Такое представление должно иметь некоторые ограничения. Мы хотим указать факты из времени, изучаемого нами, которые свидетельствуют, что, случалось, самые видные представители той и другой Церкви забывали о своей взаимной религиозной неприязни, относясь одни к другим как члены единой, нераздельной Церкви. К таким фактам мы причисляем частые браки латинян с греками и наоборот, причем религиозные разногласия не препятствуют заключению брачных уз. Так, в XII в. первая и вторая жена императора Мануила Комнина были латинянки. Племянница этого императора Мария Комнина была в замужестве за Фридрихом Барбароссой, а потом  за  венгерским принцем Стефаном. Сын того же Мануила Алексей II Комнин был повенчан с французской принцессой Агнессой 66 . Многочисленные примеры подобных браков можно находить и позднее. К такому же ограничению представления о всецелом разрыве между Греческой и Латинской церковью ведет и то обстоятельство, что в это время еще встречаются случаи богослужебного общения греков с латинянами. Это видно при посещении Константинополя в середине XII в. французским королем Людовиком VII, Конрадом III и другими западными князьями. В царствование императора Иоанна Комнина аббат Петр Клюнийский обращается к императору и патриарху византийским с просьбой о восстановлении находившегося в Константинополе монастыря, принадлежащего Клюнийской конгрегации, а это предполагает более или менее дружелюбное расположение между Церквами. Далее следует упомянуть, что император Мануил в письме к Конраду III называет латинян и греков: μονρσκους, т. е. единоверными. Жившим в Константинополе по делам торговли венецианцам, пизанцам, генуэзцам во времена этого императора отведено было почетное место при богослужении в знаменитом Софийском храме. При дворе императора Мануила жили многие латиняне, и никакого отречения от заблуждений не требовалось от них. Два итальянца – Гугон Этериан и его брат Лев – пользовались у Мануила большим значением 67 . Такова была практика, но и в теории некоторые греческие писатели и богословы тех времен смотрели снисходительно на Церковь Латинскую с ее теологическими и обрядовыми особенностями, и наоборот – некоторые латинские писатели такими же глазами смотрели на церковь Греческую.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1975). К более позднему времени относятся др. сказания фантастического характера, в которых М. приписывается знатное происхождение, а Брикций, преемник святого на епископской кафедре, представлен как его сын ( Delehaye. 1937). Известны многочисленные средневековые описания чудес М. (напр.: Gheyn. 1902; Coens. 1932; Straeten. 1986), а также стихотворные версии некоторых чудес, описанных Григорием Турским (BHL, N 5628-5633). Такие сборники составлялись в т. ч. в аббатстве Мармутье ( Straeten. 1976; Idem. 1977). В X в. почитание М. получило распространение среди клюнийских монахов (см. ст. Клюнийская конгрегация ). Это было связано с деятельностью св. Одона аббата Клюни (926/7-942), к-рый до принятия монашества был каноником ц. во имя М. в Туре. Одон, с детства почитавший М., составил проповеди, гимны и антифоны в честь святого, в к-рых М. представлен как идеальный пастырь, чудотворец и заступник за людей перед Богом (PL. 133. Col. 513-516, 729-752; см.: Reames. 1981. P. 141-143). Высказывалось мнение, что М. был для Одона образцом христ. воина, сражавшегося ради Бога за правое дело ( Rosenwein. 1978). Такие представления были положены в основу идеологии средневек. рыцарства и получили широкое распространение в эпоху крестовых походов (ср.: Hoch. 1987). Бернард Клервоский в отличие от более ранних авторов сделал акцент на духовном и нравственном совершенстве М., к-рый исполнил Заповеди блаженства и подал пример всем христианам. В проповеди, посвященной М., Бернард писал о его самоотверженном служении Христу, смирении и любви к ближнему. Святой был обычным человеком - «животным разумным и, конечно, смертным, рожденным на земле, сыном человеческим», однако, воспитывая добродетели и сохраняя душевную чистоту, он достиг вечной жизни с Богом. По мнению автора, христиане должны не только почитать М. как заступника и чудотворца (admiratio), но и руководствоваться его примером на пути самосовершенствования (imitatio) ( Bernhard von Clairvaux. Sämtliche Werke. Innsbruck, 1997. Bd. 8. S. 868-895; см.: Leclercq J. S. Martin dans l " hagiographie monastique du Moyen Âge//Saint Martin. 1961. P. 175-187; Reames. 1981. P. 141-146). Напротив, в самом известном позднесредневек. сказании о М., включенном в «Золотую легенду» блж. Иакова из Варацце, святой изображен как могущественный чудотворец, обладавший исключительными личными достоинствами и властью над животными, растениями, силами природы и даже демонами. В сказании, основанном гл. обр. на сочинениях Сульпиция и Григория Турского, а также в проповедях Иакова образ святого лишен индивидуальных особенностей. Значительная часть эпизодов призвана проиллюстрировать добродетели и различные категории чудес, к-рые совершал М. ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 19982. P. 1133-1153; см.: Reames. 1981. P. P. 146-164).

http://pravenc.ru/text/2562414.html

К нач. XI в. дисциплина в обители ослабла. Строгого соблюдения монахами бенедиктинского устава добивался Валон († 1024), возглавлявший К. в 1011-1016 гг. Он был сторонником монашеской реформы, центром которой являлось аббатство Горце . Однако действия настоятеля привели к тому, что большая часть монахов покинула обитель. Меры, направленные на укрепление дисциплины в монастыре, принимал убежденный сторонник григорианской реформы аббат Марквард (1082-1107), который стал ориентироваться на реформу, проводившуюся в бенедиктинском аббатстве Хирзау (ныне территория г. Кальв, земля Баден-Вюртемберг), в результате чего К. принял клюнийские обычаи (consuetudines; см. Клюнийская конгрегация ). В период споров об инвеституре насельники монастыря заняли сторону папы Римского Григория VII (1073-1085) в конфликте с имп. Генрихом IV (1084-1105). Со временем значение К. возрастает: выходцы из мон-ря возглавили ряд саксон. обителей. Поминальная книга (Liber vitae) мон-ря Корвей. 1158–1160 гг. (Münster. Staatsarchiv. I, 133. Fol. 33) Поминальная книга (Liber vitae) мон-ря Корвей. 1158–1160 гг. (Münster. Staatsarchiv. I, 133. Fol. 33) Со 2-й пол. XI в. на монетах, чеканившихся в К., начинают изображать аббатов монастыря. Монетные дворы появляются также на территориях, принадлежащих аббатству (в частности, в Эресбурге, Меппене, Фолькмарзене), однако в XIV в. их деятельность прекращается. Лишь в Хёкстере чеканка серебряных, медных и золотых монет продолжалась (с небольшими перерывами) почти до конца существования мон-ря. Новый расцвет К. относится ко времени аббата Вибальда (1146-1158), к-рый занимался активной строительной деятельностью в обители. Он сумел увеличить доходы аббатства, а также заказал для мон-ря ряд дорогих рукописей, среди к-рых - т. н. Liber vitae (Поминальная книга), созданный в скриптории аббатства Хельмарсхаузен (ныне территория г. Бад-Карлсхафен) и содержащий список настоятелей К. с момента его основания. В этот период обитель приобрела статус имперского аббатства, однако после смерти Вибальда монастырь уже не играл прежней роли в политической и церковной жизни. При аббате Видукинде (1189-1205) К. переживает очередной расцвет, однако уже при его преемниках начался спад экономической активности мон-ря (ему способствовал пожар 1242 г.), ставший очевидным в XIV-XV вв.

http://pravenc.ru/text/2057232.html

Маврикия , память к-рого отмечалась 22 сент., на следующий день после монашеского пострига О. В. В аббатстве Сент-Эвруль О. В. был рукоположен во диакона (26 марта 1093) и пресвитера (21 дек. 1108). Примерно с 20-х гг. XII в. он скорее всего был архикантором (регентом монастырского хора), библиотекарем и главой скриптория. Он неоднократно путешествовал, посещал мон-ри и церкви Нормандии, а также Камбре (в 1105), где познакомился с «Хроникой» Сигеберта из Жамблу, вероятно, присутствовал на Реймсском Соборе (1119) и генеральном капитуле Клюнийской конгрегации (1132). Он ездил в Англию, побывал в мон-рях Кроуленд (написал там агиографические тексты о местных святых Гутлаке и Валтиофе, а также краткую историю мон-ря; эти сочинения О. В. частично сохр. в составе позднейших компиляций: Watkins C. S. The Cult of Earl Waltheof at Crowland//Hagiographica. P. etc., 1996. Vol. 3. P. 95-111) и Торни в Вост. Мидленде, а также в Вустере, где познакомился с хронистом Иоанном, от к-рого узнал о хронологической теории Мариана Скотта . С 90-х гг. XI в. О. В. работал над отредактированной и дополненной версией «Деяний нормандских герцогов» (Gesta Normannorum Ducum) мон. Вильгельма Жюмьежского (завершена к 1109-1113), затем начал писать историю мон-ря Сент-Эвруль. Результатом этой работы стало создание масштабного исторического сочинения о Нормандии, нормандских завоеваний в Англии и Юж. Италии (книги 3-5, завершены к 1127), а также о современных О. В. событиях в Зап. Европе (с 80-х гг. XI в. по 1141; книги 6-13). Рассказ о 1-м крестовом походе (кн. 9) основан на «Иерусалимской истории» Балдрика Бургейского, дополненной устными рассказами очевидцев. Ок. 1135 г. О. В. добавил в начало еще 2 книги, посвященные земной жизни Иисуса Христа, деяниям апостолов и краткому изложению истории христ. Церкви до времени правления папы Римского Иннокентия II (1130-1143). Получившийся огромный труд (в 13 книгах, разделенных на 4 кодекса) О. В., подражая Беде Достопочтенному , которого высоко ценил, озаглавил «Церковная история».

http://pravenc.ru/text/2581491.html

Церковь в это время приобрела огромные богатства чрез выгодную куплю и многочисленные пожертвования от князей и баронов, отправляющихся в Палестину с надеждою приобретения там больших богатств, славы земной и царства небесного. Папы, захвативши в свои руки инициативу крестовых походов, стали во главе общественного настроения западной Европы. Влияние пап распространилось далеко на восток. Образовались духовные рыцарские ордена (Иоаннитов, Тамплиеров, Тевтонских рыцарей), готовые силою оружия распространять влияние папства и поддерживать интересы церкви. И папы, не разбиравшие средств в достижении своих целей, стали употреблять эту силу против всех разномыслящих с ними религиозных партий, против всех ослушников и противников своей власти. Самое первое крестоносное ополчение, собравшееся по возбуждению папы Урбана II, еще прежде похода в Палестину, было направлено этим папою в подавлению враждебной ему партии в самом Риме. За тем и в последствии папы неоднократно созывали крестовые походы на греческих схизматиков, на французских Валдеисов и Албигойцев, на германских Штедингов, на Чешских гуситов, на враждебных папству Германских императоров Генриха V, Фридриха II и т. д. Весьма много также помогло возвышению панства сильное развитие монашества в западной Европе. В средние века, вследствие неустройств общественных и распространенных повсюду невежества и безнравственности, в людях религиозных, особенно усилилось стремление к уединенной монашеской жизни. Папство воспользовалось этим стремлением и обратило для себя монашество в политическую силу на распространение своего влияния. В западной церкви до X века был только один монашеский орден Бенедиктинцев, основанный в V веке св. подвижником Бенедиктом Нурсийским , преобразованный в IX веке Бенедиктом Авианским, и оказавший много услуг западной Европе своим служением просвещению и делам человеколюбия. С Х-го века, когда орден Бенедиктинский, расслабленный нравственно, начал падать и в общественном мнении, из него выделилась обширная конгрегация клюнийская, принявшая строгие монашеские правила и сделавшаяся в XI и XII веках главною распространительницею Гильдебрандовских реформ в западной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В 931 г. папа Римский Иоанн XI подтвердил право Клюни свободно избирать аббата в соответствии с бенедиктинским уставом и принимать под управление др. мон-ри. Аббатство со всем имуществом было объявлено независимым от церковных и светских сеньоров, в т. ч. потомков основателя, и принято в юрисдикцию Папского престола. Также монастырь получил привилегию принимать любого монаха, желавшего перейти в Клюни, «стремясь улучшить свой образ жизни» (meliorandae vitae studio), в том случае если настоятель его бывш. мон-ря не мог обеспечить его содержание за счет обители во исполнение обета нестяжания и отказа от личной собственности (cui suus abbas regularem sumptum ad depellendam proprietatem habendi ministrare neglexerit - PL. 132. Col. 1055-1058; Papsturkunden, 896-1046/Bearb. H. Zimmermann. W., 1984. Bd. 1. S. 107-108 (разрешение Клюни чеканить монету - интерполяция XI в.)). Смысл привилегии заключался в том, чтобы подтолкнуть к укреплению дисциплины те мон-ри, в к-рых по тем или иным причинам не соблюдался обет нестяжания. Подобная привилегия была дана мон-рю Деоль, также находившемуся под управлением аббата Одона, но с дополнением, что монахи должны вернуться в свои прежние обители, когда монашеская жизнь в них будет восстановлена на должном уровне (в 938 папа Лев VII дал такую же привилегию реформированному Одоном аббатству Флёри ). При аббате Одоне папские привилегии не использовались для создания строгой иерархической структуры из присоединившихся к Клюни мон-рей. Нек-рые мон-ри переходили в подчинение св. Одона, другие принимали клюнийские «обычаи» (consuetudines), на третьих аббат Клюни оказывал лишь духовное влияние. Так, в 928 или 929 г. герц. Аделаида (Адельгейда) Бургундская передала аббату Одону древний монастырь Роменмотье (в совр. Швейцарии) с принадлежавшими ему землями. Однако в жизни мон-ря не произошло существенных перемен: в обители продолжали жить каноники. Только при аббате св. Майоле мон-рь Роменмотье перешел на бенедиктинский устав и клюнийские «обычаи», а при аббате св.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Аббат Одилон (994-1048/49), происходивший из знатного овернского рода, был каноником ц. св. Иулиана (Сен-Жюльен) в Бриуде. Вступив в мон-рь Клюни (ок. 990), он занимался воспитанием облатов , а в 993 г. стал помощником аббата Майоля. Он находился в дружественных отношениях с герм. императорами и написал Житие (эпитафию) имп. Адельгейды (окончательная редакция датируется 1024-1026; изд.: MGH. SS. T. 4. P. 637-645; рус. пер.: История средних веков/Сост.: М. М. Стасюлевич. М., 20013. [Т. 2:] От Карла Великого до Крестовых походов. С. 349-358). Одилон присутствовал при кончине императрицы, передавшей ему мон-рь Сен-Виктор в Женеве (999). В 997 г. Одилон встретился в Павии с имп. Оттоном III и вскоре благодаря его поддержке добился от папы Римского Григория V привилегии иммунитета от епископской юрисдикции ( Jaff é . RPR. N 3895-3896). Отныне епископы и пресвитеры могли совершать таинства в Клюни только с разрешения аббата. Эта привилегия укрепила независимость аббатства Клюни от местных епископов и способствовала защите имущественных прав монастыря. В 1024 г. папа Иоанн XIX распространил привилегии аббатства на всех клюнийских монахов, «где бы они ни жили» (fratres ubicumque positi - PL. 141. Col. 1136-1137). В 1016 г. Адальберон, еп. Ланский, с иронией писал о «короле» и «военачальнике» (militiae princeps) Одилоне и воинстве клюнийских монахов ( Adalbero. Carmen ad Robertum regem. 111-114, 155-156// Adalberon de Laon. Poème au roi Robert/Éd. C. Carozzi. P., 1979. P. 8, 12; PL. 141. Col. 771-786). Как и его предшественникам, аббату Одилону предлагали высокие церковные должности: в 1031 г. он отклонил предложение занять Лионскую архиепископскую кафедру. Одилон присутствовал в Риме на коронации имп. Конрада II (1027) и Генриха III (1046), активно участвовал в движении «Божий мир» : после Собора в Арле (1041) он отправил итал. епископам «Послание о Божьем мире» (рус. перевод: История средних веков. М., 20013. [Т. 2.] С. 677). По утверждению историка Радульфа Глабера, принадлежавшего к К. к., имп. Генрих II после коронации (1014) отдал Одилону свою корону, скипетр и подаренную папой Римским державу.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Из сочинений П. Д. наибольшее распространение в средние века получил сб. «О чудесах», над к-рым аббат работал на протяжении долгого времени. Первая редакция была завершена еще к 1135 г., затем П. Д. продолжал пополнять сборник до конца жизни (есть истории, датирующиеся 1156). Окончательная редакция открывается прологом, в к-ром рассматривается тема значения чудес для проповеди христианства. Во мн. историях подчеркивается значение таинств (прежде всего Евхаристии и Покаяния), важное место отводится рассказам о явлениях душ умерших людей, а также сверхъестественных существ (ангелов и демонов). Наряду с этим говорится о важности индивидуальной аскезы. В сборник включены краткие Жития современников П. Д.- мон. Герарда и кард. Матфея из Альбано. Известны 17 полных или почти полных списков, а также ок. 70 копий нескольких его сокращенных редакций. П. Д. основывался гл. обр. на личном опыте и опирался на рассказы достоверных свидетелей. Абсолютное большинство историй происходит в монашеской среде - в Клюни и клюнийских мон-рях. Главы, посвященные борьбе Понтия за возвращение поста аббата в 1126 г., скорее всего представляют собой позднейшие дополнения неизвестного автора кон. XII - нач. XIII в. ( Mé hu. 2001. P. 315-326). В кон. XII-XIII в. появилось большое число подражаний соч. «О чудесах». В позднее средневековье отдельные истории из сб. «О чудесах» вошли в сборники exempla (примеров для проповедников), в т. ч. в переводах на народные языки ( Polo de Beaulieu. 2010). Материал из сочинения П. Д. (назван Петром Клюниацким) использован в сб. «Зерцало Богородицы» , составленном в 20-х гг. XIX в. в Мефодиевом Пешношском (Песношском) во имя святителя Николая Чудотворца монастыре . Сохранились 4 проповеди П. Д., наибольшее значение из них имеет первая, посвященная празднику Преображения Господня (PL. 189. Col. 953-1972). В др. проповедях говорится о почитании Гроба Господня, а также сообщается о еп. (папе) Римском св. Маркелле I (нач. IV в.), в частности о перенесении его мощей в Клюни (Sermones tres. 1954). П. Д. написал полный текст службы оффиция в праздник Преображения Господня ( Hiley. 1998) и на генеральном капитуле 1132 г. сделал его обязательным для всей Клюнийской конгрегации, что в дальнейшем сыграло решающую роль в его распространении в католич. мире. Первым из западных средневек. богословов П. Д. в своих проповедях затронул вопросы, связанные со значением Преображения, в т. ч. Фаворского света , с изменившимся обликом Христа ( Stevenson. 2010). Интерес П. Д. к празднику Преображения Господня мог быть вызван, в частности, тем, что в то время на горе Фавор существовал клюнийский мон-рь (разрушен в 1187). П. Д. принадлежит авторство ряда произведений литургической поэзии: на праздники Пасхи и Рождества Христова, в честь Пресв. Девы Марии, св. Бенедикта Нурсийского, св. Гуго, аббата Клюни, и Марии Магдалины, а также стихотворных эпитафий ( Petr. Venerab. Poèmes. 2014).

http://pravenc.ru/text/2580390.html

Что касается западного монашества, то нравственная порча, господствовавшая во всех сферах западной церковной жизни, коснулась и его. Правила Бенедикта Нурсийского были забыты. Монастыри, во главе со своими аббатами, подобно епископам ставшие в вассальные отношения к королям и князьям, приобрели большие имения, а чрез них и богатства. Общение имущества прекратилось; монахи начали вести жизнь роскошную и распущенную. Об умственном и физическом труде не было речи. Аббаты монастырей, подобно светским вассалам, занимались охотой, ходили на войну со своими феодалами и так далее. Вследствие такого извращения монастырской жизни явились попытки восстановить древний устав Бенедикта Нурсийского . Из таких попыток заслуживают внимания следующие. Один французский аббат, Бенедикт Анианский († 821 г.), редактировал вновь устав Бенедикта Нурсийского и стал было вводить его в монастырях западной Франции, порученных ему Людовиком Благочестивым, но не имел успеха. Это была первая конгрегация, когда несколько монастырей было соединено под управлением одного общего настоятеля. Удачнее была попытка аббата Бернона, прежде бургундского графа. В 910 году он основал монастырь в Клюньи, в Бургундии, в котором ввел устав Бенедикта. Его преемник Одон († 942 г.) распространил клюнийские порядки в других монастырях, так что составилась новая конгрегация монастырей под управлением клюнийского аббата. Монахи этой конгрегации с успехом занимались воспитанием детей и приобрели большое влияние на общество. Все эти попытки направлены были к тому, чтобы преобразовать монашество по правилам Бенедикта. Но в начале XI века были даже попытки восстановить древнее восточное отшельничество. Некто Ромуальд, из рода герцогов равеннских, начал вести пустынническую жизнь на Апеннинах, собрал вокруг себя таких же ревнителей благочестия и в 1018 году основал в равнине Мальдоли монашеское общество, известное под названием Камальдольского ордена. Это второй монашеский орден в Западной Церкви после Бенедиктинского. Монахи этого ордена отличались строгостью жизни. Глава VI. Отпадение Западной Церкви от союза с Восточною

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В эту же эпоху получило развитие т. н. госпитальное движение среди мирян (см. Госпиталиты ). При ксенодохиях (странноприимных домах), построенных вдоль паломнических маршрутов, и монастырских госпиталях для бедных (утверждены еще 28-м каноном Ахенского Собора 816 г.) возросли общины мирян, привлеченных идеалом vita apostolica и занимавшихся социальным служением. Напр., в Иерусалиме еще до начала Крестовых походов рядом с церковью в честь Иоанна Милостивого (позже переименована в честь Иоанна Крестителя) возник госпиталь для паломников, опекавшийся купцами из Амальфи и бенедиктинцами. Служившие там братья-миряне образовали общину с ректором во главе. «Новое монашество» и появление орденов Т. н. Возрождение XII в. проявилось и в лат. М. На смену клюнийскому идеалу влиятельного и процветающего мон-ря приходят идеал добровольной нищеты и стремление вернуться к истокам монашеской традиции, образцам древнего егип. М. К точному следованию «Уставу св. Бенедикта» и восстановлению ручного труда монахов стремились цистерцианцы . Их конгрегация первой сформировала орденские структуры, поскольку возникла как содружество 5 аббатств (Сито и его дочерние мон-ри Ла-Ферте, Понтиньи, Моримон и Клерво), каждое из к-рых имело свою филиацию. Был создан Генеральный капитул, который собирался регулярно 1-2 раза в год для решения общих вопросов ордена и выбора исполнительных органов (секретарей, визитаторов, экономов). Создание орденской структуры позволило достичь высокого уровня единообразия в организации монастырской жизни. Широкое распространение цистерцианцев было обусловлено созданием ими коллективных хозяйств, увеличивших независимость от местных светских и церковных властей. По цистерцианской модели стали перестраиваться мн. монастырские объединения, а также новые регулярные каноники (напр., премонстранты (норбертинцы)). Возникли и смешанные варианты. Так, в ордене гильбертинцев , для к-рых были характерны двойные (мужские и женские) мон-ри, мужская ветвь ордена следовала «Уставу блж. Августина», а женская - «Уставу св. Бенедикта» с прибавлением цистерцианских статутов. 12-й канон IV Латеранского Собора 1215 г. призвал распространить цистерцианскую модель на все конгрегации. Латинское М. на Востоке

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010