Разделы портала «Азбука веры» Апостольские мужи – ряд церковных писателей, живших в конце I в. — первой половине II в., бывших современниками, самовидцами, учениками, сотрудниками апостолов . К числу апостольских мужей относят: Игнатия Богоносца, апостола из 70-ти Варнаву, сщмч. Климента Римского , сщмч. Поликарпа Смирнского , автора «Послания Варнавы», автора «Пастыря Ермы», и некоторых других церковных писателей. Наиболее важные из их сочинений: Первое послание Игнатия Антиохийского (ок. 115 н.э.), Первое послание Климента Римского (ок. 95 н.э.; так называемое Второе послание Климента представляет собой гомилию, относящуюся примерно к 130 н.э.) и серия видений, известных под названием Пастырь Ермы. В этот ряд обычно включают еще Учение двенадцати апостолов (Дидахе), наставление по нравственности и богослужебной практике; т.н. Послание Варнавы и изящную апологию христианской веры, известную под названием Послание Диогнету . Мученичество Поликарпа (ок. 155 н.э.) обычно замыкает этот ряд. Мужи апостольские Николай Дмитриевич Тальберг Под названием Мужей апостольских известны в Истории Церкви непосредственные ученики апостолов, лично общавшиеся с ними и нередко бывшие их ближайшими сотрудниками. Творения их носят характер писаний апостольских, – и это составляет их отличительную черту. К ним принадлежат: Ап. Варнава. Имя его было Иосия. Апостолы называли его Варнавой, что значит «сын утешения». Он был иудеем рассеяния с острова Кипр, принадлежал к сословию левитов. По преданию он был в числе 70 учеников Спасителя. В христианской Церкви он является действующим на самых первых порах. Он продал свою землю и вырученные за нее деньги положил к ногам апостолов. Он представил Савла апостолам, как чудесно обращенного. Он с Павлом основал Церковь из язычников в Антиохии и являлся ревностным сотрудником его, в проповеди среди евреев рассеяния и язычников. Когда апостолы разошлись на проповедь, то Варнава местом своей деятельности избрал Кипр, где и умер смертью мученика, уже после разрушения Иерусалима в 70 году. Ему приписывается одно послание, которое с самых древних времен было известно под его именем. Он доказывает, что Ветхий Завет должен уступить место Новому и предостерегает уверовавших во Христа от увлечения иудейством. Писал он о путях жизни.

http://azbyka.ru/apostolskie-muzhi

Соликамск. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Богоявленская церковь (1687-1695) трапезного типа. К высокому двусветному кубу примыкает апсида с тремя полукружиями, двустолпная трапезная с приделом 1691 года во имя Владимирской Богоматери с главкой, паперть с жилой палатой и колокольней. Собственно храм с апсидой и трапезной соединен трехарочными проемами. Рядом с Богоявленской церковью часовня Святых Апостолов Петра и Павла. Колокольня возведена по излюбленной композиции " восьмерик на четверике " с шатровым завершением. Она несколько раз перестраивалась. В XVIII веке немало средств для этого выделял солепромышленник М. Суровцев, чья усадьба находилась возле церкви. Фасады храма декорированы. Стены завершены закомарами, наличники окон в килевидных кокошниках, многоступенчатые порталы и карнизы выложены лекальным кирпичом в виде точеных и плетеных колонок, балясин, городков, кружков и т. д. Насыщенный декор фасадов дополнен на колокольне, кубе и барабанах многоцветными изразцами. Обилие изразцов во внешнем убранстве - отличительная особенность Богоявленской церкви. Здесь преобладают рельефные изразцы. В центре небольших плиток изображены пеликаны, павлины, индюки, а по краям - рисунки, переходящие на соседние изразцы. Богоявленская церковь - единственная из всех соликамских церквей, где сохранился резной деревянный иконостас с богатейшим собранием икон строгановской живописи XVIII-XIX веков. Всего в иконостасе было около 75 икон, почти все они сохранились и отреставрированы. Место под застройку церкви было выбрано ещё во времена основания города. Когда-то здесь стоял деревянный храм во имя святого Папы Римского Климента IV, редко почитаемого на Руси святого. Писцовые книги так описывают эту церковь: «…Храм древянъ клецки верх шатромъ во имя Климента Папы Римского, в нём образъ местной Климента… строение мирское…, да у церкви попъ Иванъ Ивановъ да дьячёкъ Иванъ Лепихинъ». Церковь имела два придела — во имя святого Георгия и святого пророка Ильи.

http://sobory.ru/article/?object=02982

Двадцать пятый день. Поучение 2-ое. Священномученик Климент, епископ римский. (Не случай, но промысл Божий управляет жизнью человеческой). I. Ныне св. церковь творит память священномученника Климента, епископа римского. Святой Климент жил в первом веке христианства. Отец его – Фавст и мать – Матфидия были язычники и кроме Климента имели еще старших сыновей Фавстина и Фавстиниана. Сначала это семейство жило в полном мире и счастии; но затем злоба одного человека все расстроила. Родной брат Фавста поселился в его доме и стал домогаться любви Матфидии. Последняя не хотела открыть своему мужу безнравственности его брата, чтобы не быть причиной раздора между ними, но решилась удалиться из Рима. Она сослалась на будто бы виденный ею сон, который повелевал ей уехать; Фавст, видя неотступное желание ея, согласился на отъезд, но с тем, чтобы Матфидия взяла с собою старших сыновей и ехала в Афины, где сыновья могли бы получить образование в тамошних училищах. Богато нагруженный всем нужным для путешествия корабль увез Матфидию, Фавстина и Фавстиниана. Но после нескольких дней плавания в море поднялась буря; корабль долго носился по волнам и наконец разбился о скалу. Матфидию унесло далеко на обломках корабля и наконец она была выброшена на остров. Там нашли ее жители, подали ей помощь и утешали ее, как могли; Матфидия же не радовалась собственному спасению и горевала о потерянных ею детях. Одна вдова, муж которой погиб во время кораблекрушения, предложила Матфидии жить в ее доме, чтобы вместе горевать, работать и кормиться. Матфидия согласилась на это предложение, и обе женщины поселились вместе. Так прожила Матфидия на острове 24 года, скорбя о погибели своих детей и оплакивая их. Между тем Фавстин и Фавстиниан были живы; они спаслись, как и Матфидия, на обломках корабля. Морские разбойники взяли их на свой корабль и продали в рабство одной женщине по имени Юсте. У Юсты не было детей и она была очень рада приютить мальчиков; когда они достаточно подросли, Юста отдала их в училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Климент XII, папа Римский. Аверс медали. 1730 г. (7.04.1652, Флоренция - 6.02.1740, Рим; до избрания папой - Лоренцо Корсини), папа Римский (с 12 июля 1730). Род. в знатной семье, старший сын гр. Бартоломео Корсини и Элизабетты Строцци, племянник кард. Нери Корсини и двоюродный брат буд. кард. Джамбаттиста Патрици. Начальное образование получил у иезуитов во Флоренции; с 1667 г. проживал в Риме в доме дяди, кард. Н. Корсини, учился в папском Григорианском университете . После переезда дяди в нач. 1672 г. в Тоскану покинул Рим и продолжил учебу в Пизанском ун-те, где в 1675 г. получил степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro). По возвращении во Флоренцию Корсини пожелал начать церковное служение, однако не получил одобрения отца; после его смерти отказался от права наследования и, вероятно, в 1685 г. был рукоположен в сан пресвитера. В том же году переехал в Рим, где получил должности регента папской канцелярии и клирика Апостольской палаты. В февр. 1690 г. папа Римский Александр VIII сделал Корсини префектом Апостольской сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). 10 апр. того же года назначен архиепископом Никомидийским in partibus infidelium. 18 июня епископское рукоположение Корсини совершил Флавио Киджи, кардинал-епископ Порто и Санта-Руфины. 1 июля 1690 г. был назначен апостольским нунцием при дворе императора Свящ. Римской империи герм. нации, но так и не выехал в Вену из-за разногласий между папой Александром VIII и имп. Леопольдом по вопросу о его назначении. 6 дек. 1695 г. папа Римский Иннокентий XII передал Корсини должность генерального казначея и сборщика Апостольской палаты, к-рую ранее занимал его дядя, кард. Н. Корсини. С 9 дек. суперинтендант замка Св. ангела и генеральный комиссар моря. На финансовой службе в Апостольской палате Корсини проявил себя как талантливый финансист: провел реформы для централизации системы финансового управления в Папской области, собрал средства на организацию обороны г. Комаккьо, который находился под угрозой захвата имперскими войсками. 15 июля 1704 г. папа Римский Климент XI назначил его комиссаром Апостольской легатуры Феррары.

http://pravenc.ru/text/1841403.html

Н.А. Скворцов Местность, где в настоящее время находится храм Знамения Пресв. Богородицы за Петровскими воротами, в XVII веке значилась в той части Москвы, которая называлась Земляным и Деревянным-Земляным городом: он начинался за стенами Белого города и продолжался до насыпного земляного вала, по которому стояли деревянные стены с башнями и проездными воротами (теперь на месте этого вала Садовые улицы). Петровские ворота тогда, действительно, существовали в каменной стене Белого города, который с одной стороны доходил до теперешних бульваров, с другой соприкасался с Кремлем и Китай-городом. В пору постройки существующего каменного храма Знамения Пресвятой Богородицы местность эта была в приказе (т.е. в полку) полковника Никифора Ивановича Колобова (Московское Отделение Архива Министерства Императорского Двора 189 года 555). В XVII в. (1701–1755 гг.) место церкви определялось названиями «в полку Федора Колзакова» (Актовые книги г. Москвы I, 42; III, 107. 174. 469; VII, 201. 261), «в Жукове полку» – в 1717 и 1722 годах (там же, II, 232 и Описание док. и дел, хран. в архиве Свят. Прав. Синода, том II, часть 1, приложение 47, стр. 533), хотя в это время уже не было стрелецкого войска; в 1779 году – «близ Трубы» и «на Трубе» (Актовые книги г. Москвы XII, 267. 270). Каменный храм Знамения Пресвятой Богородицы построен вместо ранее существовавшего деревянного во имя св. священномученика Климента, папы Римского. Этот последний еще не значился в 1620–1621 годах, а с 1625 года уже выдавалось его священнику царское жалование (молебных и панихидных денег) 1 рубль 17 алтын, диакону 1 рубль 3 алтына, просфорнице 18 алтын (Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Москва, 1884 г., I, 621; II, 188. Доп. Акт. Ист. IX, 330). В 1631–1632 годах в приходе было 508 дворов; в 1635 г. здесь жили стрельцы полка Михаила Рчинова; в 1650 году в приходе Климентовской церкви считалось 500 человек, с которых причтом платилась дань в патриаршую казну 1 . Церковь св. священномученика Климента со всеми иконами сгорела в 1676 году, и после того уже построена существующая каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом священномученика Климента на новом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Пастырь» Ерма О книге «Пастырь» Ерма Послание Климента Римского к Коринфянам – не единственный дошедший до нас литературный памятник Римской Церкви времен послеапостольских, даже если исключить оставшееся с именем Климента второе послание. К нему тесно примыкает другое замечательное произведение из первой четверти II столетия, известное под названием «Пастырь». Эта книга по-своему происхождению принадлежит также Церкви Римской и в чертах ясных и поучительных представляет дальнейшую судьбу этой Церкви с ее внешним и внутренним состоянием. Там, в послании Климента, является Церковь Римская, благоустроенная внутри и со спокойной рассудительностью старающаяся водворить мир и порядок в дальней Церкви Коринфской; здесь выступает тайнозритель, удостоенный видений и откровений из мира сверхчувственного, чтобы передать их своим братьям по вере, – свыше возбужденный проповедник покаяния, которому поручено обличить и уврачевать недуги, возникшие в недрах Римской Церкви. Имя этому тайнозрителю – Ерм (Hermas), имя, которое встречается в приветствии апостола Павла ( Рим.16:14 ) между членами Римской Церкви. Он представляется жителем Рима 731 , не принадлежащим к церковному клиру, человеком простодушным, скромным, терпеливым и вместе спокойно-веселым (Вид. I, 2; II, 3; III, 1), но который за свои грехи и слабости навлек на себя наказание Божие. С одной стороны, при своем богатстве он вдался более, нежели следует рабам Божиим, в мipckue дела, всего вероятнее, по торговле (Вид. I, 3; II, 3; ср. Вид. III, 11; Зап. X, 1), причем не всегда соблюдал правду (Зап. III). С другой – по чрезмерной отеческой любви он слишком снисходительно смотрел на грехи своего семейства. Жена его отличалась злым языком. Сыновья его преданы были дурным страстям и прослыли предателями своих родителей, может быть, доносчиками пред языческим начальством (Вид. II, 2.3; Подоб. VII). Итак, за его собственные грехи и еще более за пороки его семейства, к которым Ерм был слишком снисходителен, его постигло наказание Божие: из богача он стал бедным, и вместо прежнего благосостояния теперь явились житейские заботы и нужды. Но Ерм не знал причины такой перемены своего внешнего положения, не знал своей виновности. Таково было состояние того лица, которое должно было получить откровения и уроки из высшего мира для того, чтобы быть вестником и образцом покаяния для всей Церкви, послужить ее вразумлению и нравственному очищению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Эпохи Церковной Письменности. Хронологические Рамки «Классической Патрологии» Раздел первый. Мужи апостольские. Возникновение церковной письменности Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 1. «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахе») Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 2. «Каноны святых Апостолов» Глава II. Св. Климент Римский 1. «Первое послание к Коринфянам» Глава II. Св. Климент Римский 2. Так называемое «Второе послание св. Климента Римского» Глава II. Св. Климент Римский 3. Прочие сочинения, приписываемые св. Клименту Римскому Глава III. Св. Игнатий Богоносец 1. Жизнь и творения св. Игнатия Глава III. Св. Игнатий Богоносец 2. Богословие св. Игнатия Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 1. Св. Поликарп Смирнский и его «Послание к Филиппийцам» Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 2. «Мученичество св. Поликарпа» Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 3. Папий Иерапольский Глава V. «Послание Варнавы» Глава VI. «Пастырь» Ерма Раздел Второй. Греческие Апологеты II Века Глава I. Возникновение греческой апологетики и ее задачи. Кодрат Глава II. Аристид. Аристон из Пеллы 1. Аристид и его «Апология» 2. Аристон из Пеллы Глава III. Св. Иустин философ и мученик 1. Жизнь св. Иустина и история его обращения 2. Творения св. Иустина 3. Богословие св. Иустина Глава IV. Татиан 1. Жизнь и литературная деятельность Татиана 2. Богословские взгляды Татиана Глава V. Афинагор Афинянин 1. Сведения древнецерковных писателей об Афинагоре 2. Литературные труды Афинагора 3. Богословские взгляды Афинагора Антропология и учение о воскресении мертвых Глава VI. Св. Феофил Антиохийский 1. Жизнь и творения св. Феофила 2. Богословие св. Феофила Глава VII. Св. Мелитон Сардийский 2 1. Жизнь и творения св. Мелитона 2 Богословие св. Мелитона, отраженное в его сочинении «О Пасхе» Глава VIII. Анонимное сочинение «к Диогнету» 1. Судьба, характер и датировка произведения 2. Миросозерцание автора трактата Глава IX. Ермий. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский 1. Памфлет Ермия против языческой философии 2. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский Глава X. Жанр «Учительных Книг» 1. Предварительные замечания: идейно-богословские истоки жанра 2. «Изречения Секста» 3. «Поучения Силуана» Заключение Введение Патрология как Наука

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Блохин В. С. Раздел III. Балканские Православные Церкви Глава 8. Сербская Православная Церковь 8.1. Христианство на территории Сербии в первые века по Р. Х. Церковь в королевстве Сербском Необходимо указать на то, что современная Сербская Православная Церковь сложилась из трех, исторически возникших, ветвей: 1) Церкви в королевстве Сербия; 2) Патриархата в Австро-Венгрии и 3) Черногорской митрополии. Рассмотрим, как возникли и развивались эти три ветви Сербской Церкви. Первую проповедь Святого Евангелия Балканский полуостров услышал от святых апостолов Андрея Первозванного (мученически скончавшийся в Ахаии), Павел (прошедший по восточной и южной частям Балканского полуострова) и Тита (проповедовавшего в Далмации). В IV в. на территории будущей Сербии образовались Салонийская архиепископия (охватывала приходы римской провинции Далмации) и Сирмийская митрополия (состояла из приходов, находящихся между притоками Дуная – Дравой и Савой). До 732 г. сербы находились в юрисдикции Римской церкви. В 732 г., благодаря завоеваниям византийского императора Льва III Исавра, Восточная Иллирия, где жили сербы, отошла к Византии. Таким образом, сербские епархии перешли под омофор Константинополя. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, так как они совершали богослужение на непонятном для народа латинском или сербском языке. Христианство у сербов укрепилось лишь после того, как здесь начали вести проповедническую деятельность святые братья Кирилл (826 – 869) и Мефодий (820 – 885), создавшие славянскую азбуку. Вероятно, направляясь в Великую Моравию из Константинополя, они прошли через сербские земли. Позже их ученики, Климент и Наум, были изгнаны из Моравии и поселились в Охридском крае, в Македонии. Здесь стала расцветать славянская письменность и монашество, возникла первая славянская Величская епархия, первым епископом которой в 893 г. стал св. Климент. В тот период Сербия еще не имела своей церковной организации. Сербы состояли в римской, греческой и охридской юрисдикциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введение Начало латинской христианской письменности. Рим и северная Африка. основные направления богословия и их представители Христианская письменность на Западе, в частности, в Риме, сначала была грекоязычная, примером чего могут служить Послание к Коринфянам свт. Климента Римского и Пастырь Ерма . Богослужение и чтение Св. Писания также совершались изначально на греческом, как это видно из Первой Апологии св. Иустина Мученика (I Apol., 65–67) и из канона Муратори 57 . Однако уже в I веке в Римской церкви начинается постепенный переход на латынь. Самая ранняя стадия этого процесс происходит на уровне простого разговорного языка 58 . Когда христианство было впервые проповедано в Риме в 30–40х годах, большая часть его населения была иноземного происхождения и первую христианскую общину в Риме составляли выходцы из восточных провинций Римской империи 59 . Поэтому греческий язык, который в то время был основным языком межнационального общения, естественным образом стал официальным языком Римской церкви и богослужения. Но к середине II века греческий язык все меньше и меньше слышался на улицах города, о чем говорят многочисленные намеки в Пастыре Ерма , увидевшем свет приблизительно в то время. Действительно, изменение происходило столь стремительно, что вскоре возникла потребность в переводе Св. Писания на латынь. Свидетельством тому могут служить цитаты из Св. Писания в латинском переводе Послания к Коринфянам свт. Климента Римского , сделанном в середине II века 60 . Ситуация коренным образом изменяется в III веке, когда латынь становится официальным языком Римской церкви. Письма Римских епископов перестают писаться исключительно на греческом. После мученической кончины папы Фабиана во время гонения Декия (250–251 гг.), когда римская епископская кафедра пустовала, римский клир пишет несколько посланий к свт. Киприану Карфагенскому на латыни 61 . Вскоре после этого возникает обширная переписка на латыни между свт. Киприаном и папой Корнилием, а затем и папой Стефаном по вопросу церковных расколов и крещения еретиков 62 . Подобные изменения происходят и в области богословия. Римский юрист африканского происхождения Минуций Феликс в конце II – начале III века пишет одну из первых латинских апологий – диалог Октавий 63 . Хотя в первой половине III века известный римский богослов и антипапа св. Ипполит продолжает писать на греческом, его соотечественник Новациан, также антипапа, пишет первые богословские трактаты на латыни. Более того, в своем трактате De Trinitate («О Троице») 64 он приводит множество цитат из латинского перевода Св. Писания, уже существовавшего в то время. Сами трактаты Новациана красноречиво говорят о расцвете римского латинского богословия, правда, испытавшего определенное североафриканское влияние. Что касается богослужебного языка, то переход на латынь здесь совершился гораздо позже – во второй половине IV века, не ранее понтификата папы Дамаса (366–384 гг.) 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Макарьино (Кожа, Кожский погост). Храмовый комплекс Климентовской и Крестовоздвиженской церквей с колокольней в Макарьино (Усть-Коже). /// Объект утрачен Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1695 и 1769. Год утраты:1985 (сгорел целиком от детской шалости) Адрес: Архангельская область, Онежский район, село Макарьино Координаты: 63.617714, 38.681577 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Климента, Папы римского в д. Макарьино Онежского района Архангельской области Деревянная церковь на подклете, построенная в 1695 году. Четверик, завершенный восьмериком, несущим рубленый шатер, с пятигранным алтарем, крытым бочкой. С севера и запада была охвачена крытыми папертями. При перестройках обшита тесом. Отдельно стоящая колокольня относилась к конце XVII - нач. XVIII вв., в XIX в. перестроен ее купол. Закрыта не позже 1930-х годов. Сгорела в 1985 году. Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Макарьино. Деревянная церковь на подклете, сооруженная в 1769 году. Высокий четверик, завершенный кубоватой кровлей с пятиглавием, с пятигранным алтарем, крытым бочкой. С запада к церкви примыкала трапезная. В XIX в. трапезная расширена, стены обшиты тесом. Закрыта не позже 1930-х годов. Сгорела в 1985 году. Главка Крестовоздвиженской церкви демонтирована и увезена в Малые Карелы. По материалам сайта Храмовый «тройник» - центр бывшего Кожского прихода: шатровая церковь Святого Климента, папы Римского (1695 г.), колокольня (1695 г.) и пятиглавая кубоватая Крестовоздвиженская церковь (1769 г.). Храмовый комплекс располагался (в 1985 г. он полностью сгорел) на высоком (ок. 10 метров) левом берегу р. Кожи у села Макарьино, в трёх километрах от деревни Усть-Кожа (Чирковская). Село Макарьино – небольшое поселение в 18 дворов (на 1920 г.), расположившееся в месте слияния Кужручья и р. Кожи, на левом её берегу. Кроме двух этих поселений в приход входили ещё шесть деревень: Семёновская (Глотово), Филимоновская (Кислуха), Ефимовская (Остров), Сидоровская, Петровская (Верхний Двор) – на р. Коже; Чижиково – на р. Онеге. В 1920 году на территории бывшего Кожского прихода насчитывалось 1073 жителя, дворов – 248. Эти деревни в своё время относились к Кожеозерскому Богоявленскому монастырю. Люди занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, заготовкой и сплавом леса. В Чижиково шили лучшие в районе лодки.

http://sobory.ru/article/?object=38399

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010