Вот несколько строк из него: « Ana_ks upa " rxei basleu:_s. « Anassa – h» despoi " nh » Antron esti» to sph " laton A­ raro " tw_s – prepo " ntw_s... и т. п. Схедография считалась у греков высшим курсом грамматики, завершением ее. «Книжные люди», говорит Голубинский, «и между ними особенно учители грамоты, стремившиеся к возможному совершенству в изучении последней и к приобретению возможно громкой славы, могли заучивать схедографические лексиконы наизусть, могли состязаться в знании их друг с другом и могли хвастать знанием их перед кем бы то ни было». Далее естественно сделать предположение, что таким знанием греческих схедографических лексиконов с 200 – 400-ми стихами на каждую букву греческого алфавита и хвалились окружавшие Климента в Киеве книжники. Это имело бы смысл, как доказательство полного, совершенного знания ими греческого языка, благодаря которому им открыты все источники богословской мудрости. Но почтенный академик не хочет допустить этого и потому делает другое, несравненно более натянутое предположение, будто здесь дело идет все-таки не о греческой схедографии, а о схедографии славянской, составленной по примеру греческой у болгар и потому перенесенной к нам в период до-монгольский. Однако опять загадку составляет вопрос: почему речь идет об «альфе», «вите» и 24-х, а не 38, славянских буквах? Вопроса этого Голубинский разрешить не может. Он пишет «почему Климент говорит об альфе и вите и обо всех 24-х буквах греческой азбуки, а не об аз и буках и не обо всех 38 буквах славянской азбуки, положительно отвечать на вопрос об этом пока не можем». Что спорное место из послания Климента нужно понимать, согласно с мнением Н. К. Никольского , именно как доказательство знакомства русских до-монгольских книжников с греческой школьной мудростью, с греческими школьными направлениями богословской мысли и, следовательно, предполагать еще в половине XII в. присутствие на Руси учителей-греков, это видно и из загадочного факта появления у нас во второй половине XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Именно христианство помогло изменить вековые традиции негативного отношения к людям с отклонениями в развитии. Известно, что в античные времена нормой считался отказ неполноценным людям в гражданском статусе, действовали законы Ликурга, дававшие право на уничтожение неполноценных людей. С распространением христианства, призывавшего общество к милосердию и состраданию, при монастырях стали создаваться приюты и больницы, а позже, к XII веку, во многих странах Европы попечение об инвалидах стало уже не только прерогативой Церкви, но и вошло в сферы интересов государства, была создана система призренческих учреждений для больных и инвалидов. В России эволюция отношения к инвалидам началась с принятием христианства в конце Х века, и ко времени царствования Петра I уже была признана необходимость государственной помощи людям, имеющим отклонения в развитии. На протяжении последующих веков отношение общества к инвалидам становилось более гуманным, постепенно менялось от терпимости и милосердной жалости к осознанию необходимости интегрировать людей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в общество через обучение, включение по возможности в производственный процесс, общественную жизнь, признания за инвалидами права на полноценную жизнь. Благодаря развитию педагогической науки и медицины появились возможности дифференцированного обучения различных категорий инвалидов с учетом специфики их состояния. Сегодня, по оценкам ВОЗ, во всем мире почти 15% населения имеет инвалидность. В России, согласно официальным статистическим данным, проживает около 10 млн. инвалидов, в Украине — около 2,5 млн., в Белоруссии — 519 тыс. инвалидов. Среди них значительное количество детей и взрослых трудоспособного возраста. Безусловно, отношение общества к инвалидам сегодня по сравнению с античностью кардинально изменилось, и в развитых странах значительный процент инвалидов в результате интенсивной поддержки государством и обществом способен интегрироваться и включиться в социальную жизнь. Однако по-прежнему остается немало нерешенных вопросов экономического, социального порядка, а также проблем, связанных с отношением к инвалидам со стороны общества, в том числе и церковного.

http://patriarchia.ru/db/text/1307662.ht...

Необходимо учесть, что некоторые мероприятия Чтений, например, мероприятия XXVIII Международного фестиваля кино- и телепрограмм «Радонеж», также вошедшего в этом году в программу Чтений, пройдут до начала и по завершении официальных дат Чтений. Предварительная краткая программа опубликована , возможны ее обновления. Все уточнения, поступающие от направлений, оперативно вносятся как на сайте, так и в мобильном приложении «ПравОбраз» для участников Чтений. Всего в рамках направлений запланировано более 160 мероприятий. Первый заместитель председателя Совета Федерации А.В. Яцкин рассказал о ходе подготовки к XII Рождественским Парламентским встречам. Были озвучены названия круглых столов, названы ответственные за их проведение, также А.В. Яцкин сообщил о времени начала работы круглых столов и пленарного заседания в Совете Федерации, которое состоится под руководством Святейшего Патриарха Кирилла и председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко. В ходе заседания были обсуждены рабочие вопросы подготовки к проведению Чтений, организации культурной программы, необходимости оповестить участников и спикеров Чтений о мобильном приложении «ПравОбраз». Всю необходимую информацию можно найти на официальном сайте Международных Рождественских образовательных чтений http://mroc.pravobraz.ru , в том числе в разделе «Участникам» . В заседании Оргкомитета приняли участие: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Оргкомитета Чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; епископ Петергофский Силуан, председатель Синодальной комиссии по биоэтике; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви;

http://radonezh.ru/2023/12/15/sostoyalos...

К. продолжил деятельность папы Иннокентия XII по реорганизации рим. ун-та Сапиенца, при котором была создана теологическая академия. В 1706 г. понтифик пожертвовал новые помещения и обширную б-ку Академии церковной знати. Будучи увлеченным библиофилом, К. положил начало богатейшей коллекции древних вост. манускриптов Ватиканской библиотеки , в 1707 г. направив Ильяса Ассемани для покупки рукописей в Египет. Внешняя политика 7 февр. 1701 г. К. признал новым испан. королем герц. Филиппа Анжуйского, внука франц. кор. Людовика XIV; герцог получил испан. корону по завещанию бездетного кор. Карла II Габсбурга. Однако имп. Леопольд I настаивал на передаче испан. престола австр. эрцгерц. Карлу Габсбургу. Это противостояние положило начало войне за «испанское наследство». К. пытался сохранить нейтралитет, желая выступать в роли международного арбитра. В кон. 1700 г. он призвал правителей итал. гос-в никого не поддерживать, чтобы избежать войны на итал. территориях. Предложение папы о мирных переговорах было отвергнуто франц. кор. Людовиком XIV. Он ввел франц. армии в Ломбардию, где весной 1701 г. начались сражения с войсками императора. В апр. папа добился обещания от командовавшего имп. силами принца Евгения Савойского, что на территорию Папского гос-ва войска вводиться не будут. К сент. 1701 г. имп. Леопольд I получил поддержку Англии, Пруссии и Республики Соединенных провинций, опасавшихся усиления Франции. К. безуспешно пытался склонить стороны к миру. В нояб. он, сохраняя нейтралитет, отправил послов к имп. Леопольду I, кор. Людовику XIV и испан. кор. Филиппу V. Так, весной 1701 г. К. отказался принять символическую дань за Неаполитанское королевство, к-рое считалось вассалом Папского престола, предлагавшуюся и Филиппом V, и эрцгерц. Карлом Габсбургом. К. не удалось сохранить мирные отношения с имп. Леопольдом I, который был недоволен действиями папы и сомневался, что в начавшейся войне Папский престол сохранит нейтральную позицию. В апр. 1701 г. папа отказался признать королевский титул за прусским герц.

http://pravenc.ru/text/Климент XI.html

P. 28-35). По мнению исследователя, в Риме не знали, где был похоронен К.; возникло предположение, что он скончался в изгнании, как некоторые Римские епископы в эпоху гонений на христиан ( Понтиан (230-235) был сослан на о-в Сардиния, Корнелий (251-253) - в г. Центумцеллы (ныне Чивитавеккья), Евсевий (309?) - на о-в Сицилия). В V в. г. Херсон был местом ссылки влиятельных церковных иерархов (напр., Александрийского патриарха Тимофея II Элура ), поэтому в Риме возникло мнение, что К. могли сослать именно туда (Ibid. P. 29; Delehaye. 1936. P. 107; Duthilleul. 1958. P. 87-88). Происхождение подробностей, изложенных в Мученичестве, связано с неверной интерпретацией изображений, к-рые могли находиться в рим. «титуле» (церкви) К., построенном в IV в. По мнению Франки де Кавальери, изображение К. с судном или якорем (символом спасения) было истолковано как указание на ссылку К. за море и на орудие его казни; изображение агнца, стоящего над истоком райских рек, было положено в основу сказания о чудесном обретении источника (подобные изображения сохранились на мозаиках апсиды совр. ц. Сан-Клементе, выполненных в XII в.; ср.: Ibid. P. 105-106). Легенда о ссылке и казни К., вымышленная рим. агиографами, получила распространение на Востоке; возможно, святого смешивали со сщмч. Климентом, еп. Анкирским. Вскоре в Херсоне было «обнаружено» место захоронения К. ( Franchi de " Cavalieri. 1915. P. 39-40; Delehaye. 1936. P. 114-115). Франки де Кавальери также отметил, что свидетельства о подводной гробнице К. в Херсоне до IX в. имели фантастический характер, поэтому трудно сказать, существовала ли эта гробница на самом деле ( Franchi de " Cavalieri. 1915. P. 29-30). По мнению Делеэ, ни одна из гипотез, предложенных исследователями, не позволяет объяснить происхождение легенды о ссылке К. в Херсон. Возможно, формирование агиографической легенды, изложенной в Мученичестве К., имело неск. этапов. Первоначально в Риме возникло предание о К., которое было положено в основу 1-й части Мученичества; оно завершалось сообщением о ссылке епископа по указанию имп.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

—265— были приняты против него Голландскими администраторами протестантами в 1735; Гамбургскими, Шведскими и Женевскими в 1738; Цюрихскими в 1740 и Бернскими в 1743. То же самое было в Испании, в Португалии и в Италии вследствие Буллы Климента XII; во Франции, Парижский Парламент отказался зарегистрировать её, как и Буллу Бенуа XIV, так что они не были „легально опубликованы“ у нас в XVIII столетии. Энциклика Providas, Бенуа XIV, относится к 18 маю 1751 г. Она воспроизводит послание Климента XII и вновь осуждает натурализм, тайный характер, клятву и революционные стремления секты. Климент XIII и Пий VI (Булла Inscrutabile divinae Sapientiae, 1775 г.) метали громы и молнии против философизма, затем против революционных разрушений, не говоря прямо про Франкмасонство. Пий VII, в Булле Ecclesiam а Iesu Christo (13 сентября 1821) указывает на тайные общества, как на причину переворота в Европе; он клеймит лицемерие Карбонаров, старающихся выказать наибольшее рвение к Церкви Христовой. – В своей отлучительной бумаге против Наполеона, он уже обвинял секты, бывшие в заговоре против престола Петра, что они были внушительницами его похитителя. Лeb XII, 13 -го марта 1826 г. (булла Quo graviora), воспроизведя три буллы своих предшественников, указывает на разрушительные действия Ф.: М.: в научных центрах, куда оно вводит учителей погибели; он умоляет правителей карать заговорщиков, которые не менее враги их могущества, чем враги Церкви; и он предписывает всем верующим бежать от людей, которые суть „мрак света“ и „свет мрака“. Энцикликой Traditi humilitati nostrae (24 мая 1829 г.) Пий VIII, – занимавший только восемнадцать месяцев Папский престол, – указал на ту же опасность, на которую указывал Лeb XII : „Благодаря учителям, вводимым ими в лицеи и школы, они воспитывают юношество, к которому применимы слова свят. Льва: ложь – их правило, Сатана – их бог, мерзость – их жертвы“. Григорий XVI, – энциклика Mirari vos, 15 августа 1832 г. – —266— в свою очередь снова касается этого предмета, уподобляет тайные общества „клоаке“, в которой свалено и смешано всё, что было святотатственного, низкого и богохульного в ересях и сектах самых злодейских“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Родь человеческий склонен оправдывать свои мерзейшие поступки силой обстоятельств. Это, конечно, происходит под давлением мучительных упреков совести. Страдания всегда вызывают сочувствие и призывают к всепрощению. Но возводить злую волю, дурные побуждения, в принцип, доказывать, что дурное по существу должно породить доброе – преступное заблуждение. Изотерическое учение масонов зиждется на этом заблуждении. Составляемый очерк может ознакомить православных читателей с существом масонства, а также с чертами его сродства с манихейской ересью. Последний из официальных гроссмейстеров ордена Храмовников Яков Бургунд Молэ, в силу своего старшинства в монашеском рыцарстве, не мог быть незнакомым с богословскими науками своего века. Яков Молэ был просвещенный человек, много путешествовавший, знакомый с Востоком уже по обязанности своей службы как охранитель Св. Храма Иерусалимского. В ордене Храмовников всегда почти, со времени основания его, были некоторые особенности. Так, несмотря на всеобщее запрещение устройства вечерей любви, этот обычай поддерживался рыцарями. Орден, основанный в начале XII столетия и набиравший рыцарей из богатейших семейств Запада, по прошествии 200 лет сделался очень богатым и могущественным. Эти богатства возбудили в короле Филиппе Красивом зависть и желание присвоить себе достояние Храмовников; но это было нелегко, потому что орден был не только могуществен, но и уважаем: однако среди рыцарей нашелся предатель – Ускэн де Флорье. Король, чтобы избежать обвинения в насилии, собрал —420— Генеральные Штаты и по соборному приговору Штатов, рыцари и их гроссмейстер были осуждены на сожжение. Гроссмейстера Якова Молэ и его рыцарей до времени казни заключили в Бастилии. II. В то время резиденцией папы был не Рим, а Авиньон. Папа Климент V, отчасти из желания сделать угодное королю Филиппу, потому что помнил неприятности, вынесенные его предшественником Вонифатием VIII в борьбе с этим венценосцем, отчасти находя значение ордена Храмовников чрезмерно усилившимся, а, главным образом, потому, что память о борьбе с манихеями блаженного Августина жила в Римской церкви, признали въ Храмовниках манихейский дух. Блаженный Августин завещали Римской церкви неослабно бороться с ересью, так долго и так умело его увлекавшей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

106 Значение представленных нами соображений ни мало не уменьшается, если даже подлинности 2-го соборного послания Петра не признавать, а смотреть на него не более, как на один из древнейших памятников христианской письменности; потому что и в этом последнем случае время происхождения его нужно полагать не позже второго периода апостольского века (70–100 г.); разница во времени происхождения след. незначительная (см. Versuch zur Herstellung des historisch. Standpuncts für die Kritik der N. Schriften, Thiersch. s. 238–239; 275–276). Но подлинность этого послания стоит выше всякого сомнения (Герике, Введение в новоз. книги свящ. писания, пол. 1-я, стр. 244–249). 107 Не выписываем относящихся сюда многочисленных мест из писаний мужей апостольских; указание их см. в изданиях Гефеле, или Дресселя на русском языке – свящ. П. Преображенского , где в подстрочных примечаниях (a у первых двух в особых, приложенных в конце издания индексах – Index locorum sacrae scripturae) можно видеть тщательное указание на все встречающиеся в писаниях мужей апостольских места из различных апостольских посланий и других книг; см. также Кирхгофера – Quellensammlung zur Gesch. d. Neutest. Canons. Возражения отрицательных критиков против этих мест и делаемых на основании их заключений повторяются те же, как и против мест, заимствованных из евангелий; но они в настоящем случае еще менее состоятельны, потому что устное предание, к которому обыкновенно обращаются для объяснения евангельских мест, в приложении к местам, заимствованным из апост. посланий, оказывается по большей части совершенно неудобным средством объяснения. 108 Напр. св. Климент Александрийский упоминает ο послании ап. Павла к Коринфянам (Epist. ad. Corinth., с. 47. – Hefele, p. 118); св. Игнатий ο послании к Ефесеям (Epist. ad. Ephes. с. XII, Hefele, p. 162); Поликарп – о послании к Филипийцам и некоторых других, может быть как полагают, ο посланиях к Фессалоникийцам, находившимся в одной с Филиппами провинции – Македонии (Epist. ad Philip., c. III: «ς (sc. Παλος) κα πν μν γραψεν πιστολς». Hefele, p. 260).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

35 Как отмечает Г. Шолем, «Каббала» в качестве самостоятельного мистического течения в иудаизме складывается в Провансе в XII в., а оттуда оно распространяется и по Испании, где достигает своего расцвета в XIII в. Определенное влияние на него оказала средневековая дуалистическая ересь (гностического типа) катаров, традиция неоплатонизма и некоторые другие религиозно-философские течения античности и средневековья. Но в основе своей «Каббала» восходит к тайному учению талмудистов, сформировавшемуся примерно ок. III в. в Палестине («Меркаба», «Хеккалоф») и представляющему собой своеобразное явление «гносиса», произросшее на почве иудаизма. См.: G. G. Scholem, Ursprung und Anfänge der Kabbala. Berlin 1962, S. 9–20, 175–323; Idem. Jewish Gnosticism, Merkabah Mystycism and Talmudic Tradition. N. Y. 1965, p. 1–8, 20–30. Этот же ученый отмечает наличие в «Меркаба-мистике» сильной апокалиптической тенденции. См.: G. G. Scholem, Die jüdische Mystik in ihren Hauptströmungen. Zürich 1957, S. 78. (A. C.). 36 Здесь необходимо внести некоторое уточнение в рассуждение В. В. Болотова . Сам по себе метод толкования Священного Писания имеет, так сказать, чисто «инструментальную функцию», т. е. служит «орудием». А как известно, одно и то же орудие можно использовать для совершенно разных целей, например, топором можно колоть дрова, а можно и головы рубить. Поэтому из того факта, что и гностики и александрийские христианские писатели использовали один и тот же метод, еще нельзя делать вывод об их близости и сходстве, ибо все дело в том, как и для чего они его использовали. Далее, в отличие от гностиков александрийские богословы (Климент и Ориген ) употребляли не только аллегорический метод (точнее, метод духовного или «аналогического» толкования), но и неразрывно связанный с ним метод «преобразовательного» («типологического») толкования Священного Писания. Последний, будучи специфично христианским, и определил их подход к Писанию. См.: J. Danielou, Message evangelique et culture hellenistique aux II е et III е stecles. Paris – Tournai 1961, p. 217–233, 249–264. (A. C.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Бурбонов, королем Неаполя и Сицилии стал испан. инфант Карл (впосл. испан. кор. Карл III), что привело к очередному конфликту между Папским престолом и испан. Бурбонами. Папа Римский Климент XII отказался признать коронацию инфанта Карла без совершения инвеституры (Неаполитанское королевство считалось вассалом Папского престола). В марте 1736 г. в Рим были введены испан. войска, и под военным давлением папа был вынужден пойти на уступки. В мае 1738 г. он совершил инвеституру неаполитанского кор. Карла, признав т. о. законной его власть в Неаполитанском королевстве. Урегулированию отношений между Папским престолом и итал. государствами способствовала внешняя политика папы Римского Бенедикта XIV (1740-1758), носившая компромиссный характер: папа заключил конкордаты с Сардинским и Неаполитанским королевствами (1741), герцогством Миланским (1745). В ходе войны за «австрийское наследство» (1740-1748), завершившей территориальные переделы в И. в XVIII в., Папский престол придерживался нейтралитета, что позволило сохранить Папскую область в прежних границах, хотя часть легатств была оккупирована австрийскими войсками. В 1751 г. по настоянию австрийской имп. Марии Терезии папа Бенедикт XIV упразднил Аквилейский патриархат, разделив его территорию на 2 архиеп-ства (Гориция на территории Свящ. Римской империи и Удине на территории Венецианской республики). С сер. XVIII в. в итал. гос-вах распространяются идеи Просвещения , к-рые у итал. мыслителей (Ч. Беккариа, П. Верри, Д. Караччоли и др.) были соединены с традициями Ренессанса и гуманизма, в т. ч. с критическим отношением к Папскому престолу и католической Церкви. Реформы просвещенного абсолютизма, проведенные в нек-рых итал. гос-вах, как и в др. европ. странах, сопровождались подчинением институтов католич. Церкви светской власти. «Просвещенные» монархи, как правило, устанавливали т. н. placet regium и exequatur, т. е. право назначения епископов визирования документов Папского престола, не вступавших в силу на территории их владений без королевского разрешения, упраздняли инквизицию и церковную цензуру, ликвидировали юридическую независимость клириков, проводили секуляризацию мон-рей и монастырского имущества.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010