Так, например, находят у Софонии выдержки из Иоиля (Иоил.1:15; 3­­ Соф.1:7; Иоил.2:1—2 ­­ Соф.1:14—15); из Исайи (Ис.34:16; 13­­ Соф.1:7; Ис.10:23; 28­­ Соф.1:18; Ис.16­­ Соф.2:8, 10; Ис.47:8, 10 ­­ Соф.2:15; Ис.18:1, 7 ­­ Соф.3:10); Михея (4:6, 7 ­­ Соф.3:19) и других книг. Эти «выдержки,» или точнее некоторое сходство, могут наводить на мысль, что Софония, как и его современник Иеремия, знал и читал пророческие писания, а их прекрасный «классический» язык отразился на его книге и в этих случаях породил «чистоту» языка Софонии. Сам же пророк Софония жил в период унижений и страданий Израиля и подобно тому, как и «соловей не поет зимою,» и ему, подобно Иеремии, было не до крас-нопения, а лишь бы выразить сильнее скорбь настоящего и будущего, а потому его собственный язык не мог отличаться красотою и чистотою, а халдаизмами эпохи Иеремии.    В Новом Завете ясных цитат из этой книги толковники не указывают.    Новые экзегетические монографии о книге Софонии: Strauss. Vatic. Sophoniae comment. illustravit. Berol. 1843. Reinke. Der Prophet. Zephanja. 1868 г.    В русской литературе существует библиологическая и экзегетическая монография: Тюрнин. Книга пророка Софонии. Сергиев Посад, 1897 г. Книга пророка Аггея    Пророк Аггей, по свидетельству его книги (Агг.1:1; 2:1) и 1 книги Ездры (1Езд.5:1—2; 6:14—16), проходил свое служение во втором году царствования Дария Гистаспа (ок. 520 г. до Р.Х.) и поддерживал руки строителей второго храма. По иудейскому преданию, он был членом Великой Синагоги (Berach. 2, 4; Chagigah. 3, 8; Meg. 1, 7). Подробных сведений о его жизни не сохранилось.    Книга пророка Аггея по содержанию обычно делится на четыре небольших отдела хронологическими датами, указываемыми самим пророком. В первом отделе (Агг. 1 гл.), произнесенном в первый день шестого месяца (2-го года Дария Гистаспа), пророк убеждает иудеев приняться за прерванное построение храма; во втором отделе (Агг.2:1—9), произнесенном в 21 день седьмого месяца вероятно того же года, пророк утешает строителей славою второго храма; в третьем отделе (Агг.2:10—19), произнесенном в 24 день девятого месяца, пророк утешает строителей Господними милостями в плодородии земли, и в четвертом отделе (Агг.2:20—23), произнесенном в тот же день, пророк утешает Зоровавеля и весь народ надеждою на исполнение Господних обетовании дому Давида в лице Зоровавеля, современного его потомка.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Глава 7. Книга пророка Иеремии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Современником пророков Софонии и Аввакума был пророк Иеремия. Напомню, что время царя Иосии, когда начал свое служение пророк Иеремия, – это время последней надежды Израиля. Иосия – благочестивый царь, который проявил крайнее усердие в том, чтобы восстановить богопочитание и благочестие в Иудее. Происходило это уже практически через 100 лет после того, как навеки прекратило свое существование Израильское царство, после длительного правления в Иудее Манассии и Амона, которые наполнили весь Иерусалим идолослужением и преступлениями. Несмотря на все усилия, Иосии не удалось достичь поставленной цели. При том, что внешнее богопочитание было восстановлено, обратить по-настоящему сердца народа к Богу ему так и не удалось (4 Цар. 23:26-27). Преемники же его довели дело до того, что Иудея была опустошена, Иерусалим был разрушен, и большая часть народа была уведена в плен. 7.1. Общая характеристика книги Эта книга, в отличии от большинства других пророческих книг, содержит много подробностей о событиях жизни пророка. Больше того, она приоткрывает нам внутренний мир пророка, его собственные мысли и переживания. В некоторые моменты невольно вспоминается книга Иова. По своей структуре книга достаточно непроста. В ней не соблюден хронологический порядок событий и пророчеств. Поэтому если читать ее подряд, возникает некоторое затруднение относительно последовательности описанных событий, и требуются усилия, чтобы разобраться. Но с точки зрения смысла, книга является весьма цельной, так что будем считать, что мы ее имеем в том виде, в каком угодно было Богу. У книги пророка Иеремии много общего с книгой пророка Исаии, но есть и серьезные отличия. Главное из них состоит в том, что книга пророка Иеремии – это уже не книга-предупреждение, каковой является в каком-то смысле книга пророка Исаии, это книга, в которой запечатлена «последняя попытка» со стороны Бога привести народ в чувство и избавить его от наказания и гибели. Попытка, уже обреченная на неуспех (вспомним схожее отличие книги пророка Софонии от книг Осии и Амоса). Предсказания приобретают уже весьма конкретный характер, затрагивают личности современников пророка.

http://sedmitza.ru/lib/text/431480/

По содержанию книга пр. Софонии разделяется на три главы и части. В первой главе и части пророк порицает беззакония современных Иудеев и предвозвещает истребление их; во второй главе и части предвозвещаются бедствия языческим народам за их преступления; в третьей главе и части предвозвещается наказание грешным Иудеям (1–8) и спасение праведному остатку Иудеев и языческих народов (9–20). Согласно надписанию и характеру содержания книги нужно считать ее писанием самого пророка Софонии. В книге, при частом обращении пророка к современным Иудеям, отражается их нравственное состояние, соответствующее периоду правления Иосии; при обращении пророка к языческим народам: Филистимлянам, Моавитянам, Ассирийцам, Ефиопам, отражаются также современные пророку и Иосии политические международные отношения (ср. Соф. 2 гл.= Иер. 25 гл.). Поэтому об общей подлинности всей книги не было и критических сомнений, не только в древнее, но и в позднейшее время. Были сомнения в очень недавнее время, у Швалли, Будде, Конига, Вельгаузена, но лишь относительно некоторых стихов (2:4–13; 3:9–10,14–20). Все эти критические предположения уже обстоятельно разобраны в русской литературе 168 . Видно, что у критиков проявлялась преимущественно тенденциозная придирчивость, и произвольное обращение с библейским текстом порождало возражения, а не серьезные поводы и недоумения. Баудиссин замечает, что в мнимых позднейших дополнениях (3:1–7,8–13 и др.) «видна рука самого Софонии» и, вообще, в них «ничего не содержится, чего не мог бы сказать Софония. 169 За этим признанием, можем уже не входить в подробный разбор критических возражений. Язык книги пр. Софонии вызывает споры исследователей. Одни признают его «чистым и легким, живым, одушевленным, благородным, близким к древним пророкам, если не к Исаии, то по крайней мере к Аввакуму и Михею» (Кейль, Корнели, Шегг, Ватке), другие, напротив, считают «лишенным поэтической силы, растянутым, холодным, безжизненным, нередко темным, лишенным оригинальности и наполненным лишь подражаниями» (Рейс, Де-Ветте, Шрадер и др.). Приближается к языку Иеремии своею растянутостью, повторениями, неоригинальностью и неполною чистотою (Орелли). Кажется, примирение этих противоречивых суждений можно найти еще в одном качестве, единогласно признаваемом всеми исследователями: частом воспроизведении изречений других священных писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Из различных предположений относительно этого наиболее правдоподобным является то, которое указывает 38 на людей благочестивых, получивших доступ к царю, каковы – пророки и некоторые из придворных; между первыми называют пророчицу Олдаму, которая впоследствии пользовалась таким уважением царя, что в 18-й год своего царствования он посылает к ней, жившей в Иерусалиме, самое почетное посольство, чтобы узнать через нее волю Божию о судьбе своего народа (4 Цар. XXIU, 12; 2 Парал. XXXIV, 20); между придворными называют писца Шафана, читавшего царю найденную книгу закона, и Ахикама, бывшего в числе посланных к Олдаме и в последующее время защищавшего прор. Иеремию от преследований ( Uep. XXVI, 24 ). Что в числе влиявших на царя пророков был и Софония, это предположение, высказанное в нашей отечественной литературе 39 , не лишено вероятности именно в виду указанных выше признаков действования этого пророка в самые ранние годы царствования Иосии. Если Софония призван был на пророческое служение в это время, то, как страж дома Израилева, должен был не только учить народ и предостерегать его от опасностей, но еще более направить молодую, восприимчивую душу будущего царя на верный путь к выполнению его назначения. При мысли о том, что Иосия слышал пророческие речи Софонии, становится особенно понятным и необычайное действие, какое произвело на него чтение найденной книги закона, эта книга, угрожавшая также страшными наказаниями за отступление от Бога отцов, должна была произвести при этом на царя вдвое сильнейшее действие, так как подтверждала слышанные им угрозы пророка с новою силою именем самого Моисея. – Таким образом принятое автором мнение о пророческом служении Софонии в первую половину царствования Иосии вообще оказывается справедливым; приурочение же его ко времени после 8-го года царствования не имеет для себя прочных оснований: с указаниями пророческой книги наиболее согласуется напротив мысль о выступлении Софонии на служение в самые ранние годы этого царствования, от которых весьма много зависело направление дальнейшей деятельности молодого царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Так напр. находят у Софонии выдержки из Иоиля ( Иоил.1:15; 3:14 = Соф.1:7 ; Иоил.2:1–2 = Соф.1:14–15 ); из Исаии ( Ис.34:16; 13:3 = Соф.1:7 ; Ис.10:23; 28:22 = Соф.1:18 ; Ис.16:6 = Соф.2:8,10 ; Ис.47:8,10 = Соф.2:15 ; Ис.18:1,7 = Соф.3:10 ); Михея (4:6,7= Соф.3:19 ) и других книг. Эти «выдержки», или точнее некоторое сходство, могут наводить на мысль, что Софония, как и его современник Иеремия, знал и читал пророческие писания, а их прекрасный «классический» язык отразился на его книге и в этих случаях породил «чистоту» языка Софонии. Сам же пророк Софония жил в период унижений и страданий Израиля и подобно тому, как и «соловей не поет зимою», и ему, подобно Иеремии, было не до краснопения, а лишь бы выразить сильнее скорбь настоящего и будущего, а потому его собственный язык не мог отличаться красотою и чистотою, а халдеизмами эпохи Иеремии. В Новом Завете ясных цитат из этой книги толковники не указывают. Новые экзегетические монографии о книге Софонии: Strauss. Vatic. Sophoniae comment. illustravit. Berol. 1843. Reinke. Der Prophet Zephanja. 1868 г. В русской литературе существует библиологическая и экзегетическая монография: Тюрнин. Книга пр. Софонии. Сергиев Посад. 1897 г. 10. Книга пророка Аггея Пророк Аггей, по свидетельству его книги (1:1; 2:1) и 1 книги Ездры (5:1–2; 6:14–16), проходил свое служение во втором году царствования Дария Гистаспа (ок. 520 г. до P. X.) и поддерживал руки строителей второго храма. По иудейскому преданию, он был членом Великой Синагоги (Berach. 2, 4. Chagigah 3, 8. Meg. 1, 7). Подробных сведений о его жизни не сохранилось. Книга пророка Аггея по содержанию обычно делится на четыре небольших отдела хронологическими датами, указываемыми самим пророком. В первом отделе (1 гл.), произнесенном в первый день шестого месяца (2-го года Дария Гистаспа), пророк убеждает Иудеев приняться за прерванное построение храма; во втором отделе (2:1–9), произнесенном в 21 день седьмого месяца вероятно того же года, пророк утешает строителей славою второго храма; в третьем отделе (2:10–19), произнесенном в 24 день девятого месяца, пророк утешает строителей Господними милостями в плодородии земли, и в четвертом отделе (2:20–23), произнесенном в тот же день, пророк утешает Зоровавеля и весь народ надеждою на исполнение Господних обетований дому Давида в лице Зоровавеля, современного его потомка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Этой датировке соответствует также критика идолослужения, которая могла появиться только до реформ Иосии 622г. до н.э. Пророчества против для Ассура и Ниневии (2:13–15), вероятнее всего, были созданы в то время, когда могущество Ассирийской державы еще не было сломлено, то около 630г. – вполне приемлемая дата. Борьба пророка против огромного влияния ассирийской культуры и религии в среде высшей знати и царских придворных (ассирийская мода в одежде, ассирийские амулеты и идолы и др.), скорее всего, шла до 620г. до н.э., так как начиная с этого времени влияние ассирийской культуры и религии ослабевало или исчезало (614 – падение Ассура, 612 – падение Ниневии). Другие авторы, например, К. Зейбольд, предлагают более поздние датировки: «На основании пророчеств о народах и пренебрежения проводимыми Иосией реформами культа мы считаем, что книга была создана скорее в позднеассирийский или в позднеиосианский период, когда жизнь в Иерусалиме после ассирийской оккупации постепенно нормализовалась, а реформы 622г. уже давно потеряли свое действие или растворились в политике реставрации. Предположительно, книга возникла около 615г.» (K. Seybold, Kommentar 88). При таких датировках предполагается, что в Книге Софонии собрано множество аутентичных высказываний пророка Софонии в их первоначальном виде. 9.2.2 Теории литературного становления книги Немалые исследователей придерживается мнения, что исторический Софония является автором отрывков, по большей части представляющих собой самостоятельные высказывания (около 10–15 более или менее законченных высказываний). Кроме того, различные авторы предполагают, что и вся композиция книги – за исключением стихов 3:16–20, которые, по мнению всех исследователей, появились в послепленный период, – была создана самим пророком. Защитником этой «максималистской позиции» является, например, Н. Лофинк, описывающий свою точку зрения (которая впоследствии была воспринята и детально обоснована Вейглем) следующим образом: Книга Софонии, созданная самим пророком «включает, в некотором приближении, следующие тексты: Соф.1:1–18; 2:1–6, 8 –9а, 11–15; 3:1–10а, bß–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Stuart, Douglas. Hosea-Jonah. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1987. Wolff, Hans Walter. Joel and Amos. Hermeneia. Minneapolis: Fortress, 1977.   Книга Пророка Амоса   Andersen, F. I., and D. N. Freedman. Amos. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1989. Paul, Shalom. A Commentary on the Book of Amos. Hermeneia. Minneapolis: Fortress, 1991. Wolff, Hans Walter. A Commentary on the Books of the Prophets Joel and Amos. Hermeneia. Minneapolis: Fortress, 1977.   Книга Пророка Авдия   Raabe, Paul R. Obadiah. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1996. Wolff, Hans Walter. Obadiah and Jonah. Continental Commentaries. Minneapolis: Fortress, 1986.   Книга Пророка Ионы   Sasson, Jack. Jonah. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1990. Walton, John. Jonah. Grand Rapids: Zondervan, 1982. Wolff, Hans Walter. Obadiah and Jonah. Continental Commentaries. Minneapolis: Fortress, 1986.   Книга Пророка Михея   Hillers, Delbert. Micah. Hermeneia. Minneapolis: Fortress, 1983. Waltke, Bruce. " Micah». In The Minor Prophets 2. Edited by Т. Е. McComiskey, pp. 591–764. Grand Rapids: Baker, 1993.   Книга Пророка Наума   Baker, David. Nahum, Habakkuk, Zephaniah. Tyndale Old Testament Commentaries. Downers Grovë InterVarsity Press, 1988. Longman, Tremper. " Nahum». In The Minor Prophets!. Edited by Т. Е. McComiskey, pp. 765–829. Grand Rapids: Baker, 1993. Roberts, J. J. M. Nahum, Habakkuk and Zephaniah: A Commentary. Old Testament Library. Louisvillë Westminster John Knox, 1991.   Книга Пророка Аввакума   Roberts, J. J. M. Nahum, Habakkuk and Zephaniah: A Commentary. Old Testament Library. Louisvillë Westminster John Knox, 1991. Smith, R. L. Micah-Malachi. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1984.   Книга Пророка Софонии   Berlin, Adele. Zephaniah. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1994. Roberts, J. J. M. Nahum, Habakkuk and Zephaniah: A Commentary. Old Testament Library. Louisvillë Westminster John Knox, 1991. Smith, R. L. Micah-Malachi. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1984.   Книга Пророка Аггея  

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

964 Г. Тюрнин в недавно изданном им исследовании «Книга пророка Софонии» (Сергиев посад, 1897 г.) переводит эти стихи так: «истреблю совершенно с лица земли – говорит Иегова – истреблю людей и животных, истреблю птиц небесных и рыб морских, и положу преткновение нечестивым и искореню беззаконных с лица земли – говорит Иегова». В занимающем нас вопросе это изменение перевода не имеет значения, но важно толкование, которое автор дает этому месту. «Под словом во 2–3 ст., говорит он, нужно разуметь не только землю Израильскую, или даже Иудею, как думают некоторые, но вообще землю, как место обитания живых существ. В пользу такою понимания говорят следующие соображения: 2–3 ст. напоминают ближе всего грозный приговор Иеговы над допотопным миром – приговор, которым этот мир осуждался на погибель: «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил: от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю» ( Быт.6:7 ). А здесь речь несомненно о всей земле»… (Ч. 2 стр. 7). Таким образом, он устанавливает обратное отношение текстов сравнительно с тем, которое стремятся утвердить другие экзегеты: на основании 2–3 ст. 1 гл. книги пророка Софонии он не хочет ограничить смысл библейских выражений о потопе, наоборот, на основании этих выражений хочет расширить смысл пророческой речи. Но в дальнейшем изложении г. Тюрнину приходится установить, что дело опустошения Господь Бог, по пророку, имеет совершить посредством нашествия сильного и многочисленного неприятеля ( Соф.1:12–18, 2:4–14 ), который сам должен жить на какой-либо земле и который, конечно, эту землю не станет подвергать опустошению. По этому, благополучно противореча самому себе, г. Тюрнин на дальнейших страницах своей книги видит в пророчествах Софонии только картину полного и конечного опустошения стран востока» (11 стр. и след.), конечно, и это – слишком много, но все-таки меньше опустошения всей земли. 965 Об этом приношении своем митрополит писал, между прочим, преосвящ. Иосифу, еписк. Оренбургскому, впоследствии Воронежскому, от 13-го дек. 1851 г. – См. Чт. общ. люб. дух. просвещ. 1871 г., н. 29, стр. 39. – О том же писал Владыка преосвящ. Гавриилу, архиеп. Рязанскому в письме от 6-го апр. 1852 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На что же она нужна в таком случае? . 8 Г. Тюрнин в недавно изданном им исследовании «Книга пророка Софонии» (Сергиев посад, 1897 г.) переводит эти стихи так: «истреблю совершенно с лица земли – говорит Иегова – истреблю людей и животных, истреблю птиц небесных и рыб морских, и положу преткновение нечестивым и искореню беззаконных с лица земли – говорит Иегова». В занимающем нас вопросе это изменение перевода не имеет значения, но важно толкование, которое автор дает этому месту. «Под словом во 2–3 ст., говорит он, нужно разуметь не только землю Израильскую, или даже Иудею, как думают некоторые, но вообще землю, как место обитания живых существ. В пользу такого понимания говорят следующие соображения. 2–3 ст. напоминают ближе всего грозный приговор Иеговы над допотопным миром – приговор, которым этот мир осуждался на погибель: «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил: от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю» ( Быт.6,7 ). А здесь речь, несомненно, обо всей земле». (Ч. 2 стр. 7). Таким образом, он устанавливает обратное отношение текстов сравнительно с тем, которое стремятся утвердить другие экзегеты: на основании 2–3 от. 1 гл. книги пророка Софонии он не хочет ограничить смысл библейских выражении о потопе, наоборот, на основании этих выражений хочет расширить смысл пророческой речи. Но в дальнейшем изложении г. Тюрнину приходится установить, что дело опустошения Господь Бог , но пророку, имеет совершить посредством нашествия сильного и многочисленного неприятеля (1:12–18, 11:4–14), который сам должен жить на какой-либо земле и который, конечно, эту землю не станет подвергать опустошению. Поэтому, благополучно противореча самому себе, г. Тюрнин на дальнейших страницах своей книги видит в пророчествах Софонии только картину, полного и конечного опустошения стран востока» (11 стр. и след.) конечно, и это – слишком много, но все-таки меньше опустошения всей земли. Читать далее Источник: Глаголев C. С. Всемирный потоп: [Рец. на:] Неймар, проф. История земли: Т. 1: Всемирный потоп/Пер. под ред. проф. Иностранцева. СПб., 1897//Богословский вестник 1898. Т. 2. 5. С. 244-253 (2-я пагин.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

(3) Спасение Израиля и народов возможно только в том случае, если «смиренные» будут признаны учителями правды и справедливости. Паломничество народов в Иерусалим преследует ту же цель. (4) Вопреки распространенной тенденции, согласно которой упоминаемых в Книге Софонии «бедных» следует интерпретировать в качестве в первую очередь религиозной категории («смирение бедных»: ощущение нищеты и смирения перед Богом), следует отметить то, что здесь подразумеваются бедные в экономическом и социальном аспектах. В Книге Софонии, благодаря восприятию бедных в качестве «учителей жизни и закона», делается важнейшее переосмысление соотношения политических сил. (5) «Книга Софонии является отправной точкой любого разговора о «церкви бедных» и о «бедной церкви»… Бог желает видеть в конце пути своего народа не нищету, а богатство и счастье. Однако это богатство совсем иного рода, нежели то богатство, которое было основано и всегда основывается на эксплуатации бедных. Такое богатство может возникнуть только тогда, когда его доля будет принадлежать бедным, а бедные при этом не прекратят искать справедливости, быть искренними и жить в мире друг с другом» (N. Lohfink, Zefanja108). 10. Книга пророка Аггея Комментарии: K. Marti (KHC) 1904; F. Horst (HAT) 3 1964; W. Rudolph (KAT) 1976; R. Mason (CBC) 1977; S. Amsler (CAT) 1981; R.L. Smith (WBC) 1984; H.W. Wolff (BK) 1986; C.L. Meyers/E.M. Meyers (AncB) 1987; A. Deissler (NEB) 1988; H.G. Reventlow (ATD) 1993. Отдельные исследования: W.A.M. Beuken, Haggai – Sacharja 1–8. Studien zur Überlieferungsgeschichte der frühna chexilischen Prophetie (SSN 10) Assen 1967; K.-M. Beyse, Serubbabel und die Königserwartungen der Propheten Haggai und Sacharja. Eine historische und traditionsgeschichtliche Untersuchung (AzTh 1/48) Stuttgart 1972; K. Koch, Haggais unreines Volk: ZAW 79, 1967, 52–66; R. Lux, «Wir wollen mit euch gehen ... ». Überlegungen zur Volkertheologie Haggais und Sacharjas, in: Ch. Kähler u.a. (Hg.), Gedenkt an das Wort. FS W. Vogler, Leipzig 1999, 107–133; ders., Das Zweiprophetenbuch.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010