Содержание Предисловие Глава 1. Детство и ранняя молодость (1782–1811 гг.) Глава 2. Пребывание в Рославльских лесах (1811–1821 гг.) Молитва о пользе братии Глава 3. Пребывание в скиту при Оптиной пустыни (1821–1826 гг.) Глава 4. Настоятельство (1826–1862 гг.) Приложения I. Письмо Монахини Досифеи к Тимофею и Ионе Путиловым II. Из писем Архимандрита Александра Арзамасского, бывшего в Москве, в Новоспасском монастыре наместником, к братиям Тимофею и Ионе Путиловым Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4 III. Три свидетельства, выданные Тимофею Путилову IV. Собственноручная записка О. Игумена Монсея V. Письма его к брату Александру Ивановичу и (впоследствии) О. Антонию и прочим Письмо 1 VI. Письмо к Е.Д. Таптыкиной VII. Письмо к О. Игумену Антонию VIII. Духовное завещание О. Архимандрита Моисея IX. Письмо игумена Антония к Архимандриту Геннадию X. Письмо О. Игумена Антония Бочкова XI. Надгробное Слово, произнесенное при погребении О. Архимандрита Моисея Ректором Калужской Семинарии Архимандритом Герасимом XII. О пустынножительстве в Рославльских лесах     Предисловие Девятнадцать лет прошло с тех пор, как скончался О. Архимандрит Моисей , преобразователь, и можно сказать основатель Оптиной Пустыни, в ее духовном значении; муж, редкий по своим высоким качествам и добродетелям. Краткий некролог его, был напечатан в Калужских Епархиальных Ведомостях в 1862 году, 1 но полного, по возможности, жизнеописания его до сих пор не существовало. Посторонний наблюдатель может упрекнуть за это братство Оптиной Пустыни, в среде которого были и есть люди с хорошим образованием. Почему не занялись они этим делом ранее? Зачем медлили? – Нельзя сказать, чтобы не занимались. Несколько человек из братий давно уже собирали понемногу материалы для жизнеописания О. Архимандрита Моисея , но дело это все не приходило к желаемой полноте, а потому и к концу. Последним из таких собирателей был иеромонах Климент Зедергольм , три года тому назад скончавшийся. Все собранное им и другими монахами вошло в состав настоящего жизнеописания, с большими, однако, дополнениями и исправлением неточностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Определены финалисты VIII сезона конкурса «Лето Господне» 14 февраля 2022 г. 18:19 9 февраля 2022 года состоялось первое заседание конкурсной комиссии VIII сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне» , которое возглавил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . О тветственным секретарем собрания, протоколирующим решения жюри по всем возрастным категориям, выступил заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Макарий ( Комогоров). Члены комиссии подвели итоги заочного этапа конкурса и определили состав участников финала, который пройдет в Москве в два этапа — в конце марта в дни весенних каникул (для старшей возрастной группы) и в конце апреля, накануне майских праздников (для средней и младшей возрастных групп). Прием работ заочного этапа завершился 15 декабря 2021 года. Наиболее активное участие приняли конкурсанты из центральных областей России, работы присылались также с Урала, из Сибири и других регионов страны; из-за рубежа поступили работы школьников Белоруссии, Эстонии, Казахстана. Всего на заочный этап поступило более восьмисот работ, которые в январе 2022 года оценивали педагоги, входящие в экспертный совет. Баллы, набранные участниками, стали основанием для формирования списка из ста двадцати лучших работ по всем возрастным категориям (по 40 в каждой). Конкурсная комиссия выбрала финалистов в каждой возрастной группе для приглашения их авторов к участию в очном этапе конкурса. В 2021 году основными темами конкурса, помимо неизменной из года в год темы «Священное Евангелие как основание русской литературы», стали: На заседании конкурсной комиссии возрастную группу 6-7 классов оценивали: Ю.Н. Столяров, доктор педагогических наук, профессор, член ученых советов Российской государственной библиотеки и Государственной публичной научно-технической библиотеки России; Е.Н. Ратникова, поэт, прозаик, критик и краевед; С.С. Арутюнов, поэт, публицист, преподаватель Литературного института им. А.М. Горького, главный редактор конкурса; протоиерей Геннадий Рязанцев-Седогин, поэт, художник, настоятель храма Архистратига Михаила в г. Липецке.

http://patriarchia.ru/db/text/5900550.ht...

Общее собрание членов Издательского Совета Русской Православной Церкви состоялось 18 ноября 19.11.2021 14:58:24 МОСКВА 18 ноября в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось общее собрание членов Издательского Совета. Встреча прошла в смешанном очно-дистанционном формате. Во вступительном слове председатель Издательского Совета рассказал о работе за прошедший период по разным направлениям деятельности, привел статистические данные. В частности, владыка Климент сообщил, что со времени предыдущего заседания на рецензирование поступило 531 издание, было проведено 10 заседаний коллегии по рецензированию и экспертной оценке, 20 заседаний мекретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского Совета по вопросам упрощенного рецензирования. Всего рассмотрено 524 издания, из которых 48% по упрощенной схеме. Глава Издательского Совета сделал акцент на номинации «Рукопись» конкурса «Новая библиотека», подчеркнув, что тематика пятого конкурсного сезона определена: «Подвиги и пути миссионеров». Митрополит Климент отметил, что, согласно положению конкурса, в рукописи должны быть освещены духовный путь, труды православного миссионера, совершающего подвиг проповеди Евангелия в дальних краях, например, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Северной Америке, в Японии и т.д. Рукопись может повествовать об истории миссионеров Православной Церкви разных времен: Византии, Древней Руси, Российской империи, а также наших дней; основная сюжетная линия должна быть построена на реальных исторических фактах. Митрополит Климент напомнил, что идет уже VIII сезон Международного детско-юношеского литературного конкурса имени И.С. Шмелева «Лето Господне». В этом году особенно значимыми являются темы, посвященные благоверному князю Александру Невскому и Федору Михайловичу Достоевскому, а также творчеству Константина Георгиевича Паустовского и Валентина Григорьевича Распутина, юбилейные даты которых будут отмечаться в 2022 году.

http://radonezh.ru/2021/11/19/obshchee-s...

Состоялась церемония вручения наград победителям VIII сезона конкурса «Лето Господне» Москва, 4 мая 2022 г.      3 мая 2022 года в Белом зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась торжественная церемония вручения наград победителям очного этапа Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Победители были избраны среди финалистов средней (8-9-е классы) и младшей (6-7-е классы) возрастных групп, сообщает Патриархия.ru . Церемонию возглавил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Архиерей поздравил всех с Пасхой и подвел итоги конкурса: «Если бы меня спросили, чего пока не хватает в ваших работах, — а я читал все ваши работы, — то я бы ответил, что психологизма, или, если проще, внутренней борьбы героя с самим собой. Вы сами бывали в ситуациях борьбы неоднократно. Увидев на столе до обеда вазу с фруктами или конфетами или помня какой-нибудь родительский запрет, но желая и одновременно не желая его нарушить. Эта борьба вырастает во взрослом человеке, и тогда называется уже не борьбой с малыми, еще детскими искушениями, а уже со страстями, и человек обязан понять, куда его зовут страсти, и как и чем он поплатится за следование им. Читайте Евангелие — и поймете». Финалистов также приветствовал поэт, прозаик, публицист, генеральный директор Союза писателей России Василий Дворцов: «Когда я думаю о конкурсе " Лето Господне " , о целом годе трудов, когда работаете и вы, и ваши учителя, и организаторы конкурса, то ощущаю, что любви в мире прибавилось. И если каждый из нас будет умножать ее, то зло будет просто вынуждено уйти на самые задворки мира и затаиться там». Поэт, педагог, директор Международного форума славянских искусств «Золотой Витязь» Александр Орлов вспомнил слова лауреата Патриаршей литературной премии Владимира Кострова о поэте Рубцове: «Были в русской поэзии поэты искуснее, но такой души, как у Коли, у них не было…» Пожелав лауреатам и финалистам развить в себе душу сколь светлую, столь и глубокую, поэт прочел свое стихотворение с посвящением Николаю Рубцову.

http://pravoslavie.ru/145972.html

Arhiva La Rostov-pe-Don a fost inaugurat expoziia-forum de carte ortodox „Bucuria Cuvântului” 12 ianuarie 2018 13:42 11 января 2018 года в конгрессно-выставочном центре «ДонЭкпоцентр» в Ростове-на-Дону состоялось открытие VIII Рождественской выставки-ярмарки «Дон Православный». Церемонию открытия предварила Божественная литургия в Троицком храме Иверского женского монастыря Ростова-на-Дону. Богослужение возглавил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . Его Высокопреосвященству сослужили глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , епископ Шахтинский и Миллеровский Симон , духовенство Донской и Калужской митрополий. В торжественном открытии выставки приняли участие митрополит Калужский Климент, митрополит Ростовский Меркурий, епископ Шахтинский Симон, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов, заместитель губернатора Ростовской области Сергей Бондарев, министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина, заместитель главы Администрации города Ростова-на-Дону по социальным вопросам Елена Кожухова, директор конгрессно-выставочного центра «ДонЭкпоцентр», депутат Законодательного Собрания Ростовской области Сергей Шамшура, а также писатель, лауреат Патриаршей литературной премии протоиерей Николай Агафонов. В рамках выставки-ярмарки «Дон Православный» действует православная книжная выставка-форум «Радость Слова», организованная Издательским Советом Русской Православной Церкви и Донской митрополией при участии Ассоциации книжных издательств и торговых организаций «Православная книга». Для почетных гостей была организована экскурсия по интерактивной экспозиции «150-летие Донской духовной семинарии», которую провел ректор семинарии протоиерей Тимофей Фетисов. Организаторов и гостей форума от имени полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Владимира Устинова приветствовал Анатолий Сафронов. От имени губернатора Ростовской области Василия Голубева митрополита Меркурия и организаторов с открытием масштабной выставки «Дон Православный» поздравил Сергей Бондарев.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5099426...

В Ростове-на-Дону открылась православная книжная выставка-форум «Радость Слова» 12 января 2018 г. 13:42 11 января 2018 года в конгрессно-выставочном центре «ДонЭкпоцентр» в Ростове-на-Дону состоялось открытие VIII Рождественской выставки-ярмарки «Дон Православный». Церемонию открытия предварила Божественная литургия в Троицком храме Иверского женского монастыря Ростова-на-Дону. Богослужение возглавил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . Его Высокопреосвященству сослужили глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , епископ Шахтинский и Миллеровский Симон , духовенство Донской и Калужской митрополий. В торжественном открытии выставки приняли участие митрополит Калужский Климент, митрополит Ростовский Меркурий, епископ Шахтинский Симон, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов, заместитель губернатора Ростовской области Сергей Бондарев, министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина, заместитель главы Администрации города Ростова-на-Дону по социальным вопросам Елена Кожухова, директор конгрессно-выставочного центра «ДонЭкпоцентр», депутат Законодательного Собрания Ростовской области Сергей Шамшура, а также писатель, лауреат Патриаршей литературной премии протоиерей Николай Агафонов. В рамках выставки-ярмарки «Дон Православный» действует православная книжная выставка-форум «Радость Слова», организованная Издательским Советом Русской Православной Церкви и Донской митрополией при участии Ассоциации книжных издательств и торговых организаций «Православная книга». Для почетных гостей была организована экскурсия по интерактивной экспозиции «150-летие Донской духовной семинарии», которую провел ректор семинарии протоиерей Тимофей Фетисов. Организаторов и гостей форума от имени полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Владимира Устинова приветствовал Анатолий Сафронов. От имени губернатора Ростовской области Василия Голубева митрополита Меркурия и организаторов с открытием масштабной выставки «Дон Православный» поздравил Сергей Бондарев.

http://patriarchia.ru/db/text/5099288.ht...

Севастополь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 44.556972; 33.526402 Россия, Севастополь Севастополь Россия Владимирский собор (Херсонес Таврический) Севастополь — город на юго-западе Крымского полуострова , на побережье Чёрного моря. Незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр, «Город-Герой». В Севастополе расположена главная военно-морская база Черноморского флота Российской Федерации. Является городом федерального значения. Содержание Православие в Севастополе [ править править код ] По преданию, в Крыму проповедовали святые апостол Андрей Первозванный и равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. В Суроже принял крещение равноапостольный великий князь Владимир. После утверждения в Крыму самостоятельных кафедр к началу IV века, православные иерархи пребывают на полуострове почти без перерывов. Уже в 96 году в Крым, находившийся под властью Римской империи, был сослан на каторгу святитель Климент Римский, и, по преданию, нашел здесь более 2000 христиан. Ко времени его мученической кончины в 104 году в разных местах полуострова насчитывалось 75 христианских общин, имевших для молитвы храмы высеченные в горах и сохранившиеся до наших дней. Древнейшим можно считать Инкерманский, куда был сослан святой Климент. Ко времени I Вселенского собора в 325 году существовали Босфорская и Херсонесская (Корсунская) епархии; в том же веке была учреждена Фулльская епархия; в VIII веке возникла Готфийская (Готская) кафедра; а в 715 году появилась также Сугдейская (Сурожская) епархия. Таким образом, в эпоху расцвета Византии на полуострове располагались пять епархий с центрами в древних греческих колониях на южном побережье и в Готии — земле переселившихся сюда православных готов. Северная часть Крыма ещё в XIII веке была занята татарами. Около 1380 года южным побережьем Крыма и Готией завладели генуэзцы. К XII веку здесь существовало четыре епархии: Судгейско-Фульская, Херсонская, Готская и Боспорская, в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

http://azbyka.ru/palomnik/Севастополь

Симферополь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 44.948237; 34.100327 Россия, Республика Крым, Симферополь Симферополь, Республика Крым Россия История [ править править код ] По преданию, в Крыму проповедовали святые апостол Андрей Первозванный и равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. В Суроже принял крещение равноапостольный великий князь Владимир. После утверждения в Крыму самостоятельных кафедр к началу IV века, православные иерархи пребывают на полуострове почти без перерывов. Уже в 96 году в Крым, находившийся под властью Римской империи, был сослан на каторгу святитель Климент Римский, и, по преданию, нашел здесь более 2000 христиан. Ко времени его мученической кончины в 104 году в разных местах полуострова насчитывалось 75 христианских общин, имевших для молитвы храмы высеченные в горах и сохранившиеся до наших дней. Древнейшим можно считать Инкерманский, куда был сослан святой Климент. Ко времени I Вселенского собора в 325 году существовали Босфорская и Херсонесская (Корсунская) епархии; в том же веке была учреждена Фулльская епархия; в VIII веке возникла Готфийская (Готская) кафедра; а в 715 году появилась также Сугдейская (Сурожская) епархия. Таким образом, в эпоху расцвета Византии на полуострове располагались пять епархий с центрами в древних греческих колониях на южном побережье и в Готии — земле переселившихся сюда православных готов. Развалины древнего Херсонеса Северная часть Крыма ещё в XIII веке была занята татарами. Около 1380 года южным побережьем Крыма и Готией завладели генуэзцы. К XII веку здесь существовало четыре епархии: Судгейско-Фульская, Херсонская, Готская и Боспорская, в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В середине XV века к Готфийской епархии была присоединена Херсонская, а в 1485 году — Сурожская. В XV веке турки с помощью татар захватили южный Крым, и полуостров вошёл в состав Крымского ханства в вассальной зависимости от Османской империи. Готфийские иерархи управляли угнетенной паствой Крыма вплоть до исхода православных в 1778 году, во главе со святителем Игнатием Готфийским, в пределы Российской империи.

http://azbyka.ru/palomnik/Симферополь

     5 сентября, когда Православная Церковь отмечает память святителя Каллиника, патриарха Константинопольского, день Ангела празднует владыка Каллиник, епископ Бахчисарайский, благочинный по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии. Сердечно поздравляя Его Преосвященство, «Монастырский вестник» начинает беседой с владыкой публикацию цикла материалов об обителях Крыма, где минувшим летом побывали журналисты портала. Христианская история Тавриды уходит своими корнями в первые века новой эры. Здесь подвизался отправленный в ссылку ученик апостола Петра папа Римский Климент. Сюда в VIII веке, спасаясь от иконоборческой ереси, переселялись из центра Византийской империи в ее отдаленные тогда провинции благочестивые монахи, чтобы основать монастыри, возродившиеся уже в новейшей истории Русской Православной Церкви. Здесь, в Херсонесе, принял христианскую веру крестивший Русь святой равноапостольный князь Владимир… Осенние месяцы – прекрасное время для паломничества. Мы надеемся, что рассказы о том, как сегодня живут насельники современных российских монастырей Украинской Православной Церкви вдохновят наших читателей побывать у древних святынь и помолиться о единстве Церкви Христовой. Владыка, Вы являетесь благочинным монастырей Крыма, поэтому я хотел бы начать наш разговор с вопроса, связанного с историей монашества на этой благодатной земле. Известно, что история эта древняя, она насчитывает сотни лет. Влияет ли как-то этот факт на жизнь и деятельность современных обителей? Укрепляет ли, поддерживает ли осознание себя наследниками древней культуры, или, наоборот, помогает увидеть собственное недостоинство по сравнению с высокими образцами прошлого? Недостоинство свое мы осознаем. Предыдущие поколения лучше нынешних, хотя бы потому, что имели опыт и традиции. Возрождение современного монашества в Крыму началось с 1992 года, с приходом правящего митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, именно при нем открылись первые обители. К этому времени в Крыму не оставалось ни одного действующего монастыря. Сейчас их шестнадцать. В основном это малые монастыри, горные. Сохранилась дореволюционная переписка епархиальных преосвященных, свидетельствовавших, что не могут найти людей, подвижников, которые хотели бы жить в горах.

http://pravoslavie.ru/133802.html

Из истории Православия в Крыму 8 (21 по новому стилю) апреля 1783 года российская императрица Екатерина II подписала «Манифест о принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Древняя православная земля, более трех веков находившаяся под властью иноверных, вновь становилась частью христианского государства. Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь Православие просияло на древней Крымской земле еще в I веке по Р.Х.: здесь проповедовал один из 12 учеников Христовых – апостол Андрей Первозванный, затем сеял слово Божие святой Климент, папа Римский, ученик апостола Петра. В период рассвета Византии на территории Крыма было пять православных епархий: Боспорская, Херсонесская, Сугдейская, Готская и Фульская. Известны некоторые святители этих древних кафедр Православной церкви. Епископ Готфский Иоанн († 790; память 19 мая/1 июня и 26 июня/9 июля) был духовником императрицы Ирины, в царствование императоров Льва и Константина Копронима много претерпел от иконоборцев и на таврической земле, защищая права готского города Дорос (современный Мангуп), восставшего против хазар, за что святитель был посажен в темницу в Фулле, но вскоре освобожден за исцеление дочери властителя. Умер святитель Иоанн Готфский в Тавриде в предсказанный им самим день. Архиепископ Сурожский Стефан (VIII в., память 15/28 декабря) был родом из Каппадокии. За свою ученость и благочестие был приближен к патриарху, но предпочел уединение в монастыре. Позже, возведенный в епископский сан, он был назначен на Сурожскую кафедру. За пять лет своего служения обратил всех язычников в Православие. «Веселие и похвала земли Сурожской», – пишет о нем летописец. За смелое обличение иконоборческого императора Льва Исавра святитель Стефан претерпел гонение и заточение. Только после прихода к власти императора Константина Копронима был освобожден из заточения по просьбе благочестивой супруги императора. Святитель Стефан обладал даром чудотворения: некто, по имени Ефрем, был рожден слепым, но, припав к стопам почившего владыки, тотчас прозрел.

http://pravoslavie.ru/5716.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010