Решение патриарха о ставропигии лавры, согласованное с властями Украины, объясняется, в частности, той неоднозначной ролью, к-рую играл в жизни К. е. в 1924-1925 гг. еп. Макарий. Он не признал полномочий архиеп. Иоанникия и именовал себя «заместителем митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины», претендуя на руководство Украинским экзархатом. В связи с этим патриарх Тихон 2 апр. 1924 г. дал разъяснение на имя архиеп. Иоанникия, в к-ром отмечал, что в юрисдикции еп. Макария состоит только К. е. и он не может быть председателем Собора епископов всея Украины. Такое же разъяснение патриарх направил и Полтавскому архиеп. Григорию (Лисовскому). Вероятно, это подтолкнуло еп. Макария к разрыву с патриархом. 31 дек. 1924 г. в заявлении от собрания киевского духовенства в НКВД Украинской ССР еп. Макарий писал, что «Украинская церковь с 1922 г. вступила на путь самостоятельности», поэтому он в 1923 г. прекратил поминовение патриарха Тихона. По словам еп. Макария, с авг. 1924 г., после освобождения патриарха из-под ареста, духовная власть К. е. «вновь допустила его поминовение как канонического руководителя православной Церкви... а в данное время она прекратила это поминовение, как только ей стало очевидно, что поминовение это враги ее желают использовать в качестве доказательства политической неблагонадежности ее представителей». Подчеркивая свою лояльность властям, еп. Макарий, в частности, писал о своих общих политических взглядах с обновленцами: «Епископы, духовенство г. Киева с особенной настойчивостью обращают внимание центральной власти на Украине на то, что их разделяют с т. н. обновленцами церковно-религиозные различия, а отнюдь не противоположности в политических воззрениях» (ЦДАВО. Ф. 5. Оп. 2. Д. 220. Л. 96-97). В мае 1924 г. окончательно прекратила работу основанная в 1920 г. Киевская правосл. богословская академия, последним ректором которой в 1923-1924 гг. был прот. Александр Глаголев. В янв. 1925 г. в рамках кампании по передаче лавры обновленцам были арестованы более 20 насельников во главе с настоятелем архим. Климентом (Жеретиенко). Было заведено групповое дело против насельников лавры, архим. Климента и наместника игум. Макария (Величко) весной 1925 г. выслали в Харьков, в том же году состоялась передача лавры обновленцам. В 1924-1925 гг. происходило массовое отречение от сана священнослужителей. К 1 февр. 1925 г. в Киевской губ. сняли с себя сан 49 священников, 3 диакона, отреклись от веры 36 псаломщиков.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Димитрия (Любимова) об установлении контакта с еп. Павлом (Кратировым). На совещании 25 июля 1929 г. у свящ. Бориса Квасницкого свящ. Димитрию Иванову было поручено посетить еп. Дамаскина (Цедрика) и выяснить его позицию. На 4-м совещании в авг. того же года обсуждались результаты этой поездки. В сент. состоялось последнее совещание. В окт. 1929 г. возник конфликт с архим. Спиридоном. После обращения Л. Рохлица к архиеп. Дмитрию (Любимову) с описанием прошлых вольностей архим. Спиридона архиерей предложил архим. Спиридону покаяться, чего он не сделал. В результате «…о. Иванов, а никто иной объявил о. Спиридона и всех его сторонников (Жураковский, Лукьянов, Бойчук), потерявшими общение с церковью…» (ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 59164. Л. 20). Впосл. разгорелся конфликт между бывш. единомышленниками Л. Рохлицем и Б. Квасницким, улаживать к-рый пришлось также свящ. Димитрию Иванову. После ареста еп. Димитрия (Любимова) киевские иосифляне перешли под омофор еп. Старобельского Павла (Кратирова). Влиятельным, как и прежде, было киевское монашество, к-рое вслед. массового закрытия мон-рей становилось частью городского и пригородного и сумело создать довольно много нелегальных центров Истинно православной церкви (ИПЦ). Лаврские иеромонахи, Агапит (Жиденко), Еразм (Прокопенко), Мартирий (Слободенко), Амфилохий (Фурс), Феогний (Деркач), Аполлоний (Кононский), монахи Кодрат (Речка), Патрикий (Недроль), Патрикий (Кирдай), Виктор (Емельянский), Тимофей (Гнатюк), вышли из подчинения архим. Ермогену (Голубеву) и признавали своим настоятелем прежнего архим. Климента (Жеретиенко), высланного в Харьков. Немаловажную роль играл и игумен подворья Киево-Печерской лавры в Ленинграде Клавдий (Савинский), каждое лето приезжавший в Киев и привозивший послания, воззвания, письма архиеп. Димитрия (Любимова). Все оппозиционное лаврское монашество имело своих сторонников, в основном жителей прилегающих к Киеву окрестностей. Еще один центр оппозиции во главе с игум. Михаилой (Шепелевой (Щёлкиной)) сформировался на Феодосиевском подворье.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Летом 1917 г. при поддержке Центральной рады немногочисленные, но хорошо организованные сторонники автокефалии Украинской Церкви образовали Братство Воскресения, гл. обр. с целью подготовки Всеукраинского Собора, на к-ром они собирались поднять вопрос об автокефалии. Братством также был создан комитет для подготовки Собора. После Октябрьской революции 1917 г. и провозглашения 7 нояб. Украинской Народной Республики национальное движение на Украине усилилось. Политические партии, выступавшие за независимость Украины, приобрели влияние среди военных; в армейской среде получила поддержку идея церковной автокефалии. В кон. окт.- нач. нояб. 1917 г. на состоявшемся в Киеве III Всеукраинском военном съезде эту идею высказала группа военных священнослужителей во главе со свящ. Александром Марычевым. 9 нояб., незаконно вмешиваясь в дела Церкви, военный съезд принял резолюцию о том, что правосл. Церковь на независимой Украине также должна быть независимой и автокефальной и что богослужение должно совершаться на укр. языке. Съезд создал Организационный комитет по созыву Всеукраинского Церковного Собора. 23 нояб. 1917 г. на совместном заседании этого комитета, комитета Братства Воскресения и комиссии по организации Собора Киевского епархиального съезда была образована Всеукраинская Православная Церковная Рада (ВПЦР). В тот же день рада приняла решение о созыве Всеукраинского Собора. ВПЦР и ее почетному председателю архиеп. Алексию (Дородницыну) удалось привлечь на свою сторону значительную часть братии Киево-Печерской лавры. На собрании в лавре 1 дек. 1917 г. предложения члена ВПЦР свящ. М. Маринича об украинизации Церкви, о проведении Собора и провозглашении автокефалии поддержали мн. монахи во главе с самочинно избранным братией наместником архим. Клементием (Жеретиенко) . В оказавшейся в руках сторонников автокефалии типографии лавры было напечатано воззвание ВПЦР к верующим Украины «Слава Toбi, показавшему нам cbim», в к-ром рада сообщала о том, что принимает на себя временное управление правосл. Церковью на Украине до созыва Всеукраинского Собора.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Сельскохозяйственные ресурсы пустыни стали значительным подспорьем для существования лаврской братии в революционные годы. В 1919 г. Духовный собор принял решение создать на базе лаврских пустыней сельскохозяйственную и ремесленную общины. Была предпринята попытка закрепить за мон-рем землю на арендных условиях. Однако земля отошла в ведение Китаево-Голосеевского коммунального хозяйства, где с 1921 г. монахи и послушники числились на правах «временных работников» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 КДС. Д. 783). Часть помещений отобрали власти. На основе действовавшего при обители приюта для детей-сирот солдат, погибших в войну 1914-1916 гг., организовали детскую колонию (Там же. Оп. 1 КДС. Д. 743. Л. 4, п. 71; Оп. 3. Д. 726. Л. 1). В Китаевской богадельне, взятой на учет гос. отдела социального обеспечения, призреваемых «уплотнили», провели реквизицию личного имущества, установили квартплату, закрыли кухню. Китаевский Киевский во имя св. Троицы мон-рь. Троицкий собор (1767). Фотография. 2012 г. Китаевский Киевский во имя св. Троицы мон-рь. Троицкий собор (1767). Фотография. 2012 г. В 20-х гг. XX в. количество братии увеличилось в связи с приходом монахов и послушников из лавры, а также из др. закрытых мон-рей. В 1923 г. в пустыни поселился находившийся на покое в лавре архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (см. ст.: Антоний (Абашидзе) ). В 1926 г. в обитель вместе с архим. Ермогеном (Голубевым) перешла значительная часть лаврских монахов, не принявших обновленчества. Богослужения в Китаеве совершались до 1933 г., хотя Троицкий храм по требованию властей был зарегистрирован как приходский, а территория пустыни в 1930 г. передана Всесоюзному исследовательскому ин-ту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 Украинский научно-исследовательский ин-т садоводства). Перед закрытием в пустыни проживало 97 монашествующих. В 1933 г. обитель была окончательно закрыта, в Серафимовской ц. устроен клуб. В годы нем. оккупации (1941-1943) на территории пустыни существовала община, организованная бывш. наместником лавры Климентом (Жеретиенко) ( Рылкова. 2008. С. 94). Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. в Троицком храме начались ремонтно-восстановительные работы. 9 мая 1990 г. был отслужен молебен у входа в церковь, поскольку внутренние работы не были закончены. Первая служба в храме, ставшем приходским, состоялась в янв. 1991 г., в праздник Богоявления. В 1992 г. был установлен 4-ярусный иконостас, выполненный по проекту архит. Р. Быковой на основании описаний утраченного иконостаса XVIII в. В 1990 г., в праздник Св. Троицы, состоялось богослужение и под сводами храма во имя прп. Серафима Саровского.

http://pravenc.ru/text/1841139.html

Отметим, что именно православие выступало объектом 1 гонений атеистического режима. Об этом красноречиво говорят данные о закрытии храмов в той же Российской Федерации с 1918 по 1933 год. Канонических православных храмов было закрыто 63% от общей численности (свыше 22 тыс.), «обновленческих» - 11,6%, мечетей - 13,5%, православных старообрядческих - 3,6%, лютеранских - 2,3%, католических храмов - 0,5%, синагог - 0,5%, домов молитвы баптистов - 1,5%. Одной из главных мишеней антирелигиозной политики служил старейший на Руси монастырь - Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (к 1924 г. ее братия насчитывала 557 человек). При поддержке органов госбезопасности при монастыре создали «альтернативную» общину обновленцев. Началось прямое расхищение последними и «музейными работниками» ценностей, мебели, ковров. Четыре лаврские корпуса разобрали на кирпичи, продавали колокола, чугунные ограды могил и надгробия. На рубеже 1924-1925 гг. ГПУ арестовало свыше 30 монахов во главе с настоятелем монастыря - архимандритом Климентом (Жеретиенко, который, несмотря на хроническую болезнь легких, уже побывал в Лукьяновской тюрьме). Их обвиняли в укрывательстве церковных ценностей (братия с 1922 г. и правда прятала драгоценные богослужебные предметы от конфискации). По совету старцев, «во избежание окончательного разорения», 18 декабря 1924 г. настоятель распорядился сдать ценности - по акту передали свыше 350 драгоценных предметов, включая ризу чудотворной иконы Успения Божией Матери. В декабре 1929 г. Лавру окончательно опечатали, монахов как «нетрудовой элемент» выселили. Тернистый путь Отбыв ссылку, он вернулся в Москву, откуда продолжал руководить православной паствой Украины. В декабре 1925 г. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Крутицкий Петр (Полянский) на случай своего ареста назвал владыку Михаила одним из своих заместителей (от чего тот сам отказался). Однако в августе 1925 г. вновь арестован, отправлен в ссылку в Прикумск Терской области, где находился до сентября 1927 г. Митрополитом Сергием (Страгородским) назначен митрополитом Киевским, введен в состав Синода РПЦ. Митрополит Михаил поддержал «Декларацию» владыки Сергия (ставшего в сентябре 1943 года Патриархом Московским и всея Руси) от 29 июля 1927 года. Этот документ о лояльности РПЦ советской власти, содержавший призывы к верующим служить ей по совести, отказаться от борьбы с Советами, хотя и не уберег Церковь от дальнейших жесточайших репрессий, привел к появлению оппозиционного «катакомбного движения» («Истинно-Православной Церкви»), но позволил сохранить «малое стадо» и хотя бы часть клира.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/18/v...

Митр. Макарий (Кармазин). Фотография. 20-е гг. XX в. Митр. Макарий (Кармазин). Фотография. 20-е гг. XX в. 8 марта 1922 г. Всеукраинский ЦИК принял постановление «О передаче церковных ценностей в фонд помощи голодающим». 2 апр. кампания по изъятию церковных ценностей началась в Киеве с конфискации ценностей лавры. В ходе обысков в лавре и скитах были обнаружены тайники с ценностями. 18 апр. газ. «Правда» отметила «добросовестное отношение к делу изъятия ценностей настоятеля лавры о. Климента (Жеретиенко) и его помощников». 10 апр. были изъяты ценности из Софийского собора. 14 мая началось изъятие из Златоверхого Михайловского мон-ря. По делу «сокрытия ценностей в Михайловском монастыре» был арестован приходский совет. Не избежала репрессий и братия: 21-23 мая Киевский ревтрибунал приговорил настоятеля обители Звенигородского еп. Алексия (Готовцева), наместника архим. Тихона, ризничего архим. Иннокентия к 5 годам принудительных работ, замененных домашним заключением. В отчете ГПУ отмечено, что за «непредставление инвентарных книг» 33 приходских совета в Киевской губ. преданы суду ревтрибунала (ЦДАВО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 707. Л. 9). 26 июня 1922 г. украинские ученые А. Е. Крымский, С. А. Ефремов, Д. М. Щербаковский и другие обратились в Совнарком с письмом, где содержалась просьба прекратить изъятие церковных ценностей, превратившееся в акты вандализма по отношению к произведениям искусства. Своего рода ответом на письмо стало проведенное 27 июня 1922 г. вторичное изъятие ценностей в лавре, во время к-рого была конфискована старинная золотая риза с чудотворной Киево-Печерской иконы Успения Богоматери, несмотря на то что братия лавры внесла за нее половину выкупа; были изъяты большое серебряное паникадило из Успенской ц., серебряная доска с престола из Трапезной ц. и серебряная рака с частицами мощей св. кнг. Иулиании из Благовещенской ц. В авг. в К. е. образовалась «группа прогрессивного духовенства», выступавшая за легализацию церковного управления, нормализацию отношений с властями и проведение церковной реформы. Лидерами группы стали прот. Александр Ходзицкий и свящ. Хрисанф Григорович, в нее вошло свыше 40 клириков.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Никанор также писал в мемуарах, что его самого 26 марта 1943 г. в Киеве немцы арестовали и допрашивали по подозрению в связях с «украинскими бандитами». В 1943 г. имели место убийства немцами клириков УАПЦ. Так, в Киевской обл. были убиты свящ. Иларион Головко и Андрей Иващенко. Жестокому избиению подверглись священники Леонид Попов, Стефан Позичайло, Иоанн Конашинский и др. В Черниговской обл., к-рая с окт. 1942 г., после низложения и лишения сана «епископа Чернигово-Нежинского» Фотия Тимощука, относилась к юрисдикции «Киевской епархии» Никанора, немцами были убиты священники УАПЦ Кравченко и Смаль. Никанор, желая оградить себя от подозрений, сам заявлял, что среди подчиненного ему духовенства Киевской епархии УАПЦ немало «замаскированных большевистских агентов», к-рые мешают ему нормально работать. В авг.-сент. 1943 г. УАПЦ постепенно приходит в упадок. Так, только в авг. в юрисдикцию еп. Пантелеимона (Рудыка) перешли 6 священников УАПЦ из Богуславского р-на, а также настоятель собора УАПЦ в Фастове. Также в авг. один из клириков УАПЦ, прот. Леонтий Юнаков, перешел в юрисдикцию «истинноправославной церкви» под рук. «архимандрита», впосл. «епископа» Михаила Костюка, имевшего т. н. Ставропигиальный мон-рь в Чоколовке (в черте Киева); еще ранее к Костюку из УАПЦ перешел свящ. Максимчук (Там же. Д. 4. Л. 133). Из автономной УПЦ к нему перешла община Вознесенской ц. на Байковом кладбище вместе с настоятелем прот. Петром Каменецким и прот. Иоанном Пустотиным. В Мышеловке (в черте Киева) в помещении школы открылся «истинноправославный» храм под рук. схиархим. Антония (Жеретиенко), бывш. настоятеля Киево-Печерской лавры, считавшего себя в юрисдикции митр. Серафима (Ляде) . В сент. 1943 г. немцы начали эвакуацию учреждений Киева. 22 сент. Киев покинул «епископ» Мстислав Скрыпник, а 24 сент. из Киева выехал и сам «архиепископ» Никанор, его архидиак. Василий и неск. др. клириков УАПЦ. Перед отъездом всю текущую документацию и весь архив личных дел духовенства Киевской епархии УАПЦ было решено сжечь ( Бурчак-Абрамович Н. Ykpaihcьka Православна Церква в 1941-1943 рр.//Piдha церква. 1962. С. 4-5).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 1926-1927 гг. митр. Михаил вновь находился в ссылке предположительно из-за конфликта с властями в связи с подготовкой декларации о лояльности советской власти (митр. Михаил начал ее составлять не позднее июня 1926). В окт. 1926 г. основные кадровые решения по Украине принимал митр. Сергий (Страгородский), в частности, 5 окт. он утвердил архим. Ермогена (Голубева) в должности наместника Киево-Печерской лавры вместо арестованного архим. Климента (Жеретиенко). В сент. 1926 г. имела место попытка проведения «нелегального Собора тихоновского епископата Украины», сорванная властями. В документах следствия записано, что Собор «имел тесную связь с руководством тихоновской верхушки в СССР в лице зам. местоблюстителя митр. Сергия Нижегородского и экзарха Украины митр. Михаила». Связь осуществлялась посредством специального курьера - «тихоновского полтавского попа» Николая Пискановского. 24 дек. 1926 г. свящ. Николай Пискановский был арестован и направлен в Харьков. На допросе он показал, что осуществлял связь епископов Украины с Москвой, совершил 9 поездок в разные города (Москва, Ярославль, Н. Новгород) с документами для подготовки Собора в сент. 1926 г. Предвидя возможность своего ареста, киевские викарии Сергий (Куминский) и Филарет (Линчевский) приняли меры для сохранения созданной еп. Макарием (Кармазиным) тайной системы киевского епархиального управления. По совету еп. Макария владыка Сергий до своего ареста в нояб. 1926 г. создал окружные комиссии-«пятерки», обладавшие широкими полномочиями. Еп. Сергий заготовил акты назначений в «пятерки» с определением полномочий. Окружным «пятеркам» предоставлялось право вести церковные дела, сохранять преемство в руководстве комиссией в случае ареста, увольнения или взыскания, сохранять связь с находившимся в Харькове еп. Макарием. Осенью 1926 г. еп. Сергий разрабатывал план совершения тайных епископских хиротоний, кандидатами в епископы для Киевщины были выдвинуты священники Селецкий, Цуйманов и Скрипка. План был одобрен еп. Макарием, временно управлявшим Харьковской епархией Сумским еп. Константином (Дьяковым) и др., но новых епископов для К. е. рукоположить не удалось. Ставился вопрос о привлечении архиеп. Василия (Богдашевского) к работе тайного центра по управлению Церковью на Украине.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В нач. ХХ в., когда Киевскую кафедру возглавил митр. Флавиан (Городецкий) , лавра стала крупным культурно-просветительским центром: была создана новая «Флавиановская» б-ка, открыто приходское уч-ще, в путеводителях по Киеву упоминается об организации т. н. Лаврского музея при ризнице Успенского собора. Типография выпускала ежегодно до 100 тыс. экз. книг и 130 тыс. листовок и брошюр, напечатанных гражданским шрифтом. Новый этап в жизни обители связан с началом первой мировой войной. В ряды действующей армии были призваны 316 лаврских послушников; 20 священников командированы на фронт для исполнения пастырских обязанностей. Для раненых воинов лавра предоставила свою больницу на 130 мест и выделила 13 корпусов для нужд военного ведомства, в Китаевской пуст. был основан приют для детей воинов, погибших на фронте. Финансовая помощь К.-П. л. на нужды страны в военные годы составила более 500 тыс. р. Митр. Киевский Флавиан (Городецкий). Портрет. Нач. ХХ в. (НКПИКЗ) Митр. Киевский Флавиан (Городецкий). Портрет. Нач. ХХ в. (НКПИКЗ) Революционные события, начавшиеся в февр.-марте 1917 г., отразились на жизни К.-П. л. В киевских газетах 1917 г. сообщалось о бесчинствах дезертиров и агитаторов в лавре, случаях надругательства над ее святынями. Но главная опасность таилась в расколе внутри братии. В это время в лавре проживали 563 монаха и 221 послушник, из которых 80% были по происхождению крестьянами. Их реакция на политические перипетии во многом предопределила дальнейшие печальные события. Священноархимандрит К.-П. л. митр. Владимир (Богоявленский) значительную часть времени проводил в Петрограде, на заседаниях Синода, первенствующим членом которого являлся, а 73-летний наместник архим. Амвросий (Булгаков) по слабости здоровья не мог должным образом влиять на ситуацию. В апр. 1917 г. в Трапезной ц. начались не санкционированные монастырским начальством собрания. Радикально настроенная часть братии выбрала свой комитет во главе с экономом лавры архим. Климентом (Жеретиенко). Митр. Владимир запретил собрания в Трапезной, но они проходили в новом корпусе келий и у эконома. Выдвигались требования выборности всех должностных лиц общим собранием, равного материального содержания для всех (одежда, еда, деньги), обязательности избрания представителей младшей братии в Духовный Собор, смещения наместника архим. Амвросия, выселения митр. Владимира из мон-ря и выведения лавры из-под его власти.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Что же касается сокровища на земле, то под ним понимаются как материальное благосостояние в целом, так и любые материальные блага в частности. Обладание богатством может создать угрозу для жизни человека. Но еще большую угрозу оно создает для вечной жизни. Слова Иисуса о ржавчине и моли нашли отклик в сердцах учеников Иисуса. Один из них, Иаков, брат Господень, в своем послании развивает те же мысли, используя похожие образы: Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни ( Иак. 5:1–3 ). Здесь термин «сокровище» указывает на земное богатство, которое становится причиной осуждения человека на Страшном суде. Апостол Павел, вероятно, был знаком со словами Иисуса о сокровище на небесах. В Первом послании к Тимофею он употребляет близкие по смыслу выражения: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни ( 1Тим. 6:17–19 ). Здесь под собиранием сокровища для вечной жизни понимаются добрые дела. Именно в таком ракурсе тема богатства будет рассматриваться в дальнейшей экзегетической традиции. Призыв Иисуса к полному отказу от богатства будет, как и у Павла, модифицироваться в призыв к богатым делиться с бедными. Во II веке Климент Римский увещевает христиан Коринфа: «Богатый, подавай бедному, и бедный, благодари Бога, что Он даровал ему, чрез кого может быть восполнена его скудость» 408 . На рубеже II и III веков Климент Александрийский пишет целый трактат на тему «Кто из богатых спасется?». Его можно считать первой христианской апологией богатства. Он начинается с рассмотрения слов Иисуса: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие ( Мф. 19:24 ). Вопреки кажущейся безапелляционности этих слов Климент считает, что «наследие Небесного Царства для богатых не полностью отрезано, если они следуют заповедям». Более того, как человек может исполнять заповеди, касающиеся благотворительности, если у него нет на это средств? Как он может голодных питать, жаждущих поить, нагих одевать, бездомным давать кров, если сам ничего не имеет? Климент приводит примеры из Евангелия, свидетельствующие о том, что Иисус не от всех требовал полностью раздавать богатство. В частности, Закхей пообещал половину своего имения отдать нищим, и этого оказалось достаточно для спасения ( Лк. 19:8–9 ) 409 . Климент приходит к следующим выводам:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010