Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА [англ. Cluniac Reform; нем. Cluniazensische Reform; франц. réforme clunisienne], движение обновления западноевроп. монашества в X-XII вв., связанное с мон-рем Клюни Было направлено на восстановление дисциплины уставной жизни, углубление внутренней религиозности, активизацию литургической практики и укрепление экономического положения мон-рей; для этого движения было характерно многообразие форм. К. р. нельзя рассматривать в отрыве от др. современных ей монашеских движений (в Лотарингии, во Фландрии), но при относительной общности целей К. р. имела особый путь распространения - в мон-рях, объединенных в Клюнийскую конгрегацию ; этот союз был скреплен не только религ. идеалами, но и правовыми (юрисдикционными) связями. Предпосылки К. р. В кон. IX - нач. X в. раздел Каролингской империи и последующий упадок гос-в, образовавшихся на ее территории, сопровождались ослаблением королевской власти, раздробленностью и усобицами. Норманны, сарацины, венгры во время набегов грабили и разрушали города и селения, церкви и мон-ри; из-за частых голодных лет и эпидемий население сократилось. Мн. монашеские обители опустели, монастырские владения оказались в руках светских магнатов. В некоторых странах, напр. в Англии, монашеские общины при согласии епископов заменялись капитулами каноников ( Leclercq. 1993. S. 149, 151). В исторических и агиографических сочинениях X-XIII вв., происходивших из круга реформированных аббатств, говорилось о внутреннем кризисе монашества (падение монашеской дисциплины, несоблюдение устава, растрата монастырского имущества), к-рый и стал причиной К. р. Мн. мон-ри из независимых общин единомышленников, живущих «вне мира» и сосредоточенных на духовной жизни и аскезе, постепенно превратились в инструмент власти и обогащения их собственников (см. Частной церкви право ). Истоки этого процесса относятся к эпохе Меровингов, когда возникла практика, при которой мон-рями стали управлять аббаты-миряне, и к эпохе Каролингов, когда сформировалась имперская Церковь и прелаты, в т. ч. и аббаты, были поставлены в квазивассальное положение по отношению к королю: подобно мирским вассалам, они приносили правителю клятву верности и были обязаны нести помимо церковного еще и светское служение.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОСПИТАЛИТЫ [госпитальеры; лат. ordines hospitalarii; франц. hospitaliers], общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.). К Г. относятся алексиане , антониты , братья милосердия (бонифратры), иоанниты (впосл. Мальтийский орден ), тринитарии , братья Св. Духа, орден св. Лазаря, Тевтонский (Немецкий) орден св. Девы Марии , орден св. Екатерины Александрийской и др.; в широком смысле к Г. принадлежат также светские католич. орг-ции, занимающиеся подобной деятельностью. До появления орденов и конгрегаций Г. приют и помощь странникам, неимущим и больным оказывали в монастырских госпиталях, к-рые стали возникать на рубеже V и VI вв. Определяющую роль для зап. монашества играл устав прп. Венедикта Нурсийского . В пункте 4 среди проч. форм «благих деяний» указывается на необходимость «бедных - насыщать, раздетых - одевать, больных - посещать, мертвых - хоронить» (pauperes recreare; nudum vestire; infirmum visitare; mortuum sepelire). В X-XI вв. под влиянием клюнийской реформы благотворительность и опека нуждающихся в помощи были провозглашены одними из важнейших обязанностей монахов. Большое значение заботе о бедных и немощных придавал возникший в нач. XI в. под влиянием клюнийского движения орден цистерцианцев . Госпитали существовали и в городах, находясь под опекой епископов и кафедральных капитулов. В 836 г. Собор в Ахене предписал каждому городу иметь госпиталь, но до XII в. это постановление носило скорее декларативный характер. В X в. наряду с епископскими госпиталями, к-рые имели частный характер, возникали госпитали при капитулах, к-рые содержались канониками. Оба типа учреждений сочетали функции приюта для всех нуждающихся и клиники. В средние века госпитали и странноприимные дома строились в местах, наиболее посещаемых паломниками. Выделение в особую группу общин Г., впосл.

http://pravenc.ru/text/166293.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аббатство Сан-Марти-дел-Каниго (Вост. Пиринеи) [Олива; лат. Oliba] (ок. 971 - 30.10.1046, мон-рь Сан-Микел-де-Куша (совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция)), аббат мон-рей Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Микел-де-Куша (с 1008), епископ г. Вик (с 1017), деятель клюнийской реформы в Каталонии. Третий сын Олибы Кабреты († 990), гр. Безалу, Берги, Валлеспира, Капсира, Риполя и Серданьи (Каталония), и Эрменгарды († 1001), дочери Гаусберта, гр. Ампурьяса. Будучи праправнуком гр. Вифреда I Волосатого († 897), 1-го независимого от Каролингов правителя земель, входивших в Испанскую марку, О. состоял в родстве со всеми графами Каталонии и правителями многих княжеств Юж. Франции. После того как в 988 г. его отец удалился в мон-рь Монте-Кассино , О. до 993 г. находился под опекой матери, затем стал самостоятельно править графствами Берга и Риполь. В 1002 г., передав свои владения братьям, он принял постриг в мон-ре Санта-Мария-де-Риполь. В 1008 г. его избрали аббатом этой обители, а чуть позже, в том же году, он стал настоятелем мон-ря Сан-Микел-де-Куша. О. способствовал распространению в этих монастырях клюнийских «обычаев» (consuetudines) (подробнее см. в ст. Клюнийская конгрегация ). В 1011 г. О. отправился в паломничество в Рим, где получил от папы Сергия IV (1009-1012) буллы с подтверждением имущественных прав возглавляемых им мон-рей. В 1009 г. О. принял деятельное участие в обустройстве мон-ря Сан-Марти-дел-Каниго (Сен-Мартен-дю-Канигу), основанного его братом гр. Вифредом и расположенного неподалеку от Сан-Микел-де-Куша. Фактически он был 1-м настоятелем Сан-Марти-дел-Каниго вплоть до 1014 г., когда монашеская община стала достаточно многочисленной, чтобы избрать аббата. Впосл. О. реформировал аббатство Сан-Микел-де-Флувиа (Эмпорда), вошедшее в конгрегацию мон-рей во главе с Сан-Микел-де-Куша, а в 1022 или 1023 г. основал обитель Санта-Мария-де-Монсеррат и подчинил ее аббатству Санта-Мария-де-Риполь. Реконструировал главный храм монастыря Санта-Мария-де-Риполь (1032) и кафедральный собор г. Вик, освященный во имя св. апостолов Петра и Павла (1038), участвовал в восстановлении разрушенных арабами храмов в Кардоне (1019) и Манресе (1020). О. поощрял изучение и переписывание книг; возможно, по его поручению делались переводы с араб. языка. Скрипторий аббатства Санта-Мария-де-Риполь, ставший известным уже в X в., при нем получил дальнейшее развитие, существенно пополнилась также монастырская б-ка, одна из самых богатых в Зап. Европе того времени.

http://pravenc.ru/text/2578305.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гробница сщмч. Евтропия в крипте собора г. Сент (IV в.?), сщмч. (пам. зап. 30 апр.), 1-й еп. г. Сантоны (ныне Сент, Франция). Наиболее раннее упоминание Е. содержится в соч. свт. Григория Турского «О славе мучеников». По словам Григория, Е. был рукоположен во епископа и послан в Галлию сщмч. Климентом I , еп. Римским (кон. I в.). В г. Сантоны святой принял мученическую кончину от язычников. Из-за гонения на христиан на могиле Е. не возвели достойного монумента, и память о святом начала исчезать. Свт. Палладий, еп. Сантонский († между 596 и 614), заложил над могилой базилику. Во время строительства епископ созвал духовенство (аббатов) для открытия и перенесения мощей Е. 2 аббата раскопали могилу и заметили на черепе святого глубокий шрам. На следующую ночь Е. явился им в видении и рассказал о своей мученической кончине. Свт. Венанций Фортунат сообщил о том, что архиеп. Бурдигалы (ныне Бордо) Леонтий II (549-574) восстановил более раннее сооружение (aula), существовавшее на месте базилики кон. VI в. Восстановлению храма посвящен гимн свт. Венанция «О базилике св. Евтропия», в к-ром Е. назван 1-м епископом г. Сантоны (urbis Santonicae primus fuit iste sacerdos). Время жизни Е. приблизительно определяется по перечню Сантонских епископов. Еп. Петр, 5-й после Е., принял участие в Аврелианском Соборе (511 - Les Canons des Conciles Mérovingiens/Éd. J. Gaudemet, B. Basdevant. P., 1989. T. 1. P. 88. (SC; 353)). Следов., Е. мог занимать кафедру в IV в. Это противоречит сведениям Григория Турского о том, что святой был послан в Галлию Римским еп. Климентом (кон. I в.), а также преданию о мученической кончине Е. от рук язычников. Однако не исключено, что это предание возникло только после открытия мощей святого. Память Е. и сведения, повторяющие рассказ Григория Турского, содержатся в Мартирологе Узуарда (кон. IX в.). В более ранних церковных календарях упоминания святого отсутствуют. В 1081 г. Вильгельм VIII, гр. Пуату, передал церковь Е. в Сенте монахам Клюнийской конгрегации , к-рые начали строительство нового храма в романском стиле (освящен Римским папой Урбаном II в 1096). В XII в. был составлен сборник чудес святого.

http://pravenc.ru/text/187605.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУГО [Гуго Великий, Гуго де Семюр] (15.05.1024, Семюр, ныне Семюр-ан-Брионне, деп. Сона и Луара - 28.04.1109, Клюни), св. (пам. зап. 29 апр.), 4-й (с 1049), последний, из «святых клюнийских аббатов» ( Одо , Майоль , Одилон и Г.). Происходил из высшей провинциальной знати Бургундии. Старший сын герц. Дальмаса де Семюр. Рождению Г. предшествовало знамение: один священник увидел лик младенца в чаше для причастия. Мать Г. восприняла видение как свидетельство предназначения буд. ребенка к духовному служению. Отец желал, чтобы сын избрал военную карьеру, но Г. более интересовался науками. Г. был отдан в обучение двоюродному деду Гуго, еп. Осерскому. В 14 лет стал послушником в мон-ре Клюни , в 15 лет принял монашеский постриг, в 18 - был рукоположен во диакона, в 20 лет - во пресвитера, а в 24 года стал главным приором мон-ря. В возрасте 25 лет Г. был единогласно избран аббатом Клюни (1 янв. 1049) и торжественно посвящен архиеп. Безансонским Гуго де Саленом (22 февр.). Деятельность Г. была направлена на распространение клюнийского устава и расширение духовного влияния мон-ря Клюни. За 60 лет руководства мон-рем число зависимых от аббатства обителей увеличилось с 60 до 2000. При Г. была основана первая жен. клюнийская обитель в Марсиньи. Однако рост числа обителей обернулся ослаблением аскетического духа, возрождение к-рого и было основной задачей клюнийской реформы . Лишь авторитет Г. и его строгость в отношении дисциплины на время отсрочили назревавший упадок клюнийского движения. Г. воспринимал клюнийскую конгрегацию как единое целое, где проступок любого из членов бросал тень на всю общину, отсюда его обостренное чувство личной ответственности за порядок и исполнение устава и нетерпимость к нарушителям. Г. выступил инициатором реконструкции аббатства. По преданию, во сне к одному из монахов явился ап. Петр с просьбой о строительстве нового храма. Узнав о видении, Г. начал строительные работы. Новый храм, т. н. Клюни III (1080-1130), стал образцом романской архитектуры и вплоть до сооружения собора св. Петра в Риме (XIV в.) оставался крупнейшим христ. храмом в Европе. Г. придавал большое значение истории аббатства и способствовал прославлению своих предшественников, аббатов Клюни. Особое внимание было уделено Одо, к-рого при Г. почитали как «отца-основателя» обители.

http://pravenc.ru/text/168247.html

(Ок. 1053-1055, Бледа или Галеата, Романья - 21.01. 1118, Рим; до избрания папой - Райнерий (Раньери)), папа Римский (с 13 авг. 1099). Сведений о происхождении и молодых годах Райнерия почти нет. Известны лишь имена его родителей (Кресценций и Альфатия) и 4 братьев ( Servatius. 1979. S. 9-10). В раннем возрасте Райнерий принес монашеские обеты, возможно, в бенедиктинском аббатстве св. Илария (Сант-Эллеро) близ Галеаты. Церковный историк Ордерик Виталий называет Райнерия монахом мон-ря «Vallis Brutiorum» (вероятно, Валломброза, но идентификация остается спорной - The Ecclesiastical History of Orderic Vitalis/Ed. M. Chibnall. Oxf., 1979. Vol. 5. P. 194). Согласно написанному кард. Пандульфом (по др. версии - его анонимным продолжателем) папскому жизнеописанию в Liber Pontificalis , в возрасте 20 лет Райнерий приехал по делам своего мон-ря в Рим, где снискал расположение папы Григория VII (1073-1085) (LP. T. 2. P. 296). Он стал аббатом мон-ря св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура), принадлежавшего к Клюнийской конгрегации ( Sigeberti Gemblacensis Chronica//MGH. SS. Scr. T. 6. P. 368-369), после 1078 г. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Климента. В 1089 г. папа Урбан II (1088-1099) назначил Райнерия легатом в Кастильско-Леонском королевстве для разрешения конфликта вокруг епископской кафедры Сантьяго-де-Компостела. Созванный Райнерием Собор в Леоне (март 1090) восстановил на кафедре еп. Диего Пелаэса (1070-1088), к-рый был смещен по решению кор. Альфонсо VI (1065-1109), но обратился с апелляцией в Рим. Альфонсо VI отказался признать решение Собора и вскоре добился от папы Урбана II подтверждения смещения с кафедры еп. Диего. На обратном пути Райнерий совершил крещение (или, более вероятно, конфирмацию) Понтия, сына графа Мельгея (в Лангедоке), буд. аббата Клюни (1109-1122). С 1091 г. Райнерий входил в ближайшее окружение папы Урбана II, сопровождал его в поездках по Италии и Франции, в т. ч. на Клермонский Собор (1095). После смерти Урбана II его сторонники, собравшиеся в базилике св. Климента, избрали папой Райнерия (13 авг. 1099), к-рый принял имя Пасхалий, очевидно в честь папы Пасхалия I (817-824), получившего от имп. Людовика Благочестивого привилегию (Pactum Hludovicianum) о праве свободного избрания папы Римского без вмешательства светской власти. Тем самым П. декларировал намерение продолжить политику предшественников, в т. ч. борьбу за инвеституру против имп. Генриха IV (1084-1106) и его ставленника - антипапы Климента III (1080-1100). Сразу после избрания П. был облачен в пурпурную мантию - знак имп. достоинства, затем состоялась церемония интронизации перед Латеранским дворцом, где папа получил знаки власти над Патримонием св. Петра (см. Папская область ): 7 ключей, 7 печатей и скипетр. На следующий день (14 авг.) он был коронован в базилике св. Петра (LP. T. 2. P. 296-297). Коронация П. стала одним из первых примеров подобной церемонии в отношении папы Римского (подробнее см. в ст. Николай II , папа Римский).

http://pravenc.ru/text/2579159.html

Основные сведения о М. содержатся в агиографических сочинениях, созданных монахами Клюнийской конгрегации при аббате св. Одилоне (994-1048/49). Согласно Д. Ионья-Пра, самое раннее Житие М. было составлено вскоре после кончины святого в клюнийском приорате в Павии (BHL, N 5180; изд.: Bibliotheca. 1614. Col. 1763-1782). В Житии описываются события из жизни М. в хронологическом порядке; в композиционном центре произведения помещен рассказ о пленении святого сарацинами; 2-ю часть Жития составляют описания чудес М. и повествование о его кончине. Текст не получил широкого распространения (см.: Iogna-Prat. 1988. P. 20-29; Idem. 2002. P. 44-45). Между 999 и 1010 гг. на его основе было составлено пространное Житие М. в 3 книгах (BHL, N 5179; изд.: ActaSS. Mai. T. 2. P. 668-684; Iogna-Prat. 1988. P. 163-285). В рукописях вместе с Житием помещены тексты, связанные с историей его создания: «Послание господина Сира господину аббату Одилону» (в нем упом. о составлении Жития мон. Сиром по инициативе некоего Варнерия), «Стихи господина Рембальда» (в них сообщается о том, что сочинение Сира отредактировал мон. Альдебальд) или четверостишие «Aspicis, Israhel» (акростих с именем Альдебальда). По мнению Ионья-Пра, Сир скорее всего был автором, Альдебальд - редактором текста. Монахи Варнерий, Альдебальд и Сир, трудившиеся в канцелярии и скриптории аббатства Клюни во 2-й пол. X - нач. XI в., занимали видное положение в монашеской общине после кончины М. Рембальд, вероятно, был насельником аббатства Сен-Бенинь в Дижоне. Указывая на использование агиографами сочинений Хейрика Осерского, прежде всего стихотворного Жития св. Германа (BHL, N 3458), Ионья-Пра предположил, что в создании пространного Жития М. принимал участие Хельдрик († 1010), ученик святого, аббат монастырей Сен-Жермен в Осере (с 989), Флавиньи (с 989/90) и Сен-Жан в Реоме (с 1003) ( Iogna-Prat. 1988. P. 99-108, 121-149). Другие исследователи высказали сомнения относительно некоторых выводов Ионья-Пра, но согласились с тем, что пространное Житие, вероятно, было составлено в Клюни вскоре после кончины М. группой его учеников ( Guerreau A. [Rec.]//Annales: Économies, Sociétés, Civilisations. P., 1990. T. 45. N 2. P. 338-340).

http://pravenc.ru/text/2561244.html

Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» выпустил 36-ой алфавитный том 15 января, 2015. Новостная служба Интересные статьи найдут любители истории философии, библеистики, византологии и канонического права. 15 января. ПРАВМИР. К началу нового 2015 года и празднованию Рождества Христова Церковно-научным центром «Православная Энциклопедия» подготовлен и выпущен в свет новый 36-й алфавитный том энциклопедии. 36-й том продолжает публикацию энциклопедических статей на букву «К» по таким дисциплинам, как богословие, история Церкви, библеистика, библейская археология, патрология, философия, искусствоведение страноведение, и т.д., — сообщает Седмица.Ru В 36-м томе «Православной Энциклопедии» содержится большое число статей, посвященных различным персоналиям, среди которых следует особо выделить наиболее объемную статью нового тома, посвященную св. равноапостольному императору Константину Великому. Также интересные статьи найдут любители истории философии, библеистики, византологии и канонического права. Интересующимся историей Западной Церкви стоит обратить внимание на блок статей, которые объединяет такая общая тема, как знаменитый бенедиктинский монастырь св. апостолов Петра и Павла в Клюни. Помимо статьи, посвященной непосредственно истории и культурному наследию самой обители, обращаем внимание на такие публикации, как «Клюнийская конгрегация» и «Клюнийская реформа». В новом, 36-м томе «Православной Энциклопедии» можно ознакомиться с объемной публикацией, посвященной жизни и наследию св. Колумба, основателя монашеских обителей в Ирландии и Шотландии, который наряду со св. Патриком считается небесным покровителем Ирландии. Материалы 36-го тома «Православной Энциклопедии» сопровождаются уникальными цветными фотографиями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/tserkovno-nauchnyiy-ts...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн XI, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XI в. († янв. 936, Рим), папа Римский (с марта 931). Происходил из семьи высшей рим. аристократии. Мать - Марозия (Мароция), «сенатрисса» и рим. «патрицианка». В Liber Pontificalis и у Лиутпранда Кремонского отцом И. назван папа Римский Сергий III (904-911), однако Л. Дюшен ( Duchesne. 1913) и вслед за ним большинство совр. исследователей считают эту информацию легендарной, полагая, что И. был законным сыном Марозии и Альбериха I, герц. Сполето и Камерино. По всей видимости, папа Римский Лев VI (928-929) возвел И. в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Девы Марии (S. Mariae trans Tiberim). Ни в одной из современных И. хроник не упоминается о его избрании - вероятно, он был поставлен на Римскую кафедру по приказу матери. На 2-м году понтификата И. в Риме произошел переворот, причиной к-рого стал новый брак Марозии с Гуго Арльским, кор. Италии (лето 932). Опасаясь за свою жизнь, Альберих II, др. сын Марозии и Альбериха I, в дек. 932 г. собрал противников кор. Гуго и захватил замок Св. ангела, где находилась королевская чета. Гуго удалось бежать, Марозия и И. были заключены в темницу. И. вскоре освободили, и последние 4 года понтификата он провел под домашним арестом в Латеране. О судьбе его матери после заточения ничего не известно. Сохранились неск. папских привилегий (и упоминаний о таковых), дарованных мон-рям. В марте 931 г. И. подтвердил статус и привилегии мон-ря Клюни : аббатство было напрямую подчинено Папскому престолу, получило право свободного избрания аббата в соответствии с Уставом прп. Венедикта Нурсийского, право принимать в управление др. мон-ри, право на временное проживание и обучение монахов из др. обителей, также за аббатством были закреплены его земельные владения и доходы от них, право чеканить собственную монету. Папа утвердил в должности избранного аббатом св. Одона . Эта папская грамота (PL. 132. Col. 1055-1058), подтвержденная И. по просьбе кор. Гуго в дек. 932 г., впосл. стала образцом для подобного рода папских посланий. Схожие привилегии были предоставлены бенедиктинскому аббатству Девы Марии в Деоле (совр. деп. Эндр, Франция), настоятелем к-рого также был св. Одон. Привилегии от папы получили восстановленные мон-ри Девы Марии и св. Мартина в Пуатье (бывш. мон-рь св. Киприана), св. Иулиана в Туре, св. Сильвестра в Риме (Сан-Сильвестро ин Капите). Папские привилегии способствовали созданию клюнийской конгрегации .

http://pravenc.ru/text/469692.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXVI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXXVI КЛОЦЕВ СБОРНИК один из древнейших памятников славянской письменности и старославянского языка, отрывок пергаменной глаголической рукописи XI в. КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КЛЮНИЙСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ одно из самых крупных монастырских объединений в Зап. Европе, возглавляемое аббатством Клюни " КЛЮЧ ЗНАМЕННОЙ " принятое в совр. музыковедении название группы руководств по знаменной и путевой нотациям из рукописи РНБ. Кир.-Бел. 665/922 (Л. 1000 об.- 1028 об.), выполненной монахом Кириллова Белозерского мон-ря Христофором КЛЮЧИ НОТНЫЕ знаки нотного письма, наделяющие линии нотоносца (в обиходе называемые нотными линейками) и промежутки между ними значением определенной высоты звука 84-101 «КНИГА О ВЕРЕ» рус. авторский сборник 40-х гг. XVII в., посвященный вопросам защиты Православия, полемике с католиками и униатами «КНИГА ПЕРЕМЕН» кит. " книга книг " , наиболее авторитетноепроизведение канонической (цзин) и философской (цзы) литературы , стоящее во главе конфуцианского «Пятиканония» («У цзин») и неоконфуцианского «Тринадцатиканония» («Ши-сань цзин») 101-114 «КНИГА ПОСЛАНИЙ» арм. средневек. эпистолярный сборник религ. характера; содержит документы, формулирующие вероисповедание 114-117 КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов, составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви 116-117 «КНИГА СТЕПЕННАЯ» один из крупнейших памятников рус. книжности XVI в., повествующий о рус. истории с древнейших времен до первых лет правления царя Иоанна IV Васильевича 117-122 КНИЖНАЯ СПРАВА процесс исправления церковнослав. богослужебных и четьих (в первую очередь Свящ. Писания) книг с целью кодификации текстов и церковнослав. языка

http://pravenc.ru/vol/xxxvi.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010