Марк Мангано (протестант) 3 и 4 книги царств. Дейл Мейнор В иудейской Библии третья и четвертая книги Царств также объединены в одну, а на полях Масоретского текста место 3 Царств 22:6 названо серединой книги. На иврите эти книги носят название книга Царств (ивр., мелахим). В греческом переводе эти книги носят название 3 и 4 книги Царств (ивр., Басилейон). Исторический и культурный фон Повествование 3 и 4 книг Царств начинается примерно в 970 г. до н.э. со времени восхождения на престол царя Соломона. Политическое и военное ослабление великих империй Месопотамии и Египта позволило сразу нескольким малым государством укрепиться в образовавшемся вакууме. Среди них – Финикия, Едом и особенно Сирия. 441 3 книга Царств начинается с рассказа об образовавшемся союзе между Финикией и Израилем ( 3Цар.5 ) и о политическом диалоге Соломона с Египтом, который выразился в браке Соломона и дочери фараона ( 3Цар.9:1 б), 442 а также о недолгом, но значительном вторжении Сусакима Египетского в пределы Иуды и Израиля сразу же после смерти Соломона ( 3Цар.14:2528 ). После смерти Соломона царство раскололось ( 3Цар.12 ) и причин этому было несколько. Библия указывает на неверность Соломона Богу Яхве, которая частично проявилась в том, что он брал в жены иноплеменниц и менял некоторые религиозные обряды Израиля ( 3Цар.11:113 ). Также, текст ясно говорит о том, что Соломон попал в ту самую западню, о которой предупреждают Второзаконие (17:1420) и 1 книга Царств (8:1018), он обложил жителей Израиля высокими финансовыми поборами ( 3Цар.4:2228 ). После смерти Соломона северные колена Израиля попросили всего лишь снизить налоги ( 3Цар.12:115 ), но новый царь, сын Соломона, Ровоам отказался исполнить эту просьбу, и тогда народ короновал Иеровоама, сына Навата ( 3Цар.12:20 ). Хотя Иеровоаму было обещано продолжение царской династии, если он будет следовать Господу ( 3Цар.11:2639 ), он, очевидно, не доверял Богу, а больше заботился об укреплении своего могущества в выделенной ему области. Он ввел четыре новшества в жизнь Израиля – ввел поклонение новым богам (изваял двух золотых тельцов для поклонения им), перенес место поклонения из Иерусалима в Дан и Вефиль (и на другие высоты по всей стране), поменял прежних священников и ввел новые праздники ( 3Цар.12:2533 ). Привнося такие перемены, Иеровоам изменил идеологию страны, которая из поклонения Богу Яхве превратилась, в лучшем случае, в синкретизм с элементами идолопоклонства, которые со времен Судей и до этого времени продолжали жить в земле, но оставались скрытыми. В конечном итоге, Израильское царство стало плюралистичным в философии и материалистичным в стремлениях (на что намекают пророки Амос и Осия).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Комментарии Женевской Библии на книгу Руфь Введение Автор Автор Книги Руфи, названной так по имени ее главной героини, неизвестен. Раввинистическая традиция придерживается мнения, что эта книга, вместе с Книгой судей и Книгой Самуила (Первая и Вторая книги царств), была написана пророком Самуилом. Другие же считают, что ее автор жил позже Самуила, и относят время написания книги к периоду после возвращения из плена. Время и обстоятельства написания Книга Руфи могла быть написана во времена Самуила, восходящие к истокам царской власти (ок. 1050 г. до Р.Х.), во времена Давида (ок. 1000 г. до Р.Х.) или же в период после пленения (ок. 450 г. до Р.Х.). Упоминание о Давиде (4,17), родословная (4,18–22) и объяснение явно устаревшего обычая (4,7) указывают на время, когда Давид уже царствовал. Дружественные отношения между моавитянами и израильтянами, описанные в книге, соответствуют раннему периоду правления Давида. Однако это не исключает возможности написания книги в начальный период царства. Вызывают некоторое удивление разнообразные суждения относительно цели написания книги. Изложенная в ней история не нуждается в какой-либо дидактической интерпретации, напротив, она содержит в себе определенные нравственные принципы и имеет ясную богословскую направленность. Толкователи Библии не встречали затруднений в обнаружении этой направленности; сложность скорее состоит в том, чтобы сузить полифонию идей до одного, доминирующего, мотива. На Книгу Руфи ссылаются в тех случаях, когда необходимо отметить следующее: 1) прозелит (даже моавитянин) может быть истинно верным Господу и обрести полное принятие в среде Израиля; 2) такие качества чужеземца, как верность и преданность завету, могут служить образцом для Израиля в его отношении к Господу; 3) Господь искупит и возвратит народ Израилев в его землю. Однако, принимая во внимание эпилог (4,18–22) и учитывая обстоятельства написания, более характерные для периода Давида, можно предположить, что основная цель написания книги заключена в подтверждении законности восхождения Давида на царский престол. Несмотря на отчаянный, но верный шаг Фамари ( Быт. 38 ), главенство колена Иуды (отца Фареса, 4,12,18) в Израиле уже было утверждено. Точно так же теперь обосновывается и главенство Давида, даже несмотря на присутствие в его родословной моавитянки. Вооз представляет собой образец родственника-искупителя, а Руфь, ища убежища «под крылами Господа» и одновременно прилепившись сердцем к Ноемини и к Богу Израиля, дает возможность Господу явить Свою любовь и милосердие. Если Бог так заботливо свел все эти разрозненные нити, дабы благословить происхождение и род Давида, не может ли это служить еще одним основанием для подтверждения права Давида на престол?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Марк Мангано (протестант) Книги Ездры и Неемии. Дейл Мейнор Книги Ездры (ивр.) и Неемии (ивр.) названы так в честь главных героев повествований. Обе книги считаются одной в еврейском каноне, а Вавилонский Талмуд объединяет их под названием Книга Ездры. 518 Масоретский текст, хотя и признает разделение на две книги, тем не менее, считает их единым произведением, что обозначено на полях текста, где Неемии 3:32 назван серединой композиции. Ко времени Оригена (III век н.э.) и Иеронима (IV век н.э.) книги уже существовали отдельно в их современном виде. Хотя Ездра/Неемия считаются единой книгой по еврейскому канону, почти дословное повторение родословной в Ездры 2 и Неемии 7, похоже, указывает на то, что книги изначально были отдельными композициями (см. дальнейшее обсуждение вопроса в этой главе). Еврейская Библия помещает Ездру/Неемию в раздел, известный под названием «Писания» (ивр., кетувим), который иногда называется «Агиографы» («Священные Писания»). Обычно Ездра/Неемия находятся до Паралипоменона, но в некоторых традициях, Паралипоменон стоит в начале раздела «Писания», а Ездра/Неемия – в конце. В Септуагинте расстановка книг соответствует двум историческим периодам. Девтерономистская история, которая начинается книгой Второзаконие и завершается книгами Царств, где книга Руфи вставлена в соответствии с хронологической последовательностью, сразу после книги Судей. Серия исторических книг начинается Паралипоменоном и продолжается до Ездры, Неемии и книги Есфирь. Книги второго исторического периода написаны в хронологическом порядке после пленения и касаются вопросов, которые волновали людей, возвратившихся из плена. 519 Исторический и культурный фон Контекст Ездры/Неемии сильно связан с вавилонским завоеванием и пленением при Навуходоносоре. Вавилоняне осуществили три похода в Иудею, нанесших стране разную степень ущерба. Первый поход состоялся вскоре после смерти Иосии, когда вавилоняне в 605 году взяли Иерусалим под свое покровительство. Именно тогда они увели в плен Даниила ( 4Цар 24:1 ; Дан.1:1 ). Из-за постоянного непослушания Иудеи и ее стремления к союзу с Египтом, Навуходоносор вошел в страну вторично в 597 году и пленил Иоакима, уведя его в Вавилон и посадив там под домашний арест ( 4Цар.24:1016 ). Он также взял в плен большое число искусных художников и строителей, а также воинов ( 4Цар.24:16 ). Среди этих пленников был Иезекииль ( Иез.1:12 ). Вместе с пленением царя, значительным идеологическим ударом стало разграбление храма, откуда были вынесены золотые сосуды и сокровища ( 4Цар.24:13 ). На трон он посадил дядю Иоакима, дав ему имя Седекия. Но Седекия, так же, восстал против вавилонских сюзеренов, приблизив третье нашествие на Иудею ( 4Цар.24:1725:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКАЯ одна из церковных дисциплин (Библейская история), предметом к-рой является описание исторических циклов в библейском повествовании в соотнесении с мировой историей. История в Библии (общие принципы и понятия) Историческая тематика составляет значительную часть библейского повествования как Ветхого, так и Нового Завета. Исторические циклы входят во все изначальные разделы дохристианского Свящ. Писания: Закон (Тора), Пророки (Невиим) и Писания (Кетувим). В Пятикнижии повествуется о патриархах, об исходе евреев из Египта и о странствованиях по пустыне, об установлении завета на Синае. В разд. Пророки рассказывается о завоевании Св. земли (Книга Иисуса Навина), о доцарской (период судей) и царской эпохах в истории ветхозаветного Израиля (Книга Судей; 1-4-я Книги Царств; исторические части в книгах великих пророков - Ис 36-39; Иер 39-43; 52); в разд. Писания - об истории реставрации послепленной иудейской общины (Книги Ездры и Неемии) и о царском периоде Иудейского государства (1-2 Пар). История ветхозаветного Израиля в межзаветный период восполняется Маккавейскими книгами. В НЗ ветхозаветное историческое повествование получает продолжение в евангельской истории, в описании христ. миссии и становления первых христ. общин в апостольский период (Деяния св. апостолов). Т. о., историческая доминанта в Свящ. Писании становится основой библейской картины мира, что позволяет рассматривать И. б. как неизменную, существенную составляющую Божественного Откровения . Именно поэтому в богословской традиции И. б. усваивается статус «священной» истории. Этот атрибут дает право рассматривать И. б. как историю божественную, т. е. историю, активным действующим Субъектом к-рой является Бог. В этом отношении И. б.- это и само Откровение, поскольку история предстает пространством действия Бога в мире и т. о. являет собой свидетельство о Нем и Откровение о путях Божиих. Свящ. история ведет свой отсчет с творения Богом мира и человека, провозглашая первую откровенную истину Библии о Боге как о Творце. Событие ее начала - грехопадение прародителей - создает перспективу всему последующему пути, к-рым Бог ведет человечество. В этой исторической перспективе Он открывается как Спаситель Своего творения. Как священная И. б.- это история, записанная с конкретной концептуальной позиции, предполагающей ее целесообразность или промыслительность; в этом отношении И. б.- это прежде всего история спасения.

http://pravenc.ru/text/1237675.html

В последние годы глубоко-учёной и сухо-мелочной критики, в земле, представляющей высшее просвещение нашей эпохи, в Германии, происходил любопытный спор о древности Пятикнижия и особенно книги Бытия. В этом споре, как и во всех современных трудах, много трудящихся немцев, замечательно необычайно строгое изучение всех внешних примет и совершенная бесчувственность ко всему внутреннему, чудная смесь врождённого остроумия и систематической тупости, тонкости и глубокомыслия в филологических исследованиях и ограниченности, которая не может понять влияния веков и потребностей народных на рукописи древнего закона и священной истории. Так например критики не поняли, что введение весьма нового оборота и нового слова (халдаизмов в отношении к древне-еврейскому) тем сбыточнее, чем рукопись древнее и труднее к понятию; не поняли, что, по корню дома Израилева, халдаизм мог точно так же быть остатком самых древних форм, вытесненных позднейшим эбраизмом и снова воскресших в позднейших писателях от нового соприкосновения с Халдеей; наконец, не умели отделить явных боковых заметок (Randglossen) от самого текста. Этих боковых заметок можно бы привести десятки. Такова, может быть, часть 6 стиха XII главы и 7 стиха XIII главы книги Бытия, хотя она может объясниться в том смысле, что земля, в которой поселился Авраам, была не пустыней, но уже населена потомками Ханаана. Таково, бесспорно, замечание о древности царей эдомских в сравнении с царями Израиля; таков 36 стих XVI гл. Исхода; таков 13 стих X главы Иисуса Навина и множество других. Но на этом ли должно останавливаться внимание критики? Сперва утвердили эпоху сочинения Пятикнижия во время царя Иосии; потом, одумавшись, отступили к царствованию Соломона; потом, с великой вероятностью разделив книгу Бытия на два текста, приписывали древнейший пророку Самуилу, а последующий, пополнительный, – пророку Нафану. С другой стороны, защитники древности Пятикнижия всеми силами стараются доказать, что книга Бытия писана одним человеком и бьются за это, как будто от этого зависят жизнь их и спасение, между тем как им следовало, низко поклонившись, благодарить своих противников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Видя сие и подобное сему, притом недоумевая, какая причина такого зла и откуда она, сначала жил я как бы в глубокой тьме или как на весах колебался то туда, то сюда, потому что всякий по-своему то привлекал меня к себе по причине долговременного обращения с людьми, то отталкивал от себя по причине, дознаваемой из Божественных Писаний истины. Когда же долгое время находился я в таком состоянии и доискивался причины, о которой упомянул, пришла мне на память Книга Судей, которая повествует, что «кийждо..., еже право... пред очима его, творяше», а вместе с тем объясняет и причину сего, сказав наперед: «В тыя же дни не бяше царя во Израили» ( Суд. 17, 6 ). Припомнив же это, и о настоящем я подумал то, что страшно, может быть, и странно выговорить, но должно признать весьма справедливым, а именно: не вследствие ли отступления от единого и великого, истинного и единственного Царя всяческих и Бога и ныне происходит такое разногласие и распря между членами Церкви, когда каждый отступает от учения Господа нашего Иисуса Христа, самовольно защищает какие-то собственные суждения и определения и хочет лучше начальствовать вопреки Господу, нежели быть под начальством у Господа? Рассудив так и ужаснувшись крайней степени нечестия, я, продолжая свое исследование, и из житейских дел одинаково убедился в том, что вышесказанная причина истинна. Я увидел, что всякое благочиние и согласие между многими до тех пор держатся с успехом, пока сохраняется общая всех благопокорность одному какому-нибудь начальнику, а всякое разногласие и раздор, а также многоначалие бывают следствием безначалия. Видел я иногда, что и рой пчел по закону природы имеет у себя вождя и чинно следует за собственным царем. Подобного сему много видел я, много и слышал, но еще более моего знают занимавшиеся этим, так что и из этого обнаруживается истина сказанного. Ибо если тем, которые внимают одному мановению и имеют одного царя, свойственны благочиние и согласие, то всякое разногласие и раздор – признак безначалия. На том же основании и встречаемое у нас такое разногласие как с заповедями Господними, так и в отношении друг к другу может служить уликой или в отступлении от истинного Царя, по сказанному: «точию держай ныне дóндеже от среды будет» ( 2Фес.2, 7 ) 1 , или в отречении от Него, по сказанному: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог», к чему, как некоторый признак или доказательство, присовокуплено: «Растлеша и омерзишася в начинаниих» ( Пс. 13, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Глава 19. Речь Иова (6-я). Обвинение Иова друзьями без сострадания увеличивало тяжесть скорби и делало душевное состояние его до отчаяния трудным. В твердом сознании, что чрезвычайные бедствия совершились во воле прогневанного Промыслителя, Иов, оставленный всеми в своем крайнем злополучии, просит друзей о сострадании, чтобы они своими речами не привели его к действительному отчаянию и за то не подверглись казни от Бога. Единственно твердой опорой сто надежды остается только вера в будущего Искупителя Ст. 1. Великие и всякие лишения, опаснейшие болезни, возбуждение всех горьких чувств, смущение мыслей, страх пред неизвестным будущим крайне тяжело подавляли мужественный дух Иова; но он поднимал и сносил тяжесть горя крепкой мыслью о своей всегдашней преданности Богу, твердо надеясь на Его милосердие. Эта опора у него была единственною. Ему отрадно было бы встретить подкрепление этой надежды в сочувственной беседе мудрых друзей, но – увы! их речи, надломив, некоторые опоры слабеющего мужества, безжалостно разрушают последнее и единственное основание надежды страдальца. Ст. 2. Доколе притрудну творите душу мою, и низлагаете (καθελιτε) мя словесы. Борьба души с бедностью, болезнью и горем изнурительна до упадка всех сил. Но трудность этой борьбы увеличивается чрезмерно, если она продолжительна и если немало враждебных обстоятельств. К несчастно, подозрительные помыслы, пристрастные суждения, неосновательный взгляд, оскорбительные предположения, укоризненные выражения и недружелюбный тон в речах друзей густою тенью ложились на светлый взор страдальца, обращенный к милосердию Божию и долго омрачали его. Всякое искреннее слово его в защиту своей невинности, высказанное от полноты горьких чувств, под давлением нестерпимых мучений, встречало немедленный обличительный ответь с враждебной стороны несострадательных судей – собеседников. Тем не менее страдалец еще не падает духом до отчаяния. Уразумейте токмо, яко Господь сотвори мя сице (таким образом). Оставленный безучастно, оскорбляемый и устрашаемый, страдалец, однако не питает злости к своим немилосердным обличителям: он видит их неведение, свидетельствует о их заблуждении и с кротостью указывает, что причина его несчастий не в его воле и поведении, а только в воле Промыслителя (ср. ст. (и, 21, 26 й гл. 1, 21; 2, 10). И это сознание уже глубоко волнует его душу, ставит ее в крайнее стеснение и возбуждает живейшую потребность искреннего утешения, по крайней мере прекращения словесной борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 26. Песнь народа Божия о спасении кротких и низложении гордых. Пророчество о воскресении мертвых 1. В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. (В той день воспоют песнь сию в земли Иудейстей, глаголюще: се, град крепок, и спасение нам положит стену и ограждение). В «тот день», когда погибнут враги народа Божия, а верные Богу люди смиренные спасутся, тогда эти спасенные выразят свое чувство величайшей радости в торжественной песни, как то делали предки народа Божия при Моисее, во времена судей, при Давиде, и пр. В то время, когда будут разрушены крепкие города врагов, народ Божий скажет в песни своей; «а у нас вот крепкий город, это – спасение от Бога: оно было, для нас вместо всякой стены и крепкой ограды...» Враги и в крепких городах не спаслись (ср.гл.16:2; 21:11–17; 23; 24 и др. особенно 25:1–3), а народ Божий, по-видимому, беззащитный, остался благополучным, среди общей погибели народов. 2–3. Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. (Отверзите врата, да внидут людие хранящии правду и хранящии истину, приемлющии истину и хранящии мир). Так как для народа Божия, вместо крепких, нерушимых стен, послужило спасение от Бога, то спасенные будут призывать к спасению и других, нуждающихся в спасении и ищущих его. Но доступ к спасению открывается только тем, кто хранит правду, истину, мир, все то, чего не доставало в особенности язычникам. Они не знали правды, потому что нарушали чужие права, уничтожали власть соседей и отнимали их достояние, в особенности у Евреев; они чужды были истины, ибо не имели веры в Бога и понятия о Его святом законе (ст.7–9); они не хранили мира, ибо, по своей гордости, всех считали слабее себя и всех стремились сделать своими рабами, в особенности Евреев, которым, между тем, даны были права сынов Божиих. 4–6. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная: Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих. (Яко на тя надеянием надеяшася, Господи, во век, Боже великий, вечный, иже смирив низвел еси живущыя в высоких: грады крепкия разориши и обнизиши я даже до земли. И поперут я ноги кротких и смиренных).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 3. Бессилие, безначалие и позорное унижение Иудеи 1–3. Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове. (Се, Владыка Господь Саваоф отъимет от Иерусалима и от Иудеи крепкаго и крепкую, крепость хлеба и крепость воды, исполина и крепкаго, и человека ратника и судию, и пророка и смотреливаго, и старца и пятьдесятоначалника, и дивнаго советника и премудраго архитектона и разумнаго послушателя). Забывая, что Иегова есть Господь не только сил земных, но и воинств небесных, глава Иерусалима – царь иудейский, при опасности от неприятелей, возлагал надежду спасения на содействие своих князей и старейшин, на силу своего и союзного войска, обеспеченного достаточным продовольствием, на мужество воинов, распорядительность начальников и т. п. Такой ложный и преступный образ мыслей господствовал в Иерусалиме и отсюда распространялся во всем царстве иудейском. Такая самонадеянность царя и народа стала коренным злом времени. Господь определил уничтожить эту самонадеянность, противную Его всемогуществу и благости. И вот Иерусалим лишится всех средств своей защиты. Жезлы и посохи князей, первосвященников и старейшин указывают на преимущественное значение их власти и руководственную опытность (ср.ст.13–14); но в тоже время они напоминают и то, что власть и опытность начальников так же слабы, как и сами их жезлы. Что значит власть князей перед Господом, Который непостижимо повелевает всеми силами природы, колеблет основания земли и одним ударом разрушает вековые скалы? Источники живой воды и житницы, полные хлеба, при защите отечества необходимы; но эти средства при продолжительной осаде города оскудевают. И что они значат перед Господом, Который «обращает воду в кровь» или «заключает небо, и облака не дают дождя на землю»? Бдительность и распорядительность вождей, мужество и терпение воинов, опытность судей и красноречие пророков, предусмотрительность людей многосведущих, наблюдательность и советы старцев, переживших множество разнообразных обстоятельств и невзгод, все это укрепляет надежды защитников отечества и много благоприятствует успеху защиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава шестая. Образ второй: Священник мессианских времён Израиль ждал царя. Но кого еще ждал народ Божий? Загадочным образом ожидаемый Машиах-царь приобретает у пророков образ священника. Когда пророки говорят о грядущем священнике и новом богослужении, Ожидаемый уже не именуется Мессией (Машиахом). Машиах в иудейском сознании – это только царь, хотя и левитские священники помазуются на свое служение, но помазанниками их называть не было принято. В христианские времена помазанниками, кстати, было принято называть тоже только царей. Итак, явится некий таинственный Священник, и во всем мире среди всех народов установится истинное богослужение. Еврейское слово (ха кохен), как и греческое ερες (иерей) означает жреца, человека, совершающего жертвоприношения. Пророческому видению открывался некий Жрец и новое жертвоприношение, иногда просто распространение обычного левитского жертвоприношения истинному Богу среди всех народов. А пока жертва истинному Господу миров приносилась только в Израиле, малом острове посредь бушующего моря народов. Да и израильтяне сами так долго никак не могли утвердиться в левитском богослужении, то впадая в идолопоклонство, то возвращаясь к патриархальным и вовсе не богоугодным формам служения Ягве. Потому так трудно и неуверенно воспринимались пророчества о грядущем новом священстве. 6.1. Пророчество царя Давида Псалмопевец и царь Давид в 109-м псалме возвещает о грядущем священнике (когене). Сначала говорится о Мессиицаре, о воине, побеждающем врагов и господствующем в Сионе, а потом внезапно и загадочно – о вечном священнике. Сказал Ягве Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы твоей пошлет Ягве с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. ...Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Ягве, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Пс. 109:1–4 ). Давид – родоначальник царской династии, основатель Дома Давидова, царь и он же возобновитель левитского богослужения в Израиле. Подвигнутый и благословленный на то великим Самуилом, Давид реформирует богослужение, вернув левитам в нем свое законное место, ведь во времена судей служение Ягве Богу было патриархальным. Давид переносит место богослужения из Силома, от гор Гевала и Гаризима на Сион, в Иерусалим. Давид – помазанник Божий, мессия, восстанавливает в Израиле истинное левитское служение, утвердив двадцать четыре священнические череды. И, вдруг, этот Давид, ревнитель левитского служения, возвещает о невозможном – мессианский царь сам будет священником! Неужели опять назад к Корею, Дафану и Авирону? Неужели потомок Иуды посягнет на служения Левия? Ведь царь из рода Давидова, из колена Иуды, а священники из рода Аарона колена Левия?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010