прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 19. Книга Судей Израилевых Наиболее глубокая и значимая для нас из исторических книг – это книга Судей Израилевых. Фактически, книга продолжает историю, которая была при Иисусе Навине. Израиль поселяется в земле обетованной, он захватывает определенные территории. Между этими территориями остаются некоторые города, которые занимают другие народности, которые населяли эту землю до этого. Весь Запад населяется филистимлянами, моавитяне временами то уходят в пустыню, то возвращаются вновь, как саранча. Амаликитяне то уходят в горы, то опять покоряют израильтян. Израиль живет в окружении враждебных ему народов. Это и для христиан имеет духовный смысл, для нас, мы ведь тоже живем в постоянном окружении греховного мира. Любое христианское общество живет в изоляции от греховного мира. Израиль является островком духа, пускай не очень прочно стоящим на ногах, часто спотыкающимся, падающим, разбивающимся, как сказано, «идущего вслед этим темным народам». Но в нем продолжает оставаться искра Божия, которая горит до самой эпохи царей Израилевых. В Еврейскую Библию эти книги вошли под названием «Ранние Пророки», т.е. все судьи были посланы Богом. В то же время нельзя говорить о каждом судье, как о святом человеке. В нем проявляются все те недостатки, которые были присущи всему народу. Всех судей мы не будем разбирать, но нужно знать обязательно следующих: это Гедеон, Девора, Иеффай и Самсон. Книга Судей начинается словами «По смерти Иисуса…». Главной темой этой книги является показ вмешательства Господня в судьбу израильского народа. Главное действующее лицо – Сам Господь, который присутствует среди своего народа. Книга начинается со смерти Иисуса Навина и заканчивается гражданской войной с сынами Вениаминовыми. Время книги Судей невозможно точно определить. Подсчеты показывают, что оно укладывается приблизительно в 50–100 лет. Возможно, что не все судьи жили один за другим, как написано. Может быть они жили параллельно друг другу и действовали одновременно. Вступившие в страну колена Израилевы должны были вести непрестанные войны как с коренными жителями ханаанскими, так и с другими народами. Народы, которые враждовали с ними были аммонитяне, амаликитяне, мадианитяне, потомки Едома, т.е. Исава. На западе – филистимляне («народы моря»), откуда пошло название Палестины. Многие говорят, что они пришли с Крита.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Закрыть itemscope itemtype="" > Послание Флоренского Невозможно постигнуть XX век не вглядевшись в трагическую судьбу Павла Флоренского 14.08.2023 491 Время на чтение 10 минут Его давно назвали русским Леонардо да Винчи. Будучи математиком и богословом, он знал порядка тридцати современных и древних языков; философия, искусствоведение, лингвистика, антропология, инженерия – это тоже области его знаний. В обозе наследия Флоренского есть даже этнографическая поэма. Он будто явлен был в момент тектонического сдвига мировой истории для того, чтобы оставить некие маяки. Ими вполне можно считать всемирно известные теперь произведения «Столп и утверждение Истины», «Иконостас», «Философия культа», «Мнимости в геометрии», а также не менее значимое его эпистолярное наследие. В серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия» вышла книга Михаила Кильдяшова «Флоренский». Почему сейчас книга о Павле Флоренском ко дню? Ведь его труды издавались ещё при жизни. С 1970-х годов они, как второе дыхание, явились духовно изголодавшемуся миру, а в 1990-е через богословские и искусствоведческие его работы тысячи людей воцерковлялись, приобщались к великой русской культуре, в том числе духовной, открывали для себя возможность развития науки, которая бы прислушивалась к существующей духовной сфере. Для кого же эта книга сегодня? Для вымороченного нестабильностью обывателя (а народ, кажется, сводят массовой антикультурой к такому состоянию)? Для разрозненных пространством и плутанием в идеологиях людей культуры? Для солдата и офицера, воюющих сегодня в невероятных условиях, когда наша армия только-только восстаёт из руин 1990-х, а против нас снова военная машина половины мира? Для школьных учителей и университетских преподавателей, у которых реформами и отчётами отбили возможность и желание воспитывать творцов? Эта книга – для всех нас. Каждый, вне сомнения, увидит в ней аналогии с тревожащими сегодня событиями, найдёт в авторе и его герое внимательных и сострадательных собеседников. Именно с таким состраданием, с такой любовью написана эта книга!

http://ruskline.ru/opp/2023/08/14/poslan...

Н.А. Хандога I. Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова Апокалипсис (по греч.) или Откровение (по рус.) св. ап. Иоанна Богосло­ва – последняя книга Священного Писания и единственная пророческая книга Нового Завета. Как в Ветхом Завете первая книга Бытия получила свое название от первого стиха первой главы, так и в Новом Завете – книга Откровения: «От­кровение (Апокалипсис) Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы пока­зать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» ( Откр 1:1 ). Апокалипсис был написан св. ап. Иоанном Богословом на о. Патмос в де­вяностые годы I в., именно тогда, когда в Римской империи с новой силой прока­тилась волна гонений, которая внесла трепет в души первых христиан о близком конце. «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюда­ющие написанное в нем; ибо время близко» ( Откр 1:3 ). Поэтому в книге делает­ся особый акцент на окончание существования этого мира, то есть эсхатология становится основной темой Апокалипсиса. Об этой книге архим. Ианнуарий (Ивлиев) , современный российский библеист, пишет следующее: «Книга Откровения чрезвычайно богата символами. И эти символы обладают силой преображенного восприятия мира. Но они дей­ствуют не только с помощью словесных картин. Их смысл во многом опреде­ляется композицией книги. Удивительно тщательная литературная композиция книги создает сложную сеть литературных ссылок, параллелей и контрастов, которые придают смысл частям и целому» 2 . По содержанию Апокалипсис можно разделить на семь частей: 1)  Вступление и семь посланий семи церквам (1–3). 2)  Видение небесной литургии. Агнец снимает семь печатей с книги Бо­жьих судеб (4:1–8:1). 3)  Семь ангелов трубят в трубы, возвещая бедствия (8:2–11:18). 4)  Семь знамений в небесном пространстве, изображающих борьбу сатаны с Церковью (11:19–15:4). 5)  Семь чаш гнева Божьего, изливаемых на мир (15:5–16:21). 6)  Семь видений, знаменующих судьбу Вавилона и последний Суд (17– 20:15). 7)  Торжество Света. Новый Иерусалим. Эпилог (21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

О книге Деяний Святых Апостолов Предварительные сведения Писатель книги и цель её написания Книга Деяний святых апостолов, как это видно из первых же слов её, является прямым продолжением Евангелий. Автор её поставил себе целью описать события, происшедшие вслед за Вознесением Господа Иисуса Христа, и дать очерк первоначального устроения Церкви Христовой на земле трудами святых апостолов, по преимуществу святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святой Иоанн Златоуст в первой своей беседе на книгу Деяний апостольских пространно разъясняет великое значение для христианства этой книги как подтверждающей фактами из жизни апостолов истину евангельского учения. «Настоящая книга, – по словам св. Златоуста, – содержит в себе по преимуществу доказательства воскресения... Итак, вот в чём состоит содержание и главная цель этой книги». Этим и объясняется, почему в пасхальную ночь до наступления часа прославления события Воскресения Христова верующие подготавливают себя к празднованию этого великого и радостного события чтением в храме книги Деяний. По этой же причине книга Деяний Апостольских прочитывается вся в период Пятидесятницы за Божественной литургией, совершаемой ежедневно. Книга Деяний апостольских, по указанию самого писателя её (см. 1:1–2), является второй его книгой, написанной для некоего Феофила. Из этого несомненно, что книга Деяний написана как продолжение третьего Евангелия и, следовательно, автором её является то же самое лицо, которое было автором третьего Евангелия, то есть святой апостол и евангелист Лука, бывший спутником и сотрудником св. апостола Павла. О принадлежности книги Деяний св. Луке мы находим сведения уже во второй половине II века – у св. Иринея Лионского , в послании Лионской и Виеннской церкви к церквам Асийским и Фригийским, у Климента Александрийского , у Тертуллиана , в древнем так называемом Мураториевом каноне, у Оригена , в древнем сирском Пешито, а также и у многих позднейших христианских писателей. Намёки на существование этой книги и даже ссылки на неё мы находим и у более ранних писателей, как, например, у св. Игнатия Богоносца , еп. Антиохийского, у св. Поликарпа, еп. Смирнского, у св. Иустина Мученика .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Содержание Аннотация Предисловие Вводная глава. Православная антропология Глава I. Встреча с вечностью Глава II. Своеобразие исихастской антропологии Глава III. Аскетико-мистический опыт и время Глава IV. Ступени очищения Глава V. Ступени просвещения Глава VI. Ступени совершенства Глава VII. Онтологическая основа для рассуждений о времени Заключительная глава. Итоги и перспективы Приложения Приложение I. Время в литургическом богословии Приложение II. Августин об этапах становления человека Приложение III. Проблема времени в духовной жизни по трудам Антония Сурожского Приложение IV. Философские и религиозные учения о видах времени     Аннотация Книга описывает преобразования времени циклического в линейное, времени длящегося – в прерывистое. Эти преобразования показаны в свете духовной практики исихастов, их восхождения по ступеням лествицы. Автор сопоставляет исихастский опыт времени с иными философскими и религиозными традициями, затрагивает тему промежуточных модусов времени (спираль времени, сгущенное время). Книга рассчитана на широкий круг читателей, на тех, кому интересна мистико-аскетическая традиция исихазма, вопросы о природе времени, соотнесение древних традиций и перспектив антропологии При поддержке заслуженного строителя России Н.Н.Браги : Книга пророка Исаии 1 65:17–18 Βλπετε ο ν κριβς πς περιπατετε% μ ς σοφοι λλ ς σοφο ξαγοραζ μενοι τν καιρ ν, τι α μραι πονηραι εσιν Послание апостола Павла к Ефесянам 5:15–16 2 Предисловие Эта книга посвящена теме, за изучение которой я принялся двенадцать лет назад, и к 2000 г. наметились первые результаты исследований. Вскоре они были опубликованы в ряде журнальных статей, затем по теме исследования я защитил диссертацию. Я благодарен всем, кто содействовал моей работе. Без помощи профессора Сергея Сергеевича Хоружего эта работа не была бы начата. Без помощи со стороны профессора Павла Семеновича Гуревича диссертационная работа не была бы завершена 3 . За истекшие годы работы над темой интерес к ней у меня не пропал и не ослабел. Эта книга тому порукой. На ее страницах разворачивается следующий этап в попытках исследовать вечную тему времени. Надо признать, что тема времени насколько притягательна, настолько же и сложна. «Нет, по-видимому, ни одного из значительных философов, который бы не пытался ответить на вопрос, что такое время. И редко кто не свидетельствовал о том, что решение этого вопроса сопряжено с большими трудностями», – признает П.П.Гайденко 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

Э. Артемьева-Скворцова Вторая книга о православной вере Предисловие Настоящая книга является продолжением пособия «Первая книга о православной вере». В ней рассказывается о том, во что верит и как молитвенно живет в своем богослужении Православная Церковь . Велика и трудна задача передать все богатство вероучения и богослужения Православной церкви, приспосабливаясь к уровню нашей молодежи, и настоящая книга является, быть может, лишь одним из первых шагов к ее разрешению. Составители стремились сделать пособие максимально содержательным, чтобы оно могло служить как бы справочной, настольной книгой об основах веры и богослужения. Книга не пытается предрешить метод преподавания и не содержит методических указаний. Она только дает объяснение Символа Веры и богослужения, стремясь сделать это в форме наиболее отвечающей потребностям духовной жизни, избегая одного отвлеченного, теоретического изложения. Для того чтобы принести ожидаемую от нее пользу, она требует творческого труда со стороны занимающихся по ней. Часть 1. Символ веры Вера Мы веруем и хотим и должны жить по вере. Св. Апостол Павел говорит, что «без веры невозможно угодить Богу». Что же называется верой? Во время земной жизни Господа Иисуса Христа одна женщина, язычница, имела дочь, одержимую жестоким бесом – бесноватую. Услышав, что Иисус Христос милосерд и имеет власть над бесами, эта женщина сердечно поверила этому. У нее явилась глубокая уверенность, что Господь непременно изгонит из ее дочери беса. Когда Иисус Христос подходил к месту ее жительства, женщина вышла навстречу Ему и кричала: «помилуй меня, Господи, сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется». Но Иисус Христос ничего ей не ответил. Женщина же была так твердо уверена в ожидаемом ей исцелении дочери, что с прежней уверенностью продолжала просить. И ученики Христовы, сжалившись над ней, стали просить Господа. Тогда Господь сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (т. е. только к избранному в Ветхом Завете еврейскому народу). Но и после этого уверенность женщины, что Господь непременно исцелит ее дочь, не поколебалась. Она подошла к Нему и, кланяясь, говорила: «Господи, помоги мне!». Господь же ответил ей решительным, по виду, отказом. Он сказал: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» – т. е. не следует оказывать благодеяния язычникам, когда эти благодеяния предназначены пока еще только евреям. Но уверенность женщины в ожидаемом исцелении не поколебалась и теперь. Она была такова, какова бывает уверенность в событиях, совершающихся перед глазами. И женщина продолжала просить. Ничто не могло поколебать ее веры. В ответ на такую уверенность, Господь сказал: «о, женщина, велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее и ожидание ее осуществилось. В этом Евангельском рассказе мы видим твердую и непоколебимую уверенность женщины в осуществлении желаемого и ожидаемого ею события, как бы уже совершившегося перед ее глазами. Такую уверенность Сам Господь назвал верой . ( Мф. 15:22–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дональд Карсон (баптист) Деяния Святых Апостолов Введение Стилистически Книга Деяний близка к Евангелиям, она повествует главным образом об исторических событиях, хотя вместе с тем в ней излагается и учение. Справедливо и то, что тематически книга посвящена жизни и возрастанию ранней Церкви, и это больше роднит ее с последующими апостольскими посланиями, чем с Евангелиями. Следовательно, расположение книги в современных переводах Библии между Евангелиями и посланиями точно отражает ее характерные особенности. Книга Деяний как продолжение другой книги В начальных стихах Книги Деяний говорится о «первой книге» писателя (имеется в виду Евангелие от Луки). В древности произведения делились на «книги» так же, как на «главы», и, по всей вероятности, обе книги, о которых здесь говорится, составляли единое творение, состоящее из двух частей. Общие вопросы, касающиеся Книги Деяний, невозможно рассматривать, не принимая во внимание Евангелия от Луки, особенно его первых четырех стихов, которые, вероятно, были написаны в качестве «Пролога» ко всему этому двухтомному труду. Относительно авторства этого труда можно подробно узнать из комментария к Евангелию от Луки (см.: Введение). Как там указывается, автором обеих книг был, скорее всего, Лука – спутник Павла во время его путешествий ( Кол. 4:14 ). В последних главах Книги Деяний время от времени рассказ ведется от первого лица множественного числа: «После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию» (см.: 16:10–17; 20:5 – 21:18; 27:1–28:16). Самое простое объяснение этого феномена состоит в том, что Книгу Деяний написал человек, сам принимавший участие во всех событиях. Возражения, в свое время выдвигавшиеся по этому поводу, касались прежде всего исторической точности приведенных автором фактов. Если бы удалось доказать, например, что автор неверно изображает Павла, то это свидетельствовало бы о малой вероятности того, что он в действительности сопутствовал апостолу. Между тем приводимые возражения не выдерживают никакой критики.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Скачать epub pdf Предисловие Настоящая книга посвящена притчам Иисуса Христа, содержащимся в трех синоптических Евангелиях – от Матфея, Марка и Луки. Книга продолжает серию исследований, посвященных жизни и учению Иисуса Христа. В соответствии с общим замыслом серии ее основная тема разделена на крупные тематические блоки: 1) рождение и детство Иисуса, начало служения; 2) Нагорная проповедь ; 3) чудеса; 4) притчи; 5) Иисус в Евангелии от Иоанна; 6) Страсти и воскресение. Каждому тематическому блоку соответствует одна книга. В истории человечества не было другого учителя, который использовал бы жанр притчи столь же широко и последовательно, как это делал Иисус Христос . Унаследовав этот жанр от Ветхого Завета, Он расширил его возможности до такой степени, довел искусство притчи до такого совершенства, что никто из Его последователей – ни в первом, ни в других поколениях – не обращался к жанру притчи 1 . Мы не находим притч ни в книге Деяний, ни в соборных посланиях, ни в посланиях Павла, ни в творениях мужей апостольских, ни в сочинениях отцов Церкви (за исключением единичных случаев, скорее напоминающих сравнения и метафоры, чем полноценные притчи, подобные сюжетным притчам из синоптических Евангелий). В Своей речи Иисус часто прибегал к образам, сравнениям, заимствованным из повседневной жизни или из мира природы. Однако не все эти сравнения можно отнести к жанру притч. Так, например, в Нагорной проповеди ученики названы солью земли и светом мира ( Мф. 5:13–16 ): это сравнение, но не притча. Далее в той же проповеди Иисус предлагает ученикам взглянуть на птиц небесных, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и на лилии полевые, которые ни трудятся, ни прядут ( Мф. 6:26, 28 ). Эти сравнения указывают на заботу Бога о человеке и призваны проиллюстрировать главную мысль, развиваемую на конкретном отрезке текста Нагорной проповеди : Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. Не заботьтесь о завтрашнем дне… ( Мф. 6:31, 34 ). Но они также не являются притчами. К числу притч можно отнести только завершение Нагорной проповеди – слова о муже благоразумном, построившем дом на камне, и о человеке безрассудном, построившем дом на песке ( Мф. 7:24–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1) Хвалю тебя, возлюбленный Маркеллин, за изволение твое о Христе; потому что и настоящее искушение, в котором много страдал ты, переносишь благодушно, и не оставляешь ученых занятий. Ибо, спросив подателя письма, как проводишь ты время после болезни, узнал я, что занимаешься и всем божественным Писанием, гораздо же чаще читаешь книгу Псалмов и стараешься уразуметь смысл, заключающийся в каждом псалме. За это-то и одобряю тебя ныне, потому что и сам имею великую любовь к той же книге, как и ко всему Писанию. С таковою-то любовью встретил я однажды трудолюбивого некоего старца, и намереваюсь написать тебе, что этот старец поведал мне о Псалтири, держа ее в руках. Речь его сколько основательна, столько же не чужда и некоторого красноречия. Именно же, говорил он так: 2) «Всяко Писание, т.е. и ветхозаветное и новозаветное, какое имеем мы у себя, сын мой, по написанному, богодухновенно, и полезно есть ко учению» ( 2Тим.3:16 ); книга же Псалмов для внимательных заключает в себе нечто достойное особенного примечания. Каждая книга выполняет собственное свое назначение; и излагаются например: в Пятокнижии – происхождение мира, деяния патриархов, исшествие израильтян из Египта, и чиноположение скинии и священства; в Троекнижии – разделение земли по жребиям, деяния Судей и родословие Давида; в книгах Царств и Паралипоменон – деяния Царей; в книге Ездры – окончание плена, возвращение народа и построение храма и города; книги пророческие, пророчествуя о пришествии Спасителя, заключают в себе напоминания о заповедях, укоризны преступающим их, также пророчества язычникам. Книга же Псалмов, подобно саду, заключая в себе насаждения всех других книг, со сладкопением передает излагаемое в них, и воспевая о том, показывает опять и свои особенности. 3) Изложенное в книге Бытия книга Псалмов воспевает в псалме 18: «небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» ( Пс.18:2 ), и 23: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть» ( Пс.23:1–2 ). А изложенное в книгах Исхода, Числ, Второзакония передает в прекрасных песнопениях в псалмах 77 и 113, говоря: «во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его» ( Пс.113:1–2 ). То же воспевает и в псалме 104, говоря: «посла Моисея раба Своего, Аарона, егоже избра Себе; положи в них словеса знамений своих, и чудес своих в земли Хамове; Посла тму и помрачи, и преогорчиша словеса Его; Преложи воды их в кровь, и измори рыбы их; Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их; Рече, и приидоша песии мухи, и скнипы во вся пределы их» ( Пс.104:26–31 ). И вообще можно находить, что о сем написан весь этот псалом, а также и 105. О священстве же и о скинии в исходе скинии в псалме 28 возвещает: «принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь» ( Пс.28:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Аггея. Гари Холл Исторический и культурный фон Судя по ссылке в первом стихе, книга Аггея, в контексте общемировой истории, была написана в послепленную эпоху, во времена правления царя Дария. Великий царь Кир, нанесший поражение вавилонянам, основавший Персидскую Империю и позволивший иудеям вернуться в Палестину, умер во время сражения в 530 году до н.э. Его трон перешел к сыну Камбузу (530522). Камбуз не оставил после себя наследников. Кроме того, он казнил свое брата, и поэтому у ближайших родственников появилась возможность занять престол после него. Таким родственником был Дарий, сын Гистаспеса. Узурпатор по имени Гаумата попытался захватить трон, но был быстро смещен Дарием. Дарию также потребовалось усмирить других бунтовщиков, но уже ко второму году своего правления он полностью контролировал империю. Дарий правил до 486 года до н.э. Вторым годом правления Дария был 520 год, поэтому точно датированные послания Аггея передавались в течение четырех с половиной месяцев 520 года до н.э. Если говорить еще точнее, то его первое послание было передано 29 августа, второе – 17 октября, а последние два – 18 декабря. 1089 Книга Захарии, датированная октябрем 520 года (см. Зах.1:1 ), указывает на то, что эти пророки служили в одно и то же время. Служение Аггея было кратким, и нам неизвестно, что стало с ним после. Захария же выступил, чтобы продолжать выполнение миссии Аггея, который, после своих проповедей, исчез с исторической арены. Первые пленники вернулись в Иерусалим после указа царя Кира в 539 году до н.э. Кому-то может показаться, что иудеи должны были бы вернуться в огромном количестве, но большинство решило остаться в Вавилоне, где они уже обосновались и прижились (см. Иер.29:49 ). Вернуться же решили около 53 тысяч иудеев ( Езд.2:64 ). В Иерусалиме их ожидали руины, опустошенные дома, целинная земля и неприятие со стороны самаритян и местного населения. Вернувшиеся иудеи восстановили алтарь и заложили основание храма, но на этом их активность прекратилась. И только благодаря вдохновенной проповеди Аггея и поддержке царского двора, 16 лет спустя, в 520 году, работы были продолжены ( Езд.16 ). Храм был, наконец, восстановлен, в 516 году до н.э. Это время было названо «Периодом Второго Храма», который продолжался до разрушения Иерусалима и храма царя Ирода римскими легионами в 70 году н.э. Текст и автор

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010