Беседа LXIII. О девятом члене символа веры. О единомыслии и единодушии членов церкви Христовой Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь . В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами о единстве Церкви и о том, что это единство налагает на нас обязанность блюсти единение духа в союзе мира ( Еф.4:3 ). Побеседуем теперь о том, в чем же именно должно выражаться наше единение между собою, как членов Церкви Христовой? Оно должно выражаться, братие, в согласном исповедании веры и в общении любви между нами. Сам Господь наш Иисус Христос, проповедуя учение Свое, выражал желание, чтобы верующие в Него были единомысленны между собою. Аз славу, юже дал еси Мне, говорил Он в молитве Богу Отцу о верующих, дах им: да будут едино, якоже Мы едино есмы. Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси, и возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил ecu ( Ин.17:22–23 ). Иисус Христос преподал людям положительное учение веры. Посему нужно всем одинаково принимать это учение. Так учил и Сам Иисус Христос и апостолы «Кто не со Мною, тот против Меня ( Мф.12:30 )», – говорил Иисус Христос. Если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал.1:8 ), – учил апостол Павел. Посему апостолы убеждали верующих, чтобы они были единомысленны в учении Христовом. Апостол Павел писал Ефесянам, чтобы они в понимании учения Христова не отступали от других, чтобы всякий понимал его так, как все святые, то есть совершеннейшие христиане ( Еф.3:18 ). Тот же апостол писал Коринфянам: молю (же) вы, братие именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в томже разумении и в тойже мысли ( 1Кор.1:10 ). К такому же единомыслию призывали христиан и ученики апостолов; напр., св. Климент римский писал Коринфянам: «к чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не един ли у нас Бог и един Христос, и един Дух благодати, излаянный на нас, и едино звание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены?» (Пр. догм. Богосл. II т. 236 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

8-е Свв. Апп. от 70: Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта и Ермия «Привтствуйте Иродиона, сродника моего», пишет св. Апостол Павел в послании к Римлянам ( Рим.16:2 ). Иродион был родом из города Тарса Киликийского; он был рукоположен св. Ап. Петром в епископы городу Патре, в нынешней Ливадии, называвшейся тогда Ахайской областью. Много потерпел он преследований от Иудеев и язычников. Однажды был замучен ими до полусмерти, но по благодати Божией оправился и последовал за св. Ап. Петром в Рим, для проповедования Евангелия. В день распятия Ап. Петра был взят вместе с Апост. Олимпом и многими другими христианами и осуждён на казнь. Всем им отсекли головы мечом. Тела их были с честью погребены св. Климентом, учеником св. Ап. Петра, который был взят и присуждён к смерти вместе с другими христианами, но был помилован, отпущен с места казни живым, потому-что приходился родственником императору. «Между тем, как мы пребывали у них (у диакона Филиппа – в Кесарии, четыре дочери которого пророчествовали), – пришёл из Иудеи некто пророк, именем Агав, и вошедши к нам, взяв пояс Павлов и, связал себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот Пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» ... ( Деян.21:10–11 ). «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян.11:27–28 ). Из исполнившихся в своё время предсказаний видно, что Апостол Агав, проповедовавший Евангелие в странах вокруг Иудеи, был одарён свыше пророческим даром. Апостола Руфа, бывшего епископом в Фивах, так воспоминает св. Ап. Павел в своём послании к Римлянам, Рим.16:13 : «приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою». Апостолов: Асинкрита, бывшего епископом в Иркании, Флегонта, бывшего епископом в Марафоне, Ермия, епископа Далматского, также вспоминает св. Апост. Павел в послании к Римлянам, Рим.16:13 : «приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ермия , и других с ними братьев».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть О личной трагедии апостола Петра: мужество покаяния 11.07.2019 687 Когда Христос был предан Иудой, арестован на страдания и крестную смерть, его оставили все апостолы и последователи, и даже Петр, про которого Господь говорил: Ты - Петр, на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18), трижды отрекся от любимого Учителя. В Иерусалиме стражники привели Иисуса к зятю первосвященника Анне, который первым начал допрашивать Его, и следовавшие за ними Петр и Иоанн оказались во дворе у костра, где грелись рабы и слуги. Одна служанка, увидев Петра, сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. (Мф. 26:34) И, выйдя вон, горько заплакал. (Лк.22:56-62) Весть о его отречении быстро распространилась среди иудеев. Когда Петр проходил мимо, при встрече с ним люди кукарекали, напоминая о позоре, который он пережил. Ученик Петра, святой Климент, свидетельствует, что в течение всей последующей жизни, когда ночью пел петух, Петр со слезами падал на землю, рыдал, каялся и просил прощения за свой малодушный поступок, хотя был прощен Самим Иисусом Христом вскоре после Его Воскресения. Для некоторых история отречения Петра служит поводом оправдать свое неверие, мол, даже если первоверховный апостол предал, чего ждать от других? Но если внимательно посмотреть на события того страшного позорного для Петра дня, все окажется совсем не так однозначно, как кажется на первый взгляд. В страшную ночь на Елеонской горе, когда все остальные апостолы разбежались, Петр оказался единственным, кто осмелился поднять меч против жаждущей расправиться с Иисусом до зубов вооруженной толпы. Из всех, кто там был, один Петр, которому грозила реальная смерть, последовал за своим Учителем после Его ареста.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/12/o_li...

Так установлено великое и страшное таинство тела и крови Христовой. На этой же вечери: Спаситель умыл ноги своим ученикам, чтобы показать им пример смирения; предсказал Петру троекратное отречение от Него; указал своего предателя, объяснял ученикам всю глубину, все значение любви, которая должна лечь в основу Его Церкви, в этой, и чудно-трогательной, и недосягаемо-высокой, беседе, которая начинается словами: «Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в нем» и т. д. Затем, с пением псалмов, они пошли на гору Елеонскую, где и совершилось Его предание Иудою. Подробности обо всем этом у евангелистов: Матфея ( Мф. 26:2–37 ), Марка ( Мк. 14:12–32 ), Луки ( Лк. 22:7–40 ), Иоанна ( Ин.13:14 ). Но еще прежде, чем Спаситель установил это великое и страшное таинство, Он уже объяснял в беседах к народу значение Своего Тела и Своей Крови в этом таинстве. Вот Его слова: «истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небеси, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небеси: ядущий хлеб сей будет жить во век. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем. Как послал Меня живый Отец и Я живу Отцем: так и ядущий Меня будет жить Мною. Ядущий хлеб сей жить будет во век» ( Ин. 6:47–58 ). Теперь, прежде чем буду говорить о том, как совершалось таинство Тела и Крови Христовой в первые времена христианства, приведу об этом свидетельство святого Прокла, архиепископа Константинопольского 171 . Свидетельство его, как ученика св. Иоанна Златоустог о, чрезвычайно важно. О предании божественной литургии «Многие и другие священные пастыри и учители Церкви, преемники святых апостолов, оставив в письмени изложение таинственной литургии, предали оное Церкви; но первые и славнейшие из них суть: блаженный Климент 172 , ученик верховного из апостолов и преемник, писавший со слов св. апостолов; божественный Иаков, наследовавший Иерусалимскую Церковь и первый ее епископ, поставленный от первого и великого архиерея Христа Бога нашего 173 ; Великий Василий, который после предшественников своих, усматривая, что люди сделались беспечными и пристрастными к земному, и потому отягощаются продолжительностью литургии, предал оную в сокращенном виде, не потому, чтобы находил ее слишком длинной, но потому, что желал пресечь леность, с давнего уже времени появившуюся в собирающихся для молитвы и поучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Употребленное Иринеем и Папием по отношению к Марку слово ρμηνευτς (переводчик, толкователь) 5 может означать, что Петр плохо говорил на греческом и нуждался в переводчике, особенно в своих миссионерских путешествиях. Однако это совсем не обязательно: как уроженец преимущественно грекоязычной Вифсаиды, он мог владеть греческим с рождения 6 . Возможно, авторы II века имели в виду, что Марк записал на греческом языке истории, которые Петр рассказывал на арамейском 7 . Ириней считал, что Евангелие от Марка было написано после смерти Петра 8 , которая произошла между 64 и 67 годами. Климент Александрийский , напротив, относил это Евангелие ко времени пребывания Петра в Риме (ок. 45–65 гг.) 9 . О том, что Евангелие от Марка передает рассказ Петра о происходивших событиях, свидетельствуют, во-первых, многократные упоминания Петра в тексте этого Евангелия: Петр выступает в качестве представителя группы учеников; к нему Иисус нередко обращает слова, адресованные всем ученикам; он часто говорит от имени всей группы ( Мк. 8:29–33 ). В некоторых случаях Петр обращается к Иисусу, но ответ Иисуса адресован всей группе ( Мк. 10:28–31; 11:20–26 ). В Гефсиманском саду Иисус, согласно Марку, обращается сначала к Петру, но потом ко всем ученикам: «Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» ( Мк. 14:37–38 ). В параллельных повествованиях других Евангелистов слова Иисуса обращены ко всем трем ученикам. Во-вторых, Марк иногда говорит не только о действиях Петра, но и о его внутренних переживаниях, выделяя его при этом из группы других участников действия: «При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе» ( Мк. 9:5–6 ). Здесь Петр является выразителем общего настроения, однако если всех троих упоминаемых в рассказе учеников объединяет чувство страха, то только у Петра оно сочетается с радостью («хорошо нам здесь быть») и недоумением («ибо не знал, что сказать»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Апостолы Павел и Варнава после молитвы и поста оставили христиан Антиохии, Листры и Иконии ( Деян.14: 21–23 ). Корнилий сотник пред своим крещением постился около четырех дней ( Деян.10:30 ). 9. Как говорит о своем посте ап. Павел? «Был часто в посте» ( 2Кор.11:27 ). «Являем себя в постах»... ( 2Кор.6:5 ). «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). 10. Какой совет дает ап. Павел о посте мужу и жене? «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ). 11. Откуда видно, что у первых христиан было особое время для поста? « ...Плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел... » ( Деян.27:9 ). 12. С какою целью Церковью установлены общие для христиан посты? 1. Для единодушия: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим.12:15 ). 2. Для устранения соблазна: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» ( 1Кор.8:13 ). История Церкви и свидетельства св. отцов с несомненностью доказывают апостольское происхождение св. постов. 69-е апостольское правило о Великом посте говорит так: «Аще кто епископ, или пресвитер или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу пред св. Пасхою или в среду или в пяток, кроме препятствия от немощи телесные: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Св. Игнатий Богоносец , поставленный в 66 году по Рождестве Христовом в епископа Антиохийского, в послании к Филиппийцам дает такое наставление о посте: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». О Петровом посте в постановлениях апостольских говорится так: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу, а после нее одну седмицу поститесь: ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления» (5 кн. 20 гл.). Седмица эта – первая неделя Петрова поста. История древней христианской Церкви представляет многочисленные примеры великого постничества и высокого подвижничества, благодаря чему постники удостаивались божественных откровений, даров прозрения, исцеления и высочайшей святости. Евангелист Матфей, по свидетельству св. Климента Александрийского , питался одними только хлебными семенами 48 . Ап. Иаков воздерживался от мяса и вина 49 . Первенствующие христиане Александрийские, по постановлению Евангелиста Марка, вкушали пищу только к вечеру, а мяса и вина вовсе не употребляли 50 . 2. Монашество

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

(524) под рукою фараона в качестве рабов ( Быт.15:13 ). Христианство , от начала апостольской проповеди до Константина, первого царя христианского, более двухсот лет терпело жестокое гонение; последующие, хотя слабее, но также много лет были [гонимы], помимо гонения при Юлиане Отступнике. Великий Павел был гоним тридцать пять лет и ежедневно умирал ( 1Кор.15:31 ); а ты за пять лет 1060 теряешь мужество? Многострадальный Климент был мучим двадцать восемь лет 1061 ; а ты ослабеваешь в короткое время? И достанет ли мне времени исчислить деяния других мучеников? Разве ты не слыхал о терпении Иова? Не страдал ли он пятнадцать лет или еще более от дурной язвы, кроме других бедствий, постигших его, и притом не сознавая за собой никаких злых дел, а, напротив, весьма много добрых? Какое же было к нему изречение? «Чтобы тебе, сказано было, оказаться праведным» ( Иов.33:32 ). Так и ныне Промысл как бы просеивает нынешних людей, чтобы отбросить оставшиеся еще плевелы, чтобы осталась чистая пшеница (ср. Мф.13:25–40 ). Не слышишь ли, что говорит Он Иеремии? Вложи я в горнило, и смотри, аще искушено есть, имже образом искушен бых о них ( Зах. 11:13 ) 1062 . Потерпим еще, мужественные воины Христовы. Дние яко сень преходят ( Пс.143:4 ), хотя гонители и думают, что они ждут. Если Меня гнали, говорит Господь, будут гнать и вас; [Col. 1229] если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня ( Ин.15:20–21 ). Ибо поистине они не знают, что Бог и Отец послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных ( Гал.4:4 ), чтобы Он приобрел вселенную Отцу Своему. Иначе они не отвергали бы того, что он может быть изображаем. Ибо никто из рожденных от жены не бывает неизобразимым, если не будет выкидышем. (525) Так, братия, будем приготовлять себя и так будем утешать себя словами Спасителя нашего Иисуса Христа, ожидая воздаяния. Вы знаете, каков Леонтий: это род евнухов, не только бесчестный, как сказал некто из богоносных мужей 1063 , но и отрекшийся от Христа и не довольствующийся этим, но и жестоко терзающий братьев наших. Прежде ученик ныне иудействующий отступник; бывший в числе преимуществующих братьев ныне больше всех судий против братьев; называвший икону не просто, но святою иконою Христа ли, Богородицы или кого-либо из святых теперь сожигает их, истребляет, хулит, как неистовый зверь. Поэтому он и императору любезен, и над монастырями нашими 1064 начальствует, и всё делает, несчастный, к оскорблению Христа. Но увы мне! От меня постыдные дела его. Впрочем, он подобен родившему его по плоти; ибо и тот в прежние времена был начатком нечестия, сходного с Ермиевым 1065 . Оба они беснуются; и Бог не соединяет ворона с голубем, но подобное с подобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Глава III Печальное состоянию Коринфской Церкви вследствие возмущения, происшедшего из зависти. Вся слава и широта дана была вам, и исполнилось, что написано: " он ел и пил, разжирел и растолстел, и сделался непокорен возлюбленный " (Втор. 32, 15) А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор, гонение и возмущение, война и плен. Таким образом, люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные против славных, глупые против разумных, молодые против старших. Поэтому удалились правда и мир, - так как всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его, и не ведет жизни, достойной Христа, но каждый последовал злым своим похотям, допустив снова беззаконную и нечестивую зависть, чрез которую и смерть вошла в мир (Прем. 2, 24). Широта (υο) у отцов Церкви часто означает радостные состояния сердца. См. Ермы Pastor, mandat. V. I. 3десь, как и в других местах, Климент приводит библейские слова по тексту 70 толковников, впрочем, не с буквальною точностью. Глава IV Много зла произошло от зависти и в древние времена. Ибо так написано: " и было спустя несколько дней, приносил Каин от плодов земли жертву Богу: и также Авель приносил от первородных овец и от туков, их; и призрел Бог на Авеля и на дары Его; на Каина же и на жертвы его не посмотрел. И весьма опечалился Каин. и опало лицо его. И сказал Бог Каину: что ты стал печален, и отчего опало лицо твое? Не согрешил ли ты. если ты хотя правильно принес жертву, по неправильно разделил? Успокойся. К тебе обращение его и ты будешь обладать тем. И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле; и было в то время, как они находились на поле, восстал Каин на Авеля брата своего и убил его " (Быт. 4, 38). Видите, братья, ревность и зависть произвели братоубийство. По причине зависти отец наш Иаков убежал от лица Исава, брата своего (Быт. 27, 41 и сл.). Зависть была причиною, что Иосиф гоним был на смерть и подвергся рабству (Быт. 37). Зависть принудила Моисея бежать от лица фараона, царя египетского, когда услышал он от единоплеменника своего: " кто поставил тебя решителем или судьею над нами? Не хочешь ли убить меня, как убил вчера египтянина? " (Исх. 2, 14). За зависть Аарон и Мариам жили вне стана (Чис. 12, 1415). Зависть Дафана и Авирона живых низвела в ад за то, что они возмутились против Моисея, служителя Божия (Чис. 16, 33). По причине зависти Давид не только подвергся ненависти иноплеменных, но был гоним и от Саула, царя израильского (1 Цар. 18, 8 и сл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/943/...

Ипполит Римский (О Христе и Антихристе, 26): “Показывает власть, данную Отцом Сыну (Мф 28:18), Который поставлен царём небесных, земных и преисподних (Флп 2:10) и судиёю всех. Небесных потому, что Слово Отца существовало прежде всех, земных — потому, что Оно родилось человеком в человеках, обновляя Собою Адама, преисподних — потому, что Оно в мёртвых вменилось, благовествуя душам святых (1 Пет 3:19) и смертию Своею побеждая смерть”. Ориген (О началах, 2.5.3) обличает еретиков такими словами: “пусть не уклоняются в то, что они говорят, будто Бог, воздающий каждому по заслугам, воздаёт злом за зло по ненависти к злым, а не потому, что согрешившие нуждаются во врачевании более или менее суровыми средствами, и по этой причине к ним применяются меры, в настоящее время под видом исправления причиняющие, по-видимому, чувство страдания. Они не читают, что написано о надежде погибших в потопе, о каковой надежде сам Пётр, в своём первом послании, говорит так: и Христос, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение спасает (1 Пет 3:18–21)”. Косвенно подтверждают такое толкование и другие авторы, которые, не ссылаясь прямо на 1 Петра, говорят о сошествии Христа во ад и о Его проповеди умершим как о принципиально важном элементе христианской веры. Об этом, к примеру, пишут Иустин Мученик (Диалог с Трифоном иудеем, 72.1), Тертуллиан (О душе, 7.3); анонимный апокриф “Послание апостолов” (27); священномученик Ириней Лионский (Против ересей, 4.27.2: “Господь нисшёл в преисподняя земли, благовествуя и здесь о Своём пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него”; см. также Против ересей, 3.20.4; 4.33.1; 4.33.12; 5.31.1) При этом Долтон утверждает, что до Климента Александрийского христианские богословы вовсе не связывали схождение Христа во ад с этим отрывком; мы в самом деле не можем найти таких цитат, которые бы на это указывали. Зато о том, какую существенную роль играет в православной традиции тема сошествия Христа во ад, существует работа, в которой, в частности, сказано: “В богослужебных текстах Православной Церкви неоднократно подчёркивается, что, сойдя во ад, Христос открыл путь ко спасению для всех людей, а не только для ветхозаветных праведников” 4 .

http://pravmir.ru/chto-i-komu-vozveshhal...

Последний ветхозаветный пророк, ангелоподобный Малахия, также говорит об этой таинственной книге: «Внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» ( Мал. 3, 16 ). Так написано в Ветхом Завете об этой невидимой книге. Не меньше упоминается эта книга в Новом Завете. Особенно у апостола Павла и апостола Иоанна Богослова. Пишет святой Павел филиппийцам о своих сотрудниках, «подвизавшихся», говорит, «со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни» (ср.: Флп. 4, 3 ). Быть изглаженным из этой книги – значит быть отъединенным от Христа и Его Царства. В этом смысле сказаны и слова Павловы о нем самом и о народе израильском: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим. 9, 3 ). Святой Иоанн, тайнозритель, в своих видениях, превосходящих все, что когда-либо смертный человек мог увидеть и предвидеть от сотворения мира до конца света, слышал от Христа и эти слова: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» 805 . Только тот и войдет в Царство и в бессмертную жизнь, чье имя назовет Христос. Об этом свидетельствует и притча о богаче и Лазаре 806 . Господь не хотел упомянуть мирское имя немилосердного богача, и богач попал в ад. Упомянуто имя убогого нищего Лазаря, и душа Лазаря отошла в Царство жизни и света. Видение книги. «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» 807 808 . Только Агнец Божий был достоин снять печати с этой таинственной книги. И когда Он снимал их, происходили различные события на земле. Книга исторических судеб народов и людей – не она ли та таинственная книга? Незаписанные и записанные в книге жизни. Когда перед концом времени появится зверь «с семью головами и десятью рогами» 809 , видел святой апостол Иоанн, то «поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца» ( Откр. 13, 8 ). Таинственная книга эта, следовательно, есть книга Агнца, то есть Христова книга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010