XI. Хананеянка: «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» ( Мф.15:27 ). XII. Елисавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:43 ). XIII. Ап. Петр: «Увидев это, Симон Петр припал в коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 ). XIV. Ап. Павел: «Я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» ( 1Кор.15:9 ). – «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим.1:15 ). 11. Церковно-исторические примеры нищеты духовной или христ. смирения Древняя Церковь почитала смирение венцом всех христианских добродетелей, основным началом христианского совершенства, лучшим украшением последователей Христа ( Тертуллиан , св. Киприан, св. Златоуст). И в истории древней христ. Церкви мы встречаем много прекрасных образцов истинно христианского смирения, в особенности же среди монашества. Вот несколько церковно-исторических примеров дивно-прекрасного христианского смирения. I. Один из замечательных церковных учителей, известный своим образованием Климент Александрийский не хотел иметь никакой другой должности, кроме учителя в огласительной школе. II. Св. Ефрем Сирин всегда отказывался от степени пресвитера и епископа и оставался простым, скромным дьяконом. Предсмертное завещание св. Ефрема Сирина свидетельствует о великом его смирении. В предсмертном завещании своем Ефрем выразил то, что наполняло душу его целую жизнь; выразил дух свой сокрушенный. Он писал: «Кто положит меня под алтарем, да не узрит он алтаря Бога моего; неприлично смердящему трупу лежать на месте святом. Кто погребет меня в храме, да не узрит храма света; недостойному бесполезна слава пустая... Возьмите меня на плечи и бегите бегом со мной и бросьте, как человека отверженного... О, если бы кто показал вам дела мои! Вы стали бы плевать на меня. Истинно, если бы мог быть замечен запах грехов моих; вы убежали бы от смрада Ефремова...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? ( 1Кор.12:12–25, 27, 29–30 ). Эти строки писались в ту эпоху, когда церковная иерархия еще не была четко сформирована и терминология еще не устоялась. Однако сам принцип иерархии служений выражен в этом тексте очень четко и последовательно. В церковной иерархии времен Павла можно – пусть и весьма условно – выделить два крыла: иерархическое и харизматическое. Во главе церковных общин стояли сами апостолы. Там, где они не присутствовали лично, они поставляли вместо себя епископов, или пресвитеров. В Деяниях и посланиях Павла термины «епископ» (πσκοπος – букв. «блюститель», «наблюдатель») и «пресвитер» (πρεσβτερος – букв. «старший», «старец») нередко синонимичны. Так, например, в 20-й главе Деяний рассказывается о том, как Павел призвал «пресвитеров церкви (τος πρεσβυτρους τς κκλησας)» ( Деян.20:17 ), которым сказал о том, что Бог поставил их «блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» ( Деян.20:28 ): термином «блюститель» в данном случае переведено слово πσκοπος. В Послании к Титу Павел пишет: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель...» ( Тит.1:5–7 ). Ап. Пётр поставляет во епископа Ермагора. Мозаика базилики Сан-Марко, Венеция. XII в. В рассказе об Апостольском Соборе в Иерусалиме епископы вообще не упомянуты: многократно употребляется лишь выражение «апостолы и пресвитеры» ( Деян.15:2, 4, 6 ). С другой стороны, Павел говорит о «епископах и диаконах» ( Фил.1:1 ), не упоминая о пресвитерах. В Послании Климента Римского к Коринфянам, датируемом концом I века, также нет четкого различения между служениями епископа и пресвитера: «Немалый будет на нас грех , если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства. Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры...» 69 . Здесь термины «епископ» и «пресвитер» употреблены синонимично. В том же послании Климент говорит о поставлении апостолами «епископов и диаконов» 70 , не упоминая о пресвитерах, что, опять же, свидетельствует об идентичности, в его глазах, обоих служений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Для христианина общение с бесами есть неизбежный путь к гибели души. Святой Киприан спутался с демонами и едва спас свою душу путем покаяния и подвигов. Но человек Возрождения, новый эллин, не в праве ли отвергнуть христианскую форму легенды и сделать Киприана ге- —483— роем-мудрецом, человеком вечного стремления, жажды наслаждения и знания? Нельзя ли через жизнь в общении с демонами привести его к Богу? Если природа есть Бог, то демонические силы, которыми полна природа, не противоположны природе божественной. Так мы подошли к теме «Фауста». Первая часть «Фауста» посвящена магии средневековой, вторая – античной. XII. В «Деяниях апостолов» рассказывается о Симоне-волхве, самарийском маге, который пришел к апостолам Петру и Иоанну и «принес им денег: говоря, дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого возложу я руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою; потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (8,18–21). В произведении 2-го века христианской эры, в «Климентинах», опять мы встречаемся с Симоном-магом. В Самарии жил во времена Иоанна Предтечи пророк Досифей. Он имел жену Елену и тридцать учеников и считал себя сыном Божиим, предсказанным в писании Ветхого Завета. Как верно объясняет профессор Ф. Ф. Зелинский, Елена – это эллинизм, вторгшийся в иудейскую ересь. В легенде о Досифее – зерно будущего гностицизма. Жену Досифея Елену похищает его ученик Симон-маг и от нее научается тайнам магии. Герой Климентин – святой Климент, ученик апостола Петра, впоследствии римский папа. У Климента есть отец Фауст и брат Фаустин. Фаустин стал учеником Симона мага и едва не погубил свою душу. Но его спас апостол Петр. Как мы видим, не только сюжет легенды о Фаусте, но и самое имя Фауст восходит к апостольским временам. Сохраненная легендой чета – Симон волхв и Елена – Селена – луна – царица чар – в Средние Века превращается в Фауста и Елену. В Средние Века сохраняется и христианский смысл легенды. Как говорит Зелинский, «эта чета несомненно принадлежит дьяволу ». Но в эпоху Возрождения «уже не считается несомненным, что Фауст при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оба не принимали ни малейшего участия в низложении их отцом Дидия Юлиана и Песценния Нигера. Приурочивать происхождение всей книги к началу 3 века (Гартвиг) препятствует то обстоятельство, что Климент Александрийский , умерший в 217 г., приводит выдержку из пророческой книги Ездры, как Боговдохновенного произведения. Отсюда очевидно, что она явилась задолго до третьего века, когда увлечение эсхатологией уже исчезло, и подобное произведение не могло привлечь к себе внимание читателей. 3Езд.12:35 Таков сон, виденный тобою, и таково значение его. 3Езд.12:36 Ты один был достоин знать эту тайну Всевышнего. 3Езд.12:37 Все это, виденное тобою, напиши в книге и положи в сокровенном месте; 3Езд.12:38 и научи этому мудрых из народа твоего, которых сердца признаешь способными принять и хранить сии тайны. 37–38. Дарованное Ездре откровение не должно делаться достоянием всего народа, так как далеко не все способны понять его. Пророку повелевается увековечить его, предав его письмени, и положить книгу в сокровенном месте. Подобный пример два раза встречается в книге Даниила (VIII:26; XII:4). Характерной чертой всей апокалиптической литературы является известный покров таинственности, которым окутывалась книга. Так как каждый апокалипсис обычно приписывался лицу, жившему несколько веков, а часто даже тысячелетий тому назад, то надо было более или менее правдоподобно объяснить читателю, почему книга так долго была совершенно неведома и только недавно пущена в обращение. Сложилось убеждение, что откровения о последних днях мира назначались лишь для мудрых из народа, которыми сохранялись в глубокой тайне от остальных, или должны были лежать в сокровенном месте до самого последнего времени. 3Езд.12:39 А ты пребудь здесь еще семь дней, чтобы тебе показано было, что Всевышнему угодно будет показать тебе. И отошел от меня. 3Езд.12:40 Когда по истечении семи дней весь народ услышал, что я не возвратился в город, собрались все от малого до большого и, придя ко мне, говорили мне: 3Езд.12:41 чем согрешили мы против тебя? И чем обидели тебя, что ты, оставив нас, сидишь на этом месте? 41 . Подобно тому, как после первого видения к пророку приходит вождь народа Фалтиил (V:16–19), так и теперь весь народ от мала до велика собирается к Ездре и умоляет его вернуться в город. Весь вводный эпизод характеризует высокую роль Ездры для иудеев в плену. Он единственный пророк, и народ предпочел бы сделаться жертвою огня, истребившего Иерусалим, чем потерять его. 3Езд.12:42 Ты один из всего народа остался нам, как гроздь от винограда, как светильник в темном месте и как пристань и корабль, спасенный от бури.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он из послушания вышел из земли своей, и от родства своего, и из дому отца своего, чтобы оставив землю малую, родство малосильное и небольшой дом, наследовать обетованию Божии. Ибо так Бог сказал ему. «удались из земли твоей, и от родства твоего, и из дому отца твоего в землю, которую покажут тебе. И сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословен. И благословлю благословляющих тебя, и проклинающих тебя прокляну, и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт. 12, 1–3 ). И опять по разделении его с Лотом сказал ему Бог: «подыми глаза твои, и взгляни с места, где ты теперь, к северу и югу, и к востоку и морю 20 : ибо всю землю, которую ты видишь, отдам тебе и семени твоему на век. И соделаю семя твое как песок земной: если кто может сосчитать песок земной, то и семя твое сочтется» ( Быт. 13, 14–16 ). И еще сказано: «вывел Бог Авраама и сказал ему: взгляни на небо и сосчитай звезды, если можешь счесть их: так будет семя твое» ( Быт. 15, 5–6 ). И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. За веру и гостеприимство был дан ему в старости сын, но он из послушания принес его в жертву Богу на одной из показанных от Него гор ( Быт. 21, 22 ; см. Евр. 11, 17 ). Глава XI. Продолжение. Лот За гостеприимство и благочестие Лот вышел невредимым из Содома, тогда как вся окрестная страна была наказана огнем и серою: и тем ясно показал Господь, что Он не оставляет уповающих на Него; а уклоняющихся от Него подвергает мучениям и казни ( Быт. 19 ; ср. 2Пет. 2, 6–7 ). Ибо вышедшая с ним жена его, так как была других мыслей и не согласна с ним, поставлена в знамение: она сделалась соляным столбом, и осталась даже до сего дня 21 , чтобы все знали, что двоедушные и сомневающиеся о могуществе Божием служат примером суда и знамением для всех родов. Глава XII. Награда за веру и гостеприимство Раав За веру и гостеприимство была спасена Раав блудница. Когда Иисусом Навином были посланы соглядатаи в Иерихон, и царь земли той узнал, что они пришли осматривать его землю, то послал людей схватить их, чтобы схватив, предать их смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ: ХРАНИТЬ И ЗАЩИЩАТЬ 8 мин., 01.01.2008 Нередко поиск религиозной истины и последующее ее хранение представляются современному человеку чем-то второстепенным и малозначимым. Более важной заботой считается достижение в обществе мира и благополучия. Сами по себе эти цели хороши, но возможно ли их достичь без того, чтобы люди имели ясные представления о мире, в котором они живут? Если из мировоззрения человека исчезает знание о Боге, то рано или поздно искажается и разрушается вся его жизнь, поскольку личность теряет ориентиры для приложения своих сил. В послании к Римлянам святой апостол Павел следующим образом описывает последствия забвения истинного Бога: И как они не заботились иметь Бога в разуме, предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены завести, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы (Рим 1 :28-31). Жизнь в обществе, в котором многие из вышеперечисленных пороков почитаются нормой, не может быть счастливой. Чтобы не терять способность отличать добро от зла, а в случае ошибок — быстро замечать и исправлять их, Богом открыта людям истинная вера. Понимая все это, русские люди со времен крещения Руси старались бережно хранить апостольскую норму веры. На этом поприще проявил себя и Смоленск. Этот город, современник Киева, Новгорода, Пскова, возник на пути «из варяг в греки» и стал одним из главных городов Киевской Руси. Принятие смолянами христианства началось с 990 года, когда князь Владимир и митрополит Михаил провели первое крещение в Смоленске. Распространение новой веры в Смоленской земле, населенной кривичами и вятичами, происходило быстро и без сопротивления со стороны местных жителей. Вскоре Смоленск стал одним из центров христианской духовности и культуры, который привлекал греков-книжников и воспитывал собственных просвещенных мужей. В XII веке на Киевский митрополичий престол был возведен Климент Смолятич, книжный и мудрый человек с широким кругозором, вероятнее всего родом происходивший со Смоленщины.

http://foma.ru/mitropolit-smolenskij-i-k...

Так, Св. Ерм ( Пастырь, кн. III Подобие IX гл. XVI.) «Это запечатление водою, в которую люди входят обреченными смерти, а выходят предназначающимися к жизни. По каковой причине эта печать и была проповедана и поэтому также и они приняли ее, чтобы войти в Царство Божие». Иустин Мученик. См. выше стр. 27. Ириней. Contra Haereses, lib. Ill гл. XVII, I (XIX) Migne. «Когда Он дал ученикам Своим заповедь возрождать людей в Боге, Он сказал им: «Идите и научите все народы, крестя их и т д. " Климент Александрийский . Paedag. I гл. XII «Для меня очевидно, что Он сотворил человека из праха, возродил его водою, возрастил его Духом Своим и научил его Словом Своим». Тертуллиан. De Baptismo, 13. «Когда с этим законом сравнивается такое ограничение: «Если человек не родится от воды и Духа, он не может войти в Царство Божие», оно делает для человека обязательной веру в необходимость крещения». Ориген. Homil XIV in Lucam. tom. III, p. 948, изд. Бенедиктинцев. «И так как Таинством Крещение омывается скверна нашего земного рождение, потому и младенцы также крещаются, ибо «Если человек не родится от воды и Духа, он не может войти в Царствие Божие». Св. Ипполит. Homilia in Theophania § VIII. «Как мы будем проведены»? – спрашивают. «Водою и Духом Святым. Это та самая вода, которою в общении с Духом Святым орошается рай, обогащается земля, питаются растения, порождаются животные и, одним словом, человек родится снова и оживотворяется, в которой крестился Христос», и т. д. Св. Киприан. Epist. LXXII, 1. «Ибо только тогда они вполне освятятся и сделаются сынами Божиими, когда родятся от каждого Таинства, как написано: «Если человек не родится от воды и Духа, он не может войти в Царство Божие». Все это свидетельства, предшествующие Никейскому собору с которого, по мнению баптистов, началось искажение учения Христова. Это свидетельства людей, из которых каждый жил в постоянной опасности, угрожавшей его жизни за исповедание им Христа. Из того, что дошло до нас, из их той же самой третьей главе (23 ст.) видим ясное указание на внешнюю водную стихию: «Иоанн крестил в Еноне, близ Салима, ибо там было много воды».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В февр. 1740 г. К. был временно погребен в базилике св. Петра. 27 июля 1742 г. его останки перенесли в капеллу католич. св. Андреа Корсини при Латеранской базилике; там была сооружена усыпальница из порфира, бронзы и мрамора (скульпторы Дж. Б. Маини и К. Мональди). Ист.: Bullarum Romanum seu novissima et accuratissima collectio. R., 1738-1744. T. 13-14; Bullarum diplomatum et privilegiorum sanctorum Romanorum pontificum. Augustae Taurinorum, 1872. T. 23-24; Окружное Послание «In eminenti»//Покров: Альманах рос. католиков. М., 2001. Вып. 12. С. 11-15. Лит.: Guarnacci M. Vitae et res gestae Pontificum Romanorum et S. R. E. Cardinalium a Clemente X usque ad Clementem XII. R., 1751. T. 2; Fabroni A. De vita et rebus gestis Clementis XII Pont. Max. Commentarius. R., 1760; Henrion M.-R.-A. Histoire générale de l " Église, depuis la prédication des apôtres jusqu " au pontificat de Grégoire XVI. P., 18414. T. 2. P. 176-203; Passerini L. Genealogia e storia della famiglia Corsini. Firenze, 1858; Malagola C. Il Cardinale Alberoni e la repubblica di San Marino. Bologna, 1886; Zanelli A. Il conclave per l " elezione di Clemente XII//Archivio della Società Romana di Storia Patria. R., 1890. Vol. 13. P. 5-99; Artaud de Montor A.-F. Clement XII// Idem. The Lives and Times of the Popes, including the Complete Gallery of the Portraits of the Pontiffs. N. Y., 1911. Vol. 6. P. 246-268; An. Pont. Cath. 1920. P. 69-76; Dedieu J. L " agonie du jansénisme (1715-1790)//RHEF. P., 1928. T. 14. N 63. P. 161-214; Pisano G. Il Palazzo della Consultà e l " attività edilizia di Clemente XII. R., 1950; Mols R. Clément XII//DHGE. T. 12. Col. 1361-1381; Corsini V. I Corsini. R., 1960. (Le Grandi Famiglie Romane; 12); Raybaud L. P. Papauté et pouvoir temporel sous les pontificats de Clément XII et Bénoît XIV, 1730-1758. P., 1963; Moroni A. Il patrimonio dei Corsini fra Granducato e Italia unita politica familiare e investimenti//Boll. storico pisano. Pisa, 1985. T. 54. P. 79-106; Boutier J. Clément XII//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 390-392; Крысов А. Г. Папа Климент XII//Покров. М., 2001. Вып. 12. С. 16-18.

http://pravenc.ru/text/1841403.html

Бенедикт XIV (антипапа), (1425 – 1430 [?]) Евгений IV (Габриэле Кондульмер), 1431.III.3 – 1447.II.23 Феликс V (Амадей, герцог Савойский) (антипапа), (1439.XI.5 – 1449.IV.25) Николай V (Томмазо Парентучелли), 1447.III.6 – 1455.III.24 Каликст III (Алонсо де Борха) (Борджа), 1455.IV.8 – 1458.VIII.6 Пий II (Энеа Сильвио Пикколомини), 1458.VIII.19. 1464.VIII.15 Павел II (Пьетро Барбо), 1464.VIII.30 – 1471.VII.26 Сикст IV (Франческо делла Ровере), 1471.VIII.9 – 1484.VIII.12 Иннокентий VIII (Джамбаттиста Чибо), 1484.VIII.29 – 1492.VII.25 Александр VI (Родриго де Борджа), 1492.VIII.11– 1503.VIII.18 Пий III (Франческо Тодескини-Пикколомини), 150З.IX.22 – 1503.Х.18 Юлий II (Джулиано делла Ровере), 1503.Х.31 – 1513.II.21 Лев Х (Джованни Медичи), 1513.III.11 – 1521.XII.1 Адриан VI (Адриан Флоренс), 1522.I.9 – 1523.IX.14 Климент VII (Джулио Медичи), 1523.XI.19 – 1534.IX.25 Павел III (Алесеандро Фарнезе), 1534.Х.13 – 1549.XI.10 Юлий III (Джованни Мария Чокки дель Монте), 1550.II.7 – 1555.III.23 Марцелл II (Марчелло Червини), 1555.IV.9 – 1555.IV.30, Павел IV (Джанпьетро Караффа), 1555.V.23 – 1559.VIII.18 Пий IV (Джованни Анджело Медичи), 1559.XII.25 – 1565.XII.9 Св. Пий V (Антонио Микеле Гислиери), 1566.I.7 – 1572.V.1 Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи), 1572.V.13 – 1585.IV.10 Сикст V (Феличе Перетти), 1585.IV.24 – 1590.VIII.27 Урбан VII (Джамбаттиста Кастанья), 1590.IX.15 – 1590. IX.27 Григорий XIV (Никколо Сфондрати), 1590.XII.5 – 1591.Х.16 Иннокентий IX (Джованни Антонио Факкинетти), 1591.X.29 – 1591.XII.30 Климент VIII (Ипполито Альдобрандини), 1592.I.30 – 1605.III.5 Лeb XI (Алессандро Медичи), 1605.IV.1 – 1605. IV.27 Павел V (Камилло Боргезе), 1605.V.16 – 1621.I.28 Григорий XV (Алессандро Людовизи), 1621.II.9 – 1623.VII.8 Урбан VIII (Маффео Барберини), 1623.VII.6 – 1644.VII.29 Иннокентий Х (Джамбаттиста Памфили), 1644.IX.15 – 1655.I.7 Александр VII (Фабио Киджи), 1655.IV.7 – 1667.V.22 Климент IX (Джулио Роспильози), 1667.VI.20 – 1669. XII.9 Климент Х (Эмилио Альтьери), 1670.IV.29 – 1676.VII.22

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Бенедикт Х (Джованни, граф Тускулумский) (антипапа), (1058.IV.5–1059.I.24) Николай II (Жерар де Шеврон), 1059.I.24–1061.VII.27 Александр II (Ансельмо да Баджо), 1061.X.I-1073.IV.21 Гонорий II (Пьетро Кадало) (антипапа), (1061.Х.28–1072) Св. Григорий VII (Гильдебранд), 1073.IV.22–1085. V.25 Климент III (Виберто ди Парма) (антипапа), (1080.VI.25, 1084.III. Виктор III (Дезидерий Эпифани), 1086.V.24–1087.IX.16 Урбан II (Эд де Шатийон), 1088.III.12–1099.VII.29 Пасхалий II (Раньеро ди Бьеда), 1099.VIII.13–1118.I.21 Теодор (Джибер) (антипапа), (1100–1102) Альберт (антипапа), (1102) Сильвестр IV (Маджинульфо) (антипапа), (1105.XI.18–1111) Геласий II (Джованни Каэтани), 1118.I.24–1119.I.28 Григорий VIII (Морис Бурден де Брага) (антипапа), (1118.III.8–1121) Каликст II (Ги из Бургундии), 1119.II.2–1124.XII.13 Гонорий IV (Ламберто ди Фьяньяно), 1124.XII.15–1130.II.13 Целестин II (Тибальдо Буккапек) (ahmunana),(124.XIII) Иннокентий II (Грегорио Папарески), 1130.II.14–1143.IX.24 Анаклет II (Пьетро Петри Леонис) (антипапа), (1130.II.24–1138.I.25) Виктор IV (Григорий) (антипапа), (1138.III –1138.V.29) Целестин II (Гвидо из Читта ди Кастелло), 1143.IX.26 – 1144.III.8 Луций II (Джерардо Каччанемичи), 1144.III.12 – 1145.II.15 Евгений III (Бернардо Паганелли), 1145.II.15 – 1154.VII.8 Анастасий IV (Коррадо), 1153.VII.12 – 1154.XII.3 Адриан IV (Николай Брейкепир), 1154.XII.4 – 1159.IX.1 Александр III (Роландо Бандинелли), 1159.IX.7 – 1181.VIII.30 Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа), (1159. IX.7 – 1164.IV.20) Пасхалий III (Гвидо да Крема) (антипапа), (1164. IV.22 – 1168.IX.20) Калликт III (Джованни де Струми) (антипапа), (1168.IX- 1178.VIII.29) Иннокентий III (Ландо) (антипапа), (1179.IX.29 – 1180) Луций III (Убальдо Алючиньоли), 1181.IX.1 – 1185.XI.25 Урбан III (Уберто Кривелли), 1185.XI.25 – 1187.Х.20 Григорий VIII (Альберто де Морра), 1187.Х.21 – 1187.XII.17 Климент III (Паоло Сколари), 1187.XII.19 – 1191.III Целестин IlI (Джачинто Бобоне), 1195.III.30 – 1198.I.8 Иннокентий III (Лотарио, граф Сеньи), 1198.I.8 – 1216.VII.16

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010