В послании к евреям Апостол Павел отступил от обыкновенной формы своих посланий и не поставил своего имени в начале потому, чтобы евреи, на ненависти к имени, не отвратились от небесного учения. «Блаженный Павел ставит свое имя перед каждым своим посланием» говорит св. Златоуст «Если же в послании к евреям сего не делает, то по своему благоразумию. Евреи его ненавидели и в начале послания услышав его имя, не стали бы слушать далее; посему утаив имя, уловлял тем их внимание». 212 Того же мнения о таком опущении имени Климент Александрийский 213 и блаженный Иероним (in Catal). От сего умолчания имени, по причине различия в слоге между некоторыми явилось и несколько времени держалось сомнение о подлинности сего послания. «По причине различия в слоге и в образе речи думают (creditur), говорит блаженный Иероним, что послание, известное под именем к евреям, не принадлежит Павлу, но или Варнаве, по мнению Тертуллиана , или Луке Евангелисту, по мнению некоторых, или Клименту, впоследствии епископу римской Церкви, который, говорят, изложил и украсил в своей речи учение (sententias) Павла. Вернее полагать, что это послание писал сам Павел и в начале умолчал о своем имени потому, что евреи ненавидели его. 214 Впрочем, таковое сомнение и началось и держалось почти исключительно в Церкви римской по случаю появления ереси монтанистов и новациям, которые сим посланием думали оправдать свое учение о невозможности обращения падших ( Евр. 6:4–9 ). Доподлинно известно, Кай, пресвитер римский, в конце второго или начала третьего века, первый выразил сомнение о подлинности послания к евреям, весьма вероятно, для ослабления силы доказательства монтанистов и их сообщников. 215 Общее же мнение древней Церкви признавало сие послание истинным и подлинным произведением Апостола Павла; ибо Евсевий 216 решительно говорит, что общеизвестны четырнадцать Павловых посланий (του δε Παυλου προδηλοι και σαφεις αι δεκατεσσαρες); и блаженный Иероним свидетельствует, что послание к евреям считается Павловым посланием не только в современных ему восточных церквах, но во всех церквах и у всех вообще греческих писателей. 217 По сей причине на соборах карфагенском и лаодикийском, у св. Афанасия Великого и во всей вообще православной Церкви сие послание считается неотъемлемой частью новозаветного канона. Это мнение православной Церкви оправдывается:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

В прямом эфире протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма священномученика Климента Папы Римского в Замоскворечье. 11.02.2014 11:42:19 Кульков Сергей Андреевич Добрый вечер, дорогие слушатели радио «Радонеж». Сегодня в прямом эфире протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма священномученика Климента Папы Римского в Замоскворечье. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Я вас сердечно приветствую. Приветствую вас в эти последние дни предрождественского поста. С этого дня начинается более строгий пост. Это рубежный день, и в западных областях русской земли вообще уже раздают людям подарки. Это особый праздник. Я хочу сказать, что в древней Руси святитель Николай и священномученик Климент Папа римский как раз были самыми чтимыми святыми. К ним еще можно добавить святую Параскеву Пятницу, покровительницу всего женского рода. Поскольку она была мученицей, святой и очень чтимой во всех славянских храмах. Но вот память священномученика Климента, которая была недавно в воскресный день 8 декабря, по старому стилю- 25 ноября, собрала в наш храм в Замоскворечье огромное количество народу. Мы, конечно, не могли подсчитать точно, но я думаю, что около полутора тысяч человек пришли в храме на праздничную литургию. Я не говорю уже о всенощной и о дальнейшем дне памяти святого Климента Папы римского. Это все было удивительно торжественно и радостно. Потому что храм, которому мы посвятили много времени и сил, любви, трудов, наконец, предстает во всем своем великолепии. Конечно, можно сказать, что еще много следует сделать, очень много. Но самое сложное, самое тяжелое, самое неподъемное удалось преодолеть. И этот праздник, в который по благословению Святейшего Патриарха совершалась архиерейская служба, первая архиерейская служба в главном алтаре. Совершил ее первый викарий Святейшего Патриарха Кирилла архиепископ Арсений, глава центрального и южного викариатств города Москвы. Наш молитвенник, наш покровитель. Человек, которому мы духовно доверяем, и поэтому было радостно, что эта служба была не только нам экзаменом и проверкой со стороны строгого начальства, но и большой радостью духовного общения и подлинной благодати, которую ничем не возможно ни заменить, ни купить, ни каким-то образом стяжать, если Господь ее не даст.

http://radonezh.ru/text/v-pryamom-efire-...

Вильям Симпсон. Карантинное кладбище и церковь Всех Святых. Вид с французской батареи. Лист из альбома «Театр военных действий на Востоке». Лондон. 1856. Литография. Национальный музей героической обороны Севастополя (Панорама), Севастополь 15 июня 2011 г. " Образы православного Севастополя " : уникальная выставка ко Дню города-героя В Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря открылась выставка «Образы православного Севастополя». Всего представлено более 70-ти реликвий из Национального музея героической обороны Севастополя (Панорама), Военно-исторического музея Черноморского флота РФ, Государственного научно- исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, Крымского республиканского центрального музея Тавриды, Национального заповедника «Херсонес Таврический», Севастопольского художественного музея, галереи современного искусства «Зеленая пирамида», частных коллекций. Никогда ранее экспозиция, посвященная православной тематике, не формировалась в севастопольских музеях. Однако именно в 2011 году давно ожидаемое событие свершилось. Концепция выставки сформировалась под влиянием поистине вселенских событий, происходивших на Херсонесе и в его окрестностях. Здесь 1910 лет назад принял мученическую кончину ученик святого апостола Петра, первый святой, в земле Российской просиявший, Климент, папа Римский. На Ангельском островке в Казачьей бухте в 861 году обрел его мощи равноапостольный учитель Словенский Кирилл. Наконец, 150 лет минуло с того дня, когда император Александр II собственноручно заложил Свято-Владимирский собор на месте крещения Великого князя Руси Владимира Святославовича. Выставка «Образы православного Севастополя» относится к числу проектов концептуально сложных, требующих больших организаторских усилий. Она подразумевает освещение православной жизни города в той мере, в какой это позволяют сделать дошедшие до нас артефакты из музеев Крыма и частных коллекций. Экспозиция посредством иконографических, художественных и лапидарных экспонатов наглядно отображает сакральное бытие на легендарной Гераклейской земле, начиная с ее раннехристианского периода.

http://e-vestnik.ru/reports/obrazy_pravo...

Во-первых, кроме прп. Нестора о посещении пределов нашего Отечества ап. Андреем упоминается у свт. Епифания Кипрского и церковного историка Евсевия Кесарийского (пятый век). Важным свидетельством являются археологические находки. Так, в районе с. Грузино Псковской области нашли остатки т.н. Андреевских крестов. Случайно ли у нас на Руси в первые же годы после крещения нередко строили храмы в честь св. ап. Андрея и князья называли своих детей Андреями? Все это не случайно, все это свидетельствует о реальности апостольской проповеди на Руси. Если говорить о «большой России» в объеме Российской Империи или СССР , то кроме ап. Андрея у нас проповедовали еще апостолы Варфоломей, Матфей, Фаддей и Симон Канонит. На Кавказе в ссылке был свт. Иоанн Златоуст, о котором блаженный Феодорит писал, что он «алтари воздвигал на Кавказе» и что под влиянием его проповеди те воинственные народы, жившие на Кавказе, «кто не слазил с коней, стали преклонять колена, кого не трогали слезы, стали проливать слезы раскаяния». Сосланный в конце первого века в Крым священномученик Климент Римский нашел здесь 2000 христиан. Здесь в Крыму за несколько веков до крещения были даже целые епархии - Херсонесская и Сурожская. К сожалению, нашествия варваров зачастую сметали эти островки христианства. В Крыму проповедовали святые братья Кирилл и Мефодий. Существование христианских общин подтверждает находка в 1940 году в Херсонесе (Севастополе) глиняного штампа для просфор, относящегося к этому времени. В 1950 году здесь же были обнаружены развалины подземного храма первого-третьего веков. В 60-е годы девятого века киевские князя Аскольд и Дир ходили походом на Константинополь. Жители города во главе с Патриархом Фотием и императором Михаилом совершили Крестный ход на берег Босфора. Когда в воды была погружена риза Богородицы случилась буря, заставившая осаждавших отступить. Аскольд и Дир крестились. Они пригласили в Киев епископа, который проповедовал здесь о чудесах Ветхого и Нового Заветов. Чудо с Евангелием, не сгоревшем в огне, произвело большое впечатление на киевлян. На могиле князя Аскольда была построена церковь в честь свт. Николы Чудотворца (по-видимому, в крещении князь был наречен в честь этого святителя). К сожалению, в настоящее время этим храмом владеют униаты.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/...

Вопрос о епископате и епископе как носителе управления, учительства и священнодействия в Церкви является одним из важнейших. Отношение Православной Церкви к поставлению епископов, естественно связано с позицией Православия в более общем вопросе: является ли епископство особым богоустановленным служением в «царственном священстве» всех христиан (I Петр.2,9), получающим свое право и свое бытие только через преемственное рукоположение от апостолов или оно есть служебная функция христианского общества, которое сохраняет апостольское учение. Для прояснения вопроса логично будет обратиться к Священному Писанию, Преданию и текстам Святых Отцов. Книга Деяний Апостольских Книга Деяний дает для решения этого вопроса формально весьма немногое, так как пресвитеры, упоминаемые в ней , не могут в пределах ее текста быть точно идентифицированы с епископами или священниками. Однако та же книга Деяний с несомненностью показывает , что одним из важнейших, основополагающих признаков Церкви является преемственность жизни в ней. Как апостолы преподают подлинное учение Христово, так и их преемники оказываются своего рода гарантами той же истины в последующее время. Каждый епископ не только «преемник» апостолов, но и «свидетель» всей полноты церковного учения, того, как сохраняется оно в Церкви, и потому для нас особенно важны свидетельства древнейших отцов, живших непосредственно в послеапостольское время о значении рукоположения, преемственно идущего от апостолов, для епископства, о богоустановленности этого служения в Церкви. Св. Отцы I-III веков Приведем некоторые высказывания св. Отцов I-Ш веков: Св . Климент Римский : «Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога… Проповедуя по различный странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли во епископы и диаконы для будущих верующих» . Он же: «И апостолы наши знали чрез Господа Нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предвидение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужьями, с согласия всей Церкви… И немалый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства» .

http://pravoslavie.ru/36815.html

Глава XV. Последование малого освящения воды §1. Водоосвящение малое в начале каждого месяца Освящение воды есть двоякое: малое, которое у восточных совершается в начале каждого месяца и в некоторые другие времена, и великое, которое бывает только в праздник Богоявления Господня и при крещении оглашенных. Что великое освящение воды установлено апостолами, этого никто не отвергает; что же касается до малого освящения, то древность сего обряда, ведущего свое начало также от времен апостольских, подтвердил Александр, епископ римский, пострадавший при кесаре Адриане, как значится у Барония (в лет. 132): «древнее обыкновение освящения воды в церкви утвердил Александр в своих сочинениях, сказав, что этою водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны». Первоначальное установление освящать воду Климент (в Постановлениях апостольских, кн. 3, гл. 28) приписывает собственно апостолу Матфею: «о воде и елее я, Матфей, повелеваю, да благословит», то есть, да освятит епископ воду и елей, а если епископ находится в отсутствии, да благословит пресвитер вместе с диаконом. Восточная церковь ввела в обыкновение совершать малое освящение воды при наступлении каждого месяца по следующей причине (Вальсамон на 65 правило шестого Вселенского собора): «у иудеев был некогда обычай в начале каждого месяца совершать праздник с коленопреклоненною молитвою, дабы Господь благословил счастием препровождение всего месяца, по каковому обстоятельству и сказал Господь чрез пророка: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя. Они же (иудеи) разжигали костры пред лавками своими, где покупают и продают, и пред воротами домов, в которых живут, и перескакивали чрез огонь, в надежде истребить огнем все несчастия, приключившиеся с ними пред тем временем, и получить другие блага. Сообразно с ними поступали и христиане в те времена, в которые был шестой собор в Трулле. Почему отцы, бывшие на сем соборе, повелели упразднить и совершенно прекратить это обыкновение. В 56 правиле сего собора сказано: «в новомесячия, возжигание некоторыми пред своими лавками или домами костров, чрез кои, по некоему старинному обычаю, безумно скачут, повелеваем отныне упразднить».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава девятая Святоотеческая экзегетика Новозаветное Предание, живое действие Духа Святого обретается в творениях святых отцов. Святоотеческие творения – основа православной экзегетики. Из времен апостольских истолкование Писания имеется в Послании апостола Варнавы . Никем точно не доказано, что это Послание не принадлежит самому ап. Варнаве. Но, даже, если и так, это Послание ценно, как свидетельство апостольского века. Как свидетельство раннехристианского понимания Св. Писания, важны творения отцов и учителей церкви вв. – мужей апостольских и апологетов. Особенно богатый материал по толкованию Писания имеется у св. Иустина, мученика и философа (ум. 166 г.) и св. Иринея Лионского (ум. 202 г.). Св. Иустина не без основания можно считать первым христианским экзегетом, толкователем Писания. Обычно, считается, что у раннехристианских отцов и учителей богословская терминология и само учение не вполне развиты, и этим они уступают отцам Золотого века (IV в.) и позднейшим. В некоторой степени, это так. Но видится и другое – приобретая нечто, иное теряем. Позднейшие отцы преимуществуют в утонченности и углубленности разумения Писания и учения церкви в эллинско-латинской традиции. Учение Писания они выразили на языке и в мышлении Платона-Цицерона. Ранние отцы от этого еще почти свободны, просты, ближе к апостольскому языку и мышлению, непосредственно знают апостолов или их учеников. И то, что считается слабостью или неточностью ранних отцов, как бы не оказалось их силой и правдой. Далее идет великий Ориген (ум. 254 г.). Его труды положили начало, собственно, христианской экзегетике. Он первый цельно толкует книги Св. Писания. Именно через Оригена простое изложение учения и в проповеди , и в письменных трактатах, сменяется истолкованием Писания, т.е. экзегетикой. Он положил, также, начало научной библеистике, библейской текстологии. Из учителей и отцов III в. особенно важны в экзегетике св. Ипполит Римский , Тертуллиан , св. Киприан Карфагенский , Климент Александрийский , св. Дионисий Александрийский , св. Мефодий Патарский .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Д.К. Робертсон (протестант) Книга первая. От гонения церкви при Нероне до указа Константина Великого о веротерпимости (64–313 гг.) Глава 1. Апостольский век Приготовление к Евангелию – Труды апостолов – Нерон и гонение при нем – Разрушение Иерусалима – Домициан – Св. ап. Иоанн – Христианские писания – Церковное управление Когда пришло исполнение времен, провозглашено было на земле христианство . Почва для него была подготовлена не только долгой системой того высшего воспитания, которого Бог сподобил свой избранный народ, но и трудами языческого ума, прилагавшего высшие свои способности к отысканию истины, хотя этих способностей и не было достаточно для того, чтобы удовлетворить естественное чаяние человека несомненным откровением ему его происхождения и судьбы, или доставлением ему облегчения от удручавшего его душу бремени. Иудеи с нетерпением ожидали скорого исполнения данных их отцам обетований; даже среди язычников широко распространены были смутные ожидания и предсказания о каком-то великом событии на востоке. Состояние мира, по самому своему характеру, содействовало Евангелию; распространению его содействовало рассеяние иудеев и обширность римского владычества. С места своей родины, Иерусалима, Евангелие могло быть разнесено паломниками во все широко раскинутые поселения, в которых этот народ находил себе жилище, и в этих иудейских поселениях проповедники его находили слушателей, к которым они могли обращаться со своим первым Благовестием, с основанием рассчитывая на то, что будут поняты. Из Рима, где уже рано укоренилось христианство, оно могло распространяться теми же путями, по которым все провинции империи поддерживали со столицей постоянные сношения. Оно могло идти одними и теми же путями с товарами и легионами. Из книг Нового Завета мы знаем, что в течение нескольких лет со дня Пятидесятницы христианское Благовестие было распространено посредством проповеди , чудес и жизни апостолов и их сотрудников по большей части стран, прилегающих к Средиземному морю. В Риме, еще до посещения этого города каким-бы то ни было апостолом, число христиан уже было настолько велико, что они составляли особые общины в различных кварталах столицы ( Римл. 16 ). Климент Римский свидетельствует, что сам ап. Павел в последний период своей жизни посетил «окраину запада» – каковое выражение, вероятнее всего понимать в смысле указания на Испанию (согласно с намерением, выраженным в послании к Римлянам 15:28), хотя некоторые понимают под этим даже Британию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции «Наследие святых отцов в жизни общества, семьи и государства» 18 февраля 2009 г. 11:30 Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом на конференции «Наследие святых отцов в жизни общества, семьи и государства», которая прошла  17 февраля в Зале Церковных Соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в рамках  XVII Международных Рождественских образовательных чтений . Святоотеческое наследие, наука и культура Обращаясь к наследию Святых Отцов, хочется начать с первых веков христианства, когда зарождался диалог христианства с миром. Мир тогда быть языческим, чуждым Евангельскому благовестию. Но и сегодня, 2000 лет спустя, в нашем обществе есть люди, занимающие ту же позицию по отношению к Церкви, которую имела языческая интеллектуальная элита Рима, в понимании которой вера христиан представлялась «зловредным суеверием», как писал римский историк Светоний, а сами христиане — «самообольщенными мечтателями», врагами политической жизни и культуры. На заре новой эры понадобился подвиг мучеников, чтобы даже самых равнодушных заставить задуматься о такой вере, которая презирает смерть и земные блага. Объяснения Марка Аврелия, видевшего причину мученичества в патологическом желании христиан быть в оппозиции всем и вся, становилось все более и более недостаточно. Преданность Христу, нравственное благородство, разумные ответы мучеников о христианской вере, превосходившие языческую мудрость — все это призывало к размышлению, как христиан, так и их гонителей-язычников. Противостояние постепенно выходило на качественно новый уровень философского дискурса. Именно на это время приходится расцвет апологетического жанра христианских авторов. Многие защитники христианской веры подавали свои апологии правителям, выступали в защиту веры против нападок со стороны языческих риторов и философов. В отношении к языческой культуре (искусству и философии) уже тогда наметились две тенденции.

http://patriarchia.ru/db/text/561610.htm...

Древние отцы и учители поясняют, в каком смысле это слово употреблялось в первые три века, и отражают процесс его воцерковления. Климент, папа Римский (†100), в первом послании к Коринфянам, написанном около 97-го года, говорит об  апокатастасисе дважды. Первый раз в значении выздоровления и цитирует книгу Иова ( Иов.5:18 ): «Ибо он причиняет раны, и Сам обвязывает их» (56, 6), а во второй раз, когда приглашает Коринфян к молитве и покаянию, чтобы Бог восстановил среди них единство и братскую любовь (48, 1) 3 . Через десять лет Игнатий Антиохийский († ок. 107) в послании к Смирнянам (11, 3) поздравляет антиохийских христиан с тем, что у них «водворился мир, и восстановилось их малое тело»  — разогнанная гонениями Церковь 4 . А  Феофил Антиохийский († ок. 180) во втором послании к Автолику (II,17) рассуждает о творении мира и о диких животных, которых Бог такими не сотворил, но которые одичали после грехопадения человека и заканчивает: «Когда же человек вновь возвратится в сообразное со своей природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости» 5 . Иустин Философ († ок. 165) идет еще дальше и впервые прилагает апокатастасис к икономии спасения во Христе: «Христос пришел для апокатастасиса вольных и рабов, даруя одинаковое достоинство всем, кто соблюдает Его заповеди» 6 . Похоже, что св. Иустин не хочет ограничивать действие апокатастасиса только верующими во Христа людьми, а распространяет его на всё человечество. Однако ясно об этом он не говорит. Очень интересен св. Ириней Лионский (†200). И хотя текст его книги «Против ересей» сохранился только на латинском языке, до нас дошли и некоторые греческие фрагменты, из которых можно понять, какое значение он придавал этому слову. Там есть выражения, в которых апокатастасис употребляется уже в эсхатологическом смысле, например, в одиннадцатой главе пятой книги: «Если смерть, одолев человека, удалила от него жизнь и сделала мертвым, — тем более жизнь, овладевая человеком, изгоняет смерть и восставит человека живым Богу» . Или «…В последние времена Господь через Свое воплощение возвратил нас в дружбу, сделавшись „посредником между Богом и человеками“» (V, 17, 1).

http://azbyka.ru/apokalipsis/prot-vladim...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010