Л.Карфикова Толкование Екклесиаста Человеческая жизнь как διστημα наиболее подробно представлена у Григория в восьми беседах Точного истолкования Екклесиаста Соломонова (Ες τν κκλησιαστν μιλαι). Ветхозаветная Книга Екклесиаста – сочинение весьма загадочное по своему строению 424 и назначению 425 , не без колебаний внесенное в еврейский канон Священного Писания 426 . Христианские толкователи от Оригена до средневековых экзегетов 427 воспринимали его как своего рода физический трактат («Физика христианской философии» 428 ). Ориген представил три ветхозаветные книги премудрости, традиционно приписываемые Соломону,Притчи, Екклесиаст и Песнь песней – как аналогию античной классификации наук на этику, физику и метафизику («эпоптику» 429 ). В Книге Притчей он находил поучения из области нравственности, в Екклесиасте – сведения, касающиеся физики, и, наконец, в Песни песней – некую вершину человеческого познания, метафизическое или мистическое постижение последних причин (поэтому Ориген называл эту специфическую дисциплину эпоптика 430 ). Григорий, которому были известны Оригеновы Гекзаплы (а также, весьма вероятно, и утраченное толкование Оригена на Книгу Екклесиаста 431 ), определенно указывает, что Книга Екклесиаста ведет читателя, подготовленного Притчами, к «более совершенным знаниям» 432 . Духовный смысл Екклесиаста, согласно Григорию, запечатлен уже в словах введения: «Суета сует» (Ματαιτης ματαιοττων, Еккл. 1:2 O’). Григорий определяет значение слова «суета» (ματαιτης) в обыденной речи: пустое слово, бессмысленное действие, тщетное усилие 433 , – напоминая, что фигура генитивного повтора в Писании обозначает интенсификацию 434 . Общее суждение Екклесиаста Григорий относит только к материальной и чувственной сфере: она подлежит смерти, мимолетна, и в сравнении с жизнью души, которой принадлежит вечность, недействительна и не имеет сущности 435 . Однако было бы оскорбительно для Творца, по мнению Григория, так низко оценивать Его творение. И мимолетная область чувственно-воспринимаемого, малозначительная сама по себе, может направить к познанию невидимого «реально существующего добра» (τ ντως ν γαθν 436 ). Именно это – ее настоящий смысл, к пониманию которого, согласно Григорию, хочет привести Екклесиаст 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 14 15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. 16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. 17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен. 18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием. 19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника. 20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей. 21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен. 22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? но милость и верность у благомыслящих. 23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. 24 Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть. 25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи. 26 В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. ______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Страх Божий как убежище    В ст. 26 сегодняшнего отрывка заключается ключ к его пониманию: 26. В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.    Речь идет о страхе Божьем, который становится убежищем самому боящемуся и его детям. В оригинале этот афоризм читается именно так: как об убежище в нем говорится именно о страхе Божьем, а не о Боге.     Как же так? Разве страх может быть убежищем, даже если говорить о страхе Божьем? Если понимать страх Божий как страх ожидаемого от Него наказания за грех, тогда, конечно, ни о каком убежище речи быть не может. Если же понимать страх Божий как священный трепет, тогда все меняется. В самом деле: что такое этот священный трепет? От чего содрогается человеческая природа в присутствии Божьем? От самого факта Его присутствия. Оттого, что Он — Дух, и Дух ничем не ограниченный, а значит, Его воля бесконечно могущественна, и от человека Его отделяет пропасть, которая не перестает быть таковой даже тогда, когда Бог Сам перебрасывает через эту пропасть мост. А между тем Его дыхание, дыхание жизни всегда пребывает в нас (Быт 2:7). В нас всегда присутствует Тот, Кого не вмещает даже целый мир.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова Глава 15 7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так. 8 Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему. 9 Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит. 10 Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет. 11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих. 12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет. 13 Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает. 14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью. 15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир. 16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. 17 Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. 18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. 19 Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных – гладкий. ______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.    В центре предлагаемого нам сегодня Церковью отрывка оказывается путь праведности ( 9 Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.10 Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет ), а также описание тех отношений, которые связывают человека с Богом, включая их внешнее выражение: молитву и жертвоприношение ( 8. Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему ). Жертвы в Ветхом Завете    Жертва была самым распространенным в Ветхом Завете, да и вообще в древнем мире способом взаимодействия с Богом (или богами, если речь идет о язычестве). Каждое утро и вечер в Храме приносилась жертва всесожжения. (Именно эти жертвы упоминаются в псалме, который поется у нас на Вечерне: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние рук моих — жертва вечерняя») Также каждый человек мог принести жертву за грех и жертву благодарения (мирную жертву) и еще некоторое количество жертв. Смыслом жертв было благодарение Богу, общение с Богом через жертву, причастие Ему и ближним, искупление грехов и очищение.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 21 3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. 4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех. 5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение. 6 Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти. 7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду. 8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо. 9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. 10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его. 11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. 12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. 13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан. 14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость. 15 Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло. 16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов. 17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет. 18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый. 19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою. 20 Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их. 21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. ______________ Вы можете поделиться своими мыслями   в комментариях. Справедливость и правосудие    Предлагаемый нам сегодня Церковью отрывок начинается и завершается темой праведности, милосердия и правосудия ( 3. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. 21. Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу ). Мы снова видим противопоставление жертвы как внешнего религиозного действия, доступного каждому, жизни с Богом и по заповедям. Библия связывает воедино понятия праведности, справедливости и правды, обозначая их одним и тем же еврейским словом цедака , как в упомянутых стихах. С точки зрения Священного Писания одного без другого не бывает.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 8 1. Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? 2. Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; 3. она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: 4. «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! 5. Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму. 6. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда; 7. ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих; 8. все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; 9. все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. 10. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; 11. потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. 12. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. 13. Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. 14. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. 15. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; 16. мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. 17. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; 18. богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; 19. плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра. 20. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, 21. чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю ______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Зачем обвязывать заповедями шею? В устах священнописателя Премудрость становится чем-то олицетворенным. Она говорит как бы от собственного лица, обращаясь к тем, кто, кажется, не очень-то хочет ее слушать. Такое публичное обращение к каждому, проходящему мимо (ст. 1–4), замечательно само по себе. Мудрость открыта каждому ищущему, тут нет места никакой эзотерике, никакому узкому кругу «посвященных», не войдя в который на приобщение к мудрости рассчитывать не приходится. Мудрость — не какое-то тайное знание. Если она не присуща каждому, то не потому, что кто-то ее специально скрывает от непосвященных, а потому, что люди не обращают на нее внимания, равнодушно проходя мимо.

http://bible.predanie.ru/vypusk-odinnadt...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главы 10-11 31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. 32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное. 1 Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. 2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. 3 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. 4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. 5 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. 6 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. 7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. 8 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. 9 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. 10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. 11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. 12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. ______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Темы отрывка     Отрывок, предлагаемый нам сегодня Церковью, состоит из нескольких частей. Прежде всего, в него входят два стиха из десятой главы, которые затрагивают тему уст праведника и грешника, которой мы касались вчера.    Дальше идут стихи 1–4, посвященные теме неправедно нажитого богатства, о чем говорят начало и конец отрывка (неверные и точные весы, с одной стороны, и праведность, которая, в отличие от богатства, спасает в день гнева Божия, с другой, ст. 1 и ст. 4 соответственно), и стихи 5–6, посвященные теме праведности и нечестия, а также вероломства (в Синодальном переводе вероломные названы «беззаконными»). Завершает эту часть своего рода эпилог, говорящий о крахе всех надежд нечестивца вместе с его смертью ( 7. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает ).

http://bible.predanie.ru/vypusk-pyatnadt...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главы 12-13 23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость. 24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. 25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. 26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение. 27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно. 28 На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти. 1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. 2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло. 3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. 4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. 5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. 6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. 7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. 8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. 9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. (Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.) ______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Путь, слово и молчание      Предлагаемый сегодня нам Церковью для чтения отрывок содержит несколько тем, объединенных одной из основных тем для книги Притч — темой праведности и нечестия. Этой темой завершается двенадцатая глава (28. На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти), и она же подводит итог всего отрывка: 9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.      Неоднократно звучит тема пути: путь праведности выводит на прямую дорогу, на которой — жизнь, а нечестие с дороги сбивает ( 6. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. В еврейском тексте «сбивает с пути»). Праведник, идущий прямым путем, способен также указать и путь ближнему, а нечестивец, сам свернувший с прямой дороги, сбивает с пути и ближнего. ( 26. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение ). Поэтому так важно смотреть на реальные плоды человека, который нам что-то советует, или у которого мы собираемся спрашивать совета.

http://bible.predanie.ru/vypusk-vosemnad...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова Главы 16-17 17 Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. 18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность. 19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. 20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. 21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. 22 Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость. 23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. 24 Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. 25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. 26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. 27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. 28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. 29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; 30 Прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство. 31 Венец славы — седина, которая находится на пути правды. 32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. 33 В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа. 1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. 2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство. 3 Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь. 4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. 5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным. 6 Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их. 7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые. 8 Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. 9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

http://bible.predanie.ru/pokayanie-tri-e...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главы 21-22 23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. 24 Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости. 25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; 26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет. 27 Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее. 28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда. 29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой. 30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. 31 Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа. 1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. 2 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь. 3 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются. 4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. ______________ Вы можете поделиться своими мыслями  в комментариях.   Несдержанность на язык  Сегодняшний отрывок содержит достаточно очевидное противопоставление, с одной стороны, смирения и страха Божия ( 4. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь ), а с другой — дерзкого и надменного болтуна ( 24. Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости ). Речь в стихе 24 идет именно о легкомысленном болтуне, евр.  лец , который легко становится весьма развязным (соответствующее еврейское слово означает именно развязность, переходящую в дерзость), быть может, под влиянием собственной болтовни. Наверное, каждому приходилось наблюдать нечто подобное: превращение пустого болтуна в довольно развязного, нередко до дерзости, наглеца, распаляемого собственным несдержанным языком. Особенно этому способствует алкоголь. Остановиться такому человеку бывает трудно, даже тогда, когда он сам чувствует, что уже пора.   Поэтому тут же речь идет о хранении уст и языка: делающий так сохранит свою жизнь ( 23. Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою ; еврейское  нефеш,  переведенное как «душа», означает именно жизнь, жизнь во всей ее полноте).

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Всё не складывается: ни работа, ни учеба, ни семейная жизнь. Вокруг тьма, и кажется, что нигде нет правильной и верной дороги. Такое состояние было у меня совсем недавно, тогда лишь Вера, воспитанная во мне отцом с детства, подсказала, что нет другого спасения, кроме принятия Святого Крещения В жизни каждого человека случаются моменты, когда над ним «распростёрта тяжёлая ночь, образ тьмы, имевшей некогда объять его; но сам для себя он тягостнее тьмы». Так, Книга Премудрости Соломона рисует отчаяние, презрение заблудившегося человека к самому себе. Мы с сестрой крещены не были, но всегда верили. Почти с самого младенчества мы с папой пели «Отче наш», знали наизусть Заповеди Господни и перед сном обязательно читали главу из детской Библии. Особенно интересно было слушать о Чудесах Христовых и пытаться понять содержание Его притчей, стараясь найти в зримом невидимый смысл. Всегда неизменным было одно: осознание того, что ты всегда можешь исправиться, и тогда папа и Бог простят тебя и поддержат в любых добрых начинаниях. Но на этом наше православное воспитание заканчивалось. После развала СССР и того, во что старшее поколение верило и чему учило нас, мы, молодые, не знали, куда идти, а наши родители несли в семьи свои страхи, переживания, нервозность, как бы отыгрывались на нас, отталкивали, сами того не желая. Тогда же начали «отбиваться от рук» подростки. Заметьте, подростки, растущие не в семьях алкашей, а в нормальных, полных, крепких семьях. Мои знакомые и подруги (про мальчиков не могу сказать, не знаю), те, кто всю жизнь участвовал в олимпиадах, школьных мероприятиях, концертах, – приходили домой в десять вечера, скандалили с родителями, уходили из дома, рожали незаконных детей, делали аборты, попадали в автокатастрофы. Может быть (пишу «может быть», так как после исповеди поняла относительность моего знания о мире, других людях, в том числе, о себе), потому что люди, привыкшие жить в системе Советов, свято верившие в её нерушимость, сами оказались на обломках, и, заблудившись, не знали, куда вести своих подросших детей. Ведь не зря Христос указал нам на опасность любить что-либо в этом вечно меняющемся и хрупком мире.

http://pravoslavie.ru/36358.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010