Для Южного (Иудейского) царства тех веков борьба с хананейской религией не была столь актуальной. Ни от Илии, ни от Елисея, ни от «сынов пророческих» до нас не дошло ни единой строки: ранняя пророческая проповедь была устной. Первые письменные пророческие тексты ­появляются лишь во второй половине VIII века до Р. Х., в Северном (Израильском) царстве. Это книги пророков Амоса и Осии. С этих двух небольших текстов начинается письменная пророческая традиция, которая достигнет своего максимального развития в Иудее: Израильское царство в 722 году до Р. Х. погибнет в результате ассирийского завоевания, 10 колен будут депортированы в коренную Ассирию и там весьма быстро ассимилируются. Но дело пророков Северного царства будет продолжено на Юге, в Иудее. Книги пророков Амоса и Осии вместе с рассказами о пророках Илие и Елисее будут принесены в Иерусалим — и там, во граде Давида, из этой искры, используя выражение Одоевского, возгорится мощное пророческое пламя. У Илии и Елисея, у Амоса и Осии появятся многочисленные последователи — иудейские пророки, чтобы, как сказал Пушкин, Божиим «глаголом жечь сердца людей», сначала под сенью Иерусалимского храма и на улицах Святого города, затем — в плену, «на реках Вавилонских», и вновь — в отстроенном в персидскую эпоху Иерусалиме. В книге пророка Малахии, в самом ее конце, содержатся очень важные слова, представляющие собой прямую речь Бога: Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4, 4–6). Этими удивительными и загадочными словами завершается не только книга Малахии, но и весь раздел пророческих книг. Пророчество на несколько веков умолкает. Следующим пророком Священной истории будет уже святой Иоанн Креститель. Суровый образ его жизни, обличительная проповедь, призыв к покаянию заставили многих его современников задать себе вопрос: не Илия ли это? Не исполнились ли слова Малахии? Если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти (Мф.

http://e-vestnik.ru/analytics/svyatoy_il...

Тогда именно, сказано у пророка, “изыдите и взыграйте, якоже тельцы от уз разрешени”, потому что освобождены от греховных уз» т. 30, с. 144]. Говоря же о последнем стихе, он замечает: «так пеплом стал богатый для Лазаря» [там же, с. 145]. И, наконец, завершающие слова книги: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5-6). Эти слова в Новом Завете относятся к Иоанну Предтече. Книга пророка Малахии – это самая последняя каноническая книга Ветхого Завета. Мы видим, что Ветхий Завет оканчивается на той самой точке, с которой впоследствии начинается повествование новозаветное – на проповеди Иоанна Предтечи. Помните, ученики спрашивали: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:10-13). Но, тем не менее, все-таки говорится конкретно, что будет послан Илия. Об Иоанне же говорится, что он «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1:17). Поэтому сам пророк Илия (как вы помните, он не вкусил смерти) явится перед вторым пришествием Спасителя для того, чтобы проповедовать покаяние. Последняя книга Ветхого Завета в своем пророчестве об Иоанне Предтече, пророчестве о пришествии Христа в храм Свой поставляет нас уже на пороге Нового Завета. И на этом умолкает глас пророческий. Господь все сказал, возможная для Ветхого Завета полнота откровения дана, и Иерусалиму осталось только узнать «день посещения своего» (Лк. 19:44). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431597/

Книга пророка Захарии, подобно книге пророка Иезекииля, отличается обилием символических видений и, сверх того, подробными предсказаниями о последних днях жизни Спасителя и о таких частностях Его жизни, каких нельзя найти ни у одного из пророков, например: о входе Господа во Иерусалим на ослице, о предании Его за 30 сребреников, о прободении Его ребра на кресте, о бегстве апостолов из сада Гефсиманского. Устами Захарии Бог призывал евреев к искреннему благочестию, говоря: " Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, Говорит Господь Саваоф» ( Зах. 1:3 ). «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу. По истине и миролюбиво судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите; ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» ( Зах. 8:16–17 ). Содержание книги пророка Захарии следующее: призыв к покаянию (1:1–6), видение ангела среди мирт (южное, вечнозеленое дерево с белыми душистыми цветами) (1:7–17), видение четырех всадников (1:18–21), видение ангела с землемерной веревкой (2), видение первосвященника Иисуса и Мессии (3), видение золотого светильника (4), видение летающего свитка и ефы (мера сыпучих тел) (5), видение четырех колесниц и Мессии в образе Первосвященника (6), пророческие речи Захарии о новозаветных временах (7–8), мессианские предсказания (9–11), о благодатных дарах, подаваемых верующим (12), пророчества о Мессии и об искуплении Иерусалима (13–14). Книга пророка Малахии Пророк Малахия (на еврейском – «вестник») был младшим сотрудником Ездры и Неемии и происходил из колена Завулонова. Как последний из ветхозаветных пророков, он назван «печатью пророков». Пророчествовал он за 475 лет до пришествия Христова. Из книги пророка Малахии видно, что в его время храм был уже восстановлен, и в нем совершались богослужения, но часто не так благоговейно, как следовало. Пророк обличает священников в небрежности, говоря им от имени Бога: «Сын чтит отца и раб – господина своего. Если Я – Отец, то где почтение мне? И если Я – Господь, то где благоговение предо мною» ( Мал. 1:6 ). В новозаветное время иудейские священники будут заменены людьми, благоговеющими перед Богом: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» ( Мал. 1:6–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Приход пророка Илии перед днем Господним. Самые загадочные пророчества Библии 3 мин., 26.09.2019 Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила… Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом  проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии» . Почти все пророки, жившие в ветхозаветную эпоху, так или иначе говорили о времени, когда Бог Сам придет на землю и станет судить людей. Об этом говорили пророки Исаия, Иеремия, Иоиль, Амос… Об этом же пророчествовал и Малахия, живший на рубеже V и IV веков до Р. Х. Но в его пророчестве есть одна новая, дополнительная деталь: он говорит, что у Господа будет предшественник: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. Книга пророка Малахии, глава 4, стихи 5, 6 Впоследствии Господь Иисус Христос напрямую отнесет эти слова пророка Малахии к Иоанну Предтече (Мф 17:10–13). И это часто вызывает у читателей Евангелия недоумение: ведь Иоанн Предтеча не Илия? Как это объяснить: В Библии вообще много параллелей: одни события оказываются предзнаменованиями других, которые случаются позже. Например, страдания и последовавшее за ними возвышение Иосифа, которого братья продали в рабство египтянам, во многом указывают на то, что случится много позже с Иисусом Христом; двенадцать «казней египетских» (наказания, посланные египтянам, которые не желали отпустить на волю еврейский народ) сильно напоминают те бедствия, что описаны в Откровении святого апостола Иоанна Богослова, и так далее. Господь говорит «лицом к лицу» с отдельными праведниками; народы же Он вразумляет событиями, некоторые из которых становятся предвестниками других. На переднем плане указывающий на Христа - Иоанн Предтеча.

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

Таков общий обзор мессианских пророчеств в книгах малых пророков Вавилонского периода. Следующая глава исследования посвящена обзору пророчеств о в книгах пророков Персидского периода. Глава III. Обзор пророчеств о Мессии в книгах малых пророков Персидского периода 3.1. Пророчества о Мессии в книге пророка Аггея К Персидскому периоду относят деятельность следующих малых пророков: Аггея, Иоиля, Захарии и Малахии. Следует заметить, что при участии, в том числе, пророков Аггея, Захарии и Малахии было осуществлено окончательное собирание ветхозаветного канона 47 . При них строился второй ветхозаветный храм в Иерусалиме, на месте разрушенного Соломонова храма. Предположительно, это обстоятельство наложило отпечаток на тематику пророческих книг рассматриваемого периода. Архиепископ Иоанн (Смирнов) в сочинении «Пророк Аггей» называет его первым пророком, выступившим с пророческим словом среди возвратившегося из Вавилонского плена Израильского народа 48 . Книга пророка Аггея – небольшая по объему: она состоит всего из двух глав и, согласно мнению священника Александра Меня, посвящена темам мессианского Царства и Храма, который должен быть воздвигнут перед приходом Избавителя 49 . Время произнесения первого обращения Господа к пророку с точностью до дня указывается в первом стихе первой главы книги: «Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею…» (Аггей 1, 1). По мнению архиепископа Иоанна (Смирнова) , под царем Дарием в данном стихе однозначно надлежит понимать Дария I Гистаспа – персидского царя из династии Ахеменидов, правившего в 522 – 486 гг. до Р.Х. 50 В рамках настоящего исследования особое внимание можно обратить на следующие стихи книги пророка Аггея: «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Аггей 2, 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

1 Обман вещунов. 3 Господь умилосердится над Своим народом. 8 «Расселю их между народами … и они возвратятся». 1 Великое разрушение. 4 Добрый пастырь. «Тридцать сребреников». 15 Негодный пастух. 1 Когда все народы соберутся против Иерусалима, Господь защитит его. 10 «Они воззрят на Него, Которого пронзили». 1 Источник для омытия греха и нечистоты. 7 «Порази пастыря и рассеются овцы!» «Они будут призывать имя Мое». 1 Господь ополчится против народов. 6 «В вечернее время явится свет … живые воды потекут из Иерусалима». 12 Язва поразит все народы, которые воевали против Иерусалима. 16 Все остальные народы «будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу». Книга пророка Малахии Малахия пророчествовал после Вавилонского плена. Он обличал Израиль, в том числе священников, в пренебрежительном отношении к религиозным обязанностям, изобличал народ в падении нравственности, в отсутствии страха перед судом Божиим. Одно из пророчеств Малахии указывает, что в надлежащее время Бог пошлёт Своего Ангела — Иоанна Крестителя, который приготовит путь Господу, подготовит народ к встрече со Христом. Малахия также предсказал Страшный Суд и пришествие перед ним пророка Илии, который обратит Израиль. Всего 4 главы. 1 Любовь Господа к Израилю. 6 Господь не благоволит к священникам, бесславящим Его имя. 1 Господь изрекает проклятие на священников, которые извратили Его заповедь с Левием. 10 Народ поступает вероломно друг против друга и против Господа. 1 «Кто выдержит день пришествия Его?» 6 «Можно ли человеку обкрадывать Бога?» «Принесите все десятины в дом хранилища». 13 Господь внимает боящимся Его. 1 Суд для надменных и благословения для благоговеющих. 4 «Илия пророк пред наступлением дня Господня, великого и страшного». Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста:

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

Пророк Иеремия продолжает обличать надежды на вымышленных идолов: «Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь или может ли небо само собой подавать ливень?» ( Иер.14:22 ). Он говорит об упорстве израильского народа жить по суеверным обычаям: «Но они говорят, не надейся; мы будем жить по своим помыслам, и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца» ( Иер.18:12 ). Пророк Иезикииль всех, кто нарушал заповеди Божии, призывал к покаянию: «…обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше» ( Иез.14:6 ), «…горе сшивающим чародейные мешочки…» ( Иез.13:20 ). Во второй главе книги Даниила говорится о сне царя Навуходоносора. Ни гадатели, ни чародеи, ни обаятели, ни тайноведцы не могли правильно истолковать сон. И только пророк Даниил после молитвы к Богу открыл царю значение сна, чем прославил Бога пред царем. Поучительны годы жизни пророка Осии. Нравы его соотечественников были мрачны и бедственны, религия подавлена идолослужением. В народе распространялись ложь, волхование, суеверие. Все это пророк изображает в самых живых чертах в своей пророческой книге. В ней обличается неблагодарность израильтян к Богу. Основные моменты проповеди – любовь и брак, как символ отношений между Богом и общиной. Таким образом, очень точно показано, что языческие элементы культа являются глумлением над Его любовью к людям. Показано, что Бог не только Судия, но и Отец, исполненный милосердия. Книга пророка Малахии содержит в себе главным образом строгие обличения беззаконий народа иудейского. Его пророчество есть как бы глас вопиющего в пустыне: “приготовьте путь Господу” ( Мф.3:3 ). Народ хотя и возвратился из вавилонского плена, но вновь стал быстро подвергаться нравственному растлению, продолжая жить с суеверными привычками. ( Мал.3:5 ). Пророчества Малахии нередко упоминаются в Новом Завете Господом и, несомненно, были известны книжникам и народу. О непослушании Господу говорил и пророк Иона: «…чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего» ( Ион.2:9 ).

http://sueverie.net/sueveriya-v-svete-pr...

А чрез недолгое время после смерти Крестителя совершилось еще более тяжкое злодеяние: не в угоду плясавице, которая обольстила царя, а в угоду толпе, которую Римский проконсул и ненавидел и презирал, он предал неповинного Христа на распятие. И опять никто не принял этого к сердцу! Говорим “никто,” потому что маленькая кучка апостолов, потрясенная распятием своего Наставника, действительно была каплей в море врагов Христовых. Эти два примера: Христа и Его Предтечи, как будто говорят за то, что в жизни сей зло, неправда и преступление совершаются безнаказанно, при общем попустительстве и даже сочувствии. Больше того, в наших примерах преступление совершается царем и проконсулом, т.е. людьми, которые по своему положению должны бы заботиться о добре и справедливости. Но если неправда возсела на царском престоле и на проконсульском кресле, если долженствующие судить право совершают тягчайшия злодеяния, то где же искать правды? Есть отчего придти праведнику в смущение и желающему угождать Богу – в замешательство! ” Если делающие беззаконие,- по слову пророка Малахии, – лучше устраивают себя и, хотя искушают Господа, но остаются целы, то не тщетно ли наше служение Богу и что пользы, что мы соблюдаем постановления Его? ( Мал.3:15 ). Как видите, не в наши только дни рождаются такия мысли и в смущение приходят верующие в Бога. Когда люди еще не знали о Христе-Спасителе, страдания праведных и торжество нечестивцев повергали в великую скорбь души праведных. Однако, как ныне, так и тогда, Господь жалел любящих Его и утешал их в дни скорбей. Устами пророков Он возвещал о грядущем Спасителе и о будущем суде и воздаянии. Так в книге пр. Малахии читаем: “Внимает Господь и слышит, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его. И они будут моими, – говорит Господь Саваоф, – собственностью Моею на тот день, который Я устрою, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда, обратившись, увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему. Ибо вот придет день, пылающий, как печь: тогда все своевольствующие и поступающие нечестиво будут, как солома, и попалит их грядущий день, – говорит Господь Саваоф, – так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет солнце Правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я сделаю, – говорит Господь Саваоф” ( Мал.3:16-18; 4:1-3 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

Позднее 33 , вероятно освободившись от царской службы, Неемия возвратился во второй раз в свое дорогое отечество собственно для того, чтобы исправить беспорядки и злоупотребления, явившиеся у Иудеев, и быть может также, чтобы положить свои седины в земле своих отцов. Эти последние усилия верного Неемии опирались на святые наставления и предречения Малахии, последнего из пророков. Этот посланник Божий хотя и не указывает в своей книге эпохи своего служения, но тождественность обстоятельств, о которых говорит он, с обстоятельствами, представленными в книге Неемии, показывает, что этот последний мог на закате своей жизни еще воспользоваться светом, распространенным Малахией. Малахии было открыто, что голос пророчества не будет более раздаваться в Израиле. Поэтому, в конце своих предречений, он указывает на самого Господа, как на того ангела или вестника завета, который должен прийти в свой храм для того, чтобы произвести свой суд. Малахией заключается этот ряд пророков, непрерывавшийся в продолжение семи веков; с ним заключаются канонические книги Ветхого Завета, и сам Ветхий Завет . Период, протекший между Малахией и воплощением Мессии, возвещенным Малахией и всеми пророками, был лишен слова Иеговы, и этот период ясно показывает, как бессильна самая добросовестная и полная привязанность к букве закона, когда Дух Господень не одушевляет своего народа и не дает ему истинной жизни. Пророк Осия Книга пророка Осия I–XIV Глава I Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Осии Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского. 2. Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда, ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа. 3. И пошел он, и взял Гомерь дочь Дивлаима и она зачала и родила ему сына. 4. И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель; потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Иуева, и положу конец царству дома Израилева. 5. И будет в тот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Вопрос о времени жизни и происхождении книги пророка Иоиля является спорным. А.П. Лопухин указывает, его «трудно решить с положительностью» 56 . Автор «Толковой Библии» считает, что некоторые черты этой книги хорошо соответствуют после-пленному времени, но при этом древний взгляд на нее как на произведение до-пленного периода имеет «достаточно твердые основания» 57 . В хронологической таблице, являющейся приложением к настоящему исследованию, пророк Иоиль указан как один из малых пророков после-пленного времени. Книга пророка Иоиля – невелика по объему: она состоит из трех глав. В ее начале нет данных о времени жизни пророка – указано лишь, что он – «сын Вафуила». Имя «Иоиль» означает: «Иегова есть Бог». Книга начинается сразу с изложения слова Господня, обращенного к пророку. В ней есть две речи. Книга пророка Иоиля, согласно мнению, А.П. Лопухина , «представляет нечто целое и содержит пророчество о великом «дне Господнем», т. е. дне суда Господа над народами» 58 . Пророка Иоиля Святая Церковь почитает, в том числе, и как пророка, предсказавшего событие Пятидесятницы – Сошествия Святого Духа на Апостолов, которое считается днем рождения Церкви Христовой. Так, пророк говорит: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» ( Иоиль 2, 28 ). Есть весомое доказательство тому, что пророк Иоиль говорил здесь о Сошествии Святого Духа на Апостолов – об этом свидетельствует сам апостол Петр. В книге Деяний апостол и евангелист Лука повествует о том, как после этого события апостолы получили дар говорить на разных языках. Некоторые люди, видящие это, усомнились, а иные – стали насмехаться, говоря: «Они напились сладкого вина» ( Деян. 2, 13 ). Апостол Петр, встав, отрицал обвинение, и сказал, что это (т.е. происходящее событие) «есть предреченное пророком Иоилем» ( Деян. 2, 16 ). Далее апостол почти дословно привел цитату из книги вышеназванного пророка ( Иоиль 2, 28–32 ). 3.4. Пророчества о Мессии в книге пророка Малахии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010