Кроме указанных раньше школ – Североафриканской, Александрийской и Антиохийской – можно для начального периода говорить ещё о школе Малоазийской (св. Игнатий Богоносец , св. Поликарп Смирнский и св. Ириней Лионский ), связанной с непосредственными учениками Апостолов в Малой Азии. Особенностью этой школы была верность Преданию. Наконец, следует обратить внимание на известные особенности западного, «латинского», богословия, на которое было указано при рассмотрении сочинений Тертуллиана и святого Киприана и которые в дальнейшем развитии привели к более значительным отличиям западного богословия от восточного. В начале IV века в жизни Церкви происходят резкие изменения: прекращение гонений и более свободное развитие всех сторон церковной жизни. Естественно, это приводит к такому же всестороннему развитию святоотеческой литературы. Наступает период, который иногда называют «золотым веком отцов». Изучение этого периода составляет продолжение курса Патрологии. 4 Следует признать тот факт, что в древности пресвитерами назывались не только епископы (таково словоупотребление Дееписателя, напр., 20, 17), но и сами Апостолы ( 1Пет. 5, 1 . 2Ин. 1, 1 . Папий у Евс. III, 39), очевидно, в силу сродства их пастырских функций. Равным образом многие писатели II века продолжают называть епископов пресвитерами. Так, св. Ириней говорит то о преемстве епископов, то пресвитеров (Против ересей. Кн. III, гл. 2, § 2; гл. 3, § 1–2), и св. Поликарп римских епископов называет пресвитерами. Св. Киприан, епископ Карфагенский, называет себя пресвитером. Это было время неустановившейся терминологии в определении иерархических степеней. 14 Напр., следующие сочинения (“псевдо-Иустина”) из перевода доникейского: «Послание к Диогнету» (12 гл.), содержание ответ образованному язычнику Диогнету, желавшему узнать, “что воодушевляет всех исповедников христианства презирать мир и не бояться смерти”; 2) небольшая (5 гл.) «Речь к эллинам», представляющая собой критику язычества с нравственной точки зрения; 3) «Увещание к эллинам» (гл. 38.), имеющее целью доказать, что языческие поэты и философы не имели истинного религиозного познания, а если и знали крупицы истины, то заимствовали их у пророков; 4) небольшое сочинение (6 гл.) «О единовластительстве», посвящённое доказательству истины единобожия на основании изучения произведений языческих поэтов, с кратким заключением о нелепости религиозных представлений язычников; 5) «О воскресении» (отрывок – 10 глав), направленное против отрицания этой истины гностиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

318 О воскресении плоти (Цит. по: Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II – начале III века. Пер. Е. Карнеева. Ч. III. СПб. 1850. С. 132). 333 Толкование на книгу пророка Ионы 2, 6 (S. Hieronymi Presbyteri Opera. Pars I, 6. CCL 76. Louvain, 1969. P. 399–400; рус. пер. в: Творения бл. Иеронима. Ч. 13. Киев, 1913. С. 220–221). 334 Толкование на книгу пророка Ионы 2, 11 (S. Hieronymi Presbyteri Opera. I, 6. P. 403; рус. пер. в: Творения бл. Иеронима. Ч. 13. С. 243. Курсив наш – И. И. 335 Толкование на Послание к Ефесянам, кн. 2 (Цит. по: Творения бл. Иеронима. Ч. 17. Киев, 1903. С. 303). Курсив наш – И. И 336 Трактат 2, 5, 3 (Zenonis Veronensis Tractatus. Ed B. Lofstedt. CCL 22. Louvain, 1971. P. 165). 337 Лат. spiritus... nocentibus. Под «преступными духами» здесь понимаются, очевидно, не демоны, а отступившие от Бога люди, так же как и в 1Пет. 3:19 (лат.: in quo et his, qui in carcere erant, spiritibus adveniens praedicavit). 340 Книга ежедневных гимнов (Liber cathemerinon). Гимн V, «На возжжение светильника», 125–136 (Aurelii Prudentii Clementis Carmina. Cura et studio M. P. Cunningham. CCL 126. Louvain, 1966. P. 27). 341 Книга ежедневных гимнов. Гимн IX, «На всякий час», 70–78; 94–97 (Aurelii Prudentii Clementis Carmina. P. 50–51). 343 Ср. также пасхальную проповедь Августина, где он говорит о спасении Христом праведников, содержавшихся в аду по причине первородного греха: Слово на Пасху 160 (PL 39, 2060). 344 О граде Божием 20, 15 (De civitate Dei. P. 725–726; рус. пер.: О граде Божием. Т. IV. С. 200). 348 «Кого Он пре­дуз­нал, тем и пре­до­пре­де­лил быть по­доб­ны­ми об­ра­зу Сы­на Сво­его... а ко­го Он пре­до­пре­де­лил, тех и при­звал, а ко­го при­звал, тех и оп­рав­дал». 350 Относительно учения о сошествии Христа во ад вместе с плотью см.: I. N. Karmiri. I Christilogoki eterodidaskalia tu IST’ eono ke i adu kathodo to Christu. – Nea Zion 30 (1935). P. 11–26, 65–81, 154–165. См. также: S. Der Nessesian. An Armenian Version of the Homilies on the Harrowing of Hell. – Dumbarton Oaks Papers 8 (1954). P. 201–224.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Специфически новозаветное откровение есть откровение благодати, любви и свободы, а не закона и нормы. Евангельская мораль – мораль любви, а не мораль закона, в ней нельзя было бы открыть следов категорического императива, в ней нет этого формального – моралистического пафоса. В Евангелии суббота для человека, а не человек для субботы... Абсолютность христианской истины есть действующий в нас дух новой жизни, а не стоящий над нами непреложный закон. И совершенно невозможно прямолинейно и механически применят христианскую абсолютность к природной и исторической относительности. История есть манифестация абсолютного, по в самом историческом нельзя утверждать абсолютного, как норму и закон... Война не может быть христианской и государство не может быть христианским, христианским может быть лишь дух и царство духа». Итак, Н. А. Бердяев ныне говорит уже без запинки языком Основ христианства, но отзыв об этой системе, непонятно – почему, все еще удерживает старый, сложившийся у него в период «христианской общественности» Содержание рукописи таково. I) 1 – журнал 3 декабря 1807 г. (на стр. 5–8, с отметкой князя А. Н. Голицына в начале: «доведено до сведения Его Императорского Величества 6-го Декабря 1807 года». II) 2, за 5 декабря 1807 г, (на стр. 9–15) с таковою же отметкой о 13-м декабря. III) 3 за 10 декабря 1807 г, (на стр. 17–201, представленный Государю 3 января 1808 г. IV 4 за 14 декабря 1807 г. (в стр. 25–30), доложенный Императору 24 января 1808 г. V) 5 за 31 декабря 1807 г. на стр. 33–39 (40) с приложениями (скрепленными подписями членов – каждое в отдельности): А) примерный штате Духовных Академий (стр. 41–42); В) примерный штат Семинарий по разрядам (стр. 40–47); С) примерный штат Уездных Училищ по разрядам (стр. 50–51); Д) примерный штат Приходских училище по разрядам (стр. 54–55); над журналом надпись кн. Голицына: «Доведено до сведения Его Величества Января 24 1808 года, равно и примерные штаты». VI) 6 за 25-е января 1808 г. (на стр. 57–66), сообщенный Государю 21 февраля 1808 г, и при нем две справки из Регламента (III ч., §§13 и 22), скрепленные А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

66 Т. е. харизматическими учителями. 67 «Учение 12-т», 15, 1. 68 Ibid. 11,2. 69 Harnack . Die Quellen u. s. w. S. 10. 70 Интересно, что по известиям историков даже в IV в. епископы римские не имели обычая проповедовать в храме. Cassiodorii . Historia tripartita, lib. IX, cap. 38—39. 71 Сирийская дидаскалия очень определенно указывает, в чем должно было Сражаться «учительство» епископа в III веке. Die syrische Didascalia ubersezt von Achelis. (S. 15—17). Leipz., 1904. 72 Евсевий . Церк. История, IV, 15 ad fin; V, 24. 73 «Они (пророки) первосвященники ваши». Учение 12-и , XIII, 3. 74 Киприан. О единстве церкви. Отдельные изречения этого отца, касающиеся вопроса, тщательно собраны у Harnack " a в Dogmengeschichte. В. I, S. 311. Freib., 1888. 75 Harnack . Die Quellen u. s. w. S. 57. 76 Почему диакону так не посчастливилось в конце II века, это в достаточной мере раскрыто нами ниже, в (IV) главе, где идет речь о церковном чтеце в древности. 77 Постановления Апостольские, кн. II, гл. 19. 25 (ad fin.). 78 Припомним подобного рода попытку, например, диакона Фелициссима, столь известного в истории Киприана Карфагенского. 79 Regentes plebem — назывались они в Испании, будучи облекаемы пастырской властью. Собора Эльвирского пр. 77 (см. выше). 80 Прав. 15 собора Арелатского (314 г.); Hefele . Conciliengeschiehte. В. I. S. 213. 81 Творения его. Часть I. Письма. Русск. пер. Киев, 1891. Факт отмечен в Analecten Harnack " ä Hatch . Op. Cit. S. 249. 82 Прав. 18; Hefele . Op. cit. S. 214. 83 К немалому удивлению, в VI веке, в христианской Нубии встречаем некоего диакона (Иосия) в роли первого лица в епархии после епископа, лица, стоявшего то главе епархиального управления. (Проф. Розов . «Христианская Нубия», Труды «К. Д. Ак ., 1889, т. II, 559). Полагаем, что на указанный случай нужно смотреть как на след прежнего западно-латинского влияния. 84 Письмо к Евангелу. Творен, его в рус. перев. Т. III, 396. 85 Сам автор глубоко прочувствовал это, когда ему после изображения пресвитера пришлось описывать епископа как должностное лицо апостольского века. «Его» епископ оказался лишь «вторым изданием» пресвитера, изданием исправленным, но не дополненным, если не считать права хиротонии, предоставляемого автором епископу, чего, однако же, г. Заозерский, утвердившись на своей точки зрения, мог бы смело и не делать, разделив пополам это право между епископами и «своими» пресвитерами, на основании греческого текста: 14 ст. 4 гл. 1 Поел. к Тимофею. Ввиду вышеуказанного неожиданного казуса, автор заблагорассудил прикрыться ширмочкой из Духовного Регламента Феофана и привел оттюда такие словеса: «дело убо епископа великое, но честь никаковая (?) почитай в Писании знатная определена» (Заозерский , стр. 109).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

II, S. 395–525. Leipzig 1890); P. Rohr- bach, Die Patriarchen von Alexandria (до 451 г.) [«Preussische Jahrbücher 1892 (69); М. Fowler, Christian Egypt, Past, Present and Future, 221–230. London 1901; J. Pargoire, L’eglise d’Alexandrie (A. Vacant et Mangenot, Dictionnaire de théologie catholique, t. I, Paris 1900, col. 786–801. – Здесь весьма кратко изложена общая история Александрийской церкви до новейшего времени и указана некоторая, преимущественно старая, литература предмета. Между прочим, автор слегка коснулся титула александрийских патриархов (с. 798–799), но не раскрыл его истории и постепенного развития); епископ Порфирий Успенский , Книга бытия моего, т. IV, стр. 1–43. П. 1896 (содержатся различные отрывочные сведения об Александрийской церкви и патриархах). 207 . Χρυσστομος Παπαδπουλος, ’Αλεξανδριν σημειματα (’Εκκλησιαστικς Φρος, 1911 (VIII), 321–337, 401–418; 1912 (IX), 49–57, 212–221). 208 Епископ Порфирий Успенский , Александрийская патриархия, I, 232 и сл.; А.Н. Муравьев, Сношения России с Востоком по делам церковным, ч. I, 39–42, 46–48, 93–97, 101–102 и др.; ч. II, 6–7, 16, 37 и др. П. 1858; В. Э. Регель, Analecta byzantino russica. Petropoli. 1891; Επ. Λμπρος, πατριαρχικς θρνος ’Αλεξνδρεις κτλ. (Δελτον τς ιστορικς κα θνολογικς ταιρας τς » Ελλδος, т. III, σ. 560–578). Κ. Β. Харлампович, К истории церковной взаимности в XVIII столетии (Ж. М..Н. П., 1910, кн. 9, стр. 60–92); Приложения к настоящему сочинению и др. 209 , Χρυσστομας Παπαδπουλος. ’Αλεξανδριν σημειματα ( κ κ λ. Φρος, 1910 (VI), 16–17). Любопытные сведения о патриархате александрийском, равно и антиохийском и иерусалимском, содержатся в докладе от 1437 г., представленном особою папскою комиссией собору в Базеле, в виду предстоящей церковной унии между православным Востоком и латинским Западом. ...„Item ultra нес, – сообщается здесь, – sunt in unitate ipsorum fidei tres alii patriarcatus secundum morem antiquum semper consecrati scilicet Alexandrinus, Antbiocenus et Jerosolomitanus, qui similiter consecrant sub se arciepiscopos et eorum arciepiscopi episcopos.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

39 О первородных из нечистых животных, равно как и человеческих первенцах, Второзаконие не упоминает, из чего не следует, однако выводить, будто здесь отменен этот закон. Кн. Неемии ясно показывает его исполнение (10:36). 40 Синодский перевод этого места: мясо же их тебе принадлежит, равно как грудь возношения и правое плечо…не вполне ясен вследствие привнесения слова «равно», не требуемого текстом ( ), и совершенно не нужного по содержанию; ближе к подлиннику перевод: подобно груди возношения и правому бедру ( ). 44 Таково объяснение И.Д.Михаелиса (Mos. Recht. IV, §193, которому следовали Ян, Бауер и другие. 45 Таково мнение Заальшутца (Mos. Recht. 125). Согласиться с этим не позволяют слова Второзакония XV, 19, где речь ясно обращена к земледельцу – хозяину скота, которому запрещается работать на первородном и стричь с него шерсть. 46 Это объяснение Генгстенберга (Beitr. III, 406), которому следовали и другие. Такое понимание слов Чис. 18нельзя считать невозможным: его допускают сами по себе слова: мясо же их будет твоим, подобно груди возношения и правому бедру; эти слова можно понимать и так, что мясо первородных в такой же степени принадлежит священникам, как и в жертвах мира, от которых они получают только грудь и бедро. – Но такое объяснение является несогласным с общим содержанием законов о первородных, которые должны принадлежать Иегове ( Исх. 13:11; 22:30 ) и отдаются Им священникам ( Чис. 18:12 ), с лишением, конечно, самого приносящего права пользоваться ими, почему выкуп за первородных из людей и из не жертвенных животных назначается священникам (-ст.15): и так как первородные принадлежат всецело Иегове по общему закону, то запрещается посвящать их каким-либо особым образом Господу ( Лев. 27:26 ). В виду этого представляется более правильным видеть в Чис. 18назначение священникам всего мяса первородных, за исключением, разумеется, частей, сжигаемых на жертвеннике (ст. 17). 47 Kurtz. Opfercultus, 387; подобно этому и Keil (оставивший теперь объяснение Генгстенберга) в Commentar, 11, 451.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Изд.: PL. 8; Explanationes in Ciceronis Rhetoricam/Ed. C. Halm//Rhetores latini minores. Lpz., 1863. P. 153-304; De definitionibus/Ed. Th. Stangl//Tulliana et Mario-Victoriniana. Münch., 1888. P. 12-48; Idem/Ed. P. Hadot//Marius Victorinus: Recherches sur sa vie et ses œuvres. P., 1971. Append. III. P. 331-362; Traités théologiques sur la Trinité/Texte établi par P. Henry, introd., trad. et notes par P. Hadot. P., 1960 (SC; N 68); Ars Grammatica/Ed. I. Mariotti. Firenze, 1967; Opera Theologica/Ed. P. Henry, P. Hadot. Louvain, 1971. (CSEL; 83. 1); Opera Theologica/Ed. A. Locher. Lpz., 1976; Theological Treatises on the Trinity/Transl. by M. T. Clark. Wash., 1981; Commentarii in ep. Pauli ad Eph., ad Gal., ad Phil./Ed. crit. con introd., trad. ital., note e introd. a cura di F. Gori//Corona Patrum. Torino, 1981. T. 8; Opera. Pars 2: Opera exegetica/Rec. F. Gori. W., 1986. (CSEL; 83. 2); рус. пер.: Против Ария, кн. 2/Пер. О. Е. Нестеровой//ПСЛЛ, IV-VII вв. С. 38-54. Лит.: Koffman G. De Mario Victorino, philosopho christiano: Diss. Vratislavae, 1880; Geiger G. Marius Victorinus Afer: ein neuplatonischer Philosoph. Lansdhut, 1887-1889. 2 [Bde]; Schmid R. Marius Victorinus Rhetor und seine Bezeihungen zu Augustin: Diss. Kiel, 1895; Monceaux P. Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne. P., 1905. T. 3. P. 375-422; Benz E. Marius Victorinus und die Entwicklung des abendländischen Willensmetaphysik: Diss. Stuttg., 1932; Henry P. Plotin et l " Occident. Louvain, 1934. P. 44-62; Leusse H. de. Le problème de la préexistence des âmes chez Marius Victorinus//RSR. 1939. T. 39. P. 197-239; Séjourné P. Victorinus Afer//DTC. P., 1950. T. 15. Col. 2887-2954; Hadot P. Marius Victorinus et Alcuin//AHDLMA. 1954. T. 21. P. 5-19; idem. Porphyre et Victorinus. P., 1968. 2 vol.; idem. Marius Victorinus: Recherches sur sa vie et ses œuvres. P., 1971; Rupp M. Der Weg der Freiheit bei Marius Victorinus Afer: Diss. Münch., 1967; Erdt W. Marius Victorinus, der erste lateinische Paulus-Kommentator. Fr./M., 1980. (Europäische Hochschulschriften; Bd. 23, 135); Clark M. T. A Neoplatonic Comment. on the Christian Trinity: Marius Victorinus: Neoplatonism and Christian Thought. N. Y., 1981; idem. Victorinus and Augustine: Some Differences//Augustinian Studies. 1986. T. 17. P. 147-159; Фокин А. Триадология Мария Викторина//АиО. 2000. 1 (23). С. 366-383; Baltes M. Marius Victorinus: Zur Philosophie in seinen theologischen Schriften. Münch., 2002.

http://pravenc.ru/text/158588.html

А м. б. согласие сие дано? Тогда Слава Богу. Привет Бабушке, папе и всем родным Вашим. После завтра собираюсь в Белград на панихиду по Государе Александре III. Пред.( анный) М. Антоний. 17 окт. 1924 г. Письмо 21. К графу Ю. П. Граббе Визитная карточка. Memropolime Аптоипе de Kyef Просит милого нашего международного дипломата Юрия Павловича Бисмарка переслать письмо к В. Князю Дмитрию Павловичу 37 , адрес которого мне неизвестен. Послал я Вел. Князю Николаю Николаевичу 38 в ответ на его письмо увещание о возстановлении отношений с Кобургом 39 , но мало надеюсь на успех. Помоги Боже. 15 нояб. 1924 г. Письмо 22. К графу Ю. П. Граббе Дорогой Граф Юрий Павлович! Мною дано распоряжение о напечатании сообщения, что В. Князь К. Вл. 40 не просил ни Синода, ни Собора о его провозглашении. С любовью прочитаю Вашу статью и отвечу со всею искренностью. Если удастся изъять В. Князя Н. Николаевича от еврейских националистов, то он, надеюсь, пожертвует своим самолюбием и объединится с Царскою Фамилией. Вот какия серьезныя дела Промысел Вам поручил в столь молодые годы. Помогай Вам Господь! Ваш доброжелатель Митр. Антоний. 24 нояб. 1924 г. Письмо 23. К графу Ю. П. Граббе Мой милый Граф Юрий Павлович! Конечно русских приглашают на конференции с целью обращать их в католическую унию, т. е. ересь. Но твердому парню отчего туда не поехать? Наиболее осведомленный в богословии Миша Максимович 41 и еще Керн 42 , Зернов 43 , и вся та компания, которую Вы хорошо знаете. Желательно знающого языки послать. Из взрослых наилучший кн. Н. С. Трубецкой в Вене и Флоровский 44 . Ред. Ефимовский немного Стива Облонский из романа Толстого, но человек очень талантливый и обворожительный. Он может быть полезным для дела. Кланяйтеся папаше, бабушке и молодой графине. Желаю Вам радостных праздников. Любящий Митр. Антоний. 18 дек. 1924 г. Письмо 24. К графу Ю. П. Граббе Почтовая карточка. Любезный Граф Юрий Павлович! Сегодня я утвердил справку о лже-епископе Николае, составленную согласно определению нашего Архиер.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

8-39) - повелении произвести перепись всего народа и последовавшем затем наказании (2 Цар 24. 1-25) (примечательно, что список героев в 1 Пар 11. 26-47 помещен в др. контекст и имеет после Урии еще 16 имен). Последние дни Д. были омрачены соперничеством 2 его сыновей за престолонаследование - Адонии, сына Аггифы (старшего из оставшихся в живых), и Соломона, сына Вирсавии. Адония, опираясь на поддержку военачальника Иоава и священника Авиафара, пытается провозгласить себя царем, но, благодаря вмешательству Вирсавии и прор. Нафана, Д. занял сторону Соломона, к-рого свящ. Садок и прор. Нафан спешно помазали на царство в Гионе (3 Цар 1. 1-40). Торжественное шествие Соломона в Иерусалим привело в испуг Адонию, он икал убежище в храме и, ухватившись за «роги жертвенника», просил прощения у Соломона, к-рый отпустил его «в дом свой» (3 Цар 1. 41-53). Заканчивается повествование о Д. завещанием и распоряжениями (3 Цар 2. 1-9), к-рые он оставил Соломону, кратким сообщением о погребении Д. в Иерусалиме - городе Д. и указанием срока его царствования (3 Цар 2. 10-11). Прот. Леонид Грилихес В других книгах Ветхого Завета Д. предстает не только как исторический персонаж, но и как образ идеального богоизбранного правителя, символ монархии, образец для подражания (напр., уже в 4 Цар 22. 2 говорится, что царь Иосия «ходил во всем путем Давида»). В кн. Ездры и Неемии Д. приписывается установление порядка пения хвалебных и благодарственных песней (1 Езд 3. 10; Неем 12. 24, 45, 46) и определение порядка служб в храме (2 Езд 1. 4, 15; 5. 57). Д. называется «человеком Божиим» (Неем 12. 36). В Псалтири имя Д. упоминается 12 раз. Он называется царем, помазанником, избранником, рабом Божиим, первенцем, с к-рым Бог заключил завет навеки (Пс 17. 51; 77. 70; 88. 4, 21, 27-28, 36, 50; 121. 5; 131. 1, 10, 11, 17; 143. 10). В Пс 17 Д. предстает как образец для подражания. «Ради Давида» возносится молитва к Богу (Пс 131. 10). Мн. псалмы связаны с обетованиями, данными Богом Д. (Пс 88. 4, 21, 36, 50). Особо выделяется мессианский Пс 2, в к-ром Д. прямо не упоминается, но где цитируется пророчество Нафана (2 Цар 7. 14; ср. Пс 88. 27). Кроме того, в евр. тексте Псалтири имя Д. фигурирует в надписании (титулах) псалмов 73 раза; в LXX - 84 раза (его именем надписан также Пс 151, к-рый призван подчеркнуть авторство Д. для всей Псалтири); в кумранских свитках именем Д. надписаны также Пс 33 (4QPsq; как в LXX), 104 (11QPsa fr. E I 6; как в LXX), 123 (11QPsa III 15; как в Пешитте).

http://pravenc.ru/text/168470.html

   Они поставлены, дабы пещись о столах, т. е. о ежедневном раздаянии потребного неимущим (Гл. 6).    Послан, к Траллийцам, гл. 2.     Harnack. Die Quellen der apostol. Kirchenordnung. S. 24—25.     Hatch. Opus cit. S. 46; Rade. Damasus Bischof von Rom. S. 12—14. 1882.    Кн. II, гл. 30.    Собора Эльвирского (306 г.) прав. 77. Hefele. Conciliengeschichte. В. I, S. 189. Freib., 1873.     Hatch. Op. cit. S. 46, 48.    Правда, в указанном месте Учения наряду с епископом упоминается и диакон, но последующая история своим течением отстранила последнего.    Т. е. харизматическими учителями.    «Учение 12-т», 15, 1.    Ibid. 11,2.     Harnack. Die Quellen u. s. w. S. 10.    Интересно, что по известиям историков даже в IV в. епископы римские не имели обычая проповедовать в храме. Cassiodorii. Historia tripartita, lib. IX, cap. 38—39.     Сирийская дидаскалия очень определенно указывает, в чем должно было Сражаться «учительство» епископа в III веке. Die syrische Didascalia ubersezt von Achelis. (S. 15—17). Leipz., 1904.     Евсевий. Церк. История, IV, 15 ad fin; V, 24.    «Они (пророки) первосвященники ваши». Учение 12-и, XIII, 3.    Киприан. О единстве церкви. Отдельные изречения этого отца, касающиеся вопроса, тщательно собраны у Harnack " a в Dogmengeschichte. В. I, S. 311. Freib., 1888.     Harnack. Die Quellen u. s. w. S. 57.    Почему диакону так не посчастливилось в конце II века, это в достаточной мере раскрыто нами ниже, в (IV) главе, где идет речь о церковном чтеце в древности.    Постановления Апостольские, кн. II, гл. 19. 25 (ad fin.).    Припомним подобного рода попытку, например, диакона Фелициссима, столь известного в истории Киприана Карфагенского.    Regentes plebem — назывались они в Испании, будучи облекаемы пастырской властью. Собора Эльвирского пр. 77 (см. выше).    Прав. 15 собора Арелатского (314 г.); Hefele. Conciliengeschiehte. В. I. S. 213.    Творения его. Часть I. Письма. Русск. пер. Киев, 1891. Факт отмечен в Analecten Harnack " ä Hatch. Op. Cit. S. 249.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010