Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ XIII (7.03.1693, Венеция - 2.02.1769, Рим; до избрания папой - Карло делла Торре ди Реццонико), папа Римский (с 6 июля 1758). В 1640 г. его отец перебрался в Венецию из Комо, разбогател на торговле; в 1687 г. имя Реццонико было внесено в венецианскую «Золотую книгу» (за уплату 100 тыс. дукатов). В 1703-1711 гг. получил начальное образование в иезуитской коллегии в Болонье, затем продолжил обучение в ун-те Падуи; в 1713 г. получил степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro). В том же году приехал в Рим, где продолжил изучать право в Академии церковной знати под рук. известного адвоката Дж. Ланфредини. В 1716 г. рукоположен в сан пресвитера и поступил на службу в Римскую курию. 28 мая получил должность референдария (протонотария) трибунала Апостольской сигнатуры (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). Вскоре папа Римский Климент XI назначил его наместником в Риети (Умбрия), а с 1721 г.- наместником в Фано (Марке). В 1723 г. папой Римским Иннокентием XIII возвращен в Рим и назначен юристом в конгрегацию Консульты. В 1728 г. папа Римский Бенедикт XIII перевел Реццонико на должность аудитора папского суда Римская Рота (см. Rota Romana ), где ему были доверены дела Венецианской республики. Климент XIII, папа Римский. 1758 г. Худож. А. Р. Менгс (Национальная пинакотека в Болонье) Климент XIII, папа Римский. 1758 г. Худож. А. Р. Менгс (Национальная пинакотека в Болонье) 20 дек. 1737 г. по представлению от Венецианской республики папа Римский Климент XII возвел Реццонико в достоинство кардинала; 27 янв. 1738 г. он получил титул кардинала-диакона рим. ц. Сан-Никола-ин-Карчере. Впосл. в ходе ротации в коллегии кардиналов получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Мария-ин-Арачели (15 мая 1747), затем титул кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Марко (17 февр. 1755). 11 марта 1743 г. папа Римский Бенедикт XIV назначил его епископом Падуи. Епископское рукоположение, состоявшееся 19 марта в рим.

http://pravenc.ru/text/1841405.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гробница сщмч. Евтропия в крипте собора г. Сент (IV в.?), сщмч. (пам. зап. 30 апр.), 1-й еп. г. Сантоны (ныне Сент, Франция). Наиболее раннее упоминание Е. содержится в соч. свт. Григория Турского «О славе мучеников». По словам Григория, Е. был рукоположен во епископа и послан в Галлию сщмч. Климентом I , еп. Римским (кон. I в.). В г. Сантоны святой принял мученическую кончину от язычников. Из-за гонения на христиан на могиле Е. не возвели достойного монумента, и память о святом начала исчезать. Свт. Палладий, еп. Сантонский († между 596 и 614), заложил над могилой базилику. Во время строительства епископ созвал духовенство (аббатов) для открытия и перенесения мощей Е. 2 аббата раскопали могилу и заметили на черепе святого глубокий шрам. На следующую ночь Е. явился им в видении и рассказал о своей мученической кончине. Свт. Венанций Фортунат сообщил о том, что архиеп. Бурдигалы (ныне Бордо) Леонтий II (549-574) восстановил более раннее сооружение (aula), существовавшее на месте базилики кон. VI в. Восстановлению храма посвящен гимн свт. Венанция «О базилике св. Евтропия», в к-ром Е. назван 1-м епископом г. Сантоны (urbis Santonicae primus fuit iste sacerdos). Время жизни Е. приблизительно определяется по перечню Сантонских епископов. Еп. Петр, 5-й после Е., принял участие в Аврелианском Соборе (511 - Les Canons des Conciles Mérovingiens/Éd. J. Gaudemet, B. Basdevant. P., 1989. T. 1. P. 88. (SC; 353)). Следов., Е. мог занимать кафедру в IV в. Это противоречит сведениям Григория Турского о том, что святой был послан в Галлию Римским еп. Климентом (кон. I в.), а также преданию о мученической кончине Е. от рук язычников. Однако не исключено, что это предание возникло только после открытия мощей святого. Память Е. и сведения, повторяющие рассказ Григория Турского, содержатся в Мартирологе Узуарда (кон. IX в.). В более ранних церковных календарях упоминания святого отсутствуют. В 1081 г. Вильгельм VIII, гр. Пуату, передал церковь Е. в Сенте монахам Клюнийской конгрегации , к-рые начали строительство нового храма в романском стиле (освящен Римским папой Урбаном II в 1096). В XII в. был составлен сборник чудес святого.

http://pravenc.ru/text/187605.html

Херсонес и Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Часть 2 Фото: Юрий Данилевский Митрополит Макарий справедливо называет священномученика Климента «первым епископом Херсонским», так как именно он в этой окраинной провинции Римской империи каждый день умножал благочестие и сплотил общины, состоящие из смиренных, нравственных людей, живущих по совершенно новым жизненным правилам. Он проповедовал веру во Христа, для Коего «нет ни грека, ни еврея, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины» (см.: Гал. 3: 28), и учил иерархическому церковному строению. Основанные Римским первосвятителем маленькие мирные «церкви праведников», ожидающих утверждения в грешном мире Царствия Небесного, оказались невероятно опасными для властей. Потому в 101 году игемон, по приказанию римского императора Траяна, подвергнул херсонесских христиан многим и различным мучениям. «Вскоре он [игемон] заметил, – читаем в “Житии священномученика Климента, папы Римского”, – что все они в душе стали мучениками и готовы на тысячи смертей. Что делать? Он оставляет их многочисленное общество в покое, опасаясь, чтобы окончательно не учинить здесь сонм мучеников за веру, объявляет одним виновником Климента и всю ярость обрушивает на его блаженную главу. И поскольку для Климента все мучения были легки и душеполезны и своими страданиями он большую доставлял безопасность прочим христианам, то игемон присуждает ему скорое и немедленное разлучение с жизнью. И, вывезши мученика на середину моря и привязав на шее его железный якорь (котву), опускает в глубину, дабы и тело его, по расчету игемона, не досталось христианам. Оно было ввергнуто в море, а множество христиан, стоя на берегу, плакали, жалостно стенали и печальнейшими воплями призывали патриарха. Корнилий же и Фив, ученики Климента, и сами вопили то, что внушило им горе, и, не зная, какое утешение предложить в несчастии, сказали: “Помолимся все единодушно, чтобы мощи мученика были явлены нам”«. По молитвам множества христиан отступило море. И прошли они по сухому дну к скале, подобной Ангельскому храму, и нашли лежащее в углублении скалы светлое тело мученика и рядом тяжелый якорь. Но было откровение Корнилию и Фиву, чтобы не переносить оттоле мощей, благолепно лежащих в глубине. Что и было исполнено. Каждый год ко времени кончины мученика отступало море на семь дней, открывая доступ для приходящих к мощам. Семь столетий свершалось это чудо.

http://pravoslavie.ru/4378.html

Закрыть itemscope itemtype="" > 1150 лет духовному сретению Византии и Руси Почему мы не празднуем юбилей современной славянской письменности? 22.12.2011 407 Время на чтение 12 минут И отверзлись по пророческому слову уши глухих, чтобы услышали слова книжные, и ясна стала речь косноязычных. И Бог возрадовался, видя это, а дьявол был посрамлен. Житие Константина, XV В сентябрьские дни 2011 года православная церковь начала широко отмечать 1150 лет обретения мощей священномученика Климента, четвертого папы Римского, рукоположенного самим святым апостолом Петром. Сосланный в Херсонес римским императором Траяном, он принял там мученическую смерть за христианскую веру от рук язычников. Естественно, Севастополь стал центром юбилейных мероприятий. 14 сентября в Херсонесском заповеднике открылась Международная церковно-научная конференция, посвященная этой дате. 15 сентября верующие во главе с митрополитом Лазарем прошли Крестным ходом от Херсонеса до островка святого Климента в Казачьей бухте. Священномученика Климента одинаково почитают и в Риме и в Москве (разделение церквей, как известно, произошло только в 1054 году), поэтому в Крестном ходе приняли участие и православные, и католики. Перед нами новый пример того, как Православная церковь чтит свою историю и скрупулезно отмечает юбилеи памятных дат. Честь ей и хвала за это! Но сейчас речь не о ней. Речь о нас - светских гуманитариях современной России, современной Украины и современной Белоруссии. Речь о филологах и историках, философах и писателях, архивистах, преподавателях школ и вузов, библиотекарях... Словом, о всех хранителях исторической памяти, о всех людях письменной культуры. Что с нами происходит? Почему мы со стороны наблюдаем за юбилейными церковными торжествами, не вспоминая о другой, не менее значительной дате, заботу о которой должны проявлять мы сами и никто другой? Как известно, обретение мощей Климента Римского имело место в 861 году. Произошло это в окрестностях Херсонеса (конкретное место - вопрос исторической полемики). Их обрели первоучители славянские - святые равноапостольные Кирилл и Мефодий (в другом варианте - только Кирилл, в миру Константин Философ), которые оказались в Херсонесе по пути в Хазарию, где они должны были вести полемику с иудеями и мусульманами по вопросам веры.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/24/...

иером. Филипп III. Как учили о Церкви мужи апостольские, святые Отцы и учители Церкви первых 3-х веков христианства 1. О священстве Церкви Христовой Свидетельства о священстве Церкви Христовой мужей апостольских и вообще отцов и учителей Церкви (св. Климента Римского , св. Игнатия Богоносца , св. Иринея Лионского , Тертуллиана , св. священномученика Киприана Карфагенского и др.), живших в первые три века христианства и ближайших преемников св. Апостолов, свято соблюдавших волю их наставников и волю Божественного Учителя – Господа нашего Иисуса Христа. Св. Климент Римский , живший в первом столетии, был третьим епископом Римским после Апостолов. Св. Ириней Лионский , живший во втором веке, вот что говорит о нем: «На третьем месте от Апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных Апостолов (разумеются Петр и Павел, основавшие Римскую церковь ) и обращавшийся с ними, еще имевший проповедь Апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими» 1 . Вот этот-то самый Климент Римский , когда в Коринфской церкви появились возмутители, шедшие против церковной власти, написал коринфянам от лица Римской церкви два послания, в которых призывал их к миру и убеждал возмутителей покориться законной власти. Вот что говорится в этих посланиях о трех степенях священства Христова. Сравнивая его с ветхозаветным священством, св. Климент говорит: «Христианам дано проникать в глубины божественного ведения, т. е. в духовный смысл ветхозаветного закона, прообразовательно указывавшего на откровение новозаветное, – и они должны в порядке совершать все, что Господь повелел в определенные времена. А Он в Ветхом Завете Сам установил определенные времена и часы для жертв и священных действий и также, где и чрез кого должны быть совершаемы эти действия. Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело и на левитов возложены свои должности, мирской человек связан предписаниями для народа» 2 . И в христианстве есть такой же от Бога и Христа происходящий порядок церковный, и нарушение его тем опаснее для христиан, чем больше дано им ведение в сравнении с религией ветхозаветной 3 . «И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей (т.е. епископов, пресвитеров и диаконов) и притом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf Св. священномученик Лукиан и с ним Максиан и Иулиан Св. Лукиан был родом римлянин. При рождении он получил, имя Лукий, что значит «блестящий». В Риме Лукий познакомился со св. апостолом Петром, который научил его вере Христовой и крестил. При крещении ему дано было имя Лукиан, которое значит «светлоявленный», в ознаменование того, что те добрые внутренние качества, которыми он блистал до крещения, в крещении просветлены особенным светом духовным и приумножены новыми дарованиями и совершенствами. Но недолго Лукиану пришлось пользоваться сообществом своего учителя: св. Петру суждено было вскоре пострадать и умереть за имя Христово. После мученической кончины апостола Лукиан удалился на некоторое время из Рима и прошел с проповедью Евангелия всю Италию. Между тем в Рим пришел из Греции Дионисий Ареопагит , с целью посетить св. апостолов Петра и Павла, с которыми раньше он встречался и был знаком, но не застал уже в живых ни того ни другого. Дионисия принял к себе св. Климент, бывший в то время римским епископом. Беседуя с гостем, Климент стал убеждать его идти с евангельской проповедью в западные страны, на что тот и дал согласие. Тогда св. Климент выбрал Дионисию помощников, между ними и Лукиана, которого рукоположил в сан епископа. Проповедники, выйдя из Рима, остановились недалеко от города Тикина в местности, называвшейся Парма. Здесь Лукиан стал учить народ, убеждая его оставить языческое заблуждение и принять христианство. Но жители Пармы не вняли голосу истины, они схватили проповедника и бросили его в темницу. Лукиан радовался, что страдает за имя Христово, но, желая продолжать дело апостольства, стал горячо молиться Богу, чтобы избавил его от темничных уз. И вот христиане той местности, узнав о случившемся, пришли ночью в темницу и освободили Лукиана. Тогда он поспешил в Тикин, где в то время уже находились его спутники. Вместе с ними Лукиан неустанно стал учить народ вере Христовой, творя знамения и чудеса, и многие просвещены были светом Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ III Гонорий III, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гонорий III, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) (до 1160, Рим - 18.03.1227, там же; мирское имя Ченчо Савелли), папа Римский (с 24 июля 1216). Происходил из знатной рим. семьи. После рукоположения в сан пресвитера служил каноником базилики Санта-Мария Маджоре, затем каноником Латеранской базилики. Ок. 1188 г. папой Римским Климентом III назначен папским камерарием. Выступил инициатором составления «Liber censuum Romanae Ecclesiae» (с 1192) - регулярно пополнявшегося вплоть до XV в. сборника документов по вассальным доходам Папского престола. В 1193 г. папой Римским Целестином III возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Лукии и в том же году назначен архипресвитером базилики Санта-Мария Маджоре (до 1212). С 1194 по 1198 г. занимал должность канцлера Римской курии, совмещая ее с обязанностями папского камерария. Способствовал реставрации рим. базилики св. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), о чем свидетельствует мозаика рубежа XII и XIII вв. в конхе главной апсиды, где у ног Спасителя изображена фигура коленопреклоненного кард. Ченчо Савелли. В 1197-1201 гг. по поручению папы Римского Иннокентия III являлся наставником буд. кор. Фридриха II Штауфена . В 1200 г. папой Иннокентием III возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. апостолов Иоанна и Павла. После смерти папы Иннокентия III на состоявшихся 18 июля 1216 г. в Перудже выборах кард. Ч. Савелли был избран папой с принятием имени Гонорий III и 24 июля кард.-еп. Остии Уголино (впосл. папа Григорий IX ) рукоположен в сан епископа. Коронация и интронизация Г. состоялись 31 авг. в соборе св. Петра в Риме и 4 сент. в Латеранской базилике. Папа Гонорий III преподносит св. Агнесе модель церкви. Мозаика ц. Сант-Аньезе фуори ле Мура, Рим. Ок. 1625 г. Папа Гонорий III преподносит св. Агнесе модель церкви.

http://pravenc.ru/text/166149.html

Повод для радости: монастырская жизнь в Крыму стремительно развивается Епископ Бахчисарайский Каллиник Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви      Литургическая жизнь есть сегодня во всех крымских обителях. В крупных монастырях, насчитывающих несколько десятков человек, Божественная литургия совершается каждый день. В горных, где иеромонахов один-два, Литургию служат три-четыре раза в неделю. О том, как происходил процесс становления современного монашества в их крае, рассказал порталу «Монастырский вестник» епископ Бахчисарайский Каллиник, викарий Симферопольской епархии, благочинный по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии. Владыка, возрождение монастырей на Крымском полуострове, судя по статистике, идет стремительно.      Можно и так сказать, если принять во внимание тот факт, что до 1992 года здесь не было ни одной действующей обители, а с приходом на Крымскую кафедру митрополита Лазаря (тогда архиепископа) стали возрождаться монастыри, которых сейчас шестнадцать. Есть обители очень древние – в частности, пещерный Свято-Климентовской мужской монастырь в Инкермане (пригороде Севастополя). Такую его великую святыню как храм I века предание связывает со святым Климентом Римским, третьим преемником апостола Петра в качестве епископа Рима, и, следовательно, четвертым Папой Римским. Сосланный за проповедь христианства и неуважение к языческим богам в Крым – северную часть Римской империи – он вытесает в скале малую церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного, и с этого начинается зарождение святого монашества на земле благословенной Тавриды. Сегодня эта церковь действующая, мы с братией там регулярно служим. В преддверии великого события, когда мы вступаем в лето Господне 75-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне, в крымских монастырях вспоминают о тех, кто приближал этот праздник «со слезами на глазах». Так в рамках епархиального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений в Свято-Климентовском Инкерманском монастыре прошла конференция «Крымские монастыри в годы войн: патриотическое служение».

http://pravoslavie.ru/127027.html

Глава 6. 119 Организация архиепископии св. Мефодия. Всемирно-историческое значение кирилло-мефодиевского вопроса Путешествие славянских проповедников в Риме и завязавшиеся вместе с этим непосредственные отношения их с Римским епископом сопровождались весьма важными последствиями столько же в личной судьбе их, сколько в истории просвещенных ими христианством народов. Несмотря на усиленные старания исследователей выяснить побуждения, заставившие свв. братьев идти в Рим, или обеспечить основание приглашения их в Рим со стороны папы Николая I, все же этот вопрос в биографии солунских братьев остается и, вероятно, останется неясным. Если и принять как несомненное то, что сообщается в паннонских житьях и в Итальянской легенде, именно, что им было приглашение или приказание явиться в Рим, то нельзя было бы понять, почему же в Риме желали их видеть «как ангелов Божиих». Многое, конечно, объясняется в приеме, оказанном Константину и Мефодию, тем обстоятельством, что они пришли в Рим с мощами св. Климентия, папы Римского, обретенными ими в Херсоне. Отсюда и торжественная встреча за стенами города, которая, однако, должна быть понимаема как религиозная процессия, отсюда их и ласковый прием виновникам большого церковного торжества. Никак не следует забывать, что и в дальнейшем почет и внимание в Риме славянским просветителям объясняется не столько их великими заслугами в деле миссии между славянами, сколько тем, что благодаря их благочестию и святости Римская Церковь имела счастие возвратить себе мощи св. Климентия 120 . Но Константин и Мефодий имели ожидать в Риме решения вопроса по делу их проповеди в Моравии. Следует показать, что и самое приглашение их в Рим вызвано было именно как самой их проповедью, так и исключительными условиями, с которыми соединена была проповедь: они читали Евангелие и другие священные книги на славянском языке и совершали богослужение на народном языке новообращенных. [Несмотря на новшества, допущенные проповедниками, которые в Римской Церкви вообще не считались принятыми, папа Адриан II не поставил никаких затруднений ни по отношению к переводу Священного Писания на славянский язык, ни по вопросу о совершении литургий на народном языке славян: согласие и одобрение выражено в такой торжественной форме, какая должна была заставить замолкнуть всех недоброжелателей к делу славянских проповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Аббатство Сен-Ван в Вердене. XIII в. [Франц. mauristes], монахи франц. католич. конгрегации св. Мавра, входившей в орден бенедиктинцев . Создание конгрегации М. стало частью масштабной реформы католич. монашества в период после Тридентского Собора (1545-1563). Ко 2-й пол. XVI в. бенедиктинское монашество в Зап. Европе находилось в упадке: в результате Реформации были ликвидированы мн. мон-ри в Германии и все - в Англии и в Скандинавских странах. Во Франции по Болонскому конкордату (1516) право назначения аббатов перешло к королю, широкое распространение получила практика комменды ; многие мон-ри были уничтожены во время религиозных войн во Франции (1562-1598). Одним из центров движения за обновление монашества путем возвращения к строгому соблюдению первоначального бенедиктинского устава стал мон-рь Сен-Ван в Вердене (Лотарингия). В 1601 г. к реформе присоединился Сент-Идульф в Муайенмутье (ныне деп. Вогезы). В 1604 г. папа Римский Климент VIII объединил оба мон-ря в конгрегацию святых Витона и Хидульфа (ваннисты). Уже через неск. лет конгрегация включала более 40 мон-рей. Во Франции распространению реформы способствовал, в частности, Лоран Бенар (1573-1620), приор коллегии Клюни в Париже. Однако из-за того что в нач. XVII в. Лотарингия относилась к Свящ. Римской империи, а не к Французскому королевству, присоединение французских мон-рей к конгрегации святых Витона и Хидульфа оказалось затруднено. В 1618 г. на генеральном капитуле ваннистов было принято решение о создании во Франции самостоятельной конгрегации реформированных бенедиктинских мон-рей. Это решение получило поддержку французского кор. Людовика XIII и кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье . Новая конгрегация, названная во имя св. Мавра , ученика прп. Венедикта Нурсийского , была официально утверждена папой Римским Григорием XV (булла от 17 мая 1621). Центром конгрегации М. стало аббатство Блан-Манто (до 1631), а затем аббатство Сен-Жермен-де-Пре (оба в Париже). Название в честь св. Мавра подчеркивало приверженность М. традициям первых бенедиктинцев и одновременно не вызывало ассоциаций с к.-л. определенным мон-рем. Лишь в 1750 г. мощи св. Мавра были перенесены из упраздненной коллегиальной церкви Фоссе (ныне Сен-Мор-де-Фоссе, деп. Валь-де-Марн) в аббатство Сен-Жермен-де-Пре (уничтожены осенью 1793 вместе с др. монастырскими святынями и церковным убранством).

http://pravenc.ru/text/2561154.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010