Толковательные пособия у нас были: святоотеческия толкования: Ефрема Сирина (по рус. пер. 6-я часть его творений. М., 1887 г.), не на все книги; блаж. Феодорита (по рус. пер. 4-я и 5-я чч. его творений. М., 1857 г.), Кирилла Александрийского (частию по рус. переводу 9—12 чч. его творений, но переведены не все толкования, а частию по Миню 71—72 tt.), Феофилакта Болгарского (Migne. 126 t. — не на все книги), блаж. Иеронима (по рус. пер. его творений 12—15 чч. Киев, 1890 г.). Новые толковательные труды: Еп. Палладий. Толкование на 12 пророков. Вятка. 1872—1877 гг. Смирнов. Рязань, 1872—1874 гг. Толковая Библия (VII т. СПб., 1910 г.). Монографии на некоторые книги: Бродович. Книга прор. Осии (К., 1901 г.); Тюрпин. Книга пророка Софонии (Сергиев. Пос., 1897 г.), Тихомиров. Книга пророка Малахии (Сергиева Лавра, 1903 г.) и наши монографии на книги пророков: Амоса (К., 1897 г.), Михея (1890 г.) и Аввакума (М., 1887 г.). Иностранные труды: Keil und Delitzsch. Die zwölf kleinen Propheten. L. 1888 г. Knabenbauer. Com. in prophetas minores. Par. 1886 г. Филологические труды: еврейский словарь Гезениуса (Leipz. 1905 г.) и Шлейснера: Novus Thesaurus sive lexicon in. LXX. Leipz. 1820—1821 гг. Handwörterbuch der griechisehen Sprache. Schneider und Passow (Leipz. 1826 г.). Книга пророка Осии Глава 1 Ос. 1 :1. Слово Господне, которое было к Осии, сыну Веириину, во дни Озии, и Иоафама, и Ахаза, и Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского. Ос. 1 :2. Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу, и (роди) 2 детей блуда, ибо сильно соблудила земля (отступив) 3 от Господа. Ос. 1 :3. И пошел он и взял Гомерь, дочь Девилаима, и она зачала и родила ему сына. Ос. 1 :4. И сказал Господь ему: нареки ему имя; Иезраель, потому что еще не много (пройдет) 4 , и Я отомщу кровь Иезраеля 5 на доме Иудином, и упраздню 6 царство дома Израилева. Ос. 1 :5. И будет в тот день: сокрушу лук Израилев в долине Иезраелевой 7 . Ос. 1 :6. И зачала еще и родила дочь. И сказал ему (Господь) 8 : нареки имя ей: «непомилованная», ибо Я не буду более миловать дома Израилева, но буду всемерно противодействовать им.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

выше, F.I), число двенадцать тонко ассоциируется с народом Израиля, возникшим из двенадцати сыновей Uakoba. LXX , приводя название Δωδεκαπρφητον (Додекапрофетон=книга двенадцати пророков), подчеркивает что речь идет об одной книге. В Вульгате книга носит имя «Prophetae minores», что легло в основу общепринятого немецкого 68 названия «малые пророки» («minores», или «малые», по той причине, что отдельные сочинения Книги двенадцати пророков имеют гораздо меньший объем, чем Ис, Иер, Иез; объем Книги двенадцати пророков в целом примерно соответствует объему Ис). В иудейском и христианском предании «двенадцать» рассматриваются и цитируются как одна книга (ср. в трактате Бава Батра 14b/15а в Вавилонском Талмуде и предисловие Иеронима к Вульгате, где он недвусмысленно отмечает: «unum librum esse duodecim prophetarum» 69 ). В библейской критике за последние два столетия этому аспекту не уделялось должного внимания. И только в последнее время делаются попытки исследовать и комментировать Книгу двенадцати пророков как единое целое. При этом исходным пунктом может являться как синхроническая модель осмысления книги (единая композиция всей книги в целом и единые для всей книги цепочки ключевых слов), так и диахроническая (история развития и редакций). Расположение двенадцати книг следует хронологическому порядку в соответствии с датировками, которые указываются в отдельных книгах в начале текста и/или эксплицитно или имплицитно даются по ходу изложения. Как показано в следующей таблице, книги разделяются по тому, к какой эпохе они принадлежат: первые шесть пророков относятся к VIII в., следующие три – к концу VII в. и последние три – к концу VI в. Система заголовков в Книге двенадцати пророков VIII в. Слово Яхве, которое было к Осии, сыну Береину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского Слово Яхве, которое было к Иоилю, сыну Вафуила Слова Амоса... которые он слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского Видение Авдия И было слово Яхве к Ионе, сыну Амафиину Слово Яхве, которое было к Михею… во дни Иоафама Ахаза и Езекии, царей Иудейских, и которое открыто ему о Самарии и Иерусалиме Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Аввакум Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум Софония Слово Яхве, которое было к Софонии, сыну Хусии..., во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Яхве через пророка Аггея Захария В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Яхве к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку Малахия Пророчество слова Яхве к Израилю через Малахию Такая хронологическая последовательность не во всех книгах соответствует действительной хронологии, или времени появления книги, о которой мы можем говорить, исходя из новых исторических данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

В этом пророчестве также можно усматривать и буквальный (исторический), и иносказательный (духовный) смысл. В буквальном смысле этот отрывок можно понимать, как предсказание о возвращении евреев из Вавилонского плена, в духовном – как пророчество о евангельских событиях. Замечательно об этом стихе говорит святой блаженный Феодорит Кирский : «Знаю, что иные понимали это о возвращении из Вавилона и обновлении Иерусалима, и не противоречу ими сказанному, потому что пророчество приличествует и совершившемуся тогда. Но точное событие можно находить по вочеловечении нашего Спасителя; ибо тогда сокрушенных сердцем уврачевал Господь банею пакибытия, тогда обновил естество человеческое, столько возлюбив нас, что и душу Свою отдал за нас» 33 . Святого пророка Наума также относят к числу пророков до-пленного периода. Он жил в 621–612 гг. до Р.Х 34 . и также совершал свое служение во время правления Иосии. Его книга так же, как и книга пророка Софонии, состоит из трех глав. Главная тема книги – приближающееся падение Ниневии, столицы Ассирии. Мессианские черты в книге пророка Наума можно заметить в конце первой и начале второй главы (1, 15; 2, 12). В еврейском тексте 15-й стих первой главы отнесен к началу второй главы. Здесь предсказывается грядущее благовестие Иудее. Это пророчество, как и многие другие, имеет также двоякий смысл: исторический и таинственный. Оно заключает в себе и предвестие благ мира, и спасение в новозаветное время. В таком смысле частично повторяет это пророчество святой апостол Павел ( Рим.10,15 ), говоря о проповеди евангельского учения во всем мире. Для сравнения можно привести два стиха: Наум. 1, 15 и Рим. 10, 15 . – «Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» ( Наум 1, 15 ). – «И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» ( Рим. 10, 15 ). Таков общий обзор мессианских пророчеств, содержащихся в книгах малых пророков до-пленного периода. Следующая глава исследования посвящена обзору пророчеств о Мессии в книгах малых пророков Вавилонского периода. Глава II. Обзор пророчеств о Мессии в книгах малых пророков Вавилонского периода

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Главная мысль книги пророка Михея та, что Господь по Своей верности завету с избранным народом, очистив его бедствиями и покаянием, введет его (а через него и язычников) в царство Мессии. Книга Михея содержит предсказание о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима; обетование о спасении Израиля через Старейшину из Вифлеема; указания пути к спасению. Михей выступает со словом защиты бедных и обездоленных в своем народе и обличениями бессердечия и заносчивости богатых. «Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми; все строят козни, чтобы проливать кровь, каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них – как терние, и справедливый – хуже колючей изгороди» ( Мих. 7:2–4 ). Вот, что Господь ждет от человека: «О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь; действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренно ходить перед Богом твоим» ( Мих. 6:8 ). Пророк заканчивает свою книгу следующим обращением к Богу: «Кто Бог , как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих. 7:18–19 ). Содержание книги пророка Михея: разрушение Иерусалима и Самарии (1–2), грехи жителей Иудеи (3), о Царстве Мессии (4), о рождении Христа в Вифлееме (5), суд над народами (6), о милости к верным (7). Главными событиями второго пророческого периода, начавшегося после царя Манассии (6-е по 4-е столетия до Р. Х.), были: религиозная реформа царя Иосии (639–608 гг. до Р. Х.), усиление вавилонского царства, разрушение Иерусалима (586 г. до Р. Х.) и увод пленных иудеев в Вавилон; покаяние иудеев и возвращение их на родину (536 г. до Р. Х.), восстановление Иерусалимского храма (475 г. до Р. Х.). После этого ожидание пришествия Мессии делается все более напряженным вплоть до времени Рождества Христова. Книга пророка Софонии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Соф.3:14 .  Ликуй, дщерь Сиона! торже­с­т­ву­й, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Соф.3:15 .  Отме­нил Го­с­по­дь при­говор над тобою, про­гнал врага твоего! Го­с­по­дь, царь Израилев, по­среди тебя: уже более не увидишь зла. Соф.3:16 .  В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки тво­и!» Соф.3:17 .  Го­с­по­дь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; воз­веселит­ся о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торже­с­т­во­вать о тебе с ликова­ни­ем. Соф.3:18 .  Сету­ю­щих о торже­с­т­вен­ных праз­днествах Я соберу: твои они, на них тяготеет по­ноше­ние. Соф.3:19 .  Вот, Я стесню всех при­теснителей тво­их в то время и спасу хромлющее, и соберу рас­сеян­ное, и при­веду их в по­чет и име­нитость на всей этой земле по­ноше­ния их. Соф.3:20 .  В то время при­веду вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас име­нитыми и по­четными между всеми народами земли, когда воз­вращу плен ваш перед­ глазами вашими, говорит Го­с­по­дь. Уже во второй половине ст. 13 пророк указал, что внутренней праведности новой общины Израиля будет соответствовать и безмятежная жизнь ее с внешней стороны. В заключительных стихах гл. III и всей книги пророк всецело сосредоточивается на мысли о полном и ничем невозмутимом благосостоянии святого града и народа Божия, и эта мысль наполняет его душу высоким восторгом, вытекающим из живого сознания и непосредственного переживания действий любви Божией. Восторг и ликование народа, выражаемые устами пророка, выступают уже в начальных словах рассматриваемого отдела: «Ликуй, дщерь Сиона, торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!» (ст. 14). Слова эти, близко напоминающие места из книга пророка Исаии ( Ис 62.11 ), и прор. Захарии ( Зах 9.9 ), как известно, воспроизводятся по смыслу в евангельском повествовании о торжественном входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим ( Мф 21.5 ; Ин 12.15 ). Вся вообще возвышенная и восторженная речь пророка о новом благоволении Иеговы к Своему народу, ст. 14–19, во всей своей силе и точности относится лишь ко временам евангельским, христианским. «Знаю, – говорит блаж. Феодорит, – что иные понимали это о возвращении из Вавилона и обновлении Иерусалима, и не противоречу ими сказанному, потому что пророчество приличествует и совершившемуся тогда. Но точное событие можно находить по вочеловечении нашего Спасителя; ибо тогда сокрушенных сердцем уврачевал Господь банею пакибытия, тогда обновил естество человеческое, столько возлюбив нас, что и душу Свою отдал за нас»... Подобно отделу Зах 9.9–15 , рассматриваемый отдел Соф 3.14–19 читается в качестве паримии на вечерне праздника Входа Господня в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Посылал, говорит, к нам в Вавилон, говоря: «время продолжительно». Вот все, чем он недоволен: зачем, вопреки его лжи, Иеремия писал истину, – что возвращение последует не скоро, что они возвратятся в Иерусалим по истечении семидесяти лет, что поэтому они должны строить домы, разводить сады и есть плоды их, брать жен и рождать сыновей, о чем говорила предшествующая речь. Когда священник Софония, на имя которого собственно написано было это письмо, получил его, то прочитал его Иеремии, как бы укоряя его, и самым чтением обличая, как он осмелился писать это в Вавилон. Ст. 30–32. И было слово Господне к Иеремии говорящее: пошли по всему переселению сказать: так говорит Господь Шемаии Нееламитянину: за то, что пророчествовал вам Шемаия, а Я не посылал его, и обнадеживал вас ложно, за это так говорит Господь: вот Я посещу Шемаию Нееламитянина и семя его не будет ему мужа сидящего среди народа сего, и не увидит от добра, которое Я сделаю народу Моему, говорит Господь, ибо превратное говорил он, вопреки Господу. Лжепророк Шемаия, воистину Нееламитянин, – из потока бравший чуждые и мутные воды, – сердится, что Иеремия против лжи его написал истину, и посылает к священнику Софонии письмо, как смел пророк писать истину, и желает чтобы он был заключен в темницу, дабы не мог говорить. И Софония втайне обвиняет пророка, когда читает письмо лжеца и хвалится, что он имеет обвинение на пророка. Насколько более виновны те, кои защищаюсь лжепророком, покровительствуют лжецам и дурные качества других обращаюсь в свои пороки! Пусть же послушает лжепророк, пусть разумеет священник, что из-за него и сам он заслуживает услышать: так говорит Господь: вот Я посещу Шемаию. Это говорит Господь, а не пророк, что Он посетит Шемаию Нееламитянина, посетит не для врачевания, а для наказания лжеца, по оному написанному: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды, их ( Пс. 88, 33 ). И посещает не только лжепророка, но и семя его, всех учеников, которых он обольстил своим заблуждением. Не будет, говорит, мужа, сидящего среди народа сего. Должно потребиться от общества святых семя нечестивое и не должен сидеть среди покоящихся тот, кто не мог стоять с стоящими и не слышал оного: если бы он стоял в совете Моем (Иерем. 23, 22)! И тогда как Господь обещает совершенство всех добродетелей по окончании седмиричного времени, он не увидит добра, которое он усвоял себе в настоящем времени. А все это произойдет за то, что он, вопреки Господу, говорил превратное, что говорил что плен грехов уже разрешен и что они возвратятся в Иерусалим, они, которым апостол грозит: се сыти есте, се обогатистеся, без нас воцаристеся: и о дабы воцарилися есте, да и мы быхом с вами царствовали ( 1Кор. 4, 8 )! Книга шестая

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Отношение к книге пророка Исаии пророков, живших после него, но еще до окончания плена: Аввакума, Софонии, Иеремии и Иезекииля – показывает, что вся книга пр. Исаии написана ранее плена. Означенные пророки имели пред собою книгу пр. Исаии во всем ее объеме. Нельзя определить с точностью время жизни пр. Аввакума, но во всяком случае он жил до нашествия Навуходоносора, потому что о нашествии халдеев пр. Аввакум только еще предсказывает (1:5). Скорее всего он пророчествовал при Манассии, который «пролил весьма много невинной крови» ( 4Цар.21:16 ), так как высказывает жалобу Богу на насилие над праведным (1:2–4; 2:1–4). Между тем у пр. Аввакума есть несомненные заимствования из всей книги пр. Исаии. Особенно напоминает вторую часть книги Исаии конец 2-й главы, где пророк Аввакум говорит об идолослужении: «что за польза (характеристичное для Исаии выражение, ср. Ис.44:9–10 , ср. 30:5–6) от истукана, сделанного художником, хотя ваятель полагается на свое произведение. Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен серебром и золотом, но дыхания в нем нет». Приведенные слова невольно напоминают о главах из книги Исаии 40, 44, 46… Даже отдельные слова наилучшим образом подтверждают впечатление. Так слова пр. Аввакума об идоле: «научит ли он чему-нибудь?.. дыхания в нем нет» не есть ли переделка стихов 13, 14 («кто уразумел дух Господень,.. кто учит Его знанию» и т. д.) из той 40-й главы Исаии, где говорится о бесполезности служения идолам? Еще более замечательны слова ст. 17-го во 2-й главе пр. Аввакума: упоминание о Ливане и о животных у пр. Аввакума как бы несколько нарушает последовательное течение речи, но легко объясняется, если пр. Аввакум имел в виду упомянутую 40-ю главу Исаии, где соответствующие слова: «и Ливана недостаточно для жертвенного огня и животных на нем для всесожжения» служат раскрытию общей мысли главы (о всемогуществе Божием). Напоминает также ст. 17-й главы 2-й Аввакума место из пророчества Исаии о Вавилоне (14:7–8), – откуда заимствуются и другие черты: «будут произносить притчу» ( Авв.2:6 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

За эти выступления он неоднократно подвергался гонениям: его избивали в храме (20:1–2); заключали под стражу (32:2); оставляли умирать в грязной яме (38:6); ему пришлось бежать от священников и лже­пророков, пытавшихся его убить (26:8–11); даже жители его родного города Анафофа грозились убить его (11:21). Проповедь Иеремии воспринималась воинственно настроенными правящими кругами иудейского общества как государственная измена. Иеремия с большим мужеством переносил все эти страдания, однако самая большая боль его была вызвана тем, что его народ, которого он любил фанатической любовью, на протяжении четырёх десятков лет не хотел внимать его словам. Он старался спасти Иерусалим от Вавилона, но не смог. И это приносило ему страдание. Ни у кого из других пророков мы не встречаем больше столь глубокой боли и отчаяния: «Проклят день, в который я родился; день, в который родила меня мать моя... Проклят человек, который принёс весть отцу моему и сказал: „у тебя родился сын“ и тем очень обрадовал его... Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии?» (20:14–15:18). Тысячу раз прав был немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900) когда сказал: «Вам и в голову не приходило, что люди, обладающие пророческим даром, являются большими страдальцами...». Читая Книгу пророка Иеремии невольно на память приходят слова Христа: «Никакой пророк не принимается в своём отечестве» ( Лк.4:24 ).Так случилось и с Иеремией. Как гласит предание, евреи побили его камнями в Египте около 580 года до Р.Х. И только после смерти Иеремии они стали считать его героем. Несмотря на все протесты, увещевания и мрачные предсказания Иеремии, Иудейское царство прочно примкнуло к Египту и Навуходоносору пришлось вести с ним длительную борьбу. Из других пророков, придерживавшихся такой же ориентации на Вавилон, нам известно только имя Урии, сына Шемаии, который заплатил своей жизнью за подобное пророчество ( Иер.26:20–23 ). Софония. Краткая справка о пророке Софонии в начале книги, названной его именем, сообщает, что он был сыном Хусия, сына Годолии, сына Амории, сына Езекии (1:1).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Обратим внимание на то, что это единственный случай во всех Евангелиях, когда Иисус передвигается не пешком. Однако тем самым Иисус нарушает не только собственный обычай: Он также нарушает благочестивый обычай всех паломников, которые, даже если подъезжали к Иерусалиму верхом, спешивались перед входом в город. Впрочем, вполне возможно, что Он доехал на осле только до ворот города, а дальше пошел пешком. Как и Матфей, Иоанн приводит ветхозаветное пророчество неточно, комбинируя его из разных элементов. Одним из них является сильно сокращенная цитата из Зах.9:9 ; другим, возможно, отрывок из Книги пророка Софонии: Ликуй, дщерь Сиона!.. Господь, царь Израилев, посреди тебя... В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся» ( Соф.3:14–16 ). 23 Слово «осанна» (Евр. hôšî‘-nn) буквально означает «спаси же». По словам блаженного Иеронима , " осанна в переводе с еврейского означает: Господи, спаси меня!» 24 . Блаженный Августин пишет: « Осанна, как говорят знающие еврейский язык, это голос молящего, более выражающий чувство, нежели обозначающий нечто». 25 Действительно, ко временам Иисуса этот возглас употреблялся не столько в своем исконном значении, сколько в качестве простого восклицания, выражавшего хвалу и использовавшегося как литургическая формула. 26 Восклицания толпы приведены евангелистами в нескольких вариантах: Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! ( Мф.21:9 ); Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! ( Мк.11:9–10 ); Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! ( Лк.19:38 ); Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин.12:13 ). Разнообразие в передаче возгласов может быть объяснено тем, что люди из толпы произносили приветствия в разных формах. Во всех четырех вариантах присутствует формула «благословен Грядущий во имя Господне», в трех – формула «в вышних», в трех – слово «осанна», в двух «Царь» и в одном «царство».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пророчество Софонии о дне Ягве в своем эсхатологическом значении имеет, однако, прочную историческую основу. Софония говорит о дне Ягве для Иудеи: И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима; истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками ( Соф. 1:4 ). 12.6. Пророчество Иезекииля о дне Ягве День Ягве – это день иудеев, и наказания их, и торжества их. Но уже у Иезекииля во время вавилонского плена день Ягве приобретает более вселенское значение. Пророчествуя о Египте и, вместе с ним, о Ефиопии, Ливии, Лидии, Иезекииль говорит уже о дне Ягве, дне суда Божия, для народов. Исторически это исполнилось при разорении Навуходоносором и халдеями египтян. Однако, звучит уже громко новая нота – не только иудеи, но и другие народы в промысле Божием. День Ягве, Бога иудеев, будет и днем всех народов, Ягве – Бог всех народов! Всё это слышится в пророческих словах Иезекииля: Ибо близок день, так! близок день Ягве, день мрачный; година народов наступает ( Иез. 30:3 ). День Ягве иудеев, день мрачный суда Божия, это и година народов, и она скоро наступает! Ожидаемое иудеями становится ожиданием народов, скоро и их година... наступает! Так расширяются через Иезекииля горизонты пророчества и ожиданий дня Ягве. 12.7. Пророчества Иоиля о дне Ягве Неизвестно в точности, когда пророчествовал пророк Иоиль. Мнения высказываются разные, но едва ли какое из них можно обосновать с убедительностью. Как и пророк Софония, Иоиль – пророк дня Ягве. День Ягве и грядущий суд Божий над народами – основная пророческая весть Иоиля. Поводом к пророчеству Иоиля послужила язва саранчи, червей и жуков, поразившая землю Израиля. Описание этой стихийной катастрофы переходит у пророка в эсхатологические образы. Иоиль пророчествует о дне Ягве, об излиянии Духа Святого в день Ягве и о суде в долине Иосафата. Пророк Иоиль о дне Ягве Яркими, поэтичными, сильными словами возвещает пророк Иоиль день Ягве, день суда Божия: О, какой день! ибо день Ягве близок; как опустошение от Всемогущего придет он...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010