иером. Макарий Симонопетрский Память ста тысяч мучеников Тбилисских 851 В 1227 г. войско Джелал ад-Дина (1220–1231), шаха среднеазиатского государства Хорезм 852 , с помощью предателей овладело столицей Грузинского царства Тбилиси. Тысячи жестоких убийств утопили город в крови. Шах приказал снять купол с Сионского собора и заменить его своим троном, а также заставил бросить иконы Христа и Пресвятой Богородицы на мост через р. Куру. Собрав оставшихся в живых, безбожники приказали им идти по мосту и плевать на иконы. Все те, кто отказался осквернить святые образа, были немедленно обезглавлены, а их тела брошены в реку. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Книги Священного Писания в алфавитном порядке: BETXIЙ ЗАВЕТ Авв – Книга пророка Аввакума Книга пророка Малахии Книга пророка Авдия Книга пророка Михея Книга пророка Аггея Книга Иисуса Навина Книга пророка Амоса Книга пророка Наума Книга Неемии Книга пророка Варуха Книга пророка Осии Второзаконие Первая книга Паралипо- Книга пророка Даниила Первая книга Ездры Вторая книга Паралипо- Вторая книга Ездры Третья книга Ездры Песнь песней Соломона Книга Екклесиаста, или Плач Иеремии Проповедника (Соломона) Послание Иеремии Книга Есфири Книга Премудрости Соло Книга пророка Захарии Книга пророка Иезекииля Притч – Притчи Соломона Книга пророка Иеремии Псалтирь Книга Иова Книга Руфи Книга пророка Иоиля Книга Премудрости Иису Книга пророка Ионы са, сына Сирахова Книга пророка Исаии Книга пророка Софонии Книга Судей израилевых Иудифь – – Книга Иудифи Книга Товита Первая книга Царств Первая книга Маккавейская Вторая книга Царств Вторая книга Маккавейская Третья книга Царств Третья книга Маккавей Четвертая книга Царств НОВЫЙ ЗАВЕТ Послание к галатам Евангелие от Матфея Деяния апостолов Откровение Иоанна (Апо Послание к евреям калипсис) Послание к ефесянам Первое послание Петра Послание Иакова Второе послание Петра Евангелие от Иоанна Послание к римлянам Первое послание Иоанна Первое послание к солуня- Второе послание Иоанна нам (фессалоникийцам) Третье послание Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 19. Книга Судей Израилевых Наиболее глубокая и значимая для нас из исторических книг – это книга Судей Израилевых. Фактически, книга продолжает историю, которая была при Иисусе Навине. Израиль поселяется в земле обетованной, он захватывает определенные территории. Между этими территориями остаются некоторые города, которые занимают другие народности, которые населяли эту землю до этого. Весь Запад населяется филистимлянами, моавитяне временами то уходят в пустыню, то возвращаются вновь, как саранча. Амаликитяне то уходят в горы, то опять покоряют израильтян. Израиль живет в окружении враждебных ему народов. Это и для христиан имеет духовный смысл, для нас, мы ведь тоже живем в постоянном окружении греховного мира. Любое христианское общество живет в изоляции от греховного мира. Израиль является островком духа, пускай не очень прочно стоящим на ногах, часто спотыкающимся, падающим, разбивающимся, как сказано, «идущего вслед этим темным народам». Но в нем продолжает оставаться искра Божия, которая горит до самой эпохи царей Израилевых. В Еврейскую Библию эти книги вошли под названием «Ранние Пророки», т.е. все судьи были посланы Богом. В то же время нельзя говорить о каждом судье, как о святом человеке. В нем проявляются все те недостатки, которые были присущи всему народу. Всех судей мы не будем разбирать, но нужно знать обязательно следующих: это Гедеон, Девора, Иеффай и Самсон. Книга Судей начинается словами «По смерти Иисуса…». Главной темой этой книги является показ вмешательства Господня в судьбу израильского народа. Главное действующее лицо – Сам Господь, который присутствует среди своего народа. Книга начинается со смерти Иисуса Навина и заканчивается гражданской войной с сынами Вениаминовыми. Время книги Судей невозможно точно определить. Подсчеты показывают, что оно укладывается приблизительно в 50–100 лет. Возможно, что не все судьи жили один за другим, как написано. Может быть они жили параллельно друг другу и действовали одновременно. Вступившие в страну колена Израилевы должны были вести непрестанные войны как с коренными жителями ханаанскими, так и с другими народами. Народы, которые враждовали с ними были аммонитяне, амаликитяне, мадианитяне, потомки Едома, т.е. Исава. На западе – филистимляне («народы моря»), откуда пошло название Палестины. Многие говорят, что они пришли с Крита.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Содержание Введение О наименовании и составе Библии вообще и Ветхого Завета в частности I. История происхождения Торы А. Наименование и разделение В. О названии пяти книг Моисеевых С. Моисей – автор Пятикнижия 1. Прямые свидетельства Пятикнижия и книги Иисуса Навина о принадлежности Торы Моисею, как автору 2. Особенности языка Пятикнижия, как доказательство древности происхождения его и его подлинности 3. Особенности в содержании и характере Пятикнижия, доказывающие его глубокую древность и подлинность 4. Законы Пятикнижия 5. Свидетельства в пользу подлинности Пятикнижия из книг других отделов ветхозаветной Библии 6. Возражения отрицательной критики против подлинности Пятикнижия а) Возражения общего характера, не основанные на анализе текста Пятикнижия b) Возражения против подлинности Пятикнижия, основанные на экзегесе отдельных мест из него D. Второзаконие Десятословие II. Второй отдел ветхозаветного канона – пророки Содержание этого отдела. Термин «нави» I. Пророки древнейшие Книга Иисуса Навина a) Отношение книги Иисуса Навина к Пятикнижию b) Вопрос о писателе книги c) Время написания книги Иисуса Навина d) Происхождение книги Иисуса Навина Книга Судей а) Термин – «Шофетим» b) Состав книги Судей, вопрос об ее происхождении и авторе с) Источники книги Судей d) Хронология книги и эпохи Судей e) Из истолкования книги Судей 1. Предвзятое толкование книги 2. Обет Иеффая 3. Эфод Гедеона Четыре книги царств. Книга Самуила и книга Царей а) Название книг; вопрос об единой книге Царств. Кн. Царств, как компилятивное произведение одного автора. Кто этот автор? b) Источники книг Царств. Вопрос об отношении к книгам Царств книг Паралипоменон II. Пророки позднейшие Книга пророка Исайи а) Личность пророка и время его жизни b) Происхождение книги и ее единство. Критика теории Девтеро-Исайи на основании данных самой же книги Разделение содержания книги Исаии     Из лекций читанных доцентом Московской Духовной Академии А. А. Ждановым (с сент. 1888 г. до сент. 1893 г.) Александр Алексеевич Жданов родился 6 Сентября 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕВОРА Девора [евр.   - пчела], жена Лапидофова, пророчица и одна из судей израильских , т. е. предводителей израильских колен эпохи Судей (XIII-XI вв. до Р. Х.). В соответствии с Книгой Судей Израилевых (Суд 4 и 5) Д., единственная женщина-судья, стоит 4-й в ряду израильских судей. Д. осуществляла правление, сидя под пальмовым деревом (к-рое, вероятно, с тех пор стало называться Пальмой Девориною) «между Рамою и Вефилем , на горе Ефремовой», куда «приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд 4. 5). В библейском предании с ее именем связана освободительная война колен Израилевых против ханаанского царя Иавина из Асора , к-рый «жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд 4. 3). Д. призывает Варака , сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, чтобы он встал во главе сев. и центральных колен, и приказывает ему сразиться с Сисарой, военачальником Иавина. Варак отказывается вступать в сражение без участия и поддержки пророчицы (Суд 4. 8). Д. отправляется вместе с Вараком в Кедес, там собирается ополчение в 10 тыс. чел., к-рое в ожидании сражения располагается лагерем на горе Фавор . Сисара с 900 железными колесницами (основная сила ханаанеян, обеспечивающая им преимущество над израильтянами; см.: Суд 4. 3) и с людьми, к-рые были у него в Харошеф-Гоиме, располагается к западу от Фавора за потоком Киссон. Д. назначает день сражения и обещает Вараку, что с помощью Божией он одержит победу (Суд 4. 14). Книга Судей Израилевых содержит 2 версии описания войны с Сисарой и его гибели - нарративную (Суд 4. 14-24) и поэтическую, т. н. победную песнь Деворы и Варака (Суд 5). Принято считать, что поэтическая часть более древняя и, возможно, принадлежит самой Д. В соответствии с изложением 4-й гл. местом пребывания Д. были окрестности Вефиля (удел колена Ефремова), тогда как в песни при перечислении колен, к-рые приняли участие в сражении, упоминаются Д. и Варак в связи с коленом Иссахара: «И князья Иссахаровы с Деворою, и Иссахар так же, как Варак, бросился в долину пеший» (Суд 5.

http://pravenc.ru/text/171545.html

Глава 1 2 3 4     В ряду исторических книг Ветхого Завета после книги Судей в греческой (LXX), латинской (Vulg.) и славяно-русской Библии помещается книга Руфь (LXX: Ροθ, Vulg.: Ruth). «Восьмая книга Ветхого Завета: Руфь называется так потому, что содержит историю Руфи. Руфь была родом моавитянка; но отказавшись от родства и отеческого суеверия, она обратилась к истинному богопочитанию и переселилась в Вифлеем иудейский; там сочеталась браком с Воозом из колена Иудина. От нее производится родство Давида таким образом: Вооз от Руфи родил Овида, Овид – Иессея, Иессей – Давида» (синопсис Афанасия). В еврейской же Библии кн. Руфь стоит в третьей части ветхозаветного канона – в разделе агиографов, «кетубим», занимая в ряду их пятое место (после кн. Псалмов, Притчей, Иова и Песни Песней). Последнее положение кн. Руфь в Библии, надо думать, было первоначальное; помещение ее в греческой Библии между книгами Судей и Царств могло быть вызвано тем, что описанное в ней происшествие относится ко времени Судей, а по указанному отношению Руфи к Давиду книга является, по блаж. Августину (Христ. наука, кн. 2, гл. 13), началом, или преддверием, к книгам Царств, изображающим историю царского дома Давидова; притом присоединением книги Руфь к кн. Судей (как кн. Плач Иеремии к кн. пророка Иеремии) достигалось общее число книг Ветхого Завета 22 (равное числу букв еврейского алфавита), принимаемое И. Флавием («О древности иудейского народа» – Против Апиона I, 8), иудейскою синагогою и некоторыми учителями церкви ( Ориген , блаж. Иероним, св. Епифаний) 1 . Характерное отличие книги Руфь от других книг библейских состоит в том, что содержание одинаково чуждо как основному руслу исторической жизни Израиля, изображаемой в исторических и пророческих книгах Ветхого Завета, так и вдохновенному умозрению и священно-лирическому излиянию вечных чувств человеческого сердца в книгах учительных (Псалмы, Притчи, кн. Иова, Песнь Песней, Екклезиаст): книга Руфь переносит читателя в тесный круг древнееврейской семьи, необычайно живо и привлекательно изображая судьбу, испытания и нужду, а равно добродетели и конечное прославление главного действующего лица – моавитянки Руфи, через брак с вифлеемлянином Воозом вошедшей в народ Божий и удостоившейся быть прабабкой царя Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Standart Nr. B37 Reg.1821–70 Раздел 1. Книги Св. Писания в русском переводе 1. Первая книга Моисеева: Быmue. 1861. I. 1 . 2. Вторая книга Моисеева: Исход. 1861, 1862. I. 193. 3. Третья книга Моисеева: Лebum. 1862. I. 293. II. 305 . 4. Четверая книга Моисеева: Чucлa. 1862. II. 389. 1863. I. 417. II. 481 . 5. Пятая книга Моисеева: Второзаконие. 1863. II. 523. 545. 6. Книга Иисуса сына Навина. 1864. I. 3. II. 65. 7. Книга судей Израилевых. 1864. II. 81. III. 113. 8. Книга Pyфь. 1864. III. 155 . 9. Первая книга Царств. 1865. I. 1. II. 89. 10. Вторая книга Царств. 1865. II. 107. 1866. I. 161. 11. Третья книга Царств. 1866. I. 189. II. 217. 12. Четвертая книга Царств. 1867. I. 289. 13. Первая книга Паралипоменон. 1867. II. 385. 14. Вторая книга Паралипоменон. 1868. I. 477. II. 557. 15. Первая книга Эздры. 1868. II. 587. 16. Книга Неемии. 1869. I. 621. 17. Книга Эсфирь. 1869. I. 667. 18. Книга Иова. 1869. I. 1. II. 49. 1870. I. 71. 19. Притчи Соломоновы. 1870. I. 111. II. 147. 20. Книга Екклезиаста (перевод с еврейского). 1861. I. 3. Раздел 2. Творения св. отцов и учителей церкви и церковных писателей. Граматы и окружные послания первостоятелей православной церкви, имеющие характер символический и канонический Св. апостола Варнавы †76 21. Соборное послание. 1830. XXXVII. 3. Св. Ермы †96 22. Из 2-й книги Пастыря двенадцать заповедей. 1838. III. 127. Св. Климента, Епископа Римского †101 23. Первое послание к Коринфянам. 1824. XIV. 238. 24. Второе послание к Коринфянам. 1842. II. 43. Св. Дионисия Ареопагита около 96 25. О таинственном Богословии. 1825. XX. 3. Письма: 26. Гаию Ферапевту. 1825. XIX. 239. 240. 241. 27. Дорофею Диакону. 1825. XIX. 243. 28. Сопатру священнику. 1825. XIX. 244. 29. Демофилу монаху. 1825. XIX. 245. 30. Иоанну Богослову. Апостолу и Евангелисту, во время заточения его на острове Патмос. 1838. IV. 281. 31. Священноначальнику Поликарпу. 1838. IV. 283. 32. Священноначальнику Титу, который вопрошал св. Дионисия через письмо, что такое дом Премудрости, что ее чаша, пища и питие. 1839. I. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 20. Книга Руфи Мы приступаем к новой книге, которая называется Руфь. Это книга особая, одна из самых красивых и добрых книг Ветхого Завета. Она имеет значение для дальнейшего нашего изучения мессианских мест. Эта книга в еврейской Библии принадлежит к пяти книгам под названием «Магеллот», куда входят Песнь Песней, Руфи, Плач Иеремии, Экклезиаст и Есфирь. Книга Руфи читается на праздник жатвы. История, которая в ней описывается, происходила во времена судей Израиля, когда в стране царил голод. Она начинается так: «В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских». Если мы откроем книгу Судей ( Суд. 6:3–5 ), то прочтем: «Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне… и стоят у них шатрами… Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими». То есть народы эти постоянно общались друг с другом, хотя у них были разные религии и духовные ценности. Однако голод вынуждал их идти в землю Моавитскую. «Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне (потомки Ефрема; помните Ефрема и Манассию, которые жили на этом месте?) из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там. И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими. Они взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет. Но потом и оба (сына ее)… умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего». Это время – время беспорядка, распада; именно на темном фоне общего духовного упадка выделяются светлые образы Руфи, ее родственницы Ноеминь и те особые отношения, которые возникли между ними. Это доказывает нам, что в Израиле сохранялась незримая ниточка духовной благодати и были люди, которые старались исполнить все предписания закона Моисеева, живя по совести. Составитель книги неизвестен. Время действия – это время судей ( Руфь 1,1 ), но написана она скорее всего уже во времена царей, т.к. здесь мы находим и имя Давида ( Руф.4:22 ). Значит, только тот, кто знал имя Давида, мог эту книгу написать ( Руф.4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Г. Подскальски VI. Список сокращений Названия библейских произведений: Ветхий Завет: Быт………………… Бытие Втор……………….. Второзаконие Дан………………… Книга пророка Даниила Езд…………………. Книга Ездры Иез…………………. Книга пророка Иезекииля Иер………………… Книга пророка Иеремии Иис…………………. Книга Иисуса Навина Иов…………………. Книга Иова Ион…………………. Книга пророка Ионы Ис…………………… Книга пророка Исайи Исх…………………. Исход Лев…………………. Левит 1, 2 Макк…………. 1-я и 2-я книги Маккавеев Неем……………….. Книга Неемии 1, 2 Пар…………… 1-я и 2-я книги Паралипоменон Прем……………….. Книга Премудрости Соломона Притч……………… Притчи Соломона Пс…………………… Псалтирь Суд…………………. Книга Судей израилевых 1–4 Цар……………. Книги Царств (с 1-й по 4-ю) Числ……………….. Числа Новый Завет: Деян………………… Деяния Апостолов Евр………………….. Послание к Евреям Еф …………………… Послание к Ефесянам Ин…………………… Евангелие от Иоанна 1, 2 Ин……………… 1-е и 2-е Послания Иоанна 1, 2 Кор…………….. 1-е и 2-е Послания к Коринфянам Лк……………………. Евангелие от Луки Мк……………………. Евангелие от Марка Мф…………………… Евангелие от Матфея Откр………………… Откровение Иоанна (Апокалипсис) 1 Петр……………… 1-е Послание Петра Рим…………………. Послание к Римлянам 1, 2 Тим……………. 1-е и 2-е Послания к Тимофею Флп…………………. Послание к Филиппийцам Прочие сокращения: АЕ ............................ Археографический ежегодник БиблЛет ................. Библиографическая летопись БогВест .................. Богословский Вестник БСт .......................... Български старини БТр…………………… Богословские труды ВАИ ......................... Вестник археологии и истории, издаваемый Археологическим институтом ВВ ............................ Византийский временник Вест. ЛГУ ............... Вестник Ленинградского Гос. университета Вест. МГУ ............... Вестник Московского Гос. университета ВИ ............................ Вопросы истории ВИД …………………. Вспомогательные исторические дисциплины ВРА .......................... Вопросы истории религии и атеизма ВремОИДР ............ Временник Московского общества истории и древностей Российских ВО ............................ Византийские очерки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 1. О книгах Ветхого Завета вообще I. Определение Книги Ветхого Завета суть те, священные книги, которые до Рождества Христова богодухновенными мужами написаны и преданы Церкви для всегдашнего правила веры и действий. II. Показание книг Ветхого Завета Оные суть: Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1 Царств, 2 Царств, 3 Царств, 4 Царств, 1 Паралипоменон, 2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Есфирь, Иов, Псалтирь, Притчей, Песни Песней, Премудрости Соломони, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Пророка Исаии, Пророка Иеремии, Плачь Иеремиев, Пророка Варуха, Пророка Иезекииля, Пророка Даниила, Пророка Осии, Пророка Иоиля, Пророка Аммоса, Пророка Авдии, Пророка Ионы, Пророка Михея, Пророка Наума, Пророка Аввакума, Пророка Софонии, Пророка Аггея, Пророка Захарии, Пророка Малахии, 1 книга Маккавейская, 2 книга Маккавейская, 3       книга Маккавейская, 3 книга Ездры. III. Разделение Сии книги суть двоякие: Одни суть правильные (Canonici) получившие наименование сие из Посл. к Гал. ( Гал.6:15,16 ) и Филип. ( Флп.3:16 ). Называются они правильными потому, что содержат в себе неизменное правило веры и действий человеческих. Таковые суть 5 книг Моисеевых, книга Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре Царств, две Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, Есфири, Иова, Псалмы 150, Притчей Соломоновых, Песни Песней, Екклесиаста, Пророка Исаии, Иеремии с плачем его, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Аммоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Что сии, а не другие Церковь Иудейская и Христианская первенствующая правильными признавала, то свидетельствуют Правил Апостол. правило 85, Собора Лаодикийского правило 59, из св. отцов Афанасий в сокращении Священного Писания , Ориген у Евсевия кн. 6, Ист. цер. гл. 25, Кирилл Иерус. катех. 4, Иоанн Дамаскин кн. 4, гл. 18 и прочие; из Иудеев Иосиф, кн. 1 против Апиона, Мелитон у Евсевия Ист. церк. кн. 4, гл. 26 и другие. – И что они подлинно книги богодухновенные, то явствует из следующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Поучение 4 Сказавши в предыдущем поучении вообще о Священном Писании ветхого и нового завета, ныне назову порознь книги ветхого и нового завета, и покажу разделение их по содержанию. 1) О священных книгах Ветхого Завета Священных книг Ветхого Завета святые отцы: Кирилл Иерусалимский , Афанасий Великий и Иоанн Дамаскин считают двадцать две. Такое число священных книг ветхозаветных принимают они потому, что ветхозаветная Церковь столько признавала Богодухновенных книг, то есть двадцать две книги, и в этом свидетельстве иудеи заслуживают доверие; ибо им, по словам апостола, вверена быша словеса Божия ( Рим. 3:2 ). Двадцать две книги Ветхого Завета суть следующие: первая – книга Бытия, вторая – Исход, третья – Левит, четвертая – Чисел, пятая – Второзаконие, шестая – книга Иисуса Навина, седьмая – книга Судей и вместе с нею – книга Руфь; осьмая – первая и вторая книги Царств; девятая – третья и четвертая книги Царств; десятая – первая и вторая книги Паралипоменон; одиннадцатая – книга Ездры первая, и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии; двенадцатая – книга Есфирь; тринадцатая – книга Иова; четырнадцатая – Псалтирь; пятнадцатая – Притчи Соломона; шестнадцатая – Екклесиаст его же; семнадцатая – Песнь Песней его же, осьмнадцатая – книга пророка Исаии; девятнадцатая – Иеремии; двадцатая – Иезекииля; двадцать первая – Даниила; двадцать вторая – двенадцать меньших пророков. Двенадцать пророков, которых писания в предложенном исчислении составляют двадцать вторую книгу, суть следующие: 1) Осия, 2) Иоиль, 3) Амос, 4) Авдий, 5) Иона, 6) Михей, 7) Наум, 8) Аввакум, 9) Софония, 10) Аггей, 11) Захария, 12) Малахия. В этом порядке мы читаем книги сих пророков по славянской Библии . В приведенном исчислении книг Ветхого Завета о некоторых книгах, содержащихся в Библии , не упомянуто, например: о книге Премудрости Соломона, о книге Товита, о книге Иисуса сына Сирахова и других. Это потому, что их не было в собрании священных книг у евреев. Но сии книги пользовались уважением в ветхозаветной Церкви, как содержащие в себе священное предание и благочестивое назидательное учение. В этом же значении помянутые книги принимаются и в православной Церкви, т. е. как благочестивые и полезные для чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010