«Киевское письмо», окружное послание еврейской общины в Киеве (IX/X в.) 76 Килидж-Арслан I, иконийский султан (1092–1107) 211 Киннам, см. Иоанн Киннам Кирилл, см. Константин (Кирилл) Кирн П., см. Kirn Р. Кларий, предполагаемый автор «Хроники св. Петра Сансского» (см.) Клейненберг И. Э. 221 Климент I, св., п. римский (90/2–101?) 77, 77, 100, 102–104, 102–104, 163, 228, 326, 326–327 Климент (Клим) Смолятич, митр, киевский (1147–1159, признан не во всех епархиях) 206, 264 Кляшторный С. Г. 349 Книттлер X., см. KnittlerH. Кнут I Могучий, кор. английский (1016–1035) и датский (с 1018/9 г.) II, VII, 86, 86, 131–135, 131–135, 195, 195–196, 230 Кнут II, кор. датский (1080–1086) VII Кнут III, кор. датский (1154–1157) VII Кнут IV (по другому счету VI), кор. датский (1166–1202) VII, 309 Кнут Лавард (Хлебодавец), кор. ободритов (1129–1131) VII, IXb, 235, 271, 343 Козьма, приближенный венгерского кор. Иштвана II 366 Козьма Пражский, чешский хронист (перв. треть XII в.) 27, 184–187, 201, 227, 229–230, 261, 360 Ковалевский А. П. 28 Коломан, см. Кальман Комнины, династия византийских имп. (сер. XI – кон. XII в.) VIII, 164, 240 Коновалова И. Г. 19, 349 Конрад I, кор. германский (911–918) 270, 374 Конрад II, кор. германский (1024–1039, имп. с 1027 г.) II, III, 96–99, 97–98, 107, 107, 118, 137–138, 230, 338 Конрад III, кор. германский (1138–1151) II, III, VIII, IXb, 221, 237, 241–247, 243–246, 251, 251, 263–266, 263, 266, 279, 279, 369, 369 Конрад, с. германского имп. Генриха IV, кор. итальянский (1093–1101) II, 208–209, 208–209, 336, 336 Конрад I, кор. бургундский (937–993) I, II Конрад I, кн. брненский (1061–1092) VI, 201 Конрад II, кн. зноемский (1134–1146, ум. после 1161 г.?) IV, VI, 320 Конрад III Ота, кн. (мгр.) моравский (ум. в 1191 г.) VI, 316, 316 Конрад, кн. мазовецкий (1199–1247) IV, IXa, 312, 318, 318, 324, 346, 346–347 Конрад, герц, швабский (983–997) III, IXa, 189, 189–190, 339 Конрад I, основатель дома люксембургских гр. (ум. в 1086 г.) 234 Конрад, б. мгр. Саксонской северной марки Вильгельма (сер. XI в.) 328–329

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также святым Ростиславом основаны в Смоленской земле города Кричев , Пропойск , Васильев и другие. Он стал родоначальником смоленской княжеской династии. После смерти брата Изяслава (+13 ноября 1154 г.) святой Ростислав на короткое время стал великим князем Киевским , но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем . После смерти последнего (в конце того же года) он вернулся в Смоленск , уступив Киевское княжение другому своему дяде - Юрию Долгорукому , и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах. В 1159 году киевляне пригласили Ростислава к себе на великокняжеский стол. Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич , сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока Климента Смолятича и повелел поставить его в митрополиты собором русских епископов, без обращения к Константинопольскому Патриарху. Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским , не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные " автокефальные " церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский . Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробенности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же " битвой " за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка. Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий , придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал святой Константин , но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого (+ 15 мая 1157 ). А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава, Мстислав Изяславич , святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич. Началась церковная смута - на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.

http://drevo-info.ru/articles/6145.html

Обладая большим знанием церковных правил, Святитель прославился ответами о. Кирику, иеродиакону и доместику новгородского Антониева монастыря. В них обнаруживается опыт пастыря и светлое разумение христианского духа. Ссылка в ответах на церковные обычаи Царьграда и всей Греческой земли дало проф. Е. Голубинскому основание предполагать, что св. Нифонтом предпринималось путешествие на Восток, где он все это изучил. Ответы св. Нифонта вошли в состав русского церковного законодательства, будучи введены в Кормчую книгу. Известно, что к нему обращался также с запросами некто Клим, по поручению епископа Полоцкого. В 1145 г., в правление Великого Князя Всеволода Олеговича, митрополит Михаил III, тяготясь междоусобиями князей, оставил Киев и удалился в Царьград. По кончине в 1146 г. Всеволода в Киеве воцарился внук Мономахов, Великий Князь Изяслав Мстиславич, родоначальник Волынских Князей. Константинополь в это время переживал частую смену Патриархов. В 1145 г. на Престоле был Михаил Оксит, или Куркуя; в 1146 г. его сменил Козма Аттик. Он был низложен в феврале 1147 г. До конца года Церковь не имела возглавителя. В декабре 1147 г. Престол занял Николай Музалон. В течение всего этого времени не присылался и заместитель митрополиту Михаилу. Великий Князь Изяслав счел невозможным столь длительное оставление Русской Церкви без возглавлеиия и решил повторить то, что сделал Великий Князь Ярослав Мудрый, добившийся в 1051 г. поставления русскими епископами митрополита Илариона, бывшего священником великокняжеского села Берестова. Лаврентьевская летопись пишет: «В лето 6665 (1147) Изяслав постави митрополита Клима, калугера (то есть монаха) Русина, особь с шестью епископы, месяца июля в 27, на память святаго Пантелеймона». Ипатьевская летопись пишет: «В то же (1147-е) лето постави Изяслав митрополитом Клима Смолятича, вывед из Заруба». Голубинский указывает, что слово «Смолятич» обыкновенно полагают так, что Климент был родом из смоленской области. Но возможно, что это было и родовым его прозванием. «Зарубов» было два. Голубинский склонен считать, что речь идет о киевском, находившемся на той стороне Днепра, при впадении в него р. Трубежа (в настоящее время деревня Зарубинцы). Известно положительно о существовании там монастыря. КлимКлимент был монахом-схимником и, по отзыву летописца, «книжник и философ так, яко (ва) же в Русской земле не бяшет». По другим отзывам, он «зело книжен и учителен и философ велий и многа писания написав предаде». Архиепископ Филарет (Гумилевский) , упоминая Климента в «Обзоре русской духовной литературы», считает вероятным, что «сему учительному пастырю принадлежит красноречивое поучение в неделю Всех Святых: «Кто доволен изглаголати силы Господня?» Ему приписывается также слово о любви – «Климово».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Не уступает Кириллу в символизме и Климент Смолятич . В известном библейском стихе «Премудрость созда себе храм и утверди столпов седмь» (Притч. 9,1) под храмом он понимает всё человечество, а под семью столпами — семь Вселенских соборов (ПЛДР 2,284). В евангельской притче о некоем человеке, ограбленном и израненном разбойниками на пути из Иерусалима в Иерихон, Климент склонен видеть символическое изображение истории Адама: Иерусалим — Эдем, Иерихон — мир, человек — Адам, разбойники — бесы, обманом лишившие Адама «боготканых одежд», раны — грехи (286). Подобные почти произвольные и незамысловатые толкования были близки народному сознанию и хорошо им принимались. По духу своему и принципам передачи смысла, по характеру организации знаковой структуры они были родственны народным загадкам, разгадки для многих из которых было почти невозможно найти; их следовало было просто знать. Слишком велико поле свободных ассоциаций между знаком и значением. Вот несколько примеров, взятых с первой открывшейся страницы собрания загадок. «По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел» (штаны); «Летели две сороки, у них четыре хвоста» (лапти); «Овца в корове» (чулок в ботинке); «Зяб, перезяб в тонких березях» (оконное стекло); и т. д. . Подобными ребусами (или толкованиями) наполнены и популярные со времен Киевской Руси многочисленные апокрифы. Приведу несколько образцов апокрифических загадок, чтобы показать их родство с изложенными выше толкованиями Кирилла и Климента и близость к фольклорным текстам. Из «Беседы трех святителей»: «Василий спросил: «Как вода покрыла море?» Григорий ответил: «Вода — учение книжное, а морем называется мир»». Или другая загадка: «Что означает: стоит дерево в цвету, а под ним — корыто, а на дереве сидит голубь и, срывая цветы, кидает их в корыто, цветов не уменьшается, а корыто не наполняется? Дерево — земля, а цветы — люди, корыта — могилы, а голубь — смерть». Еще одна загадка из того же апокрифа: «Что значит: птица ростом с воробья, а мяса в ней как в телке? В азбуке слов немного, а написанных книг великое множество» (141; 145).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

Так продолжалось и в последующее время; только Изяслав II Мстиславич (внук Владимира Мономаха ) в 1147 г. повторил случай, бывший при Ярославе Великом. По удалении Михаила II кафедра митрополичья на Руси оставалась вакантной в продолжение двух лет. Изяслав задумал заместить ее без патриаршей помощи: велел епископам собраться и самим поставить митрополита. В качестве кандидата указал на монаха Зарубского монастыря Климента Смолятича, родом русского, очень умного и образованного. Одни соглашались с князем, другие противились. Из сторонников князя особенно выдавался влиятельный черниговский епископ Онуфрий.«Я узнал, – говорил он, – что епископам, собравшимся вместе, принадлежит власть поставлять митрополита… (Вместо того, чтобы обращаться к патриарху) мы можем поставить его главою святого Климента, которая у нас находится, как ставят греки рукою святого Иоанна Предтечи». Несогласных было всего трое, и из них особенно горячо агитировал Нифонт Новгородский, человек очень умный и начитанный, между прочим, хорошо знавший церковное законодательство. Он решительно заявлял:»Нет того в законе, чтобы митрополита ставить епископам без патриарха «и требовал заручиться благословением последнего. Партия князя взяла однако верх, и Климент без соглашения с патриархом поставлен митрополитом для всей Руси. Ни он, ни великий князь даже и после этого не считали нужным выпросить от патриарха благословение, как раньше сделали Иларион и Ярослав. Это еще более усиливало неудовольствие в противниках Климента. Поддерживаемые патриархом, некоторыми князьями, низшим духовенством и народом, они решительно отказывали ему в повиновении. " Мы не станем тебе кланяться и служить с тобою, потому, что ты не взял благословения… от патриарха», – говорил Нифонт от лица своих сторонников. Митрополит употреблял все меры к тому, чтобы уничтожить раздоры: Нифонта, например, после напрасных двухгодичных «мучений " с ним, он даже заключил в Киево-Печерском монастыре. Но все напрасно. Сам Климент в скором времени (1149 г.) должен был оставить кафедру, потому что его патрон Изяслав был согнан с великокняжеского стола Юрием Долгоруким.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

72 Отсутствовали епископы Ростово-Суздальский и Владимиро-Волынский. По видимому, предложение соборно избрать и поставить на Киевскую кафедру Климента Смолятича исходило от созвавшего Собор великого князя. Право Собора русских епископов на поставление митрополита обосновал Онуфрий, епископ Черниговский, но против него выступил Новгородский епископ Нифонт, заявивший: «Нет того в законе, чтобы митрополита ставить епископом без патриарха, но ставит патриарх», и, обратившись ко Клименту прибавил: «Мы не станем тебе кланяться, не будем служить с тобою, потому что ты не взял благословения у Св.Софии». На это Онуфрий ответил: «Я узнал, что нам достоит поставить митрополита; мы можем поставить его главою св.Климента, которая у нас находится, как ставят греки рукою св.Иоанна Предтечи.» 73 Судя по этому высказыванию, полной уверенности в законности предлагаемого ими поставления митрополита без согласия патриарха у Онуфрия и его единомышленников не было, поэтому и решили «усилить» действенность постановления предстоятеля Церкви обрядом «поставления мощами». Участники Собора, исключая епископов Нифонта Новгородского и Мануила Смоленского, согласились с предложением Онуфрия и совершили архиерейскую хиротонию и чин поставления Климента Смолятича на кафедру митрополии всея Руси. До поставления на митрополию Климент Смолятич был монахом монастыря, расположенного в местечке Заруб, в Переяславской земле. Летописец кратко характеризует его как «книжника и философа, какого прежде на Руси не бывало.» Прозвище «Смолятич» некоторые историки понимали, как указание на происхождение Климента из г.Смоленска, однако, более точное исследование доказало, что оно происходит от славянского имени Смолята и является, по-видимому, просто отчеством. Несколько дошедших до нашего времени посланий, написанных митрополитом Климентом, свидетельствуют о его глубоких познаниях в святоотеческом богословии и церковном праве, владении искусством риторики и диалектики и прекрасном знании греческого языка. По свидетельству летописей Климент был великий молитвенник и постник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом духе рассуждал и преемник Василий Дмитриевича, Василий Васильевич Темный, который называл последнего византийского царя Константина Палеолога «теплым и непреклонным истинным поборником и правителем непорочной православной христианской веры». В частности константинопольскому церковному правительству, т. е. или одному патриарху, как высшему духовноиерархическому лицу, или вместе с императором, как высшей церковно-правительственной властью, принадлежали следующие права над русской церковью: 1) право регулирования и изменения русского церковного устройства. В силу этого права, в Константинополе издавались грамоты об учреждении новых митрополистских кафедр на Руси с определением границ митрополий, о перенесении кафедры митрополита из одного города в другой, о возведении епископов в архиепископы. 2) Право назначения и посвящения митрополитов в русскую церковь . Митрополит, присылаемый из Константинополя, рассматривался как экзарх или легат, уполномоченный от константинопольской власти, представляющий «лицо, кафедру и все права» пославшего его патриарха, который, имея «попечение обо всех христианах» по всей вселенной находящихся, не может обходить лично все города и веси, а посылает всех представителей в разные части вселенной, в том числе и в русскую землю. Из общего правила о замещении русской митрополистской кафедры из Константинополя до половины XV в. было несколько исключений, объясняющихся разными историческими обстоятельствами, но отнюдь не отказом Константинополя от своих прав: а) при Ярославле Владимировиче Илларион, родом русский, в 1054 г. и при Изяславе Мстиславиче Климент Смолятич, также родом русский, в 1147 г. были поставлены в митрополиты по воле названных князей и посвящены русскими епископами без сношений с Константинополем; б) митрополиты Кирилл II, Петр и Алексей, родом русские, назначались по воле князей, но посвящались в Константинополе. 3) Право высшего надзора за русской церковью, соединенное с правом получения сведений о положении церковных дел на Руси. В одной патриаршей грамоте (от 1354 г.) было выражено даже, что русский митрополит если не каждогодно, то по крайней мере через каждые два года должен являться лично в Константинополь, или присылать уполномоченных. 4) Право разрешать религиозно-обрядовые споры (напр. споры о посте в среду и в пятницу, если в эти дни случится великий праздник), и право держать высший суд над заблуждающимися, вместе с правом руководственных посланий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Перед кончиною своею этот ученый и благочестивый князь завещал свою богатую библиотеку в пользу училища, как было выше упомянуто 32 . В числе князей, любителей Св. Писания, упомянем ещё вышеназванных Новгородских князей: Владимира Ярославича († 1052 г.) для которого списаны были книги пророческие с толкованием, и сына Мономахова, Мстислава Владимировича, а также посадника новгородского Остромира, для которых списаны были Евангелия. в) Распространение духовного просвещения в народе. Пресвитер Иларион, его «исповедание веры» и «слово о законе и благодати»; поучение преп. Феодосия, поучение Луки Жидяты; летописец Нестор; св. Кирилл, епископ Туровский; митрополит Климент Смолятич; Кирилл, епископ Ростовский. Мы видели, как заботами князей возникло множество школ, из коих в некоторых были даже греческие и латинские учителя; с каким рвением вместе с тем собирались и переводились греческие книги, и притом в таком количестве, что из них составлялись целые библиотеки, предлагавшиеся для использования всем верным (то есть, христианам), и как сами князья подавали собою пример ревностного изучения книжной мудрости. Все это вместе, школы, библиотеки, примеры князей, не могло не действовать самым возбуждающим образом на народ, поощряя его к усвоению новой, христианской образованности. Усилия благочестивых князей не были тщетны, – они увенчались редким успехом. Книжное чтение, или «почитание», стало более и более распространяться в кругу грамотных людей как дополнение начального образования, полученного в школе, как одно из главных средств не для одного лишь умственного образования, – для спасения души, так как круг чтения составляли почти исключительно книги Св. Писания, творения отцов церкви, жития святых и другие духовные книги. Даже сочинения светского содержания носили тогда христианский отпечаток, потому что авторы их проникнуты были религиозным духом. Убеждение в двоякой пользе «почитания» для ума и сердца часто высказывается в писаниях духовных лиц, на себе испытавших действие «букварнаго» слова, которое питает душу, крепит ум и сердце и приводит человека к богопознанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Конечно, Херсонес с его легендарной историей преизобиловал нетленными мощами. Но правитель Руси предпочтение отдал святыне вселенской – мощам папы Римского Климента, бывшего апостолу Петру «другом в монашестве (“в инокости”), учеником в вероисповедании, восприемником в чести (потому что Климент, вслед за Петром, стал епископом Римским. – О.К. ) и, наконец, наследником в мученичестве» . Обратим внимание и на эстетический аспект. Мы имеем в виду гимн, который сочинил святой Кирилл в Херсонесе сразу после обретения им мощей священномученика Климента. Знаменитый церковный ученый и переводчик второй половины IX века Анастасий Библиотекарь в письме к епископу Веллетри Гаудериху писал: «Но существует также два его прославленных сочинения, именно коротенькая повесть и одно торжественное слово, переведенные мною языком неуклюжим и далеко отступающим от блистательного красноречия его. Свиток же гимна, который тот же Философ (святой Кирилл. – О.К. ) издал во славу Божию и блаженного Климента, я не решился перевести, потому что в латинском переводе… не было бы складной, ладящей с напевом гармонии» . Этот гимн равноапостольного Кирилла сразу же вошел в славу. Допустим, его и два других творения солунского святого слышал великий князь Владимир, когда пребывал в Херсонесе. И возможно, красота великого Кирилловского слова сыграла не последнюю роль в выборе князем христианской веры. Как святой просветитель славян Кирилл, так и святой креститель Руси Владимир упокоение нашли подле мощей священномученика Климента: первый – в римской базилике Сан Клементе, второй – в Успенской Десятинной церкви, названной побывавшим в Киеве в 1015 году Титмаром Мерзебургским «Климентовским храмом». Обладание мощами «святого и подобного апостолам» Климента наделило правом великого князя Изяслава Мстиславича и шестерых епископов впервые пренебречь мнением Константинопольского патриарха и самим поставить на митрополичью кафедру русского схимника Климента (Клима) Смолятича – «книжника и философа, которого не было на Руси и потом не будет».

http://pravoslavie.ru/4378.html

Митрополиты Киевские Кафедра в Киеве, с 991 года кафедра в Переяславе Имена Сведения Михаил I (первый) свт., управлял 30.09.992 управлял 1007 (1008) управлял с 1019 или с 1008 Митрополиты Киевские и всея Руси Кафедра в Киеве Имена Сведения Феопемт управлял с 1035 (1038) Кирилл I упоминается неизвестно Иларион (Русин) поставлен с 1051 по 1054 упоминается неизвестно Георгий управлял с 1062 (1067) 1079 (1077) Иоанн II рукоположен с 1077 (1080) 31.08.1089 Иоанн III возведён и управлял Ефрем (прп.), епископ (митр.) Переяславский) возможно, выполнял функции первосвятителя с 1097 по 1102 с 1092 по 1097 Николай управлял с 1097 по 1102 вернулся в Грецию; 1104 Никифор I назначен с 18.12.1104 (6.12.1103) январь 1121 Никита управлял с 15.10.1122 19.05 (9.03) 1126 Михаил II рукоположен с 1129 (1127) по 1145 уехал в Грецию; 1145 Онуфрий (епископ Черниговский) управлял митрополией с 1145 по 1147 Климент (Смолятич) рукоположен с 27.06.1147 по 20.03.1155 Удалён; после 1164 Константин I (блж.) рукоположен с 1155 по 1159 Оставил митрополию; 5.06.1159 Феодор управлял с августа 1161 22.08.1163 Иоанн IV возведён 12.05.1166 (1174) Константин II поставлен Никифор II управлял Гавриил упоминается в 1198–1210 неизвестно Дионисий упоминается неизвестно Матфей упоминается 22.08.1220 Кирилл II рукоположен с 06.01.1224 назначен 1240 (возможно убит) Кирилл III рукоположен В 1246–1247 (избран в 1242 (1243) 7.12.1281 рукоположен 6.12.1305 поставлен 21.12.1326 Феогност, свт. рукоположен 11.03.1353 Феодорит рукоположен в 1352 по 1354 низложен; неизвестно Алексий (Бяконт-Плещеев), свт. бывший епископ Владимирский 12.02.1378 Афанасий епископ Владимиро-Волынский временно управлял Московской митрополией 1363 (1362) в Костроме Герасим, епископ Коломенский временно управлял Московской митрополией с 1378 до 1380 епископ Коломенский; 15.08.1388 Михаил (Митяй) наречённый митрополит с 1378; не рукоположен 2.12.1375 (1376) митрополией не управлял; 1379 Киприан свт. рукоположен 2.12.1375 (1376) (принят с 1380 по 1382)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010