§ 158. Сочинения его. И по тем извлечениям из сочинений св. Амфилохия, которые сохранены древними учителями, или в древних рукописях, видно, что св. Амфилохий оставил после себя весьма много сочинений и сочинений разнообразных. Он писал книги, стихи, письма, слова. К сожалению, до нас дошло очень немногое. Книга его о Св. Духе, которую читал блж. Иероним 740 , равно как и книга против евхитов 741 , совсем потеряны. В книге о рождении Господа по плоти, которую читали на Вселенских Соборах, св. Амфилохий писал: «истина узнана, пришла благодать, явилась жизнь Божия, Слово и Сын Божий воплотился для нас. Творец всего, Бессмертный, кто существовал с Отцом и Духом Святым прежде всякого творения видимого и невидимого, вот ныне рождается от Девы, без всякого греха, без всякого содействия мужа.... Христос для того истощил себя, чтобы мы обогатились из полноты Его. Его смерть стада для тебя бессмертием, страдание Господа стало славою для раба. А ты обращаешь благодеяние в повод к хуле» 742 . Из книги на Исаию Дамаскин приводит только несколько слов 743 . До нас дошло обширное письмо в стихах в Селевку 744 , племяннику св. Олимпиады и внуку военачальника Траяна. Сочинение – педагогическое, для молодого богатого человека. В славу Св. Троицы написаны 333 стиха, так говорит сам сочинитель. Конец ямбов к Селевку, где перечислены канонические книги Свящ. Писания, Трулльский Собор причислил к каноническим творениям отцов, назвав ямбы посланием св. Амфилохия 745 . Св. Амфилохию приписывают эти стихи Козьма индийский плаватель 6 века 746 , св. Дамаскин, св. Косма Маиумский и др. 747 . В одном древнем списке ямбов замечено: «Мне кажется, что это – плод ума Богослова, и только писано от имени Амфилохия». Но это частное мнение позднего лица ничего не значит пред приведенными свидетельствами древности, тем более, что ямбы к Селевку по содержанию не могли быть плодом св. Григория: в стихотворении св. Григория «подлинные книги боговдохновенного Писания» 748 не так перечисляются, как в ямбах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Апокалипсис 31 октября, 2015 Кем был создан Апокалипсис? Каково его содержание? Кто такие Четыре всадника? Содержание статьи Значение слова «Апокалипсис» Апокалипсис (или в переводе с греческого — Откровение) святого Иоанна Богослова — это единственная пророческая книга Нового Завета. Она предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале вечной жизни, и поэтому, естественно, помещается в конце Священного Писания . Апокалипсис — книга таинственная и трудная для понимания, но вместе с тем именно таинственный характер этой книги и привлекает к себе взоры как верующих христиан, так и просто пытливых мыслителей, старающихся разгадать смысл и значение описанных в ней видений. Об Апокалипсисе существует громадное количество книг, среди которых имеется и немало произведений со всяким вздором, в особенности это относится к современной сектантской литературе. Несмотря на трудность понимания этой книги, духовно просвещенные отцы и учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением как к вдохновенной Богом книге. Так, святой Дионисий Александрийский пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судьей истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание.» В таком же роде высказывается об Апокалипсисе блаженный Иероним: «В нем столько же тайн, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книге будет ниже ее достоинства.» За богослужением Апокалипсис не читается потому, что в древности чтение Священного Писания за богослужением всегда сопровождалось объяснением его, а Апокалипсис весьма труден для объяснения. Откровение Иоанна Богослова Автор апокалипсиса называет себя Иоанном (От. 1:1, 4 и 9; 22:8). По общему мнению святых отцов Церкви это был апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, получивший за высоту своего учения о Боге-Слове отличительное имя «Богослов.» Его авторство подтверждается как данными в самом Апокалипсисе, так и многими другими внутренними и внешними признаками. Вдохновенному перу апостола Иоанна Богослова принадлежит еще Евангелие и три Соборных послания. Автор Апокалипсиса говорит, что он был на острове Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (От. 1:9). Из церковной истории известно, что из апостолов только святой Иоанн Богослов подвергся заточению на этом острове.

http://pravmir.ru/apokalipsis-3/

Вышеприведенные свидетельства древних отцов и писателей Церкви убеждают нас в подлинности книги Деяний и в том, что она описывает не вымышленные события, а действительные деяния святых апостолов. Кроме того, в ее подлинности мы убеждаемся и благодаря многим внутренним хронологическим и топографическим доказательствам. Например, Иосиф Флавий говорит, что иудейские священники два раза в день совершали свое служение при храме, утром и в 9-й час дня (Иудейские древности 14,4,3). Петр и Иоанн ходили в святилище на молитву в 9-й час дня ( Деян.3:1 ). Тот же историк упоминает об обычае иудеев принимать на себя издержки по очищению назареев, чтобы таким образом иметь участие в заслугах их обета и что особенно соблюдали этот обычай (Древности 19,6.1) больные или находившиеся в опасности. Апостолу Павлу советуют сделать то же ( Деян.19:24 ). Книга Деяний говорит, что первосвященник Каиафа принадлежал к секте саддукейской ( Деян.5:17 ). Флавий также подтверждает такое показание (Иуд.Древн. 20,9,1). В Афинах апостол Павел нашел жертвенник неведомому Богу ( Деян.17:28 ), γν στφ Φεφ. О таких богах или памятниках неведомым богам упоминают Диоген Лаэртский, Павзаний, Филострат. Между другими подробностями нужно указать на то, что Ирод (Агриппа) называется царем ( Деян.12:1 ). Это имя, по свидетельству Флавия (Древности 18, 6,11), он действительно получил от императора Калигулы и носил его последние четыре года своего правления. Описание его смерти в Деяниях апостольских ( Деян.12:23 ) разительно сходно с описанием Флавия (Древн. 19,8,2). Множество других указаний, подтверждаемых иудейскими и языческими писателями, ведут нас к убеждению в подлинности книги Деяний. При этом нельзя не указать на то обстоятельство, что книга Деяний, повествуя сначала об апостоле Петре, потом переключается на апостола Павла и заканчивает свой рассказ на том именно месте и времени, где писатель вымышленных событий никогда не остановился бы, т. е. на приходе Павла в Рим. Подложному писателю естественнее всего было бы распространиться в этом случае о герое своего рассказа и показать его подвиги в столице мира. Но праведный писатель умолкает по той, вероятно, причине, что сам был заключен темницу и лишился свободы. Существование подложных Деяний апостольских, о которых так часто упоминают древние отцы и соборы, служит некоторым образом доказательством существования истинных. Повод к написанию

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Глава 6. Преподобный Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания О жизни преподобного Иоанна Дамаскина известно очень мало. Его житие, написанное спустя столетие после его смерти, изобилует легендарными подробностями. Дамаскин родился около 675 года, умер в 749 году. Он был родом из христианской семьи, жившей на оккупированном мусульманами Ближнем Востоке. Христиане жили среди мусульман, как в гетто, и законы Корана на них не распространялись. Делами христианских общин распоряжались назначенные халифом чиновники-христиане. Таким чиновником был отец святого Иоанна Сергий, и его высокую должность впоследствии унаследовал и Иоанн. Биограф называет его арабским именем Мансур (что в переводе означает «победный»), однако никаких сведений об арабском происхождении Дамаскина не имеется. Арабского языка он, по всей видимости, не знал, и творения его написаны по-гречески в прекрасном византийском стиле. Его карьера при дворе халифа в Дамаске оборвалась, когда Иоанн, отпустив на волю всех своих рабов, удалился в монастырь святого Саввы в Палестине. В 734 году он был рукоположен в сан священника. Творения преподобного Иоанна Дамаскина 1. «Источник знания», книга, состоящая из трех частей: а) «Диалектики», содержащей изложение философии Аристотеля; б) «Списка ересей», включающего 103 названия; в) «Точного изложения православной веры». Эта последняя часть представляет собой первый в своем роде опыт систематического изложения христианского богословия. В течение многих веков эта книга служила учебником богословия. В X веке она была переведена на славянский язык, в XII – на латынь. Ничего оригинального в ней не содержится: это всего лишь компиляция святоотеческих понятий и мыслей, принадлежащих авторам первых веков христианства. 2. «Три слова против порицающих иконы» написан-ны в 730 году, в самом начале иконоборческого спора, немедленно после запрещения икон императором Львом III Исавром. Тот факт, что Иоанн немедленно опубликовал свои послания, свидетельствует о значительной духовной свободе, которой он несмотря на арабскую оккупацию располагал вдали от византийской столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благодетельная цензура Книга «церковного власовца» о. Митрофанова «Очерки по истории Русской Православной Церкви ХХ века» не получила гриф Издатсовета РПЦ 02.10.2020 2555 Время на чтение 6 минут В просветительском центре Феодоровского собора 18 сентября состоялась презентация книги профессора СПбДА протоиерея Георгия Митрофанова «Очерки по истории Русской Православной Церкви ХХ века», сообщает ИА «Вода живая». На презентации отец Георгий по обыкновению сделал ряд скандальных заявлений, в частности, что в 1927 году, выступив с посланием о лояльности Церкви по отношению к советской власти, которое получило в истории название «Декларация митрополита Сергия», заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) совершил ошибку, которую можно назвать роковой. Он не скупился на похвалы, говоря о своей новой книге. «Читая этот текст, я узнаю самого себя в своих увлечениях, в своих исканиях, и это мне интересно. Не знаю, насколько это интересно читателю, но, во всяком случае, это искренне написанная книга. Если мы христиане, Церковь не должна быть для нас исторической реликвией, она должна быть живым явлением, обязывающим всех нас поступать по совести и жить не по лжи. Надеюсь, что этот курс заставит нас думать о том, что пережила наша Церковь и, главное, что она переживает сейчас. Это попытка священника, преподающего историю, остаться честным преподавателем. Это попытка остаться христианином - не больше, не меньше», - пафосно заявил священник. Один из рецензентов книги, давний друг и единомышленник прот. Митрофанова профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И.Герцена Сергей Фирсов отметил, что в обычных учебниках по истории Русской Церкви для духовных школ соблюдён хронологический порядок, и вопрос о деятельности митрополита Сергия если не замалчивается, то не поднимается напрямую. «Считаю, что вопросы по сергианству принципиальны, сущностны. При этом термин " сергианство " следует отделять от самой фигуры митрополита Сергия, поскольку оно его пережило и в какой-то степени благополучно существует и сегодня. Сергианство - это стремление Церкви, с одной стороны, найти место в политической структуре тоталитарного атеистического государства, с другой - стремление государства влиять на кадровую политику Церкви, при этом декларируя отделение Церкви от государства», - сказал С.Фирсов. И не очень понятно, что хотел сказать приятель прот.Митрофанова: то ли государство у нас до сих пор тоталитарное и атеистическое, то ли власть влияет на кадровую политику Церкви?

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/02/bl...

И святые епископы в пещерах положены 20. Святый Лаврентий епископ Туровский Затворник Печерский, епископ Туровский, преемник св. епископа Кирилла; жил в XII веке. О нем упоминается во втором послании чернеца Поликарпа к архимандриту Печерскому Акиндину (Викторов, Киево-Печерский Патерик, стр. 86). Память 29 января. Мощи в Антониевой пещере. По «Иконописному подлиннику»: «подобием надсед, брада аки Богословля, раздвоилася, клобук на плечах, риза преподобническая, бос». 21. Святый Симон епископ Суждальский По Суздальскому летописцу он значится третьим епископом Ростовской области, а по Ростовскому летописцу – пятым. В обоих этих летописцах он следует после Ефрема епископа в 1092 г. Мощи почивают в Антониевой пещере. В расходных книгах Суздальского архиерейского дома за 1762 год записано, что память о блаженном епископе Симоне в Суздальской соборной церкви совершалась торжественно 10 мая, в день его преставления, в который и ныне церковь прославляет Симона епископа Владимирского, почивающего в Киевских пещерах. (История Владимирского Каф. Усп. собора, соч. прот. А. И.Виноградова , стр. 39–41). У Барсукова пропущен. 22. Святый Дионисий епископ Суждальский а прежде бывый Нижняго Новаграда Печерскаго монастыря архимандрит, преставися в лето 6893 месяца иуния в 26 день Святый Дионисий, в мире Давид, ископал себе пещеру на берегу Волги, в 5 верстах от Нижнего Новгорода «идеже трудолюбно подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь» (Степ. книга, 1, 528). В этом монастыре сохраняется икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием, принесенная Дионисием из Киева. Это дает повод преосвященному Филарету предположить, что Дионисий пострижен был а иночество в Киеве и отсюда «принес на берега Волги любовь свою к пещерной жизни» (Р. Свят., окт., стр. 232). В 1374 году от св. митрополита Алексия хиротонисан епископом в Суздаль, в 1382 году получил в Царьграде от патриарха Нила сан архиепископа, а в 1384 году от него же – достоинство митрополита Всероссийского, но на обратном пути в Киев схвачен князем Владимиром Ольгердовичем, как посвященный без его согласия, и послан в заточение, где и ум. 15 октября 1385 года, и погребен в пещерах. 23. Святый Меркурий епископ Смоленский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Книга 5 (год 258–313). I. год 258–275 Святитель Дионисий Александрийский В то время, когда гонение Деция обагряло Империю кровью христиан, многие благовестники оставили Рим и отправились в Галлию сеять там доброе семя Евангельское. 444 Со времен апостольских, как уже было сказано, Евангелие возвещалось в этой стране, в последствии названной Францией. Её первые апостолы пришли с Востока и особенно там процветала Церковь Лионская. В южных провинциях, имевших более частые сношения с Италией и с Востоком, Церкви были многочисленнее. Провинции же центральные и северные были почти языческими, а потому апостолы третьего столетия туда и направились. Их было много; они составляли семь обществ и во главе каждого находился епископ. Эти семь епископов были: Гациан, основавший Церковь Турскую, Трофим, восстановивший Арльскую, где благовествовал другой Трофим, ученик апостола Павла; Павел первой епископ Нарбонский, Сатурнин Тулузский, Дионисий Парижский, Стремоний Овернский и Марциал Лиможский. Согласно древнейшим преданиям, эти благовестники были посланы в Галлию епископом Римским св. Фабианом. Преемник его св. Стефан послал еще других и вскоре вся страна усеяна была цветущими Церквами. Язычество удалилось в селения, где великим проповедником был, век спустя, Мартин Турский. Гонение опустошило эти новые Церкви; но как повсюду кровь мучеников стала семенем новых христиан и Церковь Французская находилась в цветущем положении, когда отец Константина Великого , Констанций Хлор избавил ее от гонителей. Сатурнин Тулузский и Дионисий Парижский претерпели мученичество в то же время, как св. Киприан в Карфагене, Никифор в Антиохии, а св. Марин в Кесарии Палестинской. В то самое время святитель Александрии Дионисий принужден был скрываться; по возвращении же на свою кафедру он продолжал заниматься общим благом Церкви. Мы упомянули первые его послания епископам Римским Стефану и Сиксту о крещении еретиков. После смерти последнего он писал о том же двум пресвитерам Римским, Филимону и Дионисию, избранному на место Сикста. 445 Из этих посланы не видно, чтобы Дионисий Александрийский принял какое-либо решение по сему вопросу, он только не похвалял Стефана, хотевшего отделиться от тех, кто будет неодинакового с ним мнения, признает, что крещение еретическое всегда отвергалось во многих Церквах, и упоминает о Соборах в Иконии и Синнаде, его осуждавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Книга двенадцатая Ин.18:24–27 .  Посла же Его Анна связана к Каиафе архиерею 1091 . Бе же Симон Петр стоя и греяся. Реша же ему: еда и ты от ученик Его еси? Отвержеся он и рече: несмь 1092 . Глагола един от раб архиереов, сродник сый, емуже уреза Петр ухо: не аз ли тя видех в вертограде с Ним? 1093 Паки же отвержеся Петр, и абие петел возгласи 1094 Благополезно останавливает, как бы быстробегущего коня, течение своего изложения божественный Евангелист и возвращается опять назад. По какой причине? По той, что, прежде чем перейти к дальнейшему, надлежало указать на третий уже раз происшедшее отречение Петра как на такое событие, которое совершилось вполне подобающим ему и соответствующим (предсказанию Христа) образом. Поэтому считает полезным возвратиться к началу и говорит, что Иисус послан был от Анны к Каиафе. Показывает, что Петра расспрашивали гревшиеся вместе с ним слуги, и именно один из принадлежащих к роду того слуги, которого Петр ударил мечом, – и он (Петр) при этом сделал третье отречение. Потом упоминает о возгласе петуха, показывая, что никакого несоответствия действительности не было в словах Спасителя нашего, предведавшего и предвозвестившего немощь собственного ученика в тяжелые минуты, о которой, может быть, и совсем бы не напомнил богопросвещенный писатель сей священной книги, если бы не имел в виду злоречивой болтовни богоненавистников. Ведь сейчас же некоторые из особенных любителей оспаривать добрую славу Христа сказали бы: покажите, как и когда исполнилось отречение Петра, предвозвещенное Христом, не могшим, по вашему утверждению, говорить ложь! Ведь вы говорите, что Он есть истина и воссиял от Истинного Отца. Ввиду этого божественный Евангелист и счел совершенно необходимым сделать для нас повествование об этом, повсюду показывая истинность слов Господа. Впрочем, может быть, кто из противников и воздержится возражать нам такими словами, но окажется свирепым обвинителем Петра и припишет искреннему ученику несравненную трусость и назовет его столь склонным к погрешностям в словах своих, что впал уже в третье отречение, нисколько не коснувшись испытания бедствий или находясь пред самыми дверями опасности. Но говорить это может быть свойственно разве только еще не посвященным (в таинство веры Христовой). Я же, как можно далее отстранив такие мысли и распрощавшись с их болтовнею, обращусь к защите этого события, предлагая в доказательство таинственное Домостроительство уже наученным разуметь Таинства (веры христианской).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Книга первая. Об одеянии монашеском Глава 1 Намереваясь говорить о правилах монастырских, думаю, что приличнее всего начать с одежды монашеской, потому что, только глядя на внешнее их украшение, мы можем основательно рассуждать об их внутреннем благочестии. Глава 2. О препоясании монаха Монах, как всегда готовый к борьбе воин Христов, должен быть постоянно препоясан. Из св. истории известно, что препоясание имели Илия и Елисей, положившие начало монашескому званию в Ветхом Завете, а в Новом – Иоанн, Петр и Павел. Так, об Илии известно, что пояс был отличительным его признаком, потому что по поясу узнал его Охозия, нечестивый царь Израильский. Когда посланные Охозией вопросить Ваала, бога Аккаронского – выздоровеет ли царь, возвратившись по повелению Илии, рассказали, что муж косматый и поясом кожаным препоясанный по чреслам своим сказал им, что царь не встанет с одра болезни, и запретил идти к идолу, то Охозия прямо сказал, что это – Илия Фесвитянин ( 4Цар. 1 ). Об Иоанне Крестителе, составляющем конец Ветхого Завета и начало Нового, евангелисты говорят, что он имел ризу из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. И Петру, при освобождении его из темницы, в которую заключил его Ирод, хотевший предать смерти, ангел сказал препоясаться и обуться, – чего бы не сделал ангел, если бы Петр не распоясался по причине ночного успокоения ( Деян. 12 ). Апостолу Павлу, во время пути в Иерусалим, пророк Агав через пояс предсказал, что иудеи заключат его в оковы, связав поясом руки и ноги. Он говорил: так говорит Дух Святый: мужа, чей это пояс, так свяжут в Иерусалиме ( Деян. 21:11 ). Из этого видно, что апостол Павел постоянно носил на себе пояс. Глава 3. Об одежде монаха Одежду монах должен иметь такую, которая бы только покрывала наготу и защищала от холода, и избегать одежды, которой можно тщеславиться и гордиться, какова есть одежда цветная, щегольская и сшитая с особенным искусством. Но и не должна одежда быть неопрятной от небрежности. Она должна быть отлична от одежды мирян, однообразна с той одеждою, какую носят все рабы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Книга третья. Мужи Апостольские. С 100 по 202 г. I период (с 100 по 158 г.) Апостольство – источник вероучений и устроения Церкви Церковь по смерти апостолов была не только основана, но даже устроена. Во главе её находилась иерархия, составленная из трех степеней священства: епископства, пресвитерства и диаконства. Перерыва не было ни по внешнему устройству Церкви, ни по вероучению. Множество систем построено было на предположении, будто бы по смерти апостолов Церковь изменила устройство свое и вероучение. Предположение это ничем не доказано и против него свидетельствуют все события и все памятники исторические. На чем же его основали? Положительно никаких исторических оснований оно не имеет. Все мужи апостольские рассеянные по всем странам, были представителями апостолов, от которых приняли рукоположение и вероучение. Деятельность их и творения служат неопровержимым историческим доказательством, что они страшились всяких изменений и ревностно учили, что необходимо твердо придерживаться учения апостольского. Церковь , по смерти апостолов, вынуждена была претерпевать жестокие испытания. Еретики, полагая, что боговдохновенные уста умолкли, стали рассевать плевелы по ниве истинного вероучения и оспаривать законность учрежденной иерархии. 765 Увидим, с какой решимостью мужи апостольские придерживались двух главных оснований: законности иерархии, как продолжения апостольства, и непоколебимости принятого от них вероучения. Епископов, так же как членов сонма двенадцати и как семьдесят учеников Господних, называли сперва апостолами и евангелистами, потому что они так же посланы были с благовестием к иудеям и язычникам. Только небольшая часть из них принадлежала к отдельным церквам; прочие же после благовестия в некоторых городах поставляли там второстепенных пастырей, а сами с проповедью евангельской шли всё дальше и дальше. Когда же церкви становились более значительны, то поставляли в них первенствующих пастырей, сохранявших название апостолов или ангелов, то есть посланников; Сами апостолы определили в Иерусалиме такого ангела, для постоянного там местопребывания, в лице св. Иакова, и число таких лиц умножалось по мере возрастания церквей. 766 По смерти же апостолов и в начале второго столетия все значительные церкви уже имели своих первенствующих пастырей, поставленных самими апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010