Н. А. Бердяев – мыслитель La geste du Prince Igor Народ и власть О гуманизме Пушкина Две или одна Христианская трагедия Сталин или Гитлер? С. И. Штейн Перевод как искусство Республика Святой Софии Примечания Указатель имен Содержание 10-го тома От издателя Предисловие Введение РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОШЛОЕ I. Дохристианское язычество Историческое прошлое Исторические источники Значение природы Культ Матери-Земли Культ рода II. Религиозный византинизм История Формула византинизма Религиозная мысль Византии Славянский византинизм Славянские переводы Греческая литургия Греческий язык на Руси КНИЖНИКИ И СВЯТЫЕ III. Русские византинисты Климент Смолятич Кирилл Туровский Иларион Киевский IV. Русский кенотизм Святые «страстотерпцы» – Борис и Глеб Св. Феодосий – последователь Христа уничижённого V. Аскетические идеалы Проповеди Феодосия Аскетические труды Кирилла Туровского Святые Киево-Печерского патерика VI. Русская эсхатология Преподобный Авраамий Смоленский «Слово о небесных силах» ХРИСТИАНСТВО В БЫТУ VII. Ритуализм духовенства VIII. Религия мирян: переводные сборники IX. Религия мирян: русская учительная литература «Слово к новгородской пастве архиепископа Луки Жидяты» «Послание Иакова-черноризца к своему духовному сыну князю Димитрию» «Поучение Георгия-черноризца из Зарубской пещеры» Русские покаянные каноны  Поучение князя Владимира Мономаха Моления Даниила Заточника X. Древние летописцы XI. «Слово о полку Игореве» XII. Язычество и христианство XIII. Заключение. Русская религиозность Аскетизм Мистицизм Этический дуализм Этика мирян Социальная этика Идеал государственной власти Церковь и государство Религиозный национализм Избранная литература ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ УКАЗАТЕЛЬ Содержание 11-го тома Предисловие I. Историческая обстановка Русское средневековье Прследствия монгольского нашествия Церковь и завоеватели Политическая и социальная структура Культурное развитие II. Христианская этика мирян III. Первая русская секта IV. Феодальный мир V. Республика Святой Софии VI. Преподобный Сергий Радонежский

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Ср. Neumann, Griech. Geschichtschr. u. Geschichisquellen im zwölf Iahrh., Lpz. 1888, стр. 72–74: «Во вступлении к своему обширному собранию греческих руководств по риторике Вальц замечает, что едва ли какой другой учебный предмет оставался таким неподвижным и вместе основным для всего греческого образования, как риторика, со дней Горгиаса Леонтийца (одного из первых риторов). В школах XII века ученики упражнялись в заучивании, для примера, различных видов изложения мыслей по схемам, установленным тысячу лет тому назад, в дни Марка Аврелия, Гермогеном Тарсийским; отступления от него, вызванные временем, сказывались лишь в том, что собрание примеров для подтверждения теоретических положений не заменялись, а восполнялись примерами христианского характера. Так, в Προγυμνσματα Никифора Василикас, середины XII в. (следовательно, как раз в то время, когда наши писатели этого века: Климент Смолятич, Кирилл Тур. и др., предположительно, могли через греков познакомиться с этими курсами) находим следующее замечательное смешение (языческого и христианского). В числе рассказов приводятся истории об Ахиллае, Одиссее и Геракле, о Мирре, Пазифае и Данае; для первой хрии берется тема: должно ли подражать божественной благости, – для второй – стихи из трагедии Софокла. Далее, и вслед затем, в отделе ифопеи (повествовательное изображение нравов и характера): что говорилось в гадесе, когда Лазарь, после четырех дней смерти, воскрес, – что говорила Даная, когда Зевс, под видом золотого дождя, приблизился к ней; что говорил Зевс, когда увидел Ио превращенной в корову; что сказал Самсон, когда был ослеплен, Захария – когда снова мог говорить по рождении Иоанна Предтечи, Эрос – когда увидел превращение Мирры, – потом снова идут темы из греческой истории и мифологии, и затем: что сказала Богоматерь, когда на браке в Кане Галилейской И. Христос превратил воду в вино, – раб – которому Петр отсек ухо и которого исцелил Христос, Иосиф – когда по обвинении жены Потифара был брошен в темницу», и т. д. и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Михаил I святой (грек), 988–991. Леон (Лев) I (грек), 991–1007. Иоанн I (грек), 1008–1035. Феопемпт (грек), 1035–1049. Кирилл I, 1050. Иларион (первый из русских), 1051–1054. Ефрем I, 1055. Георгий I (грек), 1067–1077. Иоанн II святой (грек), 1077–1089. Иоанн III (грек), 1088–1091. Ефрем II (грек), 1092–1097. Николай (грек), 1097–1102. Никифор I (грек), 1103–1121. Никита (грек), 1122–1126. Михаил II (грек), 1127–1145. Климент Смолятич (русский), 1147–1154, †1170. Константин I (грек), 1155–1159. Феодор (грек), 1161–1163. Иоанн IV (грек), 1164–66. Константин II (грек), 1167–1177. Никифор II (грек), 1182–1198. Гавриил. Дионисий, уп. 1205. Матвей (грек), уп. 1209–1220. Кирилл II (грек), 1224–1233. Иосиф I (грек), прибыл 1237. Кирилл III (грек), избран 1243, †1281. Максим (грек), 1283–1305. Св. Пётр (Московский), 1308–1326. Св. Феогност (грек), 1328–1353. Св. Алексий (Плещеев), хиротония 1350; вступил на митрополию 1354, †1378. Пимен (грек), хиротония 1380, удал. 1380; возвратил. 1382, низложен 1388. Св. Киприан (серб), 1381–1383; 1390–1406. Св. Дионисий, 1383–1385. Св. Фотий (грек), 1408–1431. Исидор (болгарин), 1437–1441. Св. Иона (Одноушев), 1448–1461. Григорий II (болгарин), 1458–1473. Мисаил, князь Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич, управлял митрополией 1474–1480. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон, 1481–1488. Uoha II Глезна, 1492–1494. Св. Макарий I, 1495–1497. Иосиф II (Болгаринович), 1500–1503. Uoha III, 1503–1507 . Иосиф III (Солтан), 1509–1521. Иосиф IV (Руссин), 1523–1534. Макарий II (Москвитянин), 1535–1556. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Иона Протасевич-Островский, 1568–1577. Илия Куча, 1577–1579. Онисифор Девочка (Девочий), 1583–1588. Михаил Рагоза с 1588 года; в 1596 году отпал в унию. Киевские, Галицкие и всея Малыя Руси Гедеон Святополк, князь Черниговский, 1685–1690. Варлаам Ясинский, 1690–1707. Иоасаф Краковский, 1708–1718. Варлаам Вонатович, 1722–1730. Архиепископ. Рафаил Забаровский, 1731–1747.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Монашеский подвиг в Киевской Руси быстро распространялся. Хотя мы гораздо чаще узнаем об этом из результатов раскопок, чем из источников того времени. Почти все документы погибли в огне пожарищ при монгольском нашествии и в последующие годы польско-литовского владычества на землях Западной Руси. Да и большинство самих древнейших монастырей не дошло до наших дней. Среди уцелевших обителей домонгольского периода можно назвать, помимо уже упомянутых, такие крупнейшие, как киевский Михайловский Выдубицкий (основан около 1070 г.), муромский Спасский (koh.XI в.), новгородские Антониев (1117 г.), Юрьев (1119 г.) и Хутынский преподобного Варлаама (1192 г.) монастыри. Недавно монашеская жизнь возрождена в полоцком Спасо-Евфросиньевском монастыре, основанном около 1125 г. преп. княжной Евфросиньей Полоцокой. Возобновляется ныне и Спасо-Мирожский монастырь в Пскове (ок. 1188 г.). Близ Владимира на Клязьме сохранился и теперь возрождается Богородице-Рождественский Боголюбовский монастырь, основанный св. князем Андреем Боголюбским (1160-е г.г.). Вновь открыта и обитель с тем же названием в самом Владимире, построенная Всеволодом Большое Гнездо в 1190-х г.г. и некогда служившая усыпальницей святого Александра Невского. Внушительные списки древнейших русских обителей, приведенные в приложении к вновь изданному 2 тому Истории Русской Церкви митрополита Макария, свидетельствуют о том, что монашество на Руси в домонгольский период было уже весьма широко распространено. Лекция 5. Борьба с ересями и полемика с инославными. Духовная литература домонгольского периода. Писатели Киевской Руси. Уставы св. Владимира и Ярослава, другие памятники канонического характера. Новые церковные праздники. Первые святые Русской Церкви. Почитание мощей. Церковное пение, гимнография. Особенности богослужения в домонгольский период. Студийский Устав. Необходимо остановиться еще на одной странице жизни Русской Церкви в Домонгольский период – борьбе с ересями. В самый ранний период церковной истории Руси, т.е. в конце X-XI в.в. ереси не сильно беспокоили русское общество. В XI в., отмечен один лишь прецедент подобного рода: в Киеве в 1004 г. появился некий еретик Адриан, который был, по-видимому, богумилом. Но после того, как митрополит посадил заезжего проповедника в темницу, он поспешил покаяться. Позднее богумилы, весьма распространенные на Балканах, особенно в Болгарии, появлялись на Руси неоднократно, в XII в. и позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нет возможности да и надобности в перечислении всех чисто исторических замечаний агиографа, тем более, что в рассматриваемых житиях все они приведены и по мере возможности оценены. Но здесь будет не бесполезным указать на несколько общих мотивов или вернее приемов для изложения чисто исторических сведений. К числу таких приемов относятся напр. сны, которые будто бы видели святые и в которых им будто бы было дано объяснение будущего. «В IX в., говорили мы ранее, Николай воин рассказал слушателям свой пророческий сон о греко-болгарской войне 811 года; 44 в X веке Михаил Малеин таким же образом предсказал исход греко-болгарской войны 917 года, а Василии Новый – исход греко-русской войны 941 года; 45 в XI в. Кирилл Филеот точно таким же образом предсказывает исход греко-норманнской войны 1108 года. И Михаил и Кирилл, быть может вернее их агиографы Феофан и Николай Катаскепин, усвоили себе даже общую литературную форму, выводя на сцену собак: черные и кровожадные собаки означали врагов, все белое и блестящее знаменовало небесную помощь или греков. В 917 г. черные псы (Болгары) пожрали белых (Греков), а в 1108 г. блестящий воин притащил кровожадного пса (Боэмунда) и бросил его к ногам имп. Алексея». 46 Сны оправдывались. Посредством сновидений предвещается иногда смерть (обыкновенно нечестивых) императоров и будущая мученическая кончина святого. Илия младый говорил в тюрьме своим братьям: «возвещу вам также, что я видел в видении минувшею ночью: я видел себя сидящим в пастофории на почетном месте, и некий другой чертог, сплетенный мне из различных цветов, и венцы, висящие надо мною; и обратившись увидел я некоего черного эфиопа, предстоящего мне, показывающего мне крест, грозящего мне смертью и выставляющего против меня мечи и огонь и другие многие страшилища... И теперь говорю вам, братья мои, что или распнут меня, или сожгут огнем, или я имею претерпеть все вместе». 47 Сонное видение изменяет решение настоятеля (Сим. Столпн. § 10). В числе приемов для прославления святого агиографы не редко прибегают к рассказу, что во время избрания патриарха голоса всех подавались за святого, но что он отклонял от себя эту честь по разным причинам. Так в патриархи будто бы прочили одного из Аморийцев, Каллиста, Михаила Синкелла, Симеона Митилинского и пр. Патриарх в дни своей невзгоды обыкновенно говорил, что он принял патриаршество недобровольно, что он лично и не помышлял о престоле, но уступил только насилию светской власти; так говорили патриархи: Тарасий, Никифор, Фотий, у нас митрополит Климент Смолятич.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр (во второй раз) Петр, еретик Фома I Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодор, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I Порфирородный Антоний II Николай I, мистик Евфимий I Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I Скамандрин Антоний III Студит Николай Хрисоверг 984–996 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила I 988–991 991–1007 Иоанн I 1008–1035 Феопемпт 1035–1049 Кирилл I Иларион 1051–1054 Ефрем I Георгий I 1067–1077 Иоанн II 1077–1089 Ионаа III 1089–1091 Ефрем II 1092–1097 Николай 1097–1102 Никифор I 1103–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1127–1145 Климент Смолятич 1147–1154 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1177 Никифор II 1182–1198 Гавриил Дионисий Матфей Кирилл II Иосиф I Кирилл III Максим 1283–1305 1308–1326 Феогност 1328–1353 Алексий 1350–1378 Киприан Дионисий Исидор Митрополиты в Галичине: Феодорит 1345–1354 1354–1362 Киприан (в Вильне) 1376–1390 Григорий (в Смоленске) 1415–1419 Герасим 1433–1435 Митрополиты Киевские и всея Руси Григорий II 1458–1473 Мисаил 1474–1480 Галицкие и всея Руси: Симеон 1481–1488 1492–1494 Макарий I 1495–1497 Иосиф II до 1503 1503–1507 Иосиф III 1509–1521 Иосиф IV 1523–1534 Макарий IV 1535–1556 Сильвестр 1556–1567 1577–1579 Онисифор 1583–1588 Михаил 1588–1596 Иов Борецкий 1620–1631 1631–1633 1633–1647 Сильвестр 1649–1657 Дионисий 1658–1663 1663–1676 Антоний 1676–1679 Гедеон 1685–1690 Варлаам 1690–1707 Иоасаф 1708–1718 Варлаам 1722–1730 Рафаил 1731–1747 Тимофей 1748–1757 Аресений 1757–1770 Гавриил 1770–1783 Самуил 1783–1796 Ирофей 1796–1799 Гавриил 1799–1803 Серапион 1803–1822 Евгений 1822–1837

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Константинопольскому Патриархату вместе с Синодом и в согласии с Императором принадлежали следующие права по отношению к Русской Церкви: посвящение русских митрополитов, которое при расширительном толковании этого права соединялось обычно и с назначением их, чаще всего из греков. За время зависимости Русской Церкви было лишь несколько исключений из этого правила. Русские по происхождению митрополиты Иларион и Климент Смолятич были поставлены по воле русских князей и посвящены русскими епископами, но в Константинополе их митрополитами не признавали и от своих прав назначать на Русь Первоиерархов не отказывались. Назначенные по воле великих князей и родом русские митрополиты Кирилл III, святой Пётр и святой Алексий посвящались в Константинополе. Константинопольскому Престолу принадлежало также право регулирования русского церковного устройства. В Константинополе издавали грамоты об учреждении новых митрополичьих кафедр на Руси, о перенесении кафедры митрополита из одного города в другой. В 1303 году помимо Киевской митрополии была основана независимая от неё митрополия в Галиче, которая с тех пор несколько раз упразднялась и восстанавливалась вновь. В XIV веке некоторое время существовала также Киевско-Литовская митрополия наряду с Киевско-Московской. Резиденция киевских митрополитов, в зависимости от обстоятельств, складывавшихся на самой Руси, но с ведома Константинополя, переносилась несколько раз: из Переяславля в Киев, оттуда во Владимир-на-Клязьме и, наконец, в Москву. Константинопольские Патриархи требовали от митрополитов предоставления сведений о положении церковных дел на Руси и осуществляли высший надзор за их деятельностью. В патриаршей грамоте 1354 года было сказано, что Киевский митрополит должен не реже чем раз в два года являться с докладом в Константинополь или, по крайней мере, присылать своих уполномоченных. В Константинополе окончательно решались споры, возникавшие на Руси, например, о посте в среду и пятницу, если на эти дни приходятся великие праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви Период домонгольский (до 1237 г.) Лекция 1 Предание о св. Апостоле Андрее Первозванном. Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-X в. Славяно-варяжские набеги на Византию. " Фотиево крещение " Руси. Образование епархии " Россия " . Христианство на Руси при Олеге Вещем и Игоре Рюриковиче. Крещение св. княгини Ольги. Положение христиан при Святославе Игоревиче и его преемниках. Лекция 2 Языческий период деятельности князя Владимира. Попытка реформы язычества. Выбор веры князем Владимиром. Поход на Херсонес. Крещение князя. Крещение Руси при св. Владимире. Кто был митрополитом Руси при св. Владимире? Гипотеза Приселкова и Карташева о пребывании Русской Церкви в Болгарской юрисдикции при св. Владимире. Лекция 3 Учреждение епархий в Русской Церкви. Дальнейшее распространение христианства и проповедь на окраинах Руси. Подвиг свв. князей Бориса и Глеба. Начало княжения Ярослава Мудрого. Митрополит Иоанн I. Расцвет православной культуры на Руси при Ярославе Мудром. Митрополит Иларион. Лекция 4 Роль Киевских митрополитов в церковной и общественно-политической жизни Руси в XI-XII в.в. Климент Смолятич. Попытка достижения независимости от Константинопольского Патриархата при князе Изяславе Мстиславиче. Отношение русских архиереев к этому вопросу. Церковная политика св. кн. Андрея Боголюбского. Епархии и епископы Русской Церкви в домонгольский период. Органы епархиального управления. Приходское духовенство. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь и его преподобные. Другие обители домонгольского времени. Лекция 5 Борьба с ересями и полемика с инославными. Духовная литература домонгольского периода. Писатели Киевской Руси.Уставы св. Владимира и Ярослава, другие памятники канонического характера. Новые церковные праздники. Первые святые Русской Церкви. Почитание мощей. Церковное пение, гимнография. Особенности богослужения в домонгольский период. Студийский Устав. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии 1237-1458 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/436227/

67 Но самовольное отрешение от епископских обязанностей само по себе граничило с ересью. С учетом же того, что Иоанн Попьян покинул свой пост в самый разгар политических изменений в Новгороде, сопровождавшихся церковными преобразованиями, тезисы об особенностях идейно-религиозных позиций владыки сохраняют свою силу. Но в Иоанне Попьяне вовсе не обязательно видеть фигуру про киевской ориентации, каковым его характеризуют исследователи. Казалось бы, ориентация владыки на церковную самостоятельность должна была устраивать новгородских сепаратистов. Но они республиканское устройство совместили с прямым подчинением Константинопольскому патриархату, минуя Киев, а тем самым соблюли пребывание в поле ортодоксальности. 68 В условиях завершавшихся преобразований сторонник церковной автокефалии уже не был востребован, и он исчезает с исторической сцены. Добровольный уход вполне отвечает автокефальным принципам (так же исчезли с политической арены и со страниц летописей Илларион и Климент Смолятич). В оценке идейных ориентаций «друживших» с Антонием новгородских владык следует учитывать то обстоятельство, что предшественник Иоанна на Новгородской епископии Никита (1096–1108), еще в бытность затворником Печерского монастыря, обвинялся в ереси. 69 Как и в некоторых западных религиозных общинах, он придавал большее, чем допускалось православием , значение ветхозаветным книгам и знал их все наизусть. Его обвиняли в пренебрежительном отношении к Евангелию и в пристрастии к занятиям сомнительной книжной премудростью. По большому счету, Никита действовал в духе кирилло-мефодиевской и близкой ей ирландской традиций, представители которых совмещали богословские штудии с погружением в разные языки и интересом к научным знаниям, а к тому же еще постоянно лавировали между Римом и Константинополем, отстаивая принципы единства христианского мира. Видимо, не случайно этот слывший книжником святитель проявил свое «западничество» и оказал покровительство Антонию, благословив на обустройство в Новгороде пришлую из Европы общину.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Как известно из официальных афонских документов, в 1169 году «монастырь россов» был перенесен на более просторное место подальше от моря — в заброшенную греками обитель Фессалоникийца. Изменилось и его название — он стал монастырем Святого Пантелеимона. Так подписывался его игумен Лаврентий. На старом же месте остался скит Богородицы Ксилургу. Перемещение монастыря на новое место свидетельствовало о том, что у братии появились значительные средства, чтобы обустроиться получше. При этом щедрый вкладчик, судя по всему, захотел, чтобы обитель поменяла свое название. Обет Анны Харальдовны Кто же был этим богатым и влиятельным дарителем? Принявший мученическую смерть в 305 году от императора Максимилиана римский святой врачеватель Пантелеимон на Руси в первые века христианства был известен мало. Однако с конца XI — начала XII века положение меняется: святой мученик становится популярным в княжеской среде. С его именем крестят второго сына великого князя киевского Мстислава Великого — Изяслава, родившегося приблизительно в 1097 году. Став великим князем киевским в 1146 году, тот приказывает изобразить святого на своем шлеме и печати. Около Новгорода по княжескому повелению был основан и монастырь Святого Пантелеимона. Затем и на фресках Софийского собора в Киеве появилось изображение этого святого. Ставленник Изяслава Мстиславича Климент Смолятич был рукоположен в митрополиты в день памяти Пантелеимона — 27 июля 1147 года 1 . Исследователи выяснили, почему вдруг в это время в Русском государстве так стал популярен Пантелеимон. Оказывается, глубокой почитательницей этого святого была первая супруга великого князя Владимира Мономаха Гида Харальдовна, урожденная англосаксонская принцесса. Она поддерживала тесные связи с монастырем Святого Пантелеимона в Кельне и неоднократно делала в него вклады 2 . Несчастный случай, в результате которого ее старший сын Мстислав, был ранен, а затем выздровел, заставил Гиду еще больше уверовать в могущество своего любимого святого. Об этом исследователи узнали из «Похвального слова святому Пантелеимону», написанного в 1120 году немецким богословом Рупертом из монастыря в Дойце. В этом сочинении писалось, как во время охоты на диких зверей на Мстислава Великого напал медведь и очень серьезно ранил его в живот. Увидев состояние сына, Гида Харальдовна тут же начала истово молиться святому Пантелеимону, зная, что он покровитель врачебного дела и сам был врачевателем. Вскоре раненому князю приснился прекрасный юноша, который пообещал ему быстрое исцеление. Предсказание сбылось, и все поняли: Мстислава излечил сам святой Пантелеимон. В благодарность княгиня Гида тут же поклялась, что совершит паломническую поездку по святым местам и в Иерусалим 3 .

http://e-vestnik.ru/analytics/nachalo_ru...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010