Суд над народами. Здесь, как и у Амоса, возвещается суд над филистимлянами, моавитянами, аммонитянами, эфиоплянами и ассирийцами. Еще раз обращу ваше внимание на то, что исполнение этих пророчеств можно проверить. Скажем, о Ниневии говорится: «Обратит Ниневию в развалины и место сухое, как пустыня, и покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные будут ночевать в разных укреплениях ее» (Соф. 2:13-14). Прежде даже оспаривалось существование такого города, потому что мало где, кроме как в Библии, это название встречалось. Но в XIX веке, среди песка и холмов вдруг этот город был обнаружен, и исполнение пророчества получило зримое подтверждение. Суд над Иерусалимом. Но после иных народов снова горе возвещается и Иерусалиму. Об Израиле здесь нет упоминаний, слово обращается только к Иудее. Несмотря на то, что Господь призывает их к покаянию, что грядет суд, они только еще более стараются грешить, то есть, еще более развращаются. Так же, как и люди перед Вторым пришествием: несмотря на то, что всем будет открыто, известно, что будет суд Господень, это не будет многих останавливать от неистового следования греху. «Итак, ждите Меня до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мной определено собрать народы и созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое и всю ярость гнева Моего. И тогда Я опять дам народам уста чистые, чтобы все призвали имя Господа, и служили Ему единодушно» (Соф. 3:8-9). Этот текст читается в Великую Субботу. Его, как и ряд других, можно толковать в приложении ко времени как первого, так и Второго пришествия Христа. «Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих принесут Мне дары» (Соф. 3:10). «И тогда удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностию, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне, остатки Израиля не будут делать неправды, и не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись, и покоиться, и никто не потревожит их» (Соф. 3:11-13).

http://sedmitza.ru/lib/text/431399/

Глава 16. Книга Пророка Софонии 62. Сведения о пророке Софонии и время его служения Девятая книга в ряду меньших пророков содержит слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусиину, сыну Годолиину, Амориину, Езекиину ( Соф 1:1 ). Из такового перечисления предков до четвертого колена можно заключить, что Софония происходил из знатного рода; иначе таковое перечисление было бы странно и неуместно; только при этом по имени прапрадеда его Езекии не следует заключать, будто Софония был царского рода; ибо к имени этого Езекии не прибавлено наименование «царь», как обыкновенно делают писатели, когда речь идет о благочестивом царе Езекии; – и предание, записанное у Епифания, указывает происхождение Софонии из колена Симеонова, а не Иудина; притом не известно, были ли у Езекии другие сыновья, кроме Манассии; – и такое заключение не согласно со временем пророческого служения Софонии во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудина ( Соф 1:1 1235 ), так как между Езекией и Иосией были только два (Манассия и Амон, всего 57 лет), а не три поколения, как читается в родословии Софонии. Прочие обстоятельства жизни пророка Софонии неизвестны. Из содержания книги его можно заключать, что он проходил свое служение в первые годы царствования Иосии; потому что обличает Иудеев в открытом идолослужении, которое было прекращено по всем городам Иудеи в восемьнадцатый год царствования Иосии ( 2Пар 34:3–7, 33 1236 ). А отсюда очевидно, что Софония был современник пророка Иеремии, с которым есть у него значительное сходство (напр. Соф 1:4 ; 1237 ср. Иер 8:2 ; 1238 Соф 1:12 ; 1239 ср. Иер 4:1 1240 ). 63. Предмет, содержание и цель книги Софонии Главный предмет пророческой речи Софонии составляет царство Иудейское, а именно: господствующее в нем идолослужение и предстоявшее за то опустошение после смерти Иосии ( 2Пар 36:2–13 ; 1241 4Цар 23:32–24:17 1242 ); потом еще наряду с другими соседними народами второе разорение и, наконец, по истреблении беззаконников, торжество истинно верующих под непосредственным покровом и водительством Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

1 . Сведения о пророке Софонии Пророк Софония (с евр. [Цефаньйа] – тайнозритель), согласно надписанию книги (1:1), проходил своё служение в Иудейском царстве во времена ц.Иосии (639–609). Родословие пророка в надписании книги доводится до четвёртого рода, что указывает на знатность его происхождения. Более точно время служения Софонии можно определить из содержания его пророчеств. В 1:4–5 Софония предвозвещает истребление в Иудее «остатков Ваала», его жрецов и тех, которые поклоняются воинству небесному (небесным светилам) и которые клянутся Господом и Молохом своим, т.е. почитают Господа только как одного из многих богов. Эти виды идолослужения прекратились лишь с 18-го года правления Иосии (т.е. с 621 г.), когда в Иерусалимском храме была найдена «книга Закона» и под влиянием её чтения была произведена религиозная реформа в 621 г., сопровождавшаяся истреблением служителей Ваала, его идолов, жертвенников, предметов культа воинства небесного и т.д. (4Ц.23:4–15). Время служения Софонии, следовательно, приходится на первую половину правления Иосии, т.е. на 640–622 гг. до Р.Х., когда эти языческие культы ещё не были истреблены, и совпадает с началом пророческой деятельности Иеремии (625–586). Предсказание разрушения ещё существующей Ниневии в 2:4–13 (падение которой относится к 612 г. до Р.Х.) также свидетельствует о служении Софонии в более ранний период царствования Иосии. Память пророка Софонии празднуется 3/16 декабря. 2 . Состав и содержание книги Книга пророка Софонии состоит из трёх глав. Главная тема пророчества – день Господень, т.е. суд Божий. Господь через суд над всеми языческими народами и иудеями (и язычниками) окончательно уничтожит зло в мире и утвердит Своё блаженное царство. Эта тема раскрывается во всех главах книги. В первой главе пророк, возвестив суд Божий над всем миром (2–3 стт.), далее прорицает беззакония иудеев и говорит об участи, которой они подвергнутся за свои беззакония в день суда. Среди преступлений, которыми они навлекают на себя гнев Божий, пророк указывает следующие: увлечение языческими культами Ваала, «воинства небесного» (небесных светил) и Молоха (4–6 стт.), злоупотребление властью со стороны вельмож и знатных людей (7–9), полная роскоши и удовольствия жизнь богачей (11–13). Затем он выражает в кратких, но сильных чертах бедствия «дня Иеговы» (14–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

  3. Весть Софонии Проповедь Софонии рождается в очень конкретной ситуации. Эта проповедь не ставит больших богословских проблем, она стремится решить прежде всего повседневные проблемы, однако, это ничуть не лишает ее непреходящей ценности. Софония обличил вместе с великими пророками VIII века различные преступления против Бога и против ближнего. Он атаковал культовое идолопоклонство, беззакония, материализм, религиозное безразличие, насилие со стороны власти, а также обиды, нанесенные иноземцами народу Божию. Он со всей ясностью провозгласил, что такое положение дел нельзя терпеть, что такая ситуация непременно провоцирует наказание. Однако, Софония не испытывает удовольствия от наказания. Как верный ученик Исайи, в разрушении он видит шаг ко спасению. От срубленного дерева произойдет святое семя (Ис 6:13). Из нечистого и оскверненного города, города притеснителей произойдет остаток, который примет Господа (Соф 3:13). Посему, несмотря на ужасающие обличения, чтение Софонии не пугает. Оно скорее подвигает к действию, к изменению. Это и есть то, что подвигло Софонию к написанию книги: вдохновить реформу Иосии. Новый Завет не цитирует Софонию прямо. Однако в новозаветных книгах имеются имплицитные отсылки к Софонии. Мф 13:41, где говорится о соблазнах, напоминает Соф 1:3. Титул «царя Израиля», данный Иисусу Нафанаилом (Ин 1:49) – тот же, который Софония дал Богу в 3:15. Можно сравнить также Соф 3:8 с Откр 16:1 и Соф 3:13 с Откр 14:5. Возможно, незначительное влияние книги пророка Софонии на Новый Завет объясняется отсутствием в ней мессианских пророчеств.     Перевод с испанского: игумен Арсений (Соколов), Бейрут. Глава из книги: Luis Alonso Schökel, J.L. Sicre Diaz. Profetas. Commento. Vol. II. Madrid, 1980. P. 1109-1112. Авторы – испанские библеисты, преподававшие в библейскую экзегетику в Pontificio Istituto Biblico, Рим. Hyatt J.P. The Date and Background of Zephaniah. “Journal of Near Eastern Studies”, (1948). Р. 25-29. Рассказ 4Цар 22-23 подчеркивает религиозные аспекты, но дает понять и политические амбиции Иосии, который претендует реставрировать древнюю империю Давида или хотя бы возвратить территории Северного Царства. На эту тему, сверх «Историй Израиля» Брайта, Нота etc, стоит обратить внимание превосходную работу: OtzenB. Studien über Deuterosacharja (København, 1964). Кстати, следует помнить, что хронологически различные этапы реформы Иосии лучше отражены в 2Пар 34-35, нежели в 4Цар.

http://bogoslov.ru/article/4616424

143. Virgulin S. La «Fede» nella Profezia d " lsaia. Milano, 1961. 144. Virgulin S. Isaia, versione — introduzione — Note di. Roma, 1968.   5. ПРОРОКИ СОФОНИЯ, НАУМ, АВВАКУМ 145. Варфоломей (Ремов), иером. Книга пророка Аввакума. Серг. Посад, 1913, с. 244. 146. Его же. Пророк веры — БВ, 1914, с. 13-17. 147. Голубев М. Книга пророка Аввакума. — ХЧ, 1867, с. 683-743; с. 861-919 (автор — правосл. библеист, проф. СПб. Дух Акад.). 148. Его же. Св. пророк Наум и его книга. — ХЧ, 1852, с. 518-562. 149. Елеонский Ф. К вопросу о книге пророка Софонии. — ХЧ, 1898, с. 106-140. 150. Исторический взгляд на ветхозаветные пророчества о Ниневии. — ХЧ, 1832, т. 47, с. 252-285. 151. Каменецкий С. Цефания (Софония). — ЕЭ, т. XV, с. 806-807. 152. Его же. Нахум (Наум). — ЕЭ, т. XI, с. 598-600. 153. Его же. Хаббакук (Аввакум). — ЕЭ, т. XV, с. 471-474. 154. Е. Н. Песнь пророка Аввакума. — «Воскресное чтение», 1874, с. 171-175. 155. Палладии (Пьянков), еп. Толкование на книгу пророка Наума. Вятка, 1875, с. XII+41. 156. Его же. Толкование на книгу пророка Аввакума. Вятка, 1875, с. XIV + 67. 157. Его же. Толкование на книгу пророка Софонии. Вятка, 1876, с. XV + 60. 158. Рождественский Д. Аввакум. — ПБЭ, т. I, с. 86-89 (автор — библеист, преп. СПб. Дух. Акад.). 159. Симашкевич М. Пророчество Наума о Ниневии. СПб., 1875, с. 4 + 347 (автор — впоследствии Митрофан, епископ Пензенский). 160. Смирнов И. Пророк Софония. Рязань, 1877, с. 21. 161. Его же. Пророк Наум. Рязань, 1877, с. 25. 162. Его же. Пророк Аввакум. Рязань, 1877, с. 28. 163. Тюрнин И. Книга пророка Софонии. Историко-экзегетическое исследование. Серг. Посад, 1897, с. 237. 164. Юнгеров П. Книга пророка Аввакума. Казань, 1887. 165. Albright W. F. The Realm of Habakkuk. — «Studies in Old Testament Prophecy», Edinburg, 1950. 166. Bic М. Trois prophetes dans un temps de tenebres, Paris, 1968. 167. Montague G. T. Zephaniah, Nahum, Habakkuk, Lamentations, Obadiah. College-ville, 1967. 168. Sullivan К. The Book of Sephaniah — «Worship», 1957, 31, p. 130-135.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Несмотря на то что идолослужение было официально запрещено Иосией, оно, несомненно, сохранялось, что позволяет отнести эти пророчества к любому моменту правления Иосии. Иеремия, современник Софонии, тоже осуждал следование языческим обычаям (1:4–5; ср.: Иер. 2:8; 8:2; 19:5,13; 32:35 ), а проблема, возникшая примерно в тот же период перед другими пророками, Наумом и Аввакумом, также свидетельствует, что реформы Иосии не были полными и окончательными. Удивительные параллели между Книгой Пророка Софонии и Второзаконием (см.: 1:5,13,18; 3:5) свидетельствуют в пользу мнения, что это пророчество было произнесено после начала реформ Иосии, к проведению которых царя подтолкнуло обнаружение в Храме «книги закона» ( 4Цар. 22:8 ). Считается, что найденный документ представлял собой некую форму Второзакония, что и послужило основой восстановления культа Яхве. Явные ссылки Софонии на Второзаконие заставляют предположить, что он пророчествовал после обнаружения этой книги. Упоминание в гл. 2–3 некоторых народов, и особенно Ассирии (2:13–15), помогает определить время создания книги. Софония предсказывает разрушение столицы Ассирии Ниневии (2:13). После захвата Израиля и изгнания его населения в 722 г. до н. э. ( 4Цар. 17:4–41; 18:9–12 ) Ассирия стала главной угрозой, нависшей над Иудеей. Несмотря на то что она казалась непобедимой, по воле Бога, использовавшего военное могущество соседей–вавилонян, дни Ассирии были сочтены. До конца VI в. она стремительно ослабевала. В 612 г. до н. э. Ниневия пала, а к 605 г. вся империя была захвачена вавилонянами, следовательно, Софонии мог пророчествовать ранее 612 г. до н. э. Софония упоминает также филистимлян (2:4–7), Моав и Аммон (2:8–11) и эфиоплян (2:12). Филистимляне были противниками израильтян со времен их возвращения из Египта после исхода; в конечном счете филистимляне были подавлены, хотя и не уничтожены, Давидом. Их города–государства – Азот, Аскалон, Газа, Экрон и Геф находились на средиземноморском побережье, к западу от Мертвого моря. К моменту появления пророчества Софонии Геф, очевидно, захирел, поскольку он не включен в грозное предсказание – далеко не единственное в ряду пророчеств, касающихся этого народа (ср.: Ис. 14:28–32 ; Иер. 47 ; Ам. 1:6–8 ; Зах. 9:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Отличительную черту пророков Софонии и Иеремии, живших в эту эпоху, составляет резкость в обличении современных Иудеев в крайнем нечестии и предсказание естественного результата современного состояния – падения Иудеи и Иерусалима. Пророчества Софонии и Иеремии, в рассматриваемый период, начинаются, продолжаются и заканчиваются подобными обличениями и предсказаниями ( Соф. 3:1–4; 1:2–18 ; Иер. 1:16–22; 2:1–37; 3 гл. и т. д., все главы начинаются и оканчиваются обличениями). Пророчества Аввакума, с этой стороны, существенно отличны. После лишь краткого замечания о современных беззакониях, пророк переходит к изображению Халдейского войска и производимых им опустошений, зависимости его от Божественного промысла и ожидающей его гибели за притеснение Иудеи. А молитва Аввакума (3 гл.) нисколько не касается современного нравственного разложения. Кроме особенной резкости, обличительные речи Софонии и Иеремии отличаются от подобных же речей предыдущих пророков по предметам обличения – современным порокам. У Софонии, напр., говорится о легкомыслии и вероломстве ложных пророков и об осквернении святыни священниками ( Соф. 3:4 ) – о пороках, не обличаемых древними пророками. От изображаемого Софонией религиозно-нравственного состояния пророков и священников – прямой переход к обличениям Иеремии. У Иеремии в первый раз упоминается твердо организованный и сплоченный класс ложных пророков. Еще Исаия говорил о нежелании Иудеев слушаться истинных пророков ( Ис. 30:10–12 ). Исаия не говорил, чтобы в его время находились выполнители своеволия Иудеев – ложные пророки. При Софонии, уже, вероятно, слабые зародыши этого класса существовали, хотя и не пользовались особенным влиянием и не были так опасны для политического и нравственного состояния Иудеев. При Иеремии, они уже были в большом количестве и пользовались сильным влиянием, почему и вызывали грозные речи пророка ( Иер. 23:9–40; 2:8; 5:31; 6:13–15 ). В такой же прогрессии шло образование современного Иеремии класса священников. Исаия обличал только лицемерное служение народа ( Ис. 1:13–15 ) и нетрезвость священников (в переносном, может быть, смысле, Ис. 28:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

2. Библия перечисляет предков Софонии (евр. Цефаниягу) до четвертого колена, что указывает на его аристократическое происхождение. Прапрадед его, Езекия, иногда отождествляется с царем Езекией (см.: И. Тюрнин. Книга пророка Софонии. Сергиев Посад, 1897). В Книге Софонии нет биографических сведений о пророке, но говорится, что он пророчествовал во дни Иосии. Обличение звездопоклонства показывает, что Софония проповедовал до 622 г., в котором царь Иосия окончательно упразднил языческие культы. Книга распадается на четыре части: 1) Возвещение Судного Дня: 1, 2—2, 3. 2) Пророчества о народах: 2, 4-15. 3) Обличение грехов Иерусалима: 3, 1-8. 4) Обетования, написанные, вероятно, в последние годы жизни пророка, когда он стал свидетелем первых религиозных преобразований в стране: 3, 9-20. В целом книга признается всеми библеистами подлинной. Сомнения вызывают лишь пророчества против Моава и Амона. Однако эти сомнения разделяются далеко не всеми авторами. См.: G. Т. Monmague. Zephaniah, Nahum, Habakkuk, Lamentations, Obadiah. Collegeville 1967, р. 16; R.T.A. Мигрну. Zephaniah, Nahum, Habakkuk: — JBC, I, р. 292. 3. Геродот. История, I,106. О скифском нашествии говорит также и Страбон (I, 321). О размерах скифского завоевания достоверных сведений нет (см.: Б.Пиотровский. Скифы и Древний Восток. — «Советская археология», 1954, т. 19, с. 141; В. Белявский. Война Вавилона за независимость (627-605 гг. до н. э.) и гегемония скифов в Передней Азии.—«Исследования по истории стран Востока», ЛГУ, 1964). Ряд исследователей Библии полагает, что нашествие скифов послужило поводом для пророчеств Софонии о Дне Ягве (см.: А. Глаголев. Книга пророка Софонии — ТБ, т. VII, с. 331). 4. 2 Паралипоменон (34, 3) указывает, что обращение Иосии к вере Давида относится к восьмому году его правления, т. е. к 633/32 гг., а начало объединения Севера и Юга — к 12 году, т. е. к 628 г. Эти даты близки к годам политических кризисов в Ассирии (630 год отстранение Ассурбанипала, 627-й — его смерть). См.: В. Белявский. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1972, с. 55; F. Cross and D. Freedman. Josiah " s Revolt against Assiria. — «Journal of Near Eastern Studies», v. XII, 1953, р. 56, ff.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

    Глава 30. Книга пророка Иеремии Современником пророков Софонии и Аввакума был пророк Иеремия. Правление царя Иосии (639–608 гг. до Р. Х.), когда начал свое служение пророк Иеремия, – время последней надежды Израиля. Иосия – благочестивый царь, который проявил крайнее усердие в том, чтобы восстановить богопочитание и благочестие в Иудее. Происходило это уже практически через 100 лет после того, как навеки прекратило свое существование Израильское царство, после длительного правления в Иудее Манассии (696–641 до Р. Х.) и Амона (641–639 гг. до Р. Х.), которые наполнили весь Иерусалим идолослужением и преступлениями. Несмотря на все усилия, Иосии не удалось достичь поставленной цели. Притом что внешнее богопочитание было восстановлено, обратить по–настоящему сердца народа к Богу ему так и не удалось (4 Цар. 23: 26–27). Преемники же его довели дело до того, что Иудея была опустошена, Иерусалим был разрушен, и большая часть народа была уведена в плен. 30.1. Общая характеристика книги Книга пророка Иеремии, второго из четырех великих пророков, в отличие от большинства других пророческих книг, содержит много подробностей о жизни ее автора. Больше того, она приоткрывает нам внутренний мир пророка, его собственные мысли и переживания. Читая пророка Иеремию, невольно вспоминается Книга Иова. По своей структуре книга достаточно непроста. В ней не соблюден хронологический порядок событий и пророчеств. Поэтому, если читать ее подряд, возникает некоторое затруднение относительно последовательности описанных событий, и требуются усилия, чтобы разобраться. Но с точки зрения смысла книга является весьма цельной, так что будем считать, что мы ее имеем в том виде, в каком угодно было Богу. У Книги пророка Иеремии много общего с Книгой пророка Исаии, но есть и серьезные отличия. Главное из них состоит в том, что Книга пророка Иеремии – это уже не книга–предупреждение, каковой является в каком-то смысле Книга пророка Исаии, это книга, в которой запечатлена «последняя попытка» со стороны Бога привести иудейский народ в чувство и избавить его от наказания и гибели (вспомним схожее отличие Книги пророка Софонии от книг Осии и Амоса). Предсказания приобретают уже весьма конкретный характер, затрагивают современников пророка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   По содержанию книга пророка Софонии разделяется на три главы и части. В первой главе и части пророк порицает беззакония современных иудеев и предвозвещает истребление их; во второй главе и части предвозвещаются бедствия языческим народам за их преступления; в третьей главе и части предвозвещается наказание грешным иудеям (1—8 стт.) и спасение праведному остатку иудеев и языческих народов (9—20 стт.).    Согласно надписанию и характеру содержания книги нужно считать ее писанием самого пророка Софонии. В книге, при частом обращении пророка к современным иудеям, отражается их нравственное состояние, соответствующее периоду правления Иосии; при обращении пророка к языческим народам: филистимлянам, моавитянам, ассирийцам, эфиопам, — отражаются также современные пророку и Иосии политические международные отношения (ср. Соф.2 гл. ­­ Иер.25 гл.). Поэтому об общей подлинности всей книги не было и критических сомнений, не только в древнее, но и в позднейшее время. Были сомнения в очень недавнее время, у Швалли, Будде, Кöнига, Вельгаузена, но лишь относительно некоторых стихов (Авв.2:4—15; 3:9—10, 14—20). Все эти критические предположения уже обстоятельно разобраны в русской литературе. Видно, что у критиков проявлялась преимущественно тенденциозная придирчивость, и произвольное обращение с библейским текстом порождало возражения, а не серьезные поводы и недоумения. Баудиссин замечает, что в мнимых позднейших дополнениях (Соф.3:1—7:8—13 и др.) «видна рука самого Софонии» и вообще в них «ничего не содержится, чего не мог бы сказать Софония». За этим признанием, можем уже не входить в подробный разбор критических возражений.    Язык книги пророка Софонии вызывает споры исследователей. Одни признают его «чистым и легким, живым, одушевленным, благородным, близким к древним пророкам, если не к Исайи, то по крайней мере к Аввакуму и Михею» (Кейль, Корнели, Шегг, Ватке); другие, напротив, считают «лишенным поэтической силы, растянутым, холодным, безжизненным, нередко темным, лишенным оригинальности и наполненным лишь подражаниями» (Рейс, Де-Ветте, Шрадер и др.). Приближается к языку Иеремии своею растянутостью, повторениями, неоригинальностью и неполною чистотою (Орелли). Кажется, примирение этих противоречивых суждений можно найти еще в одном качестве, единогласно признаваемом всеми исследователями: частом воспроизведении изречений других священных писателей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010