Полное заглавие этого сборника следующее: Διαταγα τν γων ποστλων δι Κλμεντος το " Ρωμαων πισκπου τε κα πολτου καθολικ διδασκλα, или просто - Διαταγα τν γων ποστλων Апостольские постановления, как они ныне издаются, разделяются на восемь книг, а каждая книга на несколько глав. Первая книга содержит общее учение о нравственности для мирян; вторая - о качествах и обязанностях священников вообще; третья - о вдовицах, о крещении и о рукоположении епископов и клириков; четвертая - о попечении о бедных, и о посвященных девах; пятая - о мучениках и о праздниках; шестая - о ересях, о воздержании и о законах Моисея; седьмая - опять содержит общее учение о нравственности, далее о крещении, о постах и молитве христианской, и восьмая, наконец, о чрезвычайных Божиих дарах и о рукоположении, затем литургические предписания и в конце книги - как прибавление к сборнику - 85 правил Апостольских. Сборник этот, в том виде, в каком мы имеем его ныне, подразделяется на три отдельных, между собою различных, сборника, из коих первый содержит в себе первые 6 книг, второй - седьмую, а третий - восьмую, с добавлением Апостольских правил. Это доказывается как внутренним содержанием всего сборника и отношением шести его книг сначала к седьмой, а затем и к восьмой, так равно и внешним составом сборника Эти три отдельных книги или сборника, составляющие нынешний сборник Апостольских постановлений, возникли в период от II до IV века, в основании их лежат несколько более древние писания, которые затем дополнены были и неизвестным автором в IV веке собраны в один большой сборник Согласно ученым изысканиям последнего времени и особенно после издания так называемого " Учения 12-ти Апостолов " , следовательно, после 1883 года, в основании первых шести книг сборника лежит сочинение - Διαταγι τν γων ποστλων δι Κλμεντος προσπεφωνημναι, написанное, по всей вероятности, Климентом, епископом римским, а может быть, и каким-либо другим Климентом из II века. Это сочинение подвергается в III веке в Сирии дополнениям, а во многих местах заметны мысли, изобличающие в дополнителе полуарианина Основанием второго сборника, или седьмой книги постановлений Апостольских, служит упомянутое " Учение 12-ти Апостолов " , к которому добавлены несколько образцов молитв и руководственных указаний для крещения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ты открыл (нам) постоянную гармонию мира чрез видимый порядок в его управлении; Ты, Господи, сотворил мир, Ты верен во всех поколениях, справедлив в Твоих законах, дивен в силе и величии, премудр в создании и в утверждении всего созданного, Ты благ среди спасаемых и верен среди надеющихся на Тебя; о, Милостивый и Правый, оставь нам наши беззакония, неправды, ошибки и преступления, презри все наши прегрешения и отпусти грехи рабов и рабынь Твоих, но да очисти нас чистотой истины Твоей и направь стопы наши, дабы мы шли в святости сердца и дабы мы могли совершать благое и угодное пред Тобою и пред начальниками нашими. Да, Владыко, обрати Лице Твое в мире на ны для блага, дабы мы были под покровом мощной десницы Твоей, дабы мы ограждены были от всех грехов Твоей крепкой рукой, и спаси нас от ненавидящих нас напрасно. Даруй согласие и мир нам и всем живущим на земле, покоряющимся всемогущему и всеблагому Твоему Имени, – как Ты то дал отцам нашим, призывавшим Тебя с искренней верой и правдой. Ты, Владыко, по неизреченному и великому могуществу Своему, даровал повелителям нашим и начальствующим над нами на земле силу власти, дабы мы сознавая славу и честь, им Тобою уделенные, были им послушны и не противодействовали бы воле Твоей. Подаждь им, Господи, здравие, мир и согласие и постоянство, дабы они могли беспрепятственно выполнять данную им Тобою власть. Ибо это Ты, небесный Владыко, Царь веков, даруешь сынам человеческим славу и честь и могущество над тем, что существует на земле. Ты, Господи, направь намерения их на благоугодное Тебе, дабы они осуществляя мирно, кротко и благочестиво власть свою, врученную Тобою, сделались угодными Тебе. Ты Един, Господи, могущ на сие и на дарование нам еще больших благодеяний, и мы Тя исповедуем чрез Первосвященника и Покровителя душ наших Иисуса Христа, чрез Коего да будет Тебе слава и величие и ныне и во все роды и роды и во все веки веков. Аминь». Второе послание Климента к Коринфянам (около 170 г.) Второе послание Климента к коринфянам по своему существу есть не послание, а древнейшая проповедь с истолкованиями разных мест священного писания и по расследованию ученых Гингельфельда и Гарнака была по всем вероятиям составлена во второй половине II столетия, быть может, римским епископом Сотером, и затем приписана Клименту Римскому в качестве его второго послания к коринфской церкви. В этой церкви оно (как и первое послание) во II–IV веках пользовалось особенным уважением и читалось наравне с другими книгами священного писания (Евсевий, Цер. Ист. III, 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Гениальный Паскаль в своих «провициальных письмах» и другие приверженцы янсенизма в запальчивом споре с иезуитами беспощадно разоблачили их безнравственные и вредные правила и тенденции, и тем не мало способствовали посрамлению иезуитизма и самого папства. VII. Папство в XVIII и XIX веках Прежде всего неприязненное настроение общественного мнения выразилось против иезуитов. Их безнравственные правила и вредное влияние на народ, вх вмешательство во всевозможные интриги, заговоры, соблазнительные процессы, огромные богатства, приобретаемые нередко темными путями, постоянные противодействия всяким живым свободным стремлениям правительств и обществ – возбудили против них всеобщую ненависть. Самые правительства Европы признали нужным уничтожить этот орден. Первый пример на это подал либеральный португальский министр Номбаль, озлобленный против иезуитов постоянным противодействием их реформаторским планам его. Интригам иезуитов приписано было возмущение, произведенное в Парагвае и покушение на жизнь короля Иосифа Еммануила; на этом основании 1759 г. издан был указ об изгнании иезуитов из Португалии. Папа Климент XIII издал буллу в защиту иезуитов; но Португальский министр запретил обнародовать буллу, прервал всякие сношения с Римским двором, выслал папского нунция за границу, и за тем приказал посадить всех находившихся в Португалии иезуитов на суда и переправить к папе в Италию. Примеру португальского последовали и другие правительства: французский король соглашался оставить иезуитов в своей стране под условием преобразования ордена. Но гордый генерал иезуитов Риччи отвечал: «пусть они остаются, каковы теперь, или пусть их вовсе не будет (Sint, ut sunt, aut non sint.)». По этому и из Франции их изгнали в 1764 г. Также из Испании, Неаполя, Пармы. Наконец новый папа Климент XIV (Ганганелли), избранный враждебною иезуитам партиею в 1773 году издал буллу о совершенном уничтожении иезуитского ордена, состоявшего тогда официально из 22000 человек (после этого не прошло года и папа был отравлен ). С тех пор иезуиты официально перестали существовать во всех католическим государствах Европы, хотя тайно продолжали существовать и вести свои интриги; только в схизматических государствах либерального Фридриха II прусского и императрицы русской Екатерины II им позволено было существовать законным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Но новые вопросы всегда требуют значительного времени для своего разрешения. У древних апологетов по преимуществу выдавалось мнение о том, что философы делали заимствования из Библии. Несмотря на свою историческую и хронологическую несостоятельность и погрешительность, оно высказывалось многими церковными писателями. Но и это мнение – только частное; и оно, как и взгляд на природу демонов и их непосредственное участие в языческом культе, не принадлежит самим церковным учителям, а взято от александрийских иудеев. Несомненно, что взгляд этот первоначально ими составлен и от них вышел. Известно, что такое мнение высказываемо было еще Аристовулом и другими александрийцами, распространявшими мысль, что греки заимствовали истину из еврейской философии. Вся египетско–иудейская школа проникнута была стремлением объединить еврейство с греко–римским миром, доказав и превосходство и вместе единство еврейских воззрений с учением греческой философии. Александрийским же иудеям принадлежала, стоявшая в связи с мнением о переходе к языческой философии истин из Библии, и мысль о том, будто был еще перевод Библии, более древний, чем тот, который известен под именем LXX–u 861 . Естественно было на первых порах Иустину и Клименту, александрийцам по образованию, усвоить себе эту мысль и повторять то, что говорили александрийские иудеи, возвышая свой Ветхий Завет перед языческой философией. Но это, взятое извне, мнение держалось еще слабее, чем учение о демонах в неоплатоническом смысле, и, за исключением Иустина и Климента, почти никем не утверждалось с полным убеждением и решительностью. Временем самого Климента, можно сказать, и ограничилось господство этого взгляда. Уже в Лактанции оно нашло для себя явного и убежденного противника. В конце осталось мнение о естественной способности человека познать Бога, хотя и не вполне, и о Провидении. В подтверждение этого апологеты приводят и доказательства из истории языческих религий – факт, имеющий важное значение и для современной исторической науки о язычестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Полное заглавие этого сборника следующее: Διαταγα τν γων ποστλων δι Κλμεντος το Ρωμαων πισκπου τε κα πολτου καθολικ διδασκλα, или просто – Διαταγα τν γων ποστλων 1018 . Апостольские постановления, как они ныне издаются, разделяются на восемь книг, а каждая книга на несколько глав. Первая книга содержит общее учение о нравственности для мирян; вторая – о качествах и обязанностях священников вообще; третья – о вдовицах, о крещении и о рукоположении епископов и клириков; четвертая – о попечении о бедных, и о посвященных девах; пятая – о мучениках и о праздниках; шестая – о ересях, о воздержании и о законах Моисея; седьмая – опять содержит общее учение о нравственности, далее о крещении, о постах и молитве христианской, и восьмая, наконец, о чрезвычайных Божиих дарах и о рукоположении, затем литургические предписания и в конце книги – как прибавление к сборнику – 85 правил Апостольских. Сборник этот, в том виде, в каком мы имеем его ныне, подразделяется на три отдельных, между собою различных, сборника, из коих первый содержит в себе первые 6 книг, второй – седьмую, а третий – восьмую, с добавлением Апостольских правил. Это доказывается как внутренним содержанием всего сборника и отношением шести его книг сначала к седьмой, а затем и к восьмой, так равно и внешним составом сборника 1019 . Эти три отдельных книги или сборника, составляющие нынешний сборник Апостольских постановлений, возникли в период от II до IV века, в основании их лежат несколько более древние писания, которые затем дополнены были и неизвестным автором в IV веке собраны в один большой сборник 1020 . Согласно ученым изысканиям последнего времени и особенно после издания так называемого «Учения 12-ти Апостолов», следовательно, после 1883 года, в основании первых шести книг сборника лежит сочинение – Διαταγι τν γων ποστλων δι Κλμεντος προσπεφωνημναι, написанное, по всей вероятности, Климентом, епископом римским, а может быть, и каким-либо другим Климентом из II века. Это сочинение подвергается в III веке в Сирии дополнениям, а во многих местах заметны мысли, изобличающие в дополнителе полуарианина 1021 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Если Христос есть первосвященник, Его служение – служение первосвященническое, Его жизнь и смерть – великая жертва, то вместе с этим и все дело спасения получает сакраментальный характер, и отношение верующих ко Христу – характер таинственный, литургический. У христиан есть свое святилище, совершеннейшая скиния ( Евр.9:11 ), созданная Христом; у них есть свой Первосвященник, но вечный, жертва, но единая, свой Иерусалим, но не земной, а небесный ( Евр.12:12 ). Все верующие участвуют в священстве Христа и Его жертве. И они являются священниками, приносящими жертвы чрез Иисуса Христа и в Иисусе Христе, как в богослужении, так и благотворении ( Евр.13:15–16 ). Они получили доступ во святилище посредством крови Иисуса Христа, куда должно приступать с полною верою, кроплением очистивши сердца ( Евр.10:19–22 ). Одним словом, жизнь церкви есть как бы продолжающееся жертвоприношение Христа Первосвященника. Вместе с этим и все учреждения церкви, все формы её устройства запечатлеваются характером священства, жречества. Если пастыри исполняли служение Христа, если они были как бы посредниками между Христом и верующими, обязанными дать отчет о пасомых, то и они должны в своем служении быть образами первосвященнического служения Христа, они должны быть священниками во Христе. Жертва Христа единая и вечная должна изображаться в них, чтобы верующие могли стать участниками её. Это применение идеи священства к церковному предстоятельству в послании не сделано, но оно скрывается уже в учении о Христе, как Первосвященнике, точно так же, как в учении ап. Петра о всеобщем священстве. Несколько лет спустя она довольно ясно была выражена в послании Климента, вышедшем подобно посланию к Евреям из Рима. Но она не была здесь новостью, а implicite дана уже в послании к Евреям и послании Петра и принадлежала таким образом апостольскому времени. Если мы припомним теперь, что говорили о положении Иакова в иерусалимской церкви, то нам сразу бросится в глаза сходство в понимании предстоятельства в Иерусалиме и Риме, едва не на двух концах тогдашнего культурного мира. Правда есть довольно существенная разница между иерусалимским и римским пониманием христианского священства. Там оно носило более вещественный, здесь более духовный характер. Там оно близко примыкало к иудейскому культу и совмещало одновременно и уважение к храму, и веру в новосозданную скинию; здесь оно порывает с вещественным иудейским культом, оставляет лишь его идею и видит единственное истинное воплощение его в христианстве. Там служение закону является хотя низшим сравнительно со служением Христу, но реальным, здесь же оно лишь тень, образ новозаветного служения. Однако несомненно, что в Иерусалиме и·Риме прежде всего было понято сродство новозаветного культа с ветхозаветным и яснее, чем где либо предстоятели выступали в ореоле ветхозаветного первосвященства. Чем объяснить это совпадение между Иерусалимом и Римом? Было ли оно независимым?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Таким образом, если при Домициане христиане и были преследуемы, то наравне с иудеями. При этом можно говорить о гонении на христиан при Домициане только в последние 8 месяцев его царствования. Одно случайное обстоятельство сделало это гонение предметом особенного внимания ученых новейшего времени. У языческого греческого историка Диона Кассия в отделе о гонениях Домициана, не сохранившемся до нас, но дошедшем в позднейшем пересказе Иоанна Ксифилина, говорится, что при Домициане в самом начале 96 г. был казнен консул прошедшего 95–го года Тит Флавий Климент, родственник императора, по обвинению в «aqeoths». По Светонию, он казнен за величайшую небрежность при исполнении своих обязанностей (contemptissima ignavia). Жена же казненного, Флавия Домитилла, также родственница императора, была сослана, по одним источникам, на остров Пандатерию, по другим — на Понтию. Этот Тит Флавий был двоюродным братом Домициана, который сына его прочил в наследники престола. Процесс против Флавия Климента затронул и других лиц, которые приняли иудейские обычаи и уклонялись в иудейскую религию. Одни из них были казнены смертию, у других конфисковано имущество, третьи сосланы. Казнен был также Глабрион (консул 91 г.), по обвинению, впрочем, не имеющему ничего общего с безбожием. Ученые нашего времени высказывают относительно этого Климента очень остроумные соображения. Так, некоторые отожествляют его с Климентом, епископом римским, от которого осталось известное послание к Коринфянам, предполагая, что христианское предание из этого Климента, консула языческого, сделало древнеримского епископа. Но признать, что церковное предание сделало это отожествление, значит допустить слишком большую свободу в объяснении фактов. Оставив в стороне этих ученых, можно спросить, был ли этот Климент христианским мучеником? В положительную сторону при решении этого вопроса склоняются многие авторитетные ученые. Но в этом можно сомневаться. Величайшая небрежность (contemptissima ignavia) могла характеризовать и христианина: в глазах культурного язычника христианин мог представляться inofficiosus (небрежным в исполнении своих обязанностей).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Церковная политика К. была направлена на централизацию папской власти. Согласно апостольской конституции «Etsi in temporalium» (от 31 июля 1305), все назначения на вакантные кафедры и должности, а также на приходы, бенефиции и пребенды отныне должны были утверждаться папой Римским. Эти меры преследовали прежде всего финансовые интересы: вырос объем налоговых и иных денежных поступлений в папскую казну. Современники обвиняли К. в жадности, в неоправданных амбициях, в корыстолюбии, а также в непотизме. Действительно, папа способствовал карьерному продвижению своих родственников (в т. ч. племянников) и часто назначал на церковные должности гасконцев. Впрочем, подобная политика была свойственна мн. правителям той эпохи: так, соперничавшие друг с другом короли Франции и Англии даровали щедрое содержание тем кардиналам, которые защищали их интересы в папской курии, в т. ч. родственникам К. Поскольку в курии нек-рые кардиналы изначально относились враждебно к новому папе, К. стремился увеличить круг своих сторонников. Уже 15 дек. 1305 г. К. возвел в кардинальское достоинство 10 чел., из к-рых двое были его племянниками, а трое - дальними родственниками и близкими друзьями. В 1310 г. в кардинальское достоинство были возведены 5 чел. (из них один был племянником папы, еще один - его дальним родственником), в 1312 г.- еще 9 чел. (все из Франции, из них один был родственником К.). 17 дек. 1305 г. по настоянию франц. короля К. восстановил в кардинальском достоинстве Дж. и П. Колонна, к-рых отлучил от Церкви папа Бонифаций VIII. Изменения в составе коллегии кардиналов (галликанизация) привели к тому, что впосл. на Папский престол в течение долгого времени избирались французы. Непотизм и симония не были чем-то новым в политике папства; с кон. XIII в. широкое распространение получили сатирические произведения, высмеивавшие симонию и жадность пап и критиковавшие введенные папами ограничения власти епископов, особенно в раздаче бенефициев (подробнее см.: Langlois. 1892; Jusselin. 1908). Франц. королевский легист Пьер Дюбуа выразил общее недовольство политикой К.: «Более 200 магистров теологии и права, вместе взятых, не владеют столькими церковными бенефициями, сколько имеет один только Раймон де Го, его [папы] племянник, который был никем до 1305 года и которого Климент V вознаградил пурпуром [кардинальским достоинством]; 40 понтификов, вместе взятых, не даровали столько церковного имущества своей родне» (цит. по: Favier. 1978. P. 453-454). Действительно, 2 самых доходных бенефиция во Франции - архиеп-ство Руан и еп-ство Тулуза - получили племянники К., Бернар де Фаржи и Гайяр де Прейссак. Бертран де Го, дядя К., занял епископскую кафедру Лангра, затем стал епископом Ажена; после его смерти (1313) на кафедру Ажена был возведен также родственник - Аманьё де Фаржи. После смерти Раймона де Го, племянника папы, его место в коллегии кардиналов занял др. его племянник, Раймон де Фаржи.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

В Ефесе ( Деян. 19 ) апостол получил эти печальные известия, и, исполненный глубокой скорби и вместе самой нежной заботливости, написал теперь свое послание 789 к галатийским обществам. – В этом послании он оправдывает свое истинно-апостольское звание и затем поражает заблуждение Галатян в самом его корне, показывая, что в законе для грешника – только осуждение и что нет другого пути к оправданию пред Богом кроме веры во Христа 790 . Противники, с которыми Павлу пришлось здесь бороться, если говорили об оправдании чрез ργα νμου, то говорили прежде всего о соблюдении иудейского обрядового закона, особенно обрезания, не исключая конечно соблюдения десятословия. Поэтому Павлу нужно было бы говорить только о том, что чрез соблюдение внешних обрядовых постановлений невозможно оправдаться пред Богом, но вместо сего он нападает на заблуждение в самой внутренней его основе. Он понимает νμος во всей его совокупности, так что он обнимает у него весь положительный ветхозаветный закон, и затем апостол показывает, что вообще этот νμος (он всегда повелевает только делать, а не дает силы для делания) не может оправдать и освятить человека, – это может сделать только вера. Подлинность этого послания никогда не была подвергаема сомнению 791 . Глубокая, повсюду приметная, в нем печать Павлова духа во всей его характеристической особенности и силе способна разом разорить все сомнения в его подлинности. Эта подлинность определенно засвидетельствована не только Иринеем adv. haer. III, 7, 2 792 , Тертуллианом de praescript с. 6 793 , Климентом Алекс. Strom. III p. 468 794 , каноном Маркиона и Евсевиевым перечнем общепризнанных подлинными книг новозаветных (μολογμενα), но еще Иустином мучеником Orat. ad Graec. p. 40 795 , Игнатием Ep. ad Philadelph. с. I. 796 и даже Климентом Римским Ер. ad. Cor. с. 49 797 . III. К Коринфянам В Ефесе же ( 1Кор. 16:8 ) Павел написал первое послание к Коринфянам, и затем вскоре после того как оставил Ефес, второе послание к ним же 798 . В Коринф, богатый и цветущий торговый город, на границе между востоком и западом 799 , Павел прибыл во время своего второго великого апостольского путешествия ( Деян. 18 ) и встретился здесь с одним понтийским иудеем, изгнанным из Рима и занимавшимся одним с Павлов ремеслом, Акилою и его женою Прискиллою ( Деян. 18. 2.3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Мне не случилось читать самой буллы Климента VIII, положившей начало Унии. Она не помещена в двух собраниях папских и других к Унии относящихся постановлений, в Почаевской типографии напечатанных. Сия редкость может происходить из опасения, дабы не взволновать Униатов, если содержание буллы в самом деле таково, как представляет оное кардинал Бернетти. В универсале короля Сигизмунда и объявлении Униатских епископов от лица Брестского собора, для всенародного оповещения о последовавшей Унии разосланных, именно изъясняется, что для Униатов оставлены папою на вечные времена без самомалейшей перемены есть церковные обряды Восточных и Русских церквей по древнему обычаю и уставам Святых Греческих Отец. В бреве Климента VIII, 7 февраля 1595 года, к архиепископам и епископам русского народа сказано: Мы дозволили вам сохранить обряды ваши и церемонии, которые целости католической веры и взаимному нашему соединению вовсе не препятствуют, в том смысле и порядке, как сие дозволено Флорентийским собором. Подтверждения в подобном смысле издаваемы были неоднократно и последующими папами. Известно, что на Флорентийском соборе представители Восточной Церкви согласились отступить только несколько главных пунктов вероисповедания, остальное же всё сохранено как истинное достояние оной Церкви – и русский народ с епископами, приступая к Унии, без сомнения не надеялись, что некогда поместный Замойский синод, дерзнув восстать против постановлений собора, вселенским почитаемого, и толиких пап, посягнёт на сие священное достояние. Довольно взглянуть на учреждения Замойского собора, дабы убедиться, сколь мало оный имел в виду блюсти истинные основания своего Греко-восточного обряда: здесь всюду встречаются постановления Западной Церкви, и в самых ссылках являются почти исключительно Западные соборы и учреждения. Таковое нарушение Замойским синодом основных постановлений своей Церкви не одобрено самим Римским двором. Оный, после четырёхлетнего рассмотрения утверждая постановления сего синода, объявляет , что таковым утверждением не отменяются постановления вселенских соборов и пап, в отношении Греческих обрядов изданный, а напротив они во всей силе оставаться долженствуют. Следовательно, все нововведения Замойского синода остались без законной силы, и не могут считаться обязующими для Униатской Церкви. Сие-то без сомнения и было причиною, что учреждения сего синода до сих пор не приведены в общее употребление и действие, а только были вводимы постепенно в разных местах, сколько тому способствовало при других обстоятельствах влияние базилиан и Римского духовенства – и против сих-то сторонних средств и своевольства необходимо Высочайше порученное Греко-Униатской коллегии наблюдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010