В XIII в. папа Иннокентий III перевел важнейшие учреждения Римской курии, в т. ч. и архив, в Ватикан как в более безопасное место. В XIII-XIV вв. архив неск. раз перемещался. Во время схизмы в католической Церкви в кон. XIV - нач. XV в. существовало 2 архива - в Риме и в Авиньоне. С избранием папы Римского Мартина V (1417-1431) и окончанием схизмы была проведена унификация архива. Важный этап в истории В. с. а. связан с эпохой Возрождения (XIV-XVI вв.), когда особое внимание уделялось книгам (античным, раннехрист. произведениям, церковным документам). Именно с этого времени существует Ватиканская библиотека в совр. ее виде, куда входил и архив. Документы в составе архива до наст. времени хранятся в Ватиканских дворцах, в тех же помещениях, где располагалась б-ка Сикста IV (1471-1484), названных по позднейшему их использованию Старым залом Синода. Архив и б-ка как единая структура имели одного руководителя, к-рым со времен папы Юлия III (1550-1555) был кардинал с титулом «библиотекарь Святой Римской Церкви». Первым кардиналом, получившим этот титул в Новое время, стал Марчелло Червини (впосл. папа Маркелл II , апр.-май 1555). В Ватиканской б-ке хранилось огромное количество документов, рукописей, печатных книг, актов органов управления и др. материалов, систематизировать к-рые становилось все труднее. Папой Пием IV (1559-1565) была предпринята попытка создать унифицированный центральный архив католич. Церкви, где в определенном порядке должна была храниться вся офиц. документация Римского престола. В бреве «Cum nos nuper» от 28 сент. 1565 г. папа Пий IV обязал священнослужителей отправлять всю документацию в Рим, где кардинал-библиотекарь отбирал документы для архива. Этот проект не был осуществлен из-за смерти понтифика. При папе Римском Пие V (1566-1572) была проведена инвентаризация папских архивов. Впосл. мн. папы предпринимали попытки унифицировать документы, составлявшие архив. Папой Римским Климентом VIII (1592-1605) было рассмотрено неск. предложений разделить б-ку и архив на 2 учреждения, каждое со своей структурой, функциями и местом расположения, что позволило бы отделить документы культурного содержания от непосредственно архивных (акты органов управления, офиц. корреспонденция Папского престола и проч.). Нек-рые документы последнего типа часто хранились в др. местах, прежде всего в замке св. Ангела (Archivium Arcis).

http://pravenc.ru/text/149923.html

Исследование, произведенное no этому делу министром Помбалем, открыло, что участниками в этом деле были многие из иезуитов. Народ сильно встревожен был этим злодеянием и требовал у короля примерной казни иезуитам. Тогда издан был указ об изгнании иезуитов из Португалии (1759 г.). Папа Климент XIII издал буллу в защиту иезуитов; но Помбаль запретил обнародовать буллу, прервал всякие сношения с римским двором, выслал папского нунция за границу, и затем приказал всех находившихся в Португалии иезуитов посадить на суда и переправить к папе в Италию. Имения иезуитов были конфискованы. Через несколько лет после того иезуиты изгнаны были из Франции, где против них действовал первый министр, герцог Шуазель. Французский король Людовик XV соглашался оставить иезуитов в своем государстве под условием преобразования ордена. Но гордый генерал иезуитов Риччи отвечал на это: „пусть они остаются такими, каковы теперь, или пусть их вовсе не будет». Тогда король перестал защищать иезуитов, и они были изгнаны из Франции (1764 г.). Иезуиты были изгнаны также из Испании, Неаполя и Пармы. Наконец, новый папа Климент XIV, избранный враждебной иезуитам партией, уступая общему раздражению против иезуитов, в 1773 г. издал буллу о совершенном уничтожении иезуитского ордена. Вскоре после этого папа умер; подозревают, что он был отравлен иезуитами. С тех пор иезуиты оффициально перестали существовать во всех католических государствах Европы, хотя тайно продолжали существовать и вести свои интриги. Только во владениях прусского короля Фридриха II и русской императрицы Екатерины II иезуитам позволено было существовать законным обраэом. В настоящем столетии орден иезуитов был опять восстановлен. Иезуиты обязаны были своим восстановлением главным образом французской революции. Видя повсюду колебание престолов от революционного духа, многие из европейских государей по-прежнему поддались внушениям иезуитов, в которых они видели рьяных врагов революции и усердных защитников своей власти. После падения Наполеона I, когда в Европе стали восстановлять старые порядки, существовавшие до 1789 г., – папа Пий VII отменил буллу Климента XIV, которой объявлялся уничтоженньм иезуитский орден, и издал новую буллу (1814 г.), восстановлявшую общество Иисуса со всеми прежними его правилами и в первоначальном его виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но деятельность их в таком направлении в связи с их безнравственными правилами в XVIII же столетии стала ненавистной всем, и католические правительства решились избавиться от них навсегда. Первой выступила против иезуитов Португалия. Здесь в 1759 году некоторых из них, как участников в заговоре на жизнь короля, заключили в тюрьмы и предали суду, а всех вообще арестовали и отправили к папе с запрещением возвращаться. В 1764 году последовало изгнание иезуитов из Франции, причем парламент прямо называл их орденом, опасным для государства. В 1767 году примеру Португалии и Франции последовала Испания; по приказанию короля все иезуиты, находившиеся в Испании, в один и тот же день были арестованы, в числе шести тысяч человек, и на кораблях отправлены в Италию. Затем точно так же поступлено было с иезуитами в итальянских государствах, Неаполе и Парме. Не ограничиваясь удалением иезуитов из своих владений, католические государи чрез своих послов в 1769 году настойчиво потребовали от папы Климента XIII (1758–1769 гг.) формального уничтожения ордена. Климент не перенес такого гнета, заболел и скоро умер. Тогда послы настояли на выборе в папы кардинала Ганганелли, который склонен был исполнить требование их государей. Но и Ганганелли, вступивший на папский престол под именем Климента XIV (1769–1774 гг.), долгое время не решался на уничтожение могущественного ордена. Только вследствие новых настойчивых требований со всех сторон, в 1773 году он издал буллу, которой объявил Общество Иисуса и все его учреждения упраздненными. Булла была обнародована и приведена в исполнение во всех католических государствах, но тайно иезуиты продолжали все-таки существовать. Папа Климент XIV за свою буллу поплатился жизнью – его смерть со всеми признаками отравления приписывали иезуитам. Вскоре же после уничтожения ордена иезуитов над папством разразились новые бедствия. В Австрии император Иосиф II (1780–1790 гг.) предпринял такие реформы в церковном управлении, в силу которых заведование внешними делами Церкви переходило в руки правительства, а внутреннее управление предоставлялось епископам, влияние же папы на церковные дела Австрии совсем почти устранялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

472 Бенедикт XIV (1675–1758) – папа римский с 1740 г. В миру – Просперо Ламбертини. Происходил из старинного дворянского рода. Получил гуманитарное образование, является автором трудов по каноническому праву, в том числе «О беатификации и канонизации слуг божьих» (1734). Известен определенной терпимостью к процессам, происходившим в общественной жизни в эпоху Просвещения. Ш. Монтескье назвал его «папой ученых». Находясь в дружественном общении с просветителями, развивал науки в Риме. Им основаны папские литургическая и археологическая академии, кафедры точных и естественных наук в университете, в том числе для профессоров-женщин. Он оказывал помощь ряду художников и ученых (напр., А. Муратори). При известной терпимости к проявлениям инакомыслия – янсенизму, протестантизму, просветительской литературе, его понтификат отмечен и репрессивными мерами: в 1751 г. опубликована булла антимасонского содержания, в 1753 г. осуждены труды Вольтера. Подписанные Бенедиктом XIV конкордаты с рядом европейских государств (Испанией, Португалией, Савойей, Неаполем) отразили уменьшение влияния пап на политику национальных Церквей. 473 Лев Х (1475–1521) – папа римский с 1513 г. В миру Джованни Медичи, сын правителя Флоренции Лоренцо Великолепного. Кардинал с 1489 г. В 1511 г. легат в Болонье. В основе его политики лежало стремление упрочить влияние семьи Медичи. Расточительность Льва X привела к финансовому краху, который он пытался преодолеть широкой продажей индульгенций, что вызвало особое недовольство в Германии и спровоцировало выступление М. Лютера. В 1520 г. Лев Х отлучил Лютера от Церкви. В 1516 г. заключил конкордат с Франциском I, что расширило права короля над французской церковью. Лев Х прославился как меценат. Климент VII (1478–1534) – папа римский с 1523 г. В миру Джулио Медичи, двоюродный брат Льва X. С 1513 г. архиепископ Флоренции и кардинал. Пытался лавировать между французским королем Франциском и императором Карлом V, боровшимся за господство в Италии. Климент VII создал с Францией в 1526 г. Коньякскую лигу, но в 1527 г. заключил мир с императором, войска которого, выйдя из повиновения, разграбили в мае 1527 г. Рим. Папа попал в плен и в ноябре заключил новый мир. С помощью императора в 1530 г. во Флоренции была восстановлена власть изгнанных в 1527 г. Медичи. Нерешительная политика Климента VII способствовала распространению Реформации.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Снова распространились подкупы и взяточничество; злоупотребления имели место и в правосудии. По сути дела, начиная с этого времени, мы можем говорить об общем упадке Церковного государства, о его отсталости - в чем опять-таки проявился кризис института папства. Юный Людовик XIV дал почувствовать свою власть и свое пренебрежение к папе Александру VII не только в заключении Пиренейского мира (1659), но и обеспечив себе право вмешиваться во внутренние дела Папской области даже в связи с незначительной дипломатической неурядицей. Александру VII оставалось успокаиваться лишь успехами в области религиозной морали. Шведская королева Кристина (1632-1654), отказавшись, как известно, от трона, перешла в Инсбруке в католическую веру и в 1655 году переселилась в Рим. Дочь победоносного протестантского лидера и полководца Тридцатилетней войны Густава Адольфа завоевала себе этим благосклонность и милость папы: она - единственная женщина в истории, которая была погребена в Ватиканской усыпальнице. После смерти Александра VII великие державы стали активно пользоваться своим эксклюзивным правом. В соответствии с расстановкой сил новым папой стал кардинал Джулио Роспильози, пользовавшийся полным доверием у Людовика XIV. Профранцузский папа Климент IX (1667-1669), будучи старым и больным, считался поэтому «кратковременным» папой. Он был известен не только как драматург, но и как высший священнослужитель, который вел святой образ жизни. (Ежедневно он собственноручно кормил 13 бедняков.) Уход со сцены непотизма ознаменовался тем, что папа уже не безгранично благоприятствовал своим родственникам, а обеспечивал им лишь достойное благоденствие. Тем же, что Климент IX не распустил на все четыре стороны чиновников и непотов своего предшественника, чтобы освободить место для своих людей, он в значительной степени способствовал консолидации церковного управления. После смерти Климента IX на продолжавшемся четыре месяца (из-за борьбы между происпанской и профранцузской партиями) конклаве папой был избран престарелый (80-летний) кардинал Альтиери, которого вновь рассматривали как «кратковременного».

http://sedmitza.ru/lib/text/441665/

В Патриархии сожалеют, что в школах по-прежнему доминирует дарвинизм Москва, 3 февраля 2006 г . " Учебники еще старые, в них доминирует дарвинизм. Советский менталитет еще присутствует в системе образования. Если ребенок отвечает с позиции библейской теории происхождения мира, то ему говорят: " Садись, двойка " , – посетовал в четверг на пресс-конференции в Москве управделами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, отметив, что ему уже жаловались на подобные конфликты, сообщает Портал - Слово. Он также высказался против сексуального просвещения в учебных заведениях. " Саму идею сексуального образования я не поддерживаю. У нас были попытки ввести предмет планирования семьи, чтобы чуть ли не с семилетнего возраста показывали такие вещи, что ребенку физиологически не нужно о них знать " , – отметил владыка. Митрополит в очередной раз призвал ввести преподавание религии в школах, напомнив, что в этом году взаимодействие Церкви и школы стало основной темой XIV Рождественских чтений. " Если молодой человек приобретает основные знания о вере, Православии, православной культуре, это помогает ему лучше понять, что происходит вокруг, хотя бы то, почему в центре столицы стоят соборы " , – сказал митрополит. Вспоминая об инциденте в синагоге на Большой Бронной, он отметил, что если бы 20-летний москвич, напавший на ее прихожан, получил религиозное воспитание, он бы не совершил такое преступление. Митрополит Климент не поддержал идею преподавания в школе истории мировых религий. " Если преподаются все религии вместе, то представьте, какой винегрет получится у ребенка в голове: взять какое-нибудь село и рассказать им о Конфуции, если они не знают, кто такой Конфуций, что такое Индия и так далее " , – сказал он. По его данным, " Основы православной культуры " в настоящее время преподаются в 40 российских регионах. Говоря о российской многоконфессиональности, митрополит Климент высказал мнение, что там, где проживают люди, исповедующие ислам или другую религию, должно быть организовано преподавание основ культуры ислама или другой религии. 3 февраля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16152.html

В упоминаниях «Очерков» более ранними авторами ничего подобного не обнаруживается. Наоборот, для Евсевия «Очерки» есть норма православия (прежде всего потому, что содержит весьма точный список канонических книг Нового Завета – Церк. история 6,14). Возможно, что Фотий не уловил границу, где Климент от изложения взглядов еретиков переходит к пояснению христианских и собственных воззрений. Это тем более вероятно, что свою «Библиотеку» Фотий писал в значительной степени по памяти – на досуге во время своей дипломатической миссии в Багдад (Гиббон Э. Закат и падение Римской Империи. М.,1997, т.6. с. 229). Сам Фотий во вступлении к этому своему труду писал так: «Если же тебе покажется, что некоторые рассказы воспроизведены по памяти недостаточно точно, не удливляйся. Ведь для читающего каждую книгу в отдельности охватить памятью содержание и обратить его в письмена – дело, если хотите, почетное; однако, не думаю, чтобы было делом легким охватить памятью многое, – и притом когда прошло много времени, – да еще соблюсти точность» (Фотий. Мириобиблион//Памятники византийский литературы IX- XIV веков. М., 1969, с. 42). 123 К этой теме Климент обращается и в «Педагоге»: «Лучше не есть мяса, не пить вина ( Рим. 14:21 ), таков совет апостола и пифагореян… Есть нечто животное в том; тяжелые и нечистые пары, поднимающиеся от мясных кушаний, омрачают душу. Впрочем, если кто и питается ими, не погрешает. Только пусть происходит это в меру; пусть тот не ставит себя в зависимость от таких кушаний, пусть не набрасывается на них с жадностью… Если нужно, то включать можно в свой рацион и мясо в жареном виде или же в вареном» (Климент Александрийский. Педагог. – М., 1996, сс.121 и 124). Та же самая мысль о разнице мотивов, по которым воздерживаются от мяса пифагорейцы («они воздерживаются по причине мифа о перевоплощении душ») и христиане, проводится у Оригена (Против Цельса V,49). 124 Скорее всего – чисто книжный наставник, а не личный и не классный. Ориген вряд ли успел поучиться у Климента, который всего три года был руководителем александрийской школы после Пантена (200–203).

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

326 Никитин П. Сказание о 42 аморийских мучениках//Записки Имп. АН. 1905. VIII серия. Т. 7. 2, с. 21. 328 Konzilas Е., Halkin F. Deux vies de s. Maxime le Kausokalube//Analecta Bollandiana 54 (1936), p. 106. 329 Cm.: Angenendt A. Corpus incorruptum. Eine Leitidee der mittelalterlichen Reliquienverehrung//Saeculum. 42 (1991). Vol.. 332 Holy Women of Byzantium. Ten Saints’ Lives in English Translation. Ed. A.-M. Talbot. Washington, 1996, p. 113, n. 83. 335 Так, св. Трифилл Левкосийский, не сподобившись мученичества при жизни, позаботился о посмертном венце – мусульмане отрубили голову его нетленному телу (AASS Junii, vol. III. Bruxelles, 1867, p. 177E). 336 Трифонов Ю. Две съчинения на Константина Философа (св. Кирила) за мощите на св. Климента Римски//Сборник в чест на проф. Л. Милетич. София, 1933; Vašica J. Slovo па perenesenie moštem preslavnago Klimenta neboli Legenda Chersonska//Acta Academiae Velehradensis, 19. 1948; Vašica J. Literami pamatky epochy velikomoravske 863–885. Praha, 1966; Hannick Ch. Das «Slovo na perenesenie moštem sv. Klimenta» als liturgiegeschichtliche quelle//Orientalia Christiana Analecta, 231. Christianity among the Slavs the Heritage of Saints Cyril and Methodius. Roma, 1988. 337 Библиотека Ватикана, Barberini gr. 336. Cm.: Parenti S., Velkovska E. L’Eucologio Barberini 336. Roma, 1995. Наиболее ранние константинопольские списки XI в. опубликованы: Arranz М. L’Eucologio Constantinopolitano agli inizi del secolo XI. Roma, 1996. 338 РНБ, собрание Гильфердинга 32 (серб.). Древнейшие русские списки датируются концом XIV – началом XV в. Например, ГИМ, Син. 900. 340 Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.//Византийский временник 59 (84). М., 2000, с. 116–128.; Уханова Е. В. Культсв. Климента, папы Римского, как отражение политических концепций Византии и Руси IX–XI вв. (Опыт комплексного источниковедческого анализа). Автореферат дис. ... канд. ист. наук. М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—594— болгар с Константинопольским патриархом? он не имеет в этой стране ни законной хиротонии, так как у неё есть автокефальный архиепископ, и никаких над ней привилегий». 627 Сообразно с этим и в житии Климента он ни одним словом не упоминает об участии патриарха в посольстве святых братьев в Моравию и об отношении его к славянской церкви. Напротив, просветительную деятельность святых братьев он склонен поставить даже в некоторую зависимость от папского одобрения, объясняя мотивы путешествия их в Рим желанием «показать блаженнейшему папе труд своего перевода св. Писания» (III). На основании всей совокупности приведенных соображений с достаточной твердостью можно признать житие произведением Феофилакта и, следовательно, отнести его к концу 11-го или самому началу 12-го столетия. Феофилакт был составителем жития в полном смысле слова, а не только редактором того первоисточника, в котором изображалась жизнь и деятельность Климента. За это говорят и широкие рамки повествования, включающие в себя факты различных, отдаленных одна от другой эпох, и своеобразное освещение всего исторического материала сообразно с тенденциями автора, и, наконец, значительное место, которое занимает в житии история свв. Кирилла и Мефодия. Излагая последнюю, автор не был просто во власти древнего жизнеописателя Климентова, потому что размеры воспроизведения этой истории для него были вопросом силы собственного литературного таланта: ему, по собственному признанию, хотелось изобразить всю жизнь славянских просветителей, но скромность помешала взяться за этот сложный труд. Несомненно, у него был не один источник, а несколько – сплоченных им в одно целое по всем правилам современной византийской агиологии. Все они подверглись здесь столь искусственной обработке и витиеватым риторическим прикрасам, столь смелым перетолкованиям и амплификациям, что могут быть определены и оценены, в отношении к своим историческим основам, лишь путем тщательного анализа содержания жития. —595— По своему содержанию и отношению к источникам житие может быть разделено на три части: 1. история Кирилла и Мефодия (I–VI); 2. история славянского дела в Моравии после смерти Мефодия при учениках его до изгнания их из Моравии (VII–XIII); 3. история жизни и деятельности Климента в Болгарии (XIV–XXIX).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так как молва весьма славила Климента, то к. Симеон пригласил его к себе. Личное свидание и беседы вполне убедили князя в высоких достоинствах Климента. Тогда Климент поставляется в епископа Дрембицы или Велицы43), в землю дреговичей   40) Vita s. Clementis § 17-19 13. Краткое житие св. Климента, издан. Григоровичем § 8. 11. Составитель краткого жития писал не раньше XII стол., иное под руководством пространного жития, о чем говорит и сам в § 5, другое по живым памятникам, напр. § 8-11, а иное по слухам вовсе неверным, наприм. О крещении кн. Бориса, о времени посвящения Климента в епископа. 41) «Осьмой год учительства Климентова», не был последним годом жизни кн. Бориса, как напротив иные понимали, а только был последним годом правления Борисова. Так показывает связь речи у биографа Климентова. Потому сомнение г. Палаузова (Век к. Симеона стр. 28) о времени смерти Бориса – напрасное; равно несправедливо мнение Харьков. вестника (1864 г. II, 499) о времени прибытия Климентова в юго-западный край Болгарии. – Биограф Климента, под влиянием желания говорить красноречиво, иногда выражается неясно и неточно и события выставляет не всегда в порядке времени. 42) Тоже болгарин в прологе XIV в. «И еще ему (Борису) живу сущу в чернечстве и в него место сущю Володимерю, сыну его первому, бысть благословение Божие и Михаилово на Симеоне и прия стол, съгнав брата». 43) Vita s. Clementis § 20. В списке епархий имп. Льва показаны две «Велики»: одна в округе митрополии Филиппополя фракийского, другая в ведении митрополита «Филиппов Македонии». Tafel p. 49. 50. Климент был на кафедре Велички македонской. – У Лекеня Or. chr. 2. 290, в греческом перечне болгарских архиепископов сказано: «Климент, назначенный в епископа Тивериополя или Велички, получил потом от болгарского ц. Бориса в управление третью часть болгарского царства, т.е. от Солуня до Иерихо и Канин или Суниата». – Если Величка Климента то же, что Тивериополь, то иначе называлась она у славян Струмницею (см. мая 2 пр. 18). Другие указанные здесь города находятся на побережье южной Албании: Иерихо и Канина – у Авлон, Сопоти – в дельвинском округе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010