«Человек образуется вообще по идее родственного ему духа, творится не без формы и вида в лаборатории природы, где таинственно совершается рождение человека, общее по искусству и сущности. Человек характеризуется по тому отпечатку, который совершается по душе, им избранной» 3 . Человек рождается по типу производящего духа, с наложением печати духа. Архетип был для Климента не только понятием, но и объектом созерцания, мистического переживания. Климент приоткрыл завесу над таинственным процессом духовного рождения человека, проник в духовную лабораторию Логоса-Христа своим духовным оком. Мистическое созерцание позволяет Иосифу Бриенскому говорить более детально о внешности и значении архетипов: «Это блаженное созерцание красоты архетипов, это – восхождение сердец, руководство, совершенство возрастающих (духовно), просветление и очищение от пятен. У них блестящая внешность, от них – все предсказания, откровение тайн, распределение радостей, пение с ангелами и уподобление Богу» 4 . Благородство человека, говорит Иосиф Бриенский, заключается в том, чтобы «хранить данный ему образ архетипа и уподобиться ему» 5 . Климент Александрийский , ученик философа Афинагора, говорит: «Хочу, чтобы вы (ученики) исправились по архетипу» 6 . Дух-личность снабжена печатью архетипа, «родственного духа», печатью идеи, ангельской печатью. Личность делает человека ангелом. Поэтому обращение человека-личности есть радость для архетипа. Об архетипическом происхождении духа человеческого говорится в обоих Заветах, ап. Павел повторяет из псалма 163, 4: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Твоими – огонь пылающий» ( Евр. 1, 7 ). Достоинство человека обусловлено пребыванием в нем образа Бога, но Христос говорит и об ангельском аспекте человеческого достоинства: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» ( Мф. 18, 10 ). Множественность архетипов предполагает иерархию, гармонию и симфонию в их взаимоотношениях, и каждый архетип ответственен за их сохранение. Всякое нарушение этих духовных законов релятивного бытия означает перевод в стан «сынов противления».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

– Для того чтобы вновь обрести Бога в своей жизни, Церковь предлагает путь спасения. Христос во время проповеди говорил: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14), – напомнил слушателям митрополит Климент. Владыка рассказал, почему выбрал для своего доклада именно писания Феофана Затворника: «Своеобразие взглядов святителя Феофана состоит, в первую очередь, в том, что путь, который он предлагает христианину, выглядит достаточно оптимистично. Кроме того, святитель делает особый акцент на психологии человека, отмечает разнообразие её оттенков и душевных движений». В своих трудах святитель много внимания уделяет вопросу, что есть истинная духовная жизнь, и определяет путь спасения как «веру с хождением в заповедях при помощи благодати Божией». В практическом плане одним из важнейших оснований духовного выбора человека становится внимание к заповедям, они помогают нам увидеть нашу немощь, и когда человек её осознаёт, то для преодоления обращается к Богу, а не к людским средствам и способам. Святитель Феофан указывает, что существуют факторы, препятствующие выбору духовного пути. Человеку трудно встать на путь спасения ещё и потому, что он пребывает в состоянии внутреннего разделения. Святитель обращает внимание на отличие христианской жизни от жизни естественной и констатирует, что человек может спастись с помощью Божией. «Стоит человеку поддаться искушению, как он, будучи носителем испорченной грехопадением природы, ступает на путь зла. Если он не осознал своей недостаточности, немощи, причина которой – греховность, то на практике это означает, что такой человек, ступивший на путь к Богу, тут же с него собьётся», – отметил владыка Климент. Подводя итоги доклада, митрополит рассказал о таком важном для нас качестве, как способность бороться с самим собой: «Всякий, ступающий на путь духовной жизни, должен иметь решимость вести борьбу с самим собой. Следует помнить, что борьба эта относится не только к области ума, но и ко всем силам человеческой природы».

http://pravoslavie.ru/59061.html

Филипп говорит Нафанаилу: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки ( Ин. 1:45 ). О пророческом служении Христа знает самарянка: Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё ( Ин. 4:25 ). После насыщения пяти тысяч людей пятью хлебами люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир ( Ин. 6:14 ). Когда Иисус призвал жаждущих пить воду, которую Он даст, и сказал о Духе Святом, Которого примут верующие в Него, то многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос ( Ин. 7:40–41 ). Так неразгаданными до конца оставались для иудеев слова великого Моисея о имеющем прийти Пророке. Но этого Пророка ждали. Обратимся к толкованию святыми отцами Моисеевых слов о грядущем Пророке. Климент Александрийский , учитель Огласительного училища, видит в предвозвещенном Моисеем Пророке Педагога, Которого должен будет слушаться народ. «Поэтому ни мало не медля, Моисей, предвидя в духе пришествие совершеннейшего Педагога, Логоса, самосознательно отступает на задний план и наперед говорит народу как об этом Педагоге последних времен и Его воспитательном методе, так равным образом заповедует народу и слушаться этого Пророка. Пророка, говорит он, из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь ( Втор. 18:15 )» «Педагог», кн. 1,гл. 7]. Учиться–значит слушать педагога, поэтому Климент называет Педагогом Того, Кого Моисей призывает слушаться. Св. Афанасий Великий отмечает неправоту иудеев, когда они слова Моисея о грядущем Пророке относят только лишь к одному из их пророков. «И иудеи были, и доныне находятся, в заблуждении касательно лица, когда думают, что об одном из них сказано... и когда слова: Пророка вам возставит Бог ( Втор. 18:15 ) почитают сказанными об одном из пророков» т. 2, На ариан слово первое, п. 54]. По св. Афанасию, речь идет именно о грядущем Мессии-Пророке. Согласно св. Афанасию, сам Моисей понимал, что всё им произносимое относится не к нему самому, а к Имеющему прийти: «С древних времен, когда пророки и законники излагали Святые Писания, они видели, что излагаемое ими относится не к ним самим, но к другим, которым они были предпосланы. Именно Моисей говорил: Пророка воздвигнет вам Господь из братьев ваших, как меня, –

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

На этом пути нашего общего дела, нашей литургической жизни, взятой в ее самом широком смысле, прежде всего Сам Бог, Творец нашего мира, является для нас образцом наших добрых дел, нашего служения человеку. «Со всем усилием и готовностью поспешим совершать доброе дело, — призывает нас сщмч. Климент Римский, — ибо Сам Творец и Владыка всего веселится о делах своих» (Климент Римский, сщмч. Первое послание к Коринфянам. Гл. 33//Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 156); сотворив мир и человека, Он подает нам в этом первом благом деле и первый образец для подражания, образец для всех наших добрых дел. «Хорошо весьма» (Быт. 1:31) — это восклицание Божие, происходящее от преизбытка Божественной любви, является для нас призывом к тому, чтобы было хорошо всякому человеку и всякой твари, чтобы наше христианское общее дело было продолжением в истории дел рук Божиих. Господь Иисус Христос, будучи Богом и человеком, дает нам совершеннейший образец такого нашего человеческого делания, любви к ближнему и заботы о нем. Вся земная жизнь Спасителя была непрестанным свидетельством Его служения бедным и убогим! Свидетельство о Боге и выражение Его Божественной и вместе совершенной человеческой любви к человеку — таковы две составляющие Его общественного служения и, прежде всего, Его конкретных добрых дел, направленных на исцеление страдающего человека. Сам Господь объясняет нам истинное значение нашего общего дела в его широком смысле в притче о добром самарянине (Лк. 10:30-37), в заповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), в следующих словах: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:35-36, 40). Церковь Христова призвана нести в мир образ своего Спасителя, продолжать Его дело, быть светом миру (см. Мф. 5:14-16) — свидетельствовать о Боге не только своим учением, но и прежде того, своими делами — делами, которые являются плодом Божественной любви в нас. Таким образом, социальное служение Церкви, служение бедным и убогим, которое вытекает из самой сущности церковной миссии, есть одна из неотъемлемых составляющих церковного служения Богу, одно из важнейших проявлений самой природы Церкви, истинной природы Человека.

http://patriarchia.ru/db/text/1160679.ht...

Вот это – то, о чем пишет Климент Александрийский , что в глазах жителей Ханаана он был как царь, как князь Божий. И жители Ханаана говорят: «Послушай нас, господин наш» ( Быт. 23:6 )! То есть они как бы догадываются, что Авраам намного выше их. Но можно и иначе истолковать слова «пришелец и поселенец». Слово, переведенное у нас как «пришелец» (на иврите гер), точно переводиться как: «пришелец». Но следующие слово, переведенное у нас как «поселенец», на иврите тошав, означает: «оседлый» или даже «кореной житель». То есть Авраам как бы говорит: «Если хотите я буду вести себя среди вас как гер (гастарбайтер), а если не хотите, то могу вести себя и как тошав (как коренной житель), ведь Бог уже отдал мне эту землю. « Ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения [на нем] умершей твоей » ( Быт. 23:6 ). То есть они готовы предоставить любое место, где Авраам захочет похоронить Сарру, и готовы предоставить места, где были их гробницы, чтобы там приготовить место для Сарры 231 . Но Авраам думает совсем иначе, он не хочет верующую Сарру хоронить на одном погосте с язычниками. И вот поведение Авраама, о котором Климент Александрийский говорит: «Поэтому их деяния стали законом для нас», является для нас примером. Он не хочет хоронить свою жену даже среди гробниц князей земли Хета, он хочет иметь свое собственное кладбище. « Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым; и говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он отдал мне пещеру Махпелу » ( Быт. 23:7–9 ). Вот это слово (Махпела) переводится на русский язык как «двойная». То есть – двойная пещера 232 . Декларируя, что он хочет создать место погребения в земле Ханаана, Авраам как бы заявляет об его окончательном решении поселиться на этой земле. Известно, что в древности на Востоке человека хоронили в месте захоронения его предков, от чего и существовал эвфемизм: «приложился к народу своему» ( Быт. 25:8 ). И так как Авраам не собирался возвращаться в Месопотамию, он и создает новое место погребения для своего клана.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. 13:7 – 14 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для (очищения) греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Вопросы к зачету 1. Вопрос о времени и месте написания Евр., адресаты Послания. 2. Проблема авторства Послания к евреям. 3. Превосходство Христа над пророками, ангелами и Моисеем ( Евр. 1 – 3 ). 4. Превосходство Христа над Аароном. Христос – истинный Первосвященник ( Евр. 4:14 – 5:11 ), по клятве Божией (6:13 – 20), по чину Мелхиседека (7). 5. Превосходство первосвященства Христова: лучший завет ( Евр. 8 ), лучшая скиния (9:1 – 10). 6. Превосходство первосвященства Христова: лучшая жертва, очищающая совесть ( Евр. 9:11 – 28 ), Единственная и совершенная жертва Иисуса Христа ( Евр. 10:1 – 18 ). 7. Понятие веры по Евр., примеры подвижников веры ( Евр. 11 – 12:17 ). Темы для докладов 1. Прообразовательное значение ветхозаветной скинии и ее жертв ( Евр. 9 – 10 ). 2. Послание к евреям и его ветхозаветные корни. 3. Вопрос авторства Послания к евреям. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. С. 116 – 117 ....Свое Послание, всеми признанное, он (Климент, еп. Римский) написал Коринфской Церкви от лица Римской. В нем он приводит много мыслей из Послания к Евреям, выписывая некоторые дословно, и ясно доказывает, что Писание это (т. е. Послание к Евреям) не новое. (2) Поэтому, естественно, он решил причислить его к остальным Посланиям апостола. Павел писал евреям на родном языке, и одни говорят, что евангелист Лука, а другие, что сам Климент перевел его на греческий. (3) Последнее кажется более вероятным и по сходству языка в Климентовом Послании и в Послании к Евреям, и по небольшой разнице между мыслями обоих писаний» (Кн. III. § 38, 1 – 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этих словах послания к Диогнету чувствуется, что уже существует некоторая нотка недоверия к дидаскалам, которых, повидимому, обвиняют в новшестве. Наряду с уважением, которым были окружены истинные дидаскалы, постепенно рождается опасение, направленное вообще против гнозиса. Первоначальная церковь знала не только ложных пророков, но и ложных учителей. Первые предостережения против них мы находим в Пастырских посланиях. С одной стороны, мы находим в них слова, которые имели необычайный резонанс, как в истинном, так и в ложном гнозисе: «И что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( II Tuм. 2,2 ), а с другой стороны: «много есть и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» ( Титу 1,10–11 ), так как «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( I Tuм. 1,19 ). «Ученне 12-ти апостолов» говорит о ложных учителях, а Ерма в своем «Пастыре» предостерегал верных против тех, кто «вводили чуждые учения и совращали рабов Божьих» 243 . Если Ириней Лионский , считая безрассудными вопросы, что делал Бог до сотворения мира 244 , или как Бог родил Сына 245 , не отрицал окончательно гнозиса, особенно касающегося экономии спасения 246 , то Тертуллиан решительно заявлял, что нет ничего общего между Афинами и Иерусалимом, Академией и Церковью 247 . Течение, направленное против гнозиса, а косвенно и против дидаскалов, было настолько сильно, что Климент Александрийский должен был поставить проблему веры и гнозиса, никогда неизжитую до конца Церковью: «Некоторые, говорил он, которые считают себя умными людьми, думают, что хорошо не касаться ни философии, ни диалектики и не заниматься изучением природы. Они требуют веру, чистую и простую, как будто они хотят, нисколько не заботясь о винограднике, собирать с самого начала гроздья винограда» 248 . Синтез веры и знания, к чемустремился Климент Александрийский и Ориген , не был принят церковным сознанием их времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Св. Киприан пишет: «Крещенные в Церкви запечатлеваются Господней печатью по примеру того, как некогда крещенные самаряне приняли от апостолов Петра и Иоанна, через руковозложение и молитву Духа Святаго… (Деян. 8:14-17) Чего у них недоставало, то совершили Петр и Иоанн… Так бывает и у нас… совершенствуются Господней печатью». И у других отцов Церкви миропомазание называется «печатью» (Климент Алекс, и Кирилл Иерус.), «печатью духовною» (Амвросий Мед.), «печатью жизни вечной» (Лев Вел.), «утверждением» (постановл. Апост.), «совершением» или завершением (Климент Алекс., Амвросий). Св. Ефрем Сирин пишет: «Печатью Святого Духа запечатлены все члены твои». Св. Василий Великий спрашивает: «Как будет оспаривать тебя ангел себе, как исхитит у врага, если не знает печати… Или не знаешь, что погубляющий миновал дома запечатленные и убивал первенцев в домах незапечатленных? Незапечатленное сокровище удобно похищается ворами, непомеченную овцу безопасно можно отманить». Таинство это называется также «даром Духа» (Исидор Пелусиот), «таинством Духа» (Тертуллиан, Иларий), «символом Духа» (Кирилл Иерус.). Св. Киприян свидетельствует, что древние, говоря о рождении водой и Духом, разумели под рождением водой крещение в тесном смысле, а под рождением Духом — миропомазание. Первоначальный способ совершения таинства . — Эти дары Святого Духа первоначально подавались в первенствующей Церкви через руковозложение. Об этом читаем в книге Деяний 8:14-17, где рассказывается, что находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго: «Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только они были крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили на них руки и они приняли Духа Святаго», также и в Деян. 19:2-6 об апостоле Павле читаем, что, когда Павел встретил в Ефесе учеников, крестившихся только Иоанновым крещением, то услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Но нет, это только кажется на первый взгляд нам, непосвященным. Климент Александрийский так и толковал наш эпизод: слова Христа « пойди, продай имение твое и раздай нищим» по его мнению, нельзя понимать буквально – Он говорил аллегориями, имея в виду не внешний отказ от имения, а внутреннее отвержение той власти, которую имеет богатство над людьми. Климент пишет: « Продай имение твое. Но что значит это? Не это повелевает Господь, о чем некоторые слишком поспешно думают, что наличное свое имущество он должен был разбросать и со своими богатствами расстаться; нет, он должен только (ложные) мнения относительно богатства из своей души выкинуть, алчность и жажду их, беспокоиться о них перестать, устранить со своего пути это терния жизни, заглушающие собой семена Слова» . У Климента получается, что наш бедный богатый юноша был виноват в том, что не понял этой аллегории – если бы он внял, что отдавать то богатство на самом деле не нужно, то, не исключено, он бы принял предложение Христа. Натянутость и даже комичность такой экзегезы видна невооруженным глазом, и она не привилась даже в падкой на аллегорическое толкование Александрийской школе богословия: Ориген, ученик Климента, уже толковал эпизод с богатым юношей буквально. Но уж слишком не хочется отказываться от такой удобной имущественной философии. А потому изобретательные «климентисты» в тексте эпизода стараются отыскать новые подтверждения своим воззрениям. Один из них они находят в Евангелии от Марка: « И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мк.10,23-24). « Надеющимся на богатство» – вот она, спасительная соломинка! Когда Христос сказал ученикам « как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие», то они ужаснулись. Тогда он поправился и пояснил свою мысль иначе: « трудно надеющимся на богатство…». Вот это другое дело! Иметь можно – надеяться нельзя.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/08/...

– Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна ( Деян.9:5 ). Савл узнал новое имя Бога – Иешуа – Иисус. Он пал на землю, он был ослеплен этим откровением. Оказывается, он, правоверный иудей, гнал Мессию. И теперь он будет проповедовать, что спасение возможно только через Иисуса Христа. Теперь вся его жизнь превратится в проповедь о том, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ), кроме имени Иисуса Христа. Пройдет четыре века, и Иоанн Златоуст назовет апостола Павла «арфой Духа Святаго». И все это было так неожиданно, так необычно. При императорском дворе появились христиане. Священномученик Климент, папа Римский, был родственник императора Веспасиана, императора Тита, императора Домициана – династии Флавиев. Действительно, было какое-то особое время, были труды, было терпение. Климент был приговорен к ссылке и к казни. Его, римского епископа, привязали к якорю и утопили. Потом его мощи обретут равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Но смотрите, что сказано далее к Ефесской церкви: Откр.2:4–5 . «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». Андрей Кесарийский поясняет: «Хваля Церковь в двух или трех отношениях, порицает и зазирает ее в одном, о чем и упоминает в середине, а о похвалах в начале и конце речи. Непоколебимость в вере, трудолюбие и оставление пороков хвалит. Одобряет и то, что не верят всякому духу. Они испытывали выдававших себя за апостолов, и, признав их лживыми, не принимали. Хвалит и за то, что они возненавидели гнусные дела николаитов. Порицает же и стыдит за охлаждение любви к ближнему, уменьшение благотворительности, к чему и призывает словами – покайся и первые дела сотвори». Вы знаете, легко поддерживать добрые отношения с христианами в небольшой общине. Но когда община разрастается, когда это не сто человек, а двести, когда это не двести, а пятьсот, когда это не пятьсот, а тысяча и более – естественно, пастыри, как бы они ни старались, не могут уже всех знать по именам. Хорошо если они в лицо всех знают. Ситуация стала меняться в худшую сторону. Апостол Павел предсказывал это, он говорил: «…по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян.20:29–30 ). Такие пророчества, предсказания были. Апостолы умирали, появлялось новое поколение. Ученики апостолов называются в истории «мужи апостольские».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010