18 Как Иероним (впрочем не довольно решительно – Prolog. in Comment. in Habak. р. 588) или как Синкелл в своей Chronograph. (р. 214. 230. 240), делающие Аввакума современником Иезекииля и продолжающие период его служения пророческ. от времени Манассии до времени Иисуса сына Иоседекова. Подобным образом Хроника Пасхальная относит Аввакума ко времени воцарения Иосии и потом ко времени воцарения Кира, воображая его современником с одной стороны Софонии и Наума, с другой – Даниила, Аггея, Захарии и Варуха (Olymp. 32. 42). Из новейших это тождество лиц принимает Rosenmuller. Schol. р. 342. 19 Ко временам Дария (539 г.) от 645 г. Аввакуму было бы не менее 136 л., предполагая, что он призван к пророчеству не позднее, как на 30 г. жизни, – обыкновенный возраст обществ. учителя. Более чем столетний возраст допустить, конечно, возможно, но не необходимо. См. e. Carpzov. l. с. р. 401. 20 Евсев. Onom. – Но в средние века и даже позднее в 18 в. иудеи указывали место погребения в селении Иакук в Галилее недалеко от Сафета, в кол. Неффалимовом ( Нав.19:33 ), конечно, только по сходству этого названия с именем прор. См. Carpz. 402. Berth. 1670. Del. р. III. 22 «Adhuc propheta vel populus loquitur ad Dominum», по выражению Иеронима на Авв. (1, 2–4) Comm. col. 592. 591 in princ. Поэтому и ответ Божий (1, 5) обращен не исключительно к лицу пророка, но к народу, хотя жалоба (1, 2), по-видимому, идет только от пророка. 24 Замечательно, что и самая книга закона «лежала тогда в забвении по небрежению священников» (Филар. м. м. стр. 349), так что ее считали утраченной и при Иосии называется она найденной от Хелкии первосвященника, как нечто новое ( 4Цар.22:8 ). 28 Все, приведенное нами из книги пророка место (ст. 2–4) мы разумеем о жалобах его на нестроение во внутренней жизни самих Иудеев, согласно с бл. Феодоритом и св. Кириллом Алекс. Некоторые из новейших (как напр. Eichhorn 3, 289; Rosenmuller. Schol. р. 352 et passim.; de Wette Eml. S. 331 § 243; Ewald Die Prophet. d. Alt. Bund. 1, 374 ff.) думали, вслед за поспешно на сей раз судившими Иеронимом (Prolog ad Habak.) и Абрабанелом (Comment. in Hab.), что пророк жалуется здесь на бедствия, какие будто бы уже терпел евр. народ отвне – от Халдеев (см. выше примеч. 7). В основание мнения приводят то, что слова, встречающиеся в ст. 2 и 3: chamas (обида, притеснение) и amal (злодейство), встречаются также и в ст. 9. 13; но здесь ими означаются тиранические действия врагов, – следоват., заключают, в том же значении они употреблены пророком и для тех стихов. Но –

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

28 Гамакер, между прочим, высказывает в форме вопроса предположение, не есть ли Betharia искажение имени Beth-zacaria; но тотчас же переходит к другому предположению. Гамбургер, ссылаясь на Псевдоепифания и Исихия, замечает: «Nichtjüidische Quellen wissen ihn (Sacharia) neben Haggai in Bethanien begraben» (Real-Encyclopädie für Bibel und Talmud. Abth. I. Strelitz. 1884. S. 887). 29 Исследователи далеко не одинаково оценивают научное достоинство сочинения, заключающтго в различных редакциях предание о пророках и известного под именем «De vita et morte prophetarum». Проф. Тихомиров в своем исследовании о пр. Малахии, отрицает всякое научное значение этого сочинения (стр. 31). Более благосклонно относящийся к нему г. Тюркин достоверность и значение заключающихся в нем преданий ничем подтвердить не мог; у него, напр., читаем: «сочинение это (de vita prophetarum)... имеет в своей основе древний еврейский подлинник и потому было бы несправедливо обходить молчанием сообщаемые в нем предание о жизни пророков, хотя и проверить их иногда ничем (Книга пророка Софонии, историко-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1897. Стр. XIII); или: «мы не знаем, насколько верно свидетельство псевдо-Епифания о том, что Софония происходил из колена Симеонова и в частности из известного округа этого колена. Заподозрить совершенно достоверность этого свидетельства мы не вправе, так как слишком точно указывается место происхождения пророка» (ib. стр. XIII-XIV). Бреденкамп, один из западных комментаторов книги пр. Захарии с одной стороны обнаруживает склонность доверять преданиям о пр. Захарии, приписываемым отцам; с другой – вынужден решительно отвергать некоторые из свидетельств, явно несостоятельные и не выдерживающие критики (S. 1; cf. Acta Sanctorum…, collecma, digesma, illusmrama a Joanne Stillingo et cet... Septembris tomus secundus. Parisiis et Rornae 1868. P. 656; Berendts, op. cit. S. 23 u. Anm. 1). Общий вывод из oбoзpehuz сообщений книги «de vita et morte prophetarum», очевидно, должен быть далеко не в пользу ее историчности и достоверности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Нам известно о личности Софонии только то, что мы читаем в начале его книги. Он происходил, по своему прадеду, от какого-то Езекии. Только при предположении, что этот Езекия есть царь Иудеи, можно объяснить, почему родословие пророка указано, вопреки обыкновению, до четвертой степени. Мы не найдем уже у пророков второго периода той оригинальности образов, силы выражения, живости воображения, восторга и энтузиазма, которыми отличаются пророческие книги предыдущего периода. Но в книгах, которые остается нам исследовать, представляются иные черты, столь же замечательные, и таким образом и здесь оправдываются слова Св. Писания о различных дарах, которые распределяет каждому Дух Божий, как Ему угодно. Софония исполнен силы и отличается точностью; его книга по ясности и по простоте своего слога обладает великим литературным изяществом. Но по природе этот Израильтянин – не поэт; мы чувствуем, что воображение имеет у него менее силы, чем разум, и что он спокойно и серьезно исследует нравственное и религиозное состояние своего народа. Дар, полученный им свыше, состоит в способности обозревать целое, и его отличительная черта в качестве пророка состоит в том, что он единым орлиным взглядом обнимает все народы и все века. Его книгу, состоящую только из трех глав, можно назвать сокращением всего еврейского пророчества. Действительно, эта книга точно также, как книги Исайи и Иезекииля, можно разделить на три части: Угрозы и увещания, обращенные к народу Божиему, гл. I ( Uc.I–XII ; Ueзek.I–XXIV) Возвещение судов Божиих против языческих народов, гл. II и III, I – 7 ( Uc.XIII–XXXIX , с пророчествами против Евреев; Ueзek.XXV – XXXV). Пророчества о Мессии, III, 8–20 ( Uc. XL – LXVI ; Иезек. XXXVI–XLVIII). Впрочем, эти три части находятся в тесной связи между собою, и было бы точно также справедливо сказать, что эта книга составляет одно целое, и что она обращается сначала к виновному Иуде, который должен быть наказан, потом к Иуде и язычникам, и наконец ко всем истинным Израильтянам, которым принадлежат обетования. I. Угрозы против Иуды

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Как резким различием языка книги пророка Аввакума от книг Софонии и Иеремии доказывали различие во времени жизни писателей-пророков, так сходством языка книги Аввакума с произведениями современников царя Езекии будем доказывать современность писателей. Во время Езекии проходили свое служение и писали свои книги пророки Исаия, Михей и Осия. В книге пророка Аввакума встречается чрезвычайно много оборотов речи и выражений, сходных с оборотами и выражениями современников Езекии и ни с кем из других писателей. Много, далее, встречается у Аввакума слов, употребляемых только современниками Езекии. Есть, наконец, слова с особенным значением, встречающимся только у Аввакума и современников Езекии. Такое близкое сходство, признаваемое всеми богословами (по отношению только к Исаии), думаем, есть доказательство современности писателей. Сходные, тождественные обороты речи и значения слов заимствованы из современного разговорного языка. На ту же современность, думаем, указывает особенная чистота и изящество языка книги Аввакума. Его чистоту и красоту сознавали все исследователи книги, начиная с Эйхгорна 4 , но под влиянием предзанятых взглядов или нерешительности не делали из этого факта надлежащего вывода. Чистота языка Аввакума, свидетельствующая, по выражению Эйхгорна, о весне Еврейской поэзии, естественно и необходимо доказывает, что Аввакум жил в эту весеннюю пору – при Исаии и Езекии. Наше предположение, таким образом, есть лишь прямой вывод или констатирование мысли, допускаемой всеми учеными, повторявшими характерное выражение Эйхгорна 5 . Исследованием и решением главного и существенного вопроса – о происхождении книги пр. Аввакума – можем заключить библиологический отдел в исследовании книги пр. Аввакума. Другие исагогическис вопросы, напр., о единстве и систематичности речей Аввакума и мнимые исторические свидетельства о происхождении их, разберем при последовательном объяснении книги пр. Аввакума, с которым постараемся вскоре познакомить читателей. Объяснение I главы Глава первая

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Книга пророка Амоса положила начало письменной пророческой традиции. Она же, вместе с книгой Осии, была письменным источником для тех книг, которые впоследствии – в послепленный период – войдут в единую книгу Двенадцати пророков еврейского канона . У многих так называемых малых пророков прослеживается развитие некоторых тем книги Амоса. К примеру, в книгах Софонии, Авдия, Иоиля, Малахии мы находим дальнейшее развитие богословского понятия день Господень (Соф 1:7,14. Авд 15. Иоил 1:15; 2:1,11; 3:4; 4:14. Мал 3:23. Ср. Ам 5:18-20), встречающегося также в книгах «великих» пророков (Ис 2:12. Иер 46:10. Иез 30:3 и др.). Книга Амоса имела, по всей видимости, большое влияние и на книгу Иеремии. Вслед за Амосом, Иеремия пользуется понятием остатка применительно к другим народам: Иер 25:20 («остатки Азота»); Иер 47:4 («остаток острова Кафтора») (ср.: «остаток филистимлян» – Ам 1:8; «остаток Эдома» – Ам 9:12). Пользуется Иеремия и яркими образами книги Амоса (ср.: Иер 46:6 и Ам 9:1; Иер 25:30 и Ам 3:4; Иер 21:12 и Ам 5:6; Иер 46:7-8 и Ам 8:8; 9:5) .   В памятниках Кумрана Кумранские тексты по крайней мере дважды обращаются к книге пророка Амоса, предлагая толкование в духе эсхатологического мидраша. CD-A 7,14-16 интегрирует вместе два пророческих текста – Ам 5:26-27 и Ам 9:11 – и интерпретирует их так: «[Оставшиеся верными] бежали в северную землю. Как сказано: “Пошлю в изгнание скинию ( sikkut ) вашего царя и пьедесталы ваших изображений скинии Моей – в Дамаск”. Книги Закона – скиния Царя, как сказано: “Подниму скинию Давидову падшую”. Царь есть собрание, а пьедесталы ( kiyyun ) изображений и верность ( k ê w â n ) изображений суть книги пророков, чьими словами пренебрег Израиль» . Вариант, который цитируют кумраниты, неизвестен. Да и масоретский текст Ам 5:26-27, к которому мы вернемся в основной части работы, как известно, вызывает немало вопросов. Пока же отметим лишь, что автор кумранского текста цитирует книгу Амоса с единственной целью – убедить членов общины в оправданности отделения от Израиля. Автора не смущает даже то, что Дамаск и Иудейская пустыня, убежище кумранитов, находятся в разных направлениях от Иерусалима.

http://bogoslov.ru/article/1240583

Представленных (в примечании) примеров достаточно (особенно, если принять во внимание небольшую величину книги пророка Аввакума) для подтверждения нашей мысли. В произведениях современников пророков едва ли возможно указанное различие в словоупотреблении. Точно так же оно невозможно у писателей, живших через небольшой, друг от друга, промежуток времени: напр., у современников последней половины царствования Манассии (как предполагает автор русского исследования книги пр. Аввакума) и начала царствования Иосии (служение Софонии и Иеремии). Вымирание и нарождение слов происходят в большие промежутки времени. От произведений Иеремии и Иезекииля книга пр. Аввакума отличается чистотою языка. Язык книг Иеремии и Иезекииля носит сильнейшие следы влияния арамейского диалекта. (Сравн. Knobel, sekemias chaldajzans. 1832 г.) Этих следов нет в книге Аввакума. Последним, сейчас представленным доводом, можно закончить разбор различных мнений о времени жизни Аввакума. Перейдем к положительному решению вопроса о времени жизни Аввакума. Гораздо труднее, кажется, ответить положительно на вопрос о времени пророческого служения Аввакума. Когда же Аввакум жил и произнес свои речи? Богословы отрицательного направления признают, что ранее царствования Иоакима нельзя найти повода для пророчества против Халдеев. На замечание, что Исаия в царствование Езекии находил повод для пророчеств против Вавилона ( Ис. 13–14; 21:1–10; 46 гл.), они отвечают своим общепризнанным положением, что указанные главы и речи не принадлежат Исаии (см. все исагогики и комментарии рационалистического характера). Но, не пользуясь и этой, quasi непрочной, опорой, можно найти повод для пророчеств Аввакума против Халдеев ранее царствования Иоакима. В книгах Паралипоменон упоминается, что на нечестивого сына Езекии, Иудейского царя Манассию, Господь послал Ассирийских полководцев, которые взяли его и увели в плен в Вавилон. Он, в цепях рабства, вспомнил об Иегове и был возвращен на престол Иудейский ( 2Пар. 33:11 ). Кажется, подобные политические отношения могли дать достаточный повод для речей Аввакума. Сила и армия Халдеев в это время были уже известны востоку, отношения их к другим народам начали уже достаточно выясняться, а нашествие на Иудею ясно предуказало их будущие столкновения, о которых говорили пророки и ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

1:1 Надписание Господь, Яхве, Израильский Бог завета ( Исх. 6:2–6 ) – первоисточник этого пророчества, обозначенного в общих чертах как Его слово. Послание Бога провозглашается человеком по имени Софония. У него самое длинное из всех пророческих родословий (ср.: Иер. 36:14 ), восходящее к Езекии, четырнадцатому царю Иудеи (716–687 гг. до н. э.; см.: Введение). Возможно, столь необычно длинное родословие представлено для того, чтобы не возникло мнение, будто отец Софонии был родом из Эфиопии (Хусий означает «эфиоп»), которая сама является объектом одного из пророчеств (2:12). Египтянам и эфиопам не разрешалось входить в израильское общество вплоть до третьего поколения ( Втор. 23:7–8 ). Впрочем, скорее всего это объясняется желанием пророка показать связь со своим праведным царственным предком. Это было особенно важно после нечестивых предшественников нынешнего царя Иосии, который был, как и Езекия, преданным почитателем Господа (см.: «Введение»). 1:2–6 Приговор Сразу, без дальнейших предисловий, пророк возвещает слово Господа – страшную весть о приговоре, вынесенном не только всей земле (2–3), но и Иудее и Иерусалиму (4–6). Господь Сам примется за их уничтожение. 2–3 Господь предупреждает, что Он истребит все творение с лица земли. Перечень существ, подлежащих уничтожению, – люди, скот, птицы ирыбы – свидетельствует о том, что Он намеревается совершить «антитворение». Живые существа перечислены в порядке, противоположном порядку их появления на свет в рассказе о творении ( Быт. 1:20–28 ). Уничтожение превзойдет масштабы потопа ( Быт. 6 – 9 ), ибо и рыбы тоже испытают тяжесть Божьего гнева. Все живое пострадает вследствие греховности человеческого рода (ср.: Рим. 8:20–21 ). Люди, как нечестивые грешники, ускорившие ответные действия Бога, намеренно упомянуты дважды. Они будут истреблены (4; ср.: 3Цар. 9:7 ); этим словом означалось приведение в исполнение смертного приговора нарушителям закона ( Исх. 31:14 ), что вполне соответствует данному контексту. Слушатель мог быть уверен, что эти суровые слова правдивы, поскольку это высказывание Самого Господа (см. также: 1:10; 2:9; 3:8,20). Он не просто говорит, но намерен действовать, что подчеркивается шестикратным использованием глаголов первого лица в ст. 2–4.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Эта идея, не согласная со временем плена, как нельзя более соответствует более или менее счастливым временам царствования Иеровоама II, когда Израиль ещё не так близко знал язычников в мерзости их, как в плену, и не столько испытал ещё на себе тирании их, как после, и потому, сам наслаждаясь покоем, мог быть благодушнее по отношению к язычникам, когда, следовательно, он мог воспринять в себя эту идею, незаметно для себя самого, или, по крайней мере, не вооружаясь против неё всей душой своей, как после, и когда вследствие ещё не совсем низкого уровня религиозно-нравственного состояния язычников, между ними действительно могли находиться способные к исправлению подобные изображённым в книге пр.Ионы корабельщикам и ниневитянам 306 . За это время написания книги и именно самим пророком говорит и язык книги, указывающий в писателе её не иудея, а израильтянина, и имеющий некоторые особенности, которые кроме общих причин своего происхождения – близости израильского царства сравнительно с иудейским к Сирии и Халдее, могут найти своё полнейшее объяснение в том, что писатель книги – израильтянин, жил и действовал в Ассирии; особенно это соображение имеет значение по отношению к слову: т‘м, так соблазняющему противников. А сопоставив с этой идей книги и языком её подробное и обстоятельное изображение в нашей книге Ниневии, её нравов и обычаев, и особенно припомнив содержание молитвы пророка, нами проанализированное, можно смело утверждать, что внутренние основания дают право не предполагать только, а и прямо полагать, что книга пр. Ионы написана в его время и именно им самим. И кому же, в самом деле, лучше было знать и понимать изображённое в книге, как не самому Ионе, видевшему всё это? Согласно с внутренними основаниями такого времени происхождения книги пр.Ионы говорят и внешние свидетельства о ней. Здесь, прежде всего, мы ссылаемся на самое место, занимаемое по еврейскому и греческому текстам книгой пр. Ионы в ряду книг малых пророков, расположенных между прочим не без отношения к хронологическому порядку происхождения их, как ясно это из того, что книги пророков ассирийского периода, (от Осии до Наума) стоят пред книгами пророков халдейского периода (Аввакума и Софонии), за которыми уже следуют книги после-пленных пророков (Аггея, Захарии и Малахии).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

8. Повеление. Господь повелевает и инструктирует. Сказано тебе, человек, что – добро, чего хочет Господь от тебя: лишь творить справедливость, любить милосердие и смиренно ходить пред Богом ( Мих. 6:8 ). Слушайте слово Господа, вожди Содома! Народ Гоморры, внемли Закону Бога нашего! Не нужны мне ваши обильные жертвоприношения, – говорит Господь. – Сыт Я сожженными баранами и жиром откормленного скота. Мне не нужна кровь быков, кровь баранов и козлов не нужна... И далее: Омойтесь, очиститесь, чтобы впредь не приходилось Мне видеть ваши злые дела! Перестаньте творить зло, научитесь делать добро! Стремитесь к справедливости, помогайте угнетенному, защищайте сироту, заступайтесь за вдову ( Ис 1:10–11,16–17 ). Также: Ис 8:12–16 . Иер 7:21 . Ам 5:21–24 . 9. Пророчество против врагов Израиля. Этот жанр широко представлен у некоторых из поздних пророков. Книга пророка Наума целиком написана в этом жанре, в некоторых других книгах – большие разделы: Ис. 7–8; 10:5–15, 24–27; 13–23 . Иер. 46 – 51 . Иез. 25 –32 . Ам. 1 – 2 . Иоил. 4:4–11 102 . Авд. 1:1–18 . Авв. 2:5–20 . Соф. 2:4–15 . Зах. 9:1–7 и др. Господь вступается за Свой народ и наказывает его противников. Приведем пример из Книги пророка Софонии, в которой звучит сначала пророчество против филистимлян – западных соседей Израиля, затем против моавитян и аммонитян – восточных его соседей, и, наконец, – против дальних неприятелей: Газа будет оставлена, Ашкелон – опустошен, Ашдод средь бела дня будет изгнан, Экрон – вырван с корнем. Горе народу, живущему в стране приморской, народу керетян! Слово Господне против тебя, Ханаан, земля филистимская! Я уничтожу тебя, никого из жителей не останется! И станет страна приморская пастбищем, лугами пастушьими и загоном для овец. И достанется эта земля остатку рода Иуды, там они станут пасти свои стада, в домах Ашкелона будут ложиться спать вечером, ибо позаботится о них Господь Бог их, и вернет им прежнее благоденствие. Слышал Я глумление Моава, издевательства сынов Аммоновых, как глумились они над Моим народом, и бесчинствовали на его землях. И потому, клянусь Собою, – говорит Господь Воинств, Бог Израиля, – станет Моав, как Содом, сыновья Аммоновы – как Гоморра, станут достоянием сорняков, ямой соляною, пустыней навеки!..

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

1:14–18 Общие угрозы . 14–16 Близок… день Господа, близок и очень поспешает – вот важнейшая для пророка тема (см.: ст. 7). Его предупреждение относится не к отдаленному будущему, а к настоящему, и ожидание этого дня отнюдь не сопряжено с радостью. Горький вопль и бранный крик (порожденные жаждой крови или ужасом) усилят смятение. Страшный день пунктирно очерчен в перечне трагических событий, который разделен на шесть частей в точном соответствии с шестью днями творения. С точки зрения Господа, это будет день гнева (ср.: Иез. 7:19 ; Ос. 5:10 ; Авв. 3:8 ), но для описания его воздействия на человечество потребовалось пять пар синонимов. Эмоциональное потрясение от скорби и тесноты будет сопровождаться страданиями от опустошения и разорения. Ужас будет возрастать от тьмы и мрака. Согласно Амосу, тьма в день Божьего суда ( Ам. 5:18–20 ; ср.: Ис. 8:22 ; Иоил. 2:2 ) напоминает первозданный хаос ( Быт. 1:2 ), еще не освещенный светом Божьего могущества. Эти катаклизмы, сопровождаемые звуком трубы и бранным криком, характерны для «богоявлений», то есть встреч Бога – всемогущего Творца и Судьи мироздания – со Своим творением (ср.: Исх. 20:18 ; Втор. 4:11 ). Никакие крепости не защитят от наступления Господа. 17–18 Намереваясь поразить слушателей, пророк от лица Господа ярко описывает последствия Его суда над человечеством. Люди, получившие некогда путеводный завет, будут ходить как слепые, в соответствии с проклятием того самого завета, которым они пренебрегали ( Втор. 28:28–29 ). Человеческая кровь – средоточие жизни ( Лев. 17:11 ) – будет расцениваться как никчемный прах (ср.: 4Цар.13:7 ; Зах. 9:3 ). Откупиться от Божьего суда людям не поможет ни серебро, ни золото, то есть либо их неправедно нажитое богатство (11,13), либо – что более вероятно – их бессильные идолы, которых часто покрывали этими металлами (ср.: Ис. 30:22 ; Иез. 7:19–20 ). Идолослужение избранного народа возбудило ревность Господа – желание Бога отстоять Свою уникальную роль Творца, Искупителя и Покровителя Израиля. В результате огнем ревности Его (ср.: Втор. 4:24 ) пожрана будет не только земля Израиля, но и вся… земля (ср.: ст. 2–3; 3:8; 2Пет. 3:10–12 ). Ждать дальнейших предупреждений не придется: истребление будет быстрым и внезапным. Для Иудеи это обещание исполнилось очень скоро: в 587 г. до н. э., при жизни Софонии, произошло разрушение Иерусалима и его Храма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010