. при католикосе Ездре или Езрасе и греческом императоре Ираклие), ширакаванском (в 862 г. при католикосе Захарии I в княжение Амода и при греческом патриархе Фотие) и громклском (в 1179 г. при армянском патриархе Григорие Дха). Добронрав. Вероуч. армян. церкви: Духовн. бесед. 1858 г. стр. 338–344. Спб. 216 Известно, что римский первосвященник Иннокентий II (1130–1143 г.) писал дружественное послание к армянскому католикосу Григорию III, который в 1141 г. был на латинском соборе в Иерусалиме, а в 1145 г. отправлял к Евгению III посольство, которое, впрочем, не имело дальнейших последствий. Барон. Церк. летопис. под 1145 годом, чл. 23, 24. 217 Доказательством сего служат особенно сношения армянских католикосов с православным Востоком: Григория III (1113–1165 г.), его брата Нерсеса (1166–1173 г.) и их племянника Григория IV (1173–1193 г.), при греческом императоре Мануиле Комнине (1143–1180 г.). А. Худобашева в Истор. памятн. вероуч. армян. церкви, относ. к XII стол. стр. 119–280. Спб. 1847 г. 218 Его надобно отличать и от патриарха православного, живущего в Дамаске (христ. чтен. на 1858 г. ч. 1, стр. 154), и от патриарха латинского или маронитского, имеющего свое местопребывание в монастыре антурском или канобинском. Справоч. энцикл. словар. т. 7, стр. 479. Спб. 1853 г. 219 Ассеман. Разсужд. о монофизитах: Восточн. библиот. т. 2, § 8 и след. Лекеп. Восток, христианск. т. 2, стр. 1343. Париж, 1740 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Образец сгущения райского вещества совершился при успении Божией Матери. За несколько дней до сего святого успения предстал Пресвятой Деве Архангел Гавриил с сияющею финиковою ветвию из Рая [ 15 ] и возвестил Ей блаженное преселение в горние обители. При погребении Девы райская ветвь несена была святым Апостолом Иоанном пред гробом Богоматери [ 16 ]. Таковы понятия, таковы, так сказать, намеки, доставляемые Божественным Откровением человечеству, странствующему и страждущему на земле, о стране упокоения и вечного блаженства, уготованной ему от сложения мира [ 17 ]. По причине греховности нашей, по причине омрачения нашего, по причине падения нашего мы знаем и созерцаем только самую малую частицу чудес Божиих: горячайшими молитвами от сердца сокрушенного и смиренного и жизнью по евангельским заповедям умолим Господа нашего, чтоб Он явил нам славу Свою, которую узрят и всегда будут видеть избранные его, которой никогда не узрит ни один служитель греха. Очевидно, что при атмосферных наблюдениях человек-наблюдатель служит центром наблюдений, а центр наблюдений всего человечества - земля. Область наблюдений всего человечества имеет вид шара. Пространства, чем ближе к центру, тем более стесняются и умаляются, а чем более удаляются от него, тем более расширяются и увеличиваются Точное изложение Православной веры, кн. IV, гл. XII Там же Четьи Минеи 24 мая Определение места на земле для земного рая поставляет защитников этого мнения в такое затруднение, что они принуждены прибегать к другой ложной мысли, именно, что земной рай уничтожен всемирным потопом, Distionnaire Theologique par Bergier, Paradis Изложение Православной Веры, кн. II, гл. VI Четьи Минеи 2 октября Сочинения прп. Григория Синайского по рукописи Молдавского Нямецкаго монастыря. См. прим. 12 к Слову о смерти Толкование на 23 главу, 43 стих Евангелия от Луки Рукопись Нямецкого монастыря, гл. 10 Vita 3anctorum Barlaam Eremitae et losaphat Indiae Redis, caput XXX. Partologia tomus LXXIII Пролог, декабря 7-го дня Пролог, сентября 11-го дня, и Отечник, буква Е Четьи Минеи 6 февраля По этой причине Святой Архангел Гавриил изображается с пальмовою ветвию в руке Четьи Минеи 15 августа В приведенных здесь повестях мы видим, что райские произрастения, перенесенныя на землю, переходили, по мановению Божию, из тонкого состояния в состояние более грубое, чтоб соделаться способными к действию на наши чувства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1454...

565 Там же, I, 171. Автор «Истории Московского епархиального управления» (ч. II, кн. I, стр. 7), пишет, что Московская епархия открыта по представлению Св. Синода, как и Петербургская. Но из подлинного указа этого не видно. Мысль об открытии Московской и С.-Петербургской епархий не принадлежит ли известному обер-прокурору кн. Шаховскому? Нельзя не отметить, что открытие Московской епархии совпало с уходом на покой трех епархиальных архиереев – Иоанна Нижегородского, Леонида Крутицкого и Петра Белгородского. Тогда же была вакантна Тобольская митрополия после Арсения Мациевича. На это обстоятельство нельзя было не обратить внимание. Оно слишком сокращало незначительное число русских архиереев (там же). 566 Арх. Св. Син. дело 1747 г. 83, л. 855; Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. т. XX (1740 г.) Прилож. X, стр. 891 и 899. Московский уезд разделялся на следующие семь десятин: Загородская, Пехрянская, Селецкая, Перемышльская, Хотунская, Вохонская и Радонежская. 567 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. XVI, Прилож. XII. У Амвросия в Истории иерархии (II, гл. I, стр. 79) и у Н. Розанова «История Московского Епарх. Управления» ... ч. II, кн. I, прим. 17 в начале 1742 г. в Синодальных Петербургской и Московской областях показано мужских 5 ставропигиальных монастырей, 22 монастыря, приписанных к ним, в ведомстве Московской Дикастерии и Петерб. Дух. Правления – 194, а всего муж. – 221, жен. – 66, а церквей – 4825. Но тут несомненно имеются в виду монастыри Нижегородской области, отданной в ведение Московской Дикастерии в 1741 г. Города ее у Н. Розанова значатся в составе Московской епархии (ч. II, кн. I, стр. 12). 570 Нужно заметить, что по свидетельству самого Синода число церквей (около 6000) значительно превышает официальные показания их по городам. Ниже мы увидим, что Св. Синод накинул лишнюю тысячу для направления дела в свою пользу. 588 Арх. Свят. Син. д. 1747 г. 83, л. 341. В Переяславль-Залесском с уездом было – 253 цер., в Александровской слободе и Дмитровске – 139 ц., Можайске с Гжатыо – 83 ц., Верее – 40 ц., Волоке-Ламском – 46 ц., в Рузе – 44 ц., а всего – 605 цер., 15 муж. и 10 дев. монастырей, во главе с Троице-Сергиевой Лаврой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Грамота опубл.: Попов М. Г. Материалы для истории патриарха Московскаго Питирима//Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской духовной академии. 1890. Ч. 2. 7—12. С. 489—492 (далее — Материалы 1). Как показал еще С. М. Соловьев (История России с древнейших времен. М., 1991. Кн. VI. Т. 11. С. 201 и сл.), рассуждения коего не смог убедительно оспорить Н. И. Субботин (Дело патриарха Никона. Историческое исследование по поводу XI тома Соловьева. С приложением актов и бумаг, относящихся к этому делу. М., 1862). " Сказки " Питирима и документы собора см.: Дело о патриархе Никоне. Издание Археографической комиссии по документам Московской синодальной (б. патриаршей) библиотеки. Спб., 1897. Попов М. Г. Материалы для истории патриарха Московскаго Питирима. М., 1895 (далее — Материалы 2). С. 3—4 и др. Подробнее см.: Макарий митрополит. История Русской церкви. Спб., 1883. Т. XII, С. 376—378; о местоблюстителе Киевского престола епископе Мстиславском Мефодии см. там же. С. 559—591. Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1874. Ч. I. С. 183—188 и др. Соловьев С. М. Указ. соч. С. 222, 235. О грамоте 1655 г. см. с. 243—245. История Русской церкви. Т. XII. С. 559-591. То есть за знаки гетманской власти. О них наиболее подробно: Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к Православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1914. Более доступен материал в кн.: Богданов А. П. Перо и крест. Русские писатели под церковным судом. М., 1990. Гл. 3. С. 125—230. Соловьев С. М. Указ. соч. С. 215-216. Плеть в XVII в. была много страшнее палок-батогов и как орудие казни шла сразу за раскаленными клещами и топором, а в качестве пыточного инструмента считалась незаменимой: несколько ударов, как правило, вырывали у пытуемого любой оговор. Соловьев С. М. Указ. соч. С. 248, 251, 252, 255 и др. Все материалы опубл. Археографической комиссией в Деле о патриархе Никоне. Документ о поставлении Питирима и его настольную грамоту см.: Материалы 1. С. 492—498.

http://sedmitza.ru/lib/text/443625/

до возведения на Папский престол (De origine beati Clementis), во 2-й - о его деятельности на епископской кафедре (De ordinatione seu cathedra beati Clementis; эта часть Жития почти полностью утрачена), 3-я кн. посвящена мученичеству К. и перенесению мощей святого из Херсона в Рим (Translatio corporis sancti Clementis). Сохранилось неск. неполных списков Жития (основные рукописи - Fr./M. Univ. Bibl. Barth. 5. Fol. 139v - 148v; 1356 (легендарий коллегиальной ц. св. Варфоломея во Франкфурте-на-Майне за нояб. и дек.); Praha. Knihovna metropolitní kapituly. N XXIII. Fol. 132-150; XIV в.) (см.: Podlaha A. Soupis rukopis knihovny metropolitní kapitoly praské. Praha, 1922. Vol. 2. P. 398; Kataloge der Stadt- und Universitätsbibliothek Frankfurt am Main/Hrsg. C. Köttelwesch. Fr./M., 1974. Bd. 3. H. 2. S. 4-18). Наибольший интерес представляет заключительная часть Жития, в которой описывается перенесение мощей К. (т. н. «Итальянская легенда» - BHL, N 2073); она сохранилась в рукописях из Праги и Ватиканской б-ки (Vat. lat. 9668. Fol. 7-8v; легендарий аббатства Редон, XII в.). Вероятно, повествование Льва Остийского основано гл. обр. на утраченном тексте Иоанна Диакона и еп. Гаудериха, в к-ром были использованы сочинения равноап. Кирилла (Константина) Философа в переводе Анастасия Библиотекаря (изд. 1-й кн. Жития: Iohannis Hymmonidis... 1968. P. 1-165; сказание о перенесении мощей: Meyvaert, Devos. 1955. P. 455-461; MMFH. T. 2. P. 120-132; см. также: Meyvaert, Devos. 1956; Iidem. 1964; Lentini. 1957; Boyle. 1958; Devos. 1975). В сканд. странах агиографическая традиция К. также была основана на «Рекогнициях» и Мученичестве святого. Лат. литургические чтения, основанные на Мученичестве К., сохранились во фрагментах (Oslo. Riksarkivet. Lat. fragm. 714 (2-я пол. XII в.); Lat. fragm. 23; см.; Wellendorf. 2010. P. 250). Вероятно, ок. 1200 г. или немного ранее было составлено пространное Житие К. на древнеисл. языке (изд.: Clemens Saga. 2005; см.: Wolf. 2013. P. 75-78). Текст сохранился в единственной рукописи (Cøpenh.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010