Глава II У человека есть свободное решение; свидетельства Писания, устраняющие извинение по причине неведения 2 . А открыл Он нам через Свое Священное Писание , что у человека есть свободное решение воли. Я напомню вам, каким образом открыл Он это, [напомню], не человеческой речью [пользуясь], но Божественной. И прежде всего, ведь сами Божественные заповеди никакой пользы не приносили бы человеку, если бы не было у него свободного решения воли, с помощью которого, исполняя их, он может достигнуть обещанной награды. Ибо они даны для того, чтобы человек не мог оправдаться своим незнанием, как говорит Господь в Евангелии об иудеях: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем 2 . О каком грехе говорит Он, как не о том великом, совершение которого ими было заранее известно Ему, когда говорил это, то есть об их намерении убить Его? Ведь не без греха были они и до того, как Христос пришел к ним во плоти. Также и апостол говорит: Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдой. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они неизвинительны 3 . В каком смысле говорит: Неизвинительны? 4 Не имеет ли он в виду то извинение, которым обыкновенно пользуется мирская гордыня: «Если бы я знал, то сделал бы; потому я не сделал, что не знал», или: «Если я узнаю, то сделаю; потому не делаю, что не знаю»? Это их извинение упраздняется, когда дается заповедь или же становится очевидным, что не подобает грешить. Люди не должны пытаться пользоваться Самим Богом для своего извинения 3 . Но есть люди, которые пытаются и Самим Богом воспользоваться для своего извинения, и подобным апостол Иаков говорит: В искушении никто пусть не говорит: «Бог искушает меня». Ибо Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех , а сделанный грех рождает смерть 5 . Также желающим воспользоваться Самим Богом для своего извинения отвечает книга Притчей Соломоновых; Неразумие человека извращает пути его, а он обвиняет Бога в сердце своем 6 . И в книге Екклезиастик 7 сказано: Не говори: «Ради Господа я отступил»; ибо, что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: «Он ввел меня [в заблуждение]»; ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его. Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если захочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, простри руку твою. Пред лицом человека жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему 8 . Вот, мы видим, сколь очевидно выражено [наличие] свободного решения человеческой воли. Заповеди Божии доказывают существование свободного решения человеческой воли

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Книга Притчей Соломона, сына Давидова   Глава 6 3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; 4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; 5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова. 6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. 7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; 8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. 9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? 10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: 11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. 12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, 13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; 14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. 15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления. 16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: 17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, 18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, 19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. 20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; ______________ На какие места из отрывка вы обратили внимание? Каковы основные мысли этого отрывка? Что ненавидит Господь? Почему? Ненавидите ли вы то же самое? Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Человек и муравей — общее и различное В прошлый раз мы говорили о том, что за день или за неделю обрести мудрость невозможно и надо год за годом выстраивать свою жизнь вокруг заповедей. Сегодня, говоря о мудрости, мы читаем предложение посмотреть на муравья — который день за днем, год за годом по палочке, по веточке выстраивает муравейник. Муравей отнюдь не ленив — и автор книги хочет в первую очередь предостеречь нас от лени (ст. 9–11). Муравей работает не потому, что его кто-то заставляет, а сам по себе. И, если мы вспомним басню о стрекозе и муравье, справедливо пожинает плоды. Подражать в этом муравью, делать все заранее и не лениться призывает нас священнописатель.

http://bible.predanie.ru/vypusk-devyatyy...

Когда опьянение становится грехом? Скачать epub pdf Библия и Святые Отцы о вине и увлечении вином В Библии звучат предостережения по поводу алкоголя. Находятся они в ветхозаветном аскетическом сборнике – книге Притч Соломоновых: «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» ( Притч. 20:1 ). Здесь осуждается увлечение слабоалкогольным напитком и напитком, более высокоградусным. Неразумно ими увлекаться, а неразумие на языке Притч синоним греховности. Даже слабоалкогольный напиток (наподобие пива) постепенно вызывает у человека греховное увлечение, нездоровую зависимость с печальными последствиями. Алкогольная зависимость делает умного человека глупцом, лишает его страха Божия, отдает его кровожадной стихии гнева. Апостол Павел перечисляет страсти, среди них и пьянство, и говорит, что греховные страсти губят нас – препятствуют нам войти в Царствие Божие: «Не обманывайтесь… ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9 ) 2 . Приведенные слова о пьянстве и спасении могут показаться слишком суровыми, крайностью. Нет здесь крайности, тот же апостол пишет своему помощнику – апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну только воду, но употребляй немного вина, ради желудка и частых твоих недугов» ( 1Тим. 5:23 ). Люди в жарком климате Средиземноморья во время еды добавляли немного вина ради дезинфекции, для желудка. Вот почему апостолу Тимофею полное воздержание от алкоголя не было полезно. Да и во многих современных лекарственных настойках тоже присутствует алкогольная компонента, хотя заболевания желудочно-кишечного тракта сейчас предотвращают и лечат, обходясь без алкоголя. Почему люди употребляют алкоголь? Порой тянутся к спиртному, желая раскрасить унылые будни в праздничные цвета. Это распространенная ошибка, от нее предостерегает книга Притч: «Не царям пить вино... чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою» ( Притч. 31:4–5 ). В этой цитате начало понятное – царь может пировать хоть каждый день, но это не доведет до добра. Дальше тоже вроде бы понятно: «Царь, убери со стола кувшины с хмельной сикерой, тебе они не нужны. В конце концов отдай их тем людям, кому плохо сейчас, это немного заглушит боль, залечит раны, уймет душевные терзания». Но тут возникают такие соображения: «Царь имеет возможность попивать каждый день, но это путь в никуда. А разве для бедняка пить с горя – не путь в никуда? Разве три глотка сикеры решат проблему бедняка, огорченного душою? Нет, только на время самочувствие полегче будет. Сегодня три глотка, завтра тоже. Бедняк привыкнет заливать алкоголем свои проблемы, и от этого проблем будет гораздо больше». Что тут скажешь? Как понимать этот стих из Притчей?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

перекладу видана книга Притч Соломона дунганською мовою 27 2015 р. 09:01 Институт перевода Библии  (ИПБ) выпустил книгу «Сульманэди цунмин хуа — Мудрые изречения Сулеймана» на дунганском языке с параллельными текстами на русском и китайском языках. Среднеазиатские дунгане (около 110 тыс. чел.) — это народ, проживающий в Киргизии, Казахстане и Узбекистане и исторически происходящий из Китая, где и поныне живет около 10 млн. дунган. Говорят дунгане на одном из диалектов китайского языка, в лексике отмечено много заимствований из арабского, персидского, русского, киргизского и других языков. Среди дунган распространен ислам. Если китайские дунгане издавна пользуются иероглифической письменностью, то среднеазиатские обрели свою письменность только в 1920-х гг. Полный переход на кириллицу был осуществлен в 1952–1953 гг. Эта письменность используется и поныне. Первой книгой Библии, переведенной на дунганский язык, стало Евангелие от Марка, изданное Институтом перевода Библии в 2002 г. В 2006 г. были опубликованы Четвероевангелие и Деяния апостолов, а в 2012 г. вышло первое ветхозаветное издание — Пятикнижие. Теперь библиографию библейских переводов пополнила еще одна книга Ветхого Завета — Книга Притчей. Книга «Сульманэди цунмин хуа» вышла с одобрения Центра дунгановедения и китаистики Национальной академии наук Кыргызской Республики (ЦДК НАН КР). У истоков работы дунганского проекта ИПБ стоял, в том числе, известный ученый к.ф.н. А.Д. Калимов. Чтобы сделать книгу Притчей максимально доступной для широкого круга дунганских читателей, по предложению ученых-дунгановедов в нее было включено несколько параллельных переводов в разных графиках — на дунганском и русском языках на кириллице, а также на родственном китайском языке в иероглифах и системе латинской транскрипции китайских иероглифов — пиньине. По мнению сотрудников ЦДК НАН КР, «Мудрые изречения Сулеймана» будут интересны как взрослым, так и детям и станут хорошим источником для изучения школьниками дунганской литературы. Для помощи восприятию печатного текста книга укомплектована CD-дuckoм c аудиозаписью дунганского перевода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4057966...

Приложение к главе 3 Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета П.А. Юнгеров кн. 2, с. 134] «По содержанию книга Песнь Песней разделяется на две части, внутренне чрезвычайно тесно соединенные единством описываемых лиц и событий. Первая часть: 1 – 5, 1 – описывает драматически любовь Суламиты к ее Возлюбленному, ее желание теснейшего единения с ним и исполнение этого желания. Вторая часть: 5, 2 – 8, 14 – описывает разъединение Суламиты и ее Возлюбленного, их взаимные чувства скорби по поводу его и вторичное крепчайшее единение их». План книги «Притчи Соломона» по Д.Афанасьеву I. Первое собрание увещательных речей Соломона о предпочтении премудрости 1-9 гл. — 1. 1:8-3:35; — 2. 4:1-6:19; — 3. 6:20-9:18. II. Собрание притчей Соломона (375 притч) 10-24 глл. — 1. 10:1-22:17 притчи Соломона — 2. 22:18-24:22; два небольших собрания — 3. 24:23-34 «словес мудрых» III. Притчи Соломона, собранные людьми Езекии 25-29 глл. IV. Слова Агура 30:1-33/Вариант: Два проречения Соломона в конце. V. Слова Лемуила царя 31:1-31/31:10-31 – о добродетельной жене. План книги «Екклесиаст» по Д.Афанасьеву I. О суетности в физических явлениях подсолнечного мира и в делах человеческих, направленных к устроению земного счастья (Еккл. 1:2 – 2:26). II. О суетности явлений в сфере жизни человеческой и о суетности стремления человека среди таких явлений упрочить свое счастие на земле (3:1 – 5:19). III. О суетности «богатства и имущества и славы» для земного счастия человека (6:1 – 8:15). 1. Суетность богатства, имущества и славы для доставления полного земного счастья (6:1 – 8:15); 2. Наилучшее (с нравственной точки зрения) поведение человека по отношению к счастливым и несчастливым случаям жизни и ко всем людям (7:2 – 24); 3. Указание причины (в грехе) ненормальных явлений в обществе людей и указание на суд Божий в будущем, имеющий прекратить эти явления (7:25 – 8:15); IV. О суетности жизни земной вообще (8:16 – 12:8). 1. Учение о значении земной жизни человека по отношению к загробной (8:16 – 9:10);

http://sedmitza.ru/lib/text/431624/

Псалом 126 Только в еврейской Библии этот псалом имеет указание имени автора Соломона, в Вульгате же и у LXX последнего добавления нет, что можно объяснить тем, что 70 переводчиков затруднялись поставить имя Соломона, как писателя, над тем псалмом, который внесен в разряд «песней восхождения», писанных при возвращении или по возвращении из вавилонского плена. Между тем содержание псалма, где писатель проповедует о полной покорности человека Богу и жизни по Его руководству, а не по расчетам на свои силы, вполне согласно с содержанием произведений Соломона (Книга Притчей и Экклезиаст), где последний в основание поведения человека полагает «страх Господень» ( Еккл. 12:13–14 ) и где доказывает бессмысленность привязанности человека к земле. Внесение же этого псалма, писанного Соломоном, в разряд песней восхождения составителями канона, обьясняется вероятно, тем, что этот псалом, проповедовавший полную преданность Господу, чаще всего употреблялся возвратившимися из плена евреями в то время, когда они занимались постройкой второго храма и когда на этом пути встречали многочисленные препятствия, непреодолимые их силами и когда потому их стойкость в деле и уверенность в окончании его могла питаться только верой и надеждой на Бога, о чем и говорит означенный псалом. Если Господь не будет оказывать благоволения человеку, то тщетны все его попытки и старания упрочить свое благополучие; спокойствие и мир Господь дает только тому, кого Он любит (1–2). Вот выражение Божественного благоволения – дети, которые являются для родителей такими же защитниками, какими для стрелка его стрелы, с которыми он будет противостоять во вратах города врагам народа (3–5). Пс.126:1 .  Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Пс.126:2 .  Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон. Слова этих стихов имеют особенный смысл в устах Соломона, прославившегося своими грандиозными сооружениями храма и дворцов, над постройкой которых работали многие зодчие и мастера того времени, почему казалось бы, что настойчивость и старания человека всегда увенчиваются успехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Комментарии на отдельные книги Ветхого Завета Пятикнижие Моисея 147. Вестель Ю. А. Три понимания начала книги Бытия//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 483–494. 148. Каледа Г. А., прот. Библия и наука о сотворении мира: (Опыт естественно-научного толкования книги Бытия)//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 16–29; 1997. 2(13). С. 34–51. 149. Камчатнов А. М . Кем был Иаков у Лавана?: (Лингвистический коммент. на Быт. 29, 15–31, 41 )//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 280–281. 150. Кесслер Э. Ранние христианские и иудейские интерпретации жертвоприношения Авраамом Исаака: [Гл. из докт. дис. и докл. на науч.-методическом семинаре ББИ, март 1999 г.]/Пер. с англ.: А. Федорчук//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 323–342; 4. С. 483–500. 151. Князев А. , прот. Иуда и Фамарь//АиО. 1998. 1(15). С. 32–47. 152. Князев А. , прот. Господь, Муж брани: К уяснению религиозного значения книги Исход//АиО. 1999. 2(20). С. 35–58. 153. Кураев А., диак . Размышления о первой главе книги Бытия//АиО. 1994. 3. С. 23–44; 1995. 1(4). С. 25–51. 154. Кураев А., диак. Заповеди Эдема//АиО. 1995. 2(5). С. 37–48. 155. Кураев А., диак. «И отделил Бог...»: (Мотив разделения в Библии)//АиО. 1995. 3(6). С. 39–59. 156. Кураев А., диак . Мужчина и женщина в книге Бытия//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 268–300. 157. Кураев А., диак. Полемичность Шестоднева//АиО. 1997. 1(12). С. 256–280. См. также 2334. Учительные книги Книга притчей Соломоновых 158. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседа о притчах/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович//АиО. 1998. 4(18). С. 14–23. Книга Иова 159. Крифт П. Иов: Жизнь – это страдание/Пер. с англ.: Н. Л. Трауберг//МБ. 1997. Вып. 4. С. 5–15. 160. Сидорова С. В. Любовь Божественная и любовь человеческая: Размышления о Книге Иова//АиО. 1999. 4(22). С. 33–45. 161. Честертон Г. К. Книга Иова/Пер. с англ.: Н. Л. Трауберг//МБ. 1993. Вып. 1. С. 32–36. Псалтирь 162. Аверинцев С. С . Вслушиваясь в слово: три действия в начальном стихе первого псалма – три ступени зла//МБ. 1994. Вып. 2. С. 2–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОШКСКАЯ БИБЛИЯ [Груз. ; также - Афонская Библия], наиболее ранний и один из 2 известных полных сводов ВЗ на груз. языке (2-й полный свод - редакция св. Сулхана-Сабы (Орбелиани) ). О. Б. сохранилась в коллекции афонского Иверского монастыря (Ath. Iver. georg. 1; пергамен, письмо нусхури в 2 колонки, заголовки - письмо мтаврули; каллиграфы Микаел, Георгий и Степан; переплетена в 2 книги, сохр. 960 листов). Переписана в 978 г. в мон-ре Ошки в Тао-Кларджети по заказу прп. Иоанна-Торникия (Чордванели) , ее создание связано с образованием в Великой Лавре на Афоне груз. общины монахов, независимой от греческой. После завершения строительства груз. Иверского мон-ря (980-983) О. Б. была помещена в его книгохранилище. Отдельные редакции книг О. Б. встречаются в рукописях до XVIII в. включительно. В 1849 г. груз. историк П. Иоселиани привозил О. Б. в Грузию, где были изготовлены 2 копии: для мегрельского кн. Давида Дадиани (НЦРГ. S 422) и для кафедрального собора Тбилисский Сиони (НЦРГ. A 471). В 2009 г. О. Б. вместе с греческими рукописями Афона выставлялась в Малом дворце в Париже. В О. Б. содержатся как канонические, так и неканонические книги ВЗ в следующей последовательности: из Пятикнижия Моисеева представлены книги Бытие, Исход, Левит (утрачены Числа и Второзаконие); исторические книги Судей Израилевых, Руфь (утрачена Иисуса Навина); учительная Книга Иова; пророческие книги Исаии, Иеремии, Варуха (неканоническая), Плач Иеремии, Послание Иеремии, Иезекииля, Даниила; исторические книги Ездры Первая и Ездры Вторая (неканоническая), Неемии, Ездры Третья (Ездры Суфийского; неканоническая), Есфирь, Иудифи (неканоническая), Товита (неканоническая; сохр. не полностью), 4 книги Царств; учительные книги Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песнь песней Соломона, Премудрости Соломона (неканоническая), Иисуса, сына Сирахова (неканоническая); 12 остальных пророческих книг. Считается, что Псалтирь, книги Паралипоменон и Маккавейские (неканонические) в О. Б. включены не были.

http://pravenc.ru/text/2581785.html

Иова книга Иова книга , состоящая из XLII глав, принадлежит к разряду учительных, так как учит нас терпению в бедствиях, и занимает место в ряду В. З. книг между книгами Есфирь и Псалтирью, но в еврейских Библиях она стоит между книгами Притчей и Песнь песней; в сирийских же между книгами Второзакония и Иисуса Навина. Вот краткое содержание книги: Часть I. Историческое введение (гл. I, II). Часть II. Беседа Иова с друзьями (III- XLIII, 6). A. Первая часть беседы (гл. III-XIV). а) Иов проклинает день своего рождения (гл. III). б) Речь Елифаза (гл. IV, V). в) Ответ Иова (гл. VI, VII). г) Речь Вилдада (гл. VIII). д) Ответ Иова (гл. IX, X). е) Речь Софара (гл. XI). ж) Ответ Иова (гл. XII-XIV). Б. Вторая часть беседы (гл. XV-XXI). з) Речь Елифаза (гл. XV). и) Ответ Иова (гл. XVI-XVII). к) Речь Вилдада (гл. XVIII). л) Ответ Иова (гл. XIX). м) Речь Софара (гл. XX). н) Ответ Иова (гл. XXI). B. Третья часть беседы (гл. XXII-XXXI). о) Речь Елифаза (гл. XXII). п) Ответ Иова (гл. XXIII, XXIV). р) Речь Вилдада (гл. XXV). с) Ответ Иова (гл. XXVI-XXXI). Г. Речь Елиуя (гл. XXXII, 6-XXXVII). Д. Конец беседы (гл. XXXVIII-XLII, 6). т) Глагол Всемогущего (XXXVIII-XLI). у) Кающийся глас Иова (XLII, 1–6). Е. Историческое заключение (гл. XLII, 7–17). Мнения касательно автора означенной книги различны. Одни творцом оной признают Иова, другие – пророка Моисея, третьи, наконец, относят написание оной ко временам Соломона или даже ко временам Ездры и Неемии и пророка Малахии. Главный предмет содержания кн. Иова составляют его страдания и болезни, вследствие сего являются различные вопросы о путях Промысла Божия относительно мира и человека: отчего здесь добродетельные часто бывают несчастны, а порочные благоденствуют? и как согласить неравное распределение земных благ между добрыми и злыми с действиями Промысла Божия в мире? Нравственные начала, страх Божий, вера и упование на Бога, чистота и непорочность жизни, любовь и справедливость к ближним, благодушное перенесение несчастий, благотворительность и милосердие к бедным и др. – все это главнейшим образом составляет содержание бесед Иова с друзьями и представляет назидательные уроки всех означенных добродетелей в лице самого страждущего Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Аскетические наставления на страницах Ветхого Завета До сих пор ходит мнение, что аскетика значительно моложе Библии, то есть Бог в Своем откровении не заповедовал нам аскетических предписаний, и это потом монахи все придумали. Какая ошибка! Конечно, наиболее читаемые аскетические сборники – монашеские: «Добротолюбие», «Древний патерик». Но гораздо старше «Древнего патерика» одна библейская книга, которую тоже можно назвать аскетическим сборником. И в этом убеждении я основываюсь на авторитетных словах знатока Писания и монашеской жизни. Лествица Иакова «Приточное учение представляется мне неким упражнением, обучающим души наши и делающим их гибкими в церковных подвигах», – пишет об этой ветхозаветной книге святитель Григорий Нисский (PG. 44. 617B). Книга Притчей представляет собой сборник для семейных людей, здесь приводятся наставления отца к сыну. Книга по большей части состоит из двух подборок изречений, принадлежащих святому царю Соломону. Между двумя Соломоновыми подборками вклиниваются слова мудрых. Кроме того, в книге есть еще: слова Авгура, слова Лемуила, царя. В Притчах Соломоновых мы не отыщем проповеди постнического жития, того монашеского образа жизни, о котором мы знаем из творений преподобных отцов. Книга Притчей посвящена аскезе семейных людей. И это делает ее весьма близкой для прихожан, несмотря на то, что она из Ветхого Завета. Чему тут удивляться? В новозаветной Церкви полным голосом звучит ветхозаветная Псалтирь. И если к царю Давиду восходит наш самый древний сборник молитв (ветхозаветный молитвослов), то к его сыну Соломону восходит самый древний аскетический сборник. Оба до сих пор служат Церкви, потому что они были от Духа Святого вдохновлены и вобрали в себя опыт поколений, живших перед Богом, живших Богом. Если монашеские сборники уделяют громадное внимание деятельной борьбе со страстями, то книга Притчей заботится об исполнении заповедей Божиих. Разве не стремление исполнять заповеди Божии породило борьбу со страстями? Ведь именно страсти мешают человеку жить по-Божьи. Борьба со страстями оказывается оборотной стороной исполнения заповедей. Книга Притчей не предложит нам подстрочный комментарий к десяти заповедям Моисеевым. Эта книга поэтическая, по большей части она написана в форме афоризмов. Но размышление о заповедях, конечно, будет.

http://pravoslavie.ru/52620.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010