Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главы 14, 15 27 Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти. 28 Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю. 29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. 30 Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей. 31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся. 32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду. 33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе. 34 Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов. 35 Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его. 1Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. 2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость. 3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых 4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа. ______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях Страх Господень — источник жизни    Ключом к пониманию сегодняшнего отрывка оказываются стихи 27 и 3 (27. Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти. 3. На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых ). Книга Притчей опять возвращает нас к теме страха Божия, на этот раз называя его «источником жизни» (ст. 27). Именно он удаляет боящегося Бога от сетей смерти. Снова становится понятно, что страх Божий — не обычный страх наказания за совершенный грех. Хотя, конечно, иногда и страх наказания может удержать человека от чего-нибудь дурного. Но это слишком внешняя, слишком поверхностная защита.    Страх наказания сдерживает человека извне, но по-настоящему сдержать и направить человека можно только изнутри. Из той самой глубины, где пребывает «дыхание жизни», которое от Бога (Быт 2:7). Вот оно, это дыхание, и есть источник жизни для человека. Источник, которого сам человек часто вовсе не замечает, хотя только им и живет. А когда замечает, переживает тот священный трепет, который и называется в Библии страхом Божьим.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Ветхий Завет . Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 3 19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; 20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. 21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, 22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. 23 Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. 24 Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснешь, — сон твой приятен будет. 25 Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; 26 потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления. 27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. 28 Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. 29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. 30 Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. 31 Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; 32 потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение. 33 Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. 34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать. (Притч. 3:19-34) ______________ Открытость мудрого Говоря о мудрости, автор Книги Притчей постоянно напоминает об открытости, которая свойственна мудрому человеку. Такой человек полностью полагается на Бога, полностью открыт Ему — и потому не знает страха (ст. 23 – 26). Он открыт также своему ближнему — и не отказывает в помощи тогда, когда может помочь (ст. 27 – 28). Он не ищет ссор и распрей: его жизнь достаточно полна для того, чтобы не пытаться восполнить её за чужой счёт (ст. 29 – 30). Но при всей своей открытости мудрый человек вовсе не готов и не собирается следовать за большинством на зло, даже если, по меркам мира сего, такой выбор и мог бы показаться выгодным (ст. 31 – 32). Он открыт, но у него есть внутренний стержень.

http://bible.predanie.ru/khrani-blagoraz...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 9 12. если ты мудр, то мудр для себя; и если буен, то один потерпишь. 13. Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 14. садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, 15. чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 16. «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она: 17. «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен». 18. И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.] ______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Что может сбить нас с пути мудрости?     Это не первое предостережение от общения с развратной женщиной в Книге Притчей. Напомним, что сексуальная жизнь для человека — всего лишь физиологическое измерение той полноты отношений между мужчиной и женщиной, которая называется супружеством. Она — непосредственная часть того, что в полноте приносит им обоим ту радость, которая в земной, природной жизни становится прообразом радости Царства Божьего. Нарушить седьмую заповедь означает разрушить эту полноту и украсть существенную ее часть для сиюминутного удовольствия, которое не выйдет за пределы земного этапа пути человека. Такой разрыв и сведение жизни к части вместо целого всегда смертелен: ведь, в отличие от жизни во всей полноте, всякая часть ее непременно и неизбежно конечна. Для того, чтобы жизнь по заповедям стала внутренней, а не только внешней реальностью духовной жизни человека, этому человеку нужна цельность. Не только потому, что в случае раздвоения вся данная Богом для пути сила уйдет, как вода в песок, но и потому, что найти путь праведности можно лишь тогда, когда жизнь полна. Если от полноты останется часть, пусть и немалая сама по себе и даже значимая для человека, пути праведности в ней не найти. Поэтому здесь человека с пути праведности в целом сбивает женщина-соблазнительница.

http://bible.predanie.ru/vypusk-trinadts...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова Главы 5-6 15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. 16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; 17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. 18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, 19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. 20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? 21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. 22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: 23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется. 1 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, — 2 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. 3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего. (Притч 5:15-23; 6:1-3) ______________ На какие места из отрывка вы обратили внимание? Каковы основные мысли этого отрывка? Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Чем хороша верность В поэтической форме автор Книги Притчей противопоставляет разврату супружескую верность, живописуя ее красоту. И не только потому, что семейная жизнь лучше случайных связей, и даже не потому, что речь идет о разрушении чужой семьи. Разрушение чужой семьи для автора книги не главное, об этом он не упоминает. Главное для нашего наставника в книге Притч хранение целомудрия. Целомудрия в изначальном смысле слова, не как безбрачия, а как той внутренней цельности, без которой нормальной жизни у человека быть не может. Именно об этом мы молимся во время поста, когда читаем молитву св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего. Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь мне. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. Ей Господи Царю! Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

http://bible.predanie.ru/vypusk-vosmoy-d...

Книга Притчей Соломона, сына Давидова Глава 8 32. Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! 33. Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. 34. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! 35. потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; 36. а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть». 1. Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, 2. заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; 3. послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: 4. «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: 5. «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 6. оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». 7. Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе. 8. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; 9. дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. 10. Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум; 11. потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни. ______________ На какие места из отрывка вы обратили внимание? Каковы основные мысли этого отрывка? Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Премудрость построила себе дом… Центральным образом в этом отрывке оказывается олицетворенная Премудрость и «Дом мудрости» (ст. 1–6). Происхождение его не вполне понятно, но, вероятнее всего, исторически он был связан с тем зданием, где во времена Соломона размещалась придворная Школа писцов. Писцами в древнем Израиле (как и в других странах древнего Ближнего Востока) называли чиновников, и для их подготовки во всех цивилизованных странах существовали специальные учебные заведения. Открыл такую школу и Соломон: ему нужны были чиновники для проводимой им административной реформы. Поскольку школа была придворной, ее здание находилось в Иерусалиме и было частью построенного Соломоном дворцово-храмового комплекса, включавшего построенный Соломоном Храм и царский дворец. Именно в этой школе и зародилась традиция, отраженная, в частности, в Книге Притчей, а память о школьном здании, как видно, не исчезла и спустя столетия после смерти Соломона, хотя судьба самого здания неизвестна. Попасть в основанную Соломоном Школу писцов считалось большой удачей, она была центром науки и культуры своего времени, будучи своего рода университетом и Академией наук одновременно. Не случайно появляется в книге образ ищущих мудрости, которые, подобно часовым, стоят на страже у дверей этого храма мудрости (ст. 34).

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvenadts...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 29. Псалтирь Сегодня наша тема: «Псалтирь». Эта книга является прекрасной книгой древнееврейской поэзии. Это действительно квинтэссенция молитвы ветхозаветного человека. Как молился человек в Ветхом Завете, как он взывал к Богу, что он у Бога требовал, что просил, как благодарил – все это нам раскрывает Псалтирь. В прошлый раз мы говорили о книге Иова и имели возможность заглянуть в душу человека, который жил еще в эпоху патриархов до ветхозаветного откровения, когда еще не было ни закона Моисеева, ни псалмов, ни пророчеств и т.д. Однако человек жил надеждой, жил верой, жил тем, что мы называем нравственным законом и по этому закону обращался к Богу, по этому закону требовал от Бога нечто для себя, по этому закону судил об отношении Бога к себе. Сегодня мы с вами посмотрим, как человек развивался в духовном отношении и что же он, наконец, создал в тот период, когда начала создаваться ветхозаветная духовная поэзия, собранием которой является книга Псалтирь. Само слово «псалтирь» – это название музыкального инструмента, «псалтирион». Это инструмент типа маленького органа, он использовался для музыкального сопровождения молитв. Отсюда происходит название Псалтири. В этой книге собраны произведения очень многих авторов. У нас на Руси они называются псалмами царя Давида (или, как говорили старообрядцы, «царя Давыда»). Эта книга с принятием христианства вошла в плоть и кровь русского человека, и Православие без Псалтири не воспринимается. И если мы исключим Псалтирь из богослужебного употребления, то у нас ничего не останется в богослужебной практике. В основном все службы основаны на Псалтири, повторяются или мысли, или образные выражения, или прямой текст. Наши деды и прадеды именно по этой книге учились и читать, и писать, это была их настольная книга с детских лет. Они многие псалмы знали наизусть, и вы обязаны некоторые псалмы знать. Изучая Псалтирь по-славянски, не забудьте заглянуть в перевод на русский язык, чтобы это не были просто выражения, ласкающие слух, но не имеющие под собой никакого зрительного образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова Глава 1 1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; 3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; 4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; 5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; 6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. 7 Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление. 8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, 9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. 10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; 11 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, 12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу; 13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; 14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», — 15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, 16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. 17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, 18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души. 19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. 20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой. 21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: 22 «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? 23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. (Притч 1:1-23) _____________ Ответить Наставления отца     В некоторых ситуациях мы бываем в растерянности и не знаем, как поступить. Или поступаем так, что последствия приходится расхлебывать еще несколько лет. Или у нас возникает ощущение, что чего-то мы в этой жизни не понимаем. Никто не научил нас, как поступать правильно и как правильно смотреть на мир. Родители либо сами не знали, либо не считали нужным нас учить. Иными словами, нам не хватает мудрости. Книга Притч написана для того, чтобы восполнить этот пробел. Она строится как наставление отца (или матери) к сыну, а иногда нас учит мудрости сама Премудрость. Она дает нам « мудрость и наставление, правила благоразумия, суда и правоты, смышленость и рассудительность ».

http://bible.predanie.ru/nachalo-premudr...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова Главы 13-14 19. Желание исполнившееся — приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла. 20. Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. 21. Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром. 22. Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного. 23. Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка. 24. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. 25. Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение. 1. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. 2. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем. 3. В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых охраняют их. 4. Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов. 5. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи. 6. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. __________________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.   Праведникам воздается добром?   Эти два стиха связаны между собой по принципу параллелизма. Они соотносят мудрость общающихся с мудрыми (Общающийся с мудрыми будет мудр) с праведниками, которым воздается добром (а праведникам воздается добром); им противопоставлены развратившиеся, дружащие с глупцами (а кто дружит с глупыми, развратится) и грешники, которых, в результате, преследует зло (ст. 21).     Мысль о том, что праведнику непременно воздается именно добром, может показаться спорной: ведь всем очевидно, что праведники благоденствуют далеко не всегда. Но что в данном случае означает «добро»? Соответствующее еврейское слово ( тов ) связано с представлением о полноте, законченности, завершенности. Именно в таком смысле, например, Бог, когда творит мир, как это описано в первой главе Книги Бытия, всякий раз, завершив очередной этап творения, видит, что Его творение «хорошо» (Например: 10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. (Книга Бытия 1:10)). А закончив все, видит, что все вместе «весьма хорошо», « тов меод» (31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой (Книга Бытия 1:31).

http://bible.predanie.ru/vypusk-devyatna...

Скачать epub pdf Эпилог Царь погребён. Проповедник умолк. Сказаниями и легендами покрыта личность, судьба и кончина великого Соломона. Многие внимали словам и учению мудреца. Один из его учеников прочитал Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме . Прочитал и был потрясён, потрясён Писанием человека, который имел всё и всё перечеркнул суетой сует и всяческой суетой. Ученик философа дописал послесловие, он хотел что-то пояснить, хотел что-то досказать, чего не сказал Екклесиаст. Еккл. 12:9 Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил ещё народ знанию. Он всё испытывал, исследовал, и составил много притчей. Еккл. 12:10 Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно. Еккл. 12:11 Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря. Еккл. 12:12 А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела. Еккл. 12:13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; Еккл. 12:14 ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо. Скорее всего, ученик Екклесиаста и автор «Эпилога» был одним из тех, благодаря кому книга Екклесиаста признана священной и в своё время включена в канон Танаха (Библии). Для этого нужно было как-то оговориться после познавшего тщету и суету всего сущего философа, как-то даже оправдать его и как будто немного поправить. В этом отношении «Эпилог» обращён к человеческой немощи глубоко религиозного человека. Без оговорки «Эпилога» не ровён час книга могла бы быть отвергнута, а в результате и скорее всего – утрачена. Соломон – непростая загадка. И сегодня ещё многие после первого чтения бывают ошарашены – что делает в Священном Писании «Песнь Песней» и как понять Екклесиаста. Неумелое чтение последнего доводит одних чуть ли не до материализма, других до деизма, а третьих ввергает в пессимизм. С другой стороны, книга Екклесиаста ведёт человека к осознанию суетности этого мира и заставляет его искать Бога. Однако оставим пока свои рассуждения и послушаем автора Эпилога.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 12 (Притч 12:8–22) _____________ _______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Трудовой кодекс Библии      Предлагаемый нам Церковью отрывок включает несколько «куплетов», состоящих из связанных между собой афоризмов. Прежде всего обращают на себя внимание стихи 9 и 11 (9. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. 11. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен), посвященные одной и той же теме, связанной с тем, как человеку себя прокормить. Труд был в основном на земле, связан с пахотой и посевом. В таком контексте вполне естественно появляется ст. 10 (10. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко), где праведный противопоставлен нечестивому, как милосердный немилостивому, причем в качестве примера милосердия праведника приведено его отношение к домашнему скоту, о жизни которого он заботится. В этих трех строчках отражается этика отношения к труду и всего, связанного с трудом. Во-первых, ценнее работать и зарабатывать себе на хлеб, чем ходить и побираться. Неважно, знатен человек или нет. В Новом Завете это преломляется в словах апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес), а также в его увещеваниях ефесянам «28. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Послание к Ефесянам 4:28).     Кроме отношения к труду как таковому, трудовая этика Священного Писания включает в себя определенное отношение к тем, кто помогает человеку в его труде, — будь то скот или наемный работник. Заботливое, доброе отношение. У вола заповедано не заграждать рта, когда он молотит (то есть не препятствовать ему есть зерно). Наемному работнику нельзя задерживать плату: « 14. Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; 15. в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха » (Книга Второзаконие 24:14–15). « Трудящийся достоин пропитания », — говорит и Христос применительно к апостолам (Мф 10:10). Человек, который трудится, заслуживает платы, и про это надо помнить.

http://bible.predanie.ru/vypusk-semnadts...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010